Главная страница

Прокофьева Ирина Викторовна Москва 2013 г пояснительная записка рабочая программа



НазваниеПрокофьева Ирина Викторовна Москва 2013 г пояснительная записка рабочая программа
страница3/5
Дата16.04.2016
Размер1.03 Mb.
ТипПрограмма
1   2   3   4   5


Оценка знаний проводится в соответствии с утвержденным уровнем программы и может быть «5», «4», «3», «н/а» (не аттестован). Оценка «2» не ставится, так как она означает, что неправильно определен уровень программных требований.

Обучение осуществляется по учебнику: Матвеева Н.Б. и др. Живой мир. Учебник для 3 класса специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида, М.: Просвещение, 2013. В основу содержания программы положен концентрический принцип, который позволяет повторять и закреплять полученные знания в течение года и дополнять их новыми сведениями. Последовательность изучения тем может варьироваться учителем самостоятельно. Содержание и уроки предполагают большое количество непосредственных наблюдений, поэтому особое значение придаётся экскурсиям, позволяющим организовать наблюдения за явлениями природы и её живыми и неживыми объектами. На уроках используются разнообразные наглядные средства обучения: натуральные объекты, муляжи, макеты, гербарии, коллекции.


Содержание рабочей программы по предмету «Живой мир».



Раздел в предмете


Содержание


Задачи


Цели (характеристика деятельности учащихся)


Способ проверки достижений учащихся


Ожидаемые результаты (учащиеся могут овладеть следующими знаниями и умениями)

1 уровень

2 уровень

3 уровень




Предметные учебные действия

Сезонные изменения в неживой природе

Закрепление представлений о смене времен года в связи с изменением положения солнца.

Наблюдение за высотой солнца над горизонтом в разное время года.

Изменение продолжительности дня и ночи. Восход и заход солнца.

Формирование представлений о явлениях и состояниях неживой природы.

Календарь. Названия месяцев.

Уточнить и расширить имеющиеся у детей представления о смене времен года, их характерных признаках. На основе наблюдений расширить представления о положении солнца в разное время года. Формировать представление о смене времен года в связи с изменением положения солнца.

Учащиеся должны уметь наблюдать природные явления во время экскурсий, сравнивать времена года по характерным признакам.

Уметь описывать явления природы. Уметь различать, называть и сравнивать явления и состояния неживой природы. Знать названия месяцев и их порядок.

Практическая работа, игра

Знать времена года и названия месяцев. Иметь представления о долготе дня и ночи в зимнее и летнее время года. Наблюдать природные явления во время экскурсий, сравнивать времена года по характерным признакам. Описывать явления природы. Различать, называть и сравнивать явления и состояния неживой природы.


Знать и показывать на картинке времена года и соответствующие месяцы. Знать название некоторых месяцев. Иметь представления о долготе дня и ночи в зимнее и летнее время года. Наблюдать природные явления во время экскурсий. Показывать по картинкам только явления неживой природы.

Показывать и различать времена года по картинкам. Наблюдать природные явления во время экскурсий. Показывать по картинкам только явления неживой природы с помощью учителя.

Растения и животные в разное время года

Наблюдения за растениями в разное время года: яблоня, осина, липа, акация, орешник Увядание и появления трав, цветов.

Птицы зимующие и перелетные. Насекомые в осенний период. Домашние животные в разное время года.

Лесные животные: мыши, змеи, лягушки.

Уточнить и расширить знания учащихся о некоторых растениях и деревьев в разное время года. На основе наблюдений расширить представления о зимующих и перелетных птицах. Дать понятие об образе жизни домашних животных в разное время года и насекомых в осенний период.


Учащиеся должны знать о некоторых растениях и деревьев в разное время года. Уметь описать образ жизни зимующих и перелетных птицах. Знать и уметь описать образ жизни домашних животных в разное время года и насекомых в осенний период.

Практическая работа, игра



Наблюдать за растениями в разное время года и описывать изменения. Называть и различать зимующих и перелетных птиц. Описывать образ жизни животных в разное время года и насекомых в осенний период.


Наблюдать за растениями в разное время года. Называть и показывать на картинке зимующих и перелетных птиц. Различать и показывать на картинках животных в разное время года. Иметь элементарные представления о насекомых.

Показывать растения в разное время года. Показывать на картинке 1 – 2 зимующие и перелетные птицы. Показывать на картинках 1 – 2 животное в разное время года, насекомое.

Неживая природа

Воздух и его значение в жизни растений, животных, человека. Измерение температуры воздуха. Ветер. Направление ветра. Стороны горизонта.

Уточнить и расширить знания учащихся о воздухе и его значении для жизни растений, животных, человека; температуре воздуха и ее измерении. Уточнить понятие о ветре и его направлении.

Учащиеся должны знать значение воздуха для жизни растений, животных, человека; Уметь определять направление ветра.

Практическая работа, игра.

Знать значение воздуха для жизни растений, животных, человека; Уметь определять направление ветра (с минимальной помощью учителя).

Знать значение воздуха для жизни растений, животных, человека; Уметь определять направление ветра (с помощью учителя).


Иметь элементарное представление о значении воздуха для жизни растений, животных, человека.

Живая природа

Растения

Сравнение и распознавание растений по их признакам. Части растений.

Растения сада. Фруктовые деревья; ягодные кустарники. Внешний вид, распознавание. Плоды. Ягоды.

Лес. Растения леса: хвойные, лиственные, кустарники. Семена. Орехи. Ягоды съедобные и несъедобные. Грибы съедобные и несъедобные. Травы полезные и опасные.

Уточнить и расширить представления о растениях, их частях и признаках. Познакомить с понятиями: фруктовые деревья, растения сада и леса.

Уточнить и расширить представления и полезных и опасных ягод, трав, грибов.

Учащиеся должны знать и уметь рассказать признаки растений и их части. Знать и уметь дифференцировать фруктовые деревья, растения леса и сада. Уметь отличить полезные грибы, ягоды, травы от опасных.

Практическая работа. Игра.

Знать и уметь рассказать признаки растений и их части. Знать и показывать фруктовые деревья, растения леса и сада. Отличать полезные грибы, ягоды, травы от опасных. ( по 2-3 вида)

Знать и уметь показать части растений. Знать и показывать фруктовые деревья (2-3 вида), растения леса и сада. Отличить полезные грибы, ягоды, травы от опасных. ( по 2-3 вида)

Показывать части растений. Знать и показывать фруктовые деревья (1 вид), растения леса и сада (с помощью учителя). Показывать по одному съедобному и несъедобному грибу; знать 1-2 вида опасных ягод.

Животные.

Дикие обитатели леса: кабан, заяц, лось. Внешний вид, питание, повадки, образ жизни. Приспособление к природным условиям.

Домашние животные: свинья, корова, кролик. Внешний вид, питание, повадки, образ жизни.

Сравнение диких и домашних животных.

Птицы: внешний вид, питание, повадки, образ жизни.

Строение гнезд, забота о потомстве. Перелетные и зимующие птицы, хищные птицы, певчие птицы ( 2-3 вида)

Уточнить и расширить знания о домашних и диких животных. Внешнем вид, питании, названиях детенышей, повадках, образе жизни, месте обитания.

Формировать знания о внешнем виде птиц, среде их обитания, питании, образе жизни.

Познакомить с новыми видами птиц: хищные, певчие, перелетные, зимующие.

Учащиеся должны знать Внешний вид, питание, повадки, образ жизни, приспособление к природным условиям диких и домашних животных.

Знать и уметь описать внешний вид, среду обитания, образ жизни птиц.

Овладеть новыми понятиями: хищные и певчие птицы.

Практическая работа, игра.

Знать и уметь описать внешний вид, питание, повадки, образ жизни, приспособление к природным условиям диких и домашних животных.

Знать и уметь описать внешний вид, среду обитания, образ жизни птиц.

Различать новые виды птиц: хищные и певчие птицы (по 2-3 представителя).

Уметь описать с помощью учителя внешний вид, питание, повадки, образ жизни, приспособление к природным условиям диких и домашних животных.

Уметь описать внешний вид, среду обитания, образ жизни птиц.

Различать новые виды птиц: хищные и певчие птицы (по 1-2 представителя).

Уметь описать с помощью учителя внешний вид, образ жизни

диких и домашних животных.

Показывать по 1-2 представителя певчих, перелетных, хищных и зимующих птиц.

Человек

Голова и мозг человека. Профилактика травматизма головного мозга человека.

Режим дня. Предупреждение переутомления.

Состояние природы и ее влияние на здоровье человека. Забота человека об экологии. Охрана растений и животных. Зоопарк.

Формировать элементарные знания о мозге человека и строении головы.

Учить правильно организовывать режим дня.

Объяснить влияние состояния природы на человека.

Формировать элементарные представления о защите растений и животных.

Учащиеся должны знать элементарное строение головы и значение мозга человека.

Уметь правильно организовать свободное время и режим дня.

Иметь представление о правилах защиты редких видов животных и растений.

Знать влияние состояния природы на организм человека.

Практическая работа, игра.

Знать элементарное строение головы и значение мозга человека.

Правильно организовывать свободное время.

Знать элементарные правила защиты редких видов животных и растений.

Знать влияние состояния природы на организм человека.

Знать элементарное строение головы и значение мозга человека.

Правильно организовывать свободное время (с помощью взрослых).

Знать элементарные правила защиты редких видов животных и растений.


Уметь показать части головы.

С помощью учителя организовывать свободное время, предупреждая переутомление.

Знать и показывать несколько видов редких животных и растений.

Повторение


Учебно-тематический план по предмету «живой мир»




Название раздела в программе

Количество часов (68 ч)

теория

Контрольные мероприятия

I.

Сезонные изменения в природе

20

1

1

1

1

II.

Неживая природа

8

III.

Живая природа

32

IV.

Повторение

8


Ъ
Для составления рабочей программы была использована следующая методическая и учебная литература:
1.Программы специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида/под ред. И.М. Бгажноковой. – М. «Изд. «Просвещение», 2011.

2.Г.В. Морозова. Ознакомление с окружающим миром. Конспекты комплексных занятий, 2010.

3.Н.Б. Матвеева, М.С. Котина, Т.О. Куртова, Живой мир. 3 класс. Учебник для специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида. – М.: Просвещение, 2013.

Для организации и проведения уроков чтения используется следующие методические пособия: материалы для фронтальной работы (таблицы «Животные», «Птицы», «Рыбы», «Насекомые», «Овощи», «Фрукты», «Учебные вещи», «Игрушки») и индивидуальной работы (схемы для составления описания предмета) и технические средства обучения: компьютер, видеомагнитофон и видеоплейер, магнитофон.

ДЕПАРТАМЕНТ ОБРАЗОВАНИЯ ГОРОДА МОСКВЫ

ЦЕНТРАЛЬНОЕ ОКРУЖНОЕ УПРАВЛЕНИЕ ОБРАЗОВАНИЯ

ГОСУДАРСТВЕННОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

СПЕЦИАЛЬНАЯ (КОРРЕКЦИОННАЯ) ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА VIII ВИДА № 532


УТВЕРЖДАЮ

Директор школы

С. Н. Кремнева

«____» 2013 г.


РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

по предмету

«Занимательный труд»
3 «Б» КЛАСС
(для учащихся с легкой и умеренной степенью интеллектуальных нарушений)

Составитель программы:

учитель

Прокофьева Ирина Викторовна


Москва

2013 г.

Пояснительная записка

Цели и задачи программы

Уроки занимательного труда способствуют развитию сенсомоторной сферы, мелкой моторики, координации движений обеих рук, зрительно-двигательной координации, восприятия, представлений об окружающем мире. На данных уроках решаются прежде всего коррекционно-развивающие и воспитательные задачи, т.к. школьники с разной степенью нарушения интеллектуального развития обладают ограниченными возможностями овладения знаниями об изобразительном творчестве и соответствующими ручными умениями и навыками.

На уроках занимательного труда решаются следующие задачи:

  • формирование положительного эмоционального отношения к изобразительной деятельности;

  • развитие интереса к деятельности и ее результатам;

  • формирование потребности в отражении действительности доступными изобразительными средствами (рисунок, аппликация);

  • формирование умения соотносить получаемые изображения с реальными объектами, явлениями, событиями;

  • обучение приемам и средствам рисования, аппликации, лепки;

  • развитие восприятия основных свойств и отношений изображаемых объектов;

  • обогащение, уточнение и закрепление представлений о предметах и явлениях окружающего мира;

  • совершенствование мелкой моторики, зрительно-двигательной координации, координации движений обеих рук;

  • воспитание адекватного отношения к результатам собственной деятельности и деятельности других, формирование основ самооценки.

Обучение предмету «Занимательный труд» происходит на основании следующих нормативно-правовых документов: Закона РФ «Об образовании», Положения о специальном (коррекционном) образовательном учреждении VIII вида, Программы специальных (коррекционных) общеобразовательных учреждений VIII вида под ред. к.п.н. И.М. Бгажноковой. Обучение на уроках занимательный труд проходит в соответствии с нормами САНПиН и с применением ИКТ.

На предмет «Занимательный труд» в учебном плане отводится 2 часа в неделю. Обучение проходит в форме совместной деятельности учителя и учащихся, при этом ведущая роль принадлежит учителю. Для обучения создаются такие условия, которые дают возможность каждому ребенку работать в доступном темпе, проявляя возможную самостоятельность. Учебный материал носит вариативный характер и подбирается учителем самостоятельно в зависимости от уровня развития каждого ребенка.


В процессе обучения учитель может использовать различные формы организации образовательного процесса: урок с привлечением различных видов деятельности: игровой (сюжетно-ролевая, дидактическая, театрализованная, подвижная игра), элементарной трудовой, конструктивной, а также внеклассную работу по предмету (викторины, экскурсии, совместная работа с родителями). Успешность обучения детей с умеренной и выраженной умственной отсталостью зависит от разнообразия методов и приемов, применяемых на уроке. Их выбор зависит от содержания урока, особенностей психофизического развития детей, уровня овладения ими изобразительной деятельностью.
В процессе обучения изобразительной деятельности школьников с легкой и умеренной степенью нарушения интеллекта целесообразно использовать следующие методы и приемы:

  • совместные действия ребенка и взрослого, действия по подражанию (в основном на начальном этапе обучения и при изучении нового содержания);

  • действия школьников по образцу, особенно на уроках декоративного рисования;

  • действия с контурными изображениями, использование приемов наложения и обводки шаблонов, трафаретов для создания целостного образа изображаемого предмета;

  • выполнение изображений по натуре после предварительного тактильного и зрительного обследования, «прорисовывания»;

  • предварительное рассматривание, самостоятельное называние, показ по словесной инструкции педагога рисунков, картин, специально подобранных народных игрушек, картинок и т. п.;

  • соотнесение предметов с соответствующими им изображениями с последующим их называнием или указанием на них с помощью жеста;

  • наблюдения на прогулках и экскурсиях за явлениями природы, предметами окружающего мира, живыми объектами для последующего изображения их в процессе рисования, лепки, аппликации;

  • обыгрывание предметов, определение их функционального назначения, свойств и качеств для последующего более точного изображения на уроках рисования;


Уровень умений и знаний учащихся по предмету не может оцениваться с общепринятых педагогических позиций. Критериальные оценки относительно обучаемости детей со сложной структурой дефекта ориентированы не на результативность технологии учения в рамках нормированного педагогического процесса, а на опыт социального продвижения детей, т.е. на предметное и чувственное отражение окружающего мира, развитие личностного самосознания в обществе людей.

Уровень умений и знаний учащихся по предмету:


Учащиеся могут знать/понимать

Учащиеся могут уметь

Учащиеся могут использовать приобретенные знания и умения в практической жизни

  • названия материалов для поделок и их свойства;

  • возможности использования изученных материалов;

  • названия объектов работы;

  • названия инструментов, используемых для выполнения поделок из различных материалов.

- выбирать и называть операции, специфические для данного материала;

- самостоятельно организовывать свои действия с опорой на образец поделки, натуральный образец, предметную карту;

- составлять простейший эскиз (как элемент планирования);

- делать отчет о выполненной работе.

Могут с различной долей самостоятельности работать с ножницами, бумагой, нитками, тканью.
1   2   3   4   5