Главная страница


Программа по курсу: «Параметры и модули»



Скачать 167.59 Kb.
НазваниеПрограмма по курсу: «Параметры и модули»
Дата11.04.2016
Размер167.59 Kb.
ТипПрограмма


Муниципальное общеобразовательное учреждение

«Средняя общеобразовательная школа №12»

Г. Астрахани

УЧЕБНАЯ ПРОГРАММА
По курсу: «Параметры и модули»
Для обучающихся в 11- м классе.


Данная учебная программа была создана для элективного курса математики в 10-11 классах и утверждена на метод совете школы.
Программу составила учитель математики I категории Манешина Н.В.


Астрахань 2010 г.


Пояснительная записка.

Целью обучения, как одного из направлений модернизации математического образования является обеспечение углубленного изучения предмета и подготовка учащихся к продолжению образования.

Основным направлением модернизации математического школьного образования является отработка механизмов итоговой аттестации через введение единого государственного экзамена. В заданиях ЕГЭ по математике с развернутым ответом (часть С) встречаются задачи с параметрами и модулями. Обязательны такие задания и на вступительных экзаменах в вузы.

Появление таких заданий на экзаменах далеко не случайно, т.к. с их помощью проверяется техника владения формулами элементарной математики, методами решения уравнений и неравенств, умение выстраивать логическую цепочку рассуждений, уровень логического мышления учащегося и их математической культуры.

Анализ результатов ЕГЭ за несколько предыдущих лет показывает, что выпускники с большим трудом решают такие задания, а многие даже не приступают к ним. Это связано с тем, что в учебниках по математике различных авторов, да и в программах министерства образования решению задач с параметрами и модулями уделяется мало внимания. Большинство учащихся либо вовсе не справляются с такими задачами, либо приводят громоздкие выкладки. Причиной этого является отсутствие системы заданий по данной теме в школьных учебниках. В связи с этим возникла необходимость в разработке и проведении курса для старшеклассников по теме: «Решение задач с параметрами и модулями».

Многообразие задач с параметрами и модулями охватывает весь курс школьной математики. Владение приемами решения задач с параметрами можно считать критерием знаний основных разделов школьной математики, уровня математического и логического мышления.

Задачи с параметрами и модулями дают прекрасный материал для настоящей учебно-исследовательской работы.

Программа данного курса разработана в соответствии с программой общеобразовательных учреждений Российской Федерации, разработанной в соответствии с требованиями федерального компонента Государственного образовательного стандарта среднего (полного) общего образования.

Цель курса

  1. Формировать у учащихся умения и навыки по решению задач с параметрами и модулями, сводящихся к исследованию линейных и квадратных уравнений, неравенств для подготовки к ЕГЭ и к обучению в вузе.

  2. Изучение курса предполагает формирование у учащегося интереса к предмету, развитие их математических способностей, подготовку к ЕГЭ, централизованному тестированию и к вступительным экзаменам в вузы

  3. Развивать исследовательскую и познавательную деятельность учащегося.

  4. Обеспечить условия для самостоятельной творческой работы.

Воспитательное назначение  курса.
Обучение задачам с параметрами потребует от учащихся умственных и волевых усилий, развитого внимания, воспитания таких качеств,  как  активность, творческая инициатива, умений коллективно-познавательного труда.
Основные задачи данного курса:


  • углубить знания по математике, предусматривающие формирование у учащихся устойчивого интереса к предмету;

  • выявить и развить их математические способности;

  • расширить математические представления учащихся о приёмах и методах решения задач с модулями и параметрами;

  • повышение уровня  математического и логического мышления учащихся;

  • развитие навыков исследовательской деятельности,

  • обеспечить подготовку к поступлению в вуз и продолжению образования;

  • обеспечить подготовку к профессиональной деятельности, требующей высокой математической культуры.


Работа курса строится на принципах: - научности;

- доступности;

- опережающей сложности;

- вариативности;

- самоконтроля

В результате изучения данного курса учащиеся
должны знать:


    • понятие параметра

    • прочно усвоить понятие модуль числа;

    • алгоритмы решений задач с модулями и параметрами;

    • зависимость количества решений неравенств, уравнений и их систем от значений параметра;

    • свойства решений уравнений, неравенств и их систем;

    • свойства функций в задачах с параметрами.



должны уметь:


    • уметь решать линейные, квадратные уравнения с модулем;

    • уметь решать линейные, квадратные неравенства с  модулем;

    • строить графики уравнений, содержащие модули;

    • уметь решать линейные, квадратные, рациональные уравнения с параметром;

    • уметь решать неравенства с параметром;

    • находить корни квадратичной функции;

    • строить графики квадратичных функций;

    • исследовать квадратный трехчлен;

    • знать и уметь применять нестандартные приемы и методы решения уравнений, неравенств и систем.



Формы контроля.


  1. Рейтинг – таблица

  2. Уроки самооценки и оценки товарищей

  3. Презентация учебных проектов

  4. Тестирование

  5. Контрольные работы


О том, что учащийся должен будет представить учебный проект по теме курса, нужно проинформировать его заблаговременно, познакомив с формами такого рода деятельности.

Для того чтобы  урок – презентация получился интересным, виды проектов должны соответствовать уровню и интересам учащихся, а также должны быть интересными по форме и содержанию.

Работы могут быть как индивидуальные, так и парные, групповые. Данный урок можно провести в виде конкурса, где победителей определят сами учащиеся.

Административной проверки усвоения материала курса не предполагается, соответствующие задачи не будут включаться в административные контрольные работы.

В технологии проведения занятий присутствует этап самопроверки, который представляет учащимся возможность самим проверить, как ими усвоен изучаемый материал.

В свою очередь учитель может провести обучающие самостоятельные работы, которые позволят оценить уровень усвоения вопросов курса.

Формой итогового контроля может стать обучающая самостоятельная работа, собеседование или тестовая работа.


Требования к уровню подготовки учащихся:


  • должны иметь элементарные умения решать задачи повышенного по сравнению с обязательным уровнем сложности;

  • точно и грамотно формулировать изученные теоретические положения и излагать собственные рассуждения при решении задач;

  • правильно пользоваться математической символикой и терминологией;

  • применять рациональные приемы тождественных преобразований;

  • использовать наиболее употребляемые эвристические приемы.



Содержание обучения.


  • Решение задач с параметрами. (34 часа).


Понятие параметра. Что значит - решить уравнение или неравенство с параметрами. Что значит - исследовать уравнение (определить количество решений, найти положительные решения и т.д.), содержащее параметры.

Линейное уравнение с параметрами. Общий метод решения уравнения вида ах= в, решение линейных уравнений с параметрами, сводящихся к виду ах=в. Линейные уравнения с параметрами, содержащие дополнительные условия (корень равен данному числу, прямая проходит через точку с заданными координатами, уравнение имеет отрицательное решение и т.д.).

Линейные неравенства с параметрами вида ах≤в, ах≥в.

Уравнения и неравенства с параметрами, сводящиеся к линейным.

Решение квадратных уравнений и неравенств с параметром. Исследование квадратного трехчлена.

Количество корней в зависимости от значений параметров. Параметр, как фиксированное число.



  • Решение задач с модулем. (17 часов).


Модуль действительного числа. Геометрическая интерпретация. Линейное уравнение, содержащее абсолютную величину. Уравнение и неравенства вида |х|= а, |ах+в|=0, |ах+в|≤0.

График функции у=|х|, у=| ах+в |. Построение графиков функций, связанных с модулем.

Методы решения уравнений вида: |ах+в|=с, где с - любое действительное число, |ах+в|=|сх+д|.

Графическое решение неравенства |ах+в|≤с, где с – любое действительное число.

Методы решения уравнений вида: |ах+в|+|сх+д|=т, |ах+в|+|сх+д|+пх=т. Методы решения неравенств вида: |ах+в|+|сх+д|<т,|ах+в|+| сх+д|+ пх>т.

Методы решения неравенств вида: |ах+в|≤| сх+д|, |ах+в|≥| сх+д|, |ах+в|≤ сх+д, |ах+в|≥ сх+д. Графическая интерпретация.

Квадратное уравнение, содержащее абсолютную величину. Метод замены переменной. Решение уравнений.
3. Нестандартные методы и приемы решения уравнений,

неравенств и систем, содержащих модули и параметры. (17 часов).
Графические и аналитические методы. Классификация задач. Ответ, как наперёд заданное подмножество множество действительных чисел. Параметр, как равноправная переменная. Свойства решений уравнений, неравенств и их систем.

Свойства функций в задачах с параметрами и модулями. Схема исследования функций. Область значений функции. Подстановки. Экстремальные свойства функций. Метод оценки. Свойства монотонных функций.

      

Заключение

Введение курса «Решение задач с параметрами и модулями» необходимо учащимся в наше время, как при подготовке к ЕГЭ, так и к вступительным экзаменам в вузы. Владение приемами решения задач с параметром и модулем можно считать критерием знаний основных разделов школьной математики, уровня математического и логического мышления.

Решение задач, уравнений с параметрами и модулями, открывает перед учащимися значительное число эвристических приемов общего характера, ценных для математического развития личности, применяемых в исследованиях и на любом другом математическом материале. Именно такие задачи играют большую роль в формировании логического мышления и математической культуры у школьников, Поэтому учащиеся, владеющие методами решения задач с параметрами и модулями, успешно справляются с другими задачами.

Список литературы.
Литература для учащихся


  • С. М. Никольский, М.К. Потапов и др. Алгебра и начала анализа 11класс. Москва. «Просвещение» 2009год.

  • Макарычев Ю.Н. Миндюк Н.Г. Алгебра 8. Алгебра 9. Дополнительные главы к школьному учебнику. Москва. «Просвещение». 2001год.

  • Галицкий М.Л., Гольдман А.М., Звавич Л.И. Сборник задач по алгебре

8-9. Москва. «Просвещение». 2001год.
Литература для учителя


  1. Литвиненко В.Н., Мордкович А. Г. Практикум по решению математических задач.

  2. Ястрибинецкий Г.А  Задачи с параметрами.

  3. Горнштейн П.И., Полонский В.Б., Якир М.С.

Задачи с параметрами.

«Необходимые условия в задачах с параметрами».

  1. Родионов Е.М. Решение задач с модулями и параметрами. Пособие для поступающих в вузы.

  2. Голубев В.И., Гольдман А.М., Дорофеев Г.В. «О параметрах – с самого начала».

  3. Дорофеев Г.В., Затахавай В.В. «Решение задач, содержащих модули и параметры».

  4. Дорофеев Г.В. «Квадратный трёхчлен в задачах».

  5. Марков В.К. «Метод координат и задачи с параметрами».

  6. Шарыгин И.Ф. «Факультативный курс по математике. Решение задач».

Материально – техническое и

информационно – техническое обеспечение.


  1. Интерактивная доска

  2. Обучающие компьютерные программы

  3. Тестовые компьютерные программы

  4. Образовательные ресурсы сети Интернет.

Календарно- тематическое планирование.



Содержание материала

Кол - во

часов

дата

обязательный минимум

содержания образования

Основные понятия

Знания, умения

Измерительные

формы контроля

1

Понятие параметра


1




Определение параметра

параметр

Знать определение параметра




2

Уравнения с параметрами (первой степени)

2




Решение уравнений первой степени, содержащих параметр

Линейное уравнение с параметром

Уметь решать линейные уравнения, содержащие параметр

Урок самооценки и оценки одноклассников

3

Неравенства с параметрами (первой степени)

2




Решение неравенств первой степени, содержащих параметр

Линейное неравенство с параметром

Уметь решать линейные неравенства, содержащие параметр

тестирование

4

Уравнения с параметрами (второй степени)

2




Решение уравнений второй степени, содержащих параметр

Квадратные уравнения с параметром

Уметь решать квадратные уравнения, содержащие параметр




5

Неравенства с параметрами (второй степени)

2




Решение неравенств второй степени, содержащих параметр

Квадратные неравенства с параметром

Уметь решать квадратные неравенства, содержащие параметр

Урок самооценки и оценки одноклассников

6

Рациональные уравнения с параметрами

4




Решение рациональных уравнений, содержащих параметр

Рациональные уравнения с параметром

Уметь решать рациональные уравнения , содержащие параметр

Защита презентаций




Контрольная работа

1













Составление рейтинга

7

Графические приемы при решении. Свойства квадратичной функции

3




Основные графические приемы при построении графиков функций Применение свойств при решении уравнений

Квадратичная функция , четность, возрастание и убывание функций

Уметь графически решать уравнения с параметрами, используя основные свойства функций

Урок самооценки и оценки одноклассников

8

Текстовые задачи с использованием параметра

4




Решение текстовых задач с использованием параметра, составление математической модели

Математическая модель

Уметь решать текстовые задачи с использованием параметра

Урок самооценки и оценки одноклассников

9

Иррациональные уравнения с параметрами

4




Решение иррациональных уравнений с параметрами

Иррациональное уравнение

Уметь решать уравнения с параметрами





10

Параметр и количество решений уравнений, неравенств и их систем

4




Зависимость количества решений от параметра и условий, налагаемых на него




Уметь сделать выбор ответа от определенных условий




11

Уравнения и неравенства с параметрами с различными условиями

4




Решение уравнений, неравенств и их систем с дополнительными условиями

Дополнительные условия

Уметь решать различные типы уравнений, неравенств и их систем с дополнительными условиями

Урок самооценки и оценки одноклассников




Контрольная работа

1













Составление рейтинга

12

Модуль: общие сведения.


1




Определение и основные свойства модуля

модуль

Знать определение модуля и уметь применять его




13

Преобразование выражений, содержащих модуль.

2




Преобразование различных выражений, содержащих модуль с использованием его основных свойств




Уметь преобразовывать различные выражения, содержащие модуль




14

Решение уравнений, содержащих модуль.

3




Решение уравнений, содержащих модуль.




Уметь решать уравнения, содержащие модуль.

Урок самооценки и оценки одноклассников

15

Решение неравенств, содержащих модуль.

3




Решение неравенств, содержащих модуль.




Уметь решать неравенства, содержащие модуль

Урок самооценки и оценки одноклассников

16

Решение уравнений и неравенств, содержащих модуль.

3




Решение уравнений и неравенств, содержащих модуль




Уметь решать уравнения и неравенства, содержащие модуль

тестирование

17

Графики функций, содержащих модуль.

4




Построение графиков функций, содержащих модуль




Уметь строить графики функций, содержащих модуль, знать основные приемы построений

Урок самооценки и оценки одноклассников




Контрольная работа

1













Составление рейтинга

18

Модуль в заданиях единого государственного экзамена

8




Примеры решений различных упражнений (часть С)




Уметь решать уравнения, неравенства, содержащие модуль с применением различных приемов, видеть конкретные приемы в конкретных примерах

Защита презентаций, тестирование





Параметр в заданиях единого государственного экзамена


8





Примеры решений различных упражнений (часть С)





Уметь решать уравнения и неравенства, содержащие модуль и параметр при помощи различных приемов, видеть конкретные приемы в конкретных примерах


Защита презентаций, тестирование




Контрольная работа

1













Составление рейтинга