Главная страница

Прокофьева Ирина Викторовна Москва 2013 г пояснительная записка рабочая программа



НазваниеПрокофьева Ирина Викторовна Москва 2013 г пояснительная записка рабочая программа
страница2/5
Дата16.04.2016
Размер1.03 Mb.
ТипПрограмма
1   2   3   4   5



Обучение осуществляется по учебникам: 1. В.В. Воронкова, И.В. Коломыткина, Букварь для 1 класса специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида. – М.:Просвещение», 2008; 2. Чтение. 3 класс: Учебник для специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида / Авт.сост. Смирнова З.Н., Гусева Г.М. – М.:Просвещение, 2012.

В основу содержания программы положены три основные принципа: доступность, практическая значимость и жизненная необходимость тех знаний, умений и навыков, которыми будут овладевать учащиеся.

Обучение может проводиться как традиционным как звуковым аналитико-синтетическим методом, так и нетрадиционными методами. Первоначально опора должна быть на зрительную память, на запоминание зрительного образа буквы с постепенным подключением слухового анализатора. На этом же основании используются также элементы глобального чтения.

Обучение чтению во 2-ом классе начинается с послебукварного периода. Задачи этого этапа: закреплять навыки плавного послогового чтения ранее усвоенных слоговых структур, учить читать новые слоговые структуры в словах, совершенствовать звуко-буквенный анализ отдельных слов, продолжать работу над дикцией и выразительностью речи.
Содержание рабочей программы по предмету «Чтение».



Раздел в программе

Содержание

Задачи

Цели (характеристика деятельности учащихся)

Способ проверки достижений учащихся

Ожидаемые результаты (учащиеся могут овладеть следующими знаниями и умениями)

1 уровень


2 уровень

3 уровень


Предметные учебные действия


Чтение, техника чтения. Выразительное, сознательное чтение

Произведения русского народного творчества: сказки, загадки, поговорки, игровые песни. Небольшие рассказы и стихотворения русских и зарубежных авторов о природе родного края, о жизни детей и взрослых, о труде, о народных праздниках, о нравственных и этических нормах поведения. Статьи, содержащие практические советы на темы, связанные с трудом, школой, семьей, природой.
Техника чтения.

Чтение без искажения звукового состава слова с соблюдением правильного ударения. Переход на чтение целыми словами. Послоговое чтение слов, трудных по семантике и слоговой структуре (речевая зарядка). Переход с орфографического на орфоэпическое чтение односложных и двусложных слов.
Выразительное чтение.

Соблюдение знаков препинания. Интонация законченности повествовательного предложения, вопросительная и восклицательная интонация. Передача тоном голоса эмоционального содержания читаемого и характера персонажа. Выразительное чтение по ролям коротких отрывков с прямой речью после работы над текстом.


Отрабатывать чтение без искажения звукового состава слова с соблюдением правильного ударения. Читать целыми словами, послоговое чтение слов, трудных по семантике и слоговой структуре. Совершенствовать звуковую культуру речи.

Научить отвечать на вопросы по содержанию текста. Уметь вычленять слова из предложений по заданию учителя и соотносить слова и предложения с иллюстративном материалом. Разучить загадки, потешеки и стихотворения с голоса учителя; уметь воспроизвести их в игровой ситуации.

Учащимся необходимо прейти на чтение целыми словами без искажения звукового состава небольших, простых по содержанию и структуре слов и предложений, рассказов и стихотворений. Развивать звуковую культуру речи. Отвечать на вопросы по содержанию текста. Пересказывать содержание рассказа по частям близко к тексту с опорой на картинный план. Необходимо уметь вычленять слова из предложений по заданию учителя и соотносить слова и предложения с иллюстративном материалом; разучивать загадки, потешеки и стихотворения с голоса учителя; уметь воспроизвести их в игровой ситуации.


Проверка техники чтения

Слушать чтение произведения учителем, отвечать на вопросы по содержанию.

Читать текст вслух целыми словами (по слогам трудные по семантике и структуре слова).

Развивать звуковую культуру речи. Отвечать на вопросы по содержанию прочитанного и находить в тексте предложения, подтверждающие правильность ответа. Уметь устанавливать с помощью учителя простых смысловых связей между событиями и поступками героев; соотносить предложения и абзацы текста с иллюстративным материалом, а также содержания рассказа и его заглавия.


Читать без искажения звукового состава слов с правильным ударением в них. Соблюдать интонации конца предложения и пауз между предложениями. Правильно читать текст вслух по слогам с постепенным переходом на чтение целым словом часто встречающихся двусложных слов. Выразительно читать, по возможности, наизусть 3-4 небольших стихотворения по образцу учителя.

Читать, по возможности, без искажения звукового состава слов с правильным ударением в них.

Прослушивать текст, знакомиться с новыми словами с опорой на наглядные средства. Соотносить предложения и абзацы текста с иллюстратив-ным материалом.




Выразительное чтение наизусть коротких стихотворений с опорой на чтение учителя.

Сознательное чтение. Прослушивание текста с установкой на осмысление его содержания и эмоциональную оценку. Ответы на вопросы по содержанию. Выборочное чтение для ответа на вопрос, для соотнесения предложения текста с иллюстрацией. Установление последовательности действий героев произведения и взаимосвязи событий. Объяснение поступков действующих лиц, оценка их поведения. Развитие умения прогнозировать содержание произведения до его чтения по заглавию. Объяснение семантики слова с опорой на наглядный материал после разбора его с учителем. Коллективная работа по выделению главной мысли произведения с помощью наводящих вопросов учителя. Деление текста на части с опорой на серию картинок.


Отрабатывать чтение без искажения звукового состава слов с правильным ударением в них. Соблюдать интонации конца предложения и пауз между предложениями. Уметь читать выразительно стихотворения. Отвечать на вопросы по содержанию прочитанного и находить в тексте предложения, подтверждающие правильность ответа. Уметь делить текст на части с опорой на серию картинок, устанавливать с помощью учителя простых смысловых связей между событиями и поступками героев; соотносить предложения и абзацы текста с иллюстративном материалом, а также содержания рассказа и его заглавия.

Необходимо соблюдать интонации конца предложения и пауз между предложениями. Выразительно читать наизусть короткие стихотворения по образцу учителя. Прослушивать текст, знакомиться с новыми словами с опорой на наглядные средства. Отвечать на вопросы по содержанию прочитанного и находить в тексте предложения, подтверждающие правильность ответа. Уметь устанавливать с помощью учителя простых смысловых связей между событиями и поступками героев; соотносить предложения и абзацы текста с иллюстративном материалом, а также содержания рассказа и его заглавия.

Проверка техники чтения

Выразительно читать наизусть 5-7 стихотворений. Прослушивать текст, знакомиться с новыми словами с опорой на наглядные средства.

Прослушивать текст, знакомиться с новыми словами с опорой на наглядные средства. Отвечать на вопросы по содержанию прочитанного по наводящим вопросам учителя. Соотносить предложения и абзацы текста с иллюстратив-ным материалом.




Развитие речи

Пересказ текста по частям словами, близкими к тексту, с опорой на картинку; выделение в тексте слов, характеризующих персонажей; использование этих слов в пересказе. Словесное рисование картин к каждой части. Запоминание диалогов после их чтения по ролям, работа над драматизацией.



Учить пересказывать текст по частям словами, близкими к тексту, с опорой на картинку; выделение в тексте слов, характеризующих персонажей; использование этих слов в пересказе.

Учащиеся должны научиться пересказывать текст по частям словами, близкими к тексту, с опорой на картинку; выделять в тексте слова, характеризующие персонажей; использовать эти слова в пересказе.

Предметно-практическая деятельность, беседа.

Уметь правильно строить предложения при ответе на вопросы; работать на правильной интонацией. Пересказывать с опорой на картинно-символический план к каждому предложению. Разучивать небольшие стихотворения с голоса учителя.

Уметь правильно строить предложения при ответе на вопросы. Пересказывать с опорой на картинно-символический план к каждому предложению с помощью учителя. Разучивать небольшие стихотворения с голоса учителя (по возможности).

Уметь правильно строить предложения при ответе на наводящие вопросы учителя. Разучивать двустишия с голоса учителя (по возможности).

Внеклассное чтение



Самостоятельное чтение доступных по содержанию детских книг. Правильное называние заглавия произведения и его автора. Знакомство с книгой по иллюстрации на обложке и ее заглавию. Знакомство с жанрами (сказки, рассказы, стихи).

Мотивировать учащихся к самостоятельному чтению книг, прививать любовь к художественному чтению и к активному участию в анализе произведения. Учить эмоционально выражать содержание прочитанного, выделяя основные личностные качества, черты главных героев.

Самостоятельно читать художественную литературу по мимо школьной программы.

Уметь эмоционально выражать содержание прочитанного, выделяя основные личностные качества, черты главных героев. Уметь высказывать свое отношение к поступку героя, к событию после проведенного анализа произведения.

Беседа на уроках по внеклассному чтению.

Самостоятельно читать художественную литературу по мимо школьной программы.

Уметь эмоционально выражать содержание прочитанного, выделяя основные личностные качества, черты главных героев.

Высказывать свое отношение к поступку героя, к событию после проведенного анализа произведения.

Читать художественную литературу по мимо школьной программы с родителями.

Излагать прочитанное, опираясь на картинный план.

Слушать чтение художественной литературы на магнитных носителях или при помощи родителей.


Учебно-тематический план по предмету «Чтение»




Название раздела в программе

Количество часов (134 ч)

теория

Контрольные мероприятия

I.

Повторение пройденного материала в 2-ом классе.

6 ч

1

II.

Содержание, выразительность, техника чтения

70 ч

2

III.

Развитие речи

46 ч

2

IV.

Внеклассное чтение

12 ч

2

Для составления рабочей программы была использована следующая методическая и учебная литература:

1.Программы специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида/под ред. И.М. Бгажноковой. – М., «Изд. «Просвещение», 2011.

2. Чтение. 3 класс: Учебник для специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида / Авт.сост. Смирнова З.Н., Гусева Г.М. – М.: Просвещение, 2012.

ДЕПАРТАМЕНТ ОБРАЗОВАНИЯ ГОРОДА МОСКВЫ

ЦЕНТРАЛЬНОЕ ОКРУЖНОЕ УПРАВЛЕНИЕ ОБРАЗОВАНИЯ

ГОСУДАРСТВЕННОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

СПЕЦИАЛЬНАЯ (КОРРЕКЦИОННАЯ) ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА VIII ВИДА № 532


УТВЕРЖДАЮ

Директор школы

С. Н. Кремнева

«____» 2013 г.

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

по предмету

«Русский язык»
3 «Б» КЛАСС

(для учащихся с легкой и умеренной степенью интеллектуальных нарушений)


Составитель программы:

учитель

Прокофьева Ирина Викторовна


Москва

2013 г.
Пояснительная записка
Цели и задачи, решаемые при реализации программы.

Обучение русскому языку детей с интеллектуальными нарушениями предполагает формирование у них коммуникативно-речевых умений, владение которыми, в дальнейшем поможет выпускникам максимально реализоваться в самостоятельной жизни.

Рабочая программа по русскому языку реализуется на основании следующих нормативно-правовых документов: Закона РФ «Об образовании», Положения о специальном (коррекционном) образовательном учреждении VIII вида, Программы специальных (коррекционных) общеобразовательных учреждений VIII вида под ред. к.п.н. И.М. Бгажноковой. Обучение на уроках чтения проходит в соответствии с нормами САНПиН и с применением ИКТ.

На предмет «» в учебном плане отводится 3 часа в неделю. Для обучения создаются такие условия, которые дают возможность каждому ребенку работать в доступном темпе, проявляя возможную самостоятельность. Учебный материал носит вариативный характер и подбирается учителем самостоятельно в зависимости от уровня развития каждого ученика.

В процессе обучения учитель может использовать различные формы организации образовательного процесса: урок с привлечением различных видов деятельности: игровой (сюжетно-ролевая, дидактическая, театрализованная, подвижная игра), элементарной трудовой, конструктивной, а также внеклассную работу по предмету (викторины, экскурсии, совместная работа с родителями).

Основные требования к умениям учащихся по предмету:



I уровень

II уровень

III уровень

- записывать слова с послоговым орфографическим проговариванием;

- различать гласные и согласные, ударные и безударные гласные; дифференцировать оппозиционные согласные;

- делить слова на слоги, переносить части слова при письме;

- списывать текст целыми словами; писать под диктовку текст (15-20 слов), включающий слова с изученными орфограммами;

- выделять из предложения слова, обозначающие предметы, действия, признаки;

- составлять предложения, восстанавливать нарушенный порядок слов в предложении.


- дифференцировать на слух и в произношении оппозиционные звуки;

- делить слова на слоги, переносить слова по слогам с помощью учителя;

- списывать по слогам слова и короткие предложения с печатного и рукописного текстов;

- писать предложение с большой буквы и ставить точку в конце;

- составлять предложение по картинке;

подбирать по вопросам названия предметов и действий.

- делить слова на слоги;

- списывать по слогам слова и короткие предложения с печатного текстов;

- писать предложение с большой буквы и ставить точку;

- составлять предложение по картинке.




Оценка знаний проводится в соответствии с утвержденным уровнем программы и может быть «5», «4», «3», «н/а» (не аттестован). Оценка «2» не ставится, так как она означает, что неправильно определен уровень программных требований.
Обучение осуществляется по учебнику: Якобская Э.В., Павлова Н.В. Русский язык. 3 класс: учебник для специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида, «Просвещение», М., 2012.

В основу содержания программы положены следующие принципы: доступность, практическая значимость и жизненная необходимость тех знаний, умений и навыков, которыми будут овладевать учащиеся.

Реализуется обучение на уроках письма в основном методами, способами и средствами, которые предусматриваются методикой преподавания русского языка в специальной (коррекционной) школе VIII вида. Даже минимальный объем знаний, который дается детям, должен соответствовать дидактическому принципу научности.


Принцип доступности является основным на каждом уроке: объем, последовательность прохождения тем, виды работ, форма предъявления, количество повторений и частота обращений к одной и той же теме, как для всего класса в целом, так и для каждого ребенка в отдельности. Такой подход позволяет эффективнее осуществлять дифференцированную работу на уроке.

Уроки русского языка имеют большое коррекционное значение: это развитие мелкой моторики, координации и точности движений рук, пространственной ориентации. Известно, что через развитие руки стимулируется общее развитие ребенка, развитие мышления и внимания.

В 1-4 классах содержание учебного материала на уроках русского языка впрямую связано с уроком чтения – те же буквы, слоги, слова и т.д .Осуществляется межпредметная связь с занятиями по рисованию, лепке, выкладыванию букв из цветных палочек, пуговиц, мозаике, конструированию. Широко используется художественная литература, чтение потешек, стихов, загадок, слушание музыки и пения.

Порядок изучения звуков и букв диктуется законами фонетики с учетом специфики особенностей познавательной деятельности детей.
Обязательно включается, как элемент чистописания, написание букв, которые изучаются (или повторяются) на уроке чтения. Это будет способствовать узнаванию и переносу знаний полученных на уроке чтения в условия другого предмета. Межпредметные связи позволяют более эффективно закреплять узнавание и понимание слов, лучше запоминать их, что быстрее обогатит пассивный и активный словарь учащихся.


Содержание рабочей программы по предмету «Русский язык»


Раздел в предмете

Содержание

Задачи

Цели (характеристика деятельности учащихся)

Способ проверки достижений учащихся

Ожидаемые результаты (учащиеся могут овладеть следующими знаниями и умениями)

1 уровень


2 уровень

3 уровень

Повторение

Выделение предложений из речи. Его графическое изображение. Сравнение оформления предложения в схеме и записи. Ответы на вопросы. Коллективная запись ответов. Чтение диалогов. Определение количества предложений в диалоге. Соблюдение вопросительной и повествовательной интонации. Завершение начатого предложения. Сравнение предложения и не предложения. Работа с деформированным предложением. Определение порядка слов в предложении. Выделение в предложении названий предметов и названий действий. Использование соответствующих вопросов для выделения слов. Составление загадок по названиям частей предмета; отгадывание загадок.

Учить выделять предложения из речи. Его графическое изображение. Учить сравнению оформления предложения в схеме и записи. Учить ответам на вопросы и коллективной записи ответов. Учить определению количества предложений в диалоге и соблюдению вопросительной и повествовательной интонации. Закреплять навыки работы с деформированным предложением и определением порядка слов в предложении, а так же выделять в предложении названий предметов и названий действий и использовать нужные вопросы для выделения слов.

Учащиеся должны уметь выделять предложения из речи. Его графическое изображение, сравнивать оформление предложения в схеме и записи. Учащиеся должны уметь определять количество предложений в диалоге и соблюдать вопросительную и повествовательную интонации. Владеть навыками работы с деформированным предложением и определением порядка слов в предложении, а так же выделять в предложении названий предметов и названий действий и использовать нужные вопросы для выделения слов.

Контрольные и проверочные работы.

Составлять предложения на основе демонстрации действий. Составлять схему предложения и работать с ней. Уметь определять количество предложений в диалоге и соблюдать вопросительную и повествовательную интонации. Уметь работать с деформированным предложением и определением порядка слов в предложении, а так же выделять в предложении названий предметов и названий действий и использовать нужные вопросы для выделения слов.

Составлять предложения на основе демонстрации действий. Составлять схему предложения с помощью учителя. Работать с предлогами. Составлять предложения с данными словами. Уметь работать с деформированным предложением и определением порядка слов в предложении с помощью учителя.

Составлять предложения на основе демонстрации действий (с помощью учителя). Распространять предложения с помощью картинок (с помощью учителя).

Звуки и буквы

Алфавит. Знакомство со «Школьным орфографическим словарем». Восстановление в памяти (с помощью учителя) словарных слов, изученных во 2-м классе; нахождение их в орфографическом словаре. Гласные звуки и буквы. Ударение в двусложных и трехсложных словах. Выделение ударной гласной. Гласные ударные и безударные. Наблюдение за одинаковым написанием ударной и безударной гласной в группе слов-«родственников». Слогообразующая роль гласных. Деление слов на слоги. Гласные е, ё , ю, я в начале слова или слога. Слова с гласной э в начале слова. Перенос части слов при письме. Согласные твердые и мягкие. Их дифференциация на слух и в произношении.


Ознакомить учащихся и научить пользоваться «Школьным орфографическим словарем».

Дать учащимся в доступной форме понятие гласных и согласных звуков и букв. Научить выделять ударную гласную в двусложных и трехсложных словах и наблюдать за одинаковым написанием ударной и безударной гласной в группе слов-«родственников».

Закрепить навык деления слова на слоги и переноса части слова при письме (гласные е, ё, ю, я в начале слова или слога, слова с гласной э в начале слова).

Дать понятие о дифференциации на слух и в произношении твердых и мягких согласных.




Учащиеся должны уметь пользоваться

«Школьным орфографическим словарем». Различить гласные и согласные звуки и буквы. Уметь выделять ударную гласную в двусложных и трехсложных словах и наблюдать за одинаковым написанием ударной и безударной гласной в группе слов-«родственников».

Уметь делить слова на слоги и переноса части слова при письме (гласные е, ё, ю, я в начале слова или слога, слова с гласной э в начале слова). Уметь дифференцировать на слух и в произношении твердые и мягкие согласные.

Должны уметь обозначать мягкость согласных на письме буквами

и, е, ё, ю, я и буквой ь на конце и в середине слова.



Контрольные и проверочные работы, беседы.



Уметь пользоваться

«Школьным орфографическим словарем». Различить гласные и согласные звуки и буквы. Выделять ударную гласную в двусложных и трехсложных словах и наблюдать за одинаковым написанием ударной и безударной гласной в группе слов-«родственников». Делить слова на слоги и переносить части слова при письме. Выделять гласные е, ё, ю, я в начале слова или слога, слова с гласной э в начале слова. Дифференцировать на слух и в произношении твердые и мягкие согласные, обозначать мягкость согласных на письме буквами



Уметь пользоваться

«Школьным орфографическим словарем» с помощью учителя. Различить гласные и согласные звуки и буквы. Выделять ударную гласную в двусложных словах. Делить слова на слоги и переносить части слова при письме с помощью учителя. Выделять гласные е, ё, ю, я в начале слова или слога, слова с гласной э в начале слова.

Знать сочетание гласных с шипящими и выделить их при написании:

жи – ши, ча – ща, чу – щу.




Различать согласные звуки и б Выделять ударную гласную в двусложных словах с помощью учителя. Делить слова на слоги и переносить части слова при письме с помощью учителя. Выделять гласные е, ё, ю, я в начале слова или слога, слова с гласной э в начале слова.





Обозначение мягкости согласных на письме буквами и, е, ё, ю, я. Буква ь на конце и в середине слова. Шипящие согласные. Сочетание гласных с шипящими. Правописание жи – ши, ча – ща, чу – щу. Парные звонкие и глухие согласные. Различение их на слух и в произношении. Несоответствие звука и буквы в словах со звонкой и глухой согласной на конце. Правописание звонких и глухих согласных на конце слова. Проверка написания путем изменения формы слова.

Научить обозначать мягкость согласных на письме буквами и, е, ё, ю, я и буквой ь на конце и в середине слова. В доступной форме объяснить сочетание гласных с шипящими: правописание жи – ши, ча – ща, чу – щу. Научить уметь различать парные звонкие и глухие согласные на слух и в произношении. Объяснить правописание звонких и глухих согласных на конце слова, и как проверить их при написании путем изменения формы слова.

Должны знать сочетание гласных с шипящими и правописание жи – ши, ча – ща, чу – щу. Уметь различать парные звонкие и глухие согласные на слух и в произношении.

Должны знать правописание звонких и глухих согласных на конце слова, и как проверить их при написании путем изменения формы слова.




и, е, ё, ю, я и буквой ь на конце и в середине слова. Знать сочетание гласных с шипящими и выделить их при написании:

жи – ши, ча – ща, чу – щу. Различать парные звонкие и глухие согласные на слух и в произношении. Знать правописание звонких и глухих согласных на конце слова, и как проверить их при написании путем изменения формы слова.

Различать парные звонкие и глухие согласные на слух и в произношении с помощью учителя.




Слово

Предмет и его название, по вопросам кто? что? Выделение названий предметов из предложения. Расширение круга слов, обозначающих предметы, явления природы, растения, животных и т.д. Составление пар слов с ласкательным и уменьшительным значением.

Заглавная буква в названиях городов, деревень, сел, улиц.

Названия действий. Различение слов, обозначающих действия предметов, по вопросам что делает? что делают?

Знакомство с новыми вопросами к названиям действий: что делал? (что сделал?), что будет делать? (что сделает?) Подбор названий действий по вопросам или по образцу.

Согласование слов, обозначающих названия действий с названиями предметов.

В доступной форме дать учащимся понятие о предмете и его названии, учить различать их. Учить выделять названия предметов из предложения. Обозначать обобщающим словом. Расширить круг слов, обозначающих предметы, явления природы, растения, животных и т.д. Учить составлять пары слов с ласкательным и уменьшительным значением.

Познакомить с написанием заглавной буквы в названиях городов, деревень, сел, улиц.

Учить дифференцировать слова, обозначающие действия предметов и познакомить с новыми вопросами к названиям действий.

Учить пониманию о согласовании слов, обозначающих названия действий с названиями предметов,


Учащиеся должны знать предмет и его название уметь различать их. Выделять названия предметов из предложения. Уметь обозначать обобщающим словом предметы, явления природы, растения, животные и т.д. Уметь составлять пары слов с ласкательным и уменьшительным значением.

Знать правила написания большой буквы в названиях городов, деревень, сел, улиц.

Уметь дифференцировать слова, обозначающие действия предметов. Понимать согласование слов, обозначающих названия действий с названиями предметов. Научиться отгадывать названия предметов по названиям действий и


Контрольные и проверочные работы, беседы.

Знать предмет и его название, уметь различать их. Различать сходные по назначению и форме предметы. Обозначать обобщающим словом. Уметь составлять пары слов с ласкательным и уменьшительным значением.

Знать правила написания заглавной буквы в названиях городов, деревень, сел, улиц.

Уметь различать слова обозначающие действия предметов, ставить соответствующие вопросы.

Знать предлоги и уметь правильно их использовать, подбирать к названиям предметов нескольких названий действий.

Знать предмет и его название, уметь различать их. Обозначать обобщающим словом.

Знать правила написания заглавной буквы в названиях городов, деревень, сел, улиц.

Уметь различать слова, обозначающие действие предмета.

Знать предлоги.

Уметь правильно использовать предлоги.

Понимать правила использования «Школьного орфографического словаря».

Знать предмет и его названии, уметь различать их. Обозначать обобщающим словом.

Уметь различать предмет и его действие (с помощью учителя).

Знать предлоги.




Отгадывание названий предметов по названиям действий.

Подбор к названиям предметов нескольких названий действий.

Название признаков предмета.

Образование слов различных категорий по образцу или по вопросам.

Предлоги к, от, по, над, под. Их пространственное значение. Предлог о, его значение Выполнение действий, демонстрирующих отношения между объектом и субъектом.

Использование в словосочетаниях названий предметов в правильной форме в зависимости от предлога.

Слова с непроверяемыми гласными. Использование орфографического словаря.

отгадывать названия предметов по названиям действий и подбирать к названиям предметов нескольких названий действий. Объяснить образование слов различных категорий по образцу или по вопросам.

Продолжать изучать предлоги и их значение, выполнение действий, демонстрирующих отношения между объектом и субъектом. Учить использовать в словосочетаниях названий предметов в правильной форме в зависимости от предлога.

Объяснить слова с непроверяемыми гласными.

Учить пользоваться «Школьным орфографическим словарем» для проверки написания слов.


подбирать к названиям предметов нескольких названий действий.

Знать предлоги и роль предлога в обозначении пространственного значения и подбирать к названиям предметов нескольких названий действий.

Уметь использовать в словосочетаниях названий предметов в правильной форме в зависимости от предлога.

Научиться единообразному подбору слов-«родственников».

Научиться пользоваться «Школьным орфографическим словарем» для проверки написания слов.





Подбирать слова-родственники» к непроверяемым гласным.

Уметь пользоваться «Школьным орфографическим словарем» для проверки написания слов.








Предложение

Выделение предложения из текста. Практическая отработка правил оформления предложения на письме и в устной речи.

Сравнение предложения и набора слов, законченного и незаконченного предложений. Смысловая законченность предложения. Распространение предложений по картинке и по вопросам. Сравнение исходного и составленного предложений. Вывод о том, что нового узнали из дополненного предложения. Работа с деформированным предложением. Наблюдение за правильным порядком слов в предложении.

Самостоятельное составление предложений по вопросу, по теме, картинке, образцу.

Чтение диалога. Соблюдение правильной интонации в вопросе и ответе. Составление диалогов из данных вопросов и ответов.



Учить выделять предложения из текста или из речи. Учить графическому изображению предложений и обозначению в схеме начала и конца предложения.

Учить отличать предложения от простого набора слов.

Объяснить способы оформления ответа с ориентацией на вопрос. Учить различать интонацию в вопросе и ответе.

Продолжение работы с деформированным предложением и текстом. Учить самостоятельно составлять предложения по вопросу, по теме, картинке, образцу.

Объяснить составление диалогов из данных вопросов и ответов.

Уметь выделять предложения из текста или из речи. Уметь графически изображать предложений и обозначать в схеме начало и конец предложения.

Уметь отличать предложения от набора разрозненных слов. Уметь работать с деформированным предложением и текстом.

Уметь оформить ответ с ориентацией на вопрос. Правильно подбирать интонацию в ответе. Уметь самостоятельно составлять предложения по вопросу, по теме, картинке, образцу. Составлять диалоги из данных вопросов и ответов.

Контрольные и проверочные работы, беседы.

Выделять предложения из текста или из речи. Графически изображать предложений и обозначать в схеме начало и конец предложения.

Отличать предложения от набора разрозненных слов. Работать с деформированным предложением и текстом.

Оформлять ответ с ориентацией на вопрос. Правильно подбирать интонацию в ответе. Самостоятельно составлять предложения по вопросу, по теме, картинке, образцу. Составлять диалоги из данных вопросов и ответов.

Выделять предложения по картинке, по теме. Выделять предложения из текста или из речи (с помощью учителя). Графически изображать предложений и обозначать в схеме начало и конец предложения (с помощью учителя). Работать с деформированным предложением (с помощью учителя).

Правильно подбирать интонацию в ответе.

Составлять предложения по картинке (с помощью учителя). Выделять предложения из текста (с помощью учителя). Уметь графически изображать предложения ( с помощью учителя).


Письмо и чистописание



Списывание с печатного и рукописного шрифтов с постепенным ускорением темпа письма.

Четкое и графически правильное написание строчных букв и их соединений. Письмо под диктовку предложений с соблюдением изученных правил правописания. Контрольное списывание. Контрольные диктанты (15-20 слов).


Учить списыванию с печатного и рукописного шрифтов с постепенным ускорением темпа письма.

Учить четкому и графически правильному написанию строчных букв и их соединений. Учить писать под диктовку предложения с соблюдением изученных правил правописания.


Учащиеся должны уметь списывать с печатного и рукописного шрифтов с постепенным ускорением темпа письма. Уметь четко и графически правильно писать строчные буквы и их соединения. Уметь писать под диктовку предложения с соблюдением изученных правил правописания. Выполнять контрольные списывания и диктанты.



Контрольные и проверочные работы, беседы.


Списывать с печатного и рукописного шрифтов с постепенным ускорением темпа письма. Четко и графически правильно писать строчные буквы и их соединения. Писать под диктовку предложения с соблюдением изученных правил правописания.

Выполнять контрольные списывания и диктанты.



Писать буквы и выполнять простые письменные упражнений (с помощью учителя). Списывать с печатного текста (с помощью учителя). Писать под диктовку простые слова.

Выполнять контрольные списывания и диктанты ( с помощью учителя).



Писать буквы (с помощью учителя). Списывать с печатного текста по слогам (с помощью учителя).

Связная письменная речь

Различение рассказа и набора предложений. Определение, о ком или о чем рассказ. Коллективный подбор заглавия к рассказу.

Коллективное составление рассказа по серии сюжетных картинок. Озаглавливание рассказа. Использование данных текстовых синонимов для называния действующего лица. Использование местоимений вместо существительного.

Восстановление деформированного текста с опорой на серию картинок или на вопросы. Озаглавливание рассказа.

Учить различению рассказа и набора предложений и определению о ком или о чем рассказ. Формировать способность учащихся работать коллективно в составлении и оглавлении рассказа по серии сюжетных картинок.

Учить использовать синонимы для названия действующего лица и местоимений вместо существительного.

Учить восстанавливать деформированный текст с опорой на серию картинок или на вопросы и озаглавить рассказ.

Учащиеся должны уметь правильно располагать предложения, опираясь на наглядный материал. Уметь коллективно работать в составлении и оглавлении рассказа по серии сюжетных картинок.

Уметь подбирать заголовок к прочитанному тексту. Уметь использовать синонимы для названия действующего лица и местоимений вместо существительного.

Уметь восстанавливать деформированный текст с опорой на серию картинок или на вопросы и озаглавить рассказ.

Контрольные и проверочные работы, беседы.

Правильно располагать предложения, опираясь на наглядный материал. Подбирать заголовок к прочитанному тексту. Коллективно списывать с доски и отвечать на вопросы. Составлять предложения, восстанавливать нарушенный порядок слов в предложении. Составлять текст рассказа в виде подписей под серией сюжетных картинок (3 предложения). Записывать свой домашний адрес.

Правильно располагать предложения, опираясь на наглядный материал (помощью учителя). Подбирать заголовок к прочитанному тексту. Коллективно списывать с доски и отвечать на вопросы ( помощью учителя). Составлять предложение по картинке. Называть свой домашний адрес.

Правильно располагать предложения, опираясь на картинку ( с помощью учителя). Списывать с доски под контролем и с помощью учителя).
Учебно-тематический план по предмету «Русский язык»





Название раздела в программе

Количество часов (97 ч)

теория

Контрольные мероприятия

I

Повторение пройденного материала во 2-ом классе

6 ч

1

II

Звуки и буквы

39 ч

2

III

Слово

28 ч

2

IV

Предложение

12 ч

2




Письмо и чистописание

12 ч

3




Связная письменная речь








Для составления рабочей программы была использована следующая методическая и учебная литература:

1.Обучение детей с выраженным недоразвитием интеллекта: программно-методические материалы/под ред. И.М. Бгажноковой. – М., 2007.

2.Бекшиева З.И. Учим чтению, играя: пособие для родителей. Р/Д., 2009.

3.Воронкова В.В., Коломыткина И.В. Букварь. М., 2001.

Для организации и проведения уроков чтения используется следующие методические пособия: материалы для фронтальной работы (алфавит, карточки с буквами, слоговые таблицы) и индивидуальной работы (образцы написания букв, карточки для осуществления индивидуальной работы) и технические средства обучения: компьютер, видеомагнитофон и видеоплейер.

ДЕПАРТАМЕНТ ОБРАЗОВАНИЯ ГОРОДА МОСКВЫ

ЦЕНТРАЛЬНОЕ ОКРУЖНОЕ УПРАВЛЕНИЕ ОБРАЗОВАНИЯ

ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

СПЕЦИАЛЬНАЯ (КОРРЕКЦИОННАЯ) ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА VIII ВИДА № 532


УТВЕРЖДАЮ

Директор школы

С. Н. Кремнева

«____» 2013 г.

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

по предмету

«Живой мир»
3 «Б» КЛАСС

(для учащихся с легкой и умеренной степенью интеллектуальных нарушений)

Составитель программы:

учитель

Прокофьева Ирина Викторовна


Москва

2013 г.

Пояснительная записка

Цели и задачи, решаемые при реализации программы.

Курс «Живой мир» в специальном образовательном учреждении VIII вида является начальным звеном формирования естествоведческих знаний и помогает учащимся понять взаимосвязь и единство всех элементов природы.

Курс «Живой мир» решает следующие коррекционно-образовательные и воспитательные задачи:

  • уточняет имеющиеся у детей представления о живой и неживой природе, даёт новые знания об основных её элементах;

  • на основе наблюдений и простейших опытных действий расширяет представления о взаимосвязи живой и неживой природы, о формах приспособленности живого мира к условиям внешней среды;

  • вырабатывает умения наблюдать природные явления, сравнивать их, составлять устные описания, использовать в речи итоги наблюдений и опытных работ;

  • формирует знания учащихся о природе своего края;

  • формирует первоначальные сведения о природоохранной деятельности человека, учит детей бережному отношению к природе.

Обучение предмету «Живой мир» происходит на основании следующих нормативно-правовых документов: Закона РФ «Об образовании», Положения о специальном (коррекционном) образовательном учреждении VIII вида, Программы специальных (коррекционных) общеобразовательных учреждений VIII вида под ред. к.п.н. И.М. Бгажноковой. Обучение на уроках живого мира проходит в соответствии с нормами САНПиН и с применением ИКТ.

На предмет «Живой мир» в учебном плане отводится 2 часа в неделю. Обучение проходит в форме совместной деятельности учителя и учащихся, при этом ведущая роль принадлежит учителю. Для обучения создаются такие условия, которые дают возможность каждому ребенку работать в доступном темпе, проявляя возможную самостоятельность. Учебный материал носит вариативный характер и подбирается учителем самостоятельно в зависимости от уровня развития каждого ребенка.

В процессе обучения учитель может использовать различные формы организации образовательного процесса: урок с привлечением различных видов деятельности: игровой (сюжетно-ролевая, дидактическая, театрализованная, подвижная игра), элементарной трудовой, конструктивной, а также внеклассную работу по предмету (викторины, экскурсии, совместная работа с родителями). Ведущими методами обучения являются беседы, рассказы, наблюдения и составление на их основе описаний объектов природы или природных явлений, а также работа на опытном участке и разнообразная природоохранная деятельность.
Уровень умений и знаний учащихся по предмету не может оцениваться с общепринятых педагогических позиций. Критериальные оценки относительно обучаемости детей с легкой и умеренной степенью нарушения интеллекта ориентированы не на результативность технологии учения в рамках нормированного педагогического процесса, а на опыт социального продвижения детей, т.е. на предметное и чувственное отражение окружающего мира, развитие личностного самосознания в обществе людей.

Основные требования к умениям учащихся по предмету:


I уровень

II уровень

III уровень

- правильно называть изученные объекты и явления;

- Сранивать и различать растения леса, сада, деревья хвойные и лиственные; кустарники, травы, ягоды, цветы.

- сравнивать и различать домашних и диких животных и птиц; описывать их образ жизни;

- Соблюдать правила питания; правила приготовления и хранения продуктов.

- Соотносить сезонные изменения в неживой природе с изменениями в жизни растений, животных, человека.

- Определять по сезонным изменениям времена года.

- Определять направление ветра.

- называть изученные объекты и явления;

  • Сранивать и различать растения леса, сада; называть по 2-3 наиболее распространенных в данной местности растения.

  • сравнивать и различать домашних и диких животных и птиц; описывать их образ жизни;

  • соблюдать правила употребелния в пищу грибов и ягод;

  • соблюдать правила предупреждения простудных заболеваний.

  • Соблюдать требования по профилактике отравлений.

  • Соотносить сезонные изменения в неживой природе с изменениями в жизни растений, животных, человека.

- показывать изученные предметы и явления;

-Сранивать и различать растения леса, сада; называть по1 наиболее распространенному в данной местности растения.

  • различать домашних и диких животных и птиц;

  • соблюдать правила употребелния в пищу грибов и ягод;

  • соблюдать правила предупреждения простудных заболеваний.

  • Соблюдать требования по профилактике отравлений.



1   2   3   4   5