|
Предварительная работа по данной теме
«Приемы ознакомления детей с правами и правилами взаимоотношений со сверстниками детей старшего дошкольного возраста в совместной деятельности». \\
подготовила: Власова С.В.
ГБДОУ №87, Красногвардейский район
воспитатель
Санкт-Петербург
Предварительная работа по данной теме:
«Формирование правовой компетентности дошкольников» - статья в социальной сети работников образования, 2012 год.
«Формирование правовой грамотности дошкольников» - методическая разработка в социальной сети работников образования, 2012 год.
«О правах и ответственностях» - статья на персональном сайте (narod.ru), 2012 год.
« Мои маленькие права » - статья во всероссийском журнале «Невский альманах», 5/2012 год.
« Формирование правовой грамотности дошкольников» - проведение мастер-класса на всероссийском круглом столе, посвященному «Реализации Основной образовательной программы дошкольного образования в свете федеральных государственных требований», 2012 год.
« Формирование у дошкольников основ правового воспитания » - выступление на региональном семинаре, посвященному «Аспектам нравственного воспитания в рамках Основной общеобразовательной программы дошкольного образования», 2012 год.
Ковардакова М.А., Майданкина Н.Ю. Ребёнок и право: Программа и методические материалы к образовательной работе с детьми дошкольного возраста по приобщению к правовым ценностям. -Ульяновск: УИПКПРО, 2005.год.
Правовое воспитание. Старшая и подготовительная группы. Разработки занятий. Изд. 2-е переработанное./ Сост. Р.А. Жукова. – Волгоград: ИТД «Корифей».-112с.
«Уважение к человеку – вот пробный камень… если уважение к человеку будет заложено в сердцах людей, они неизбежно придут к созданию такой социальной, экономической политической системы, которая сделает это уважение непреложным законом». Антуан де Сент-Экзюпери ВСТУПИТЕЛЬНОЕ СЛОВО
Организация Объединенных Наций провозгласила 2001—2010 гг. Международным десятилетием культуры, мира и ненасилия для детей Земли.
С наступлением XXI в., во всем мире проблема защиты детей обострилась, так как, по-прежнему наблюдаются жестокое обращение, все виды эксплуатации, ущерб физическому здоровью, умственному, моральному и социальному развитию, природные и экономические бедствия, вооруженные конфликты, похищение детей, торговля детьми в любых целях и в любой форме. Социально-экономическая ситуация современного общества, отражается прежде всего, на детях, следовательно, нельзя равнодушно относиться к вопросу о защите прав и достоинств ребенка. В нашей Стране в системе дошкольного образования сделаны лишь первые шаги в этом направлении. Дошкольное детство — не просто уникальный период в жизни человека, в процессе которого формируется здоровье, развивается личность, это еще и период, когда ребенок находится в полной
зависимости от окружающих его взрослых — родителей и педагогов. В дошкольном возрасте необходимо приучать детей соблюдать правила, помогающие жить дружно: не оби жать друг друга, помогать друг другу. Дети начинают осознавать права сначала с подачи их воспитателем, а затем сами постепенно начинают понимать их значимость. Знание прав — щит, прикрывающий детей, их достоинство от посягательств со стороны взрослых. Только обладание правами дает ребенку возможность само реализоваться, раскрыться как личности.
Потенциал ребенка в области правового развития значительно выше, чем это принято считать. Отсюда назрела необходимость работы в данном направлении.
В своей работе ставлю следующие важные аспекты.
Цель:
Максимально способствовать социальной адаптации ребенка через формирование основ правовых знаний.
Задачи:
Сформировать у детей первоначальные правовые знания на основе Конвенции ООН о правах ребенка;
Сформировать модель единого культурного пространства « Ребенок – Семья – Социум»;
Развивать уважение и терпимость к людям независимо от их социального происхождения, расовой и национальной принадлежности;
Формировать чувство собственного достоинства, осознания своих прав и свобод, чувство ответственности (за другого человека, начатое дело, данное слово);
Разъяснить общепринятые нормы и правила поведения;
Активизировать словарь ребенка в связи с расширением его кругозора.
Основополагающие документы
Международная конвенция ООН о правах ребенка, 20.11.1989г.
Всеобщая декларация прав человека, 10.12.1948г.
Декларация принципов толерантности, 16.11.1995г.
Конституция РФ, 12.12.1993г.
Календарь правовых дат:
•21 век - Век ребёнка
•2001 – 2010 г.г. – Международное десятилетие мира и ненасилия в интересах детей планеты
•1 июня - Международный день защиты детей
•4 июня – Международный день детей – жертв агрессии
•4 ноября - День народного единства
•20 ноября – Всемирный день прав ребёнка
•10 декабря День прав человека
•12 декабря – День Конституции РФ
Международно-правовые акты по правам ребёнка:
•1924 г. – Женевская декларация прав ребенка
•1948 г.– Всеобщая декларация прав чело Ассамблеей 20 ноября 1959 г.)
•1989 г.– Конвенция о правах ребёнка.
Приемы ознакомления детей с правами и правилами взаимоотношений со сверстниками детей старшего дошкольного возраста в совместной деятельности. Цель:
Максимально способствовать социальной адаптации ребенка через формирование основ правовых знаний. Задачи:
1.Сформировать у детей первоначальные правовые знания на основе Конвенции ООН о правах ребенка;
2.Сформировать модель единого культурного пространства « Ребенок – Семья – Социум»;
3.Развивать уважение и терпимость к людям независимо от их социального происхождения, расовой и национальной принадлежности;
4.Формировать чувство собственного достоинства, осознания своих прав и свобод, чувство ответственности (за другого человека, начатое дело, данное слово);
5.Разъяснить общепринятые нормы и правила поведения;
6.Активизировать словарь ребенка в связи с расширением его кругозора.
Оборудование и материалы:
Игровые домики, несколько старых игрушек, стульчики, фотографии родителей воспитанников, корзина с цветами, обручи, магнитофон с аудиозаписью танцевальной музыки
Краткий ход:
Под музыку в зал выходят дети и начинают утреннюю гимнастику. Воспитатель знакомит детей с гостями и предлагает отправиться в Солнечную Страну.
1 часть.
Первое путешествие будет проходить на волшебных ромашках, которые растут на цветочной полянке. Дети находят свой цветок по фотографии, изображенной на одном из лепестков, называя собственное имя. После того, как все цветки заняты педагог делает заключение, что все дети имеют право на собственное имя.
2 часть.
Воспитатель предлагает детям взять цветок, находящийся рядом и вручить его любому из детей, назвав его по имени ласково. После выполнеия задания, воспитатель делает вывод о том, что каждый ребенок имеет право на выбор и доброе отношение.
3 часть.
Воспитатель показывает домики, которые расположены неподалеку и предлагает отыскать свой. Дети объясняют почему они выбирают именно этот дом ( на домике прикреплены фотографии моих роделей). Воспитатель обращает внимание на то, что каждый ребенок имеет свой дом и родителей. Все дети имеют право на жилье и заботу родителей.
4 часть.
Воспитатель предлагает продолжить путешествие на Волшебном трамвайчике. Вначале игры выставляются стулья по количеству детей. Постепенно убирается по одному стульчику. Дети, к окончанию игры должны. Помогая друг другу, сесть на один стул. Воспитатель делает вывод, что все дети должны помогать, уважать, понимать, сопереживать друг другу и заботиться.
Заключительная часть.
После игры воспитатель говорит, что Солнечная страна, к которой они путешествовали, они достигли. Она в каждом добром и понимающем сердце, в хороших поступках и любви к родителям.
Звучит мелодия «Солнечный круг», ( на экране – фотографии детей с родителями), дети сначала танцуют, а затем показывают свои работы для конкурса по толерантности. Прощаются с гостями. |
|
|