Главная страница


Организация проектной деятельности в кружке по декоративно-прикладному искусству условиях доу



НазваниеОрганизация проектной деятельности в кружке по декоративно-прикладному искусству условиях доу
страница1/5
Дата18.04.2016
Размер0.61 Mb.
ТипДокументы
  1   2   3   4   5


Организация проектной деятельности в кружке по декоративно-прикладному искусству условиях ДОУ

(из материалов выпускной квалификационной работы, защищена в 2011году в ЗАБГГПУ им. Н.Г.Чернышевского)




Метод проектов не является принципиально новым в педагогической практике, но вместе с тем его сегодня относят к педагогическим технологиям 21 века как предусматривающий умение адаптироваться в стремительно изменяющемся мире. В 20-х годах прошлого столетия в педагогической практике С.Т. Шацкого, А.С. Макаренко др. отечественных педагогов метод проектов использовался в России в школьном и вузовском образовании. Он возник в США во второй половине 19 века. Его теоретической основой была «прагматическая педагогика» американского философа-идеалиста Джона Дьюи (1859-1952). Основные концептуальные положения его теории:

  • истинным и ценным является только то, что делает практический результат;

  • ребёнок в онтогенезе повторяет путь человечества в познании окружающего мира (от частного к общему, индуктивным методом);

  • усвоение знаний - это стихийный, неуправляемый процесс;

  • ребёнок может усваивать информацию только благодаря возникшей потребности в знаниях, являясь субъектом своего обучения.

Условиями успешности обучения согласно теории Д. Дьюи являются:

  • проблематизация учебного материала;

  • познавательная активность ребёнка;

  • связь обучения с жизненным опытом ребёнка;

  • организация обучения как деятельности (игровой, трудовой).

Таким образом, Д. Дьюи предложил по существу преобразование абстрактного, оторванного от жизни, направленного на простое заучивание теоретических знаний современного ему образования в систему школьного обучения «путём делания», которое обогащает личный опыт ребёнка и состоит в освоении им способа самостоятельного познания окружающего мира.

Основоположником метода проектов стал американский педагог У.Х. Кильпатрик. По его мнению, проект предполагает «энергичную, от всего сердца деятельность».

У.Х. Кильпатрик, полагал, что весь учебный процесс должен представлять собой ряд опытов, связанных таким образом, чтобы знания, приобретаемые в результате одного опыта, служили развитию и обогащению ряда последующих опытов. Обучение поэтому должно осуществляться через организацию целевых актов, включающих в себя:

-постановку проблемы;

-составление плана её реализации;

-оценку её выполнения.

Руководство самостоятельной деятельностью детей при решении этих проблем оставалось за педагогом.

У.Х. Кильпатрик выделял 4 вида проектов:

-созидательный (производительный);

-потребительский (рассчитанный на изготовление предметов потребления);

-проблемный (преодолевающий интеллектуальные затруднения);

-проект-упражнение.

Использование этих проектов, по мнению У.Х. Кильпатрика, не только подготавливает ребёнка к жизни его по окончании школы, но и помогает ему организовать жизнь в настоящем.

«Метод проектов» нашёл своё отражение в идеях отечественных учёных 20-х годов: Б.В. Игнатьева, В.Н. Шульгина, Н.К. Крупской, Е.Г. Кагарова, М.В. Крупениной. Советские педагоги считали, что критически преобразованный метод проектов сможет обеспечить развитие творческой инициативы и самостоятельности в обучении, связь теории с практикой.

М. Крупенина полагала, что метод проектов комплексно реализует такие педагогические принципы, как самодеятельность, сотрудничество детей и взрослых, учёт возрастных, индивидуальных особенностей детей, деятельностный подход, актуализация субъективной позиции ребёнка в педагогическом процессе, взаимосвязи педагогического процесса с окружающей средой.

По М. Крупениной проектный метод состоит из 5-ти этапов:

-постановка задачи;

-разработка самого проекта принятого задания;

-организация общественного мнения об осуществляемом мероприятии;

- непосредственно трудовая деятельность;

-учёт проделанной работы.

Трактовка сущности метода проектов с учётом расширения сферы применения метода от обучения до воспитания, развития личности ребёнка-способ организации педагогического процесса, основанного на взаимодействии педагога и воспитанника между собой и окружающей средой в ходе реализации проекта – поэтапной практической деятельности по достижению намеченных целей.

Педагогический процесс накладывается на процесс взаимодействия ребёнка с окружающим миром, освоение ребёнком окружающей среды (природной и социальной), педагогическое воздействие осуществляется в совместной с ребёнком деятельности, опирается на собственный опыт ребёнка. Работая по методу проектов, воспитатель осуществляет педагогическое сопровождение ребёнка в деятельности по освоению окружающего мира.

Н.Н. Поддьяков полагает, что чем успешнее развиваются различные формы взаимодействия ребёнка со взрослым-носителем высшей формы развития, тем выше и содержательнее становится собственная активность ребёнка.

Проект-замысел переустройства того или иного участка действительности согласно определённым правилам. В переводе с латинского «проект» означает «брошенный вперёд».

Проект – это цель, принятая и освоенная детьми, актуальная для них,- это детская самодеятельность, это конкретное практическое дело, поэтапное движение к цели, это - метод педагогически организованного освоения ребёнком окружающей среды, это - звено в системе воспитания, в цепи развивающей личность программы.[37]

Проектность - определяющая черта современного мышления. Проектное мышление, проектная деятельность – процесс обобщённого и опосредованного познания действительности, в ходе которого человек использует технологические, технические, экономические и другие знания для выполнения проектов по созданию культурных ценностей.

Учитывая возрастные особенности детей дошкольного возраста, не следует ставить пред ними слишком отдалённые задачи, требовать охватить одновременно несколько направлений деятельности. Но индивидуальные кратковременные проекты могут быть объединены в определённую систему -сложные длительные проекты или программы. Спецификой проектной деятельности является комплексный интегрированный характер (например, взаимосвязь экологического воспитания с эстетическим, экономическим воспитанием; практическая направленность, включение ребёнка в творческую деятельность, организация взаимодействия ребёнка с социальной средой).

Реализация проекта осуществляется в игровой форме, включением детей в различные виды творческой и практически значимой деятельности, в непосредственном контакте с различными объектами социальной среды (экскурсии, разведки, встречи с людьми разных профессий, игры на объектах социальной среды, практически полезные дела).

Проект может быть реализован в любом объединении дошкольников (в группе, подгруппе, одновременно в нескольких группах, по всему учреждению, между несколькими учреждениями, с привлечением родителей дошкольников, посещающих ДОУ, в социуме микрорайона и т.д.), может быть разделён на несколько возрастных уровней их реализации.

Суть проектной деятельности состоит в том, что ребёнок в процессе работы над проектом постигает реальные процессы, объекты и т.д. Оно предполагает проживание ребёнком конкретных ситуаций преодоления трудностей; приобщение его к проникновению вглубь явлений, процессов, конструирование новых объектов, процессов и т.д. [32]

Логика построения деятельности дошкольников при выполнении проектов должна соответствовать общей структуре проектирования.

Л.С. Киселёва, Т.А. Данилина, Т.С. Лагода, М.Б. Зуйкова выделяют четыре этапа проектной деятельности:

Основные этапы:

1. Целеполагание

- помощь педагога в выборе ребёнком актуальной и посильной задачи на определённый отрезок времени; осознание детьми, зачем и почему им надо выполнять проект; каково его значение в их жизни и жизни общества; перед ними ставится цель – получение в итоге деятельности полезного продукта, который может носить как социальный, так и личностный характер.

2. Разработка проекта - план деятельности по достижению цели

- кто поможет, где найти информацию, какие предметы использовать, какими предметами научиться работать; определение последовательности технологических операций.

3. Выполнение проекта – практическая часть

- выполнение технологических операций.

Цель - качественное и правильное выполнение трудовых операций.

Предмет деятельности - создаваемый материальный продукт, знания, умения и навыки.

Средства- инструменты, материалы, с которыми работает ребёнок.

Результат-приобретение знаний, умений, навыков.

4.Заключительный этап.

Подведение итогов. Испытание проекта. Презентация – защита своего проекта перед сверстниками, или воспитателями, родителями. Определение задач для новых проектов.

В настоящее время проекты классифицируются:

а) по составу участников;

б) по целевой установке;

в) по тематике;

д) по срокам реализации.

В практике современных дошкольных учреждений используются следующие типы проектов:

  1. исследовательско-творческие: дети экспериментируют, а затем оформляют результаты в виде газет, драматизации, детского дизайна;

  2. ролево-игровые (с элементами творческих игр, когда дети входят в образ персонажей сказки и решают по-своему поставленные проблемы);

  3. информационно-практико-ориентированные: дети собирают информацию и реализуют её, ориентируясь на социальные интересы (оформление и дизайн группы и др.)

  4. творческие проекты: (оформление результата в виде готового продукта деятельности (изделие), детского праздника, детского дизайна и т.д.)

Смешанные типы проектов по предметно-содержательной области являются межпредметными, а творческие - монопредметными.

Учитывая возрастные особенности дошкольников, координация проектов должна быть гибкой, т.е. воспитатель ненавязчиво направляет работу детей, организуя отдельные этапы проекта. Все проекты проводятся внутри детского сада, как правило - между группами участников, но бывают и индивидуальные (в изобразительном и словесном творчестве). Работа над проектом включает деятельность педагога и детей. Она распределяется следующим образом (таблица 1).
Таблица 1

Этапы

проекта

Деятельность педагога

Деятельность детей

1 этап

1.Формулирует проблему (цель). При постановке цели определяется и продукт проекта.

2.Вводит в игровую (сюжетную) ситуацию.

3.Формулирует задачу (нежёстко)

1.Вхождение в проблему.

2.Вживание в игровую ситуацию.

3.Принятие задачи.

4.Дополнение задач проекта.

2 этап

4.Помогает в решении задачи.

5.Помогает спланировать деятельность.

6.Организует деятельность.

1.Объединение детей в рабочие группы.

2.Распределение амплуа.

3 этап

7.Практическая помощь (по необходимости).

8.Направляет и контролирует осуществление проекта.

7.Формирование специфических знаний, умений, навыков.

4 этап

9. Подготовка к презентации. Презентация.

8.Продукт деятельности готовят к презентации.

9.Представляют (зрителям или экспертам) продукт деятельности.
  1   2   3   4   5