|
Программа по математике 1 класс. «Начальная школа 21 века» Рабочая программа по математике
1 класс. «Начальная школа 21 века» Математика Пояснительная записка
Рабочая программа составлена на основе Федеральных государственных образовательных стандартов второго поколения и программы УМК «Начальная школа XXI века» под редакцией Н.Ф. Виноградовой.
Цель учебного курса:
вооружить учащихся предусмотренным программой кругом знаний, умений и навыков,
обеспечить необходимый уровень их общего и математического развития.
Курс математики 1 класса построен на общей научно-методической основе, реализующей принцип комплексного развития личности младшего школьника и позволяющей организовать целенаправленную работу по формированию у учащихся важнейших элементов учебной деятельности. Ведущие принципы обучения математике в младших классах — органическое сочетание обучения и воспитания, усвоение знаний и развитие познавательных способностей детей, практическая направленность обучения, выработка необходимых для этого умений. Большое значение в связи со спецификой математического материала придается учету возрастных и индивидуальных особенностей детей и реализации дифференцированного подхода в обучении Начальный курс математики — курс интегрированный: в нем объединен арифметический, алгебраический и геометрический материал.
Изучение начального курса математики создает прочную основу для дальнейшего обучения этому предмету. Для этого важно не только вооружать учащихся предусмотренным программой кругом знаний, умений и навыков, но и обеспечивать необходимый уровень их общего и математического развития. Уделяя значительное внимание формированию у учащихся осознанных и прочных, во многих случаях доведенных до автоматизма навыков вычислений, программа обеспечивает вместе с тем и доступное для детей обобщение учебного материала, понимание общих принципов и законов, лежащих в основе изучаемых математических фактов, осознание тех связей, которые существуют между рассматриваемыми явлениями. Этим целям отвечает не только содержание, но и система расположения материала в курсе. Важнейшее значение придается постоянному использованию сопоставления, сравнения, противопоставления связанных между собой понятий, действий и задач, выяснению сходства и различий в рассматриваемых фактах. С этой целью материал сгруппирован так, что изучение связанных между собой понятий действий, задач сближено во времени. Концентрическое построение курса, связанное с последовательным расширением области чисел, позволяет соблюдать необходимую постепенность в нарастании трудности учебного материала и создает хорошие условия для совершенствования формируемых знаний, умений и навыков.Курс обеспечивает доступность обучения, способствует пробуждению у учащихся интереса к занятиям математикой, накоплению опыта моделирования (объектов, связей, отношений) — важнейшего метода математики. Курс является началом и органической частью школьного математического образования. Задачи курса:
формирование представления о натуральном числе и нуле, о четырех арифметических действиях с целыми неотрицательными числами и важнейших их свойствах, а также основанное на этих знаниях осознанное и прочное усвоение приемов устных и письменных вычислений;
ознакомление с величинами и их измерением;
формирование у детей пространственных представлений, ознакомление учащихся с различными геометрическими фигурами и некоторыми их свойствами, с простейшими чертежными и измерительными приборами;
формирование общеучебных умений (постановка учебной задачи; выполнение действий в соответствии с планом; проверка и оценка работы; умение работать с учебной книгой, справочным материалом и др.);
Объем программы:
На изучение математики в первом классе отводится 4 часа в неделю или 132 часа в год. Из них 63 ч - на I полугодие, 69 ч – на II полугодие. Учебно-методический комплект:
допущен Министерством образования РФ и соответствует федеральному компоненту государственных образовательных стандартов начального общего образования.
/ Сборник программ к комплекту учебников «Начальная школа XXI века» - М.: Вентана – Граф,2008./
представлен следующими учебными пособиями:
Учебник: Е.Э. Кочурова, В.Н. Рудницкая Математика, 1 класс: учебник для учащихся общеобразовательных учреждений в 2 ч. – М.: Вентана – Граф, 2009
Рабочие тетради: Е.Э. Кочурова Математика №1,2 для учащихся общеобразовательных учреждений – М.: Вентана – Граф, 2009.
Информационное обеспечение:
Математика 1 класс. Электронная энциклопедия Кирилла и Мефодия.
Учебные презентации
Содержание курса.
№ Содержательная линия
| Учебный материал
| Кол-во часов
| Требования ФГОС
Планируемые результаты
| Корректировка
| Универсальные учебные действия
| Предметные
| Знать
| Уметь
| 1. Первоначальные представления о множествах предметов.
| Сходство и различие предметов. Предметы, обладающие или не обладающие данным свойством. Понятия какой-нибудь, каждый, все, не все, некоторые. Форма предмета.
| 6ч
| 1)принятие и освоение социальной роли обучающегося, 2)развитие мотивов учебной деятельности и формирование личностного смысла учения;
3)развитие самостоятельности и личной ответственности за свои поступки, 4)развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками
5)овладение способностью принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности, поиска средств ее осуществления;
6)освоение начальных форм познавательной и личностной рефлексии;
7)использование знаково-символических средств представления информации для создания моделей изучаемых объектов и процессов, схем решения учебных и практических задач;
8)овладение логическими действиями сравнения, анализа, синтеза, обобщения, классификации
| Понятия какой-нибудь, каждый, все, не все, некоторые.
Форма предмета.
| Сравнивать:
предметы с целью выделения в них сходства и различия;
предметы по форме, по размерам (больше, меньше)
|
| 2.
Отношения между предметами и между множествами предметов.
| Взаимное расположение предметов в пространстве и на плоскости. Соотношения размеров предметов. Понятия больше, меньше, таких же размеров, выше, ниже, длиннее, короче. Равночисленные множества.
| 6ч
| Понятия больше, меньше, таких же размеров, выше, ниже, длиннее, короче. Равночисленные множества.
| Называть:
предмет, расположенный левее, правее, выше (ниже) данного предмета, над (под, за) данным предметом, между двумя предметами;
|
| 3.
Число и счёт.
| Число и цифра. Названия и последовательность натуральных чисел от 1 до 20. Шкала линейки, микрокалькулятор. Запись чисел от 1 до 20 цифрами. Число и цифра 0. Сравнение чисел.
| 50ч
| Названия и последовательность натуральных чисел от 1 до 20.
| Называть:
числа от 1 до 20 в прямом и обратном порядке;
Различать:
число и цифру, знаки арифметических действий (+ , - , ×, : ), шар и куб, круг и квадрат; многоугольники: треугольник, квадрат, пятиугольник
Использовать:
микрокалькулятор и линейку для выполнения вычислительных операций
|
| 4.
Арифметические действия.
Свойства сложения и вычитания.
| Свойство сложения. Перестановка чисел при сложении. Сложение с нулем. Свойства вычитания.
Текстовая арифметическая задача. Условие и вопрос задачи. Запись решения и ответа.
|
12ч
| Переместительное свойство сложения;
свойства вычитания.
Понятия:
Условие и вопрос задачи
| Применять:
свойства сложения и вычитания при выполнении вычислений;
правило порядка выполнения действий в выражениях со скобками
решать
текстовые арифметические задачи;
выполнять табличное сложение и вычитание.
|
| 5. Таблица сложения в пределах 10.
| Число и цифра. Названия и последовательность натуральных чисел от 1 до 20. Шкала линейки, микрокалькулятор. Запись чисел от 1 до 20 цифрами. Число и цифра 0. Сравнение чисел.
Табличные случаи прибавления и вычитания 1, 2, 3 и 4. Приемы вычислений.
| 32ч
| Алгоритм прибавления и вычитания однозначных чисел
Названия и последовательность натуральных чисел от 1 до 20.
| Воспроизводить по памяти:
результаты табличного сложения двух любых однозначных чисел;
результаты табличных случаев вычитания в пределах 10;
|
| 6. Таблица сложения однозначных чисел в пределах 20.
| Прибавление однозначного числа к 10. Табличные случаи сложения и вычитания 2, 3, 4, 5 и 6.
Числовые выражения со скобками. Сравнение чисел. Графы отношений. Правило сравнения.
Решение текстовых задач на нахождение числа, большего или меньшего данного числа на несколько единиц. Запись решения задач в 2 действия.
Прибавление 7, 8 и 9.
Арифметическая операция, обратная данной.
Вычитание 7, 8 и 9.
| 16ч
| Алгоритм прибавления и вычитания однозначных чисел
Правило сравнения.
Понятие:
арифметическая операция, обратная данной
| Использовать модели:
выкладывать или изображать фишки для выбора необходимого арифметического действия при решении задач;
решать учебные и практические задачи:
ориентироваться в окружающем пространстве;
выделять из множества один или несколько предметов;
пересчитывать предметы и выражать результат числом;
читать, записанные цифрами числа в пределах 20 и записывать эти числа; сравнивать множества предметов;
решать текстовые арифметические задачи;
выполнять табличное вычитание.
|
| 7.
Осевая симметрия.
| Отображение фигур в зеркале. Ось симметрии. Пары симметричных точек, отрезков, многоугольников.
| 8ч
| Понятия: осевая симметрия, ось симметрии
| решать учебные и практические задачи:
ориентироваться в окружающем пространстве;
использовать в практической деятельности:
определение оси симметрии с помощью перегибания.
|
| 8. Резерв
|
| 2ч
|
|
|
|
Математика 1 класс
поурочно - тематическое планирование на первое полугодие
№
п/п
| Название темы урока
| Дата
| Тип урока
| Кол.ч.
| Наглядность
| Примечание
| 1-2
| Сравниваем
|
| открытие нового знания
ззнания
| 2
| рисунки
|
| 3
| Слева направо. Справа налево.
|
| общеметодологической
направленности
| 1
| предметные картинки
|
| 4
| Знакомимся с таблицей
|
| общеметодологической
направленности
| 1
| таблица
|
| 5
| Сравниваем
|
| рефлексия
| 1
| картинки
|
| 6
| Числа и цифры
|
| открытие нового знания
| 1
| карточки цифр
|
| 7
| Числа и цифры. Первое диагностическое обследование
|
| развивающий контроль
| 1
| лента цифр
|
| 8
| Конструируем
|
| развивающий контроль
| 1
| фигуры
|
| 9
| Готовимся выполнять сложение
|
| открытие нового знания
| 1
| рисунки
|
| 10
| Находим фигуры
|
| общеметодологической
направленности
| 1
| геометрические фигуры
|
| 11
| Вправо. Влево
|
|
| 1
| картинки
|
| 12
| Готовимся выполнять вычитание
|
|
| 1
| карточки
|
| 13-14
| Сравниваем
|
| рефлексия
| 2
| карточки
|
| 15-16
| Готовимся решать задачи
|
| открытие нового знания
| 2
| карточки
|
| 17
| Складываем числа
|
| рефлексия
| 1
| карточки цифр
|
| 18
| Вычитаем числа
|
| открытие нового знания
| I
| карточки цифр
|
| 19
| Числа и цифры
|
| рефлексия
| 1
| лента цифр
|
| 20
| Число и цифра 0
|
|
| 1
| касса цифр
|
| 21-21
| Измеряем длину в сантиметрах
|
| открытие нового знания
| 2
| линейка
|
| 22-23
| Увеличение и уменьшение числа на 1, на
2
|
| открытие нового знания
| 2
| рисунки
|
| 25
| Число 10
|
| открытие нового знания
| 1
| касса цифр
|
| 26
| Измеряем длину в дециметрах
|
|
| 1
| линейка
|
| 27
| Знакомимся с многоугольниками
|
| открытие нового знания
| 1
|
|
| 28
| Знакомимся с задачей
|
| открытие нового знания
| 1
| рисунки
|
| 29-30
| Решаем задачи
|
|
| 2
| рисунки
|
| 31-32
| Числа от 11 до 20
|
| открытие нового знания
| 2
| карточки цифр
|
| 33
| Измеряем длину в дециметрах и сантиметрах
|
| рефлексия
| 1
| линейка
|
| 34
| Составляем задачи
|
| открытие нового знания
| 1
| рисунки
|
| 35
| Числа от 1 до 20
|
| развивающий контроль
| 1
| карточки
|
| 36-37
| Готовимся выполнять умножение
|
| открытие нового знания
| 2
| рисунки
|
| 38
| Составляем и решаем задачи
|
|
| 1
|
|
| 39
| Числа от 1 до 20
|
| рефлексия
| 1
|
|
| 40 -41
| Умножаем числа
|
|
| 2
|
|
| 42-43
| Решаем задачи
|
| развивающий контроль
| 2
| карточки, рисунки
|
| 44
| Верно ли, что...?
|
| открытие нового знания
| 1
| рисунки
|
| 45
| Готовимся выполнять деление
|
| открытие нового знания
| 1
| рисунки
|
| 46-47
| Делим числа
|
|
| 2
| рисунки
|
| 48
| Сравниваем
|
| рефлексия
| 1
|
|
| 49
| Работаем с числами
|
| рефлексия
| 1
| рисунки
|
| 50
| Решаем задачи
|
| развивающий контроль
| 1
| рисунки
|
| 51-52
| Складываем и вычитаем числа
|
| рефлексия
| 2
| карточки
|
| 53
| Умножаем и делим числа
|
| рефлексия
| 1
|
|
| 54
| Решаем задачи разными способами
|
| открытие нового знания
| 1
|
|
| 55
| Вспоминаем пройденное. Повторение изученного в первом полугодии
|
| развивающий контроль
| 1
| карточки, рисунки
|
| 56
| Второе диагностическое обследование
|
| развивающий контроль
| 1
|
|
| 57-59
| Вспоминаем пройденное. Повторение изученного в первом полугодии
|
| общеметодологической
направленности
|
3
| рисунки
|
| 60-64
| Вспоминаем пройденное. Повторение изученного в первом полугодии. Резерв
|
| развивающий контроль
| 5
| карточки
|
|
|
|
|