Главная страница

Программа по информатике и икт на профильном уровне для 10-11 классов



Скачать 203.6 Kb.
НазваниеПрограмма по информатике и икт на профильном уровне для 10-11 классов
Семакин И. Г
Дата13.04.2016
Размер203.6 Kb.
ТипПрограмма

Рабочая программа

по ИНФОРМАТИКЕ И ИКТ

на профильном уровне

для 10-11 классов

(информационно – технологический профиль)

на 2012 – 2015 учебные годы

(11 класс с 2013-2014 учебного года)

УМК «Информатика и ИКТ» для 10-11 классов, автор Семакин И. Г. и др. Профильный уровень


ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Данная учебная программа составлена на основе:

ПРОГРАММЫ КУРСА «Информатика и информационно-коммуникационные технологии» общеобразовательный курс (профильный уровень) для 10 классов
Составитель: Семакин И.Г.

Федеральный компонент стандарта общего образования выстроен по концентрическому принципу: первый концентр — начальная и основная школа, второй — старшая школа.

Данный учебный курс осваивается учащимися после изучения курса «Информатика и ИКТ» в основной школе (в 8-9 классах), изучается на профильном уровне «информационно – технологический профиль» в объёме 272 часа: в 10-м классе - 4 часа в неделю (136 часов в год), в 11-м классе – 4 часа в неделю (136 часов в год).

Согласно Базисному учебному плану (федеральный компонент) от 2004 года общеобразовательный курс «Информатика и ИКТ» на профильном уровне преподается в 10-11 классах общим объемом 280 часов.

Основными нормативными документами, определяющими содержание учебного курса, разработанного автором Семакиным И.Г., является «Стандарт среднего (полного) общего образования по Информатике и ИКТ. Профильный уровень» от 2004 года и Примерная программа курса «Информатика и ИКТ» для 10-11 классов (профильный уровень), рекомендованная Минобрнауки РФ. Курс рекомендован для изучения в классах физико-математического и информационно-технологического профилей. Изучение курса обеспечивается учебно-методическим комплексом:

УМК «Информатика и ИКТ» для 10-11 классов, автор Семакин И. Г. и др.


Профильный уровень

Состав УМК:

  • И.Г.Семакин, Т.Ю.Шеина, Л.В.Шестакова. Информатика и ИКТ. Профильный уровень: учебник для 10 класса. М. Бином. Лаборатория знаний, 2012 г. [1]

  • И.Г.Семакин, Е.К.Хеннер, Л.В.Шестакова. Информатика и ИКТ. Профильный уровень: учебник для 11 класса. М. Бином. Лаборатория знаний, 2012 г.

  • Информатика и ИКТ. Профильный уровень: Компьютерный практикум 10-11 класс

К компьютерному практикуму прилагается компакт-диск с набором цифровых ресурсов.
Кроме того, используются:

  • Семакин И. Г. , Хеннер Е. К. Информатика и ИКТ. Задачник – практикум. ч.1. М.Бином. 2012 г.

  • Семакин И. Г. , Хеннер Е. К. . Информатика и ИКТ. Задачник – практикум. ч.2. М.Бином. 2012 г.

В Приложении 1 содержится таблица, отражающая соответствие между содержанием Государственного образовательного стандарта и содержанием УМК.

Учебники рекомендованы Министерством образования и науки Российской Федерации к использованию в образовательном процессе в имеющих государственную аккредитацию и реализующих образовательные программы общего образования образовательных учреждениях.

Выбор учебника для 10 класса информационно – технологического профиля из состава УМК автора Семакина И.Г. и др. основан на том, что не прерывается сквозная линия программирования. На профильном уровне обучения информатике линия программирования является одной из ведущих. Приоритет этой линии объясняется квалификационными требованиями к подготовке IT-специалистов. Владение программированием на определенных языках в определенных системах программирования является обязательным профессиональным качеством большинства специалистов. В учебнике используется паскалевская линия языков программирования: Паскаль – Турбо-Паскаль- Object Pascal – Delphi. Таким образом, обучение программированию будет отталкиваться от изученного в 9 классе вводного материала по программированию на Паскале.

Основной принцип, которым руководствовались авторы при разработке учебника (как и всего УМК), заключается в соблюдении соответствия с требованиями ГОС. Удовлетворение всем требованиям ГОС обеспечивает полный набор компонентов УМК.

Принципиальное положение, из которого исходили авторы при работе над УМК, состоит в следующем: профильный курс информатики является средством предвузовской подготовки выпускников школы, мотивированных на дальнейшее обучение в системе ВПО на IT-ориентированных специальностях (и направлениях). Для этого был проанализирован реестр вузовских специальностей, и выделен в нем блок, относящийся к подготовке специалистов и бакалавров в области информатики и ИКТ. Для данных специальностей были исследованы Государственные образовательные стандарты и в них выделены инвариантные составляющие. Результаты этого исследования были использованы для реализации следующего принципа при разработке УМК: содержание профильного курса информатики реализует пропедевтику инвариантной составляющей содержания подготовки IT-специалистов в системе ВПО.

Помимо сказанного выше, линия профессиональной ориентации в учебниках для 10 - 11 классов проявляется в том, что в различных главах рассказывается о профессиях в области информатики и ИКТ.

В УМК реализовано несколько важных методических принципов:

Принцип дидактической спирали. Перечень основных содержательных линий школьной информатики практически инвариантен к этапу обучения предмета: в основной или старшей школе. Однако уровень их изучения должен быть разным. В старшей школе он выше, чем в основной.

Принцип системности, структурированности материала. По мнению авторов, важным дидактическим средством, поддерживающим этот принцип, являются структурограммы системы основных понятий, присутствующие в конце каждого параграфа (за небольшим исключением).

Деятельностный подход к обучению. Каждая тема курса, относящаяся либо к теоретическим вопросам информатики, либо к ИКТ, поддерживается практическими заданиями для учащихся, выполняемыми на компьютере.

Ориентация на формирование информационно-коммуникационной компетентности (ИКК) учащихся. Переход от уровня компьютерной грамотности (базовый курс) к уровню ИКК происходит через комплексность рассматриваемых задач, привлекающих личный жизненный опыт учащихся, знания других школьных предметов. В результате обучения курсу ученики должны понять, что освоение ИКТ не является самоцелью, а является процессом овладения современным инструментом, необходимым для их жизни и деятельности в информационно-насыщенной среде.

Сквозная линия программирования. На профильном уровне обучения информатике линия программирования является одной из ведущих.

Сквозная историческая линия. Важным образовательным и системообразующим фактором построения учебного курса является присутствие в нем исторической линии. История предметной области проходит через все разделы учебников.

Поддержка вариативности обучения предмету. УМК должен предоставлять возможность учителю вести обучение по различным вариантам программы и поурочного планирования. Необходимость вариативности связана с тем, что обучение информатике на профильном уровне происходит для двух профилей: физико-математического и информационно-технологического. Содержание учебного пособия «Компьютерный практикум» обеспечивает возможность такого выбора.

Обеспечение готовности учащихся к сдаче Единого государственного экзамена по информатике. Следствием изучения курса информатики и ИКТ на профильном уровне должна стать готовность выпускников школы к сдаче Единого Государственного Экзамена по информатике. Поэтому содержание всего УМК согласовано с содержанием КИМ для ЕГЭ по информатике. Подготовка к сдаче ЕГЭ не является самоцелью, а является лишь следствием выполнения требований ГОС в процессе обучения. Как в учебниках, так и в компьютерном практикуме присутствуют типовые примеры и задания, используемые в ЕГЭ по информатике.

10 класс

Базовыми для Рабочей программы являются разделы: Теоретические основы информатики, Компьютер, Информационные технологии, Компьютерные телекоммуникации.

ТАБЛИЦА ТЕМАТИЧЕСКОГО РАСПРЕДЕЛЕНИЯ ЧАСОВ в 10 классе




ИНФОРМАТИКА И ИКТ. 10 класс

Программа автора Семакина И.Г.

Рабочая программа


Раздел


Тема


Уч. часы





1. Теоретические основы информатики

1. Информатика и информация

2

2

2. Измерение информации

6

8

3. Системы счисления

10

10

4. Кодирование

12

12

5. Информационные процессы

6

6

6. Логические основы обработки информации

18

18

7. Алгоритмы обработки информации

16

16



Всего по разделу

70 ч.

72 ч.


2. Компьютер

8. Логические основы ЭВМ

4

4

9. История вычислительной техники

2

2

10. Обработка чисел в компьютере

4



4

11. Персональный компьютер и его устройство

3

3

12. Программное обеспечение ПК

2

2

Всего по разделу

15 ч.

15 ч.


3. Информационные технологии

13. Технологии обработки текстов

8

8

14. Технологии обработки изображения и звука

13

13

15. Технологии табличных вычислений

14

14

Всего по разделу

35 ч.

35 ч.


4. Компьютерные телекоммуникации

16. Организация локальных компьютерных сетей

3

3

17. Глобальные компьютерные сети

6

6

18. Основы сайтостроения

11

5



Всего по разделу

20 ч.

14 ч.




Всего по курсу:

140 ч.

136 ч.


Тематическое распределение учебного времени в Рабочей программе
соответствует тематическому распределению учебного времени в Программе автора Семакина И.Г.

Небольшое отличие заключается в том, что в рабочей программе выделено на 2 часа больше на тему «Измерение информации» за счет темы «Основы сайтостроения». На тему «Основы сайтостроения» выделено меньше времени, т.к. она изучается в виде элективного курса.

В Программе автора Семакина И.Г. приведено тематическое планирование занятий:

ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ ЗАНЯТИЙ


по первой части курса (Информатика-10)




Тема


Всего часов


Теория (раздел учебника)


Решение задач


Компьютерный практикум


1. Введение. Информатика и информация


2


Введение. 1.1






2. Измерение информации




2.1. Измерение информации. Объемный подход


2


1.2.1


Задачи к разделу 1.2.1






2.2. Измерение информации. Содержательный подход


2


1.2.2


Задачи к разделу 1.2.2






2.3. Вероятность и информация


2


1.2.3


задачи к разделу 1.2.3




3. Системы счисления




3.1. Позиционные системы счисления. Основные понятия


2


1.3.1


задачи к разделу 1.3.1


Раздел 1. Системы счисления

Работа 1.1.

Элективный практикум (ЦОР Numbers)




3.2. Перевод десятичных чисел в другие системы счисления


3


1.3.2, 1.3.3




Раздел 1. Системы счисления

Работа 1.2.

Элективный практикум (ЦОР Numbers)




3.3. Смешанные системы счисления


2


1.3.4


задачи к разделу 1.3.4


Раздел 1. Системы счисления

Работа 1.3.

Элективный практикум (ЦОР Numbers)




3.4. Арифметика в позиционных системах счисления


3


1.3.5


задачи к разделу 1.3.5


Раздел 1. Системы счисления

Работа 1.4.

Элективный практикум (ЦОР Numbers)


4. Кодирование




4.1. Информация и сигналы


1


1.4.1








4.2. Кодирование текстов


2


1.4.2


задачи к разделу 1.4.2


Раздел 2. Кодирование

Работа 2.1




4.3. Кодирование изображения


3


1.4.3


задачи к разделу 1.4.3






4.4. Кодирование звука


4


1.4.4


задачи к разделу 1.4.4


Раздел 2. Кодирование

Работа 2.2




4.5. Сжатие двоичного кода


2


1.4.5


задачи к разделу 1.4.5




5. Информационные процессы




5.1. Хранение информации


1


1.5.1








5.2. Передача информации


2


1.5.2


задачи к разделу 1.5.2






5.3. Коррекция ошибок при передаче данных


2


1.5.3




Раздел 2. Кодирование

Работа 2.3




5.4. Обработка информации


2


1.5.4




Работа из раздела программирования


6. Логические основы обработки информации




6.1. Логические операции


3


1.6.1


задачи к разделу 1.6.1


Раздел 3. Логика

Работа 3.1




6.2. Логические формулы


3


1.6.2


Задачи к разделу 1.6.2






6.3. Логические схемы


4


1.6.3


Задачи к разделу 1.6.3


Раздел 3. Логика

Работа 3.2




6.4. Решение логических задач


6


1.6.4


Задачи к разделу 1.6.4






6.5. Логические функции на области числовых значений


2


1.6.5


Задачи к разделу 1.6.5


Раздел 3. Логика

Работа 3.3


7. Алгоритмы обработки информации




7.1. Определение, свойства и описание алгоритма


2


1.7.1


Задачи к разделу 1.7.1






7.2. Машина Тьюринга


4


1.7.2




Раздел 4. Теория алгоритмов

Работа 4.1




7.3. Машина Поста


3


1.7.3


Задачи к разделу 1.7.3


Раздел 4. Теория алгоритмов

Работа 4.2




7.4. Этапы алгоритмического решения задачи


2


1.7.4




Работа из раздела Программирование (постановка-формализация – тестирование)




7.5. Поиск данных: алгоритмы, программирование


3


1.7.5 – 1.7.6


Задачи к разделам 1.7.5, 1.7.6


Работа из раздела Программирование (программирование поиска данных)




7.6. Сортировка данных


2


1.7.7




Работа из раздела Программирование (сортировка данных)


8. Логические основы ЭВМ (4 ч.)




8.1. Логические элементы и переключательные схемы


2


2.1.1


Задачи к разделу 2.1.1






8.2. Логические схемы элементов компьютера


2


2.1.2




Раздел 5. Устройство компьютера

Работа 5.1


9. История вычислительной техники




9.1. Эволюция устройства ЭВМ


1


2.2




Раздел 5. Устройство компьютера.

Элективный практикум (УК Нейман)




9.2. Смена поколений ЭВМ


1


2.3




Раздел 5. Устройство компьютера.

Элективный практикум (УК Нейман)


10. Обработка чисел в компьютере




10.1. Представление и обработка целых чисел


2


2.4.1


Задачи к разделу 2.4.1


Раздел 5. Устройство компьютера.

Элективный практикум (УК Нейман)




10.2. Представление и обработка вещественных чисел


2


2.4.2


Задачи к разделу 2.4.2


Раздел 5. Устройство компьютера.

Работа 5.2


11. Персональный компьютер




11.1. История и архитектура ПК


1


2.5.1




Раздел 5. Устройство компьютера.

Элективный практикум «Устройство ПК».




11.2. Процессор, системная плата, внутренняя память


1


2.5.2, 2.5.3, 2.3.4




Раздел 5. Устройство компьютера.

Элективный практикум «Устройство ПК».




11.3. Внешние устройства ПК


1


2.5.5, 2.5.6




Раздел 5. Устройство компьютера.

Элективный практикум «Устройство ПК».


12. Программное обеспечение ПК




12.1. Классификация ПО


1


2.6.1




Раздел 6. Программное обеспечение ПК.

Элективный практикум




12.2. Операционные системы


1


2.6.2, 2.6.3




Раздел 6. Программное обеспечение ПК.

Элективный практикум


13. Технологии обработки текстов




13.1. Текстовые редакторы и процессоры


3


3.1.1




Раздел 7. Технологии подготовки текстов.

Работа 7.1




13.2. Специальные тексты


3


3.1.2




Раздел 7. Технологии подготовки текстов.

Работа 7.2




13.3. Издательские системы


2


3.1.3




Раздел 7. Технологии подготовки текстов.

Работа 7.3


14. Технологии обработки изображения и звука




14.1. Графические технологии. Трехмерная графика


5


3.2.1, 3.2.2




Раздел 8. Графические технологии

Работа 8.1




14.2. Технологии обработки видео и звука; мультимедиа


4


3.2.3, 3.2.4, 3.2.5




Раздел 9. Мультимедиа

Работы 9.1, 9.2




14.3. Мультимедийные презентации


4


3.2.6




Раздел 9. Мультимедиа

Работа 9.3


15. Технологии табличных вычислений




15.1. Электронная таблица: структура, данные, функции, передача данных между листами


2


3.3.1, 3.3.2


Задачи к разделам 3.3.1, 3.3.2


Раздел 10. Электронные таблицы

Работа 10.1




15.2. Деловая графика


3


3.3.3


Задачи к разделу 3.3.3


Раздел 10. Электронные таблицы

Работа 10.2




15.3. Фильтрация данных


3


3.3.4


Задачи к разделу 3.3.4


Раздел 10. Электронные таблицы

Работа 10.3




15.4. Задачи на поиск решения и подбор параметров


6


3.3.5


Задачи к раздеру 3.3.5


Раздел 10. Электронные таблицы

Работа 10.4


16. Организация локальных компьютерных сетей




16.1. Назначение и состав ЛКС


1


4.1.1








16.2. Классы и топологии ЛКС


2


4.1.2






17. Глобальные компьютерные сети




17.1. История и классификация ГКС


1


4.2.1








17.2. Структура Интернета


2


4.2.2




Раздел 11. Компьютерные телекоммуникации.

Работы 11.1 – 11.7




17.3. Основные услуги Интернета


3


4.2.3




Раздел 11. Компьютерные телекоммуникации.

Работы 11.1 – 11.7


18. Основы сайтостроения




18.1. Способы создания сайтов. Основы HTML


2


4.3.1








18.2. Оформление и разработка сайта


5


4.3.2




Раздел 11. Компьютерные телекоммуникации.

Работы 11.8-11.16




18.3. Создание гиперссылок и таблиц


4


4.3.3




Раздел 11. Компьютерные телекоммуникации.

Работы 11.8-11.16















Перечень знаний и умений, формируемых у учащихся

В результате изучения информатики и информационных технологий на профильном уровне ученик должен:

 

p:\makarova_programma\square.gif

знать/понимать:

  • логическую символику;

  • основные конструкции языка программирования;

  • свойства алгоритмов и основные алгоритмические конструкции; тезис о полноте формализации понятия алгоритма;

  • виды и свойства информационных моделей реальных объектов и процессов, методы и средства компьютерной реализации информационных моделей;

  • общую структуру деятельности по созданию компьютерных моделей;

  • назначение и области использования основных технических средств информационных и коммуникационных технологий и информационных ресурсов;

  • виды и свойства источников и приемников информации, способы кодирования и декодирования, причины искажения информации при передаче; связь полосы пропускания канала со скоростью передачи информации;

  • базовые принципы организации и функционирования компьютерных сетей;

  • нормы информационной этики и права, информационной безопасности, принципы обеспечения информационной безопасности;

  • способы и средства обеспечения надежного функционирования средств ИКТ;




 

p:\makarova_programma\square.gif

уметь:

  • выделять информационный аспект в деятельности человека; информационное взаимодействие в простейших социальных, биологических и технических системах;

  • строить информационные модели объектов, систем и процессов, используя для этого типовые средства (язык программирования, таблицы, графики, диаграммы, формулы и т.п.);

  • вычислять логическое значение сложного высказывания по известным значениям элементарных высказываний;

  • проводить статистическую обработку данных с помощью компьютера;

  • интерпретировать результаты, получаемые в ходе моделирования реальных процессов;

  • устранять простейшие неисправности, инструктировать пользователей по базовым принципам использования ИКТ;

  • оценивать числовые параметры информационных объектов и процессов: объем памяти, необходимый для хранения информации; скорость передачи и обработки информации;

  • оперировать информационными объектами, используя имеющиеся знания о возможностях информационных и коммуникационных технологий, в том числе создавать структуры хранения данных; пользоваться справочными системами и другими источниками справочной информации; соблюдать права интеллектуальной собственности на информацию;

  • проводить виртуальные эксперименты и самостоятельно создавать простейшие модели в учебных виртуальных лабораториях и моделирующих средах;

  • выполнять требования техники безопасности, гигиены, эргономики и ресурсосбережения при работе со средствами информатизации; обеспечения надежного функционирования средств ИКТ;

 

p:\makarova_programma\square.gif

использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:

  • поиска и отбора информации, в частности, связанной с личными познавательными интересами, самообразованием и профессиональной ориентацией;

  • представления информации в виде мультимедиа объектов с системой ссылок (например, для размещения в сети); создания собственных баз данных, цифровых архивов, медиатек;

  • подготовки и проведения выступления, участия в коллективном обсуждении, фиксации его хода и результатов;

  • личного и коллективного общения с использованием современных программных и аппаратных средств коммуникаций;

  • соблюдения требований информационной безопасности, информационной этики и права.



Литература

  1. Семакин И.Г., Шеина Т.Ю., Шестакова Л.В. Информатика и ИКТ. Профильный уровень. Учебник для 10 класса. – М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2012

  2. https://rudocs.exdat.com/docs/index-17247.html#775751

  3. https://metodist.lbz.ru/iumk/informatics/umk10-11.php

  4. https://metodist.lbz.ru/authors/informatika/2/