|
Пояснительная записка ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА Рабочая программа по геометрии 7 класса составлена на основе федерального компонента государственного стандарта общего образования, примерной программы основного общего образования по математике и Программы по геометрии авторов Л.С. Атанасян, В.Ф. Бутузов, С.Б. Кадомцев и др. к учебнику по геометрии для 7-9 классов общеобразовательных учреждений (Программы общеобразовательных учреждений. Геометрия 7-9 классы. Л.С. Атанасян, В.Ф. Бутузов, С.Б. Кадомцев, Составитель: Бурмистрова Т.А.– М.: Просвещение, 2008).
Программа предлагается для работы по учебнику геометрии 7-9 кл. для общеобразовательных учреждений авторов Л.С. Атанасян, В.Ф. Бутузов, С.Б. Кадомцев и др.
Место предмета в федеральном базисном учебном плане
Согласно федеральному базисному учебному плану для образовательных
учреждений Российской Федерации на изучение математики на ступени основного общего образования отводится не менее 875 ч из расчета 5 ч в неделю с 5 по 9 класс.
Согласно авторской программе геометрия изучается в 7 классе со II четверти 2 ч в неделю, всего 50 ч.
Такой вариант изучения геометрии в 7 классе является наиболее эффективным для данного класса и позволяет обучающимся быстрее адаптироваться к разделению математики на курс алгебры и геометрии.
Результаты обучения
Результаты обучения представлены в Требованиях к уровню подготовки и задают систему итоговых результатов обучения, которых должны достигать все учащиеся, оканчивающие 7 класс, и достижение которых является обязательным условием положительной аттестации ученика за курс 7 класса. Эти требования структурированы по трем компонентам: «знать/понимать», «уметь», «использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни». Формы контроля: самостоятельные работы, тесты, контрольные работы.
Контрольных работ – 6 (из них одна – итоговая)
Используемый учебно-методический комплект
1. Атанасян Л.С., Бутузов В.Ф., Кадомцев С.Б., Позняк Э.Г., Юдина И.И. / Геометрия. 7-9 классы: Учебник для общеобразовательных учреждений. М.: Просвещение, 2010.
2. Зив Б.Г. Геометрия: дидакт. материалы для 7 кл. / Б.Г. Зив, В. М. Мейлер. – М.: Просвещение, 2006 – 2010 .
ТРЕБОВАНИЯ К УРОВНЮ ПОДГОТОВКИ ОБУЧАЮЩИХСЯ В результате изучения курса геометрии 7 класса учащиеся должны:
знать/понимать
существо понятия математического доказательства; приводить примеры доказательств;
существо понятия алгоритма; приводить примеры алгоритмов;
как используются математические формулы, уравнения и не равенства; примеры их применения для решения математических и практических задач;
как математически определенные функции могут описывать реальные зависимости; приводить примеры такого описания;
как потребности практики привели математическую науку к необходимости расширения понятия числа;
вероятностный характер многих закономерностей окружающего мира; примеры статистических закономерностей и выводов;
каким образом геометрия возникла из практических задач землемерия; примеры геометрических объектов и утверждений о них, важных для практики;
смысл идеализации, позволяющей решать задачи реальной действительности математическими методами, примеры ошибок, возникающих при идеализации.
уметь
пользоваться геометрическим языком для описания предметов окружающего мира;
распознавать геометрические фигуры, различать их взаимное расположение;
изображать геометрические фигуры; выполнять чертежи по условию задач; осуществлять преобразования фигур; распознавать на чертежах, моделях и в окружающей обстановке основные пространственные тела, изображать их; в простейших случаях строить сечения и развертки пространственных тел;
вычислять значения геометрических величин (длин, углов); находить стороны, углы и площади треугольников, длины ломаных, дуг окружности;
решать геометрические задачи, опираясь на изученные свойства фигур и отношений между ними, применяя дополнительные построения, алгебраический аппарат;
проводить доказательные рассуждения при решении задач, используя известные теоремы, обнаруживая возможности для их использования; решать простейшие планиметрические задачи в пространстве;
использовать приобретенные знания и умения
в практической деятельности и повседневной жизни для:
описания реальных ситуаций на языке геометрии; расчетов, включающих простейшие тригонометрические формулы;
решения практических задач, связанных с нахождением геометрических величин (используя при необходимости справочники и технические средства);
построений геометрическими инструментами (линейка, угольник, циркуль, транспортир).
Тематическое планирование уроков геометрии в 7 классе
№ урока
| Тема урока
| §
| Кол-во
часов
| Дата
| 1
| 2
|
| 3
|
|
| Глава 1 Начальные геометрические сведения (10 часов)
|
|
|
| 1
| Прямая и отрезок
Точки, прямые и отрезки. Провешивание прямой на местности
| 1
| 1
| 05-10
ноября
2012 г
| 2
| Луч и угол
| 2
| 1
| 3
| Сравнение отрезков и углов
Равенство геометрических фигур.
| 3
| 1
| 12-17
ноября
2012 г
| 4
| Измерение отрезков.
Длина отрезка. Единицы измерения. Измерительные инструменты.
| 4
| 1
|
5
| Измерение углов
|
|
| 19-24
ноября
2012 г
| Градусная мера угла. Измерение углов на местности
| 9,10
| 1
|
| Перпендикулярные прямые
|
|
|
| 6
7
| Смежные и вертикальные углы
| 11
| 1
1
| 26-30
ноября,
01 декабря
2012 г
| Перпендикулярные прямые.
| 12
| 8
| Построение прямых углов на местности | 13
|
| 03-08
декабря
2012 г
| 9
| Решение задач по теме «Перпендикулярные прямые» |
| 1
| 10
| Контрольная работа №1 «Начальные геометрические сведения»
| 1-13
| 1
| 10-15
декабря
2012 г
|
| Глава 2 Треугольники (14 часов)
|
|
|
| §1 Первый признак равенства треугольников
|
|
| 11
| Треугольник
| 14
| 1
| 12
| Первый признак равенства треугольников
| 15
| 1
| 17-22
декабря
2012 г
| 13
| Решение задач по теме «Первый признак равенства треугольников»
|
| 1
|
| § 2 Медианы, биссектрисы и высоты треугольника.
|
|
|
|
14
| Перпендикуляр к прямой. Медианы, биссектрисы и высоты треугольника.
| 16,17
| 1
| 24-29
декабря
2012 г
| 15
| Свойства равнобедренного треугольника
| 18
| 1
| 16
| Решение задач по теме «Медианы, биссектрисы и высоты треугольника»
|
| 1
| 14-19
января
2013 г
|
| § 3 Второй и третий признаки равенства треугольников
|
|
| 17
| Второй признак равенства треугольников
| 19
| 1
| 18
| Третий признак равенства треугольников
| 20
| 1
| 21-26
января
2013 г
| 19
| Решение задач по теме «Второй и третий признаки равенства треугольников»
|
| 1
|
| §4 Задачи на построение
|
|
| 28-31
января
1-2
февраля
2013 г
| 20
| Окружность
| 21
| 1
| 21
| Построение циркулем и линейкой. Примеры задач на построение
| 22,23
| 1
| 04-09
февраля
2013 г
| 22
| Решение задач по теме «Задачи на построение»
|
| 1
| 23
| Подготовка к контрольной работе по теме «Треугольники»
|
| 1
| 11-16
февраля
2013 г
| 24
| Контрольная работа №2 «Треугольники»
| 14-23
| 1
|
| Глава 3 Параллельные прямые ( 9 часов)
|
|
|
|
| Признаки параллельности двух прямых
| 24
|
| 18-23
февраля
2013 г
| 25
| Определение параллельных прямых
|
| 1
| 26
| Признаки параллельности двух прямых
| 25
| 1
| 25-28
февраля
01-02 марта
2013 г
| 27
| Практические способы построения параллельных прямы. Решение задач.
| 26
| 1
|
| § 2 Аксиома параллельных прямых
|
|
|
| 28
| Об аксиомах геометрии. Аксиома параллельных прямых
| 27-28
| 1
| 04-09
марта
2013 г
| 29
| Теорема об углах, образованных двумя параллельными прямыми и секущей.
| 29
| 2
| 30
| Решение задач по теме «Теорема об углах, образованных двумя параллельными прямыми и секущей.»
|
|
| 11-16
марта
2013 г
| 31
| Решение задач по теме «Параллельные прямые»
|
| 1
| 32
| Подготовка к контрольной работе по теме «Параллельные прямые»
|
| 1
| 18-22
марта
2013 г
| 33
| Контрольная работа №3 «Параллельные прямые».
| 24-29
| 1
|
| Глава 4 Соотношения между сторонами и углами треугольника ( 16 часов)
|
|
|
|
| § 1. Сумма углов треугольника
|
|
|
| 34
| Теорема о сумме углов треугольника.
| 30
| 2
| 01-06
апреля
2013 г
| 35
| Остроугольный, прямоугольный и тупоугольный треугольники.
| 31
|
|
| § 2 Соотношения между углами и сторонами треугольника
|
|
|
| 36
| Теорема о соотношениях между сторонами и углами треугольника
| 32
| 2
| 08-13
апреля
2013 г
| 37
| Решение задач по теме «Теорема о соотношениях между сторонами и углами треугольника»
|
|
| 38
| Неравенство треугольника
| 33
| 1
| 15-20
апреля
2013 г
| 39
| Контрольная работа №4 «Сумма углов треугольника»
|
| 1
|
| § 3 Прямоугольные треугольники
|
|
|
| 40
| Некоторые свойства прямоугольных треугольников.
| 34
| 2
| 22-27
апреля
2013 г
| 41
| Решение задач по теме «Некоторые свойства прямоугольных треугольников»
|
|
| 42
| Признаки равенства прямоугольных треугольников. Угловой отражатель.
| 35
| 1
| 29-30 апреля,
01-04
мая
2013 г
| 43
| Решение задач по теме «Признаки равенства прямоугольных треугольников».
| 35-36
| 1
|
| § 4 Построение треугольника по трем элементам
|
|
|
| 44
| Расстояние от точки до прямой. Расстояние между параллельными прямыми.
| 37
| 1
| 06-11
мая
2013 г
| 45
| Построение треугольника по трем элементам.
| 38
| 1
| 46
| Решение задач по теме «Расстояние от точки до прямой. Расстояние между параллельными прямыми».
|
| 2
| 13-18
мая
2013 г
| 47
| Решение задач по теме «Построение треугольника по трем элементам.».
|
|
| 48
| Подготовка к контрольной работе по теме «Построение треугольника»
|
| 1
| 20-25
мая
2013 г
| 49
| Контрольная работа №5 «Прямоугольный треугольник»
|
| 1
| 50
| Итоговое повторение
|
| 1
| 27-31
мая
2012 г
|
ОСНОВНОЕ СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ
1. Начальные геометрические сведения (7 ч)
Простейшие геометрические фигуры: точка, прямая, отрезок, луч, угол. Понятие равенства геометрических фигур. Сравнение отрезков и углов. Измерение отрезков, длина отрезка. Измерение углов, градусная мера угла.
Вертикальные и смежные углы и их свойства. Перпендикулярные прямые.
Основная цель: систематизировать знания учащихся о простейших геометрических фигурах и их свойствах, ввести понятие равенства фигур.
2. Треугольники (14 ч)
Треугольник. Признаки равенства треугольников. Перпендикуляр к прямой. Медианы, биссектрисы и высоты треугольника. Равнобедренный треугольник и его свойства. Задачи на построение с помощью циркуля и линейки.
Основная цель: ввести понятие теоремы; выработать умение доказывать равенство треугольников с помощью изученных признаков; ввести новый класс задач – на построение с помощью циркуля и линейки.
3. Параллельные прямые (9 ч)
Признаки параллельности прямых. Аксиома параллельных прямых. Свойства параллельных прямых.
Основная цель: ввести понятие параллельных прямых; дать первое представление об аксиомах и аксиоматическом методе в геометрии; ввести аксиому параллельных прямых.
4. Соотношения между сторонами и углами треугольника (16 ч)
Сумма углов треугольника. Соотношения между сторонами и углами треугольника. Неравенство треугольника. Прямоугольные треугольники, их свойства и признаки равенства. Расстояние от точки до прямой. Расстояние между параллельными прямыми. Построение треугольника по трём элементам.
Основная цель: рассмотреть новые интересные и важные свойства треугольников.
5. Повторение. Решение задач (4 ч)
Формы и средства контроля
Начальные геометрические сведения
| Контрольная работа № 1
Вариант 1 1о. Три точки B, C и D лежат на одной прямой. Известно, что BD = 17, DC = 25. Какой может быть длина отрезка BC?
2о. Сумма вертикальных углов МОЕ и DCO, образованных при пересечении прямых МС и DE, равна 204о. Найти угол MOD.
3о. С помощью транспортира начертите угол, равный 78о, и проведите биссектрису смежного с ним угла.
| Контрольная работа № 1
Вариант 2 1о. Три точки M, N и K лежат на одной прямой. Известно, что MN = 15, NK = 18. Какой может быть длина отрезка MK?
2о. Сумма вертикальных углов АОВ и COD, образованных при пересечении прямых AD и BC, равна 108о. Найти угол BOD
3о. С помощью транспортира начертите угол, равный 78о, и проведите биссектрису одного из смежных с ним углов.
| Треугольники.
| Контрольная работа № 2
Вариант 1 1о. Отрезки АВ и CD имеют общую середину О.Докажите, что DAO = СBO
2о. Луч AD – биссектриса угла А. На сторонах угла А отмечены точки В и С так, что ADB = ADC. Докажите, что АВ = АС.
3о. Начертите равнобедренный треугольник АВС с основанием ВС. С помощью циркуля и линейки проведите медиану ВВ1 к боковой стороне АС.
| Контрольная работа № 2
Вариант 2
1о. Отрезки АВ и CD делятся точкой О пополам. Докажите, что DAO = СBO
В
2о. На сторонах угла D отмечены точки М и К так, что DM = DK. Точка Р лежит внутри угла D, и РК = РМ, Докажите, что луч DP – биссектриса угла MDK.
3о. Начертите равнобедренный треугольник АВС с основанием AС и острым углом В. С помощью циркуля и линейки проведите высоту из вершины угла А.
| Параллельные прямые.
| Контрольная работа № 3
Вариант 1
1о. Oтрезки EF и PQ пересекаются в их середине М. Докажите, что PE || QF
2о. Отрезок DM – биссектриса треугольника CDE. Через точку М проведена прямая, параллельная стороне CD и пересекающая сторону DE в точке N. Найти углы треугольника DMN, если СDЕ = 68º
| Контрольная работа № 3
Вариант 2
1о. Oтрезки EF и MN пересекаются в их середине P. Докажите, что EN || MF
2о. Отрезок АD – биссектриса треугольника АВC. Через точку D проведена прямая, параллельная стороне AB и пересекающая сторону AC в точке F. Найти углы треугольника ADF, если BAС = 72о
| Соотношения между сторонами и углами треугольника
| Контрольная работа № 4
Вариант 1 1о. ABE = 104о, DCF = 76о, AC = 12. Найти сторону АВ треугольника АВС.
2о. В треугольнике CDE точка М лежит на стороне СЕ, причем СМD - острый. Докажите, что DE > DM
3о. Периметр равнобедренного тупоугольного треугольника равен 45см, а одна из его сторон больше другой на 9см, Найти стороны треугольника.
| Контрольная работа № 4
Вариант 2 1о. BАE = 112о, DВF = 68о, ВC = 9. Найти сторону АС треугольника АВС.
ABE = 104о, DCF = 76о, AC = 12. Найти сторону АВ треугольника АВС.
2о. В треугольнике MNP точка K лежит на стороне MN, причем NKP - острый. Докажите, что KP < MP
3о. Одна из сторон равнобедренного тупоугольного треугольника на 17см меньше другой. Найти стороны треугольника, если его периметр равен 77см.
| Соотношения между сторонами и углами треугольника
| Контрольная работа № 5 Вариант 1 1о. В остроугольном треугольнике MNP биссектриса угла М пересекает высоту NK в точке О, причем ОК = 9см. Найти расстояние от точки О до прямой MN
2о. Постройте прямоугольный треугольник по гипотенузе и острому углу.
3о. С помощью циркуля и линейки постройте угол, равный
| Контрольная работа № 5 Вариант 2 1о. В прямоугольном треугольнике DCE с прямым углом С проведена биссектриса EF, причем FC = 13см. Найти расстояние от точки F до прямой DE
2о. Постройте прямоугольный треугольник по катету и прилежащему к нему острому углу.
3о. С помощью циркуля и линейки постройте угол, равный 105о
|
Перечень учебно-методических средств обучения.
Литература
Геометрия,7-9 кл. Учебник. для общеобразоват. учреждений [Л.С. Атанасян, В.Ф. Бутузов, С.Б. Кадомцев и др.] – 16-е изд. – М.: Просвещение, 2010
Рабочая тетрадь. Геометрия: рабочая тетрадь для 7 класса общеобразовательных учреждений. Л.С. Атанасян, В.Ф. Бутузов- М. Просвещение 2009г
Изучение геометрии в 7-9 классах: методические рекомендации: книга для учителя/ Л. С. Атанасян, В.Ф. Бутузов, Ю.А. Глазков и др.]- М.: Просвещение, 2007
Зив Б.Г. .Геометрия: Дидактические материалы для 7 класса / Б. Г. Зив, В.М. Мейлер. — М.: Просвещение, 2004—2008.
Геометрия. Тесты. 7-9 классы: учеб.-мет. пособие / П. И. Алтынов-М.: Дрофа,2005.
Контрольные работы по геометрии, 7 класс: к учебнику Л. С. Атанасяна « Геометрия, 7-9»/ Н. Б. Мельникова-М.: Изд. «Экзамен», 2009.
Изучение геометрии в 7, 8, 9 классах: методические рекомендации: кн. для учителя / Л.С. Атанасян, В.Ф. Бутузов, Ю.А. Глазков и др. -М.: Просвещение, 2000 — 2008.
Гаврилова Н.Ф. Поурочные разработки по геометрии. 7 класс. М.: ВАКО, 2004 – (В помощь школьному учителю)
Самостоятельные и контрольные работы по алгебре и геометрии для 7 класса./ Ершова А. П., Голобородько В. В., Ершова А. С.— М.: Илекса, 2009
оснащение ПО геометрии
Конкретное количество указанных средств и объектов материально-технического обеспечения учитывает средний расчет наполняемости класса (25-30 учащихся). Для отражения количественных показателей в рекомендациях используется следующая система символических обозначений:
Д – демонстрационный экземпляр (1 экз., кроме специально оговоренных случаев),
К – полный комплект (исходя из реальной наполняемости класса),
Ф – комплект для фронтальной работы (примерно в два раза меньше, чем полный комплект, то есть не менее 1 экз. на двух учащихся),
П – комплект, необходимый для практической работы в группах, насчитывающих по нескольку учащихся (6-7 экз.).
№ п/п
| Наименования объектов и средств материально-технического обеспечения
| Наличие
| 1
| 2
| 3
| 1
| Библиотечный фонд (книгопечатная продукция)
|
| 1.1
| Стандарт основного общего образования по математике
| Д
| 1.4
| Примерная программа основного общего образования по математике
| Д
| 1.7
| Авторские программы по курсам математики
| Д
| 1.10
| Учебник по геометрии для 7-9 классов
| К
| 1.19
| Дидактические материалы по геометрии для 7-9 классов
| Ф
| 1.26
| Сборник контрольных работ по геометрии для 7-9 классов
| Ф
| 1.32
| Научная, научно-популярная, историческая литература
| П
| 1.33
| Справочные пособия (энциклопедии, словари, сборники основных формул и т.п.)
| П
| 1.34
| Методические пособия для учителя
| Д
| 2.
| Печатные пособия
|
| 2.2
| Таблицы по геометрии
| Д
| 2.5
| Портреты выдающихся деятелей математики
| Д
| 3.
| информационно-коммуникативные средства
|
| 3.1
| Мультимедийные обучающие программы и электронные учебные издания по основным разделам курса математики
| Д/П
| 4
| Технические средства обучения
|
| 4.1
| Мультимедийный компьютер
| Д
| 4.2
| Сканер
| Д
| 4.3
| Принтер лазерный
| Д
| 4.4
| Копировальный аппарат
| Д
| 4.5
| Мультимедиапроектор
| Д
| 4.6
| Средства телекоммуникации
| Д
| 4.8
| Экран (на штативе или навесной)
| Д
| 5
| УЧЕБНО-ПРАКТИЧЕСКОЕ И УЧЕБНО-ЛАБОРАТОРНОЕ ОБОРУДОВАНИЕ
|
| 5.1
| Аудиторная доска с магнитной поверхностью и набором приспособлений для крепления таблиц
| Д
| 5.3
| Комплект инструментов классных: линейка, транспортир, угольник (300, 600), угольник (450, 450), циркуль
| Д
| 5.4
| Комплект стереометрических тел (демонстрационный)
| Д
| 5.5
| Комплект стереометрических тел (раздаточный)
| Ф
| 5.6
| Набор планиметрических фигур
| Ф
| 6
| СПЕЦИАЛИЗИРОВАННАЯ УЧЕБНАЯ МЕБЕЛЬ
|
| 6.2
| Шкаф секционный для хранения оборудования
| Д
| 6.4
| Стенд экспозиционный
| Д
|
Интернет- ресурсы:
http://www.prosv.ru - сайт издательства «Просвещение» (рубрика «Математика»)
http:/www.drofa.ru - сайт издательства Дрофа (рубрика «Математика»)
http://www.center.fio.ru/som - методические рекомендации учителю-предметнику (представлены все школьные предметы). Материалы для самостоятельной разработки профильных проб и активизации процесса обучения в старшей школе.
http://www.edu.ru - Центральный образовательный портал, содержит нормативные документы Министерства, стандарты, информацию о проведение эксперимента, сервер информационной поддержки Единого государственного экзамена.
http://www.internet-scool.ru - сайт Интернет – школы издательства Просвещение. Учебный план разработан на основе федерального базисного учебного плана для общеобразовательных учреждений РФ и представляет область знаний «Математика». На сайте представлены Интернет-уроки по алгебре и началам анализа и геометрии, включают подготовку сдачи ЕГЭ, ГИА.
http://www.legion.ru – сайт издательства «Легион»
http://www.intellectcentre.ru – сайт издательства «Интеллект-Центр», где можно найти учебно-тренировочные материалы, демонстрационные версии, банк тренировочных заданий с ответами, методические рекомендации и образцы решений
http://www.fipi.ru - портал информационной поддержки мониторинга качества образования, здесь можно найти Федеральный банк тестовых заданий. |
|
|