дошкольного возраста в кружке по декоративно-прикладному искусству Задачи развития познавательного интереса, самостоятельности, творческих способностей детей старшего дошкольного возраста могут быть решены эффективно путём организации целенаправленной проектной деятельности в области изобразительного искусства в частности в декоративно-прикладном искусстве. Учитывая то, что дети старшего дошкольного возраста уже имеют основные навыки художественно-творческой деятельности, необходимые для развития их творчества. Становление их мышления и особенно такие мыслительные операции, как анализ, синтез, сравнение, уподобление, обобщение, делают возможным усложнение всех видов деятельности: игровой, художественной, познавательной. Они могут творить, используя разнообразные художественные материалы, с удовольствием занимаются художественным конструированием, с интересом работают с природным материалом, экспериментируют, своими руками создают красивые и полезные вещи. У детей развивается творческая выдумка, они могут делать подарки для своих близких, родных из природного материала, цветной бумаги и т. д., изделия для украшения интерьера детского сада, участвовать художественных в выставках, конкурсах и тд.
У ребенка старшего дошкольного возраста возрастает и усложняется познавательная активность. Восприятие становится осмысленным, целенаправленным, анализирующим. В нем выделяются произвольные действия – наблюдение, рассматривание, поиск. Восприятие в этом возрасте можно специально организовывать, что способствует лучшему пониманию. Формируется самооценка, самолюбие. Повышаются мотивы достижения успеха, соревнования, соперничества, мотивы, связанные с усваивающимися в это время моральными нормами. Особую значимость при этом имеет метод проектной деятельности, который позволяет дошкольникам овладеть организацией практической деятельности по всей проектно-исследовательской и технологической цепочке - от идеи до её реализации в модели, изделии (продукте труда).
Использование метода проектной деятельности позволяет активно развивать у дошкольников основные виды мышления, творческие способности, стремление самому созидать, осознавать себя творцом при работе с инструментами, материалами и принадлежностями. Совместная проектная деятельность в кружке по декоративно-прикладному искусству – это комплексный обобщающий процесс рационального сочетания репродуктивной и продуктивной деятельности, позволяющей комбинировать и соединять формальные знания с практическим опытом, в этом заключается её достоинство. Она основана на более гибкой организации образовательного процесса детей. В результате данного метода полнее обеспечиваются современные требования к развитию личности ребёнка, учитываются их индивидуальные интересы и способности, выполняются и осваиваются ими не только конкретные трудовые действия, но и в системе решаются разнообразные задачи.
В нашем эксперименте приняли участие дети старшего дошкольного возраста: экспериментальная группа – 10 человек. Дети данной группы выполняли творческие проекты на занятиях в кружке по декоративно-прикладному искусству.
Чтобы определить уровень творческого мышления, творческих способностей детей экспериментальной группы в самом начале нашего эксперимента мы провели тест Е.Туника «Творческое мышление» (см. Приложение1).
Первый замер мы сделали до начала исследования, а второй по окончании исследования.
Результаты теста оценивались с помощью четырёх факторов дивергентного мышления: беглость, гибкость, оригинальность и разработанность.
Беглость мышления (придумывать как можно больше…): генерирование большого количества идей; не один, а несколько уместных ответов.
Гибкость мышления (использовать различные подходы…): разнообразие типов идей; способность переходить от одной категории к другой; направлять мысль по обходным путям.
Оригинальность мышления (уникальные или новые способы мышления…): необычные ответы; оригинальные, нестандартные идеи; отступление от очевидного, общепринятого.
Разработанность мышления (добавлять к…): облагородить идею; приукрасить, чтобы сделать её более интересной, глубокой; расширить, добавить что-то к основной идее.
Для проведения теста нам понадобилось на каждого ребёнка взять по три листа формата А4. Начертить на каждом из них по четыре одинаковых квадрата. Под каждым квадратом поставить порядковый номер и начертить линию, чтобы написать название. В каждом квадрате нарисовать фигуры
(см. Приложение 1, рис3.1.)
Пригласить детей к тестированию следующими словами: «Усаживайтесь поудобнее за столики. Перед вами три листа с квадратиками. Постарайтесь в каждом квадратике нарисовать очень необычную картинку, которую никто другой не сможет придумать. Работайте в квадратиках по порядку. Используйте линию или фигуру, которая нарисована в квадратике. Вы можете дорисовать как угодно те фигуры, которые даны в квадратах. Можно раскрасить свои рисунки. После завершения работы для каждого рисунка придумайте название, а мы их запишем в строчке под картинкой». На задание даётся 25-30 минут. Обработка производится по пяти показателям, выраженным в баллах.
Беглость (Б)-продуктивность. Определяется путём подсчёта рисунков. Максимальный балл-12.
Гибкость (Г)-число изменений категорий рисунка (живое, механическое, символическое, видовое, жанровое). Максимально возможный балл-11.
Оригинальность (О)- расположение рисунка (внутри-снаружи). Максимальный балл-36.
Разработанность (Р)-симметрия-асимметрия. Максимально возможный балл -36.
Название (Н)-богатство словарного запаса (количество слов использованных в названии). Максимальный балл-36.
Было установлено, что до начала эксперимента никто из десяти детей не имел высокого уровня творческого мышления. У пяти детей наблюдался средний уровень творческого мышления (Егор, Алина, Алёна, Яна, Валерия), у пяти был низкий уровень творческого мышления ( Костя, Аня, Оля, Ксюша, Миша).
По окончании эксперимента использования технологии проектной деятельности в кружке по декоративно-прикладному искусству у троих детей повысился уровень творческого мышления, творческих способностей до высокого (Алина, Валерия, Алёна), у шести детей стал средний уровень творческого мышления, творческих способностей (Костя, Аня, Яна, Егор, Оля, Ксюша). У Миши показатели не повысились т.к. ребёнок из-за болезни часто пропускал занятия. Динамику развития творческого мышления можно проследить по показателям, приведенным в таблице 3.
Таблица 3
Имя ребёнка, возраст
| Показатели в баллах до начала эксперимента и после окончания эксперимента
| беглость
| гибкость
| оригинальность
| разработанность
| название
| Алина 6,5 лет
| 11,4
| 11,8
| 7,5
| 8
| 25
| 27
| 5,3
| 6,2
| 14
| 16
| Алёна 6 лет
| 11,3
| 11,7
| 7,6
| 7,9
| 25,3
| 26
| 5,4
| 6,3
| 13,9
| 15
| Валерия 6,5 лет
| 11,4
| 11,9
| 7,3
| 7,8
| 23,5
| 25,5
| 5,4
| 6
| 13
| 15
| Аня 6 лет
| 9,8
| 11,5
| 4
| 7,4
| 23
| 25,3
| 5,3
| 5,4
| 10
| 13,9
| Костя 6 лет
| 9
| 11,3
| 4,5
| 7,5
| 22
| 25
| 5,3
| 5,3
| 11
| 13,8
| Егор 6,5 лет
| 11
| 11,4
| 7
| 7,5
| 22,5
| 25
| 5,2
| 5,4
| 12
| 13,8
| Оля 6,5 лет
| 10,8
| 11,4
| 6
| 7,4
| 24
| 25
| 4
| 5,3
| 12
| 13,9
| Ксюша 6 лет
| 10,5
| 11,3
| 6,5
| 7,6
| 24,5
| 25,3
| 4
| 5,5
| 12
| 13,9
| Яна 6 лет
| 11
| 11,5
| 6,9
| 7,5
| 24
| 25,3
| 5,2
| 5,4
| 13
| 13,8
| Миша 6 лет
| 8
| 9,8
| 5
| 6
| 23
| 24
| 5
| 5,2
| 13
| 13,2
|
Средние показатели теста «Творческое мышление» для детей от 5 до 7 лет таковы:
Беглость - продуктивность -11,4 балла;
Гибкость - число изменений категорий рисунка – 7,6 балла;
Оригинальность -25,3 балла;
Разработанность - симметрия-асимметрия -5,4 балла;
Название - 13,9 балла.
Также мы провели диагностику (методику см. Приложение2) уровня развития познавательной деятельности каждого ребёнка до начала эксперимента и по его окончании, анализируя результаты отметили, что и в этом случае прослеживается положительная динамика развития. Например: у детей расширился кругозор; речь стала более содержательна, выразительна; дети стали активнее, самостоятельнее; стали лучше анализировать, сравнивать, обобщать; целенаправленно идут к достижению результата; результаты деятельности соответствуют поставленной цели; темп деятельности стал заметно выше. Общие сравнительные результаты по группе детей (10 человек), выраженные в процентах в таблице 4,5.
Таблица 4
Параметры развития познавательной деятельности
| Оценка уровня развития познавательной деятельности до начала эксперимента
| Выше среднего, средний
| Ниже среднего
| Низкий
| Очень низкий
| Кругозор
| 30%
| 60%
| 10%
| 0%
| Развитие речи
| 20%
| 50%
| 20%
| 10%
| Развитие познавательной активности
| 30%
| 40%
| 20%
| 10%
| Сформированность интеллектуальных умений (анализа, сравнения, обобщения, закономерностей)
| 20%
| 40%
| 40%
| 0%
| Произвольность деятельности
| 20%
| 60%
| 20%
| 0%
| Контроль деятельности
| 20%
| 70%
| 10%
| 0%
| Темп деятельности
| 60%
| 30%
| 10%
| 0%
| Таблица 5
Параметры развития познавательной деятельности
| Оценка уровня развития познавательной деятельности по окончании эксперимента
| Выше среднего, средний
| Ниже среднего
| Низкий
| Очень низкий
| Кругозор
| 70%
| 30%
| 0%
| 0%
| Развитие речи
| 40%
| 60%
| 0%
| 0%
| Развитие познавательной активности
| 70%
| 30%
| 0%
|
| Сформированность интеллектуальных умений
(анализа, сравнения, обобщения, закономерностей)
| 60%
| 30%
| 10%
| 0%
| Произвольность деятельности
| 50%
| 40%
| 10%
| 0%
| Контроль деятельности
| 70%
| 30%
| 0%
| 0%
| Темп деятельности
| 80%
| 20%
| 0%
| 0%
| |