|
Прокофьева Ирина Викторовна Москва 2013 г пояснительная записка рабочая программа
ДЕПАРТАМЕНТ ОБРАЗОВАНИЯ ГОРОДА МОСКВЫ
ЦЕНТРАЛЬНОЕ ОКРУЖНОЕ УПРАВЛЕНИЕ ОБРАЗОВАНИЯ
ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
СПЕЦИАЛЬНАЯ (КОРРЕКЦИОННАЯ) ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА VIII ВИДА № 532
УТВЕРЖДАЮ
Директор школы
С. Н. Кремнева
«____» 2013 г.
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
3 «Б» КЛАСС
(для учащихся с легкой и умеренной степенью интеллектуальных нарушений)
Составитель программы:
учитель
Прокофьева Ирина Викторовна
Москва
2013 г.
Пояснительная записка
Рабочая программа реализуется на основании следующих нормативно-правовых документов: Закона РФ «Об образовании», Положения о специальном (коррекционном) образовательном учреждении VIII вида, Программы специальных (коррекционных) общеобразовательных учреждений VIII вида под ред. к.п.н. И.М. Бгажноковой. Обучение проходит в соответствии с нормами САНПиН и с применением ИКТ.
В течение всего учебного года учащиеся 3 «Б» класса продолжают обучение по следующим предметам: «Устная речь» - 70 часов; «Математика» - 133 часа; «Чтение» - 134 часа; «Русский язык» - 97 часов; «Живой мир» - 67 часов; «Занимательный труд» - 64 часа; «ИЗО» - 33 часа. Каждый из этих предметов решает основные задачи: коррекционно-развивающие; образовательные и воспитательные.
В 3-м классе планируется проводить обучение учащихся с применением инновационных педагогических технологий, построенных на полидисциплинарной основе и имеющих личностно-ценностную направленность проектирования нового типа развивающих образовательных сред, усовершенствованние средств и методов обучения. Теория и практика развивающего образования обосновывается психолого-дидактической парадигмой, в основе которой приоритетное использование психологических закономерностей развития ребенка, особенностей познавательного и личностного развития учащихся. В том числе и ориентация на ближайшую зону развития, на ведущие типы деятельности, на взаимозависимость обучения и развития и т.д. Психодидактика предусматривает развитие интеллектуальной, личностной, эмоциональной, духовно-нравственной, психосоматической сфер психики индивидуума, позволяющее ученику стать субъектом развития личности в целом, что способствует решению поставленных задач.
Психодидактика как интегративная область дает представление как о процессе учения в развивающем образовании, так и об ученике как субъекте личностного становления, о его познавательных интересах, морально-нравственной и духовной деятельности.
ДЕПАРТАМЕНТ ОБРАЗОВАНИЯ ГОРОДА МОСКВЫ
ЦЕНТРАЛЬНОЕ ОКРУЖНОЕ УПРАВЛЕНИЕ ОБРАЗОВАНИЯ
ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
СПЕЦИАЛЬНАЯ (КОРРЕКЦИОННАЯ) ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА VIII ВИДА № 532
УТВЕРЖДАЮ
Директор школы
С. Н. Кремнева
«____» 2013 г.
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
по предмету
«Устная речь» 3 «Б» КЛАСС (для учащихся с легкой и умеренной степенью интеллектуальных нарушений) Составитель программы:
учитель
Прокофьева Ирина Викторовна
Москва
2013 г.
Пояснительная записка Цели и задачи, решаемые при реализации программы. Предмет «Устная речь» является средством реализации социальных и воспитательных целей обучения, средством компенсации нарушений развития. Основными задачами выступают: совершенствование речевого опыта учащихся; коррегирование и обогащение языковой базы устных высказываний детей; формирование и развитие выразительной стороны речи; обучение построению устных связанных высказываний; воспитание культуры речевого общения. На основе изучения данного предмета формируются: умение общаться на заданную тему, представления о людях разного пола, возраста, профессий и форм общения с ними, умение правильно относить предметы к некоторым классам.
Освоение знаний о себе и об окружающем мире, способствует социальной аккомодации данной категории учащихся.
Рабочая программа по устной речи реализуется на основании следующих нормативно-правовых документов: Закона РФ «Об образовании», Положения о специальном (коррекционном) образовательном учреждении VIII вида, Программы специальных (коррекционных) общеобразовательных учреждений VIII вида под ред. к.п.н. И.М. Бгажноковой. Обучение на уроках устной речи проходит в соответствии с нормами САНПиН и с применением ИКТ.
На предмет «Устная речь» в учебном плане отводится 2 часа в неделю. Для обучения создаются такие условия, которые дают возможность каждому ребенку работать в доступном темпе, проявляя возможную самостоятельность. Учебный материал носит вариативный характер и подбирается учителем самостоятельно в зависимости от уровня развития каждого ребенка.
В процессе обучения учитель может использовать различные формы организации образовательного процесса: урок с привлечением различных видов деятельности: игровой (сюжетно-ролевая, дидактическая, театрализованная, подвижная игра), элементарной трудовой, конструктивной, а также внеклассную работу по предмету (викторины, экскурсии, совместная работа с родителями).
Вся работа по развитию речи проходит в форме совместной деятельности учителя и учащихся. Предмет «Устная речь» для 3 класса включает в себя несколько подразделов: «Общение и его значение в жизни», «Аудирование», «Дикция и выразительность речи», «Подготовка речевой ситуации и организация высказываний», «Культура общения».
Аудирование нацелено на развитие у детей способности воспринимать и понимать обращенную к ним речь, внимательное отношение к слову, правильное восприятие и понимание информации, а также слушание и понимание речи, записанной на магнитофон. Дикция и выразительность речи ориентирует учителя на отработку у школьников четкости произношения, его эмоциональной выразительности. Подготовка речевой ситуации и организация высказывания определяется как ведущий в развитии собственно разговорной речи. Для обеспечения поэтапного усвоения форм речевого этикета в программу введен подраздел «Культура общения», содержание которого, нацеливает учителя на проведение специальной работы по обогащению речи учащимися словами, оборотами и другими языковыми и неязыковыми средствами, которые служат для выражения просьбы, благодарности, приветствия, помогающие выбрать правильную форму обращения к собеседнику.
Работа по развитию устной речи не только обогащает словарный запас, но и развивает память, внимание, наблюдательность, логическое мышление детей. Уроки по развитию речи, построенные на доступном материале, пробуждают у умственно отсталых детей интерес, стимулируют познавательную деятельность, эффективно корригируют поведение и способствуют компенсации недостатков развития личности школьника.
Уровень умений и знаний учащихся по предмету оцениваться в зависимости от индивидуальных особенностей, потребностей учащегося. Критерии оценки данной категории учащихся ориентированы на опыт социального продвижения детей, т.е. на предметное и чувственное отражение окружающего мира, развитие личностного самосознания в обществе людей.
Основные требования к умениям учащихся по предмету:
I уровень
| II уровень
| III уровень
| - передавать содержание сказок и рассказов, прочитанных учителем или артистами в магнитофонной записи;
- выполнять инструкцию, предложенную в письменной форме;
- выразительно произносить чистоговорки, короткие стихотворения после анализа;
- участвовать в диалогах по темам речевых ситуаций;
- правильно выражать свои просьбы, употребляя «вежливые» слова; здороваться, прощаться, просить прощения и извиняться, используя соответствующие выражения;
- сообщать о себе: имя и фамилию, домашний адрес, имена и фамилии своих родственников;
- принимать участие в коллективном составлении рассказов по темам речевых ситуаций.
| - выполнять задания по словесной инструкции учителя, детей;
- выражать свои просьбы, используя «вежливые» слова, адекватно пользоваться правилами этикета при встрече и расставании с детьми и взрослыми;
- сообщать своё имя и фамилию, домашний адрес; объяснять, как можно доехать или дойти до школы;
- участвовать в ролевых играх в соответствии с речевыми возможностями;
- выразительно произносить чистоговорки, короткие стихотворения по образцу учителя;
- участвовать в беседе.
| - выполнять задания по словесной инструкции учителя, детей;
- выражать свои просьбы, адекватно пользоваться правилами этикета при встрече и расставании с детьми и взрослыми;
- участвовать в ролевых играх в соответствии с речевыми возможностями;
- участвовать в беседе по мере своих возможностей.
|
Контроль индивидуального усвоения знаний и умений осуществляется в процессе общения во время урочной и внеурочной деятельности детей, во время практических работ и сюжетных игр, т.к. контрольных работ по устной речи в программе не предусмотрено. Оценка знаний производится в соответствии с утвержденным уровнем программы и может быть «5», «4», «3», «н/а» (не аттестован). Оценка «2» не ставится, так как она означает, что неправильно определен уровень программных требований. Оценка «н/а» (не аттестован) обозначает, что обучающийся по каким-либо причинам длительное время отсутствовал в школе. Назначение оценки – вознаграждать трудолюбие, отражать успех, то есть на первый план выдвигается этическая и стимулирующая функции оценки.
Обучение осуществляется по учебнику: С.В. Комарова. Устная речь. 3 класс: учебник для специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида, М., «Просвещение», 2011 г.
В основе содержания программы лежат следующие положения:
На уроках учитель предъявляет образцы словесного (вербального) оформления предполагаемых высказываний: ответов на вопросы, связных высказываний, в том числе своих желаний и действий.
Количество новых слов, сообщаемых на одном уроке, должно быть ограниченно – не более 20% от общего количества слов.
Обязательно первичное произнесение учителем нового лексического материала, а затем хоровое проговаривание учебного материала всем классом.
Использование приемов сопряженного и отраженного проговаривания лексического материала для освоения образцов словесного оформления своих желаний, знаний, действий.
Заучивание простейших фраз, связанных с темой урока, коммуникативными потребностями ребенка или социальной ситуацией.
Организация работы по развитию умения слушать вопрос учителя и отвечать на поставленный вопрос, а также умения повторить вопрос по теме урока.
Работа на развитие умения слушать и слышать вопросы, ответы и высказывания одноклассников, умение повторить услышанное от других учеников.
На уроках устной речи следует широко использовать игровые элементы или речевые и ролевые игры. Это оживляет занятия, поддерживает у детей интерес к содержанию урока.
В содержании учебной программы по устной речи предлагается примерная тематика уроков. По каждой теме выделяются 3-4 опорных слова, которые не читающими детьми воспринимаются глобально. При организации работы по соотнесению изображения и названия, можно включать и показ слова, которое обозначает этот предмет. Слова предъявляются учащимся рядом с картинным изображением. Каждое слово следует предъявлять на отдельной таблице печатными буквами. Если в слове есть буквы, которые изучены или изучаются на уроке чтения, можно проводить работу по нахождению и показу этих букв в опорных словах.
Очень важна личностно направленная работа. Поэтому после фронтальной работы с классом организуется индивидуальное обращение к каждому по имени.
Одновременно вырабатываются навыки – смотреть на собеседника во время разговора, не перебивать говорящего, воспроизвести то, что услышал.
Содержание рабочей программы по предмету «Устная речь».
Раздел в предмете
|
Содержание
раздела
|
Задачи
раздела
|
Цели (характеристика деятельности учащихся)
|
Способ проверки достижений учащихся
| Ожидаемые результаты (учащиеся могут овладеть следующими знаниями и умениями)
| 1 уровень
| 2 уровень
| 3 уровень
| Общение и его значение в жизни
| Общение с природой. Что «говорят» деревья, цветы? Чем отвечают они на наше общение с ними? Понимаем ли мы язык животных, их повадки, позы? Попробуем разгадать их. Правильно ли мы общаемся с ними? Понимают ли нас животные?
Речевое общение. Для чего оно нужно людям?
Подведение учащихся к выводу с опорой на иллюстративный материал: общение нужно для того, чтобы сообщить что-то новое, обменяться мнением, попросить о чем-нибудь, поздравить, пожалеть, утешить и т.д.
| Учить логичности, связности, последовательности высказывания; подбирать определения, включать слова-признаки в предложения; развивать творческие способности детей, воспитывать любовь, уважение, заботу к окружающим их. Расширять словарный запас, учить отвечать на вопросы развернутой фразой.
| Учащимся необходимо уметь последовательно, логично высказываться на заданную тему, подбирать определения, включая слова-признаки в предложениях. Уметь отвечать на вопросы развернутой фразой. Освоить и знать правила речевого общения с опорой на иллюстративный материал и на заранее подготовленной ситуации.
| Предметно-практическая деятельность. Лексико- грамматическая игра, дидактическая игра, беседа, диспут, участие в викторине, составление письменного обращения.
| Уметь последовательно, логично высказываться на заданную тему, подбирать определения, включая слова-признаки в предложениях. Уметь отвечать на вопросы развернутой фразой. Освоить и знать правила речевого общения с опорой на иллюстративный материал и на заранее подготовленной ситуации.
| Уметь последовательно высказываться на заданную тему. Уметь отвечать на вопросы. Знать правила общения с опорой на иллюстративный материал.
| Уметь слушать и выполнять словесные инструкции, вступать в диалог с учителем и учащимися. Уметь отвечать на вопросы с опорой на наглядный материал и с помощью учителя.
|
| Правила речевого общения. Освоение правил речевого общения.
Письменное общение. Использование письменного общения в жизни (вывески, афиши, рекламы, письма, поздравительные открытки).
| Учить использовать письменное общение в жизни.
| Освоить письменное общение в жизни.
|
| Уметь пользоваться письменным общением.
| Уметь пользоваться письменным общением с помощью учителя.
|
| Аудирование
| Повторение оппозиционных слоговых структур, слов-паронимов, предложений, различных по количеству слов. Слушание коротких сказок и рассказов в исполнении чтецов с магнитофонной записи или просмотр видеофильмов. Ответы на вопросы по содержанию прослушанного или просмотренного.
Выполнение словесной инструкции, данной в письменном виде. Включение письменного задания в ролевую ситуацию.
Выбор из двух сходных по содержанию картинок той, которая соответствует услышанному предложению. Объяснение выбора.
| Учить слушать, запоминать и отчетливо произносить слоговые комплексы.
Учить логичности, связности, последовательности высказывания; подбирать определения. Расширять словарный запас учащихся, учить отвечать на вопросы развернутой фразой
Учить выполнять словесную инструкцию, данную в письменном виде. Научить правильно выбрать из двух сходных по содержанию картинок той, которая соответствует услышанному предложению.
| Учащимся необходимо уметь слушать, запоминать и отчетливо произносить слоговые комплексы. Уметь логично, последовательно высказываться, подбирать определения. Расширять словарный запас, уметь отвечать на вопросы развернутой фразой
Уметь выполнять словесную инструкцию, данную в письменном виде. Правильно выбрать из двух сходных по содержанию картинок ту, которая соответствует услышанному предложению.
| Лексико- грамматическая деятельность, беседа, ответы на вопросы по содержанию, лексико-грамматическая игра.
| Уметь слушать, запоминать и отчетливо произносить слоговые комплексы.
Уметь логично, последовательно высказываться, подбирать определения. Расширять словарный запас, уметь отвечать на вопросы развернутой фразой
Уметь выполнять словесную инструкцию, данную в письменном виде. Правильно выбрать из двух сходных по содержанию картинок ту, которая соответствует услышанному предложению.
| Уметь слушать, запоминать и отчетливо произносить слоговые комплексы.
Уметь последовательно высказываться. Уметь отвечать на вопросы небольшой фразой. Уметь выполнять словесную инструкцию.
| Уметь слушать, по возможности, произносить слоговые комплексы. Уметь понимать и отвечать на вопросы односложной фразой. Уметь выполнять доступную словесную инструкцию.
| Дикция и выразительность речи
| Совершенствования речевого дыхания. Четкое выразительное произнесение чистоговорок, стихотворных диалогов по подражанию. Громкая, тихая, спокойная, шепотная речь. Использование нужной силы голоса в различных ролевых ситуациях.
Вежливый тон голоса в разговоре. Передача различных чувств (радость, удивление, жалость, гнев, грусть, страх) соответствующим тоном голоса в специально подобранных диалогах. Различение на рисунках выражения этих чувств.
Произнесение одной и той же фразы с вопросительной, повествователь-ной и восклицательной интонацией.
| Совершенствовать речевое дыхание. Учить четкому выразительному произнесению чистоговорок, стихотворных диалогов по подражанию. Научить различать и воспроизводить громкую, тихую, спокойную, шепотную речь, а также использовать нужную силу голоса в различных ролевых ситуациях.
Объяснить и показать на наглядном материале различные чувства соответствующим тоном голоса в специально подобранных диалогах. Научить произнесению одной и той же фразы с вопросительной, повествовательной и восклицательной интонацией.
| Знать и использовать упражнения на совершенствование речевого дыхания. Уметь четко и выразительно произносить чистоговорки, стихотворные диалоги по содержанию. Уметь различать и воспроизводить громкую, тихую, спокойную, шепотную речь, а также использовать нужную силу голоса в различных ролевых ситуациях.
Научиться понимать и показать различные чувства соответствующим тоном голоса в специально подобранных диалогах. Уметь произнести одну и туже фразу с вопросительной, повествовательной и восклицательной интонацией.
| Предметно-практическая деятельность.
Разучивание чистоговорок, частушек, стихов. Логоритмические упражнения, артикуляционная гимнастика, пение различных слогов, слов, песенок.
| Выполнять упражнения на совершенствование речевого дыхания. Уметь четко и выразительно произносить чистоговорки, стихотворные диалоги по содержанию. Уметь различать и воспроизводить громкую, тихую, спокойную, шепотную речь, а также использовать нужную силу голоса в различных ролевых ситуациях.
Научиться понимать и показать различные чувства соответствующим тоном голоса в специально подобранных диалогах. Уметь произнести одну и туже фразу с вопросительной, повествовательной и восклицательной интонацией.
| Выполнять уражнения на совершенствование речевого дыхания. Учить чистоговорки, четверостишия с голоса учителя и проговаривать их. Различать громкую, тихую, спокойную и шёпотную речь. Использовать мимику и жесты в соответствии с речевой ситуацией. Научиться произносить произнести одну и туже фразу с вопросительной, повествовательной и восклицательной интонацией.
| Выполнять уражнения на подвижность органов речевого аппарата. Различать громкую, тихую речь. Использовать мимику и жесты в соответствии с речевой ситуацией с помощью учителя.
| Подготовка речевой ситуации и организация высказывания
| Определение темы ситуации, обсуждение того, что можно сказать по этой теме. Обсуждение и подготовка атрибутов речевой ситуации. Отгадывание загадок, составление загадок с опорой на наглядный материал. Совершенствование умения участвовать в вопросно-ответных диалогах. Составление диалогов типа «вопрос – сообщение». Составление совместно с учителем разных по содержанию предложений с опорой на иллюстративный материал по теме ситуации.
| Формировать и развивать представления детей по теме ситуации с опорой на наглядный материал. Научить учащихся называть и узнавать предметы и различные действия с ними (по теме речевой ситуации) и давать характеристику признаков данных предметов. Развивать умения участвовать в вопросно-ответных диалогах. Научить составлять разные по содержанию предложения по определенной теме с опорой на заданную синтаксическую конструкцию. Научить умению выбора роли и атрибутов в ролевой игре, а также умению использования новых слов и предложений.
| Учащимся необходимо иметь представление по теме ситуации с опорой на наглядный материал. Уметь называть и узнавать предметы и различные действия с ними (по теме ситуации) и давать характеристику признаков данных предметов. Участвовать в вопросно-ответных диалогах. Составлять разные по содержанию предложения по определенной теме с опорой на заданную синтаксическую конструкцию. Уметь выбрать «свою» роль и атрибуты в ролевой игре. Научиться замене часто повторяющего слова другими словами (местоимениями) и
| Предметно-практическая деятельность.
Беседа, различные лексико-грамматические игры, викторины, дидактические игры, обсуждения, составление сообщений как в письменной форме, так и в устной.
| Иметь представление по теме ситуации с опорой на наглядный материал. Уметь называть и узнавать предметы и различные действия с ними (по теме ситуации) и давать характеристику признаков данных предметов. Участвовать в вопросно-ответных диалогах. Составлять разные по содержанию предложения по определенной теме с опорой на заданную синтаксическую конструкцию. Уметь выбрать «свою» роль и атрибуты в ролевой игре. Уметь заменять часто повторяющего слова другими словами и фиксировать символами каждого предложения в процессе подготовки, последующее составление связного высказывания (4– 5 предложений).
| Иметь представление по теме ситуации с опорой на наглядный материал. Уметь называть и узнавать предметы и различные действия с ними (по теме ситуации). Участвовать в вопросно-ответных диалогах. Составлять разные по содержанию предложения по определенной теме с опорой на заданную синтаксическую конструкцию с помощью учителя. Участвовать в ролевой игре. Понимать, что можно заменять часто повторяющего слова другими словами.
| Иметь представление по теме ситуации с опорой на наглядный материал. Уметь называть и узнавать предметы (по теме ситуации).
|
| Замена часто повторяющегося слова школа другими словами. Фиксация символами каждого предложения в процессе подготовки, последующее составление связного высказывания (4– 5 предложений).
| Объяснить и научить замене часто повторяющего слова другими словами (местоимениями) и фиксировать символами каждого предложения в процессе подготовки, последующее составление связного высказывания.
| фиксировать символами каждого предложения в процессе подготовки, последующее составление связного высказывания.
|
|
|
|
| Культура общения
| Выражение просьбы, извинения. Речевое общение со старшими. Общение с друзьями. Дифференциация речевого поведения в соответствии с ситуацией. Речевое общение с малознакомыми людьми.
| Формирование и развитие коммуникативных навыков общения. Расширить словарный запас при выражении просьбы, извинения. Отработать в различных речевых ситуациях тон голоса, мимики и жестов. Объяснить и научить учащихся как правильно оценивать свое поведение в ходе диалога и оказываемое внимание к собеседнику. Отработать тренировочные упражнения на готовом текстовом материале.
| Учащимся необходимо развивать коммуникативные навыки общения. Знать и применять в беседе «вежливые» слова, уметь вести диалог, выражать просьбу и извинения. Обращать особое внимание на тон голоса, мимики и жестов в различных речевых ситуациях. Правильно оценивать свое поведение в ходе диалога и оказываемое внимание к собеседнику.
| Предметно-практическая деятельность.
| Развивать коммуникативные навыки общения. Знать и применять в беседе «вежливые» слова, уметь вести диалог, выражать просьбу и извинения. Обращать особое внимание на тон голоса, мимики и жестов в различных речевых ситуациях. Правильно оценивать свое поведение в ходе диалога и оказываемое внимание к собеседнику.
| Развивать коммуникативные навыки общения. Знать и применять в беседе «вежливые» слова, уметь вести диалог. Обращать особое внимание на тон голоса, мимики и жестов в различных речевых ситуациях.
| Развивать коммуникативные навыки общения. Знать и применять в беседе «вежливые» слова.
|
Учебно-тематический план по предмету «Устная речь»
№
| Название раздела в программе
| Количество часов (68 ч)
| теория
| Контрольные мероприятия
| I.
| Аудирование
| 10 ч
| 2
| II.
| Дикция и выразительность речи
| 27 ч
| 4
| III.
| Подготовка речевой ситуации и организация высказывания
| 23 ч
| 4
| IV.
| Культура общения
| 8 ч
| 2
|
Для составления рабочей программы была использована следующая методическая и учебная литература:
1.Программы специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида/под ред. И.М. Бгажноковой. – М. «Изд. «Просвещение», 2011.
2. Крупа-Шушарина С.В. Логопедические песенки, Ростов-на-Дону: Феникс, 2010.
3. Алябьева Е.А. Итоговые дни по лексическим темам: Планирование и конспекты. - М.: ТЦ Сфера, 2006.
4. Шорохова О.А. Играем в сказку, Сказкотерапия и занятия по развитию связной речи дошкольников, М., 2007.
ДЕПАРТАМЕНТ ОБРАЗОВАНИЯ ГОРОДА МОСКВЫ
ЦЕНТРАЛЬНОЕ ОКРУЖНОЕ УПРАВЛЕНИЕ ОБРАЗОВАНИЯ
ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
СПЕЦИАЛЬНАЯ (КОРРЕКЦИОННАЯ) ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА VIII ВИДА № 532
УТВЕРЖДАЮ
Директор школы
С. Н. Кремнева
«____» 2013 г.
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
по предмету
«Математика» 3 «Б» КЛАСС (для учащихся с легкой и умеренной степенью интеллектуальных нарушений)
Составитель программы:
учитель
Прокофьева Ирина Викторовна
Москва
2013 г.
Пояснительная записка Цели и задачи, решаемые при реализации программы.
Программа предназначена для учащихся с легкой и умеренной степенью нарушения интеллекта предусматривает необходимость дифференцированного подхода в обучении. На уроках математики формируются и развиваются количественные и качественные изменения в познавательных процессах ребенка. Основной задачей обучения математики учащихся данной категории является социальная адаптация с целью дальнейшей интеграции в общество в том объеме, который доступен каждому ребенку индивидуально. Для реализации задачи социальной адаптации содержание программы максимально связывается с жизненным опытом учащихся и соответствует условиям конкретного ближайшего социума, в котором проживают дети. Одна из главных задач уроков математики в школе - научить детей с нарушением интеллекта узнавать в окружающем социуме ситуации, в которых необходимо и возможно применить полученные на уроках математические знания. С трудом формируется понимание количества, числа, меры, временные и пространственные представления, операции сравнения, сущность действий сложения и вычитания, математические отношения между числовыми данными простой задачи и т.д. На уроках математики происходит формирование и развитие мыслительных процессов, памяти, внимания, зрительно-пространственного восприятия и т.д. На уроках математики также решаются задачи воспитания целеустремлённости, трудолюбия, самостоятельности, терпеливости, навыков контроля и самоконтроля, аккуратности и законченности действия поставленной задачи.
Рабочая программа по обучению математики реализуется на основании следующих нормативно-правовых документов: Закона РФ «Об образовании», Положения о специальном (коррекционном) образовательном учреждении VIII вида, Программы специальных (коррекционных) общеобразовательных учреждений VIII вида под ред. к.п.н. И.М. Бгажноковой. Обучение на уроках математики проходит в соответствии с нормами САНПиНа и с применением ИКТ.
На уроки математики в 3-м классе отводится 4 часа в неделю. Для обучения создаются такие условия, которые дают возможность каждому ребенку работать в доступном темпе, проявляя самостоятельность. Учебный материал носит вариативный характер и подбирается учителем самостоятельно в зависимости от уровня развития каждого ребенка.
В процессе обучения учитель может использовать различные формы организации образовательного процесса: урок с привлечением различных видов деятельности: игровой (сюжетно-ролевая, дидактическая, театрализованная, подвижная игра), элементарной трудовой, конструктивной, интерактивной, а также внеклассную работу по предмету (викторины, экскурсии, совместная работа с родителями).
Уровень умений и знаний учащихся по предмету оцениваться в зависимости от индивидуальных особенностей, потребностей учащегося. Критерии оценки данной категории учащихся ориентированы на опыт социального продвижения детей, т.е. на предметное и чувственное отражение окружающего мира, развитие личностного самосознания в обществе людей. В программе вместо сформулированных основных требований к знаниям и умениям учащихся в обязательной форме типа: «Учащиеся должны знать», «Учащиеся должны уметь» записаны формулировки: «Учащиеся могут овладеть следующими знаниями и умениями».
Основные требования к умениям учащихся по предмету:
I уровень
| II уровень
| III уровень
| Получать, называть, сравнивать, записывать круглые десятки;
Считать круглыми десятками в пределах 100 в прямой и обратной последовательности;
получать двузначные числа из десятков и единиц, раскладывать их на десятки и единицы;
называть, записывать, откладывать на счетах двузначные числа;
считать в прямой и обратной последовательности по единице и равными числовыми группами по 2, 3, 4, 5 в пределах 100;
различать однозначные и двузначные, четные и нечетные числа;
сравнивать числа в пределах 100;
увеличивать и уменьшать количество и число в несколько раз;
пользоваться единицами измерения стоимости, длины, массы, времени;
получать числа при измерении длины, массы, времени одной единицей и записывать их;
различать числа полученные при счете и измерении;
определять порядок месяцев в году, пользоваться календарями;
определять время с точностью до 5 минут;
употреблять в речи названия компонентов действий сложения и вычитания;
складывать и вычитать числа с переходом через десяток в пределах 20;
складывать и вычитать числа в пределах 100 без перехода через разряд;
называть арифметические действия умножения и деления;
пользоваться таблицами умножения и деления в пределах 20; использовать переместительное свойство умножения;
решать примеры на порядок действий и со скобками;
решать простые арифметические задачи на нахождение произведения, на деление на равные части;
находить точку пересечения линий;
называть и показывать окружность, круг, дугу, центр, радиус;
чертить окружности разных радиусов;
называть и показывать элементы многоугольника; чертить его по заданным точкам;
измерять стороны многоугольника;
называть свойства сторон и углов прямоугольника.
| Называть, записывать круглые десятки, считать круглыми десятками до 100 в прямой и обратной последовательности;
получать двузначные числа из десятков и единиц; называть, записывать, откладывать их на счетах;
считать в прямой и обратной последовательности единицами (с помощью учителя)
сравнивать числа в пределах 100;
пользоваться единицами измерения стоимости, времени, массы, длины;
определять время по часам с точностью до получаса;
пользоваться календарем для установления количества суток в месяце в году;
решать примеры на сложение и вычитание в пределах 20 без перехода через десяток;
складывать и вычитать числа в пределах 100 без перехода через разряд;
пользоваться таблицами умножения и деления чисел на 2, 3, 4, 5 в пределах 20;
решать простые арифметические задачи на нахождение произведения, на деление на равные части (с опорой на наглядность);
показывать окружность, круг, дугу, центр, радиус, называть их (с помощью учителя);
чертить окружность заданного радиуса;
чертить многоугольник по точкам, измерять его стороны.
| Называть, записывать круглые десятки, считать круглыми десятками до 20 в прямой и обратной последовательности;
получать двузначные числа из десятков и единиц; называть, записывать, откладывать их на счетах (с помощью учителя);
считать в прямой и обратной последовательности единицами в пределах 20 (с помощью учителя)
сравнивать числа в пределах 20;
пользоваться единицами измерения стоимости, времени, массы, длины (с помощью учителя);
определять время по часам с точностью до часа (с помощью учителя);
решать примеры на сложение и вычитание в пределах 20 без перехода через десяток (с использованием счетного материала);
складывать и вычитать числа в пределах 20 без перехода через разряд;
решать простые арифметические задачи на нахождение суммы и разности(с опорой на наглядность);
показывать окружность, круг, называть их (с помощью учителя);
чертить окружность;
чертить многоугольник по точкам, измерять его стороны (с помощью учителя)
|
При прохождении программы организуется контроль индивидуального усвоения знаний и умений каждым учащимся.
Проводятся текущие контрольные работы и итоговые контрольные работы за каждую четверть и учебный год. Оценка знаний производится в соответствии с утвержденным уровнем программы и может быть «5», «4», «3», «н/а» (не аттестован). Оценка «2» не ставится, так как она означает, что неправильно определен уровень программных требований. Оценка «н/а» (не аттестован) обозначает, что обучающийся по каким-либо причинам длительное время отсутствовал в школе. Назначение оценки – вознаграждать трудолюбие, отражать успех, то есть на первый план выдвигается этическая и стимулирующая функции оценки.
Обучение осуществляется по учебнику В.В. Эк, Математика, учебник для 3 класса специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида, М., «Просвещение», 2012.
В основу содержания программы положены три основные принципа: доступность, практическая значимость и жизненная необходимость тех знаний, умений и навыков, которыми будут овладевать учащиеся.
Учебный материал - максимально приближенный к социальной среде, в которой находится ребенок в данный период его жизни. Принцип доступности лежит в основе учебного материала каждого урока: объем, последовательность прохождения тем, виды работ, форма предъявления, количество повторений и частота обращений к одной и той же теме, как для всего класса в целом, так и для каждого ребенка в отдельности. Такой подход позволяет эффективнее осуществлять дифференцированную работу на уроке.
Организация процесса обучения базируется на практической и наглядной основе. В качестве наглядной основы используются натуральные объекты и предметы (или их имитация) в натуральную величину (например, купюры, монеты и т.п.), а также использование ИКТ.
При отборе учебного материала учитываются разные возможности учащихся по усвоению математических представлений, знаний, умений применять их практически. В связи с тем, что учебный материал усваивается учащимися на различном уровне, программа предусматривает необходимость дифференцированного подхода в обучении. Содержание рабочей программы. Содержание рабочей программы по предмету «математика».
Раздел
|
Содержание
раздела
|
Задачи
раздела
|
Цели (характеристика деятельности учащихся)
|
Способ проверки достижений учащихся
| Ожидаемые результаты (учащиеся могут овладеть следующими знаниями и умениями)
| 1 уровень
| 2 уровень
| 3 уровень
| Повторение
| Сложение и вычитание в пределах 20, состав чисел первого и второго десятков, простые задачи на нахождение суммы и остатка. Счет в прямой и обратной последовательности в пределах 20. сравнение чисел. Измерение и построение отрезков.
| Повторить и уточнить знания детей о составе чисел первого и второго десятков, умения детей складывать и вычитать эти числа.
Закрепить навыки счета в прямой и обратной последовательности в пределах 20. Закрепить навык измерения и построения отрезков
| Учащиеся должны уточнить и повторить числа первого и второго десятков, а также уметь выполнять действия с ними.
| Проверочная работа «срез знаний», текущие и итоговые контрольные работы.
| Складывать, вычитать, сравнивать числа второго десятка. Решать простые задачи на нахождение суммы и остатка. Измерять и строить отрезки.
| Складывать, вычитать, сравнивать числа второго десятка с помощью учителя. Решать простые задачи на нахождение суммы и остатка с помощью учителя.
| Складывать, вычитать числа первого и второго десятков с помощью учителя на конкретном материале.
| Нумерация
| Нумерация чисел в пределах 100. Получение и запись круглых десятков. Получение полных двузначных чисел из десятков и единиц, их запись. Разложение полых двузначных чисел на десятки и единицы. Умение откладывать числа на счетах. Числовой ряд 1-100, счет в пределах 100. Присчитывание и отсчитывание по единице, 2, 3, 4, 5. Сравниение чисел. Увеличение и уменьшение чисел на несколько десятков и едениц. Четные и нечетные числа
| Дать учащимся понятие о числах первой сотни. Формировать умение получать и записывать круглые десятки; получать и записывать полные двузначные числа из десятков и единиц. Продолжать учить откладывать числа на счетах. Формировать умение присчитывать и отсчитывать по 2, 3, 4, 5 единиц.
| Учащиеся должны усвоить понятие о числах первой сотни; уметь получать и записывать круглые десятки, полные двузначные числа из десятков и едениц. Уметь откладывать числа на счетах, присчитывать и отсчитывать по 2, 3, 4, 5 единиц.
| Проверочная работа «срез знаний», текущие и итоговые контрольные работы.
| Знать числа первой сотни и способы их получения. Уметь записывать круглые десятки и откладывать на счетах числа первой сотни. Уметь присчитывать и отсчитывать по 2, 3, 4, 5 единиц.
| Видеть и различать числа первой сотни с помощью учителя. Записывать круглые десятки и откладывать их на счетах. Присчитывать и отсчитывать по 2, 3, 4, 5 единиц (с помощью учителя).
| Читать и записывать числа в пределах 20, откладывать их на счетах. Присчитывать и отсчитывать по 2, 3, 4, 5, в пределах 20.
| Единицы измерения и их соотношения
| Единицы измерения длины: дециметр, метр. Обозначения: 1м., 1 дм. Соотношение 1м =10 дм. Единицы измерения времени: минута, год, их обозначения. Отрывной календарь, порядок месяцев.
Единица Измерения массы: килограмм, обозначение. Единица измерения емкости: литр, обозначение.
Монета 50 к., бумажные купюры 50 и 100р., операции с монетами.
Чтение и запись чисел, выраженных одной единицей измерения. Определение времени.
| Изучить единицы измерения длины: метр, дециметр; научиться записывать их обозначения. Изучить единицы измерения времени: год, месяц; измерения массы: килограмм, обозначение; Единица измерения емкости: литр, обозначение.
Научить записывать числа, выраженные одной единицей измерения. Изучить монету 50 к., бумажные купюры 50 и 100р., операции с монетами.
| Учащиеся должны знать единицы измерения длины: метр, дециметр; уметь записывать их обозначения. Знать единицы измерения времени: год, месяц; измерения массы: килограмм, уметь их обозначать; единицу измерения емкости: литр. Уметь записывать числа, выраженные одной единицей измерения. Знать монеты и купюры достоинством в 50 единиц.
| Проверочная работа «срез знаний», текущие и итоговые контрольные работы.
| Знать единицы измерения длины: метр, дециметр; уметь записывать их обозначения. Знать единицы измерения времени: час, год, месяц. Уметь определять время. Уметь записывать числа, выраженные одной единицей измерения.
| Знать единицы измерения длины: метр, дециметр; уметь записывать их обозначения. Знать единицы измерения времени: час, месяц. Уметь определять время.
| Знать единицы измерения длины: дециметр. Знать единицы измерения времени: час, месяц.
| Арифметические действия
| Называние компонентов и результатов сложения и вычитания. Сложение и вычитание чисел в пределах 20 с переходом через десяток. Сложение и вычитание чисел в пределах 100 без перехода через разряд. Нуль в качестве компонента сложения и вычитания.
Умножение как сложение нескольких одинаковых слагаемых. Запись и чтение действия умножения. Деление на две равные части, пополам. Деление предметных совокупностей на 2, 3, 4, 5 равных частей, запись деления. Знак деления. Чтение дейст- вия деления.
| Учить различать компоненты сложения и вычитания; умножения и деления. Учить складывать и вычитать числа в пределах 100 без перехода через разряд, в пределах 20 с переходом через разряд. Учить записывать и читать действия умножения и деления. Учить выполнять в правильном порядке действия в примерах со скобками.
| Учащиеся должны уметь выделять и называть компоненты сложения и вычитания. Уметь складывать и вычитать числа в пределах 100 без перехода через разряд, в пределах 20 с переходом через разряд. Уметь записывать и читать действия умножения и деления. Уметь выполнять в правильном порядке действия в примерах со скобками.
| Проверочная работа «срез знаний», текущие и итоговые контрольные работы.
| Различать названия компонентов и результатов действий сложения и вычитания; умножения и деления
Складывать и вычитать числа в пределах 100 без перехода через разряд, в пределах 20 с переходом через разряд. Решать и записывать примеры на умножение и деление. Решать примеры со скобками.
| Различать названия компонентов и результатов действий сложения и вычитания; умножения и деления ( с помощью учителя)
Складывать и вычитать числа в пределах 100 без перехода через разряд, в пределах 20 с переходом через разряд( с использованием наглядного материала). Записывать примеры на умножение и деление.
| Различать названия компонентов и результатов действий сложения и вычитания;
Складывать и вычитать числа в пределах 20 с переходом через разряд (с помощью учителя). Знать и записывать знак умножения и деления.
| Арифметические задачи
| Простые текстовые задачи на уменьшение и увеличение на несколько единиц. Задачи в два дествия, составленные из ранее изученных простых задач. Запись ответа.
| Учить решать простые текстовые задачи на уменьшение и увеличение на несколько единц; решать задачи в два действия. Учить записывать ответ.
| Учащиеся должны уметь решать простые текстовые задачи, а также задачи в два действия. Уметь записывать ответ.
| Проверочная работа, контрольные работы.
| уметь решать простые текстовые задачи, а также задачи в два действия. Уметь записывать ответ.
| уметь решать простые текстовые задачи, а также задачи в два действия ( с помощью учителя). Уметь записывать ответ.
| уметь решать простые текстовые задачи ( с помощью учителя).
| Геометрический материал.
| Построение отрезка больше (меньше) данного, равного данному. Пересечение линий, точка пересечения (ее обозначение). Окружность, круг. Циркуль. Центр, радиус.
Многоугольник: вершины, стороны, углы. Измерение сторон, вычерчивание по данным вершинам.
Прямоугольник. Противоположные стороны. Свойства сторон прямоугольника.
| Учить строить отрезок больше (меньше) данного, равный данному. Учить находить и обозначать точку пересечения линий. Учить измерять стороны многоугольника и вычерчивать его по данным вершинам. Дать понятие и свойствах сторон прямоугольника.
| Учащиеся должны уметь строить отрезок больше (меньше) данного, равный данному; находить и обозначать точку пересечения линий. Уметь измерять стороны многоугольника и вычерчивать его по данным вершинам. Знать свойства сторон прямоугольника.
| Проверочные работы, контрольные и итоговые работы.
| Строить отрезок больше (меньше) данного, равный данному; находить и обозначать точку пересечения линий. Измерять самостоятельно стороны многоугольника и вычерчивать его по данным вершинам. Знать и применять свойства сторон прямоугольника.
| Строить отрезок больше (меньше) данного, равный данному; находить и обозначать точку пересечения линий (с помощью учителя). Измерять (с помощью учителя) стороны многоугольника и вычерчивать его по данным вершинам. Знать и применять свойства сторон прямоугольника.
| Строить отрезок больше (меньше) данного, равный данному (с помощью учителя). Измерять (с помощью учителя) стороны многоугольника.
|
Учебно-тематический план по предмету «Математика»
№
| Название раздела в программе
| Количество часов (136 ч)
| теория
| Контрольные мероприятия
| I.
| Нумерация
| 34 ч
| 4
| II.
| Единицы измерения и их соотношения
| 16 ч
| 4
| III.
| Арифметические действия
| 60 ч
| 4
| IV.
| Арифметические задачи
| 16 ч
| 4
| V.
| Геометрический материал
| 20 ч
| 4
|
Для составления рабочей программы была использована следующая методическая и учебная литература:
1.Программы специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида/под ред. И.М. Бгажноковой. – М. «Изд. «Просвещение», 2011.
2.Хилько А.А. Тетрадь по математике, часть 2, часть 3. ВЛАДОС, 2006.
3.Эк В.В. Обучение математике учащихся младших классов специальных (коррекционных) образовательных учреждений (VIII вид) – Книга для учителя. М., «Просвещение».
4.Перова М.Н. Дидактические игры и упражнения по математике во вспомогательной школе», М., 1976.
5.Чудакова А.А. Считаем до 5. Альбом занимательных упражнений по математике для детей 5 – 6 лет.- М.: Издательство «Гном и Д», 2007.
6.Хилько А.А. Тетрадь по математике, часть 2, часть 3. ВЛАДОС, 2006.
7.Алышева Т.В.Математика. Учебник для 2 класса школ 8 вида. Часть 1. Просвещение, 2010.
8.Алышева Т.В.Математика. Учебник для 2 класса школ 8 вида. Часть 2. Просвещение, 2010.
9.Алышеыв Т.В. Рабочая тетрадь по математике. 3 класс: В 2-х ч. – М.: Просвещение, 2012.
Для проведения уроков математики используется следующие методические пособия: материалы для фронтальной и индивидуальной работы, иллюстрированные схемы, объемный демонстрационный материал (карточки с цифрами, счетный материал, карточки с различным количеством предметов, кубики с цифрами, калькуляторы, счетные палочки, трафареты геометрических фигур, схемы решения задач, муляжи часов) и технические средства обучения: телевизор, видеомагнитофон, видеоплейер, магнитофон, компьютер. Литература: 1.Программы специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида/под ред. И.М. Бгажноковой. – М.: Просвещение, 2011.
2.Перова М.Н. Дидактические игры и упражнения по математике во вспомогательной школе», М., 1976.
3. Эк В.В.Математика. 3 класс. Учебник для специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида. -.М.:Просвещение, 2011
ДЕПАРТАМЕНТ ОБРАЗОВАНИЯ ГОРОДА МОСКВЫ
ЦЕНТРАЛЬНОЕ ОКРУЖНОЕ УПРАВЛЕНИЕ ОБРАЗОВАНИЯ
ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
СПЕЦИАЛЬНАЯ (КОРРЕКЦИОННАЯ) ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА VIII ВИДА № 532
УТВЕРЖДАЮ
Директор школы
С. Н. Кремнева
«____» 2013 г.
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
по предмету
«Чтение» 3 «Б» КЛАСС
(для учащихся с легкой и умеренной степенью интеллектуальных нарушений)
Составитель программы:
учитель
Прокофьева Ирина Викторовна
Москва
2013 г.
Пояснительная записка
Цели и задачи, решаемые при реализации программы.
Обучение чтению детей с интеллектуальными нарушениями предполагает формирование у них коммуникативно-речевых умений, владение которыми, в дальнейшем поможет выпускникам максимально реализоваться в самостоятельной жизни.
Рабочая программа по чтению реализуется на основании следующих нормативно-правовых документов: Закона РФ «Об образовании», Положения о специальном (коррекционном) образовательном учреждении VIII вида, Программы специальных (коррекционных) общеобразовательных учреждений VIII вида под ред. к.п.н. И.М. Бгажноковой. Обучение на уроках чтения проходит в соответствии с нормами САНПиН и с применением ИКТ.
На предмет «Чтение» в учебном плане отводится 4 часа в неделю. Для обучения создаются такие условия, которые дают возможность каждому ребенку работать в доступном темпе, проявляя возможную самостоятельность. Учебный материал носит вариативный характер и подбирается учителем самостоятельно в зависимости от уровня развития каждого ученика.
В процессе обучения учитель может использовать различные формы организации образовательного процесса: урок с привлечением различных видов деятельности: игровой (сюжетно-ролевая, дидактическая, театрализованная, подвижная игра), элементарной трудовой, конструктивной, а также внеклассную работу по предмету (викторины, экскурсии, совместная работа с родителями).
Уровень умений и знаний учащихся по предмету оцениваться в зависимости от индивидуальных особенностей, потребностей учащегося. Критерии оценки данной категории учащихся ориентированы на опыт социального продвижения детей, т.е. на предметное и чувственное отражение окружающего мира, развитие личностного самосознания в обществе людей.
Основные требования к умениям учащихся по предмету:
I уровень
| II уровень
| III уровень
| - слушать чтение произведения учителем, отвечать на вопросы по содержанию;
- читать текст вслух целыми словами;
- активно участвовать в анализе произведения пересказывать содержание рассказа по частям близко к тексту с опорой на картинный план;
- высказывать свое отношение к поступку героя, к событию после проведенного анализа произведения;
- выразительно читать наизусть 5-7 стихотворений.
| - слушать чтение произведения учителем, отвечать на вопросы информационного плана;
- правильно читать текст вслух по слогам с постепенным переходом на чтение целым словом часто встречающихся двусложных слов;
- соотносить иллюстрацию с определенным отрывком текста;
- пересказывать содержание части текста по вопросам учителя или по картинно-символическому плану к каждому предложению;
- выразительно читать наизусть 3-4 небольших стихотворения.
| -слушать чтение произведения учителем, отвечать на вопросы с помощью картинно-символического плана;
- читать текст по слогам;
- соотносить иллюстрацию с определенным отрывком;
- отвечать на вопросы по тексту с помощью учителя.
| |
|
|