Главная страница

Протокол №, число, месяц, год Согласована зам директора (увр, нмр, вр), (фио)



Скачать 278.4 Kb.
НазваниеПротокол №, число, месяц, год Согласована зам директора (увр, нмр, вр), (фио)
Дата13.04.2016
Размер278.4 Kb.
ТипПротокол

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

«Средняя общеобразовательная школа № 5» г. Усолье-Сибирское Иркутской области


Рассмотрено на заседании ШМО учителей__________

(название ШМО)

руководитель ШМО ________

(ФИО)

протокол №, число, месяц, год

Согласована

зам. директора _____

(УВР, НМР, ВР)

__________________,

(ФИО)

число, месяц, год

Утверждаю.

Директор МБОУ «СОШ № 5»

____________________________

(ФИО)

приказ №, число, месяц, год. (эта запись заверяется печатью учреждения)


Рабочая программа учебного предмета Природоведение,

составленная на основе авторской программы

В.В. Воронковой для специальных (коррекционных)

образовательных учреждений VIII вида

Сборник 1. Москва: Владос, 2014г.

для учащихся 5 класса, обучающихся

по адаптированной образовательной программе

основного общего образования

для детей с интеллектуальными нарушениями.

Составил:

Учитель начальных классов

Воищева Елена Анатольевна


г. Усолье-Сибирское
2015г.

Пояснительная записка.
Рабочая программа по природоведению разработана на основании следующих документов:

  1. Закон «Об образовании в Российской Федерации»

  2. Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования;

  3. Концепция духовно-нравственного раз­вития и воспитания личности гражданина России;

  4. Федеральный перечень учебников;

  5. Программы специальных (коррекционных) образовательных учреждений 8 вида 5-9 классов. Воронкова, В.В.-М: Владос, 2009 год,

  6. Основная образовательная программа начального общего образования МБОУ «СОШ №5»;

  7. Учебный план МБОУ «СОШ № 5»;

  8. Положение о структуре, технологии разработки, порядке рассмотрения и утверждения рабочих программ учебных курсов, предметов МБОУ «СОШ №5»;

  9. Положение о системе отметок, формах, порядке и периодичности промежуточной аттестации обучающихся МБОУ «СОШ № 5»

Занятия по этому учебному предмету имеют интегрированный характер, рассматриваются как коррекционные.

Цель:

усвоение и обобщение знаний обучающихся об окружающем мире, полученных при ознакомлении с предметами и явлениями, встречающимися в окружающей действительности, способствующих в дальнейшем лучшему усвоению элементарных естествоведческих, биологических, географических и исторических знаний.

Задачи:

1. Сообщение учащимся знаний об основных элементах неживой и живой природы: воде, воздухе, полезных ископаемых и почве; о строении и жизни растений, животных и человека.

2. Формирование правильного понимания и отношения к природным явлениям.

3. Овладения учащимися умений наблюдать, различать, сравнивать и применять усвоенные знания в повседневной жизни.

4. Развитие навыков и умений самостоятельно работать с учебником, наглядным и раздаточным материалом.

5. Воспитание бережного отношения к природе, растениям и животным.

6. Воспитание умения видеть красивое в природе, в животных, в человеке.

7. Формирование здорового образа жизни.

8. Привитие уважения к людям труда, воспитание добросовестного отношения к труду.

9. Воспитание положительных качеств, таких как, честность, сострадание, настойчивость, отзывчивость, самостоятельность.

Технологии обучения:

Игровые, здоровьесберегающие, информационно-коммуникационные, личностно-ориентированные, разноуровневое и дифференцированное обучение.

Формы организации учебного процесса:

  • Индивидуальная

  • Классно-урочная


Виды и формы промежуточного, итогового контроля
В соответствии с требованиями программы предусматриваются следующие виды контроля:

- устный опрос;

-самостоятельные работы;

- контрольные работы;

- практические работа;
Учебно-тематический план


Тема

Кол.

часов

Экскурсии и практические работы.

Земля – планета солнечной системы

5




Сезонные изменения в природе.

Труд на пришкольном участке и в школе.

15

5/3

Наша страна

10

1/0

Природа нашей Родины. Неживая природа.

12

0/1

Природа нашей Родины. Живая природа.

26




Человек. Охрана здоровья.

8




Экология. Охрана природы.

3




Повторение.

1




ИТОГО

70ч

10


Содержание тем учебного курса

Земля – планета солнечной системы. Небесные тела. Солнце – раскаленное небесное тело (звезда). Солнце – источник тепла и света на земле. Планеты солнечной системы. Освоение космоса людьми. Первый полет человека в космос – 7ч.

Наша страна. Российская Федерация (расположение на географической карте). Москва – столица нашей Родины (достопримечательности: музеи, театры, исторические и культурные памятники, центральные улицы, транспорт). Многонациональное население России. Города нашей Родины. Средства сообщения между городами (транспорт: железнодорожный, воздушный, водный, автомобильный). Дом, в котором я живу: моя школа, мой дом (полный адрес) – 13ч.

Природа нашей родины. Неживая природа (использование физической карты). Разнообразие поверхности (рельеф): равнины, горы, овраги, холмы. Почвы: песчаная, глинистая, черноземная; плодородная и неплодородная. Вода в природе: реки, озера, болота, ручьи, родники; моря, океаны. Свойства воды. Значение воды для жизни человека. Вода и пар, снег и лед. Воздух. Воздух вокруг нас, значение воздуха. Ветер – движение воздуха. Температура воздуха. Знакомство с термометрами. Измерение температуры воздуха, воды, своего тела. Полезные ископаемые: песок, торф, глина, каменный уголь, мел, гранит, мрамор, нефть, газ, каменная соль. Внешний вид, свойства. Использование человеком – 10ч.

Живая природа. Растения и животные экологических систем. Лес. Растения и грибы леса. Хвойные деревья: ель, лиственница, сосна. Кустарники: калина, шиповник, можжевельник, малина. Кустарнички: брусника, черника. Травы: ландыши, земляника, ветреница, кислица, мать – и – мачеха. Грибы: съедобные и несъедобные. Животные леса: звери (медведь, волк, лиса, заяц, белка, лось, барсук, кабан), птицы (кукушка, дятел, синица, соловей), насекомые (жуки, бабочки, муравьи, мухи, комары).

Сад, огород, поле. Растения сада: плодовые деревья (яблоня, груша, вишня, слива, черешня), ягодные кустарники (крыжовник, смородина, малина), декоративные растения (весенние, осенние, летние), Животные сада (птицы, насекомые, земноводные). Сезонные работы в саду. Растения огорода: овощи (картофель, капуста, морковь, свекла, помидор, огурец, кабачок, горох), зеленые культуры (лук, чеснок, укроп, петрушка, салат). Животные огорода. Помощники огородных растений (птицы, дождевые черви, жуки, жабы, лягушки); вредители (гусеницы бабочек и личинки жуков, кроты, мыши). Растения поля: зерновые культуры (рожь, пшеница, ячмень, овес, кукуруза). Животные – вредители полей (суслик, полевая мышь, хомяк, некоторые насекомые и их личинки).

Луг. Растения луга: травы (клевер, колокольчик, нивяник, мятлик, тимофеевка). Животные луга: насекомые, птицы, звери. Использование лугов как пастбищ и для сенокосов.

Болото. Растения болота: травы, мхи, багульник, ягодные растения. Животные болота: птицы, лягушки, насекомые. Водоемы. Растения водоемов: водоросли и цветковые (кувшинка, кубышка, рогоз). Животные пресных водоемов: рыбы, раки, улитки, жуки. Животные морей и океанов: рыбы, киты, крабы, креветки, тюлени, моржи – 26ч.

Человек. Охрана здоровья. Организм человека. Строение тела человека: туловище, верхние и нижние конечности, голова. Органы чувств. Волосяной покров. Кожа. Уход за своим организмом. Соблюдение гигиены.

Внутренние органы: головной и спинной мозг, сердце, лёгкие, желудок, кишечник, печень, почки, мышцы, скелет ( позвоночник, череп, конечности). Значение правильной осанки для здоровья человека. Правильное питание и дыхание. Предупреждение заболеваний. Болезни цивилизации и меры профилактики. Вредное влияние никотина, алкоголя, наркотиков на здоровье человека.

Занятия физкультурой и спортом – залог здоровья.

Экология. Охрана природы. Что такое экология? Охрана природы. Чистота воздуха, почвы, водоемов. Охрана лесов, лугов, растительного и животного мира. Растения и животные, занесенные в « Красную книгу». Экологические катастрофы.

Правила поведения человека в городе, сельской местности, на природе.

Труд на пришкольном участке и в школе. Посев и посадка растений. Уход за растениям: полив, прополка. Комнатные растения (уход за ними). Ведение дневников наблюдений.

Повторение пройденного. Закрепление знаний на практике – 8ч.
Требования к результатам освоения
программы


Учащиеся должны знать:

- что изучает природоведение;

- название нашей планеты и её форму;

- значение Солнца на Земле для жизни;

- свойства воды, воздуха и почвы;

- простейшие классификации растений и животных;

- среду обитания и разнообразие растительного и животного мира;

- название и столицу своей страны;

- правила поведения в природе;

- название частей тела и основных органов, их назначение;

- факторы ЗОЖ;

Учащиеся должны уметь:

- наблюдать за сезонными изменениями в природе, растительным и животным миром своей местности;

- заполнять дневники наблюдений;

Называть представителей животного и растительного мира;

- ухаживать за домашними животными и культурными растениями;

- оказывать простейшую доврачебную помощь, измерять температуру тела;

- соблюдать правила личной гигиены;

- составлять небольшие по объёму рассказы о своём крае.
Учебно-методическое обеспечение


  1. Программа специальных ( коррекционных ) образовательных учреждений 8 вида, 1-4 классы под ред. В.В.Воронковой М., «Просвещение», 2010 год.

  2. Т.М.Лифанова, Е.Н. Соломина Природоведение. 5 класс: учебник для специальных (коррекционных) образовательных учреждений 8 вида. – Москва, «Просвещение», 2013.

  3. ШевченкоС.Г. Ознакомление с окружающим миром учащихся с задержкой психического развития. Пособие для учителя. М., «Просвещение», 1990 год.

  4. Растения России: Начальная школа Сост. Н.Ю. Васильева М., ВАКО 2009 год (школьный словарик).

  5. Животные России Начальная школа Сост. Т.Н. Ситникова М., ВАКО 2009 год (школьный словарик).

  6. Птицы России: Начальная школа Составитель Т.Н.Ситникова , М., ВАКО 2009 год (школьный словарик)


Материально-техническое и информационно-техническое о обеспечение:


  1. Демонстрационный материал:

2. Таблицы по темам

3. Наборы предметных картинок

4. Сюжетных картин

5. Карточки для индивидуальной работы

  1. Ресурсы интернета.

  2. Мультимедийное оборудование класса.



Календарно-тематическое планирование по предмету «Природоведение»


№ п/п

Раздел

Планируемые результаты

Тема урока

Виды и формы контроля

Коррекционно-развивающие задачи

Даты прохождения темы

План

Факт (внесенные коррективы)



Земля – планета солнечной системы .

Формировать знания о небесных телах, знать о науке-астрономии.

Знать,что такое Солнце, Солнечная система, знать планеты Солнечной системы.

Знать о воздухе, его состав: азот, кислород, углекислый газ; значении воздуха для всего живого на Земле.

.

Небесные тела: планеты, звёзды.

Текущий

Воспитание экологической культуры: бережное отношение к природе.

2.09









Солнце. Солнечная система.

Текущий

Воспитывать любознательность. Коррекция внимания.

4.09









Воздух. Значение воздуха для жизни на Земле.

Текущий

Коррекция логического мышления.

9.09









Исследование космоса

Текущий

Воспитывать любознательность. Коррекция внимания.

11.09






Наш дом - Земля

Познакомить с тем, что такое твёрдая оболочка Земли, что находится на суше

Познакомить с понятием –почва; что такое плодородие; видами полезных ископаемых.

Планета Земля.

Текущий

Воспитывать интерес к природе.

16.09









Формировать знания о свойствах полезных ископаемых, их применении.

Воздух.

Текущий

Воспитывать любознательность. Коррекция внимания.

18.09









Познакомить со свойствами воды, три состояния воды в природе.

Значение воздуха для жизни на Земле

Текущий

Воспитывать любознательность. Коррекция внимания

23.09









Познакомить с водами суши, с бережным отношением к воде.

Поверхность суши. Равнины, холмы, овраги.

Текущий

Коррекция логического мышления.

25.09









Познакомить с правилами использования воды, что такое океан,

Поверхность суши. Горы.

Текущий

Коррекция внимания, памяти.

30.09












Почва.

Текущий

Развитие наблюдательности, коррекция мышления.

2.10












Полезные ископаемые.

Текущий

Развивать наблюдательность, Воспитывать усидчивость.

7.10












Полезные ископаемые: нефть, каменный уголь, газ, торф.

Текущий

Коррекция мышления. внимания.

9.10












Свойства воды.

Текущий

Коррекция мышления в процессе обобщения, анализа.

14.10












Вода в природе.

Текущий

Коррекция мышления в процессе обобщения, анализа.

16.10












Воды суши: ручьи, реки.

Текущий

Коррекция мышления в процессе обобщения, анализа.

21.10












Воды суши: озёра, болота, пруды. Сезонные изменения.

Текущий

Развитие наблюдательности, коррекция личностных качеств.

23.10












Контрольная работа

итоговый




28.10












Анализ контрольной работы







30.10












Моря и океаны. Использование и охрана воды.

Текущий

Коррекция мышления в процессе сравнения.

11.11






Растительный мир Земли.

Познакомить с разнообразием растительного мира, средой обитания растений.

Познакомить с частями растений, видами растений.

Формировать знания о лиственных и хвойных растениях.

Формировать знания о дикорастущих и культурных растениях.

Познакомить с видами декоративных растений, правилами ухода за ними.

Познакомить с названиями лекарственных растений. Правилами их сбора, применением при лечении.

Разнообразие растительного мира.

Текущий

Формирование конкретного представления о среде обитания растений.


13.11









Среда обитания растений.

Текущий

Коррекция мышления в процессе обобщения, анализа.

18.11









Части растения.

Текущий

Развивать наблюдательность, Воспитывать усидчивость.

20.11









Деревья, кустарники, травы.

Текущий

Коррекция мышления в процессе обобщения, анализа.

26.11









Лиственные деревья.

Текущий

Развитие наблюдательности, коррекция личностных качеств.

27.11









Хвойные деревья.

Текущий

Развитие ориентировки в большом и малом пространстве.

2.12









Формировать умения ухаживать за комнатными растениями.

Дикорастущие и культурные кустарники.

Текущий

Развитие ориентировки в большом и малом пространстве.

4.12












Травы.

Текущий

Коррекция мышления в процессе обобщения, анализа.

9.12












Декоративне растения.

Текущий

Коррекция мышления в процессе обобщения, анализа.

11.12












Лекарственные растения.

Текущий

Коррекция мышления в процессе анализа, памяти.

16.12












Контрольная работа

итоговый




18.12












Анализ контрольной работы







23.12












Комнатные растения.

Текущий

Развитие мыслительной деятельности, эстетических чувств.

25.12












Охрана растений.

Текущий

Развитие ориентировки в большом и малом пространстве.

13.01






Животный мир Земли

Познакомить со средой обитания животных, какие есть животные суши и водоёма.

Разнообразие животного мира

Текущий

Воспитывать любовь к животным.


15.01.









Формировать знания групп животных, умения выделять насекомых из других групп животных.

Среда обитания животных. Животные суши и водоёмов.

Текущий

Развитие ориентировки в большом и малом пространстве.

20.01









Познакомить со строением рыб, птиц.

Группы животных.

Текущий

Развитие ориентировки в большом и малом пространстве.

22.01









Обобщить знания о животных.

Насекомые.

Текущий

Коррекция мышления в процессе обобщения, анализа.

27.01









Научить ухаживать за животными и птицами в домашних условиях.

Рыбы.

Текущий

Коррекция мышления в процессе обобщения, анализа.

29.01









Воспитывать любовь к животным, дать информацию о кошках и собаках.

Птицы.

Текущий

Коррекция мышления в процессе обобщения, анализа.

03.02









Обобщить знания по теме: «Охрана животных».

Звери.

Текущий

Развитие познавательных процессов.



05.02












Животные рядом с человеком.

Текущий

Развитие познавательных процессов.

10.02












Уход за животными в живом уголке.

Текущий

Формирование умений анализировать, сравнивать.

12.02












Певчие птицы. Птицы живого уголка.

Текущий

Развивать трудовые навыки.

17.02












Аквариумные рыбки.

Текущий

Развивать трудовые навыки.

19.02












Собаки.

Текущий

Формирование умений устанавливать связь между природными явлениями и жизнью человека.

24.02












Домашние кошки.

Текущий

Развитие познавательных процессов.

26.02












Охрана животных. Заповедники, заказники.

Текущий

Развитие навыков самообслуживания.

2.03






Человек

Обобщить знания о человеке; познакомить с работой нашего организма.

Как устроен наш организм.

Текущий

Формирование умений устанавливать связь между природными явлениями и жизнью человека.

4.03









Познакомить с правилами сохранения и укрепления здоровья; что такое осанка.

Как работает наш организм.

Текущий

Развитие познавательных процессов.

9.03









Познакомить с основными чувствами: зрением, слухом, обонянием, осязанием, вкусом.

Здоровье человека.

Текущий

Развитие познавательных процессов.

11.03









Познакомить с органами дыхания, что нужно для сохранения здоровья.

Осанка.

Текущий

Развитие познавательных процессов.

16.03












Органы чувств.

Текущий

Развитие познавательных процессов.

18.03












Контрольная работа

итоговый




30.03












Анализ контрольной работы







01.04












Здоровое питание.

Текущий

Развитие навыков поведения на дороге.

6.04












Дыхание. Органы дыхания. Правила гигиены.

Текущий

Формирование умений анализировать, сравнивать.

8.04












Оказание первой мед.помощи.

Текущий

Формирование умений анализировать, сравнивать.

13.04






Есть на Земле страна Россия.

Уточнить знания о нашей Родине, о населении нашей страны.

Россия-Родина моя.

Текущий

Коррекция представлений об окружающем мире

15.04









Подробнее познакомить со столицей нашей страны, с «северной» столицей.

Население и народы России.

Текущий

Формирование умений устанавливать связь между природными явлениями и жизнью человека..

20.04









Познакомить с городами России.

Москва-столица России.

Текущий

Развитие внимания.

22.04









Познакомить с городами «Золотого кольца» России.

Санкт-Петербург.

Текущий

Формирование умений устанавливать связь между природными явлениями и жизнью человека.

27.04









Обобщить знания растительного мира нашей страны.

Города России. Нижний Новгород, Казань, Волгоград.

Текущий

Формирование умений устанавливать связь между природными явлениями и жизнью человека.

29.04









Обобщить знания животного мира России.

Города России. Новосибирск, Владивосток.

Текущий

Формирование представлений о взаимосвязи и взаимозависимости объектов и явлений природы.

4.05









Воспитывать любовь к своей Родине.

Золотое кольцо России. Сергиев Посад, Переславль-Залесский, Ростов

Текущий

Развивать интерес к познанию окружающего, активизировать память и внимание.

6.05












Золотое кольцо России. Ярославль, Кострома, Суздаль, Владимир.

Текущий

Развивать интерес к познанию окружающего, активизировать память и внимание

11.05












Растительный мир России.

Текущий

Развивать интерес к познанию окружающего, активизировать память и внимание.

13.05












Животный мир России.

Текущий

Развивать интерес к познанию окружающего, активизировать память и внимание.

18.05













Охрана природы. Заповедники и заказники.

Текущий

Развивать интерес к познанию окружающего, активизировать память и внимание

20.05












Наш город, село.

Текущий

Развивать интерес к познанию окружающего, активизировать память и внимание.

25.05












Обобщающий урок.

Текущий

Развивать интерес к познанию окружающего, активизировать память и внимание.

27.05