Главная страница


Программа по химии Пояснительная записка



НазваниеПрограмма по химии Пояснительная записка
страница6/7
О.С.Габриеляна
Дата14.02.2016
Размер0.67 Mb.
ТипПрограмма
1   2   3   4   5   6   7


2. Неметаллы (23 часа)
Цели и задачи темы: углубить знания об электронном строении атомов и молекул неметаллов в различных агрегатных состояниях, о строении молекул веществ: оксидов, гидроксидов; углублять навыки: в установлении закономерностей свойств IVА – VIA группах ПСХЭ Д.И.Менделеева; в составлении уравнений ОВР, химических реакций ЭД, в решении задач теоретического и практического характера; практические навыки работы с химическими реактивами, с лабораторным оборудованием, в соблюдении правил ТБ при работе в химическом кабинете; знакомить учащихся: с состоянием вещества в растворах; с основами химического производства; воспитывать бережное отношение к природе; учить правильно использовать химические вещества в качестве удобрений и бытовой химии.

Требования к уровню подготовки учащихся: а) базовый: характеризовать: химические элементы малых периодов по положению в ПСХЭ Д.И.Менделеева; свойства высших оксидов и гидроксидов изучаемых элементов; химическое загрязнение окружающей среды как следствие производственных процессов и неправильного использования химических веществ в быту, в сельском хозяйстве; реакцию восстановления металлов из их оксидов при помощи СО; связь между составом, строением и свойствами веществ и их применением; свойства и физиологические воздействия на организм СО, NH3; круговороты С, N2 , О2 в природе (по схемам); следовать правилам: получения и собирания СО2 и NH3; оказания помощи пострадавшим от неумелого пользования (обращения) с веществами; описывать: свойства и области применения силикатных материалов (стекло, цемент); объяснять: сходства и различия в строении элементов, составляющих один период; б) повышенный: объяснять круговорот веществ в природе; знать основные принципы химического производства H2SO4, HNO3, NH3, силикатов.



урока

Дата пров.

Понятия, вводимые на уроке

Поурочное содержание темы (тема урока)

Цели и задачи урока

Домашнее задание

Темат. контр.

Оборудование урока, мультимедиа обеспечение

План.

Факт.

24.

30.11




Элементы – металлы и элементы – неметаллы; строение атомов неМе; простые в-ва – металлы и простые в-ва – неметаллы; аллотропия, кислород и озон; состав воздуха.

Общая характеристика неметаллов: положение в периодической системе элементов, особенности строения атомов, электро- отрицательность (э.о.) как мера «неМе», ряд э.о. Кристаллическое строение неметаллов – простых веществ. Аллотропия. Физические свойства неметаллов. Относитель-ность понятия «Ме – неМе».

Используя антитезу с металлами, рассмотреть положение неметаллов в ПСХЭ и ос-ти их строения, вспомнить ряд э.о., повторить понятие «аллотропия» и кристалли- ческое строение неМе, рассмотреть их физические св-ва, показать роль неМе в неживой и живой природе

§ 15







25.

05.12




Макро- и микроэл-ты, роль микроэл-тов в жиз-ти растений, жив-ных и человека; орг.в-ва: белки, жиры, углеводы; ферменты, витамины, гормоны

Химические элементы в клетках живых организмов.

Обосновать роль химических элементов в клетках живых организмов; развивать знания о биол. значении микро- и макроэлементов для человека

§ 16







26.

07.12




Двойственное положение водорода в ПСХЭ; физ. св-ва водорода; хим. св-ва водорода – окисление и восстановление; применение водорода, получение, собирание, распознавание водорода

Водород, его химические свойства. Получение и применение водорода.

Познакомить учащихся с водородом, его физ. и химическими св-ми, применением и получением в лабораторных условиях

§ 17







27 – 28.

12.12

14.12




Строение атомов галогенов и их с.о.; физ. св-ва галогенов; хим. св-ва галогенов: взаимод. с металлами, водородом, р-рами солей галогенов; изменения св-в галогенов от F к I; галогеноводо-роды, галогеноводородные к-ты: фтороводородная, хлороводо-родная, или соляная, бромоводо-родная, иодоводородная; галогениды: фториды, хлориды, бромиды, иодиды; кач-ная реакция на галогенид-ионы; природные соединения галогенов: галит, сильвин, сильвинит, флюорит; получение галогенов электролизом расплавов и растворов солей; биологическое значение галогенов; применение хлора и соединений хлора, фтора и брома

Общая характеристика галогенов. Строение атомов галогенов – простых веществ, их свойства. Краткие сведения о Cl2 ,Вr2 , F2 и I2. Соединения галогенов, их свойства. Применение галогенов и их соединений в народном хозяйстве.

На примере галогенов показать химические свойства неметаллов, закономерности изменения неметаллов, свойств в подгруппе, дать краткие сведения о значении галогенов – пр. веществ, их химические свойства, а также их соединений, качественной реакции на галогены

§§18 – 20







29.

19.12




Кислород в природе; хим. св-ва кислорода: взаимодействие с простыми в-вами, сложными в-вами: горение и медленное окисление; дыхание и фото-синтез; получение кислорода; применение кислорода

Кислород, его химические свойства. Получение и применение кислорода.

Познакомить учащихся с кислородом, его физическими и химическими свойствами, его получением и применением

§ 21







30.

21.12




Строение атомов серы и с.о. серы; аллотропия серы: ромбическая, моноклинная и кристаллическая сера; хим. св-ва серы: взаимодействие с металлами, кислородом, водородом; сера в природе: самородная, сульфидная и сульфатная сера; биологическое значение; применение серы; сероводород и сульфиды; сернистый газ, сернистая кислота, сульфиты

Сера. Строение атома, аллотропия, свойства и применение ромбической серы. Оксиды серы (IV) и (VI), их получение , свойства и применение.

Сформировать знания о сере, ее физических и химических свойствах, строении ее атома, познакомить учащихся с особыми свойствами SO3, их получением и применением

§ 22,

§ 23 (с. 134-136)







31.

26.12




Серная кислота, разбавленная и концентрированная; применение серной кислоты; соли серной кислоты: глауберова соль, гипс, сульфат бария, медный купорос; пр-во серной кислоты

Серная кислота и её соли, их применение в народном хозяйстве. Производство серной кислоты.

Познакомить учащихся со свойствами и применением H2SO4, со стадиями ее производства, отработать навыки записи уравнений реакций с участием кислот и кислотных оксидов

§23







32.

28.12




Строение атома и молекулы азота; св-ва азота: взаимодействие с металлами, водородом, кислородом; получение азота из жидкого воздуха; применение азота; азот в природе и его биолог. св-ва

Азот. Строение атома и молекулы, свойства простого вещества.

Сформировать представление о строении атома и молекулы азота, о его свойствах, круговороте азота в природе

§ 24







33.

16.01




Строение молекулы аммиака; водородная связь; св-ва аммиака: взаимод. с водой, к-ми, кислородом; донорно-акцептор- ный механизм образования иона аммиака; получение, собирание, распознавание аммиака

Аммиак, строение, свойства, получение и применение.

Сформировать знания о строении, получении и свойствах аммиака, его значении

§ 25







34.

18.01




-

Практическая работа №4 «Получение аммиака и исследование его свойств»

Сформировать знания о свойствах аммиака, укрепление навыков при работе с лабораторным оборудованием и соблюдение юридических правил техники безопасности

Повт.

§ 25

Пр.р. №4




35.

23.01




Соли аммония; св-ва солей аммония, обусловленные ионами аммония и кислотных остатков; разложение солей аммония; кач-ная реакция на ион аммония; хлорид, нитрит, карбонат аммония и их применение

Соли аммония, их свойства и применение.

Формировать знания о свойствах солей аммония (разложение, качественная реакция)

§ 26







36.

25.01




Несолеобразующие и кислотные оксиды азота; оксид азота (IV); св-ва азотной кислоты как электролита и как окислителя; взаимодействие концентрир. и разбавленной азотной кислоты с медью; применение азотной кислоты; нитраты, селитры

Оксиды азота (II) и (IV). Азотная кислота, её свойства и применение. Нитраты и нитриты, проблема их содержания в сельскохозяйственной продукции. Азотные удобрения.

Познакомить учащихся со свойствами, получением и применением NO и NO2, повторить классификацию и свойства оксидов и, на примере HNO3, общие свойства кислот в свете ТЭД; познакомить со специфическими свойствами HNO3 и ее применением; дать понятие о нитратах и нитритах, изучить их физические и химические свойства, показать их значение

§ 27







37.

30.01




Аллотропия фосфора: белый фосфор, красный фосфор; св-ва фосфора: образование фосфидов, фосфина, оксида фосфора (V)

Фосфор. Строение атома, аллотропия, свойства белого и красного фосфора, их применение.

Повторить строение атома, аллотропию и сравнить характеристику белого и красного фосфора; выявить области их применения

§ 28







38.

01.02




Фосфорная кислота и три ряда её солей: фосфаты, гидрофосфаты, дигидрофосфаты; биологическое значение фосфора и его соединений

Основные соединения фосфора: оксид фосфора (V) и фосфорная кислота, фосфаты. Фосфорные удобрения.

Познакомить учащихся с кислотными соединениями фосфора, дать представление о фосфорных удобрениях

§ 28







39.

06.02




Строение атома и с.о. углерода; аллотропия углерода: алмаз и графит; древесный и активированный уголь; адсорбция, её применение; хим. св-ва углерода: взаимодействие с кислородом, металлами, водородом, оксидами металлов; карбиды кальция и алюминия; ацетилен и метан; круговорот углерода в природе

Углерод. Строение атома, аллотропия, свойства модификаций, применение.

Повторить строение атома и аллотропии на примере С, познакомить со строением, сравнить свойства и применение алмаза и графита; дать понятие об аморфном углероде и области его применения

§ 29







40.

08.02




Оксид углерода (II), или угарный газ: получение, св-ва, применение; оксид углерода (IV), или углекислый газ: получение, св-ва, применение; угольная к-та и её соли: карбонаты и гидрокарбонаты; переход карбоната в гидрокарбонат и обратно; жёсткость воды – временная и постоянная – и способы её устранения; кач-ная реакция на соли угольной кислоты

Оксиды углерода (II) и (IV), их свойства и применение.

Познакомить учащихся со строением, физическими и химическими свойствами, получением и применением угарного и углекислого газов

§ 30







41.

13.02




Карбонаты: кальцинированная сода, поташ, значение карбонатов в природе и жизни человека

Карбонаты: кальцинированная сода, поташ, их значение в природе и жизни человека.

На примере карбонатов и гидрокарбонатов повторить средние и кислые соли, познакомить с химическими свойствами солей угольной кислоты и их представителями, рассмотреть жесткость воды и способы ее устранения

§ 30







42.

15.02




-

Практическая работа №5 «Получение углекислого газа и изучение его свойств. Распознавание карбонатов»

Закрепить навыки работы с химическими реактивами и оборудованием, показать взаимосвязь двух рядов солей на примере переходов карбонатов в гидрокарбонаты и обратно

Повт.

§ 30

Пр.р. №5




43.

20.02




Природные соединения кремния: кремнезём, кварц и его разновидности, силикаты, алюмосиликаты, асбест; биолог. значение кремния; свойства кремния: полупроводниковые, взаимод. с кислородом, металлами, щелочами

Кремний. Строение атома, кристаллический кремний, его свойства и применение. Оксид кремния (IV), его природные разновидности. Силикаты. Значение соединений кремния в живой и неживой природе.

Познакомить учащихся с формами существования кремния как химического элемента, атома, простого вещества, его химическими свойствами, сравнить их с соответствующими формами углерода; показать значение SiO2 и силикатов в природе и жизни человека

§ 31







44.

22.02




Силан, оксид кремния (IV), его строение, св-ва: взаимод. со щелочами, основными оксидами, карбонатами и магнием; кремниевая кислота и её соли; растворимое стекло; применение кремния и его соединений; стекло, цемент

Понятие о силикатной промышленности.

Дать понятие о силикатной промышленности, о производстве керамики, стекла, цемента, показать применение этих материалов

§ 31 (с. 182-185)







45.

27.02




-

Обобщение по теме «Неметаллы»

Актуализировать и систематизировать знания учащихся по теме «Неметаллы»

Повт.

§§ 15-31







46.

01.03




-

Контрольная работа №3 по теме «Неметаллы»

Провести контроль знаний учащихся по теме; выявить соответствие знаний стандартам по предмету

Повт.§ 31

К.р. № 3



1   2   3   4   5   6   7