|
Программа «Французский со сказкой» Использование игровых технологий для реализации программы внеурочной деятельности «Французский со сказкой»
Программа «Французский со сказкой» имеет научно-познавательную (общеинтеллектуальную) направленность и представляет собой вариант программы организации внеурочной деятельности младших школьников. Программа начала реализовываться в МБОУ СОШ №137 г. Самары в качестве программы организации внеурочной деятельности обучающихся 1 классов в 2013-2014 учебном году.
Программа рассчитана на 34 часа по 1 часу в неделю.
Педагогическая целесообразность данной программы внеурочной деятельности обусловлена важностью создания условий для формирования у младших школьников коммуникативных и социальных навыков, которые необходимы для успешного интеллектуального развития ребенка.
Программа обеспечивает развитие интеллектуальных общеучебных умений, творческих способностей у учащихся, необходимых для дальнейшей самореализации и формирования личности ребенка, позволяет ребёнку проявить себя, преодолеть языковой барьер, выявить свой творческий потенциал.
Программа составлена с учетом требований федеральных государственных стандартов второго поколения и соответствует возрастным особенностям младшего школьника.
Актуальность разработки и создания данной программы обусловлена тем, что она позволяет устранить противоречия между требованиями программы для общеобразовательных учреждений, согласно которой изучение иностранного языка начинается со 2 класса, и потребностями учащихся в продолжении изучения французского языка, начатого в «Школе дошкольника» в рамках курса «Языковая подготовка»; условиями работы в классно-урочной системе преподавания иностранного языка и потребностями учащихся реализовать свой творческий потенциал.
Одна из основных задач образования по стандартам второго поколения – развитие способностей ребёнка и формирование универсальных учебных действий, таких как: целеполагание, планирование, прогнозирование, контроль, коррекция, оценка, саморегуляция.
С этой целью в программе предусмотрено значительное увеличение активных форм работы, направленных на вовлечение учащихся в динамичную деятельность, на обеспечение понимания ими языкового материала и развития интеллекта, приобретение практических навыков самостоятельной деятельности.
Цели программы «Французский со сказкой»:
создание условий для интеллектуального развития ребенка и формирования его коммуникативных и социальных навыков через игровую и проектную деятельность посредством английского языка,
развитие эмоциональной сферы, воспитание нравственных качеств, развитие артистических способностей, творческого воображения и фантазии;
знакомство с элементами традиционной детской англоязычной культуры.
Задачи:
I. Познавательный аспект.
способствовать более раннему приобщению младших школьников к новому для них языковому миру и осознанию ими иностранного языка как инструмента познания мира и средства общения;
познакомить с менталитетом других народов в сравнении с родной культурой;
формировать некоторые универсальные лингвистические понятия, наблюдаемые в родном и иностранном языках;
способствовать удовлетворению личных познавательных интересов.
II. Развивающий аспект.
развивать мотивацию к дальнейшему овладению французским языком и культурой;
развивать учебные умения и формировать у учащихся рациональные приемы овладения иностранным языком;
приобщить детей к новому социальному опыту за счет расширения спектра проигрываемых социальных ролей в игровых ситуациях;
формировать у детей готовность к общению на иностранном языке;
развивать технику речи, артикуляцию, интонации.
развивать двигательные способности детей через драматизацию.
познакомить с основами актерского мастерства и научить держаться на сцене.
III. Воспитательный аспект.
пособствовать воспитанию толерантности и уважения к другой культуре; приобщать к общечеловеческим ценностям;
способствовать воспитанию личностных качеств (умение работать в сотрудничестве с другими; коммуникабельность, уважение к себе и другим, личная и взаимная ответственность);
обеспечить связь школы с семьей через вовлечение родителей в процесс подготовки постановок.
прививать навыки самостоятельной работы по дальнейшему овладению иностранным языком и культурой
Отбор тематики и проблематики общения на внеурочных занятиях «Французский со сказкой» ориентирован на реальные интересы и потребности современных школьников с учетом их возраста, на усиление деятельного характера обучения в целом. Программа позволяет интегрировать знания, полученные в процессе обучения французскому языку, с воспитанием личности младшего школьника и развитием его творческого потенциала. Особенности реализации программы
Так как основная часть детей 1 класса ещё не читает даже на своём родном языке, обучение французскому языку происходит в устной форме. Обучение чтению и письму не предусмотрено данной программой.
Устное начало с первых шагов создает условия для раскрытия коммуникативной функции языка, вызывает интерес учащихся к предмету и создаёт достаточно высокую мотивацию к изучению французского языка, позволяет сосредоточить внимание детей на звуковой стороне нового для них языка, несколько отодвигая графические трудности.
Основным содержанием программы внеурочной деятельности в 1 классе «Французский со сказкой» является драматизация сказок на французском языке: в 1 полугодии – «Теремок», во 2 полугодии – «Репка».
Драматизация во внеурочной деятельности выступает в качестве эффективного средства повышения мотивации к овладению иноязычным общением. Именно драматизация помогает детям «окунуться в язык», преодолеть речевой барьер.
Сказки – замечательное средство приобщения детей к культуре народов, к развитию речи. Они превращают процесс обучения ребенка в привлекательную игру. Каждый эпизод, обогащаясь новой деталью, повторяет почти дословно предыдущий, что помогает узнаванию и запоминанию слов и речевых структур.
Отбор сказок осуществлялся в соответствии со следующими критериями:
1) соответствие языкового материала содержанию начального этапа изучения иностранного языка, а именно, уметь представиться, назвать некоторых животных, кратко описать их;
2) наличие повтора: каждый эпизод, обогащаясь новой деталью, повторяет почти дословно предыдущий, что помогает узнаванию и запоминанию слов и речевых структур;
3) наличие большого количества персонажей (в «Репке» - 10, в «Теремке» - 10, но может быть увеличено), так как каждый ученик должен иметь свою роль и быть вовлечен в творческий процесс обучения языку.
Совместная театрализованная деятельность направлена на развитие у его участников ощущений, чувств и эмоций, мышления, воображения, фантазии, внимания, памяти, воли, а также многих умений и навыков (речевых, коммуникативных, организаторских, оформительских, двигательных и т.д.) На основе театрализованной деятельности можно реализовать практически все задачи воспитания, развития и обучения детей. Формы проведения занятий
Внеурочная деятельность по французскому языку традиционно основана на трёх формах: индивидуальная, групповая и массовая работа (выступления, спектакли, утренники и пр.). Ведущей формой организации занятий является групповая работа. Во время занятий осуществляется индивидуальный и дифференцированный подход к детям.
Каждое занятие состоит из двух частей – введение и отработка языкового материала. Особенностью последних в полугодии занятий является интеграция изученного материала, объединение частей в целое. На этом этапе решаются такие важные задачи, как развитие умения двигаться на сцене, взаимодействия с партнерами, взаимноподдержка и ответственность за общее дело.
С целью достижения качественных результатов желательно, чтобы учебный процесс был оснащен современными техническими средствами, средствами изобразительной наглядности, игровыми реквизитами. С помощью мультимедийных элементов занятие визуализируется, вызывая положительные эмоции у учащихся и создавая условия для успешной деятельности каждого ребенка. Место проведения занятий: В учебном кабинете, в актовом зале (в зависимости от вида деятельности на занятии). Виды деятельности:
игровая деятельность (в т.ч. подвижные игры);
изобразительная деятельность;
прослушивание песен и стихов;
разучивание стихов;
разучивание и исполнение песен;
выполнение упражнений на релаксацию, концентрацию внимания, развитие воображения.
Форма подведения итогов:
Итоговой работой являются сценические постановки, открытые занятия, концерты с приглашением родителей и одноклассников.
Тематический план
1 полугодие
-
№ п/п
| Название темы
| Количество часов
| 1
| Давайте познакомимся!
| 2
| 2
| Наша первая сказка «Теремок»
| 1
| 3
| Мышка
| 1
| 4
| Лягушка
| 1
| 5
| Бабочка
| 1
| 6
| Петушок
| 1
| 7
| Кошка
| 1
| 8
| Собака
| 1
| 9
| Зайчик
| 1
| 10
| Лиса
| 1
| 11
| Волк
| 1
| 12
| Медведь
| 1
| 13
| Теремок
| 1
| 14
| Делаем сказку
| 2
| 15
| Открытый урок «Волшебная шкатулка»
| 1
|
Использование игровых приемов |
|
|