Главная страница

Пояснительная записка



Скачать 252.48 Kb.
НазваниеПояснительная записка
Л.С. Атанасян
Дата13.04.2016
Размер252.48 Kb.
ТипПояснительная записка

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Рабочая программа по геометрии 7 класса составлена на основе федерального компонента государственного стандарта общего образования, примерной программы основного общего образования по математике и Программы по геометрии авторов Л.С. Атанасян, В.Ф. Бутузов, С.Б. Кадомцев и др. к учебнику по геометрии для 7-9 классов общеобразовательных учреждений (Программы общеобразовательных учреждений. Геометрия 7-9 классы. Л.С. Атанасян, В.Ф. Бутузов, С.Б. Кадомцев, Составитель: Бурмистрова Т.А.– М.: Просвещение, 2008).

Программа предлагается для работы по учебнику геометрии 7-9 кл. для общеобразовательных учреждений авторов Л.С. Атанасян, В.Ф. Бутузов, С.Б. Кадомцев и др.

Место предмета в федеральном базисном учебном плане

Согласно федеральному базисному учебному плану для образовательных

учреждений Российской Федерации на изучение математики на ступени основного общего образования отводится не менее 875 ч из расчета 5 ч в неделю с 5 по 9 класс.

Согласно авторской программе геометрия изучается в 7 классе со II четверти 2 ч в неделю, всего 50 ч.

Такой вариант изучения геометрии в 7 классе является наиболее эффективным для данного класса и позволяет обучающимся быстрее адаптироваться к разделению математики на курс алгебры и геометрии.

Результаты обучения

Результаты обучения представлены в Требованиях к уровню подготовки и задают систему итоговых результатов обучения, которых должны достигать все учащиеся, оканчивающие 7 класс, и достижение которых является обязательным условием положительной аттестации ученика за курс 7 класса. Эти требования структурированы по трем компонентам: «знать/понимать», «уметь», «использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни».
Формы контроля: самостоятельные работы, тесты, контрольные работы.

Контрольных работ – 6 (из них одна – итоговая)

Используемый учебно-методический комплект

1. Атанасян Л.С., Бутузов В.Ф., Кадомцев С.Б., Позняк Э.Г., Юдина И.И. / Геометрия. 7-9 классы: Учебник для общеобразовательных учреждений. М.: Просвещение, 2010.

2. Зив Б.Г. Геометрия: дидакт. материалы для 7 кл. / Б.Г. Зив, В. М. Мейлер. – М.: Просвещение, 2006 – 2010 .

ТРЕБОВАНИЯ К УРОВНЮ ПОДГОТОВКИ ОБУЧАЮЩИХСЯ
В результате изучения курса геометрии 7 класса учащиеся должны:

знать/понимать

  • существо понятия математического доказательства; приводить примеры доказательств;

  • существо понятия алгоритма; приводить примеры алгорит­мов;

  • как используются математические формулы, уравнения и не­
    равенства; примеры их применения для решения математи­ческих и практических задач;

  • как математически определенные функции могут описывать реальные зависимости; приводить примеры такого описания;

  • как потребности практики привели математическую науку к необходимости расширения понятия числа;

  • вероятностный характер многих закономерностей окружаю­щего мира; примеры статистических закономерностей и вы­водов;

  • каким образом геометрия возникла из практических задач
    землемерия; примеры геометрических объектов и утвержде­ний о них, важных для практики;

  • смысл идеализации, позволяющей решать задачи реальной действительности математическими методами, примеры оши­бок, возникающих при идеализации.

уметь

  • пользоваться геометрическим языком для описания предме­тов окружающего мира;

  • распознавать геометрические фигуры, различать их взаимное расположение;

  • изображать геометрические фигуры; выполнять чертежи по условию задач; осуществлять преобразования фигур; распознавать на чертежах, моделях и в окружающей обста­новке основные пространственные тела, изображать их; в простейших случаях строить сечения и развертки простран­ственных тел;

  • вычислять значения геометрических величин (длин, углов); находить стороны, углы и площади треугольников, длины ломаных, дуг окруж­ности;

  • решать геометрические задачи, опираясь на изученные свой­ства фигур и отношений между ними, применяя дополни­тельные построения, алгебраический аппарат;

  • проводить доказательные рассуждения при решении задач, используя известные теоремы, обнаруживая возможности для их использования; решать простейшие планиметрические задачи в пространстве;

использовать приобретенные знания и умения

в практической деятельности и повседневной жизни для:

  • описания реальных ситуаций на языке геометрии; расчетов, включающих простейшие тригонометрические фор­мулы;

  • решения практических задач, связанных с нахождением гео­метрических величин (используя при необходимости справоч­ники и технические средства);

  • построений геометрическими инструментами (линейка, уголь­ник, циркуль, транспортир).


Тематическое планирование уроков геометрии в 7 классе





№ урока

Тема урока

§

Кол-во

часов

Дата

1

2




3







Глава 1 Начальные геометрические сведения (10 часов)










1

Прямая и отрезок

Точки, прямые и отрезки. Провешивание прямой на местности

1

1

05-10

ноября

2012 г


2

Луч и угол

2

1

3

Сравнение отрезков и углов

Равенство геометрических фигур.

3

1

12-17

ноября

2012 г

4

Измерение отрезков.

Длина отрезка. Единицы измерения. Измерительные инструменты.

4

1


5

Измерение углов







19-24

ноября

2012 г

Градусная мера угла. Измерение углов на местности

9,10

1




Перпендикулярные прямые










6


7

Смежные и вертикальные углы

11

1

1

26-30

ноября,

01 декабря

2012 г

Перпендикулярные прямые.

12

8
Построение прямых углов на местности

13




03-08

декабря

2012 г

9
Решение задач по теме «Перпендикулярные прямые»




1

10

Контрольная работа №1 «Начальные геометрические сведения»

1-13

1

10-15

декабря

2012 г




Глава 2 Треугольники (14 часов)










§1 Первый признак равенства треугольников







11


Треугольник

14

1

12

Первый признак равенства треугольников

15

1

17-22

декабря

2012 г

13

Решение задач по теме «Первый признак равенства треугольников»




1



§ 2 Медианы, биссектрисы и высоты треугольника.











14



Перпендикуляр к прямой. Медианы, биссектрисы и высоты треугольника.

16,17

1

24-29

декабря

2012 г

15

Свойства равнобедренного треугольника

18

1

16

Решение задач по теме «Медианы, биссектрисы и высоты треугольника»




1

14-19

января

2013 г




§ 3 Второй и третий признаки равенства треугольников







17

Второй признак равенства треугольников

19

1

18

Третий признак равенства треугольников

20

1

21-26

января

2013 г

19

Решение задач по теме «Второй и третий признаки равенства треугольников»




1




§4 Задачи на построение







28-31

января

1-2

февраля

2013 г

20

Окружность

21

1

21

Построение циркулем и линейкой. Примеры задач на построение

22,23

1

04-09

февраля

2013 г

22

Решение задач по теме «Задачи на построение»




1

23

Подготовка к контрольной работе по теме «Треугольники»




1

11-16

февраля

2013 г

24

Контрольная работа №2 «Треугольники»

14-23

1




Глава 3 Параллельные прямые ( 9 часов)













Признаки параллельности двух прямых

24




18-23

февраля

2013 г

25

Определение параллельных прямых




1

26

Признаки параллельности двух прямых

25

1

25-28

февраля

01-02 марта

2013 г

27

Практические способы построения параллельных прямы. Решение задач.

26

1




§ 2 Аксиома параллельных прямых










28

Об аксиомах геометрии. Аксиома параллельных прямых

27-28

1

04-09

марта

2013 г

29

Теорема об углах, образованных двумя параллельными прямыми и секущей.

29

2

30

Решение задач по теме «Теорема об углах, образованных двумя параллельными прямыми и секущей.»







11-16

марта

2013 г

31

Решение задач по теме «Параллельные прямые»




1

32

Подготовка к контрольной работе по теме «Параллельные прямые»




1

18-22

марта

2013 г

33

Контрольная работа №3 «Параллельные прямые».

24-29

1




Глава 4 Соотношения между сторонами и углами треугольника ( 16 часов)













§ 1. Сумма углов треугольника










34

Теорема о сумме углов треугольника.

30

2

01-06

апреля

2013 г

35

Остроугольный, прямоугольный и тупоугольный треугольники.

31







§ 2 Соотношения между углами и сторонами треугольника










36

Теорема о соотношениях между сторонами и углами треугольника

32

2

08-13

апреля

2013 г

37

Решение задач по теме «Теорема о соотношениях между сторонами и углами треугольника»







38

Неравенство треугольника

33

1

15-20

апреля

2013 г

39

Контрольная работа №4 «Сумма углов треугольника»




1




§ 3 Прямоугольные треугольники










40

Некоторые свойства прямоугольных треугольников.

34

2

22-27

апреля

2013 г

41

Решение задач по теме «Некоторые свойства прямоугольных треугольников»







42

Признаки равенства прямоугольных треугольников. Угловой отражатель.

35

1

29-30 апреля,

01-04

мая

2013 г

43

Решение задач по теме «Признаки равенства прямоугольных треугольников».

35-36

1




§ 4 Построение треугольника по трем элементам










44

Расстояние от точки до прямой. Расстояние между параллельными прямыми.

37

1

06-11

мая

2013 г

45

Построение треугольника по трем элементам.

38

1

46

Решение задач по теме «Расстояние от точки до прямой. Расстояние между параллельными прямыми».




2

13-18

мая

2013 г

47

Решение задач по теме «Построение треугольника по трем элементам.».







48

Подготовка к контрольной работе по теме «Построение треугольника»




1

20-25

мая

2013 г

49

Контрольная работа №5 «Прямоугольный треугольник»




1

50

Итоговое повторение




1

27-31

мая

2012 г


ОСНОВНОЕ СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ

1. Начальные геометрические сведения (7 ч)

Простейшие геометрические фигуры: точка, прямая, отрезок, луч, угол. Понятие равенства геометрических фигур. Сравнение отрезков и углов. Измерение отрезков, длина отрезка. Измерение углов, градусная мера угла.

Вертикальные и смежные углы и их свойства. Перпендикулярные прямые.

Основная цель: систематизировать знания учащихся о простейших геометрических фигурах и их свойствах, ввести понятие равенства фигур.

2. Треугольники (14 ч)

Треугольник. Признаки равенства треугольников. Перпендикуляр к прямой. Медианы, биссектрисы и высоты треугольника. Равнобедренный треугольник и его свойства. Задачи на построение с помощью циркуля и линейки.

Основная цель: ввести понятие теоремы; выработать умение доказывать равенство треугольников с помощью изученных признаков; ввести новый класс задач – на построение с помощью циркуля и линейки.

3. Параллельные прямые (9 ч)

Признаки параллельности прямых. Аксиома параллельных прямых. Свойства параллельных прямых.

Основная цель: ввести понятие параллельных прямых; дать первое представление об аксиомах и аксиоматическом методе в геометрии; ввести аксиому параллельных прямых.

4. Соотношения между сторонами и углами треугольника (16 ч)

Сумма углов треугольника. Соотношения между сторонами и углами треугольника. Неравенство треугольника. Прямоугольные треугольники, их свойства и признаки равенства. Расстояние от точки до прямой. Расстояние между параллельными прямыми. Построение треугольника по трём элементам.

Основная цель: рассмотреть новые интересные и важные свойства треугольников.

5. Повторение. Решение задач (4 ч)

Формы и средства контроля



Начальные геометрические сведения

Контрольная работа № 1

Вариант 1
1о. Три точки B, C и D лежат на одной прямой. Известно, что BD = 17, DC = 25. Какой может быть длина отрезка BC?

2о. Сумма вертикальных углов МОЕ и DCO, образованных при пересечении прямых МС и DE, равна 204о. Найти угол MOD.

3о. С помощью транспортира начертите угол, равный 78о, и проведите биссектрису смежного с ним угла.


Контрольная работа № 1

Вариант 2
1о. Три точки M, N и K лежат на одной прямой. Известно, что MN = 15, NK = 18. Какой может быть длина отрезка MK?

2о. Сумма вертикальных углов АОВ и COD, образованных при пересечении прямых AD и BC, равна 108о. Найти угол BOD

3о. С помощью транспортира начертите угол, равный 78о, и проведите биссектрису одного из смежных с ним углов.

Треугольники.

Контрольная работа № 2

Вариант 1
1о. Отрезки АВ и CD имеют общую середину О.Докажите, что  DAO =  СBO

полотно 61

2о. Луч AD – биссектриса угла А. На сторонах угла А отмечены точки В и С так, что  ADB =  ADC. Докажите, что АВ = АС.

3о. Начертите равнобедренный треугольник АВС с основанием ВС. С помощью циркуля и линейки проведите медиану ВВ1 к боковой стороне АС.

Контрольная работа № 2

Вариант 2

1о. Отрезки АВ и CD делятся точкой О пополам. Докажите, что  DAO =  СBO

group 77


В

2о. На сторонах угла D отмечены точки М и К так, что DM = DK. Точка Р лежит внутри угла D, и РК = РМ, Докажите, что луч DP – биссектриса угла MDK.

3о. Начертите равнобедренный треугольник АВС с основанием AС и острым углом В. С помощью циркуля и линейки проведите высоту из вершины угла А.

Параллельные прямые.

Контрольная работа № 3

Вариант 1

1о. Oтрезки EF и PQ пересекаются в их середине М. Докажите, что PE || QF

2о. Отрезок DM – биссектриса треугольника CDE. Через точку М проведена прямая, параллельная стороне CD и пересекающая сторону DE в точке N. Найти углы треугольника DMN, если  СDЕ = 68º

Контрольная работа № 3

Вариант 2

1о. Oтрезки EF и MN пересекаются в их середине P. Докажите, что EN || MF

2о. Отрезок АD – биссектриса треугольника АВC. Через точку D проведена прямая, параллельная стороне AB и пересекающая сторону AC в точке F. Найти углы треугольника ADF, если  BAС = 72о

Соотношения между сторонами и углами треугольника

Контрольная работа № 4

Вариант 1
1о.  ABE = 104о,  DCF = 76о, AC = 12. Найти сторону АВ треугольника АВС.

полотно 91
2о. В треугольнике CDE точка М лежит на стороне СЕ, причем  СМD - острый. Докажите, что DE > DM

3о. Периметр равнобедренного тупоугольного треугольника равен 45см, а одна из его сторон больше другой на 9см, Найти стороны треугольника.



Контрольная работа № 4

Вариант 2
1о.  BАE = 112о,  DВF = 68о, ВC = 9. Найти сторону АС треугольника АВС.

 ABE = 104о,  DCF = 76о, AC = 12. Найти сторону АВ треугольника АВС.

полотно 104

2о. В треугольнике MNP точка K лежит на стороне MN, причем  NKP - острый. Докажите, что KP < MP

3о. Одна из сторон равнобедренного тупоугольного треугольника на 17см меньше другой. Найти стороны треугольника, если его периметр равен 77см.

Соотношения между сторонами и углами треугольника

Контрольная работа № 5
Вариант 1
1о. В остроугольном треугольнике MNP биссектриса угла М пересекает высоту NK в точке О, причем ОК = 9см. Найти расстояние от точки О до прямой MN

2о. Постройте прямоугольный треугольник по гипотенузе и острому углу.

3о. С помощью циркуля и линейки постройте угол, равный

Контрольная работа № 5 Вариант 2
1о. В прямоугольном треугольнике DCE с прямым углом С проведена биссектриса EF, причем FC = 13см. Найти расстояние от точки F до прямой DE

2о. Постройте прямоугольный треугольник по катету и прилежащему к нему острому углу.

3о. С помощью циркуля и линейки постройте угол, равный 105о



Перечень учебно-методических средств обучения.

Литература

  1. Геометрия,7-9 кл. Учебник. для общеобразоват. учреждений [Л.С. Атанасян, В.Ф. Бутузов, С.Б. Кадомцев и др.] – 16-е изд. – М.: Просвещение, 2010

  2. Рабочая тетрадь. Геометрия: рабочая тетрадь для 7 класса общеобразовательных учреждений. Л.С. Атанасян, В.Ф. Бутузов- М. Просвещение 2009г

  3. Изучение геометрии в 7-9 классах: методические рекомендации: книга для учителя/ Л. С. Атанасян, В.Ф. Бутузов, Ю.А. Глазков и др.]- М.: Просвещение, 2007

  4. Зив Б.Г. .Геометрия: Дидактические материалы для 7 класса / Б. Г. Зив, В.М. Мейлер. — М.: Просвещение, 2004—2008.

  5. Геометрия. Тесты. 7-9 классы: учеб.-мет. пособие / П. И. Алтынов-М.: Дрофа,2005.

  6. Контрольные работы по геометрии, 7 класс: к учебнику Л. С. Атанасяна « Геометрия, 7-9»/ Н. Б. Мельникова-М.: Изд. «Экзамен», 2009.

  7. Изучение геометрии в 7, 8, 9 классах: методические рекомендации: кн. для учителя / Л.С. Атанасян, В.Ф. Бутузов, Ю.А. Глазков и др. -М.: Просвещение, 2000 — 2008.

  8. Гаврилова Н.Ф. Поурочные разработки по геометрии. 7 класс. М.: ВАКО, 2004 – (В помощь школьному учителю)

  9. Самостоятельные и контрольные работы по алгебре и гео­метрии для 7 класса./ Ершова А. П., Голобородько В. В., Ершова А. С.— М.: Илекса, 2009



оснащение ПО геометрии

Конкретное количество указанных средств и объектов материально-технического обеспечения учитывает средний расчет наполняемости класса (25-30 учащихся). Для отражения количественных показателей в рекомендациях используется следующая система символических обозначений:

Д – демонстрационный экземпляр (1 экз., кроме специально оговоренных случаев),

К – полный комплект (исходя из реальной наполняемости класса),

Ф – комплект для фронтальной работы (примерно в два раза меньше, чем полный комплект, то есть не менее 1 экз. на двух учащихся),

П – комплект, необходимый для практической работы в группах, насчитывающих по нескольку учащихся (6-7 экз.).


п/п

Наименования объектов и средств материально-технического обеспечения

Наличие

1

2

3

1

Библиотечный фонд (книгопечатная продукция)




1.1

Стандарт основного общего образования по математике

Д

1.4

Примерная программа основного общего образования по математике

Д

1.7

Авторские программы по курсам математики

Д

1.10

Учебник по геометрии для 7-9 классов

К

1.19

Дидактические материалы по геометрии для 7-9 классов

Ф

1.26

Сборник контрольных работ по геометрии для 7-9 классов

Ф

1.32

Научная, научно-популярная, историческая литература

П

1.33

Справочные пособия (энциклопедии, словари, сборники основных формул и т.п.)

П

1.34

Методические пособия для учителя

Д

2.

Печатные пособия




2.2

Таблицы по геометрии

Д

2.5

Портреты выдающихся деятелей математики

Д

3.

информационно-коммуникативные средства




3.1

Мультимедийные обучающие программы и электронные учебные издания по основным разделам курса математики

Д/П

4

Технические средства обучения




4.1

Мультимедийный компьютер

Д

4.2

Сканер

Д

4.3

Принтер лазерный

Д

4.4

Копировальный аппарат

Д

4.5

Мультимедиапроектор

Д

4.6

Средства телекоммуникации

Д

4.8

Экран (на штативе или навесной)

Д

5

УЧЕБНО-ПРАКТИЧЕСКОЕ И УЧЕБНО-ЛАБОРАТОРНОЕ ОБОРУДОВАНИЕ




5.1

Аудиторная доска с магнитной поверхностью и набором приспособлений для крепления таблиц

Д

5.3

Комплект инструментов классных: линейка, транспортир, угольник (300, 600), угольник (450, 450), циркуль

Д

5.4

Комплект стереометрических тел (демонстрационный)

Д

5.5

Комплект стереометрических тел (раздаточный)

Ф

5.6

Набор планиметрических фигур

Ф

6

СПЕЦИАЛИЗИРОВАННАЯ УЧЕБНАЯ МЕБЕЛЬ




6.2

Шкаф секционный для хранения оборудования

Д

6.4

Стенд экспозиционный

Д



Интернет- ресурсы:

http://www.prosv.ru - сайт издательства «Просвещение» (рубрика «Математика»)

http:/www.drofa.ru - сайт издательства Дрофа (рубрика «Математика»)

http://www.center.fio.ru/som - методические рекомендации учителю-предметнику (представлены все школьные предметы). Материалы для самостоятельной разработки профильных проб и активизации процесса обучения в старшей школе.

http://www.edu.ru - Центральный образовательный портал, содержит нормативные документы Министерства, стандарты, информацию о проведение эксперимента, сервер информационной поддержки Единого государственного экзамена.

http://www.internet-scool.ru - сайт Интернет – школы издательства Просвещение. Учебный план разработан на основе федерального базисного учебного плана для общеобразовательных учреждений РФ и представляет область знаний «Математика». На сайте представлены Интернет-уроки по алгебре и началам анализа и геометрии, включают подготовку сдачи ЕГЭ, ГИА.

http://www.legion.ru – сайт издательства «Легион»

http://www.intellectcentre.ru – сайт издательства «Интеллект-Центр», где можно найти учебно-тренировочные материалы, демонстрационные версии, банк тренировочных заданий с ответами, методические рекомендации и образцы решений

http://www.fipi.ru - портал информационной поддержки мониторинга качества образования, здесь можно найти Федеральный банк тестовых заданий.