|
Программа кружка «Подготовка к егэ по химии» ПРОГРАММА
кружка «Подготовка к ЕГЭ по химии»
для обучающихся 10-11 классов
(всего 34 часа, 1 час в неделю)
Дуванова Татьяна Викторовна, учитель химии
МОУ «СОШ № 73» г. Саратова
Пояснительная записка
Данный курс предназначен для подготовки обучающихся 10-11 классов к сдаче Единого государственного экзамена (ЕГЭ) по химии, который является как выпускным экзаменом за курс средней школы, так и вступительным экзаменом в ВУЗ.
Теоретический курс химии составлен согласно кодификатору ЕГЭ.
Задания практической части курса приближены к демоверсиям ЕГЭ и не выходят за рамки содержания курса химии, нормативно определенного следующими документами:
Обязательный минимум содержания основного общего образования по химии (приказ Минобразования № 1236 от 19.05.1998 г.)
Обязательным минимум содержания среднего (полного) общего образования по химии (приказ Минобразования № 56 от 30.06.99 г.)
Федеральным компонентом государственного стандарта общего образования. Химия(приказ Минобразования № 1089 от 05.03.2004 г.).
Уровень предъявления содержания учебного материала данного курса соотнесен с требованиями государственного стандарта к подготовке выпускников средней (полной) школы по химии.
Цели курса:
Способствовать повышению качества подготовки выпускников к сдаче ЕГЭ по химии;
Повысить эффективность всех видов контроля и оценки качества учебных достижений школьников;
Ознакомить обучающихся со структурой контрольно-измерительных материалов, числом, формой и уровнем сложности заданий ЕГЭ по химии.
Содержание программы
Занятие 1.
Введение. Знакомство со структурой контрольно-измерительных материалов, числом, формой и уровнем сложности заданий ЕГЭ по химии.
Занятие 2.
Форма существования химических элементов, современные представления о строении атомов, изотопов элементов и электронных оболочек атомов, понятие об атомных орбиталях, s- и p-элементах, электронных конфигурациях атомов в основном и возбужденном состояниях.
Занятие 3.
Периодический закон и Периодическая система химических элементов Д.И.Менделеева, периодическое изменение радиусов атомов и закономерности изменения химических свойств элементов по периодам и группам.
Занятие 4.
Виды химической связи, способы образования ковалентной и ионной связи, характеристики ковалентной связи. Понятия электроотрицательности и степени окисления химических элементов, валентность их атомов в соединениях.
Занятие 5.
Вещества молекулярного и немолекулярного строения, зависимость свойств веществ от вида их кристаллической решетки.
Занятие 6.
Классы неорганических и органических веществ, систематическая номенклатура в органической химии.
Занятие 7.
Общая характеристика металлов главных подгрупп I-III групп и переходных металлов, их положение в Периодической системе и особенности строения их атомов.
Занятие 8.
Общая характеристика неметаллов главных подгрупп IV-VII групп по их положению в Периодической системе и особенности строения их атомов.
Занятие 9.
Характерные химические свойства простых веществ-металлов и неметаллов.
Занятие 10.
Характерные химические свойства оксидов -основных, амфотерных, кислотных.
Занятие 11.
Характерные химические свойства оснований, амфотерных гидроксидов, кислот.
Занятие 12.
Характерные химические свойства средних и кислых солей.
Занятие 13.
Взаимосвязь неорганических веществ разных классов.
Занятие 14.
Теория строения органических соединений, явление гомологии и изомерии, виды изомерии.
Занятие 15.
Особенности химического и электронного строения основных классов углеводородов, их свойства, а так же электронное строение и свойства простейшего ароматического углеводорода-бензола и его гомологов.
Занятие 16.
Электронное строение функциональной группы и характерные химические свойства класса предельных одноатомных и многоатомных спиртов, а также простейшего фенола.
Занятие 17.
Характерные химические свойства кислородосодержащих органических соединений: альдегиды, предельные карбоновые кислоты, сложные эфиры, жиры, мыла, углеводы.
Занятие 18.
Взаимосвязь органических веществ разных классов. Классификация химических реакций в неорганической и органической химии.
Занятие 19.
Скорость реакции и ее зависимость от различных факторов.
Занятие 20.
Обратимые и необратимые реакции, химическое равновесие и его смещение под действием различных факторов.
Занятие 21.
Диссоциация сильных и слабых электролитов в водном растворе.
Занятие 22.
Реакции ионного обмена в водном растворе.
Занятие 23.
Окислительно-восстановительные реакции, составление их уравнений и распознавание функций реагентов в них. Коррозия металлов и способы защиты от нее.
Занятие 24.
Гидролиз солей и среда водных растворов.
Занятие 25.
Важнейшие свойства и способы получения основных классов углеводородов.
Занятие 26.
Важнейшие свойства и способы получения основных классов кислородосодержащих органических соединений.
Занятие 27.
Правила работы с лабораторной посудой и оборудованием, основы техники безопасности при работе с едкими, горючими и токсичными реактивами, средствами бытовой химии. Определение характера среды индикаторами и качественные реакции на неорганические вещества и отдельные классы органических соединений.
Занятие 28.
Способы получения металлов, научные прнципы химического производства, охрана окружающей среды, природные источники и переработка углеводородов, основные методы синтеза высокомолекулярных соединений.
Занятие 29.
Решение задач по определению объемных отношений газов при химических реакциях; теплового эффекта реакции.
Занятие 30.
Решение задач по определению массы вещества по известной массовой доле и массе раствора.
Занятие 31.
Решение задач по определению массы вещества (объема газа) по известному количеству другого вещества в реакциях.
Занятие 32.
Решение задач по определению массы, объема или количества продукта реагента в недостатке, с примесями или в виде раствора.
Занятие 33.
Решение задач на нахождение молекулярной формулы органического вещества.
Занятие 34.
Разбор демоверсий ЕГЭ по химии.
Ресурсы:
https://ege.edu.ru
https://fipi.ru
https://it-n.ru
https://openclass.ru
А.И.Врублевский, А.П.Ельницкий Химия. Супертесты для старшеклассников и абитуриентов: Минск «Издательство Юнипресс», 2008.
Д.Н.Турчен Химия. Расчетные задачи для поступающих в ВУЗы: Москва «Экзамен», 2009.
Ю.Н.Медведев Химия ЕГЭ 2013. Типовые тестовые задания: Москва «Экзамен», 2012
В.Н. Доронькин, А.Г. Бережная, Т.В. Сажнева, В.А.Февралева Химия. Тематические тесты для подготовки к ЕГЭ: Ростов-на-Дону «Легион», 2012.
Ю.Н.Медведев, А.Э. Антошин, Р.А.Лидин Химия. Вступительные испытания: Москва «Экзамен», 2013.
Учебно-тематический план
№
| Тема занятия
| Часы
| Формы
работы
| Образовательный продукт
| 1
| Знакомство со структурой контрольно-измерительных материалов, числом, формой и уровнем сложности заданий ЕГЭ по химии
| 1
| Беседа
| Записи в тетради
| 2
| Форма существования химических элементов, современные представления о строении атомов, изотопов элементов и электронных оболочек атомов, понятие об атомных орбиталях, s- и p-элементах, электронных конфигурациях атомов в основном и возбужденном состояниях.
| 1
| Лекция с презентацией
| Опорный конспект
| 3
| Периодический закон и Периодическая система химических элементов Д.И.Менделеева, периодическое изменение радиусов атомов и закономерности изменения химических свойств элементов по периодам и группам.
| 1
| Медиа-занятие
| Опорный конспект
| 4
| Виды химической связи, способы образования ковалентной и ионной связи, характеристики ковалентной связи. Понятия электроотрицательности и степени окисления химических элементов, валентность их атомов в соединениях.
| 1
| Лекция с презентацией
| Опорный конспект
| 5
| Вещества молекулярного и немолекулярного строения, зависимость свойств веществ от вида их кристаллической решетки.
| 1
| Лекция с презентацией
| Опорный конспект
| 6
| Классы неорганических и органических веществ, систематическая номенклатура в органической химии.
| 1
| Практикум
| Результаты урока-практикума
| 7
| Общая характеристика металлов главных подгрупп I-III групп и переходных металлов, их положение в Периодической системе и особенности строения их атомов.
| 1
| Семинарское занятие
| Результаты семинарского занятия
| 8
| Общая характеристика неметаллов главных подгрупп IV-VII групп по их положению в Периодической системе и особенности строения их атомов.
| 1
| Семинарское занятие
| Результаты семинарского занятия
| 9
| Характерные химические свойства простых веществ-металлов и неметаллов
| 1
| Химический тренажер
| Записи в тетради
| 10
| Характерные химические свойства оксидов -основных, амфотерных, кислотных.
| 1
| Химический тренажер
| Записи в тетради
| 11
| Характерные химические свойства оснований, амфотерных гидроксидов, кислот.
| 1
| Химический тренажер
| Записи в тетради
| 12
| Характерные химические свойства средних и кислых солей
| 1
| Химический тренажер
| Записи в тетради
| 13
| Взаимосвязь неорганических веществ разных классов
| 1
| Практикум
| Результаты урока-практикума
| 14
| Теория строения органических соединений, явление гомологии и изомерии, виды изомерии.
| 1
| Семинарское занятие
| Результаты семинарского занятия
| 15
| Особенности химического и электронного строения основных классов углеводородов, их свойства, а так же электронное строение и свойства простейшего ароматического углеводорода-бензола и его гомологов.
| 1
| Лекция
| Опорный конспект
| 16
| Электронное строение функциональной группы и характерные химические свойства класса предельных одноатомных и многоатомных спиртов, а также простейшего фенола.
| 1
| Лекция
| Опорный конспект
| 17
| Характерные химические свойства кислородосодержащих органических соединений: альдегиды, предельные карбоновые кислоты, сложные эфиры, жиры, мыла, углеводы.
| 1
| Лекция
| Опорный конспект
| 18
| Взаимосвязь органических веществ разных классов. Классификация химических реакций в неорганической и органической химии.
| 1
| Практикум
| Результаты урока-практикума
| 19
| Скорость реакции и ее зависимость от различных факторов.
| 1
| Лекция
| Опорный конспект
| 20
| Обратимые и необратимые реакции, химическое равновесие и его смещение под действием различных факторов.
| 1
| Лекция
| Опорный конспект
| 21
| Диссоциация сильных и слабых электролитов в водном растворе.
| 1
| Лекция, практикум
| Опорный конспект,
| 22
| Реакции ионного обмена в водном растворе
| 1
| Практикум
| Результаты урока-практикума
| 23
| Окислительно-восстановительные реакции, составление их уравнений и распознавание функций реагентов в них. Коррозия металлов и способы защиты от нее.
| 1
| Практикум
| Результаты урока-практикума
| 24
| Гидролиз солей и среда водных растворов.
| 1
| Лекция
| Опорный конспект
| 25
| Важнейшие свойства и способы получения основных классов углеводородов.
| 1
| Лекция
| Опорный конспект
| 26
| Важнейшие свойства и способы получения основных классов кислородосодержащих органических соединений.
| 1
| Лекция
| Опорный конспект
| 27
| Правила работы с лабораторной посудой и оборудованием, основы техники безопасности при работе с едкими, горючими и токсичными реактивами, средствами бытовой химии. Определение характера среды индикаторами и качественные реакции на неорганические вещества и отдельные классы органических соединений.
| 1
| Эвристическая беседа
| Опорный конспект
| 28
| Способы получения металлов, научные прнципы химического производства, охрана окружающей среды, природные источники и переработка углеводородов, основные методы синтеза высокомолекулярных соединений
| 1
| Лекция
| Опорный конспект
| 29
| Решение задач по определению объемных отношений газов при химических реакциях; теплового эффекта реакции.
| 1
| Практикум
| Алгоритм
решения задач
| 30
| Решение задач по определению массы вещества по известной массовой доле и массе раствора.
| 1
| Практикум
| Алгоритм
решения задач
| 31
| Решение задач по определению массы вещества (объема газа) по известному количеству другого вещества в реакциях.
| 1
| Практикум
| Алгоритм
решения задач
| 32
| Решение задач по определению массы, объема или количества продукта реагента в недостатке, с примесями или в виде раствора.
| 1
| Практикум
| Алгоритм
решения задач
| 33
| Решение задач на нахождение молекулярной формулы органического вещества.
| 1
| Практикум
| Алгоритм
решения задач
| 34
| Разбор демоверсий ЕГЭ по химии
| 1
| Практикум
| Записи в тетради
| |
|
|