|
Программа курса «Стилистика английского языка» Программа элективного курса
«Стилистика английского языка»
в 10 классе гуманитарного профиля Программа курса «Стилистика английского языка» предусматривает расширенную подготовку учащихся гуманитарного профиля по совершенствованию коммуникативной компетенции продуктивного плана (письмо).Данная программа рассчитана на 34 часа в 10 классе гуманитарного профиля.
Цель курса заключается с одной стороны, в расширении лингвистического кругозора обучаемых за счет усвоения новых стилистических знаний, а с другой – в совершенствовании их практических, коммуникативных навыков и умений пользоваться стилистическими средствами языка для решения коммуникативной задачи.
Научной основой содержания и структуры учебного курса послужила теория В.В.Виноградова, связавшая изучение разных вопросов стилистики с основными ее направлениями – стилистикой ресурсов, функциональных стилей речи.
Такой подход позволяет наиболее полно и последовательно представить материал курса, дать учащимся необходимые сведения.
Очевидно, что методически оправданной является такая система изучения курса, при которой учащиеся вначале знакомятся с характеристиками стилей речи, видами письменной речи, затем с функциональными и жанрово-стилистическими разновидностями.
Указанная последовательность в подаче материала способствует более осознанному и глубокому овладению знаниями о стилистической дифференциации языка.
Наиболее важную часть курса представляет раздел о функциональных стилях письменной речи. Сведения об основных чертах функциональных стилей, языковая характеристика каждого из них особенно необходимы учащимся, повышающим свою стилистическую компетенцию.
Отбор учебного материала для программы подчинен общей цели и его главным задачам, которые могут быть сформулированы следующим образом:
ознакомить учащихся с основными видами письменной речи;
расширить знания учащихся о функциональных характеристиках письменной речи;
отработать навыки в умении пользоваться разнообразными средствами языка для решения коммуникативной задачи.
Касаясь технологии обучения стилистике в условиях гуманитарной подготовки учащихся, следует отметить, что она должна представлять собой естественное продолжение той системы, которая проводилась в среднем звене, однако, учитывая продвинутый уровень языковой подготовки, можно говорить о большей доле самостоятельной работы учащихся, о расширении и разнообразии заданий творческого характера.
Важная роль в практической работе по стилистике отводится дидактическому материалу. При отборе подборе дидактического материала необходимо, руководствуясь принципом коммуникативной ценности, привлекать тексты с учетом наиболее значимых и актуальных для речевой деятельности учащихся тематических сфер. Кроме того, необходимо опираться на тематику, представленную в кодификаторе ЕГЭ по иностранному языку, соблюдая минимум содержания образования по предмету.
Программа носит ориентировочный характер, а значит, предполагает варьирование, которое может быть связано как с творческим, индивидуальным подходом учителя, так и с конкретными условиями ее реализации на месте (характером учебного заведения, уровнем подготовки учащихся, их интереса к курсу, наличием необходимой литературы и др.)
Содержание обучения В данном разделе представлены специфика содержания курса, перечень общеучебных умений и специальных навыков учащихся, а также примерная тематика письменного общения.
Одной из основных особенностей настоящего курса является то, что в данном случае средствами иностранного языка обеспечиваются познавательные потребности учащихся в области гуманитарных наук путем написания сочинений разных жанров. Поэтому больший упор, чем это принято в основной программе, должен быть сделан на использование иностранного языка как средства письменного общения.
Тематика письменного общения соответствует тематике основной программы по английскому языку.
Содержание обучения раскрывается в единстве четырех взаимосвязанных компонентов: воспитательного, образовательного, развивающего и практического.
Воспитательный компонент заключается:
в воспитании культуры письменного общения;
в поддержании интереса к учению;
в воспитании потребности в практическом использовании языка в письменной речи;
в понимании важности изучения иностранного языка и потребности пользоваться им как средством общения в условиях вхождения России в мировое сообщество.
Развивающий компонент предусматривает развитие языковых, интеллектуальных способностей учащихся, осуществляемых в процессе освоения ими опыта творческой деятельности.
Образовательный компонент выражается в расширении эрудиции учащихся, их лингвистического, филологического и общего кругозора.
Практический компонент заключается в формировании умений письменной речи на иностранном языке, обеспечивающих коммуникативные потребности учащихся на данном этапе обучения.
Процесс обучения стилистике иностранного языка призван сформировать у учащихся способность участвовать в опосредованном диалоге культур, совершенствоваться в иностранном языке и использовать его для решения поставленной коммуникативной задачи.
Среди общеучебных умений, актуальных для данного курса, следует выделить учебно-интеллектуальные (умения анализировать и синтезировать информацию, обобщать языковые явления в процессе письма), учебно-информационные (умения отбирать нужную информацию из различных источников, ориентироваться в различных жанрах и видах текстов, в их композиции и структуре), учебно-коммуникативные (проявляются в культуре письменного общения, умении письменно оформить и передать информацию).
К специальным умениям относятся:
- умения графически правильного письма;
- письма как самостоятельного вида речевой деятельности. Предметное содержание В данной программе акцент делается прежде всего на изучение функциональных стилей языка: публицистического, газетного, официально-делового.
Публицистический стиль. Сфера использования: общественные отношения, культура, спорт и др. Разновидности публицистического стиля: эссе (преимущества и недостатки, выражение мнения, выработка решений по проблеме, выражение аргументов «за» и «против», рассуждение). Газетный стиль как разновидность публицистического стиля (обзоры новостей, фильмов). Языковые особенности публицистического стиля.
Официально-деловой стиль. Сфера использования: письма различного характера. Языковые особенности официально-делового стиля. Требования к практическому овладению учащимися письменной речью Письмо в данном курсе является самостоятельным видом речевой деятельности.
Ведущими видами письменных работ являются: письмо (личное, деловое), эссе различного вида, статьи, обзоры новостей.
Предполагается, что по окончании данного курса учащиеся будут подготовлены:
писать письма различного характера (личные, деловые), статьи, содержащие различные виды описаний, сводки новостей, обзоры, различные виды эссе, отчеты;
пользоваться функциональными средствами языка для достижения поставленной коммуникативной задачи;
знать стили языка и уметь их использовать в письменной речи.
При оценке культуры письменной речи следует обращать внимание на наличие у школьников:
четких представлений о различиях между письменными высказываниями, ориентированными на официальное и неофициальное общение;
умению следовать социокультурным нормативам письменного вежливого общения на английском языке в условиях формального и неформального общения;
умение находить адекватные языковые средства для выражения в письменной речи таких коммуникативных функций, как обращение к адресату, приветствие/прощание, выражение благодарности, согласия/несогласия, одобрения/неодобрения, сожалений, предпочтений, претензий, чувств и эмоций, обращение с просьбой, извинениями, поздравлениями, предложение помощи, принесение и принятие извинений, запрос информации с учетом того, как они используются в письменной практике на английском языке в условиях формального и неформального общения, статусных отношений между пишущим и адресатом;
умений выбирать лексико-грамматическое оформление коммуникативных намерений, которое уместно с коммуникативной точки зрения и правильно в языковом плане (т.е. соответствует коммуникативному назначению письменного высказывания, отвечает ожиданиям предполагаемого адресата, учитывает задачи, содержание и условия письменного сообщения);
умений правильно применять основные правила орфографии и пунктуации в английской письменной речи (в пределах программных требований).
Тематика курса
Тема
| Форма
| Книга в моей жизни
| Эссе – выражение мнения «Роль книги в моей жизни».
| Самые престижные и опасные профессии
| Деловое письмо о приеме на работу. Эссе «Преимущества и недостатки профессий».
| Культурные центры, определяющие облик страны
| Описание города, его достопримечательностей. Личное письмо.
| Повседневная жизнь. Проблемы молодежи.
| Письмо с просьбой о совете в молодежный журнал.
| Праздники. Фестивали.
| Описание праздников, торжественных событий.
| Спорт
| Спорт и здоровье – вещи совместимые? Эссе с аргументаций «за» и «против»
| Массовые средства информации
| Обзор фильмов.
|
Повседневная жизнь. Преступность
| Обзор новостей.
| Экология окружающей среды
| Выработка решений по проблеме.
| Компьютерные технологии
| Компьютерные технологии – плюсы и минусы. Эссе с выражением мнения.
|
Список литературы 1. Единый государственный экзамен. Английский язык. Учебно-методическое пособие по курсам подготовки экзаменаторов. Москва: Издательство «Уникум-центр», 2003.
2. И.Р.Гальперин. «Стилистика английского языка», Москва, «Просвещение», 1971.
3. Программы общеобразовательных учреждений. Английский язык. Школа с углубленным изучением иностранных языков 10 – 11 классы. Москва, «Просвещение», 2000.
4. Virginif Evance. Successful writing. Intermediate. Express Publishing, 2000 |
|
|