|
Рабочая программа по математике в 5 классе Учитель математики Пенькова Ирина Александровна Пестравка 2013 государственное бюджетное общеобразовательное учреждение Самарской области средняя общеобразовательная школа
с. Пестравка муниципального района Пестравский Самарской области
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ПО МАТЕМАТИКЕ в 5 классе Учитель математики
Пенькова Ирина Александровна
Пестравка 2013
АВТОРЫ СОСТАВИТЕЛИ ПРОГРАММЫ: Программа. Планирование учебного материала. Математика. 5-6 классы [ авт.сост. В.И. Жохов] – 2-е изд., стер. – М. : Мнемозина, 2010. – 31 с. (Примерная и авторская программа основного общего образования по математике).
УЧЕБНИК, ИСПОЛЬЗУЕМЫЙ В УЧЕБНОМ ПРОЦЕССЕ: 1. Математика: Учебник для 5 класса общеобразовательных учреждений. Авт. Н.Я.Виленкин, В.И.Жохов, А.С.Чесноков, С.И.Шварцбурд. – М.: Мнемозина, 2010.
Всего за год -170 часов 1 четверть - 45 часов
2 четверть - 35 часов
3 четверть - 50 часов
4 четверть - 40 часов
Пояснительная записка
к рабочей программе по математике 5 класс Общая характеристика программы
Рабочая программа составлена на основе Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования, примерной программы основного общего образования по математике, федерального перечня учебников, рекомендованных или допущенных к использованию в образовательном процессе в образовательных учреждениях, базисного учебного плана, авторского тематического планирования учебного материала и требований к результатам общего образования, представленных в Федеральном образовательном государственном стандарте общего образования, с учетом преемственности с примерными программами для начального общего образования.
Данная рабочая программа ориентирована на использование учебника Н.Я. Виленкина, В.И. Жохова, А.С. Чеснокова, СИ. Шварцбурда (М.: Мнемозина). Цели обучения:
• овладение системой математических знаний и умений, необходимых для применения в практической деятельности, изучения смежных дисциплин, продолжения образования;
• интеллектуальное развитие, формирование качеств личности, необходимых человеку для полноценной жизни в современном обществе, свойственных математической деятельности: ясности и точности мысли, критичности мышления, интуиции, логического мышления, элементов алгоритмической культуры, пространственных представлений, способности к преодолению трудностей;
• формирование представлений об идеях и методах математики как универсального языка науки и техники, средства моделирования явлений и процессов;
• воспитание культуры личности, отношения к математике как к части общечеловеческой культуры, формирование понимания значимости математики для научно-технического прогресса.
Задачи обучения:
• приобретение математических знаний и умений;
• овладение обобщенными способами мыслительной, творческой деятельности;
• освоение компетенций (учебно-познавательной, коммуникативной, рефлексивной, личностного саморазвития, информационно-технологической, ценностно-смысловой). Содержание программы
Натуральные числа и шкалы. Чтение и запись натуральных чисел. Отрезок. Измерение и построение отрезков. Координатный луч, единичный отрезок, координаты точек. Сравнение чисел.
Сложение и вычитание натуральных чисел. Сложение, свойства сложения. Вычитание. Числовые и буквенные выражения. Уравнение.
Умножение и деление натуральных чисел. Умножение, свойства умножения. Деление. Упрощение выражений, раскрытие скобок. Порядок выполнения действий. Степень числа.
Площади и объемы. Площадь, единицы измерения площади. Формула площади прямоугольника. Объем, единицы измерения объема. Объем прямоугольного параллелепипеда.
Обыкновенные дроби. Окружность, круг. Доли, обыкновенные дроби. Сравнение, сложение и вычитание обыкновенных дробей с одинаковыми знаменателями. Смешанные числа. Сложение и вычитание смешанных чисел с одинаковыми знаменателями.
Десятичные дроби. Десятичная запись дробных чисел. Сравнение, сложение и вычитание десятичных дробей. Приближенные значения. Округление чисел.
Умножение и деление десятичных дробей. Умножение и деление десятичных дробей на натуральные числа. Умножение и деление десятичной дроби на десятичную дробь. Среднее арифметическое.
Инструменты для вычислений и измерений. Микрокалькулятор. Проценты. Угол, измерение и построение углов. Чертежный треугольник, транспортир. Круговые диаграммы.
Распределение учебных часов по разделам программы
Количество часов, отводимых на изучение каждой темы, и количество контрольных работ по данной теме приведено в таблице:
-
Тема
| Кол-во часов
| Кол-во контрольных работ
| Натуральные числа и шкалы
| 16
| 1
| Сложение и вычитание натуральных чисел
| 21
| 2
| Умножение и деление натуральных чисел
| 23
| 2
| Площади и объемы
| 13
| 1
| Обыкновенные дроби
| 22
| 2
| Сложение и вычитание десятичных дробей
| 15
| 1
| Умножение и деление десятичных дробей
| 26
| 2
| Инструменты для вычислений и измерений
| 18
| 2
| Итоговое повторение курса математики 5 класса
| 16
| 1
| Общее количество часов
| 170
| 14
|
Требования к уровню подготовки учащихся к окончанию 5 класса
В результате освоения курса математики 5 класса учащиеся должны овладеть следующими знаниями, умениями и навыками.
Личностным результатом изучения предмета является формирование следующих умений и качеств:
• независимость и критичность мышления;
• воля и настойчивость в достижении цели.
Метапредметным результатом изучения курса является формирование универсальных учебных действий (УУД).
Регулятивные УУД:
• самостоятельно обнаруживать и формулировать учебную проблему, определять цель УД;
• выдвигать версии решения проблемы, осознавать (и интерпретировать в случае необходимости) конечный результат, выбирать средства достижения цели из предложенных, а также искать их самостоятельно;
• составлять (индивидуально или в группе) план решения проблемы (выполнения проекта);
• работая по плану, сверять свои действия с целью и при необходимости исправлять ошибки самостоятельно (в том числе и корректировать план);
• в диалоге с учителем совершенствовать самостоятельно выбранные критерии оценки.
Познавательные УУД:
• проводить наблюдение и эксперимент под руководством учителя;
• осуществлять расширенный поиск информации с использованием ресурсов библиотек и Интернета;
• осуществлять выбор наиболее эффективных способов решения задач в зависимости от конкретных условий;
• анализировать, сравнивать, классифицировать и обобщать факты и явления;
• давать определения понятиям.
Коммуникативные УУД:
• самостоятельно организовывать учебное взаимодействие в группе (определять общие цели, договариваться друг с другом и т. д.);
• в дискуссии уметь выдвинуть аргументы и контраргументы;
• учиться критично относиться к своему мнению, с достоинством признавать ошибочность своего мнения и корректировать его;
• понимая позицию другого, различать в его речи: мнение (точку зрения), доказательство (аргументы), факты (гипотезы, аксиомы, теории). Предметным результатом изучения курса является сформированность следующих умений.
Предметная область «Арифметика»
• Выполнять устно арифметические действия: сложение и вычитание двузначных чисел и десятичных дробей с двумя знаками; умножение однозначных чисел, однозначного на двузначное число; деление на однозначное число, десятичной дроби с двумя знаками на однозначное число;
• переходить от одной формы записи чисел к другой, представлять десятичную дробь в виде обыкновенной и в простейших случаях обыкновенную — в виде десятичной, проценты — в виде дроби и дробь — в виде процентов;
• находить значения числовых выражений, содержащих целые числа и десятичные дроби;
• округлять целые и десятичные дроби, выполнять оценку числовых выражений;
• пользоваться основными единицами длины, массы, времени, скорости, площади, объема; переводить одни единицы измерения в другие;
• решать текстовые задачи, включая задачи, связанные с дробями и процентами.
Использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:
• решения несложных практических расчетных задач, в том числе с использованием при необходимости справочных материалов, калькулятора;
• устной прикидки и оценки результата вычислений; проверки результата вычисления с использованием различных приемов;
• интерпретации результатов решения задач с учетом ограничений, связанных с реальными свойствами рассматриваемых процессов и явлений.
Предметная область «Алгебра»
• Переводить условия задачи на математический язык;
• использовать методы работы с простейшими математическими моделями;
• осуществлять в выражениях и формулах числовые подстановки и выполнять соответствующие вычисления;
• изображать числа точками на координатном луче;
• определять координаты точки на координатном луче;
• составлять буквенные выражения и формулы по условиям задач; осуществлять в выражениях и формулах числовые подстановки и выполнять соответствующие вычисления;
• решать текстовые задачи алгебраическим методом.
Использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:
• выполнения расчетов по формулам, составления формул, выражающих зависимости между реальными величинами.
Предметная область «Геометрия»
• Пользоваться геометрическим языком для описания предметов окружающего мира;
• распознавать и изображать геометрические фигуры, различать их взаимное расположение;
• распознавать на чертежах, моделях и в окружающей обстановке основные пространственные тела;
• в простейших случаях строить развертки пространственных тел;
• вычислять площади, периметры, объемы простейших геометрических фигур (тел) по формулам.
Использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:
• решения несложных геометрических задач, связанных с нахождением изученных геометрических величин (используя при необходимости справочники и технические средства);
• построений геометрическими инструментами (линейка, угольник, циркуль, транспортир). Место предмета
На изучение предмета отводится 5 ч в неделю, итого 170 ч за учебный год. В конце изучения каждого параграфа предусмотрен резервный урок, который используется для решения практико-ориентированных задач, нестандартных задач по теме или для различного рода презентаций, докладов, дискуссий. Предусмотрены 13 тематических контрольных работ и 1 итоговая. Учебное и учебно-методическое обеспечение
• Таблицы по математике для 5 классов;
• таблицы выдающихся математиков;
• доска магнитная с координатной сеткой;
• комплект классных чертежных инструментов: линейка, транспортир, угольник (30°, 60°), угольник (45°, 45°), циркуль;
• комплекты демонстрационных планиметрических и стереометрических тел.
Поурочное планирование
№ урока
| Тема урока
| Тип урока
| Технологии
| Решаемые проблемы
| Виды деятельности
(элементы содержания, контроль)
| Планируемые результаты
| Дата проведения
| Предметные
| УУД
| Личностные
| Глава 1. НАТУРАЛЬНЫЕ ЧИСЛА (73ч)
| § 1. Натуральные числа и шкалы (16 ч)
| 1
| Обозначение натуральных чисел
| Урок освоения новых знаний
| Здоровьесбережения, проблемного обучения, развивающего обучения
| Место математики в истории цивилизации и в нашей жизни
| Беседа об истории математики, знакомство с условными обозначениями и структурой учебника. Фронтальная работа с классом
| Формирование представлений о математике как о методе познания действительности
| Коммуникативные: развивать у учащихся представления о месте математики в системе наук.
Регулятивные: осознавать самого себя как движущую силу своего научения, способность к мобилизации сил и энергии, к волевому усилию - выбору в ситуации мотивационного конфликта, к преодолению препятствий.
Познавательные: сравнивать различные объекты: выделять из множества один или несколько объектов, имеющих общие свойства
| Формирование стартовой мотивации к изучению нового
|
| 2
| Обозначение натуральных чисел
| Комбинированный урок
| Здоровьесбережения, развития исследовательских навыков, проблемного обучения, индивидуально-личностного обучения
| Чем цифра отличается от числа, разряд от класса? Как образуется последующее (предыдущее) число в ряду натуральных чисел?
| Устный опрос, работа с учебником, проектирование домашнего задания
| Научиться читать, записывать числа натурального ряда и ноль, называть предшествующее и последующее число
| Коммуникативные: поддерживать инициативное сотрудничество в поиске и сборе информации.
Регулятивные: определять новый уровень отношения к самому себе как субъекту деятельности.
Познавательные: уметь осуществлять анализ объектов с выделением существенных и несущественных признаков
| Формирование устойчивой мотивации к обучению
|
| 3
| Обозначение натуральных чисел
| Урок закрепления знаний
| Здоровьесбережения, поэтапного формирования умственных действий, развития исследовательских навыков
| Как записать с помощью данного набора цифр все возможные и-знач-ные числа?
| Самостоятельная работа с взаимопроверкой по эталону, анализ допущенных ошибок, комментирование домашнего задания
| Выстраивать в простейших задачах дерево возможных вариантов с подсчетом их количества
| Коммуникативные: формировать навыки учебного сотрудничества в ходе индивидуальной и групповой работы.
Регулятивные: оценивать уровень владения учебным действием (отвечать на вопрос «что я не знаю и не умею?»).
Познавательные: выявлять особенности (качества, признаки) разных объектов в процессе их рассматривания
| Формирование навыков составления алгоритма выполнения задачи
|
| 4
| Отрезок. Длина отрезка
| Урок овладения новыми знаниями, умениями, навыками
| Здоровьесбережения, проблемного обучения, развивающего обучения
| Как обозначить отрезок? Как сравнить два отрезка?
| Математический диктант, фронтальная работа с классом
| Научиться строить отрезок заданной длины, обозначать его. Использовать математическую терминологию для описания взаимного расположения точек и отрезков
| Коммуникативные: организовывать и планировать учебное сотрудничество с учителем и сверстниками.
Регулятивные: определять последовательности промежуточных целей с учетом конечного результата; составлять план последовательности действий.
Познавательные: сопоставлять характеристики объектов по одному или нескольким признакам
| Формирование устойчивой мотивации к изучению и закреплению нового
|
| 5
| Отрезок. Длина отрезка.
Треугольник
| Комбинированный урок
| Здоровьесбережения, компьютерного урока, развивающего обучения, поэтапного формирования умственных действий
| Какие единицы длины мы знаем? Соотношения между единицами длины
| Сообщение с презентацией на тему «Старинные меры длины и история их появления», индивидуальная работа с самопроверкой по эталону, комментирование выставления оценок
| Расширить представления о единицах измерения длины, освоить шкалу перевода одних единиц в другие. Дать представление о метрической системе единиц
| Коммуникативные: поддерживать инициативное сотрудничество в поиске и сборе информации.
Регулятивные: формировать постановку учебной задачи на основе соотнесения того, что уже известно и усвоено учащимися, и того, что еще неизвестно.
Познавательные: сопоставлять характеристики объектов по одному или нескольким признакам; выявлять сходства и различия объектов
| Формирование познавательного интереса к изучению нового, способам обобщения и систематизации знаний
|
| 6
| Отрезок. Длина отрезка. Треугольник
| Урок обобщения и систематизации
| Здоровьесбережения, поэтапного формирования умственных действий, развития исследовательских навыков
| Какие типы многоугольников нас окружают? Какие из них чаще встречаются?
| Фронтальная работа с классом, индивидуальная работа(карточки-задания), проектирование домашнего задания
| Расширить представления учащихся о геометрических фигурах в окружающем нас мире, научиться классифицировать многоугольники
| Коммуникативные: формировать коммуникативные действия, направленные на структурирование информации по теме «Треугольник».
Регулятивные: определять целевые установки учебной деятельности, выстраивать последовательности необходимых операций (алгоритм действий).
Познавательные: выделять общее и частное, целое и часть, общее и различное в изучаемых объектах; классифицировать объекты
| Формирование мотивации к аналитической деятельности
|
| 7
| Плоскость, прямая,
луч
| Урок
изучения
нового
| Здоровьесбережения, проблемного обучения, развития исследовательских навыков, дифференцированного подхода в обучении
| Что общего и в чем различия у прямой, отрезка, луча?
| Работа у доски, выдвижение гипотез с их последующей проверкой
| Развивать чертежные навыки, приемы анализа данных
| Коммуникативные: развивать умение точно и грамотно выражать свои мысли, отстаивать свою точку зрения в процессе дискуссии. Регулятивные самостоятельно обнаруживать и формулировать учебную проблему, определять цель учебной деятельности.
Познавательные: сопоставлять характеристики объектов по одному или нескольким признакам; выявлять сходства и различия объектов
| Формирование устойчивой мотивации к анализу
|
| 8
| Плоскость, прямая,
луч
| Урок закрепления знаний
| Здоровьесбережения, личностно-ориентированного обучения, парной и групповой деятельности
| Взаимное расположение двух прямых (лучей) на плоскости
| Устный счет, работа в парах с взаимопроверкой, работа у доски
| Развивать пространственные представления учащихся. Использовать математическую терминологию для описания взаимного расположения прямых, лучей, отрезков на плоскости
| Коммуникативные: воспринимать текст с учетом поставленной учебной задачи, находить в тексте информацию, необходимую для решения.
Регулятивные определять последовательности промежуточных целей с учетом конечного результата; составлять план последовательности действий.
Познавательные: выполнять учебные задачи, не имеющие однозначного решения
| Формирование навыков составления алгоритма выполнения задания, навыков организации своей деятельности в составе группы
|
| 9
| Шкалы и координаты
| Урок
изучения
нового
| Здоровьесбережения, развития исследовательских навыков, педагогики сотрудничества, личностно-ориентиро-ванного обучения
| Где в практической жизни мы сталкиваемся со шкалами?
| Работа у доски, фронтальная работа с материалом учебника
| Научиться находить цену деления шкалы, определять показания данной шкалы
| Коммуникативные: обмениваться знаниями между одноклассниками для принятия эффективных совместных решений.
Регулятивные: формировать постановку учебной задачи на основе соотнесения того, что уже известно и усвоено учащимися, и того, что еще неизвестно.
Познавательные: приводить примеры в качестве доказательства выдвигаемых положений
| Формирование устойчивого интереса к обучению
|
| 10
| Шкалы и координаты
| Урок-практикум
| Здоровьесбережения, развития исследовательских навыков, развивающего обучения, самодиагностики и самокоррекции результатов
| Что называется координатным лучом? Как правильно выбрать единичный отрезок?
| Работа у доски, индивидуальные карточки-задания
| Строить точки на координатном луче, находить координаты точек на луче
| Коммуникативные: планировать учебное сотрудничество с учителем и сверстниками. Регулятивные: вносить необходимые дополнения и коррективы в план и способ действия в случае расхождения эталона, реального действия и его продукта.
Познавательные: уметь выделять существенную информацию из текстов
| Формирование устойчивой мотивации к изучению и закреплению нового
|
| 11
| Шкалы и координаты
| Урок закрепления знаний
| Здоровьесбережения, личностно-ориентированного обучения, парной и групповой деятельности
| Как найти длину отрезка на координатном луче?
| Устный опрос, фронтальная работа с классом, работа в парах с взаимопроверкой
| Находить длину отрезка на координатном луче, координаты середины отрезка
| Коммуникативные: формировать навыки учебного сотрудничества в ходе индивидуальной и групповой работы.
Регулятивные: прогнозировать результат и уровень усвоения.
Познавательные: использовать знаково-символические средства, в том числе модели и схемы для решения учебных задач
| Формирование познавательного интереса к изучению нового, способам обобщения и систематизации знаний
|
| 12
| Меньше или больше
| Урок
изучения
нового
| Здоровьесбережения, проблемного обучения, развивающего обучения
| Как сравнить два натуральных числа? В каком порядке расположены числа на координатном луче?
| Математический диктант, работа у доски
| Научиться сравнивать, упорядочивать числа натурального ряда и ноль, записывать результаты сравнения с помощью математической символики
| Коммуникативные: находить в тексте информацию, необходимую для решения задачи. Регулятивные: формировать постановку учебной задачи на основе соотнесения того, что уже известно и усвоено учащимися, и того, что еще неизвестно.
Познавательные: уметь осуществлять синтез как составление целого из частей
| Формирование устойчивой мотивации к изучению и закреплению нового
|
| |
|
|