Оценка знаний проводится в соответствии с утвержденным уровнем программы и может быть «5», «4», «3», «н/а» (не аттестован). Оценка «2» не ставится, так как она означает, что неправильно определен уровень программных требований.
Обучение осуществляется по учебнику: Матвеева Н.Б. и др. Живой мир. Учебник для 3 класса специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида, М.: Просвещение, 2013. В основу содержания программы положен концентрический принцип, который позволяет повторять и закреплять полученные знания в течение года и дополнять их новыми сведениями. Последовательность изучения тем может варьироваться учителем самостоятельно. Содержание и уроки предполагают большое количество непосредственных наблюдений, поэтому особое значение придаётся экскурсиям, позволяющим организовать наблюдения за явлениями природы и её живыми и неживыми объектами. На уроках используются разнообразные наглядные средства обучения: натуральные объекты, муляжи, макеты, гербарии, коллекции.
Содержание рабочей программы по предмету «Живой мир».
Раздел в предмете
|
Содержание
|
Задачи
|
Цели (характеристика деятельности учащихся)
|
Способ проверки достижений учащихся
|
Ожидаемые результаты (учащиеся могут овладеть следующими знаниями и умениями)
| 1 уровень
| 2 уровень
| 3 уровень
|
| Предметные учебные действия
| Сезонные изменения в неживой природе
| Закрепление представлений о смене времен года в связи с изменением положения солнца.
Наблюдение за высотой солнца над горизонтом в разное время года.
Изменение продолжительности дня и ночи. Восход и заход солнца.
Формирование представлений о явлениях и состояниях неживой природы.
Календарь. Названия месяцев.
| Уточнить и расширить имеющиеся у детей представления о смене времен года, их характерных признаках. На основе наблюдений расширить представления о положении солнца в разное время года. Формировать представление о смене времен года в связи с изменением положения солнца.
| Учащиеся должны уметь наблюдать природные явления во время экскурсий, сравнивать времена года по характерным признакам.
Уметь описывать явления природы. Уметь различать, называть и сравнивать явления и состояния неживой природы. Знать названия месяцев и их порядок.
| Практическая работа, игра
| Знать времена года и названия месяцев. Иметь представления о долготе дня и ночи в зимнее и летнее время года. Наблюдать природные явления во время экскурсий, сравнивать времена года по характерным признакам. Описывать явления природы. Различать, называть и сравнивать явления и состояния неживой природы.
| Знать и показывать на картинке времена года и соответствующие месяцы. Знать название некоторых месяцев. Иметь представления о долготе дня и ночи в зимнее и летнее время года. Наблюдать природные явления во время экскурсий. Показывать по картинкам только явления неживой природы.
| Показывать и различать времена года по картинкам. Наблюдать природные явления во время экскурсий. Показывать по картинкам только явления неживой природы с помощью учителя.
| Растения и животные в разное время года
| Наблюдения за растениями в разное время года: яблоня, осина, липа, акация, орешник Увядание и появления трав, цветов.
Птицы зимующие и перелетные. Насекомые в осенний период. Домашние животные в разное время года.
Лесные животные: мыши, змеи, лягушки.
| Уточнить и расширить знания учащихся о некоторых растениях и деревьев в разное время года. На основе наблюдений расширить представления о зимующих и перелетных птицах. Дать понятие об образе жизни домашних животных в разное время года и насекомых в осенний период.
| Учащиеся должны знать о некоторых растениях и деревьев в разное время года. Уметь описать образ жизни зимующих и перелетных птицах. Знать и уметь описать образ жизни домашних животных в разное время года и насекомых в осенний период.
| Практическая работа, игра
| Наблюдать за растениями в разное время года и описывать изменения. Называть и различать зимующих и перелетных птиц. Описывать образ жизни животных в разное время года и насекомых в осенний период.
| Наблюдать за растениями в разное время года. Называть и показывать на картинке зимующих и перелетных птиц. Различать и показывать на картинках животных в разное время года. Иметь элементарные представления о насекомых.
| Показывать растения в разное время года. Показывать на картинке 1 – 2 зимующие и перелетные птицы. Показывать на картинках 1 – 2 животное в разное время года, насекомое.
| Неживая природа
| Воздух и его значение в жизни растений, животных, человека. Измерение температуры воздуха. Ветер. Направление ветра. Стороны горизонта.
| Уточнить и расширить знания учащихся о воздухе и его значении для жизни растений, животных, человека; температуре воздуха и ее измерении. Уточнить понятие о ветре и его направлении.
| Учащиеся должны знать значение воздуха для жизни растений, животных, человека; Уметь определять направление ветра.
| Практическая работа, игра.
| Знать значение воздуха для жизни растений, животных, человека; Уметь определять направление ветра (с минимальной помощью учителя).
| Знать значение воздуха для жизни растений, животных, человека; Уметь определять направление ветра (с помощью учителя).
| Иметь элементарное представление о значении воздуха для жизни растений, животных, человека.
| Живая природа
| Растения
| Сравнение и распознавание растений по их признакам. Части растений.
Растения сада. Фруктовые деревья; ягодные кустарники. Внешний вид, распознавание. Плоды. Ягоды.
Лес. Растения леса: хвойные, лиственные, кустарники. Семена. Орехи. Ягоды съедобные и несъедобные. Грибы съедобные и несъедобные. Травы полезные и опасные.
| Уточнить и расширить представления о растениях, их частях и признаках. Познакомить с понятиями: фруктовые деревья, растения сада и леса.
Уточнить и расширить представления и полезных и опасных ягод, трав, грибов.
| Учащиеся должны знать и уметь рассказать признаки растений и их части. Знать и уметь дифференцировать фруктовые деревья, растения леса и сада. Уметь отличить полезные грибы, ягоды, травы от опасных.
| Практическая работа. Игра.
| Знать и уметь рассказать признаки растений и их части. Знать и показывать фруктовые деревья, растения леса и сада. Отличать полезные грибы, ягоды, травы от опасных. ( по 2-3 вида)
| Знать и уметь показать части растений. Знать и показывать фруктовые деревья (2-3 вида), растения леса и сада. Отличить полезные грибы, ягоды, травы от опасных. ( по 2-3 вида)
| Показывать части растений. Знать и показывать фруктовые деревья (1 вид), растения леса и сада (с помощью учителя). Показывать по одному съедобному и несъедобному грибу; знать 1-2 вида опасных ягод.
| Животные.
| Дикие обитатели леса: кабан, заяц, лось. Внешний вид, питание, повадки, образ жизни. Приспособление к природным условиям.
Домашние животные: свинья, корова, кролик. Внешний вид, питание, повадки, образ жизни.
Сравнение диких и домашних животных.
Птицы: внешний вид, питание, повадки, образ жизни.
Строение гнезд, забота о потомстве. Перелетные и зимующие птицы, хищные птицы, певчие птицы ( 2-3 вида)
| Уточнить и расширить знания о домашних и диких животных. Внешнем вид, питании, названиях детенышей, повадках, образе жизни, месте обитания.
Формировать знания о внешнем виде птиц, среде их обитания, питании, образе жизни.
Познакомить с новыми видами птиц: хищные, певчие, перелетные, зимующие.
| Учащиеся должны знать Внешний вид, питание, повадки, образ жизни, приспособление к природным условиям диких и домашних животных.
Знать и уметь описать внешний вид, среду обитания, образ жизни птиц.
Овладеть новыми понятиями: хищные и певчие птицы.
| Практическая работа, игра.
| Знать и уметь описать внешний вид, питание, повадки, образ жизни, приспособление к природным условиям диких и домашних животных.
Знать и уметь описать внешний вид, среду обитания, образ жизни птиц.
Различать новые виды птиц: хищные и певчие птицы (по 2-3 представителя).
| Уметь описать с помощью учителя внешний вид, питание, повадки, образ жизни, приспособление к природным условиям диких и домашних животных.
Уметь описать внешний вид, среду обитания, образ жизни птиц.
Различать новые виды птиц: хищные и певчие птицы (по 1-2 представителя).
| Уметь описать с помощью учителя внешний вид, образ жизни
диких и домашних животных.
Показывать по 1-2 представителя певчих, перелетных, хищных и зимующих птиц.
| Человек
| Голова и мозг человека. Профилактика травматизма головного мозга человека.
Режим дня. Предупреждение переутомления.
Состояние природы и ее влияние на здоровье человека. Забота человека об экологии. Охрана растений и животных. Зоопарк.
| Формировать элементарные знания о мозге человека и строении головы.
Учить правильно организовывать режим дня.
Объяснить влияние состояния природы на человека.
Формировать элементарные представления о защите растений и животных.
| Учащиеся должны знать элементарное строение головы и значение мозга человека.
Уметь правильно организовать свободное время и режим дня.
Иметь представление о правилах защиты редких видов животных и растений.
Знать влияние состояния природы на организм человека.
| Практическая работа, игра.
| Знать элементарное строение головы и значение мозга человека.
Правильно организовывать свободное время.
Знать элементарные правила защиты редких видов животных и растений.
Знать влияние состояния природы на организм человека.
| Знать элементарное строение головы и значение мозга человека.
Правильно организовывать свободное время (с помощью взрослых).
Знать элементарные правила защиты редких видов животных и растений.
| Уметь показать части головы.
С помощью учителя организовывать свободное время, предупреждая переутомление.
Знать и показывать несколько видов редких животных и растений.
| Повторение
|
Учебно-тематический план по предмету «живой мир»
№
| Название раздела в программе
| Количество часов (68 ч)
| теория
| Контрольные мероприятия
| I.
| Сезонные изменения в природе
| 20
| 1
1
1
1
| II.
| Неживая природа
| 8
| III.
| Живая природа
| 32
| IV.
| Повторение
| 8
|
Ъ Для составления рабочей программы была использована следующая методическая и учебная литература: 1.Программы специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида/под ред. И.М. Бгажноковой. – М. «Изд. «Просвещение», 2011.
2.Г.В. Морозова. Ознакомление с окружающим миром. Конспекты комплексных занятий, 2010.
3.Н.Б. Матвеева, М.С. Котина, Т.О. Куртова, Живой мир. 3 класс. Учебник для специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида. – М.: Просвещение, 2013.
Для организации и проведения уроков чтения используется следующие методические пособия: материалы для фронтальной работы (таблицы «Животные», «Птицы», «Рыбы», «Насекомые», «Овощи», «Фрукты», «Учебные вещи», «Игрушки») и индивидуальной работы (схемы для составления описания предмета) и технические средства обучения: компьютер, видеомагнитофон и видеоплейер, магнитофон.
ДЕПАРТАМЕНТ ОБРАЗОВАНИЯ ГОРОДА МОСКВЫ
ЦЕНТРАЛЬНОЕ ОКРУЖНОЕ УПРАВЛЕНИЕ ОБРАЗОВАНИЯ
ГОСУДАРСТВЕННОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
СПЕЦИАЛЬНАЯ (КОРРЕКЦИОННАЯ) ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА VIII ВИДА № 532
УТВЕРЖДАЮ
Директор школы
С. Н. Кремнева
«____» 2013 г.
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
по предмету
«Занимательный труд» 3 «Б» КЛАСС (для учащихся с легкой и умеренной степенью интеллектуальных нарушений)
Составитель программы:
учитель
Прокофьева Ирина Викторовна
Москва
2013 г.
Пояснительная записка
Цели и задачи программы
Уроки занимательного труда способствуют развитию сенсомоторной сферы, мелкой моторики, координации движений обеих рук, зрительно-двигательной координации, восприятия, представлений об окружающем мире. На данных уроках решаются прежде всего коррекционно-развивающие и воспитательные задачи, т.к. школьники с разной степенью нарушения интеллектуального развития обладают ограниченными возможностями овладения знаниями об изобразительном творчестве и соответствующими ручными умениями и навыками.
На уроках занимательного труда решаются следующие задачи:
формирование положительного эмоционального отношения к изобразительной деятельности;
развитие интереса к деятельности и ее результатам;
формирование потребности в отражении действительности доступными изобразительными средствами (рисунок, аппликация);
формирование умения соотносить получаемые изображения с реальными объектами, явлениями, событиями;
обучение приемам и средствам рисования, аппликации, лепки;
развитие восприятия основных свойств и отношений изображаемых объектов;
обогащение, уточнение и закрепление представлений о предметах и явлениях окружающего мира;
совершенствование мелкой моторики, зрительно-двигательной координации, координации движений обеих рук;
воспитание адекватного отношения к результатам собственной деятельности и деятельности других, формирование основ самооценки.
Обучение предмету «Занимательный труд» происходит на основании следующих нормативно-правовых документов: Закона РФ «Об образовании», Положения о специальном (коррекционном) образовательном учреждении VIII вида, Программы специальных (коррекционных) общеобразовательных учреждений VIII вида под ред. к.п.н. И.М. Бгажноковой. Обучение на уроках занимательный труд проходит в соответствии с нормами САНПиН и с применением ИКТ.
На предмет «Занимательный труд» в учебном плане отводится 2 часа в неделю. Обучение проходит в форме совместной деятельности учителя и учащихся, при этом ведущая роль принадлежит учителю. Для обучения создаются такие условия, которые дают возможность каждому ребенку работать в доступном темпе, проявляя возможную самостоятельность. Учебный материал носит вариативный характер и подбирается учителем самостоятельно в зависимости от уровня развития каждого ребенка.
В процессе обучения учитель может использовать различные формы организации образовательного процесса: урок с привлечением различных видов деятельности: игровой (сюжетно-ролевая, дидактическая, театрализованная, подвижная игра), элементарной трудовой, конструктивной, а также внеклассную работу по предмету (викторины, экскурсии, совместная работа с родителями). Успешность обучения детей с умеренной и выраженной умственной отсталостью зависит от разнообразия методов и приемов, применяемых на уроке. Их выбор зависит от содержания урока, особенностей психофизического развития детей, уровня овладения ими изобразительной деятельностью. В процессе обучения изобразительной деятельности школьников с легкой и умеренной степенью нарушения интеллекта целесообразно использовать следующие методы и приемы:
совместные действия ребенка и взрослого, действия по подражанию (в основном на начальном этапе обучения и при изучении нового содержания);
действия школьников по образцу, особенно на уроках декоративного рисования;
действия с контурными изображениями, использование приемов наложения и обводки шаблонов, трафаретов для создания целостного образа изображаемого предмета;
выполнение изображений по натуре после предварительного тактильного и зрительного обследования, «прорисовывания»;
предварительное рассматривание, самостоятельное называние, показ по словесной инструкции педагога рисунков, картин, специально подобранных народных игрушек, картинок и т. п.;
соотнесение предметов с соответствующими им изображениями с последующим их называнием или указанием на них с помощью жеста;
наблюдения на прогулках и экскурсиях за явлениями природы, предметами окружающего мира, живыми объектами для последующего изображения их в процессе рисования, лепки, аппликации;
обыгрывание предметов, определение их функционального назначения, свойств и качеств для последующего более точного изображения на уроках рисования;
Уровень умений и знаний учащихся по предмету не может оцениваться с общепринятых педагогических позиций. Критериальные оценки относительно обучаемости детей со сложной структурой дефекта ориентированы не на результативность технологии учения в рамках нормированного педагогического процесса, а на опыт социального продвижения детей, т.е. на предметное и чувственное отражение окружающего мира, развитие личностного самосознания в обществе людей.
Уровень умений и знаний учащихся по предмету:
Учащиеся могут знать/понимать
| Учащиеся могут уметь
| Учащиеся могут использовать приобретенные знания и умения в практической жизни
| названия материалов для поделок и их свойства;
возможности использования изученных материалов;
названия объектов работы;
названия инструментов, используемых для выполнения поделок из различных материалов.
| - выбирать и называть операции, специфические для данного материала;
- самостоятельно организовывать свои действия с опорой на образец поделки, натуральный образец, предметную карту;
- составлять простейший эскиз (как элемент планирования);
- делать отчет о выполненной работе.
| Могут с различной долей самостоятельности работать с ножницами, бумагой, нитками, тканью.
| |