В процессе проектной деятельности можно выделить несколько линий развития личности ребенка дошкольного возраста:
Социальное развитие: развитие самопознания и положительной оценки; овладение способами внеситаутивно-личностного общения; высокий уровень коммуникативной компетентности; осознание функции речи (индивидуальные проекты).
Физическое развитие: развитие осознанного отношения к своему здоровью; формирование потребности в здоровом образе жизни; совершенствование процесса развития двигательных способностей и качеств (ролево-игровые проекты).
Познавательное развитие: систематизация знаний, стимулирующая развитие познавательных и творческих способностей; развитие способности к практическому и умственному экспериментированию и символическому моделированию, речевому планированию, логическим операциям (групповые проекты).
Эстетическое развитие: углубленное приобщение к искусству, многообразию художественных образов; овладение различными видами художественной деятельности; развитие способности к эстетической оценке художественной деятельности (творческие, комплексные проекты).
По продолжительности проекты бывают краткосрочными (одно или несколько занятий, 1-2 недели), средней продолжительности (1-3 месяца), долгосрочные (в течение года).
Основной целью проектной деятельности в дошкольных учреждениях является развитие самостоятельной, творческой личности ребёнка, которое определяется задачами развития и задачами исследовательской деятельности детей.
Вывод: Знания, приобретённые ребёнком в свободной, самостоятельной деятельности, являются источником новых интересов, особенно интеллектуального свойства. В связи с этим возрастает период времени, в течение которого ребёнок остаётся активным и хочет продолжать работу над проектом. В основе проектной деятельности лежит совместная деятельность ребёнка и взрослого, совместное решение проблемы и только когда ставится цель, есть желание её достичь в этом случае проблема становится проектом. Особенности организации проектной деятельности детей старшего дошкольного возраста Метод проектов можно использовать в работе со старшими дошкольниками. Этот возрастной этап характеризуется более устойчивым вниманием, наблюдательностью, способностью к началам анализа, синтеза, самооценке, а также стремлением к совместной деятельности. У ребенка старшего дошкольного возраста возрастает и усложняется познавательная активность. Восприятие становится осмысленным, целенаправленным, анализирующим. В нем выделяются произвольные действия – наблюдение, рассматривание, поиск. Восприятие в этом возрасте можно специально организовывать, что способствует лучшему пониманию. Формируется самооценка, самолюбие. Повышаются мотивы достижения успеха, соревнования, соперничества, мотивы, связанные с усваивающимися в это время моральными нормами. Особую значимость при этом имеет метод проектно - исследовательской деятельности, который позволяет дошкольникам овладеть организацией практической деятельности по всей проектно-исследовательской и технологической цепочке - от идеи до её реализации в модели, изделии (продукте труда).
В проекте можно объединить содержание образования из различных областей знаний, кроме того, открываются большие возможности в организации совместной познавательно-поисковой деятельности дошкольников, педагогов и родителей.
В практике дошкольной педагогики условно выделяются четыре группы проблем: семья, природа, рукотворный мир, общество и его культурные ценности. Темами совместного проектирования могут быть альбомы рисунков, фотографий и рассказов («Домашние любимцы», «Путешествие к морю», «Зимние развлечения», «Мои друзья», «Декоративно-прикладное искусство» и т.д.), которые можно рассматривать, показывать родственникам друзьям, использовать в качестве наглядности на занятиях; изготовление макета по русским сказкам; изготовление поделок из различного материала, в том числе и из природного «Красивое - своими руками», «Мастерим сувениры сами»; роспись по дереву «Волшебные узоры», которые можно использовать в качестве украшения интерьера или в качестве подарков к празднику или дню рождения.
В зависимости от доминирующих методов, - используемых в работе над проектом — игровых, творческих, познавательных, можно предложить следующую типологию и тематику проектов.
Игровые: -«Игра-путешествие в подводное царство»; -сюжетно-ролевая игра «Театр»; - игра «Строим город будущего»; -«Путешествие в древний мир»; - «Строим сказочный снежный городок».
Творческие: -осенний (весенний, зимний) вернисаж; - музыкальная сказка (по выбору); - настольный театр (придумывание сказки, изготовление персонажей, декораций и показ спектакля малышам и родителям); -«Веселая ярмарка»; -создание фильмотеки рисованных диафильмов; -фестиваль искусств «Весенняя капель».
Познавательные; - журнал «Почемучка»;
-«Путешествие в Царство Математики»;
-конкурс «Моя родословная»; - «Красная Книга» (создание книги из рисунков редких и исчезающих видов растений, животных, птиц).
Работа над проектом, включающая составление обоснованного плана действий, который формируется и уточняется на протяжении всего периода, проходит несколько этапов: 1) постановка цели; 2) поиск формы реализации проекта; 3) разработка содержания всего учебно-воспитательного процесса на основе тематики проекта; 4) организация развивающей, познавательной, предметной среды; 5) определение направлений поисковой и практической деятельности; 6) организация совместной (с педагогами, родителями и детьми) творческой, поисковой и практической деятельности; 7) работа над частями проекта, коррекция; 8) коллективная реализация проекта, его демонстрация.
Используя метод проектов в работе со старшими дошкольниками, необходимо помнить, что проект — продукт сотрудничества и сотворчества воспитателей, детей, родителей, а порой и всего персонала детского сада. Поэтому тема проекта, его форма и подробный план действия разрабатываются коллективно. На этапе разработки педагогами содержания занятий, игр, прогулок, наблюдений, экскурсий, художественной деятельности и т.д., связанных с темой проекта, важно тщательно продумать и организовать в ДОУ предметную среду таким образом, чтобы она являлась «фоном» к эвристической, творческой и поисковой деятельности. Например, работая над проектом организации экологического музея, в книжном уголке можно поставить яркие книги — энциклопедии для детей, альбомы с изображением растений, животных, птиц, «Красную Книгу» природы. В игровом уголке необходимо систематизировать и поставить игры на экологическую тему. В «красном углу» групповой комнаты рекомендуется организовать «фитобар», а на коробочках с фиточаем наклеить изображение данного растения. «Официанты», подавая чай, будут рассказывать о его целебных свойствах, побуждая детей узнавать новые рецепты. Работая над творческим проектом по изготовлению художественных вещей (панно, картины, сувениров, подарков и др.), оформить выставку произведений декоративно-прикладного творчества, изобразительного искусства. В уголке для занятий разложить материалы дидактических игр, наглядности. Художественные материалы, инструменты и принадлежности в разнообразии и достаточном количестве будут способствовать интересу к занятиям творчеством.
На стене групповой комнаты или в приемной можно повесить плакаты экологического содержания (выполненные детьми). Картины, панно, рисунки. Оформить выставку лепных композиций, художественного конструирования, моделирования. Видя свои работы на выставке, дети будут чувствовать значимость своего труда, это помогает самореализации и самоактуализации личности.
Содержание сюжетно-ролевых игр тоже будет соответствовать тематике проектов.
-«Путешествие в подводное царство»; -«Путешествие на Луну»; -« Мастер украшения»; - « Путешествие в страну Китай» и тд. К организации поисковой, творческой, художественной деятельности детей необходимо подключать родителей и родственников, так как один ребенок с этой деятельностью не справится. По теме проекта воспитатель предлагает детям задания (приготовить макет лесной полянки, оформить альбом с рисунками, нарисовать плакат в защиту животных, собрать гербарий полевых цветов, которые в последующем пригодятся для работы в технике флористики). Ребята вместе с родителями на свое усмотрение выбирают задание. Прежде чем раздать задания, воспитатель должен их тщательно продумать. Важно, чтобы они были не слишком трудоемкими и выполнялись с «желанием и радостью», а в случае необходимости воспитатель мог предоставить справочный, практический материал или порекомендовать, где его можно найти.
В старшем дошкольном возрасте задачи обучения:
- развивать поисковую деятельность, интеллектуальную инициативу;
- развивать специальные способы ориентации- экспериментирование, моделирование;
- формировать обобщённые способы умственной работы и средства построения собственной познавательной деятельности;
- развивать способность к прогнозированию будущих изменений.
Формирование предпосылок учебной деятельности:
произвольности в поведении и продуктивной деятельности;
потребности в создании собственной картины мира;
навыков коммуникативного общения.
Формирование проектно-исследовательских умений и навыков:
выявить проблему;
самостоятельно искать нужное решение;
выбирать из имеющихся способов наиболее адекватный и продуктивно его использовать;
самостоятельно анализировать полученные результаты.
Последний этап проекта — защита — всегда самый зрелищный. На защиту можно пригласить гостей, родителей, малышей. Именно на этот момент приходится наивысшая точка эмоционального накала, и ее необходимо усилить социальной значимостью проекта. Следует объяснить, для кого и для чего он создавался и зачем он нужен. Форма защиты проекта должна быть яркой, интересной и продумана так, чтобы высветить и продемонстрировать вклад каждого ребенка, родителя, педагога.
Дидактический смысл проектной деятельности заключается в том, что она помогает связать обучение с жизнью, формирует навыки исследовательской деятельности, развивает познавательную активность, самостоятельность, творчество, умение планировать, работать в коллективе. Такие качества способствуют успешному обучению детей в школе.
Вывод: Организация проектной деятельности для детей старшего дошкольного возраста, имеет важное значение в развитии личности ребёнка, его самостоятельности, познавательной активности, развитии творческих способностей, что способствует успешной социализации и адаптации в жизни. Проектная деятельность в области, художественного образования обогатит уровень знаний, повысит интерес к исследовательской, изобразительной деятельности. Известно, что всё красивое дети воспринимают с интересом, удовольствием, тем более когда ребёнок сам причастен к созданию чего-либо нового, того что он ещё не делал сам.
Анализ опыта работы по организации проектной деятельности детей старшего дошкольного возраста в кружке
по декоративно-прикладному искусству Современная педагогика считает, что развитие личности ребенка является основной целью образования в любых его парадигмах. Личностно-развивающее обучение представляет собой наиболее распространенную образовательную стратегию на современном этапе развития отечественного образования.
Современная деятельность предъявляет новые требования к воспитанию: не подавляя авторитарно ребенка, его волю, воспитывать самостоятельную личность, учитывая и разумно направлять потребность и интересы ребенка, стремиться понимать его внутренний мир. Именно поэтому и видя, что ребятам интересно и нравится работать с народным творчеством, мы выбрали кружковую работу, куда дети ходят по желанию. Занятия обучающихся различными видами декоративно-прикладного искусства представляют большие возможности для их профессиональной ориентации, для развития их творческих способностей.
Для этого мы разработали программу работы кружка «Художники-умельцы». Основная новизна и актуальность реализуемой программы заключается в организации проектной деятельности на занятиях в кружке по декоративно-прикладному искусству.
Целью данной программы является формирование и развитие основ художественной культуры ребенка, развитие самостоятельности, познавательной активности, творческих способностей, эстетического вкуса через проектную деятельность в области декоративно-прикладного искусства.
Задачи: - формировать духовно-нравственное отношение и чувства сопричастности к культурному наследию своего народа через ознакомление с народными традициями декоративного- прикладного искусства; -воспитывать у детей эмоциональную отзывчивость и интерес к образцам декоративно-прикладного искусства. -развивать самостоятельность, художественно-творческие способности на основе проектной деятельности.
Тщательно изучив материалы, касающиеся истории развития различных народных промыслов; уточнили методы и приемы, используемые при изготовлении изделий декоративно-прикладного искусства (росписи, глиняных игрушек, мозаики и т.д.). Начали с организации развивающей среды. Изготовили практический материал: разработали дидактические и развивающие игры, папки с силуэтным моделированием, таблицы с элементами народных росписей. Оформили альбомы с иллюстрациями и фотографиями, изображающими изделия декоративно-прикладного искусства. Создали условия для самостоятельной деятельности детей (доступный материал для творчества, наличие его разных видов, глина, краски, карандаши, бумага разных цветов, силуэты изделий из бумаги). Были приобретены подлинные изделия декоративно-прикладного искусства (хохломская посуда, матрёшки, изделия, выполненные в технике мозаики и др.) Модели-плакаты для формирования умения планировать работу по реализации замысла. Для игровых и сюрпризных ситуаций, для мотивации детской деятельности и создания творческой активности изготовили кукол – королева Кисточка, Карандаш, Пачкуля, девочка-неумелочка, Незнайка и др.), подобрали различные сказки и легенды о промыслах.
В работе использовали различные методы и приемы: нетрадиционные приёмы рисования, объяснительно-иллюстративный, словесный, игровой, практический, проектирования, сотворчество.
Всю работу старались строить так, чтобы развитие ребенка было действительно гармоничным. Формы проведения занятий выбирали разные: путешествия (изготовили карту путешествия по городам России) по старинным русским городам, знаменитым на весь мир своими художественными промыслами, экскурсии в сказку, превращение в мастеров-художников. На занятиях решали познавательные, обучающие и творческие задачи.
Занятия в кружке по декоративно-прикладному искусству комплексно воздействуют на развитие ребенка. Они способствуют умственному, нравственному, эстетическому воспитанию детей, тонкому восприятию формы, цвета, веса, пластики. Развивают творческие способности детей.
Главное в работе, чтобы занятия приносили детям только положительные эмоции. Иногда дети очень огорчаются, если что-то не получается. Видя, что первые неудачи у детей вызывают раздражение или разочарование мы старались заботиться о том, чтобы их деятельность была успешной, - это укрепляет их уверенность в собственные силы. Мы задумались над тем, как можно раскрепостить детей, вселить в них ту самую уверенность в своем умении, заставить их поверить в то, что они очень просто могут стать маленькими художниками и творить чудеса. Повысить уровень познавательной активности, развить творческие способности, самостоятельность возможно, организовав совместную проектную деятельность с детьми, педагогами, родителями. Решение проблемных ситуаций повышает уровень мотивации к выполнению задачи по изготовлению продукта художественной деятельности ребёнка.
Занятия по данной программе, являясь развивающими, включают разнообразные игры: творческие, дидактические, импровизированные, сюжетно-ролевые, направленные на развитие у обучающихся культуры взаимоотношений, воображения, фантазии, художественно-эстетического вкуса, экологической культуры, творчества и пр. Именно игровые технологии способствуют сотворчеству и содружеству взрослых и детей (концептуальные положения Л.С. Выготского, Н.М. Таланчука).
Игровая обстановка способствует созданию комфортной эмоциональной атмосферы в детском творческом объединении, в которой дети входят в различные образы (мастера, художника, скульптора, экскурсовода). Входя в образ, ребенок в своем социальном развитии поднимается на ступеньку выше. Особенности возрастной группы детей
Программа ориентирована на возраст детей старшего дошкольного возраста с учетом их психологического и физического развития. Группа комплектуются с учетом возрастных особенностей детей. Методика работы с детьми старшего дошкольного возраста предполагает развитие способностей обучающихся к выполнению работ с нарастающей степенью трудностей. Дошкольники овладевают первичными навыками преобразовательной деятельности, осваивают умения по обработке различных материалов (бумага, ткань, картон, глина, солёное тесто и т.д.). Формирование проектной культуры дошкольников рассматривается в качестве предпосылки развития у них технологической и художественной компетентности в школьном возрасте.
При разработке программы учитывали принципы построения: актуальность, реалистичность, систематичность, активность, воспитывающий характер обучения, доступность, построение программного материала от простого к сложному, повторность материала, совместная проектная деятельность, контролируемость.
Большое внимание уделяется сохранению здоровья детей. С этой целью используется чередование видов деятельности, чтобы не было утомляемости обучающихся, для занятий имеется светлое, комфортное, проветриваемое помещение. Регулярно проводятся беседы по здоровому образу жизни, правилам дорожного движения, технике безопасности.
Одним из условий реализации программы является постоянное партнёрство с семьёй. Привлечение родителей к совместной деятельности способствует более плодотворной работе детей, именно семья является одним из основных факторов социализации личности ребёнка.
Общая результативность обучения по программе
У обучающихся появляется познавательный интерес к декоративно-прикладному искусству, развивается самостоятельность; дети эмоционально откликаются на красоту изделий профессиональных художников народных мастеров; вырабатывается избирательный художественно-эстетический вкус; развивается воображение и фантазия; приобретаются навыки здорового образа жизни; повышается уровень коммуникативной компетенции. Разнообразие художественной деятельности в декоративно-прикладном искусстве рождает у детей оригинальные идеи, развивает фантазию и воображение, вызывает желание придумывать новые композиции в оформлении работ. Работы получаются красочные и веселые. В детях видна ничем незамутнённая радость удовлетворения оттого, что и «это сделал Я – всё это моё!».
Совместная проектная деятельность в выполнении художественных изделий декоративно-прикладного искусства даёт большой толчок в развитии детского интеллекта, подталкивает на самостоятельную, творческую деятельность, учит их нестандартно мыслить.
Виды и содержание проектной деятельности детей старшего дошкольного возраста отражено в таблице 2.
Таблица 2
Программа организации проектной деятельности на занятиях кружка по декоративно-прикладному искусству «Художники-умельцы» в ДОУ с.Усугли с детьми старшего дошкольного возраста
Тематика прое-ктной деятельности
| Название проекта
| Вид проекта
| Участники
| Возраст детей
| Взаимодействие педагогов
| Продукт детской деятельности
| Сроки реализации
| «Народные художественные промыслы»
| «Сказочная птица»
| Творческий краткосрочный (2-3 занятия)
| Пр. «Худож
ники- умельцы», гр. детей, родители
| 6-7 лет
| Воспит. гр, педагог д/о по ИЗО, родители
| Оформление альбома, изготовление « Сказочной птицы»
| В течение недели
| «Из истории народной игру-
шки»
| Сувенир «Матрёшка »
| Исследовательский, творческий, краткосрочный (2-3) занятия
| Пр. «Художники-умельцы», гр. детей, родители
| 6-7 лет
| Воспит. гр., педагог д/о по ИЗО, родители
| Оформление альбома, выполнение сувенира «Матрёшка»
| В течение недели
| «Загадочный символ Китая»
| «Дракон из сказки к нам пришёл»
| Исследовательский, творческий, коллективный, средней продолжительности
( 4 недели)
| Пр. «Художники-умельцы», гр. детей, родители
| 6-7 лет
| Воспит. гр.,
педагог д/о, дети, родители
| Подготовка природного материала.
Выполнение панно в технике аппликация (морские ракушки, солома)
| В течение месяца
| «Искус-
ство мозаики»
| «Сокровища моря»
| Исследовательский, творческий, групповой, средней продолжительности
| Пр. «Художники-умельцы», гр. детей, родители
| 6-7 лет
| Воспит. гр.,
педагог д/о, дети, родители
| Изготовление декоративной вазы в технике мозаики, «ветки коралла»
| В течение месяца
| «Откуда появи-
лись куклы и какие они бывают?»
| «Галерея кукол»
| Исследовательский, творческий, групповой, среднесрочный
| Пр. «Художники-умельцы», гр. детей, родители
| 6-7 лет
| Воспит. гр., педагог д/о, дети, родители
| Оформление альбома. Изготовление кукол (обрядовых, кукол-петрушек, мимирующих, марионетки, кукол теневого театра).
| В течение 3месяцев
| Содержание программы включает систему занятий, которые сопровождаются проектной деятельностью детей и защитой творческих проектов.
|