Главная страница

Программа по литературному чтению. 1 класс. «Начальная школа 21 века»



Скачать 330.3 Kb.
НазваниеПрограмма по литературному чтению. 1 класс. «Начальная школа 21 века»
страница1/2
Дата10.04.2016
Размер330.3 Kb.
ТипПрограмма
  1   2

Рабочая программа по литературному чтению.

1 класс. «Начальная школа 21 века»

Литературное чтение и слушание
Пояснительная записка

Рабочая программа составлена на основе Федеральных государственных образовательных стандартов второго поколения и программы УМК «Начальная школа XXI века» под редакцией Н.Ф. Виноградовой. Учебно – методический комплект допущен Министерством образования РФ и соответствует федеральному компоненту государственных образовательных стандартов начального общего образования. /Сборник программ к комплекту учебников «Начальная школа XXI века» -М. : Вентана – Граф, 2008.

Курс литературного чтения 1 класса помогает ребёнку стать читателем: подводит к осознанию богатого мира отечественной и зарубежной детской литературы как искусства художественного слова; обогащает читательский опыт. Уроки литературного слушания проходят в тот период обучения, когда дети самостоятельно не читают, и поддерживают их интерес к чтению и книге. Учащиеся практически знакомятся с жанрами и темами произведений, узнают основные признаки сказки, стихотворения, рассказа. Накапливаются представления школьников об авторах различных произведений.

Цель курса: курс литературного чтения призван ввести в мир художественной литературы и помочь осмыслять образность словесного искусства, посредством которой художественное произведение раскрывается во всей своей полноте и многогранности. Литературное чтение пробуждает у детей интерес к словесному творчеству и к чтению художественных произведений.
 Литературное чтение — это один из важных и ответственных этапов большого пути ребенка в литературу. От качества обучения в этот период во многом зависит полноценное приобщение ребенка к книге, развитие у него умения интуитивно чувствовать красоту поэтического слова, свойственную дошкольникам, формирование у него в дальнейшем потребности в систематическом чтении произведений подлинно художественной литературы.
 Художественное литературное произведение своим духовным, нравственно-эстетическим содержанием способно активно влиять на всю личность читателя, его чувства, сознание, волю. Оно по своей природе оказывает большое воспитательное воздействие на школьника, формирует его личность. Программа предполагает такое содержание учебных книг, их структуру и методику обучения, которые строятся на основе ведущих принципов: художественно-эстетического, литературоведческого и коммуникативно-речевого.
Художественно-эстетический принцип определяет стратегию отбора произведений для чтения, и поэтому в круг чтения младших школьников вошли преимущественно художественные тексты. Внимание детей привлекается к тому, что перед ними не просто познавательные интересные тексты, а именно произведения словесного искусства, которые раскрывают перед читателем богатство окружающего мира и человеческих отношений, рождают чувство гармонии, красоты, учат понимать прекрасное в жизни, формируют в ребенке собственное отношение к действительности. Этот принцип предполагает активное установление связей между всеми другими видами искусства.
Литературоведческий принцип с учетом особенностей начального этапа обучения реализуется при анализе литературного произведения, выдвигает на первый план художественный образ.

 Слово становится объектом внимания читателя и осмысливается им как средство создания словесно-художественного образа, через который автор выражает свои мысли, чувства, идеи.
Коммуникативно-речевой принцип нацелен на развитие речевой культуры учащихся, на формирование и развитие у младших школьников речевых формировать «читательскую самостоятельность».
 Для углубления читательского опыта детей в программу введены некоторые произведения, повторяющиеся затем в программе средней школы.

Объем программы:

На изучение литературного чтения 1 классе отводится 132 часа в год (33 учебные недели по 4 часа в неделю),

из них 64 часа на I полугодие ( 48 ч литературного чтения + 16 ч литературного слушания);

68 часов - на II полугодие (51 ч литературное чтение + 17 ч литературное слушание)

Учебно-методический комплект:

Учебники: Л.Е. Журова, А.О. Евдокимова Букварь : 1 класс: Учебник для учащихся общеобразовательных учреждений в 2ч. - М. : Вентана – Граф, 2010. Л.А. Ефросинина Литературное чтение :Уроки слушания : Учебная хрестоматия для учащихся 1 класса общеобразовательных учреждений - М.: Вентана – Граф, 2008.

Л.А. Ефросинина Литературное чтение: 1 класс: учебник для учащихся общеобразовательных учреждений. - М.: Вентана – Граф,2010.

Учебная программа

1. Восприятие литературного произведения

Эмоциональная отзывчивость, понимание настроения литературного произведения, нахождение сходства и различия в настроении героев произведения. Элементарная оценка эмоциональных состояний героев, сравнение действий и поступков героев с общими нравственными и этическими нормами. Умение узнавать произведения разных жанров.

2. Ориентировка в литературоведческих понятиях

Произведение, фольклор, чтение, сказка, загадка, пословица, поговорка, потешка, стихотворение.

Тема, литературный герой, фамилия автора, заглавие, абзац.

Элементы книги: обложка, переплет. Иллюстрация.

Читательские умения и навыки

Различать стихотворение, сказку, потешку, загадку, рассказ, пословицу. Определять примерную тему книги по обложке и иллюстрациям. Узнавать изученные произведения по отрывкам из них. Находить в тексте слова, подтверждающие характеристики героев и их поступки.

Творческая деятельность

Проявлять интерес к словесному творчеству, принимать участие в коллективном сочинительстве стихов, потешек, небольших сказок и историй. Разыгрывать небольшие литературные произведения, читать текст по ролям, участвовать в театральных играх.

Круг чтения

Произведения устного народного творчества русского и других народов, стихотворные произведения классиков 19 – 20 века, детских поэтов и писателей, раскрывающие разнообразие тематики, жанров, национальные особенности культуры.

Произведения о жизни детей разных народов и стран.

Научно – познавательная книга: о природе, открытиях, истории. Юмористические произведения.

навыков, главным из которых является навык чтения. Задача уроков литературного чтения заключается в интенсивном развитии навыка чтения как вида речевой деятельности: от громкоречевой формы чтения до чтения про себя, осуществляемого как умственное действие, протекающее во внутреннем плане.
Таким образом, курс литературного чтения нацелен на решение следующих основных задач:
 — развивать у детей способность полноценно воспринимать художественное произведение, сопереживать героям, эмоционально откликаться на прочитанное;
 — учить детей чувствовать и понимать образный язык художественного произведения, выразительные средства, создающие художественный образ, развивать образное мышление учащихся;
— формировать умение воссоздавать художественные образы литературного произведения, развивать творческое и воссоздающее воображение учащихся, и особенно ассоциативное мышление;
 — развивать поэтический слух детей, накапливать эстетический опыт слушания произведений изящной словесности, воспитывать художественный вкус;
— формировать потребность в постоянном чтении книги, развивать интерес к литературному творчеству, творчеству писателей, создателей произведений словесного искусства;
— обогащать чувственный опыт ребенка, его реальные представления об окружающем мире и природе;
— формировать эстетическое отношение ребенка к жизни, приобщая его к классике художественной литературы;
— обеспечивать достаточно глубокое понимание содержания произведений различного уровня сложности;
— расширять кругозор детей через чтение книг различных жанров, разнообразных по содержанию и тематике, обогащать нравственно-эстетический и познавательный опыт ребенка;
— обеспечивать развитие речи школьников и активно формировать навык чтения и речевые умения;
— работать с различными типами текстов;
— создавать условия для формирования потребности в самостоятельном чтении художественных произведений,

Содержание курса





Тема раздела

Кол-во часов

Планируемые результаты

Корректировка

Универсальные учебные действия

Предметные знания


1

Добукварный период

13

Личностные:

• внутренняя позиция школьника;

• учебно-познавательный интерес к новому учебному материалу;

• ориентация на понимание причин успеха в учебной деятельности: самоанализ и самоконтроль результата;

• способность к самооценке на основе критериев успешности учебной деятельности;

Регулятивные:

• планировать свои действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации;

• оценивать правильность выполнения действия;

• адекватно воспринимать предложения и оценку учителей, товарищей, родителей и других людей;

• вносить необходимые коррективы в действие после его завершения на основе его оценки и учёта характера сделанных ошибок.

Коммуникативные:

• использовать знаково-симво-лические средства, в том

числе модели

• осуществлять анализ объектов с выделением существенных и несущественных признаков;

• устанавливать аналогии;

• допускать возможность существования у людей различных точек зрения, в том числе не совпадающих с его собственной, и ориентироваться на позицию партнёра в общении и взаимодействии;

• формулировать собственное мнение и позицию;

• договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности, в том числе в ситуации столкновения

интересов;

• строить понятные для партнёра высказывания, учитывающие, что партнёр знает и видит, а что нет;

• задавать вопросы;

• контролировать действия партнёра;

• использовать речь для регуляции своего действия.


Звуки: гласные и согласные, их характеристику. Понятия: слово, предложение, текст. Русский алфавит.

Читать текст, отвечать на вопросы по содержанию, выделять главное в прочитанном, вести несложный диалог, выполнять звуковой анализ слов.

Читать текст, отвечать на вопросы по содержанию, выделять главное в прочитанном, вести несложный диалог, выполнять звуковой анализ слов.





2

Букварный период

51

Личностные:

• внутренняя позиция школьника;

• учебно-познавательный интерес к новому учебному материалу;

• ориентация на понимание причин успеха в учебной деятельности: самоанализ и самоконтроль результата;

• способность к самооценке на основе критериев успешности учебной деятельности;

Регулятивные:

• планировать свои действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации;

• оценивать правильность выполнения действия;

• адекватно воспринимать предложения и оценку учителей, товарищей, родителей и других людей;

• вносить необходимые коррективы в действие после его завершения на основе его оценки и учёта характера сделанных ошибок.

Коммуникативные:

• использовать знаково -символические средства, в том

числе модели

• осуществлять анализ объектов с выделением существенных и несущественных признаков;

• устанавливать аналогии;

• допускать возможность существования у людей различных точек зрения, в том числе не совпадающих с его собственной, и ориентироваться на позицию партнёра в общении и взаимодействии;

• формулировать собственное мнение и позицию;

• договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности, в том числе в ситуации столкновения

интересов;

• строить понятные для партнёра высказывания, учитывающие, что партнёр знает и видит, а что нет;

• задавать вопросы;

• контролировать действия партнёра;

• использовать речь для регуляции своего действия.





3

Послебуквар - ный период. Литературные произведения

38

Личностные:

• учебно-познавательный интерес к новому учебному материалу;

• способность к самооценке на основе критериев успешности учебной деятельности;

• чувство прекрасного и эстетические чувства на основе

знакомства с мировой и отечественной художественной культурой.

Регулятивные:

• планировать свои действия;

• оценивать правильность выполнения действия;

• адекватно воспринимать предложения и оценку учителей, товарищей, родителей и других людей;

• вносить необходимые коррективы в действие после его завершения на основе его оценки и учёта характера сделанных ошибок.

• осуществлять итоговый и пошаговый контроль по результату

Коммуникативные:

• осуществлять анализ объектов с выделением существенных и несущественных признаков;

• устанавливать аналогии;

• допускать возможность существования у людей различных точек зрения, в том числе не совпадающих с его собственной, и ориентироваться на позицию партнёра в общении и взаимодействии;

• формулировать собственное мнение и позицию;

• договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности, в том числе в ситуации столкновения

интересов;

• строить понятные для партнёра высказывания, учитывающие, что партнёр знает и видит, а что нет;

• задавать вопросы;

• контролировать действия партнёра;

• использовать речь для регуляции своего действия.



Ориентировка в литературоведческих понятиях

Тема, литературный герой, фамилия автора, заглавие, абзац.

Элементы книги: обложка, переплет. Иллюстрация.

Различать стихотворение, сказку, потешку, загадку, рассказ, пословицу. Определять примерную тему книги по обложке и иллюстрациям. Узнавать изученные произведения по отрывкам из них. Находить в тексте слова, подтверждающие характеристики героев и их поступки.




4

Читаем сказки, загадки, скороговорки

3

Личностные:

• учебно-познавательный интерес к новому учебному материалу;

• способность к самооценке на основе критериев успешности учебной деятельности;

• чувство прекрасного и эстетические чувства на основе знакомства с мировой и отечественной художественной культурой.

Регулятивные:

• планировать свои действия;

• оценивать правильность выполнения действия;

• адекватно воспринимать предложения и оценку учителей, товарищей, родителей и других людей;

• вносить необходимые коррективы в действие после его завершения на основе его оценки и учёта характера сделанных ошибок.

• осуществлять итоговый и пошаговый контроль по результату

Коммуникативные:

• осуществлять анализ объектов с выделением существенных и несущественных признаков;

• устанавливать аналогии;

• допускать возможность существования у людей различных точек зрения, в том числе не совпадающих с его собственной, и ориентироваться на позицию партнёра в общении и взаимодействии;

• формулировать собственное мнение и позицию;

• договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности, в том числе в ситуации столкновения

интересов;

• строить понятные для партнёра высказывания, учитывающие, что партнёр знает и видит, а что нет;

• задавать вопросы;

• контролировать действия партнёра;

• использовать речь для регуляции своего действия.

Ориентировка в литературоведческих понятиях

Произведение, фольклор, чтение, сказка, загадка, пословица, поговорка, потешка, стихотворение.

Проявлять интерес к словесному творчеству, принимать участие в коллективном сочинительстве стихов, потешек, небольших сказок и историй. Разыгрывать небольшие литературные произведения, читать текст по ролям, участвовать в театральных играх.




5

Учимся уму – разуму

3

Эмоциональная отзывчивость, понимание настроения литературного произведения, нахождение сходства и различия в настроении героев произведения. Элементарная оценка эмоциональных состояний героев, сравнение действий и поступков героев с общими нравственными и этическими нормами.

Умение узнавать произведения разных жанров.




6

Читаем о родной природе

8

- слушать сказки, рассказы, стихотворения;

- читать плавно слогами и целыми словами вслух небольшие тексты;

- пересказывать содержание прочитанного по вопросам учителя, а на более высоком уровне – пересказывать по готовому плану;

- знать наизусть 2-3 стихотворения, 1-2 отрывка из прозаического произведения;

- самостоятельно читать небольшие по объёму произведения (сказки, стихи, рассказы). Более высокий уровень самостоятельное чтение доступных детских книг (о детях, о животных, о природе) работать с доступными книгами – справочниками и словарями.





7

Читаем сказки, пословицы, считалки

6




8

Читаем о родной природе

7




9

Повторение

2




10

Резервное время

1












Литературное чтение (Грамота) 1 класс ( 4 часа в неделю ; 132часа)

Поурочно - тематическое планирование па первое полугодие (60ч)




п/п

Название темы урока

Дата

Тип урока

Кол.ч

Наглядность

Примечание

1

Введение понятия «Предложение»




открытие нового знания

1

схемы предложений




2

Составление рассказа по сюжетной картинке. Обработка понятия «Предложение»




рефлексия

1

иллюстрации




3

Развитие восприятия художественного произведения С. Дрожжин «Привет»




рефлексия

1

иллюстрации




4

Рассказ по сюжетной картинке.




рефлексия

1

иллюстрации




5-6

Интонационное выделение первого звука в словах




открытие нового знания

2

схемы слов, фишки




7

Развитие восприятия художественного произведения Е. Серова «Мой дом»




рефлексия

1

иллюстрации




8

Звуковой анализ Слова «мак»




открытие нового знания

1

схемы слов, фишки




9

Звуковой анализ слов «сыр», «нос»




открытие нового знания

1

схемы слов, фишки




10

Рассказ по сюжетной картинке




рефлексия

1

иллюстрации




11

Развитие восприятия художественного произведения Д. Павлычко «Где всего прекрасней на Земле»




рефлексия

1

рисунки




12

Введение понятия «гласный звук». Обозначение звуков на схеме фишками красного цвета.




открытие нового знания

1

схемы слов, фишки




13

Введение понятий «согласный звук», «твердый согласный звук», «мягкий согласный звук»




открытие нового знания

1

схемы слов, фишки




14

Знакомство с буквой «А, а»




открытие нового знания

1

схемы слов, фишки




15

Развитие восприятия художественного произведения С. Романовский «Москва»




открытие нового знания

1

альбом




16

Буква «Я» в начале слова. (Обозначение звуков (й) и (а))




открытие нового знания

1

касса букв




17

Знакомство с буквой «О, о»




открытие нового знания

1

касса букв




18

Знакомство с буквой «Ё, ё»




открытие нового знания

1

касса букв




19

Развитие восприятия художественного произведения. Русская народная песня «Березонька»




рефлексия

1

иллюстрации




20

Знакомство с буквой «У, у»




открытие нового знания

1

схемы слов, фишки




21

Знакомство с буквой «Ю, ю»




открытие нового знания

1

схемы слов, фишки




22

Буква»Ю» в начале слова. (Обозначение звуков (й) и (у))




рефлексия

1

схемы слов, фишки




23

Развитие восприятия художественного произведения И. Сокол-Микитов «Русский лес»




рефлексия

1

иллюстрации




24

Знакомство с буквой «Е, е». Буква «е» в начале слова в начале слова (обозначение звуков (й) и (э))




открытие нового знания

1

схемы слов, фишки




25

Знакомство с буквой «ы»




открытие нового знания

1

схемы слов, фишки




26

Развитие восприятия художественного произведения Мусса Гали «Зеленые краски»




рефлексия

1

иллюстрации




27

Повторение правил обозначения буквами гласных звуков после твердых и мягких согласных звуков




рефлексия

1

лента букв




28

Чтение слов, образующихся при изменении буквы, обозначающий гласный звук




рефлексия

1

схемы слов, фишки




29

Знакомство с буквой «М, м»




открытие нового знания

1

схемы слов, фишки




30

Развитие восприятия художественного произведения М. Михайлов «Лесные хоромы»




рефлексия

1

иллюстрации




31

Знакомство с буквой «Р, р»




открытие нового знания

1

схемы слов, фишки




32

Знакомство с буквой «Л, л»




открытие нового знания

1

схемы слов, фишки




33

Знакомство с буквой «Й, й»




открытие нового знания

1

лента букв




34

Развитие восприятия художественного произведения А.Барто «В школу»




рефлексия

1

иллюстрации




35

Знакомство с буквой «Г, г»




открытие нового знания

1

схемы слов, фишки




36

Знакомство с буквой «К, к»




открытие нового знания

1

лента букв




37

Сопоставление звуков (г) и (к) по звонкости – глухости, отражение этой характеристики звуков в модели слова.




рефлексия

1

иллюстрации




38

Развитие восприятия художественного произведения




рефлексия

1

лента букв




39 -40

Проверка начитанности. Знакомство с буквой «С, с»




открытие нового знания

2

лента букв




41

Сопоставление звуков (з) и(с) по звонкости – глухости, отражение этой характеристики звуков в модели слова.




рефлексия

1

иллюстрации




42

Развитие восприятия художественного произведения




рефлексия

1

лента букв




43

Знакомство с буквой «Д, д»




открытие нового знания

1

лента букв




44

Сопоставление звуков (д) и (т), по звонкости – глухости.




рефлексия

1

лента букв




45

Знакомство с буквой «Б, б»




открытие нового знания

1

касса букв, фишки




46

Развитие восприятия художественного произведения




открытие нового знания

1

касса букв, фишки




47

Знакомство с буквой «П, п»




открытие нового знания

1

касса букв, фишки




48

Знакомство с буквой «Ф, ф»




открытие нового знания

1

касса букв, фишки




49

Знакомство с буквой «Ж, ж»




открытие нового знания

1

лента букв




50

Развитие восприятия художественного произведения




рефлексия

1

касса букв, фишки




51

Знакомство с буквой «Ш, ш». Знакомство с буквой «Щ, щ»




открытие нового знания

1

лента букв




52

Знакомство с буквой «Х, х»




открытие нового знания

1

лента букв




53

Знакомство с буквой «Ц, ц»




открытие нового знания

1

лента букв




54

Развитие восприятия художественного произведения




рефлексия

1

касса букв, фишки




55

Знакомство с разделительной функцией мягкого знака. Тестирование.




развивающий контроль

1

лента букв




56

Знакомство с особенностями «Ъ»




открытие нового знания

1

лента букв




57

Проверка навыка чтения вслух




развивающий контроль

1







58

Развитие восприятия художественного произведения




рефлексия

1

иллюстрации




59

Диагностическое тестирование




развивающий контроль

1

иллюстрации




60

Работа с детскими книгами




рефлексия

1

выставка детских книг




  1   2