|
Обучение осуществляется по учебнику: Кузнецова Л.А. Технология, ручной труд, учебник для 3 класса специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида. – СПб.: Просвещение, 2011. Особенностью содержания программы по занимательному труду включает несколько видов деятельности, например лепку и аппликацию; игру и рисование; рисование и аппликацию; рисование и конструирование; аппликацию, конструирование и игру и т. п. Такое построение работы позволит формировать у учащихся понимание того, что предмет может быть изображен с помощью разных средств, в плоскости и объеме, и, несмотря на различия, это будет один и тот же предмет.
Содержание рабочей программы по предмету «Занимательный труд»
Раздел в предмете
|
Содержание
|
Задачи
|
Цели (характеристика деятельности учащихся)
|
Способ проверки достижений учащихся
| Ожидаемые результаты (учащиеся могут овладеть следующими знаниями и умениями)
| 1 уровень
| 2 уровень
| 3 уровень
| Первое полугодие.
| Работа с природными материалами.
| Практические работы.
Экскурсия на природу с целью сбора атериалов.
Аппликации из соломы.
Выполнение панно из засушенных листьев на бумаге.
Работа без клея: выполнение композиции на бархатной бумаге.
Технические сведения.
Свойства материалов, используемых в поделках. Способы соединения материала с основой. Организация рабочего места. Правила бесзопасной работы.
Приемы работы.
Способы заготовки соломы. Закрепление засушенных листьев с целью выполнения композиции.
| Учить выполнять поделки из природных материалов, наклеивать листья и составлять композицию по эскизу. Формировать представления о формах деталей, особенностях наклеивания засушенных листьев.
Учить подбирать детали для поделки.
| Учатся выполнять игрушки из природных материалов, наклеивать листья и составлять композицию по эскизу, сушить листья.
Учатся подбирать детали для поделки.
| Практическая работа.
| Выполнять игрушки из природных материалов, наклеивать листья и составлять композицию по эскизу, сушить листья самостоятельно.
Самостоятельно подбирать детали для поделки.
| Выполнять игрушки из природных материалов, наклеивать листья и сушить листья с помощью учителя.
С помощью учителя подбирать детали для поделки.
| С помощью учителя наклеивать листья и сушить листья на бумагу.
С помощью учителя подбирать детали для поделки.
| Работа с подручным материалом
| Практические работы.
Изготовление кормушки для птиц из молочных пакетов.
Технические сведения.
Конструкция кормушки. Способы закрепления кормушки на дереве, окне, стене.
Приемы работы.
Заготовка деталей для кормушки.
| Учить изготавливать детали нужной формы из подручных предметов. Учить кремпить кормушку на дерево, окно,
| Уметь заготавливать детали нужной формы из подручных предметов, уметь закреплять кормушку на дереве, окне.
| Практическая работа.
| Самостоятельно заготавливать детали нужной формы из подручных предметов, закреплять кормушку на дереве, окне.
| С помощью учителя заготавливать детали нужной формы из подручных предметов, закреплять кормушку на дереве, окне.
| С помощью учителя закреплять кормушку на дереве, окне.
| Работа с бумагой и картоном
| Практические работы.
Изготовление елочных игрушек., карнавальных маоск. Изготовление игрушек с движущимися деталями.
Технические сведения.
Места склеивания деталей в зависимости от направления движения. Правила дорожного движения. Понятие различных по направлению групп одежды.Карнавальные костюмы.
Приемы работы.
Оклеивание масок цветной бумагой. Использование шаблона для получения деталей сложной формы. Крепление деталей на плотную нитку.
| Учить изготавливать елочные игрушки, карнавальные маски Уточнить и расширить знания правил склеивания деталей в зависимости от направления движения.
| Учатся изготавливать елочные игрушки, карнавальные маски, игрушки с движущимися деталями. Изучают правила склеивания движущихся деталей.
| Практическая работа.
| Изготавливать елочные игрушки, карнавальные маски, игрушки с движущимися деталями. Знать и применять приемы склеивания движущихся деталей.
| Изготавливать елочные игрушки, карнавальные маски, игрушки с движущимися деталями (с помощью учителя). Знать и применять приемы склеивания движущихся деталей.
| Наклеивать цветную бумагу по форме деталей с помощью учителя.
Скреплять детали с помощью учителя.
| Работа с пластилином.
| Практические работы.
Лепка посуды из жгутиков. Лепка игрушек по типу «Дымковских».. Сервировка стола.
Технические сведения.
Название материала. Свойства пластилина, подготовка пластилина к работе. Организация рабочего места.
Приемы работ.
Лепка способом вдавливания и расплющивания.
| Учить изготавливать посуду из пластилина из жгутиков способом вдавливания и расплющивания.
| Учащиеся должны уметь лепить посуду из пластилина из жгутиков способом вдавливания и расплющивания.
| Практическая работа.
| Лепить самостоятельно посуду из пластилина из жгутиков способом вдавливания и расплющивания.
| Лепить с помощью учителя посуду из пластилина из жгутиков способом вдавливания и расплющивания.
| Изготавливать жгутики для изготовления посуды с минимальной помощью учителя.
| Второе полугодие.
| Работа с текстильным материалом
| Практические работы.
Плетение сумочки, сетки для мяча. Упражнения по выполнению прямого стежка (на бумаге).
Технические сведения.
Приемы плетения сеток с использованием направляющей детали. Простейшие приемы макраме. Сьежки, их назначение.
Приемы работы.
Завязыывание узлов при плетении стеок. Завершение работы. Подсчет верхних и нижних нитей. Вдевание нитки в иглу. Выполнение узелка.
| Формировать умение выполнять стежки, вдевать нитку в иголку., завязывать узел. Учить приемам плетения сеток с использованием направляющей детали.
| Учатся выполнять стежки, вдевать нитку в иголку., завязывать узел. Овладевают приемами плетения сеток с использованием направляющей детали.
| Практическая работа.
| Выполнять стежки, вдевать нитку в иголку., завязывать узел. Использовать приемы плетения сеток с использованием направляющей детали.
| Выполнять стежки, вдевать нитку в иголку., завязывать узел (с помощью учителя). Использовать приемы плетения сеток с использованием направляющей детали (с помощью учителя).
| С помощью учителя вдевать нитку в иголку, выполнять простые стежки.
| Работа с конструктором
|
Практические работы.
Изготовление модели весов, карусели, подъемного крана.
Технические сведения.
Жесткое и свободное крепление деталей. Группировка деталей на рабочем столе в соответствии с последовательностью их использования. Основные признаки натурального предмета, моделируемые в поделке.
Приемы работы.
Учет симметричности при закреплении деталей.
|
Уточнить и расширить представления учащихся о жестком и свободном креплении деталей. Формировать умение группировать детали на столе в соответствии с последовательностью их использования. Учить учитывать симметричность при закреплении деталей.
|
Учатся группировать детали на столе в соответствии с последовательностью их использования, учитывать симметричность при закреплении деталей.
Учатся свободному и жесткому скреплению деталей.
|
Практическая работа.
|
Уметь самостоятельно группировать детали на столе в соответствии с последовательностью их использования, учитывать симметричность при закреплении деталей. Знать и уметь самостоятельно применить свободное и жесткое скрепление деталей.
|
Уметь с помощью учителя группировать детали на столе в соответствии с последовательностью их использования. Знать и уметь показать с помощью учителя показать свободное и жесткое скрепление деталей.
|
Знать и уметь показать с помощью учителя показать свободное и жесткое скрепление деталей.
| Работа с бумагой и картоном
|
Практические работы.
Выполнение мебели из коробочек, оклеенных бархатной бумагой.
Сборка макетов гостиной, спальни.
Технические сведения.
Понятие об интерьере жилища.
Приемы работы.
Оклеивание цветной бумагой конструкций из спичечных коробков.
|
Уточнить и расширить знания учащихся о применении и назначении картона, свойствах и особенностях картона.
Формировать умение смазывать клеем поверхность бумаги при склеивании картона, размечать по шаблону, оклеивать бумагой поверхности.
|
Учатся смазывать клеем поверхность бумаги при склеивании картона, размечать по шаблону. Узнают о применении и назначении картона, свойствах и особенностях картона.
|
Практическая работа.
|
Уметь самостоятельно смазывать клеем поверхность бумаги при склеивании картона, размечать по шаблону. Называют самостоятельно свойства и особенности картона.
|
Уметь с помощью учителя смазывать клеем поверхность бумаги при склеивании картона, с помощью учителя размечать по шаблону. Называют с помощью учителя свойства и особенности картона.
|
Уметь с помощью учителя смазывать клеем поверхность бумаги при склеивании картона, с помощью учителя размечать по элементарному шаблону.
|
Учебно-тематический план по предмету «Занимательный труд»
-
№
| Название раздела в программе
| Количество часов (68 ч)
| теория
| Контрольные мероприятия
| I
| Работа с природными материалами
| 15 ч
| нет
| II
| Работа с бумагой
| 45 ч
| нет
| III
| Комбинированные работы
| 14 ч
| нет
| IV
| Работа с пластилином
| 20 ч
| нет
|
Для составления рабочей программы была использована следующая методическая и учебная литература: 1.Л.А. Кузнецова, Технология, ручной труд, учебник для 3 класса специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида, «Просвещение», СПб, 2011.
2.Л.А. Кузнецова, Технология, ручной труд. 3 класс, методические рекомендации, «Просвещение», СПб, 2011.
Для проведения уроков лепки, рисования, ручного творчества используются следующие методические пособия: демонстрационные таблицы, технологические карты и технические средства обучения: телевизор, видеомагнитофон и видеоплейер, магнитофон, компьютер.
ДЕПАРТАМЕНТ ОБРАЗОВАНИЯ ГОРОДА МОСКВЫ
ЦЕНТРАЛЬНОЕ ОКРУЖНОЕ УПРАВЛЕНИЕ ОБРАЗОВАНИЯ
ГОСУДАРСТВЕННОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
СПЕЦИАЛЬНАЯ (КОРРЕКЦИОННАЯ) ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА VIII ВИДА № 532
«УТВЕРЖДАЮ»
Директор школы
С. Н. Кремнева
«____» 2013 г.
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
по предмету
«Изобразительное искусство» 3 «Б» КЛАСС
(для учащихся с легкой и умеренной степенью интеллектуальных нарушений)
Составитель программы:
учитель
Прокофьева Ирина Викторовна Москва
2013 г.
Пояснительная записка Цели и задачи программы. На уроках изобразительного искусства дети не только рисуют, но составляют аппликацию, лепят. Они также знакомятся с законами композиции и свойствами цвета, с различными видами и жанрами и с некоторыми доступными по содержанию произведениями известных художников.
Основными задачами обучения школьников с нарушениями интеллекта изобразительному искусству являются:
воспитанию положительных качеств личности (настойчивости, стремления к познанию, доброжелательности и т.д.;
воспитание интереса к занятиям изобразительной деятельностью;
развитие эстетических чувств и понимания красоты окружающего мира;
развитие познавательной активности, формирование у школьников приемов познания предметов и явлений действительности с целью их изображения;
формирование практических умений в разных видах художественно-изобразительной деятельности (рисовании, аппликации, лепке);
воспитание умения работать в заданной последовательности в соответствии с правилами (по инструкции) и самостоятельно;
формирование умения работать коллективно, выполняя определенный этап работы в цепи заданий для получения результата общей деятельности.
Наряду с названными учебно-воспитательными задачами в настоящей программе предусматривается решение специальных задач, например коррекционных: коррекция недостатков психического развития, коррекция мелкой моторики, а также развитие речи учащихся, организующей и направляющей их умственную и практическую деятельность.
Обучение предмету «Изобразительное искусство» происходит на основании следующих нормативно-правовых документов: Закона РФ «Об образовании», Положения о специальном (коррекционном) образовательном учреждении VIII вида, Программы специальных (коррекционных) общеобразовательных учреждений VIII вида под ред. к.п.н. И.М. Бгажноковой. Обучение на уроках гигиены, самообслуживания проходит в соответствии с нормами САНПиН и с применением ИКТ.
На предмет «Изобразительное искусство» в учебном плане отводится 1 час в неделю. Обучение проходит в форме совместной деятельности учителя и учащихся, при этом ведущая роль принадлежит учителю. Для обучения создаются такие условия, которые дают возможность каждому ребенку работать в доступном темпе, проявляя возможную самостоятельность. Учебный материал носит вариативный характер и подбирается учителем самостоятельно в зависимости от уровня развития каждого ребенка.
В процессе обучения учитель может использовать различные формы организации образовательного процесса: урок с привлечением различных видов деятельности: игровой (сюжетно-ролевая, дидактическая, театрализованная, подвижная игра), элементарной трудовой, конструктивной, а также внеклассную работу по предмету (викторины, экскурсии, совместная работа с родителями).
Уровень умений и знаний учащихся по предмету не может оцениваться с общепринятых педагогических позиций. Критериальные оценки относительно обучаемости детей со сложной структурой дефекта ориентированы не на результативность технологии учения в рамках нормированного педагогического процесса, а на опыт социального продвижения детей, т.е. на предметное и чувственное отражение окружающего мира, развитие личностного самосознания в обществе людей.
Уровень умений и знаний учащихся по предмету:
Учащиеся могут знать/понимать
| Учащиеся могут уметь
| Учащиеся могут использовать приобретенные знания и умения в практической жизни
| - элементарные сведения о работе художника, ее особенностях;
- основные требования к композиции изображения на листе бумаги;
- некоторые характерные признаки деревьев разных пород (березы, ели, сосны);
- речевой материал, изучавшийся в 1-м и 2-м классах.
| - рисовать простым карандашом волнистые, ломаные, прямые линии в разных направлениях;
- рисовать предметы простой формы (с помощью опорных точек, по шаблону или от руки);
- изображать фигуру человека в лепке и в рисунке;
- рисовать деревья сразу кистью или фломастером, передавая отчетливые признаки, учитывая строение;
- изображать дома городского или деревенского типа;
- передавать основные смысловые связи в несложном рисунке на тему;
- выполнять в технике аппликации узоры в полосе, достигая ритма повторением и чередованием формы или цвета;
- следовать предложенному учителем порядку действий при складывании аппликации, в лепке, рисовании.
| Могут различать и соотносить цвет, форму, величину; работать с мелкими предметами, правильно держать кисточку, карандаш.
| |
|
|