|
Программа кружка по пдд «Школьник вышел на улицу» Государственное бюджетное общеобразовательное учреждение
средняя общеобразовательная школа № 418
Кронштадтского района
Санкт-Петербурга
Программа кружка по ПДД «Школьник вышел на улицу» Разработана
воспитателем ГПД
Гурьевой А.А.
Программа разработана на основе учебно-методической литературы.
Продолжительность освоения – 1 год. Количество часов 33.
Возрастной диапазон начала освоения программы – 7–8 лет.
Ступень обучения (класс) начальное общее образование (1-й класс).
Направление – социальное. 2015 год Пояснительная записка. Автомобилизация страны, увеличение интенсивности движения транспорта и пешеходов на улицах и дорогах создают объективные предпосылки для возникновения дорожно-транспортных происшествий (ДТП), несчастных случаев с участниками дорожного движения, особенно с детьми и подростками.
Сегодня в Российской Федерации особо остро стоит проблема безопасности дорожного движения. В списке причин гибели людей от несчастных случаев первую строчку твердо занимает дорожно-транспортный травматизм, который в настоящее время достигает масштабов социальной катастрофы. В стране ежегодно в результате дорожно-транспортных происшествий погибает более 30 тыс. человек и свыше 250 тыс. получает травмы. Цифры детского травматизма в результате дорожно-транспортных происшествий велики: ежегодно погибают и получают травмы в результате ДТП до 27 тыс. детей и подростков до 16 лет.
Основными причинами дорожно-транспортных происшествий, в которых страдают дети и подростки, являются недисциплинированность учащихся, незнание ими Правил дорожного движения Российской Федерации.
Уже с раннего возраста у детей необходимо воспитывать сознательное отношение к Правилам дорожного движения (ПДД), которые должны стать нормой поведения каждого культурного человека.
Правила дорожного движения являются важным средством трудового регулирования в сфере дорожного движения, воспитания его участников в духе дисциплины, ответственности, взаимной предусмотрительности, внимательности. Выполнение всех требований Правил дорожного движения создает предпосылки четкого и безопасного движения транспортных средств и пешеходов по улицам и дорогам.
Изучение Правил дорожного движения существенно расширяет возможность воспитания грамотного пешехода и позволяет значительно уменьшить дорожно-транспортный травматизм среди детей и подростков.
В соответствии с вышеизложенным предлагается данная программа, обеспечивающая полный курс пропедевтических мероприятий для учащихся начальной школы (1–4 класс). Обязательными принципами в подготовке детей к безопасному участию в дорожном движении должны быть:
Взаимодействие учреждений образования с социально–педагогической средой;
учет возрастных, психофизиологических особенностей и индивидуальных качеств личности детей и подростков.
Цель программы: предупреждение и снижение детского дорожно-транспортного травматизма.
Задачи программы: Образовательные
повысить у учащихся уровень знаний по Правилам дорожного движения Российской Федерации;
помочь учащимся усвоить требования разделов Правил дорожного движения Российской Федерации для пешеходов и велосипедов;
оказать содействие учащимся в выработке навыков по оказанию первой медицинской помощи.
Развивающие:
развивать у учащихся умение ориентироваться в дорожно-транспортной ситуации;
способствовать развитию у учащихся таких умений, как быстрота реакции, внимательность, наблюдательность, зрительное и слуховое восприятие, логическое мышление, самообладание, находчивость.
Воспитательные:
воспитать у учащихся дисциплинированность и ответственность за свои действия на дороге;
выработать у учащихся культуру поведения в транспорте и дорожную этику;
сформировать у учащихся сознательное и ответственное отношение к собственному здоровью, к личной безопасности и безопасности окружающих.
Таблица тематического распределения часов.
№
п/п
| Содержание раздела, темы
| Количество часов
| 1.
| Дорожная грамота.
| 10
| 2.
| Транспортные средства.
| 3
| 3.
| Здравствуй, дорога! (Общие правила)
| 3
| 4.
| Наш друг – светофор.
| 3
| 5.
| Правила дорожного движения.
| 10
| 6.
| Дорожные знаки
| 4
|
| Итого:
| 33
|
Содержание обучения.
Содержание данного курса включает теорию и практику безопасного поведения человека на улицах и дорогах, а также в общественном транспорте. Реализация данной программы рассчитана на 4 года обучения в начальной школе и позволит обучающимся получить систематизированное представление об опасностях на дороге и о прогнозировании опасных ситуаций, оценить влияние их последствий на жизнь и здоровье человека, выработать алгоритм безопасного поведения с учетом своих возможностей.
Программа предполагает как групповые занятия, так и индивидуальные, а также проведение массовых мероприятий.
Так как программа больше всего уделяет внимания пропаганде знаний ПДД и профилактике детского дорожно-транспортного травматизма через реализацию творческих возможностей детей и подростков, то с этой целью рекомендуется использование таких форм проведения занятий, как КВН, выпуск стенгазет, встреча с работниками ГИБДД, конкурс, викторина, игра. Методы и средства обучения:
Словесные – рассказ, объяснение, беседа.
Наглядные – показ иллюстрационных пособий, плакатов, схем, зарисовок на доске, стендов, видеофильмов, презентаций.
Практические – выполнение практических заданий в тетрадях, игровые ситуации, с помощью которых проверяется знание ПДД, решение задач, кроссвордов, тестирование, экскурсии по городу (поселку) с целью изучения программного материала. Место занятий внеурочной деятельностью в учебном плане.
Согласно образовательному плану ГБОУ СОШ № 418 Кронштадтского района Санкт-Петербурга на проведение занятий внеурочной деятельности кружка «Школьник вышел на улицу» в 1 классе – 33 часа (1 час в неделю, 33 учебных недели).
Ценностные ориентиры содержания учебного предмета.
Способствует:
умственному развитию – учащиеся получают и закрепляют знания по Правилам дорожного движения, ОБЖ, учатся логически мыслить, обобщать, составлять рассказы по темам, делиться жизненным опытом, грамотно излагать свои мысли, отвечать на вопросы;
нравственному воспитанию – на занятиях у учащихся формируется культура поведения в кругу сверстников и в семье, закрепляются навыки соблюдения Правил дорожного движения, желание оказывать помощь пожилым людям по мере необходимости. Учащиеся учатся безопасности жизнедеятельности в окружающей среде, уважению к людям;
эстетическому воспитанию – учащиеся участвуют в конкурсах рисунков, плакатов, литературных викторинах, фотоконкурсах. На занятиях учащиеся работают с красочным наглядным материалом;
трудовому воспитанию – учащиеся изготавливают необходимые пособия, макеты, дидактические игры для занятий по программе, декорации и костюмы к выступлениям (с помощью родителей);
физическому воспитанию – на каждом занятии с детьми и подростками проводятся подвижные игры и различные двигательные игровые задания по темам.
Результаты изучения.
Учащиеся должны знать:
основные понятия и термины из Правил дорожного движения Российской Федерации;
общие положения Правил дорожного движения Российской Федерации;
правила перехода проезжей части на площадях и перекрестках;
правила посадки в общественный транспорт и высадки из него;
правила поведения детей при перевозке в салоне легкового автомобиля;
основы страхования.
Правила:
перехода улиц и дорог по сигналам светофора;
перехода улиц и дорог по пешеходным переходам;
перехода проезжей части дороги при отсутствии пешеходных переходов и светофоров в зоне видимости;
воздержания от перехода улиц и дорог при приближении транспортных средств с включенным проблесковым маячком синего цвета и специальным звуковым сигналом;
движение по тротуару, пешеходной дорожке (а при их отсутствии – по обочине и краю проезжей части со взрослыми);
движения группы детей в сопровождении взрослых;
этичного, вежливого и безопасного поведения в транспорте, находясь со взрослыми;
безопасного поведения при езде на велосипеде и возраст, с которого можно выезжать на улицы и дороги;
Учащиеся 1-х классов должны знать:
- опасные места вокруг школы, дома, в микрорайоне, на улицах и дорогах;
- безопасные участки улиц и дорог в микрорайоне;
- типичные ошибки поведения в дорожной среде, приводящие к несчастным случаям и авариям;
- опасности, связанные с погодными условиями и освещением;
- места, где можно и нельзя играть, кататься на велосипеде, роликовых коньках, самокатных средствах, санках;
- название и назначение дорожных знаков для пешеходов и некоторых знаков для водителей; Учащиеся 1-го класса должны уметь:
переходить улицы и проезжую часть дороги по сигналам светофора и пешеходным переходам, а также проезжую часть дороги (вне зоны видимости пешеходов);
правильно вести себя во дворах, жилых зонах, на тротуаре, при движении группой, в транспорте, при езде на велосипеде.
Планируемые результаты.
Учащиеся должны уметь:
правильно вести себя, оказавшись в экстренной ситуации на проезжей части дороги;
пользоваться общественным транспортом;
самостоятельно выбирать безопасный путь движения в той или иной местности;
оказывать первую медицинскую помощь пострадавшим при дорожно-транспортных происшествиях;
В ходе занятий в кружке по изучению и пропаганде Правил дорожного движения учащиеся должны сформулировать такие качества, как самостоятельность, аккуратность, дисциплинированность, ответственность. Формы и методы контроля:
опрос, анкетирование родителей;
праздники, конкурсы;
анализ результатов деятельности.
Календарно-тематическое планирование
1 год обучения
| Номер раздела,
темы
|
Название разделов и тем
|
| Количество часов
| Дата план
| Дата факт
|
| Дорожная грамота.
| 10
|
|
| 1
| Мы идем в школу (стр.9)
| 1
|
|
| 2
| Наша улица (стр.12)
| 1
|
|
| 3
| Сигналы регулировщика (стр.22)
| 1
|
|
| 4
| Где можно играть (стр.29)
| 1
|
|
| 5
| Мы – пассажиры (стр.31)
| 1
|
|
| 6
| Правостороннее движение (стр.49)
| 1
|
|
| 7
| Тротуар – дорога пешеходов (стр.51)
| 1
|
|
| 8
| Оказание первой помощи при несчастных случаях на дорогах
| 2
|
|
| 9
| Обобщающее занятие (стр.38)
| 1
|
|
| 2
| Транспортные средства.
| 3
|
|
| 1
| Городской транспорт общественного пользования (стр.32)
| 1
|
|
| 2
| Из чего сделана машина (стр.46)
| 1
|
|
| 3
| Игра «Автобусы»
| 1
|
|
| 3
| Здравствуй дорога! (Общие правила)
| 3
|
|
| 1
| Что такое дорога?
| 1
|
|
| 2
| Элементы улиц и дорог (стр.58)
| 1
|
|
| 3
| Общие правила перехода улиц и дорог (стр.16)
| 1
|
|
| 4
| Наш друг – Светофор!
| 3
|
|
| 1
| А знаешь ли ты, что… (стр.52)
| 1
|
|
| 2
| Игра «Светофор» (стр.17)
| 1
|
|
| 3
| Что такое Цвет-сигнал? (стр.53)
| 1
|
|
| 5
| Правила дорожного движения
| 10
|
|
| 1
| Учите правила дорожного движения (стр.10)
| 1
|
|
| 2
| Движение пешеходов по улицам и дорогам (стр.15)
| 1
|
|
| 3
| Настольные игры по ПДД
| 1
|
|
| 4
| Перекрёсток (стр.85)
| 1
|
|
| 5
| Обязанности пешеходов (стр.87, 97)
| 1
|
|
| 6
| Обязанности пассажиров (стр.88)
| 1
|
|
| 7
| Технические средства регулирования дорожного движения (стр.90)
| 1
|
|
| 8
| Светофорное регулирование (стр.92)
| 1
|
|
| 9
| Железная дорога (стр.96)
| 1
|
|
| 10
| Азбука дороги (загадки) (стр.41)
| 1
|
|
| 6
| Дорожные знаки
| 4
|
|
| 1
| Зачем нужны дорожные знаки? (стр.25)
| 1
|
|
| 2
| Пешеходный переход (стр.27)
| 1
|
|
| 3
| Угадай какой знак? (стр.26)
| 1
|
|
| 4
| Необычный дорожный знак (стр.29)
| 1
|
|
| Итого: 33 часа
| . Литература:
“Игровой модульный курс по ПДД, или школьник вышел на улицу”, 1–4 класс, автор: В.И.Ковалько. Москва. “Вако”, 2008 г.
|
|
|