Тема: В мире прекрасного. Творческий проект «Сказочная птица»
Теоретическая часть.
Знакомство с изделиями мастеров Хохломы. Просмотр иллюстраций, фотографий с изображением хохломской посуды. Особенности элементов узора (травка, ягода, птицы), цветового решения, используемого в росписи (красный, чёрный, жёлтый, зелёный). Почему именно эти цвета используют мастера в своих работах? Почему на посуде рисуют ягоды, травку, сказочных птиц? Почему посуда имеет форму птицы?
Практическая часть.
Обучение навыкам владения кистью, различие кистей по ворсу. Способы держания кисти. Последовательность выполнения узора.
Вырезание имитационной посуды. Тренировочные упражнения. Роспись имитационной посуды с применением элементов узора (травка, цветы, завитки, ягоды и т.д.).
Методы: объяснительно-иллюстративный, творческий.
Формы: беседа, творческая работа детей.
Тема: Творческий проект «Сказочная птица».
Теоретическая часть.
Знакомство с техникой - бумагапластика. Особенности изготовления объёмной птицы из плотной бумаги.
Практическая часть.
Изготовление «Сказочной птицы».
Методы: проектный, объяснительно-иллюстративный, творческий.
Формы: беседа, творческая работа детей.
Презентация творческого проекта.
Тема: Из истории народной игрушки. Выполнение сувенира «Матрёшка»
Теоретическая часть.
Знакомство с изделиями Полховского Майдана. Деревянные матрёшки, яблочки, грибы. Просмотр иллюстраций, слайдов. Особенности росписи цветового решения и элементов рисунка. Как используются краски, почему получается переливчатый цвет? Для чего используется чёрная краска?
Практическая часть.
Выполнение эскиза. Вырезание из картона имитационной матрёшки. Роспись матрёшки с использованием традиционных элементов (яблочки, цветы, листья). Смешивание красок для работы (красную и жёлтую, синюю и зелёную) Выполнение рисунка сказочной веточки. Использование техники рисования тычком, тампоном, палочкой, кистью. Способом оживки (чёрной краской) завершать работу.
Методы: проектный, объяснительно-иллюстративный, творческий, метод нетрадиционного рисования.
Формы: беседа, творческая работа детей.
Тема: Творческий проект. Выполнение сувенира «Матрёшка» (продолжение)
Практическая часть. Заготовка выкроек-лекал. Выполнение чертежа в альбоме. Раскрой каркаса и ткани. Работа с клеем. Сшивание и соединение деталей головы и рукавов. Оформление игрушки. Роспись лица.
Методы: проектный, объяснительно-иллюстративный, творческий.
Формы: беседа, творческая работа детей.
Презентация творческого проекта.
Тема: Загадочный символ Китая. Творческий проект. «Дракон из сказки к нам пришёл» (коллективная работа).
Теоретическая часть.
Знакомство с техникой выполнения аппликации из природного материала.
Практическая часть. Отработка приёмов данной техники. Выполнение аппликации из природного материала (солома, морские ракушки).
Методы: проектный, наглядно-иллюстративный, творческий.
Формы: беседа-показ, творческая работа.
Презентация творческого проекта.
Тема: Искусство мозаики. Творческий проект «Сокровища моря».
Теоретическая часть. Знакомство с искусством мозаики. Разновидности мозаики. Просмотр иллюстраций, фотографий с изображением произведений искусства. «Путешествие по музею» (просмотр видеоматериалов). Сбор материала по теме. Совместная работа детей с родителями, оформление альбомов. Подготовка материала к работе (камушки, морские ракушки, бисер, баночка, замазка).
Практическая часть. Выполнение эскиза. Изготовление декоративной вазы в технике мозаики. Покрытие баночки основным составом (замазка, пластилин). Выкладывание элементов мозаики на основу. Закрепление на подставке. Оформление камушками, ракушками. Изготовление «ветки коралла» из риса при помощи клея ПВА, гуаши.
Методы: проектный, наглядно-иллюстративный, проблемно-поисковый, творческий.
Формы: беседа-показ, творческая работа.
Презентация творческого проекта.
Тема: Откуда появились куклы, и какие они бывают?
Творческий проект «Галерея кукол»
Теоретическая часть. Знакомство с историей возникновения кукол, с их разновидностями. Сбор материала по теме. Оформление альбомов (совместная работа детей и родителей). Просмотр фотографий, слайдов, журналов, альбомов. «Игра-путешествие в сказочную страну кукол». Просмотр видеоматериалов.
Практическая часть. Подготовка материалов к работе, подбор ткани, фурнитуры, наполнителя и т.д. Изготовление кукол из различных материалов – ткани, соломы, бумаги, картона, пластилина.
Методы: проектный, наглядно-иллюстративный, проблемно-поисковый, творческий.
Формы: беседа-показ, творческая работа.
Презентация творческого проекта.
Вывод. Организация проектной деятельности в кружке «Художники-умельцы» по декоративно-прикладному искусству, выполнение творческих проектов позволит более углубленному изучению техник и приёмов изготовления изделий декоративно-прикладного творчества. Расширит возможность применения различных художественных и природных материалов, их обработке и переработке в художественное изделие. Высокая любознательность детей старшего дошкольного возраста, интерес к продуктивной деятельности, стремление к экспериментированию позволяет повысить уровень познавательной активности к овладению более качественными знаниями и умениями в области декоративно-прикладного искусства, развивает самостоятельность, творческие способности. Формирование проектной культуры дошкольников рассматривается в качестве предпосылки развития у них технологической и художественной компетентности в школьном возрасте, что обеспечит успешную адаптацию к обучению в школе.
Данная программа стремится создать отношения сотрудничества и партнёрства между взрослыми и детьми. Чтобы эффективно применять проектную деятельность в работе с детьми старшего дошкольного возраста, нужно создавать проблемную ситуацию, которая спровоцирует мыслительный процесс. Методические аспекты организации проектной деятельности детей старшего дошкольного возраста в кружке по декоративно-прикладному искусству
До пяти лет ребёнок развивается на подражательно-исполнительском уровне. Отсутствие необходимого жизненного опыта не позволяет ему в полной мере проявлять самостоятельность в выборе проблемы и способов её решения. Поэтому основная роль в организации работы над проектом принадлежит взрослому. Внимательное отношение к потребностям каждого ребёнка, изучение его интересов позволяют без труда определить проблему, «заказываемую детьми». Как показывает практика, дошкольники этого возраста с удовольствием выполняют задания предлагаемые взрослым, если эти задания удовлетворяют потребность в активной деятельности.
К 6-7 годам жизни дети накапливают определённый социальный опыт, позволяющий им перейти на новый, развивающий уровень проектирования. Перестраиваются отношения со взрослыми: дошкольники реже обращаются к ним с просьбами, активнее организуют самостоятельную деятельность, у них развивается самоконтроль. Дети способны адекватно оценивать собственные действия и решения, терпеливо выслушивать мнения взрослого и других участников совместной деятельности.
Этапы освоения дошкольниками проектных действий.
Дети 6-7 лет.
1.Обозначение (детьми или взрослыми) проблемы, отвечающей потребностям детей или обеих сторон.
2. Самостоятельное определение детьми цели проекта, мотива предстоящей деятельности, прогнозирование результата.
3. Планирование деятельности детьми (при возможном участии взрослого как партнёра), определение средств реализации проекта.
4. Выполнение детьми проектных действий: творческие споры, достижение договорённости, взаимообучение, взаимопомощь.
5. Обсуждение результата работы, действий каждого, выяснение причин успехов и неудач.
6. Определение детьми перспективы развития проектирования.
В период 2009-2011 года в ДОУ с. Усугли нами было проведено исследование эффективности применения проектной деятельности в обучении детей старшего дошкольного возраста на занятиях в кружке по декоративно-прикладному искусству. Для этого в ДОУ был организован кружок по декоративно-прикладному искусству «Художники-умельцы», в котором, дети, приобщаясь к народному художественному творчеству, под руководством воспитателя и педагога дополнительного образования занимались проектной деятельностью. Работа с детьми строится на игровых приёмах, так как они способствуют развитию художественно-творческой деятельности. Методика работы строится таким образом, чтобы средствами изобразительной деятельности и художественного труда у детей формировались такие качества, как самостоятельность, инициативность, творческая активность, снижались напряжённость, закомплексованность, чтобы поведение принимало характер открытости, естественности. В содержание программы кружка по декоративно-прикладному искусству «Художники-умельцы» входят такие темы как: декоративная роспись; аппликация из различных материалов, в том числе и природных; изготовление игрушек-сувениров; изготовление мозаики; изготовление кукол. Основными методами обучения являются упражнения, решение прикладных задач, проектирование, моделирование, конструирование, экспериментирование, «путешествия-экскурсии». Работа по данной технологии проводилась на основе воспроизводящего обучающего цикла: общая постановка цели; переход от общей ее формулировки к конкретизации; предварительная (диагностическая) оценка уровня обученности детей; совокупность учебных процедур; оценка результата; коррекция.)
На всех этапах создания проекта: от зарождения идеи до воплощения педагогом проводятся практические занятия с детьми старшего дошкольного возраста, при этом уделяется внимание каждому ребёнку, или группе детей (от 5 до 10 человек). Работая в малых группах, дошкольники приобретают важные умения по культуре человеческих отношений. Каждый ребёнок, приступая к работе, может выбрать тему проекта индивидуально, но проект может быть выполнен и группой ребят. Тематика проектных заданий охватывает широкий круг вопросов декоративно-прикладного искусства. Детей заранее знакомят с темами заданий. Проект может быть семейным, когда к деятельности привлекаются родители. Вместе с детьми они разрабатывают план деятельности, собирают информацию, подбирают материалы и инструменты, выполняют практическую часть, а затем защищают семейный проект на родительском собрании.
Рассмотрим использование метода проектов на примере ознакомления старших дошкольников с произведениями декоративно-прикладного искусства. Как уже говорилось выше, проблема должна исходить от самих детей; именно они должны задать тот ключевой вопрос, который станет впоследствии стержнем проекта. Проанализировав имеющиеся знания и опыт детей в данной области, мы продумали приём стимуляции их познавательного интереса. Вот как мы реализовали проект в группе детей старшего дошкольного возраста нашего детского сада. Проект предусматривал совместную с родителями творческую деятельность.
Тема проекта: «Сказочная птица».
Предварительная работа.
Ознакомление с информацией о декоративно-прикладном искусстве.
Просмотр фотографий, картинок, оформление альбома.
Перед родителями и детьми была поставлена проблема: собрать материал о народных декоративных росписях, оформить альбом с картинками и фотографиями.
На последующих занятиях по декоративно-прикладному искусству дошкольники знакомились с видами декоративной росписи (Хохломы, Палеха, Гжели, Городца и тд.). Рассматривали альбомы, которые они оформили вместе с родителями. Уточняли какими красками расписывают мастера-художники Хохломы посуду (чёрной, красной, жёлтой, зелёной), Гжели (белой, синей) и т.д.. Почему художники используют именно эти краски. Что они символизируют, узнали от воспитателя. Затем, дети знакомились с живописными приёмами изображения, учились сами выполнять приёмы росписи, составлять композицию узора, отрабатывали технику росписи, украшая узорами имитационную тарелочку.
Когда дети ознакомились с произведениями мастеров Хохломы, научились росписи, мы усложнили задание, поставив перед детьми проблему: Скоро праздник 8 марта, праздник наших любимых мам и бабушек, для них нужно сделать подарки.
Материалы для работы: рулон хозяйственной бумаги, непрозрачный скотч жёлтого цвета, ножницы, небольшие кусочки самоклеящейся глянцевой бумаги, различные детали для хвоста (перья, жёсткая сетка, ленты и прочие материалы).
Игровая мотивация: путешествие в волшебный мир птиц. Рассказ детям истории о волшебных птицах: Сирин, Сирене, Фениксе. Просмотр фотографий, картинок изделий мастеров Хохломы с изображением сказочных птиц.
Цель: развитие самостоятельности, творческих способностей детей в процессе специально смоделированной проблемной ситуации.
Задачи:
развивать творческую, поисковую деятельность детей:
– способность к определению задач на основе поставленной проблемы;
–умение проектировать этапы своих действий, аргументировать свой выбор;
развивать у детей способность к созданию декоративно-прикладного художественного изделия;
совершенствовать уровень накопленных знаний и практических навыков:
– побуждать детей к изобразительной деятельности, развивать художественный вкус;
–совершенствовать стиль партнёрских отношений.
Ход занятия
Когда дети пришли на занятие кружка, то они увидели что на столе лежат материалы для работы. Бумага, скотч, цветная самоклеящаяся бумага, перья, разноцветные ленточки, цветные нитки. Ребятишкам стало интересно, что мы сегодня будем делать? Мы объяснили, что сегодня мы будем готовить подарки к 8 марта. Но наши подарки будут не простые, а волшебные. Сегодня мы отправимся с вами в страну волшебных птиц и принесём оттуда «птицу счастья» для наших любимых мам и бабушек. Дети заинтересовались темой проекта. Каждому захотелось подарить маме «птицу счастья». Но как её принести, они пока не знали. Мы отправились в «путешествие» по страницам книжек с изображением сказочных птиц. Дети с интересом рассматривали картинки, удивлялись их красоте.
Затем предложили ребятам самим сделать сказочную птицу в подарок мамам и бабушкам. Поступили предложения: вырезать птицу из картинки и наклеить на картон, но вот из книжки вырезать нельзя. Мы сказали, что это очень хорошее предложение, но можно сделать птицу из бумаги и посадить её на веточку и тогда она точно будет волшебная. Показали детям готовый образец сказочной птицы, выполненной в технике «бумагапластика» и всем сразу захотелось сделать маме в подарок «птицу счастья».
Для того, чтобы сделать наше изделие мы с детьми взяли кусок бумаги и туго скрутили его в цилиндр. Затем обернули его жёлтым скотчем так, чтобы не было видно бумаги. Получилось туловище птицы. Далее мы смяли бумагу и сделали шею, голову и ноги. Затем дети сами придумали, как сделать крылья и хвост, выбирая для этого имеющийся материал (перья, сетка, цветная бумага). Хорошо когда идеи идут от самих ребят, а воспитатель лишь помогает им в техническом воплощении. Следующей работой было соединение деталей в целостный образ сказочной птицы. Это мы сделали с помощью скотча.
Самым эмоциональным и приятным этапом было создание сказочного образа птицы. Украсили сказочную птицу в стиле хохломской росписи, так как форма у нас получилась жёлтого цвета, то элементы украшения вырезали из бумаги красного, зелёного и чёрного цвета. Дети сами придумывали элементы для украшения и наклеивали на «туловище» птицы. Затем сделали «кудрявые хохолки» из цветных ниток, приклеили пышные хвосты, сделали крылышки. «Сказочная птица» готова (см.Приложение3, рис.3.1), каждый ребёнок с большим удовольствием подарит её маме. Он верит в то, что птица обязательно принесёт счастье маме, которую он так сильно любит. Мы наблюдали за детьми в процессе работы, они очень старались, вкладывали свою «душу», это было видно. В момент, когда работа была готова, глаза детей светились от счастья, ведь им не приходилось пока делать такие вещи самим. Ребёнок получает массу удовольствия от того, что он сам умеет делать красивые и полезные вещи. Естественно детям понадобилась помощь в изготовлении сказочной птицы, работа оказалось нелёгкой, но благодаря совместной творческой деятельности все с заданием справились успешно.
По окончании работы мы устроили презентацию проектов в форме занятие-«путешествие в волшебную страну, где живут сказочные птицы», на занятие пригласили детей из средней группы и воспитателей. Провели конкурс загадок: «В каких сказках говорится про сказочную птицу?» Затем дети защищали свой творческий проект. Каждый ребёнок рассказал, как он приготовил в подарок маме «сказочную птицу», всю технологическую цепочку от идеи до воплощения. Каждый ребёнок при этом отмечал, что птица волшебная и приносит счастье. Дети из средней группы заинтересовались и тоже захотели сделать такой подарок маме. Родителям необходимо бережно и с любовью отнестись к произведению ребёнка, положить на видное место и при удобном случае (например, когда пришли гости) похвалить малыша за его творческую работу.
В методологическом плане выполнение такого задания, ведёт к намерению ребёнка изготовить самому изделие. Это намерение, переходя в цель, определяет выбор плана его изготовления, подготовки материала к работе. Успех в работе закрепляет в уме ребёнка все удачные ступени деятельности, которые в дальнейшем он будет использовать как собственный опыт, собственные «открытия». Ребёнок заинтересован в результатах своих действий и несёт за них ответственность. В процессе совместной проектной деятельности развиваются коммуникативные навыки, ведь ребёнок работает в группе сверстников, под руководством воспитателя. Обращаясь за помощью, или помогая кому-то, ребёнок учиться выстраивать взаимные отношения, в которых нет места грубости, злости, но есть добро, дружелюбие, уважение к сверстникам и старшим. В обязанности педагога входит, опираясь на индивидуальные интересы и особенности каждого ребёнка, вывести его на путь более серьёзных интересов, помочь ему почувствовать свою значимость, самоутвердиться. В совместной деятельности хорошо видно кто и как относится к делу, если у ребёнка что-то не получается он может капризничать, бросить работу. В этот момент важно убедить ребёнка, что у него всё получится, помочь ему, направить его энергию в нужное русло. Образовательный процесс на занятиях в кружке - это всегда индивидуальный путь, точнее маршрут образования ребёнка под влиянием взрослого, с его помощью и соучастием. Ребёнку важно помочь суметь самореализоваться, в ситуации проблемы, в дальнейшем это умение будет способствовать успешной социализации и адаптации в жизни.
Межпредметный, коллективный творческий проект.
Тема: «Дракон из сказки к нам пришёл».
Игровая мотивация: побывать в сказочном царстве драконов.
Цель: показать взаимосвязь сказок народов Востока и России, обратив внимание на единство определения народами разных стран характерных особенностей Дракона.
Предварительная работа.
1. Ознакомление с художественной литературой - сказками народов Китая, Кореи, Японии, России.
2. Занятия по формированию историко-географических представлений: «Мир динозавров», «Особенности календаря», «Обычаи народов мира».
3. Просмотр мультфильмов «Таро – сын дракона», «Умная черепаха» и др.
Ход занятия.
1. Детям предлагается угадать тематику проекта путём выполнения задания: нарисовать эскиз, последовательно соединяя точки числового ряда, угадать получившегося героя сказки.
2. Беседа с детьми по выявлению знаний о герое – что за герой, в каких сказках встречается, сравнение дракона с реально существующими доисторическими животными.
3. Составление собирательного образа Дракона.
4. Отображение образа в продуктивной детской деятельности:
- конструирование с использованием различных видов конструкторов;
-рисование портрета динозавра;
-изготовление поделок из пластилина;
-воссоздание образа из природного материала;
Перед детьми мы поставили проблему: для оформления интерьера нужна красивая картина. Для того чтобы её сделать нужно выбрать, самого красивого, интересного дракона и выполнить панно в технике аппликации. Дети рассматривали образцы, выбирали, самого красивого дракона. После того как определились с выбором, стали подбирать природный материал из которого будет выполнена аппликация. Решили сделать две аппликации одну из соломы, вторую из морских ракушек. Вместе с детьми мы нарисовали дракона на плоскости. Далее вместе с детьми выполняли практическую часть. Настенное панно с изображением китайского дракона получилось красивое, оно пригодилось для оформления интерьера (см.Приложение3, рис 3.2). Защитой творческого проекта завершилась коллективная работа. Замечено, что организация целенаправленной деятельности позволила повысить показатель самостоятельности выполнения дошкольниками учебных задач, изменить характер взаимоотношений между воспитателем и ребёнком путем совместного определения целей, форм, методов, уровней сложности материала и двусторонней ответственности за качество конечного результата.
Вывод. Старший дошкольный возраст – наиболее целесообразный период для развития познавательного интереса, самостоятельности, творческих способностей. Работа по созданию проекта проводится поэтапно от зарождения идеи до воплощения. Педагог проводит практические занятия с детьми старшего дошкольного возраста, при этом уделяется внимание каждому ребёнку в группе. Проблемная ситуация провоцирует мыслительный процесс ребёнка. Анализ эффективности проектной деятельности детей старшего
|