|
«Повышение мотивации и качества знаний учащихся по математике на основе личностно ориентированного подхода» Обобщение опыта по теме
«Повышение мотивации и качества знаний учащихся по математике на основе личностно ориентированного подхода» Макаревская Наталья Ивановна
учитель математики
МБОУ СОШ №2 с.Арзгир
«Всеми возможными способами нужно воспламенять в детях горячее стремление к знанию и к учению».
Я.А. Каменский
Условия возникновения и становления опыта.
Современное информационное общество ставит перед учителями задачу подготовки выпускников, способных ориентироваться в меняющихся жизненных ситуациях, самостоятельно приобретать необходимые знания, грамотно работать с информацией, быть коммуникабельными, самостоятельно работать над развитием собственной нравственности, интеллекта, культурного уровня.
Для решения этой задачи мною была проведена диагностика мотивов учебной деятельности обучающихся, которая позволила выявить низкую мотивацию к урокам математики. По результатам контрольных работ, ОГЭ, ЕГЭ, олимпиадных заданий видно, что качество знаний ниже среднего уровня. Исходя из того, что успешность усвоения учебного материала, темп овладения им, прочность осмысления знаний, уровень развития учащихся зависит не только от деятельности учителя, но и от индивидуальных познавательных возможностей и способностей учащихся (восприятие, память, мышление, интеллект), я пришла к выводу о необходимости использования в работе личностно ориентированного подхода.
Актуальность и перспектива опыта
Качественное математическое образование является одним из ключевых ресурсов , обеспечивающих инновационное развитие России.
Математика как учебный предмет занимает одно из центральных мест в общей системе образования, а государственная итоговая аттестация: ОГЭ и ЕГЭ по математике ,ставшая обязательной для выпускников всех общеобразовательных школ, - это форма объективной оценки качества знаний и уровня освоения ими федерального государственного образовательного стандарта .
В настоящее время российская образовательная система переживает полосу кардинальных перемен, и зачастую традиционные подходы в обучении оказываются не в состоянии решить насущные вопросы времени в рамках современной школы.
Появление опыта обусловлено следующими противоречиями:
-между падением интереса к математике как к учебному предмету и повышенным интересом к математической грамотности на фоне современных рыночных отношений;
-между едиными программными требованиями к изучению математики и разным уровнем реальных возможностей школьников.
Решить эти противоречия можно лишь через личностно-ориентированное обучение, ибо обучение ориентированное на некоего среднего ученика, на усвоение и воспроизведение знаний, умений и навыков, не может отвечать современным требованиям жизни.
Перспективность модели личностно ориентированного обучения состоит в следующем:
- в центре образовательного процесса находится ребенок как субъект познания, что отвечает мировой тенденции гуманизации образования;
- личностно ориентированное обучения является здоровье сберегающей технологией;
- в последнее время наметилась тенденция, когда родители выбирают не просто какие-либо дополнительные предметы и услуги, а ищут прежде всего благоприятную, комфортную для своего ребенка образовательную среду, где бы он не затерялся в общей массе, где была бы видна его индивидуальность;
- необходимость перехода к данной модели школы осознается обществом.
Ведущая педагогическая идея представленного опыта заключается в создании на уроках математики такой образовательной среды, которая способствует самореализации учеников, повышению их образовательного уровня, формированию коммуникативных навыков, творческого мышления, познавательной активности, достижения всеми школьниками базового уровня подготовки, соответствующего Федеральному государственному стандарту. Реализация мотивационного и технологического алгоритмов в процессе обучения математики, адаптированных и разработанных мною на идеях личностно-ориентированного подхода.
Данную идею можно реализовать, выполняя следующие условия, которые соответствуют личностно ориентированному подходу в обучении:
- стимулировать учащихся к самостоятельному получению знаний и выбору наиболее значимых для них способов проработки учебного материала;
- изложение знаний на уроке математики направить не только на расширение их объема, интегрирование, обобщение предметного содержания, но и на преобразование личного опыта каждого ученика;
-процесс закрепления нового учебного материала организовать таким образом, чтобы ученик имел возможность выбора при выполнении заданий разного уровня и решения задач различной степени сложности;
-в ходе обучения осуществлять постоянное согласование опыта ученика с научным содержанием получаемых знаний;
-учащимся предлагать задания проблемного и исследовательского характера;
- включать обучаемых в процесс самоанализа своих результатов и процесса изучения математики.
Теоретическая база опыта
Большой вклад в разработку теоретических и методических основ личностно ориентированного подхода внесли такие ученые, как Бондаревская Е. В., Сериков В. В., Турчанинова Ю. И., Якиманская И. С. , Т.В.Кудрявцев, А.М.Матюшкин, З.И.Калмыкова, М. И. Махмутов.
В своём опыте я реализую идеи личностно – ориентированного обучения Якиманской И.С., автора психолого-дидактической концепции, основанной на принципе субъективности, различающей процессы обучения и учения, где учение –это «индивидуально значимая деятельность отдельного субъекта, в которой реализуется его личностный опыт». Для раскрытия, развития и самореализации личности, считает И.С. Якиманская, нужна разнообразная по содержанию образовательная среда, доступная каждому обучающемуся .
Поэтому, я, наблюдая за учащимися в образовательной среде, составляю его «познавательный портрет» (характеристику его личностного развития) и выявляю его «познавательный профиль» (тип мышления), что позволяет мне проектировать его дальнейшее личностное развитие. На уроках математики я предоставляю ученику свободу выбора способов выполнения учебных заданий, создаю условия для творчества в самостоятельной и коллективной деятельности, побуждаю ученика к осознанию им не только результата, но и процесса своей работы.
Создавая условия полноценного развития мотивации, рефлексии и самооценки я использую методику В. В. Серикова, согласно которой сущность личности проявляется в ее способности занимать определенную позицию. Личностно ориентированное образование – это такое образование, считает В.В. Сериков, которое создает условия для проявления личностных функций учащегося: мотивации, выбора, смысла творчества, самореализации, рефлексии и др. Это и есть универсальные личностные способности.
Я на занятиях рассматриваю ученика как субъекта жизнедеятельности, строю обучение на основе жизненной позиции опыта ученика таким образом, чтобы он мог стать не только субъектом своей учебной деятельности, но и всей своей жизни - настоящей и будущей. Для этого я помимо интеллектуального развития и личностного роста, развиваю его способности к стратегической деятельности, креативности и критичности мышления, системе потребностей и мотивов, способности к самоопределению, саморазвитию. Использую для этого нетрадиционные формы групповых и индивидуальных занятий в целях активизации творчества детей, конструирую знания по математике для реализации метода исследовательских проектов по выбору самих учащихся.
Чтобы обеспечить восхождение человека к общечеловеческим ценностям и идеалам культуры образование должно быть культуросообразным. Поэтому в своей работе я использую культурологический подход в личностно ориентированном образовании, по Е.В. Бондаревской, компонентами которого выступают: отношение к учащемуся как к субъекту жизни, способному к культурному саморазвитию; отношение к педагогу как посреднику между ребенком и культурой.
Своей целью я вижу в оказании помощи и поддержки каждой детской личности в ее индивидуальном самоопределении и в мире культурных ценностей ,в отношение к школе как целостному культурно-образовательному пространству, где живут и воссоздаются культурные образцы совместной жизни детей и взрослых, происходят культурные события, осуществляется творение культуры и воспитание человека культуры.
Стержнем в системе комплекса личностно-ориентированных технологий рассматривается технология проблемного обучения. Отечественные психологи Т.В.Кудрявцев, А.М.Матюшкин, З.И.Калмыкова разработали психологические основы проблемного обучения , а теорию проблемного обучения как дидактическую систему обосновал деятель отечественной педагогики М. И. Махмутов. Сущность теории М.И. Махмутова- это создание цепи проблемных ситуаций и управление деятельностью учащегося по самостоятельному решению учебных проблем.
Применение технологии проблемного обучения также является важной составляющей моего опыта.При использовании данной технологии опираюсь на основные положения теории проблемного обучения (М. И. Махмутов). Реализация идей проблемного обучения позволяет мне излагать материал по математике, включая в него систему информационных и проблемных вопросов. На уроках математики мои ученики пытаются проявить себя в активной позиции в познавательном поиске. Система познавательных задач охватывает все или почти все этапы проблемного движения к знанию и сочетается с комментированием, дискуссией, эвристической беседой. В старших классах я традиционно включаю в урок математики систему самостоятельных работ исследовательского характера.
Принцип индивидуализации обучения, основывается на одном из важнейших положений Якиманской И.С. о том, что «личностно-ориентированное обучение должно обеспечивать развитие и саморазвитие личности ученика, исходя из выявления его индивидуальных способностей как субъекта познания и предметной деятельности». Принцип индивидуализации обучения опирается на составление индивидуальных программ по усвоению учебного материала для каждого ученика, где на основе результатов мониторинга определены зоны ближайшего развития.
Изучив работы ученых, методистов: Афанасьевой Н.А. “Личностный подход в обучении”, Лукьяновой М.И. “Теоретико-методологические основы организации личностно ориентированного урока”, я разработала свою систему индивидуальной работы с учащимися на уроках математики. Цель такого обучения состоит в создании системы психолого-педагогических условий, позволяющих в едином классном коллективе работать с ориентацией не на “усредненного” ученика, а с каждым в отдельности с учетом индивидуальных познавательных возможностей, потребностей и интересов.
Реализация активных форм и методов обучения также является важной составляющей моего опыта. Свой вклад в развитие активных методов обучения внесли А.М. Матюшкин, Т.В. Кудрявцев, М.И. Махмутов, И.Я. Лернер, М.М. Леви и др. Методы активного обучения – это способы активизации учебно-познавательной деятельности школьников, которые побуждают их к активной мыслительной и практической деятельности в процессе овладения материалом, когда активен не только учитель, но активны и обучающиеся.
Активное обучение предполагает использование такой системы методов, которая направлена главным образом не на изложение учителем готовых знаний, их запоминание и воспроизведение, а на самостоятельное овладение учащимися знаниями и умениями в процессе активной мыслительной и практической деятельности.
В своей работе ,для повышения уровня активности , я применяю нетрадиционные формы проведения уроков (урок-деловая игра, урок-соревнование, урок-семинар, урок-экскурсия, интегрированный урок ), диалогическое взаимодействие (урок-диалог). нетрадиционные формы учебных занятий (интегрированные занятия, объединенные единой темой, проблемой; комбинированные, проектные занятия, творческие мастерские) , проблемно-задачный подход (проблемные вопросы, проблемные ситуации ),использование различных форм учебной работы (групповые, парные, индивидуальные, фронтальные ),использование дидактических средств (тесты, терминологические кроссворды ),различные виды домашней работы (групповые, творческие, дифференцированные), деятельностный подход в обучении. II.Технология опыта
I. Основная цель опыта - повышение качества обучения школьников на основе личностно ориентированного подхода, создание необходимых условий содействующих развитию мотивации личности школьника к изучению математики.
Задачи:
1. Разработать систему учебной деятельности школьников на основе личностно ориентированного подхода;
2.Раскрыть субъектные ценности учащихся и использовать их в качестве мотивационных механизмов.
3.Содействовать реализации личностной познавательной траектории обучаемых в процессе изучения математики.
4. Проследить результаты работы по уровню изменения качества обучения математике.
Организация учебно-воспитательного процесса.
Личностно – ориентированное образование- это целостный образовательный процесс включающий системное построение взаимосвязи учения, обучения, развития и воспитания.
«Урок – основной участок учебно-воспитательного процесса, на котором учитель ежедневно осуществляет образование, воспитание и всестороннее развитие учащихся».
В. А. Сухомлинский
Наиболее продуктивной формой , способствующей формированию математической компетентности и реализующей основные цели математического образования , я считаю, личностно-ориентированный урок математики.
Личностно – ориентированный урок - это не только ориентация на усвоение обучающимися определенной суммы знаний, но и развитие его личности, его познавательной и созидательной способности.
Пространство такого урока – это система условий, в которых осуществляется пробуждение внутренних истоков человеческого сознания.
Целью урока является - создание условий для проявления познавательной активности учеников.
Личностно- ориентированный урок в отличии от традиционного в первую очередь изменяет тип взаимодействия «учитель-ученик». От командного стиля педагог переходит к сотрудничеству, ориентируясь на анализ не столько результатов, сколько процессуальной деятельности ученика. Изменяется позиция ученика - от прилежного исполнения к активному творчеству.
Наиболее значимыми принципами личностно-ориентированного урока, сформированными И. С. Якиманской являются:
- использование субъектного опыта ребенка;
- предоставление ему свободы выбора при выполнении задач; стимулирование к самостоятельному выбору и использованию наиболее значимых для него способов проработки учебного материала с учетом разнообразия его типов, видов и форм;
- накопление ЗУНов не в качестве самоцели (конечного результата), а важного средства реализации детского творчества;
- обеспечение на уроке личностно значимого эмоционального контакта учителя и ученика на основе сотрудничества, мотивации достижения успеха через анализ не только результата, но и процесса его достижения.
К основным этапам урока при организации работы с учащимися в системе личностно ориентированного обучения можно отнести следующие:
Этапы урока
| Основные действия учителя
| Виды деятельности учащихся
| 1.Целеполагание и мотивация.
Развитие учащегося, создание таких условий, чтобы на каждом уроке формировалась учебная деятельность, превращающая его в субъекта, заинтересованного в учении, саморазвитии.
| Организует учебную деятельность, в которой ученик, опираясь на совместные наработки, ведет самостоятельный поиск. Учитель объясняет, показывает, напоминает, намекает, подводит к проблеме, иногда сознательно ошибается, советует, совещается с учениками .
| Участвует в постановке новой учебной задачи, в выявлении противоречия, проблемы.
| 2.Актуализация субъектного опыта(вводное повторение) актуализируются не знания, полученные на других уроках, а жизненный опыт учащихся (субъектный опыт учеников) – он предмет анализа, а знания, полученные на уроке, обогатят опыт учащихся
| Помощь ученикам при включении в работу через создание положительной мотивации или проблемных ситуаций, способствующих проявлению любопытства, заинтересованности, познавательной активности
| При объяснении учителя живо участвует репликами, вопросами, мысленно ведет диалог с ним, критически осмысливая слова учителя.
| 3.Изучение нового материала
Создание условий для усвоения образовательного стандарта.
| Выделяет в предметном материале основные идеи и принципы, методы познания и обобщенные способы действий и выстраивает предметное содержание вокруг этих методологических ориентиров, чтобы каждое предметное знание "работало" на выделенные ориентиры. Способствует эффективному накоплению каждым ребенком своего собственного личного опыта.
| Учится в каждой учебной задаче выявлять метод решения, ход получения знания, учится отделять способ решения от результата.
| 4.Применение знаний
Развивать мыслительные операции у учеников за счет индивидуальных заданий На этом этапе урока очень важно создать ситуацию успеха.
| Предлагает детям на выбор различные учебные задания и формы работы, поощряет детей к самостоятельному поиску путей решений этих заданий. Помогает детям самостоятельно спланировать свою деятельность.
| Осваивает компоненты учебной деятельности (учебной задачи, учебных действий, самоконтроля, самооценки). Выполняет задания дифференцированного типа, стремясь выделить обобщенные способы действий
| 5.Изучение нового материала
(дополнительный объем)
| Организует поиск решения учебной задачи путем раскрытия субъектного опыта учащихся: в диалоге, ролевой игре, и др.
а) поиск идеи, гипотезы решения;
б) составление ориентировочной основы действий для решения;
в) максимальная самостоятельность учащихся (подсказка лишь после попыток самостоятельного решения проблемы);
г) привлекает учащихся к анализу этапов решения учебной задачи, стимулирует учащихся к высказываниям без боязни ошибиться, ориентирует на использование разных способов действий, привлекает к анализу собственных затруднений учащихся (рефлексия), поощряет нестандартные учебные действия;
д) учит приемам развития внимания, восприятия, памяти, мышления, воображения, творческим поисковым процедурам, работе с учебным текстом.
| Участвует в решении новой учебной задачи, в выявлении противоречия, проблемы; пытается вместе с учителем и другими учащимися выявить идею, гипотезу ее решения, предлагает свои варианты решения, свое видение проблемы. Учитель при этом - ценный источник познания для ученика.
| 6.Проверка знаний
(контроль)
Оценивание и результата и процесса обучения
| Поощряет детей самостоятельно оценивать результаты их работы и исправлять допущенные ошибки. Комментирование оценок, не злоупотребляет отметками, чаще прибегает к качественным оценкам, причем оценка деятельности - не только по конечному результату, но и по процессу его достижения
| Выполняет дифференцированных самостоятельных и контрольных работ, тестовых заданий. Самоконтроль.
| 7.Домашнее задание
| Задания на дом - разноуровневые, со свободным выбором уровня, с допущением альтернативы в познании, содержащие предметные и методологические знания (на осмыслении методов и обобщенных способов действий).
| Обсуждает, уточняет домашний материал.
| 8.Специальное или обобщающее повторение
Систематизация знаний по данной теме.
| Подбирает дидактический материал, позволяющий ученику выбирать наиболее значимые для него вид и форму учебной работы(личностно ориентированные ситуации). При повторении и закреплении учит способам смысловой обработки изученного.
| Выстраивает логическую систему знаний и умений по данной теме.
| 9.Рефлексия
| Привлекает учащихся к анализу этапов решения учебной задачи, стимулирует учащихся к высказываниям без боязни ошибиться, ориентирует на использование разных способов действий, привлекает к анализу собственных затруднений учащихся
| Охотно анализирует свою учебную работу, свое психологическое состояние, открыто демонстрирует свои "плюсы и минусы".Оценка своей деятельности с учетом своих индивидуальных изменений и продвижений.
| 10.Коррекция.
| Организация работы по поиску и исправлению ошибок. Ведет индивидуальную работу с каждым ребенком.
| Индивидуальная или групповая работа в поиске и коррекции ошибок.
| |
|
|