Главная страница

Протокол № 2013 г приказ № от 2013г от 2013г



НазваниеПротокол № 2013 г приказ № от 2013г от 2013г
страница2/3
Дата11.04.2016
Размер0.62 Mb.
ТипПротокол
1   2   3

Обязательный минимум содержания
основных образовательных программ


ВСЕОБЩАЯ ИСТОРИЯ

От Новой к Новейшей истории: поиск путей развития индустриального общества
Научно-технический прогресс в конце XIX — середине XX в. Проблема периодизации НТР. Циклы экономического развития стран Запада в конце XIX — середине XX в. От монополистического капитализма к смешанной экономике. Эволюция собственности, трудовых отношений и предпринимательства. Изменение социальной структуры индустриального общества.
Кризис классических идеологий на рубеже XIX—XX вв. и поиск новых моделей общественного развития. Социальный либерализм, социал-демократия, христианская демократия. Демократизация общественно-политической жизни и развитие правового государства. Молодежное, антивоенное, экологическое, феминистское движения. Проблема политического терроризма.
Системный кризис индустриального общества на рубеже 1960—1970-х гг.
Модели ускоренной модернизации в XX в. Историческая природа тоталитаризма и авторитаризма Новейшего времени. Маргинализация и фашизация общества. Политическая и социальная идеология тоталитарного типа. Государственно-правовые системы и социально-экономическое развитие общества в условиях тоталитарных и авторитарных диктатур.
«Новые индустриальные страны» Латинской Америки и Юго-Восточной Азии: авторитаризм и демократия в политической жизни, экономические реформы. Национально-освободительные движения и региональные особенности процесса модернизации в странах Азии и Африки.
Основные этапы развития системы международных отношений в конце XIX — середине XX в.
Мировые войны в истории человечества: социально-психологические, демографические, экономические и политические причины и последствия.
Общественное сознание и духовная культура в период Новейшей истории. Формирование неклассической научной картины мира. Мировоззренческие основы реализма и модернизма. Технократизм и иррационализм в общественном сознании XX в.

Человечество на этапе перехода к информационному обществу
Дискуссия о постиндустриальной стадии общественного развития. Информационная революция и становление информационного общества. Собственность, труд и творчество в информационном обществе. Особенности современных социально-экономических процессов в странах Запада и Востока. Глобализация общественного развития на рубеже XX—XXI вв. Интернационализация экономики и формирование единого информационного пространства. Интеграционные и дезинтеграционные процессы в современном мире.
Кризис политической идеологии на рубеже XX
XXI вв. «Неоконсервативная революция». Современная идеология «третьего пути». Антиглобализм. Религия и Церковь в современной общественной жизни. Экуменизм. Причины возрождения религиозного фундаментализма и националистического экстремизма в начале XXI в.
Особенности духовной жизни современного общества.
Изменения в научной картине мира. Мировоззренческие основы постмодернизма. Роль элитарной и массовой культуры в информационном обществе.

ИСТОРИЯ РОССИИ

Россия во второй половине XIX — начале XX в.
Реформы 1860—1870-х гг. Отмена крепостного права. Развитие капиталистических отношений в промышленности и сельском хозяйстве. Сохранение остатков крепостничества. Самодержавие, сословный строй и модернизационные процессы. Политика контрреформ. Российский монополистический капитализм и его особенности. Роль государства в экономической жизни страны. Реформы С.Ю. Витте. Нарастание экономических и социальных противоречий в условиях форсированной модернизации.
Идейные течения, политические партии и общественные движения в России на рубеже веков. Революция 1905—1907 гг. Становление российского парламентаризма. Аграрная реформа П.А. Столыпина, ее политические последствия.
Духовная жизнь российского общества во второй половине XIX — начале XX в. Развитие системы образования, научные достижения российских ученых.
«Восточный вопрос» во внешней политике Российской империи. Россия в системе военно-политических союзов на рубеже XIX—XX вв. Русско-японская война.
Россия в Первой мировой войне. Влияние войны на российское общество.

Революция и Гражданская война в России
Революция 1917 г. Временное правительство и Советы. Тактика политических партий. Провозглашение и утверждение Советской власти. Учредительное собрание. Брестский мир. Формирование однопартийной системы.
Гражданская война и иностранная интервенция. Политические программы участвующих сторон. Политика «военного коммунизма». «Белый» и «красный» террор. Российская эмиграция.
Переход к новой экономической политике.

СССР в 1922—1991 гг.
Образование СССР. Выбор путей объединения. Национально-государственное строительство.
Партийные дискуссии о путях социалистической модернизации общества. Концепция построения социализма в отдельно взятой стране. Культ личности И.В. Сталина. Массовые репрессии. Конституция 1936 г.
Причины свертывания новой экономической политики. Индустриализация. Коллективизация. «Культурная революция». Создание советской системы образования. Идеологические основы советского общества.
Дипломатическое признание СССР.
Внешнеполитическая стратегия СССР между мировыми войнами.
Великая Отечественная война. Основные этапы военных действий. Советское военное искусство. Героизм советских людей в годы войны. Партизанское движение. Тыл в годы войны. Идеология и культура в годы войны. СССР в антигитлеровской коалиции. Роль СССР во Второй мировой войне.
Восстановление хозяйства. Идеологические кампании конца 1940-х гг. Складывание мировой социалистической системы. «Холодная война» и ее влияние на экономику и внешнюю политику страны. Овладение СССР ракетно-ядерным оружием.
Попытки преодоления культа личности. XX съезд КПСС. Экономические реформы 1950—1960-х гг., причины их неудач. Концепция построения коммунизма. Теория развитого социализма. Конституция 1977 г. Диссидентское и правозащитное движение.
Особенности развития советской культуры в 1950—1980 гг. Наука и образование в СССР.
«Застой». Попытки модернизации советского общества в условиях замедления темпов экономического роста. Политика перестройки и гласности. Формирование многопартийности. Кризис коммунистической идеологии. Межнациональные конфликты.
СССР в глобальных и региональных конфликтах второй половины XX в. Достижение военно-стратегического паритета СССР и США. Политика разрядки. Афганская война.
Причины распада СССР.


Российская Федерация (1991—2003 гг.)
Становление новой российской государственности. Августовские события 1991 г. Политический кризис сентября—октября 1993 г. Конституция Российской Федерации 1993 г. Межнациональные и межконфессиональные отношения в современной России. Чеченский конфликт. Политические партии и движения Российской Федерации. Российская Федерация и страны Содружества Независимых Государств.
Переход к рыночной экономике: реформы и их последствия.
Российская культура в условиях радикального преобразования общества.
Россия в мировых интеграционных процессах и формировании современной международно-правовой системы. Россия и вызовы глобализации.
Президентские выборы 2000 г. Курс на укрепление государственности, экономический подъем, социальную и политическую стабильность, укрепление национальной безопасности, достойное для России место в мировом сообществе.


п/п

Тема урока

Кол-во часов

Элемент содержания

Планируемые результаты освоения материала

Характеристикаучебной деятель-ности

Вид контроля, измерите-ли

Дата по

плану

Дата фактич.


Всеобщая история (24 часа)

Мир в индустриальную эпоху: конец XIX – середина ХХ века

13 часов

1

Основные направления научно-технического процесса

1 час

Основные направления научно-технического прогресса: от технической революции конца XIX в. к научно-технической революции ХХ в. Монополистический капитализм и противоречия его развития.

Знать: Манхэтонский проект, период великих потрясений, общество потребления, протекцианизм  Предпосылки и достижения технической революции конца XIX вв. Формирование системы монополистического капитализма и ее противоречия. Динамика экономического развития на рубеже в конце XIX – первой трети XX вв. 

Уметь: анализировать документы по данному периоду, давать развернутый ответ на вопрос

Вводная лекция

Устный опрос

2.09




2

Обострение противоречий мирового развития в начале XX века.

1 час

Маргинализация общества в условиях ускоренной модернизации

Знать: Мировой кризис, демпинговые цены. Маргинализация общества в условиях ускоренной модернизации и предпосылки революционного изменения общественного строя. «Революционная волна» в странах ускоренной модернизации в первой трети ХХ в.

Уметь: анализировать документы по данному периоду

Проблемная беседа. Дискуссия

Устный опрос

6.09




3

Завершение колониального раздела мира. Колониальные империи

1 час

Перекраивание карты мира. Борьба за рынки сбыта.

Знать: Единая система имперской обороны, доминион, колония, протекторат. Система международных отношений на рубеже XIX-XX вв. Империализм как идеология и политика. Борьба за колониальный передел мира. 

Уметь: анализировать документы по данному периоду, давать развернутый ответ на вопрос

Работа с текстом

Устный опрос

(индивидуально- письменные упражнения

9.09




4

Пути развития стран Азии, Африки, Латинской Америки

1 час

Особенности развития стран Азии, Африки, Латинской Америки в начале ХХ века

Знать: Доктрина «открытых дверей»,боксерское восстание, моджахеды, ИНК. Страны Азии на рубеже XIX-XX вв. Кризис традиционного

общества в условиях развертывания модернизационных процессов. Религиозное реформаторство и идеология национального освобождения. Подъем революционного движения в революционного движения в странах Азии.

Уметь: анализировать документы по данному периоду

Лекция с элементами проблемной беседы

Устный опрос

13.09

9.09

5

Державное соперничество и Первая Мировая война

1 час

Основные события Первой Мировой войны.

Знать: Ультиматум, план Шлиффена, Галлипольская операция, Брусиловский прорыв. . Первая мировая война: экономические, политические, социально-психологические, демографические причины и последствия. Версальско-Вашингтонская система и изменение политической карты мира. Начало складывания международно-правовой системы. 

Уметь: анализировать документы по данному периоду, давать развернутый ответ на вопрос

Практикум

Устный опрос

16.09

13.09

6

Теория и практика общественного развития

1 час

Переход к смешанной экономике в середине ХХ в. Эволюция собственности, трудовых отношений и предпринимательства во второй половине XIX в. – середине ХХ в. Изменение социальной структуры индустриального общества.

Знать: Профсоюзное движение, марксизм, ревизионизм, социал-демократия. Эволюция трудовых отношений и предпринимательства. Изменения в социальной структуре индустриального общества.

Уметь: анализировать документы по данному периоду

Лекция с элементами проблемной беседы

Устный опрос

20. 09

23.09

7

Эволюция либеральной демократии

1 час

Кризис классических идеологий на рубеже XIX-XX вв. и поиск новых моделей общественного развития. Демократизация общественно-политической жизни.

Знать: Социальный либерализм, социал-демократия, христианская демократия. Формирование социального правового государства. Изменение принципов конституционного строительства.

Уметь: анализировать документы по данному периоду

Проблемная беседа. Дискуссия

Устный опрос

23. 09




8

Фашизм в Италии и Германии. Тоталитаризм как феномен XX в

1 час

Кризис классических идеологий на рубеже XIX-XX вв. и поиск новых моделей общественного развития. Дискуссия об исторической природе тоталитаризма и авторитаризма Новейшего времени.

Знать: причины прихода А. Гитлера к власти, становление милитаризма в Японии. Концлагеря, гестапо, вермахт, тоталитаризм. Предпосылки формирования идеологий тоталитарного типа. Ранний фашизм.

Уметь: анализировать документы по данному периоду, давать развернутый ответ на вопрос

Работа с текстом

Устный опрос

27. 09




9

Проблемы войны и мира в 1920ые гг. Милитаризм и пацифизм

1 час

Последстие войны:

революции и распад империй.

Модели ускоренной модернизации в ХХ в.: дискуссии о «догоняющем развитии» и «особом пути».

Знать: расстановки сил в Европе в 1920-30ые гг. «Пакт Бриана-Келлога». Паневропейское движение и пацифизм.

Уметь: Характеризовать систему международных отношений и причины ее кризиса, анализировать исторические факты.

Лекция с элементами проблемной беседы

Устный опрос

30. 09




10

Ослабление колониальных империй и начало Второй Мировой войны.

1 час

Мировые войны в истории человечества: экономические, политические, социально-психологические и демографические причины и последствия. Послевоенное мирное

урегулирование.

Знать: причины начала ВМВ, внутреннее положение стран Европы после начала ВМВ. Холокост, гетто, Тройственный пакт, движение Сопротивления

Уметь: Определять роль движения Сопротивления в борьбе с фашизмом

Лекция с элементами проблемной беседы

Устный опрос

(индивидуально- письменные упражнения

4.10




11

Антигитлеровская коалиция и ее победа во ВМВ

1 час

Формирование антигитлеровской коалиции. Создание ООН. Нюрнбергский процесс. Зачатки противоретий среди союзников.

Знать: причины создания антигитлеровской коалиции, взаимоотношения между странами Антанты. Капитуляция

Уметь: Продолжить формирование умений участвовать в обсуждении и формулировать свое мнение.

Работа с учебником и документами

Выступления учащихся с самостоятельно подготовленными сообщениями

7. 10




12

Духовная жизнь и развитие мировой культуры

1 час

Направление культуры после Первой Мировой войны. Новые веяния в искусстве.

Знать: Импрессионизм, символизм, примитивизм, модернизм. Мировоззренческий кризис европейского общества в конце XIX – начале XX вв. «Закат Европы» в философской мысли. Формирование неклассической научной картины мира. Модернизм – изменение мировоззренческих и эстетических основ художественного творчества. Реализм в художественном творчестве ХХ в. Нарастание технократизма и иррационализма в массовом сознании.

Уметь: анализировать документы по данному периоду, давать развернутый ответ на вопрос

Проблемная беседа. Дискуссия

Устный опрос

11. 10




13

Обобщающий урок по теме «Мир в конце XIX – первой половине XX в.»

1 час




Систематизация и контроль качества знаний учащихся по теме

Работа с текстом

Устный опрос

(индивидуально- письменные упражнения

14. 10







Человечество на рубеже новой эры

11 часов

14

Ускорение научно-технического развития и его последствия

1 час




Знать: влияние технического процесса на развитие европейских стран, культуру Западной Европы в ХХ 1в. ЭВМ, спутник, субкультура

Уметь: самостоятельно строить рассказ на основе разных источников информации, давать оценку отдельны явлениям культуры

Письменная работа

Конт рольная работа

18. 10




15

Социальные и этнические процессы в информационном обществе

1 час




Знать: Кадровый менеджмент, интеллектуальная собственность, миграция

Уметь: анализировать документы по данному периоду, давать развернутый ответ на вопрос

Лекция с элементами проблемной беседы

Устный опрос

21. 10




16

Международные конфликты конца 1940-70ых гг. Начало «холодной войны»

1 час

«Холодная война».

Военно-политические блоки.

Знать: послевоенное обустройство Европы, причины ХВ. Железный занавес», доктрина Трумэна, план Маршалла, Коминтерн, НАТО, СЭВ

Уметь: Рассмотреть историю образования биполярного мира..

Тест с разноуровневыми заданиями

Практические задания, ответы на вопросы

25. 10




17

От разрядки к завершению «холодной войны»

1 час




Знать: процесс перехода от войны к партнерству сверхдержав, причины кризиса ХВ. Сверхдержавы, двухполюсная модель мира, гонка вооружений, разрядка, ПРО

Уметь: Охарактеризовать результаты ХВ и ее последствия, анализировать исторические факты.

Проблемная беседа. Дискуссия

Устный опрос

28.10




18

Страны Западной Европы и США в первые послевоенные годы

1 час

«Общество потребления» и причины его кризиса в конце 1960-х гг. «Государство благосостояния».


Знать: основные черты рыночной экономики, значение развития экономики на политическое и социальное положение стран Западной Европы и США. Валовой внутренний продукт, прожиточный минимум, коррупция, дискриминация. Структурный экономический кризис. «Государство благосостояния». Христианская демократия, социал-демократия, голлизм и становление современной конституционно-правовой идеологии. Формирование социального правового государства в ведущих странах Запада в 1950-х – 1960-х гг.

Уметь: изучать исторические источники, извлекая из них новые знания.

Работа с текстом

Устный опрос

1.11




19

Интеграция в Европе и США на рубеже XX-XXI века

1 час

Завершение эпохи

индустриального общества. Дискуссия о постиндустриальной стадии общественного развития. Информационная революция конца ХХ в.

Знать: развитие интеграционных процессов в индустриальных странах в ХХ в. Интеграция, ВТО,ЕЭС, евро, НАФТА. Структурный экономический кризис 1970-х гг. Неоконсервативные реформы: экономическая стратегия и результаты. Динамика экономического развития ведущих стран Запада на рубеже XX-XXI вв. Информационная революция и формирование инновационной модели экономического развития. Собственность, труд и творчество в информационном обществе. «Человеческий капитал» – основной ресурс информационной экономики.

Уметь: работать с историческими источниками, учувствовать в обсуждении.

Лекция с элементами проблемной беседы

Устный опрос

4.11

1.11

20

Страны Восточной Европы и государства СНГ

1 час

Развитие стран Восточной Европы в конце ХХ века

Знать: социально-экономическое развитие стран Восточной Европы во в.п. ХХ в., причины «бархатных» революций в странах Восточной Европы. ОБСЕ, СНГ

Уметь: анализировать исторические факты, раскрывая причинно-следственные связи

Лекция с элементами проблемной беседы

Устный опрос

(индивидуально- письменные упражнения

15. 11




21

Страны Азии, Африки и Латинской Америк: проблемы модернизации

1 час

«Новые индустриальные страны» как модель ускоренной модерниза­ции. «Новые индустриальные страны» Латинской Америки и Юго-Восточной Азии: авторитаризм и демократия в политической жизни, экономические реформы. Идеология национального освобождения. На­ционально-освободительные движения.

Знать: политические ориентиры развития Китая, Японии и Индии., процесс крушения колониальной империи, пути модернизации стран Африки и Латинской Америки. АСЕАН, свободная экономическая зона, ИНК, Фундаментализм, ОИК, ХАМАС, апартеид, сепаратизм, военная хунта

Уметь: участвовать в обсуждении и формулировать свое мнение.

Работа с учебником и документами

Выступления учащихся с самостоятельно подготовленными сообщениями

18. 11




22

Духовная жизнь после Второй мировой войны

1 час

Особенности духовной жизни современного общества. Изменения» в научной картине мира. Мировоззренческие основы постмодернизма. Роль элитарной и массовой культуры в информационном обществе.


Знать: Экуменическое движение, массовая культура, абстракционизм, поп-арт

Уметь: анализировать документы по данному периоду, давать развернутый ответ на вопрос, участвовать в обсуждении и формулировать свое мнение, работать с историческими источниками.

Проблемная беседа. Дискуссия

Устный опрос

22. 11




23

Мировая цивилизация: новые проблемы на рубеже тысячелетий.

1 час

Основные закономерности истории человечества в историко-культурологических (цивилизационных) концепциях, теории модернизации, теории макроэкономических циклов («длинных волн»), формационной теории.

Знать: причины развития проблем безопасности в современном мире, классификацию глобальных проблем человечества. Оружие массового поражения, терроризм, ТНК. Дискуссия о кризисе политической идеологии и представительной демократии на рубеже XX-XXI вв. Роль политических технологий в информационном обществе. Мировоззренческие основы «неоконсервативной революции». Современная социал-демократическая и либеральная идеология. Попытки формирования идеологии «третьего пути». Глобализм и антиглобализм. Религия и церковь в современной общественной жизни. Экуменизм. Причины возрождения религиозного фундаментализма и националистического экстремизма в начале XXI в.

Уметь: работать с текстом учебника, давать отзывы на ответы других учащихся

Работа с текстом

Устный опрос

(индивидуально- письменные упражнения

25. 11




24

Обобщающий урок по теме «Мир на рубеже веков»

1 час




Систематизация и контроль качества знаний учащихся по теме

Письменная работа

Конт рольная работа

29.11




История России (36 часов)

Россия на рубеже 19 – 20 веков

(11 часов)

25

Россия в эпоху преобразований 1860-70-ых гг

1 час

Реформы 1860—1870-х гг. Отмена крепостного права. Развитие капиталистических отношений в промышленности и сельском хозяйстве. Сохранение остатков крепостничества.




Тест с разноуровневыми заданиями

Практические задания, ответы на вопросы

2.12



1   2   3