|
Программа по химии Пояснительная записка
Рабочая программа по химии Пояснительная записка Данная программа разработана на основе обязательного минимума содержания образования по химии для основной общеобразовательной школы, требований к уровню подготовки выпускников (что является главным принципом её структурирования) и авторской программы О.С.Габриеляна.
Изучение химии в основной школе призвано обеспечить:
формирование основ химического знания – важнейших факторов, понятий, химических законов и теорий, языка науки, а также доступных учащимся обобщений мировоззренческого характера;
развитие умений наблюдать и объяснять химические явления, происходящие в лаборатории, на производстве, в повседневной жизни;
формирование умений безопасного обращения с веществами, используемыми при выполнении несложных химических опытов и в повседневной жизни;
выработку у учащихся понимания общественной потребности в развитии химии, а также формирование у них отношения к химии как возможной области будущей практической деятельности;
развитие личности обучающихся, их интеллектуальное и нравственное совершенствование, формирование у них гуманистических отношений и экологически целесообразного поведения в быту и трудовой деятельности.
Содержание программы составляет основу для раскрытия важных мировоззренческих идей таких, как материальное единство веществ природы, их генетическая связь, развитие форм то сравнительно простых до наиболее сложных, входящих в состав организмов; обусловленность свойств веществ их составом и строением, применения веществ – их свойствами; единство природы химических превращений; познаваемость сущности химических превращений современными научными методами.
Программа включает в себя основы общей и неорганической химии, а также краткие сведения об органических веществах. Нормативная продолжительность изучения этого содержания определяется в соответствии с Федеральным Базисным планом основного общего образования.
Решению задач воспитания у учащихся интереса к занятиям, самостоятельности, критичности мышления, трудолюбия и добросовестности при обучении химии служат разнообразные формы и методы. При изучении курса целесообразно использовать исторический подход к раскрытию понятий, законов и теорий, показывая как возникают и решаются противоречия, как совершаются открытия, каковы судьбы учёных и их жизненные позиции. Мультимедиа обеспечение уроков химии:
Химия общая и неорганическая. 10 – 11 класс. Лаборатория систем мультимедиа, МарГТУ, 2001 г.
Химия для всех – ХХI. Самоучитель. Решение задач. Лицензионная копия от «1С» и «ММТ и ДО».
Химия 8 класс. (в 3-х дисках). Мультимедийное учебное пособие нового образца. Просвещение. 2002 г.
Химия 8 – 11 класс. Библиотека наглядных пособий 1 CD for Windows. ООО Кирилл и Мефодий.
Химия 8 – 11 класс. Виртуальная лаборатория. Учебное электронное издание. Лаборатория систем мультимедиа, МарГТУ, 2001 г.
Мастер – класс учителя химии. 8 – 10 кл. Мультимедийное приложение к методическому пособию.
Неорганическая химия. 8 кл. Повторение и контроль знаний. Электронное приложение.
Химия. Экспресс – подготовка к ЕГЭ и ГИА. 9 – 11 кл.
Химия. 9 класс. Мультимедиа приложение к учебнику О.С. Габриеляна.
Содержание программы по химии На основе авторской программы О.С.Габриеляна (адаптированная)
В 8 классе 3 часа в неделю – 102 часа
В 9 классе 2 часа в неделю – 68 часов всего 170 часов за год Химия – 8 класс, 3 часа в неделю (всего 102 часа) На основе авторской программы О.С.Габриеляна (адаптированная)
Введение, 7 часов
Цели и задачи темы: знакомить: с формулировкой закона сохранения массы веществ, структурой Периодической
системы химических элементов Д.И.Менделеева, с символами химических элементов;
учить: вычислять по химическим формулам относительные молекулярные и атомные массы; безопасной работе с химическим оборудованием.
Требования к уровню подготовки учащихся: а) базовый – называть: химические элементы по символам, вещества по
формулам (простые); объяснять: отличие химических явлений от физических; знать: основные закономерности Периодической система химических элементов Д.И.Менделеева. б)повышенный – применять следующие понятия: относительная атомная масса, относительная молекулярная масса, современную формулировку закона сохранения массы веществ.
№ урока
| Дата пров.
| Понятия, вводимые на уроке
| Поурочное содержание темы (тема урока)
| Цели и задачи урока
| Домашнее задание
| Темат. контр.
| Оборудование урока, мультимедиа обеспечение
| План.
| Факт.
| 1 – 2.
| 01.09
05.09
|
| Химия, вещества простые и сложные, св-ва веществ, химический элемент и формы его существования: свободные атомы, простые в-ва, соединения; химические явления или реакции, физические явления
| Химия – наука о веществах их свойствах и превращениях. Понятие о химическом элементе и формах его существования: свободных атомах, простых и сложных веществах. Превращения веществ. Отличие химических реакций от физических явлений. Роль химии в жизни человека. Хемофилия и хемофобия
| Углубить знания о веществе и свойствах ве- ществ, познакомить учащихся с задачами и ролью химии, сформировать понятия «простое вещество», «сложное вещество», учить различать химии- ческие явления, определять положительное и отрицательное влияние химии на жизнь человека.
| §§ 1,2
|
|
| 3 – 4.
| 07.09
08.09
| 08.09
| Закон сохранения массы веществ; Периодическая система химических элементов Д.И. Менделеева; периоды большие и малые; группы и подгруппы – главная и побочная; символы хим. эл-тов.
| Краткие сведения по истории возникновения и развития химии. Период алхимии. Понятие о философском камне. Химия в XVI в. Развитие химии на Руси. Роль отечественных учёных в становлении химической науки – работы М.В.Ломоносова, А.М. Бутлерова, Д.И.Менделе- ева.
Химическая символика.
Знаки химических элемен- тов и происхождение их названий. Периодическая система химических элеме- нтов Д.И. Менделеева, её структура: малые и боль- шие периоды, группы и подгруппы. Периодическая система как справочное по- собие для получения сведений о химическом элементе.
| Кратко объяснить историю становления химии как науки, познакомить с химической символикой и строением Периодической системы химических элементов Д.И. Менделе- ева, воспитывать уважение и гордость за наших учёных, объяснить их вклад в науку.
| §§ 3,4
|
|
| 5.
| 12.09
|
| -
| Практическая работа №1 «Приёмы обращения с лабораторным оборудова- нием».
| Обучить практике работы в химической лаборатории, научить правилам безопас- ной работы .
|
| П.р. №1
|
| 6 – 7.
| 14.09
15.09
| 15.09
| Химическая формула, индексы и коэффициенты; относительная атомная масса; относительная молекулярная масса
| Химические формулы. Индексы и коэффициенты. Относительная атомная и молекулярная массы.
| Раскрыть химическую сим- волику; учить определять Ar и Mr , пользоваться ПСХЭ при этих вычислениях; ввести понятие «атомная единица массы».
| § 5
|
|
|
1. Атомы химических элементов, 13 часов Цели и задачи темы: знакомить: со строением атомов, распределением электронов по энергетическим уровням; объяснить: образование различных видов химической связи; учить: применять понятия, объяснять их смысл, составлять формулы бинарных соединений.
Требования к уровню подготовки учащихся: а) базовый – знать: распределение электронов в атомах элементов I – V периодов (№№1 – 20); уметь: определять понятия изотоп, составлять формулы бинарных соединений элементов I – V периодов (№№1 – 20); составлять схемы строения атомов элементов I – V периодов (№№1 – 20) с указанием электронов в электронных слоях; определять понятия: ковалентная связь (полярная, неполярная), ионная, металлическая; тип связи в соединении. б) повышенный –
№ урока
| Дата пров.
| Понятия, вводимые на уроке
| Поурочное содержание темы (тема урока)
| Цели и задачи урока
| Домашнее задание
| Темат. контр.
| Оборудование урока, мультимедиа обеспечение
| План.
| Факт.
| 8.
| 19.09
|
| Состав и строение атома; характеристики нейтронов, протонов, электронов; массовое число; электронейтральность атома
| Атомы как форма сущест- вования химических элеме- нтов. Основные сведения о строении атомов. Доказа- тельства сложности строе- ния атомов. Опыты Резер- форда. Планетарная модель строения атома. Состав атомных ядер – протоны, нейтроны. Относительная атомная масса. Взаимосвязь понятий протон, нейтрон, относит. атомная масса
| Познакомить с основными сведениями о строении ато- мов; подвести к понятию о сложности строения ато- мов; показать взаимосвязь понятий «протон», «нейтрон» и относительная атомная масса.
| §6
|
|
| 9.
| 21.09
|
| Ядерные процессы; превращения элемента; изотопы, изотопы водорода
| Изменение числа протонов в ядре атома – образование новых химических элемен- тов. Изменение числа нейт- ронов в ядре атома – обра- зование изотопов. Совре- менное определения поня- тия «химический элемент». Изотопы как разновидность атомов одного элемента.
| Объяснить процессы, при- водящие к изменению в составе ядер химических элементов, новый смысл понятия «химический эле- мент;; ввести понятие «изотоп».
| §7
|
|
| 10 – 11.
| 22.09
26.09
|
| Планетарная модель строения атома; электронная оболочка; электронный слой (энергетический уровень), электронные облака (орбитали) и их форма
| Электроны. Строение элек- тронных уровней атомов химических элементов ма- лых периодов (I – III). По- нятие завершённого элек- тронного уровня. ПСХЭ Д.И. Менделеева и строе- ние атомов. Физический смысл номера элемента, но- мера группы, № периода.
| Объяснить физический смысл порядкового номера химического элемента, но- мера группы и номера периода; познакомить с расположением электронов в атомах, с закономерностями ПСХЭ
| §8
|
|
| 12 – 13.
| 28.09
29.09
|
| Металлические и неме- таллические св-ва атомов; ионы положительные и отрицательные; ионная химическая связь; коэффициенты и индексы
| Изменение числа электро- нов на внешнем энергети- ческом уровне атома хи- мического элемента – об- разование положительных и отрицательных ионов. Ионы, образованные атома- ми металлов и неметаллов. Причины изменения метал- лических и неметалличес- ких свойств в периоде и группе. Образование бинар- ных соединений. Понятие об ионной связи. Схемы об- разования ионной связи.
| Объяснить возникновение металлических и неметаллических свойств элементов; углубить знания о закономерностях ПСХЭ; формировать понятия о химической связи и её видах; изучить схему образования ионной связи.
| §9
|
|
| 14
| 03.10
|
| Атомная, или ковалент- ная, химическая связь; одинарная, двойная, тройная ков. связи; длина связи; электрон- ные и структурные формулы
| Взаимодействие атомов элементов неметаллов меж- ду собой – образование двухатомных молекул прос- тых веществ. Ковалентная неполярная химическая связь. Электронные и стру- ктурные формулы.
| Продолжить формирование понятия о видах химичес- кой связи; объяснить схему образования неполярной химической связи.
| §10
|
|
| 15 – 16 – 17.
| 05.10
06.10
10.10
|
| Ковалентные неполярная и полярная связи; электроотрица- тельность; частичный заряд
| Взаимодействие атомов элементов неметаллов меж- ду собой – образование би- нарных соединений немее- талов. Электроотрицатель- ность. Понятие о полярной ковалентной связи.
| Продолжить формирование понятия о видах химичес- кой связи; изучить схему образования ковалентной полярной химической свя- зи; объяснить понятие «электоотрицательность».
| §11
|
|
| 18.
| 12.10
|
| Металлическая связь; обобществлённые электроны
| Взаимодействие атомов металлов между собой – об- разование металлических кристаллов.
| Формировать понятие о видах химической связи; познакомить с образовании- ем металлической связи.
| §12
|
|
| 19.
| 13.10
|
| -
| Обобщение и систематиза- ция знаний об элементах металлических и неметалл- лических, о видах химичес- кой связи.
| Обобщить и систематизиро- вать знания о металличес- ких и неметаллических эле- ментах, о видах химической связи;
| Повт.
§§ 6 – 12
|
|
| 20.
| 17.10
|
| -
| Контрольная работа №1
| Провести контроль знаний по изученной теме
| Повт.
§ 12
| К.р. №1
|
| |
|
|