В процессе нашего исследования мы использовали один из наиболее эффективных методов мониторинга – наблюдение, осуществляемое в процессе художественно-продуктивной деятельности. Наблюдения показывают, что у детей появился устойчивый интерес к декоративно-прикладному творчеству, который способствует пониманию структуры и составу художественного процесса в обобщённом виде, перенос усвоенных знаний в самые разнообразные ситуации. В самом начале нашей работы почти все дети обращались за помощью, постепенно ситуация изменилась, ребята стали более самостоятельными в изготовлении изделий, выборе материала, решении проблем, с просьбами о помощи стали обращаться реже. Но всё же, некоторым детям пока трудно справиться с заданием, это говорит о том, что у каждого ребёнка свои индивидуальные особенности и к каждому нужен индивидуальный подход с учётом его возможностей, это нужно обязательно учитывать.
Опрос детей и родителей, беседы с ними подтверждает тот факт, что у детей повысилась мотивация к получению знаний по декоративно-прикладному искусству. Об этом свидетельствует то, что дети с нетерпением ждут занятий кружка, родители по просьбе детей заботятся о приобретении художественных материалов и принадлежностей, которые нужны для творчества, ребятишки хотят участвовать в выставках и конкурсах. Родители рассказывают о том, что их дети стали интересоваться различными видами росписи. Чаще стали заниматься декоративным рисованием, при этом они используют нетрадиционные техники, какими их научили в кружке, выполняют аппликации из различных художественных и природных материалов и др. С большим удовольствием конструируют из бумаги, осваивают технику бумагапластики. Дома дети с азартом рассказывают о том, что они делали на занятиях кружка, делятся впечатлениями.
Дошкольники из объекта деятельности превратились в субъект, которому дозволено творить, порождать новое. А ведь это именно, то без чего ребёнок просто не может существовать, без чего не может в полной мере развиваться его личность, его индивидуальная мотивационно-потребностная сфера. И если мы хотим видеть своих детей всесторонне развитыми, творческими, свободными личностями, то, вступая в контакт с ними, должны уметь понять их мотивы и потребности и умело направлять ход их развития, стимулировать их к деятельности принимая в этом активное участие.
На занятиях в кружке дети с интересом берутся за выполнение самых сложных проектов и часто находят интересные способы их решения. С усилением стремления к творческой познавательной деятельности, постепенно увеличился объём работы на занятиях, как следствие повышения внимания и хорошей работоспособности детей.
Изучая продукты деятельности детей, мы с удивлением и восторгом пришли к тому, что дети за время нашего эксперимента многому научились. Работы их выглядят эстетически, они красивы, выполнены аккуратно, оформлены со вкусом и главное видно, что в них «вложена душа». А сколько радости дети испытывают, когда видят и держат в руках то, что им раньше казалось выполнить невозможно. Чувства радости и гордости за себя, своих родителей испытывает каждый ребёнок по завершении проекта, а это значит, что ребёнку такая работа приносит удовлетворение. Важный показатель эффективности проведённой работы – это изменение поведения детей. Некоторые дети были неуверенны, замкнуты, теперь они с удовольствием рисуют, делают художественные изделия, делятся впечатлениями. Презентуя свои работы, ребята стали увереннее говорить, правильнее и содержательнее стала их речь, меньше стали волноваться при выступлениях.
Ребята ждут новых интересных заданий, сами проявляют инициативу в их поиске. Улучшается и общий психологический климат на занятиях кружка: дети не боятся ошибок, помогают друг другу, с удовольствием участвуют в различных мероприятиях, проводимых в ДОУ. Так как интерес ребёнка исходит от него самого, работа им выполняется охотно. Достоинство любого проекта определяется степенью заинтересованности, увлечённости детей при достижении поставленной цели. Деятельность, к которой есть склонность, вызывает удовлетворение и повторяется чаще, чем та, которая выполняется по принуждению и вызывает раздражение. Знания, приобретённые ребёнком в свободной, самостоятельной деятельности, являются источником новых интересов. Особенно интеллектуального свойства. В связи с этим возрастает период времени, в течение которого ребёнок остаётся активным и хочет продолжить работу над проектом.
По ходу реализации проекта воспитатель переживает целый ряд ролей: вдохновитель экспериментально-поисковой деятельности детей; специалист в различных областях знаний; консультант по нахождению источников информации; помощник в вопросах планирования. Достаточно сложным является вопрос о степени самостоятельности детей при их участии в подготовке и разработке проекта: какие задачи решает педагог, какие сами дети, а какие разрешимы через совместное сотрудничество с воспитателем, родителями и детьми. Очевидно, что это зависит от возрастных индивидуальных особенностей дошкольников, сложность выбранной темы, предыдущий опыт проектной деятельности детей, характер взаимоотношений в группе.
Оценку развития умений проектирования старших дошкольников до начала нашего эксперимента и после его окончания можно проследить в таблице 6. Всего участников эксперимента -10 детей. Таблица 6
Показатели
| Результаты
| до начала эксперимента
| по окончании эксперимента
| Использование посторонней помощи
| 80%
| 30%
| Испытывают удовлетворение при выполнении проектного задания
| 70%
| 90%
| Полностью уверенны в своих силах
| 30%
| 70%
| Самостоятельно принимают решения
| 20%
| 60%
| С лёгкостью берутся за выполнение поставленной задачи
| 50%
| 90%
| Самостоятельно ставят задачи
| 20%
| 60%
| Испытывают трудности в начале решения задачи
| 90%
| 40%
| Действуют целеустремлённо
| 50%
| 90%
| При встрече с препятствиями не отступают, ищут способы их преодоления
| 30%
| 70%
| Испытывают трудности при выполнении проектного задания
| 50%
| 30%
| По завершении проекта есть желание браться за новые задачи
| 70%
| 90%
| Всеми способами достигают поставленной задачи
| 40%
| 90%
| При трудностях есть желание отказаться от решения проблемы
| 30%
| 10%
| Стараются достичь наилучших результатов
| 50%
| 90%
| Задумываются о конечном результате
| 20%
| 80%
| Ответственны перед собой и группой
| 50%
| 90%
| Действия выполняют согласно плану, строго следуя этапам
| 40%
| 90%
| Доводят начатое дело до завершения
| 60%
| 90%
|
Замечено, целенаправленная работа по выполнению творческих проектов способствует развитию самостоятельности и творческой активности при соблюдении следующих педагогических условий: сформированность положительной мотивации дошкольников на творческую деятельность, характеризующейся стремлением к творческой самореализации; стимулировании педагогом развития творческой активности детей, включении детей в активную творческую деятельность на основе сотворчества педагога, ребёнка, родителей. Рекомендации по организации проектной деятельности с детьми старшего дошкольного возраста:
Глубоко изучить тему проекта. Постараться заинтересовать каждого ребёнка темой проекта. Вводить детей в проблемную ситуацию, доступную для их понимания и с опорой на детский опыт.
На первом этапе освоения проектных действий необходимо поддерживать детскую инициативу, отмечать и поощрять попытки ребёнка самостоятельно решить проблему: «Молодец, ты здорово придумал!», « Ты во время пришёл мне на помощь! Без тебя могло не получиться!» Тактично рассматривать все предложенные детьми варианты решения проблемы. Это помогает детям осознать своё поведение, понять, что они делают правильно, а где допускают ошибки.
Создавать игровую мотивацию, доступную для их понимания, опираясь на интересы детей и их эмоциональный отклик.
На втором этапе освоение проектных действий активность взрослого несколько снижается. Он не столько генерирует свои идеи, сколько подключает детей к реализации их идей. Такой подход помогает заинтересовать дошкольников и, как следствие, - расширить тему проектирования.
Третий и последующие этапы освоения проектных действий - творческие. Они характеризуются повышенным интересом детей к новым знаниям, стремлением получить их самостоятельно.
В ходе работы над проектом создавать атмосферу сотворчества с ребёнком, используя индивидуальный подход. Ненавязчиво вовлекать родителей в совместное творчество.
Соблюдать принцип последовательности и регулярности работы над проектом.
Вывод: Старший дошкольный возраст – наиболее целесообразный период для развития познавательного интереса, самостоятельности, творческих способностей. Организация проектной деятельности в кружке по декоративно-прикладному искусству актуальна и очень эффективна. В процессе работы над проектом у дошкольников углубляется и расширяется процесс познания, дети, получив результат и определённые знания, сознательно ставят новую познавательную задачу и проектируют способы её решения. Ребёнок открывает для себя свойства предметов и явлений в процессе самостоятельного изучения, которое проходит преимущественно в форме игры и художественного труда. У детей развивается вкус к самообучению и самосовершенствованию, так как знания приобретаются в процессе делания на основе индуктивного метода познания: от частного к общему.
Список литературы 1. Алексеев, Н.А. Педагогические основы проектирования личностно-ориентированного обучения: /автореф. дис. …д-ра пед.наук./ Н.А.Алексеев.- М., 1997.
2. Ананьев, Б.Г. Психология чувственного познания:/ Б.Г. Ананьев.-М., Издательство АПН РСФСР, 1960.- 198 с.
3. Аромштам, М. Проект-интересное дело/ М. Аромштам// Дошкольное образование. Издательский дом «Первое сентября».-2011.-№2.с.1-4
4. Афанасьев, А.Н. Народ-художник: Миф. фольклор :/ Сост. А.Л. Налепина.-М., 1986 с.257.
5. Бегак, Б.А. Неиссякаемый родник: Детская литература и народное творчество :/ Б.А.Бегак.-М.:, 1973.-154 с.
6. Богат, В. Метод проектирования : /В. Богат // Ребёнок в детском саду.-2008.-№1. С.75-76.
7. Болотина, Л.В. Дошкольная педагогика:/ Л.В. Болотина, Т.С. Комарова, С.П.Баранов.-М.:Академия,1998-240с.
8. Белая, К.Ю. Инновационная деятельность в ДОУ :/ метод. пособие К.Ю. Белая.-М.,- 2005.
9. Веракса, Н. Е. Проектная деятельность дошкольников : методическое пособие / Н.Е. Веракса, А.Н. Веракса. - М.: 2010г.-112с.
10. Ветлугина, Н.А. Художественное творчество и ребенок / Н.А.Ветлугина. - М.: Педагогика,1992.-284с.
11. Виноградова, Н. Образовательные проекты в детском саду : пособие для воспитателей / Н.Виноградова , Е.Панкова .-Айрис-Пресс, 2008 г.-208 с.
12. Выготский, Л.С., Воображение и творчество в детском возрасте / Л.С.Выготский.-СПб.:Питер,1997.-97с.
13. Гладкова, Ю., Метод проектов и познавательное развитее дошкольника : /Ю.Гладкова // Ребёнок в детском саду.-2010.-№5.-с.2-3.
14. Гладкова, Ю. Дифференцированное психолого-педагогическое просвещение и сопровождение семьи в условиях дошкольного учреждения / Ю.Гладкова //Ребёнок в детском саду.-2011.-№1. с.2-7.
15.Григорьева, Г.Г. Изобразительная деятельность дошкольников:/ Г.Г. Григорьева. - М., 2010.-21с.
16. Григорьев, С. Когда выставка воспитывает?/ С. Григорьев// Дошкольное образование. - Издательский дом «Первое сентября».-2010.-№4. -с.2-3.
17. Гузеев, В.В. Метод проектов как частный случай интегрированной технологии обучения : / В.В. Гузеев // Директор школы, 2010 -№7.
18. Дереклеева, Н.И., Мастер класс по развитию творческих способностей учащихся : Н.И. Дериклеева. - М.: - 2008 г.-224с.
19. Евдокимова, Е. С. Технология проектирования в образовательном пространстведетского сада :/. Е.С. Евдокимова . -Волгоград “Перемена”, 2001. – с.18.
20. Ермолаева, М.В. Практическая психология детского творчества: / М.В.Ермолаева. - М.: Московский психолого-социальный институт, 2001. – 196с.
21. Захарова, М. А. Проектная деятельность в детском саду: Родители и дети :/ М.А.Захарова, Е.В. Костина. -М.: Школьная Пресса, 2010 г.-64 с.
22. Кирсанова, Т. Урок по театрализованным играм / Т. Кирсанова // Дошкольное воспитание. - 2010. - № 3. - С.131 - 137.
23. Киркина, Г.М. Развитие творческого потенциала ребёнка / Г.М. Киркина //Воспитатель дошкольного образовательного учреждения. -2010. -№3.-с.-87-90.
24. Корепанова, М.В. Контроль функционирования и развития ДОУ:/ М.В. Корепанова, И.А. Лапчинская.- М.,-2007.
25. Козлова С.А. Дошкольная педагогика :/ С.А. Козлова, Т.А. Куликова. - М.: Академия, 1998. - 432с.
26. Комратова, Н. Проектная деятельность: культура и экология: [опыт работы над краеведческими проектами в Нижнем Новгороде] : / Н. Комратова // Дошкольное воспитание. - 2007. - № 2. - С.32-39
27. Комратова, Н. Проектный метод в социокультурном воспитании дошкольников: [опыт работы над краеведческими проектами в Нижнем Новгороде]: / Н. Комратова // Дошкольное воспитание. - 2007. - № 1. - С.39-44
28. Кочергина, В. Н. Интегрированный подход к работе по методу проектов в экологическом воспитании дошкольников :/ В. Н. Кочергина // Воспитание и обучение детей с нарушениями развития и лечебная педагогика. - 2007. - № 6. - С.36-43
29. Кудрявцев, В. Детское экспериментирование / В.Кудрявцев // Обруч.-2010.- №4. с. -2-1
30. Курочкина, Н.А. Пути развития творческой активности детей старшего дошкольного возраста в процессе приобщения их к русскому декоративно-прикладному искусству. Воспитываем дошкольников самостоятельными. Н.А.Курочкина //Сборник статей. - СПБ.: «Детство-Пресс», 2000. – 374 с.
31. Лихачёв, Д.С. Русское искусство от древности до авангарда :/ Д.С. Лихачёв.-М., 1992.
32. Меркулова, Т.В. Проектная деятельность в детском саду: наука и педагогическая практика :/ Т.В.Меркулова. Мастер-класс педагогов ДОУ.- М.: Школьная Пресса, 2010.-63с.
33. Миргазизова, А. Развитие творческих способностей детей / А. Миргазизова //Дошкольное воспитание.-2010.-№12.-с.111-119.
34. Морозова, Л.Д. Что такое «детское проектирование» / Л.Д. Морозова//Ребёнок в детском саду.-2010.-№9.-С.-9-11.
35. Морозова, Л.Д. Педагогическое проектирование в ДОУ: от теории к практике / Л.Д.Морозова. Управление дошкольным образовательным учреждением.- М.: ТЦ Сфера, 2010-.128 с. – [Приложение к журналу «Управление ДОУ]». [5]
36. Немов, Р.С. Психология: В 3 кн. / Р.С. Немов. - М.: Владос, 2001. -Кн.3.-640с.
37. Некрасова, М.А. Народное искусство как часть культуры: Теория и практика / М.А.Некрасова. – М., 1983. 254 с. 38.
38. Острой, О.С. Изобразительное прикладное искусство: Библиографическое пособие / О.С.Острой, И.Х Саксонова.- М., 1986.
39. Плетенчук, Н. Опыт, фантазия, творчество/ Н. Плетенчук //Дошкольное воспитание. -2010.-№3.- с.61-72.
40. Погодина, С. Художественные техники / С.Погодина //Дошкольное воспитание.-2011.-№1.-с.41-52.
41. Поступинская Н.Е. Формы развития художественных способностей детей / Н.Е.Поступинская //Воспитатель дошкольного образовательного учреждения.-2010.-№11.- с.10-12.
42. Проектный метод в деятельности дошкольного учреждения: Пособие для руководителей и практических работников ДОУ / Л.С.Киселёва, Т.А Данилина, Т.С. Лагода, М.Б.Зуйкова.-3-е издание, исп. и доп..- М.: АРКТИ, 2005.-96с. [Развитие и воспитание].
43. Рубинштейн С.Л. Основы общей психологии: В 2 Т. / С.Л. Рубинштейн. - М.: Педагогика, 1989. - Т.2. - 328с.
44. Рыбаков Б.А. Русское прикладное искусство 10-13 вв./ Б.А.Рыбаков.-Л., -1971.-125 с.
45.Сайгушева О. Роль кружковой работы в досуговой трудовой деятельности старших дошкольников / О.Сайгушева, К Панова // Дошкольное воспитание.-2010.-№6.-с.107-110.
46.Столяренко Л.Д. Основы психологии: учебное пособие/Л.Д.Столяренко.-Изд.19-е- Ростов н/Д: Феникс, 2008.-671с. – (Высшее образование).
47.СоколоваЛ.А. Творческие кружки в ДОУ / Л.А.Соколова // Воспитатель дошкольного образовательного учреждения.-2010-. №11. -с. 98-106.
48.Терещук М.Н. Кружковая работа по художественно-творческому развитию детей 5-7 лет / М.Н.Терещук // Воспитатель дошкольного образовательного учреждения.-2010.-№8.-с.69-77.
49.Туник Е.Е. Модифицированные креативные тесты Вильямса :/ Е.Е.Туник.СПб.: Речь, -2003.-127 с.
50. Хворостов А.С. Декоративно-прикладное искусство : пособие для учителей / А.С.Хворостов .-М.: Просвещение.- 1981.-175 с.
51. Хрестоматия по детской психологии: от младенца до подростка.: учебно-методическое пособие/Г.В.Бурменская. 2-е изд., расширенное.-М.: Московский психолого-социальный институт.- 2008.-656 с.
|