|
Протокол №, число, месяц, год Согласована зам директора (увр, нмр, вр), (фио) Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Средняя общеобразовательная школа № 5» г. Усолье-Сибирское Иркутской области
Рассмотрено на заседании ШМО учителей__________
(название ШМО)
руководитель ШМО ________
(ФИО)
протокол №, число, месяц, год
| Согласована
зам. директора _____
(УВР, НМР, ВР)
__________________,
(ФИО)
число, месяц, год
| Утверждаю.
Директор МБОУ «СОШ № 5»
____________________________
(ФИО)
приказ №, число, месяц, год. (эта запись заверяется печатью учреждения)
|
Рабочая программа учебного предмета Природоведение,
составленная на основе авторской программы
В.В. Воронковой для специальных (коррекционных)
образовательных учреждений VIII вида
Сборник 1. Москва: Владос, 2014г.
для учащихся 5 класса, обучающихся
по адаптированной образовательной программе
основного общего образования
для детей с интеллектуальными нарушениями.
Составил:
Учитель начальных классов
Воищева Елена Анатольевна
г. Усолье-Сибирское 2015г.
Пояснительная записка. Рабочая программа по природоведению разработана на основании следующих документов:
Закон «Об образовании в Российской Федерации»
Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования;
Концепция духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России;
Федеральный перечень учебников;
Программы специальных (коррекционных) образовательных учреждений 8 вида 5-9 классов. Воронкова, В.В.-М: Владос, 2009 год,
Основная образовательная программа начального общего образования МБОУ «СОШ №5»;
Учебный план МБОУ «СОШ № 5»;
Положение о структуре, технологии разработки, порядке рассмотрения и утверждения рабочих программ учебных курсов, предметов МБОУ «СОШ №5»;
Положение о системе отметок, формах, порядке и периодичности промежуточной аттестации обучающихся МБОУ «СОШ № 5»
Занятия по этому учебному предмету имеют интегрированный характер, рассматриваются как коррекционные.
Цель:
усвоение и обобщение знаний обучающихся об окружающем мире, полученных при ознакомлении с предметами и явлениями, встречающимися в окружающей действительности, способствующих в дальнейшем лучшему усвоению элементарных естествоведческих, биологических, географических и исторических знаний.
Задачи:
1. Сообщение учащимся знаний об основных элементах неживой и живой природы: воде, воздухе, полезных ископаемых и почве; о строении и жизни растений, животных и человека.
2. Формирование правильного понимания и отношения к природным явлениям.
3. Овладения учащимися умений наблюдать, различать, сравнивать и применять усвоенные знания в повседневной жизни.
4. Развитие навыков и умений самостоятельно работать с учебником, наглядным и раздаточным материалом.
5. Воспитание бережного отношения к природе, растениям и животным.
6. Воспитание умения видеть красивое в природе, в животных, в человеке.
7. Формирование здорового образа жизни.
8. Привитие уважения к людям труда, воспитание добросовестного отношения к труду.
9. Воспитание положительных качеств, таких как, честность, сострадание, настойчивость, отзывчивость, самостоятельность.
Технологии обучения:
Игровые, здоровьесберегающие, информационно-коммуникационные, личностно-ориентированные, разноуровневое и дифференцированное обучение.
Формы организации учебного процесса:
Индивидуальная
Классно-урочная
Виды и формы промежуточного, итогового контроля В соответствии с требованиями программы предусматриваются следующие виды контроля:
- устный опрос;
-самостоятельные работы;
- контрольные работы;
- практические работа; Учебно-тематический план
Тема
| Кол.
часов
| Экскурсии и практические работы.
| Земля – планета солнечной системы
| 5
|
| Сезонные изменения в природе.
Труд на пришкольном участке и в школе.
| 15
| 5/3
| Наша страна
| 10
| 1/0
| Природа нашей Родины. Неживая природа.
| 12
| 0/1
| Природа нашей Родины. Живая природа.
| 26
|
| Человек. Охрана здоровья.
| 8
|
| Экология. Охрана природы.
| 3
|
| Повторение.
| 1
|
| ИТОГО
| 70ч
| 10
|
Содержание тем учебного курса
Земля – планета солнечной системы. Небесные тела. Солнце – раскаленное небесное тело (звезда). Солнце – источник тепла и света на земле. Планеты солнечной системы. Освоение космоса людьми. Первый полет человека в космос – 7ч.
Наша страна. Российская Федерация (расположение на географической карте). Москва – столица нашей Родины (достопримечательности: музеи, театры, исторические и культурные памятники, центральные улицы, транспорт). Многонациональное население России. Города нашей Родины. Средства сообщения между городами (транспорт: железнодорожный, воздушный, водный, автомобильный). Дом, в котором я живу: моя школа, мой дом (полный адрес) – 13ч.
Природа нашей родины. Неживая природа (использование физической карты). Разнообразие поверхности (рельеф): равнины, горы, овраги, холмы. Почвы: песчаная, глинистая, черноземная; плодородная и неплодородная. Вода в природе: реки, озера, болота, ручьи, родники; моря, океаны. Свойства воды. Значение воды для жизни человека. Вода и пар, снег и лед. Воздух. Воздух вокруг нас, значение воздуха. Ветер – движение воздуха. Температура воздуха. Знакомство с термометрами. Измерение температуры воздуха, воды, своего тела. Полезные ископаемые: песок, торф, глина, каменный уголь, мел, гранит, мрамор, нефть, газ, каменная соль. Внешний вид, свойства. Использование человеком – 10ч.
Живая природа. Растения и животные экологических систем. Лес. Растения и грибы леса. Хвойные деревья: ель, лиственница, сосна. Кустарники: калина, шиповник, можжевельник, малина. Кустарнички: брусника, черника. Травы: ландыши, земляника, ветреница, кислица, мать – и – мачеха. Грибы: съедобные и несъедобные. Животные леса: звери (медведь, волк, лиса, заяц, белка, лось, барсук, кабан), птицы (кукушка, дятел, синица, соловей), насекомые (жуки, бабочки, муравьи, мухи, комары).
Сад, огород, поле. Растения сада: плодовые деревья (яблоня, груша, вишня, слива, черешня), ягодные кустарники (крыжовник, смородина, малина), декоративные растения (весенние, осенние, летние), Животные сада (птицы, насекомые, земноводные). Сезонные работы в саду. Растения огорода: овощи (картофель, капуста, морковь, свекла, помидор, огурец, кабачок, горох), зеленые культуры (лук, чеснок, укроп, петрушка, салат). Животные огорода. Помощники огородных растений (птицы, дождевые черви, жуки, жабы, лягушки); вредители (гусеницы бабочек и личинки жуков, кроты, мыши). Растения поля: зерновые культуры (рожь, пшеница, ячмень, овес, кукуруза). Животные – вредители полей (суслик, полевая мышь, хомяк, некоторые насекомые и их личинки).
Луг. Растения луга: травы (клевер, колокольчик, нивяник, мятлик, тимофеевка). Животные луга: насекомые, птицы, звери. Использование лугов как пастбищ и для сенокосов.
Болото. Растения болота: травы, мхи, багульник, ягодные растения. Животные болота: птицы, лягушки, насекомые. Водоемы. Растения водоемов: водоросли и цветковые (кувшинка, кубышка, рогоз). Животные пресных водоемов: рыбы, раки, улитки, жуки. Животные морей и океанов: рыбы, киты, крабы, креветки, тюлени, моржи – 26ч.
Человек. Охрана здоровья. Организм человека. Строение тела человека: туловище, верхние и нижние конечности, голова. Органы чувств. Волосяной покров. Кожа. Уход за своим организмом. Соблюдение гигиены.
Внутренние органы: головной и спинной мозг, сердце, лёгкие, желудок, кишечник, печень, почки, мышцы, скелет ( позвоночник, череп, конечности). Значение правильной осанки для здоровья человека. Правильное питание и дыхание. Предупреждение заболеваний. Болезни цивилизации и меры профилактики. Вредное влияние никотина, алкоголя, наркотиков на здоровье человека.
Занятия физкультурой и спортом – залог здоровья.
Экология. Охрана природы. Что такое экология? Охрана природы. Чистота воздуха, почвы, водоемов. Охрана лесов, лугов, растительного и животного мира. Растения и животные, занесенные в « Красную книгу». Экологические катастрофы.
Правила поведения человека в городе, сельской местности, на природе.
Труд на пришкольном участке и в школе. Посев и посадка растений. Уход за растениям: полив, прополка. Комнатные растения (уход за ними). Ведение дневников наблюдений.
Повторение пройденного. Закрепление знаний на практике – 8ч. Требования к результатам освоения программы
Учащиеся должны знать:
- что изучает природоведение;
- название нашей планеты и её форму;
- значение Солнца на Земле для жизни;
- свойства воды, воздуха и почвы;
- простейшие классификации растений и животных;
- среду обитания и разнообразие растительного и животного мира;
- название и столицу своей страны;
- правила поведения в природе;
- название частей тела и основных органов, их назначение;
- факторы ЗОЖ;
Учащиеся должны уметь:
- наблюдать за сезонными изменениями в природе, растительным и животным миром своей местности;
- заполнять дневники наблюдений;
Называть представителей животного и растительного мира;
- ухаживать за домашними животными и культурными растениями;
- оказывать простейшую доврачебную помощь, измерять температуру тела;
- соблюдать правила личной гигиены;
- составлять небольшие по объёму рассказы о своём крае. Учебно-методическое обеспечение
Программа специальных ( коррекционных ) образовательных учреждений 8 вида, 1-4 классы под ред. В.В.Воронковой М., «Просвещение», 2010 год.
Т.М.Лифанова, Е.Н. Соломина Природоведение. 5 класс: учебник для специальных (коррекционных) образовательных учреждений 8 вида. – Москва, «Просвещение», 2013.
ШевченкоС.Г. Ознакомление с окружающим миром учащихся с задержкой психического развития. Пособие для учителя. М., «Просвещение», 1990 год.
Растения России: Начальная школа Сост. Н.Ю. Васильева М., ВАКО 2009 год (школьный словарик).
Животные России Начальная школа Сост. Т.Н. Ситникова М., ВАКО 2009 год (школьный словарик).
Птицы России: Начальная школа Составитель Т.Н.Ситникова , М., ВАКО 2009 год (школьный словарик)
Материально-техническое и информационно-техническое о обеспечение:
Демонстрационный материал:
2. Таблицы по темам
3. Наборы предметных картинок
4. Сюжетных картин
5. Карточки для индивидуальной работы
Ресурсы интернета.
Мультимедийное оборудование класса.
Календарно-тематическое планирование по предмету «Природоведение»
№ п/п
| Раздел
| Планируемые результаты
| Тема урока
| Виды и формы контроля
| Коррекционно-развивающие задачи
| Даты прохождения темы
| План
| Факт (внесенные коррективы)
|
| Земля – планета солнечной системы .
| Формировать знания о небесных телах, знать о науке-астрономии.
Знать,что такое Солнце, Солнечная система, знать планеты Солнечной системы.
Знать о воздухе, его состав: азот, кислород, углекислый газ; значении воздуха для всего живого на Земле.
.
| Небесные тела: планеты, звёзды.
| Текущий
| Воспитание экологической культуры: бережное отношение к природе.
| 2.09
|
|
|
| Солнце. Солнечная система.
| Текущий
| Воспитывать любознательность. Коррекция внимания.
| 4.09
|
|
|
| Воздух. Значение воздуха для жизни на Земле.
| Текущий
| Коррекция логического мышления.
| 9.09
|
|
|
| Исследование космоса
| Текущий
| Воспитывать любознательность. Коррекция внимания.
| 11.09
|
|
| Наш дом - Земля
| Познакомить с тем, что такое твёрдая оболочка Земли, что находится на суше
Познакомить с понятием –почва; что такое плодородие; видами полезных ископаемых.
| Планета Земля.
| Текущий
| Воспитывать интерес к природе.
| 16.09
|
|
|
| Формировать знания о свойствах полезных ископаемых, их применении.
| Воздух.
| Текущий
| Воспитывать любознательность. Коррекция внимания.
| 18.09
|
|
|
| Познакомить со свойствами воды, три состояния воды в природе.
| Значение воздуха для жизни на Земле
| Текущий
| Воспитывать любознательность. Коррекция внимания
| 23.09
|
|
|
| Познакомить с водами суши, с бережным отношением к воде.
| Поверхность суши. Равнины, холмы, овраги.
| Текущий
| Коррекция логического мышления.
| 25.09
|
|
|
| Познакомить с правилами использования воды, что такое океан,
| Поверхность суши. Горы.
| Текущий
| Коррекция внимания, памяти.
| 30.09
|
|
|
|
| Почва.
| Текущий
| Развитие наблюдательности, коррекция мышления.
| 2.10
|
|
|
|
| Полезные ископаемые.
| Текущий
| Развивать наблюдательность, Воспитывать усидчивость.
| 7.10
|
|
|
|
| Полезные ископаемые: нефть, каменный уголь, газ, торф.
| Текущий
| Коррекция мышления. внимания.
| 9.10
|
|
|
|
| Свойства воды.
| Текущий
| Коррекция мышления в процессе обобщения, анализа.
| 14.10
|
|
|
|
| Вода в природе.
| Текущий
| Коррекция мышления в процессе обобщения, анализа.
| 16.10
|
|
|
|
| Воды суши: ручьи, реки.
| Текущий
| Коррекция мышления в процессе обобщения, анализа.
| 21.10
|
|
|
|
| Воды суши: озёра, болота, пруды. Сезонные изменения.
| Текущий
| Развитие наблюдательности, коррекция личностных качеств.
| 23.10
|
|
|
|
| Контрольная работа
| итоговый
|
| 28.10
|
|
|
|
| Анализ контрольной работы
|
|
| 30.10
|
|
|
|
| Моря и океаны. Использование и охрана воды.
| Текущий
| Коррекция мышления в процессе сравнения.
| 11.11
|
|
| Растительный мир Земли.
| Познакомить с разнообразием растительного мира, средой обитания растений.
Познакомить с частями растений, видами растений.
Формировать знания о лиственных и хвойных растениях.
Формировать знания о дикорастущих и культурных растениях.
Познакомить с видами декоративных растений, правилами ухода за ними.
Познакомить с названиями лекарственных растений. Правилами их сбора, применением при лечении.
| Разнообразие растительного мира.
| Текущий
| Формирование конкретного представления о среде обитания растений.
| 13.11
|
|
|
| Среда обитания растений.
| Текущий
| Коррекция мышления в процессе обобщения, анализа.
| 18.11
|
|
|
| Части растения.
| Текущий
| Развивать наблюдательность, Воспитывать усидчивость.
| 20.11
|
|
|
| Деревья, кустарники, травы.
| Текущий
| Коррекция мышления в процессе обобщения, анализа.
| 26.11
|
|
|
| Лиственные деревья.
| Текущий
| Развитие наблюдательности, коррекция личностных качеств.
| 27.11
|
|
|
| Хвойные деревья.
| Текущий
| Развитие ориентировки в большом и малом пространстве.
| 2.12
|
|
|
| Формировать умения ухаживать за комнатными растениями.
| Дикорастущие и культурные кустарники.
| Текущий
| Развитие ориентировки в большом и малом пространстве.
| 4.12
|
|
|
|
| Травы.
| Текущий
| Коррекция мышления в процессе обобщения, анализа.
| 9.12
|
|
|
|
| Декоративне растения.
| Текущий
| Коррекция мышления в процессе обобщения, анализа.
| 11.12
|
|
|
|
| Лекарственные растения.
| Текущий
| Коррекция мышления в процессе анализа, памяти.
| 16.12
|
|
|
|
| Контрольная работа
| итоговый
|
| 18.12
|
|
|
|
| Анализ контрольной работы
|
|
| 23.12
|
|
|
|
| Комнатные растения.
| Текущий
| Развитие мыслительной деятельности, эстетических чувств.
| 25.12
|
|
|
|
| Охрана растений.
| Текущий
| Развитие ориентировки в большом и малом пространстве.
| 13.01
|
|
| Животный мир Земли
| Познакомить со средой обитания животных, какие есть животные суши и водоёма.
| Разнообразие животного мира
| Текущий
| Воспитывать любовь к животным.
| 15.01.
|
|
|
| Формировать знания групп животных, умения выделять насекомых из других групп животных.
| Среда обитания животных. Животные суши и водоёмов.
| Текущий
| Развитие ориентировки в большом и малом пространстве.
| 20.01
|
|
|
| Познакомить со строением рыб, птиц.
| Группы животных.
| Текущий
| Развитие ориентировки в большом и малом пространстве.
| 22.01
|
|
|
| Обобщить знания о животных.
| Насекомые.
| Текущий
| Коррекция мышления в процессе обобщения, анализа.
| 27.01
|
|
|
| Научить ухаживать за животными и птицами в домашних условиях.
| Рыбы.
| Текущий
| Коррекция мышления в процессе обобщения, анализа.
| 29.01
|
|
|
| Воспитывать любовь к животным, дать информацию о кошках и собаках.
| Птицы.
| Текущий
| Коррекция мышления в процессе обобщения, анализа.
| 03.02
|
|
|
| Обобщить знания по теме: «Охрана животных».
| Звери.
| Текущий
| Развитие познавательных процессов.
|
05.02
|
|
|
|
| Животные рядом с человеком.
| Текущий
| Развитие познавательных процессов.
| 10.02
|
|
|
|
| Уход за животными в живом уголке.
| Текущий
| Формирование умений анализировать, сравнивать.
| 12.02
|
|
|
|
| Певчие птицы. Птицы живого уголка.
| Текущий
| Развивать трудовые навыки.
| 17.02
|
|
|
|
| Аквариумные рыбки.
| Текущий
| Развивать трудовые навыки.
| 19.02
|
|
|
|
| Собаки.
| Текущий
| Формирование умений устанавливать связь между природными явлениями и жизнью человека.
| 24.02
|
|
|
|
| Домашние кошки.
| Текущий
| Развитие познавательных процессов.
| 26.02
|
|
|
|
| Охрана животных. Заповедники, заказники.
| Текущий
| Развитие навыков самообслуживания.
| 2.03
|
|
| Человек
| Обобщить знания о человеке; познакомить с работой нашего организма.
| Как устроен наш организм.
| Текущий
| Формирование умений устанавливать связь между природными явлениями и жизнью человека.
| 4.03
|
|
|
| Познакомить с правилами сохранения и укрепления здоровья; что такое осанка.
| Как работает наш организм.
| Текущий
| Развитие познавательных процессов.
| 9.03
|
|
|
| Познакомить с основными чувствами: зрением, слухом, обонянием, осязанием, вкусом.
| Здоровье человека.
| Текущий
| Развитие познавательных процессов.
| 11.03
|
|
|
| Познакомить с органами дыхания, что нужно для сохранения здоровья.
| Осанка.
| Текущий
| Развитие познавательных процессов.
| 16.03
|
|
|
|
| Органы чувств.
| Текущий
| Развитие познавательных процессов.
| 18.03
|
|
|
|
| Контрольная работа
| итоговый
|
| 30.03
|
|
|
|
| Анализ контрольной работы
|
|
| 01.04
|
|
|
|
| Здоровое питание.
| Текущий
| Развитие навыков поведения на дороге.
| 6.04
|
|
|
|
| Дыхание. Органы дыхания. Правила гигиены.
| Текущий
| Формирование умений анализировать, сравнивать.
| 8.04
|
|
|
|
| Оказание первой мед.помощи.
| Текущий
| Формирование умений анализировать, сравнивать.
| 13.04
|
|
| Есть на Земле страна Россия.
| Уточнить знания о нашей Родине, о населении нашей страны.
| Россия-Родина моя.
| Текущий
| Коррекция представлений об окружающем мире
| 15.04
|
|
|
| Подробнее познакомить со столицей нашей страны, с «северной» столицей.
| Население и народы России.
| Текущий
| Формирование умений устанавливать связь между природными явлениями и жизнью человека..
| 20.04
|
|
|
| Познакомить с городами России.
| Москва-столица России.
| Текущий
| Развитие внимания.
| 22.04
|
|
|
| Познакомить с городами «Золотого кольца» России.
| Санкт-Петербург.
| Текущий
| Формирование умений устанавливать связь между природными явлениями и жизнью человека.
| 27.04
|
|
|
| Обобщить знания растительного мира нашей страны.
| Города России. Нижний Новгород, Казань, Волгоград.
| Текущий
| Формирование умений устанавливать связь между природными явлениями и жизнью человека.
| 29.04
|
|
|
| Обобщить знания животного мира России.
| Города России. Новосибирск, Владивосток.
| Текущий
| Формирование представлений о взаимосвязи и взаимозависимости объектов и явлений природы.
| 4.05
|
|
|
| Воспитывать любовь к своей Родине.
| Золотое кольцо России. Сергиев Посад, Переславль-Залесский, Ростов
| Текущий
| Развивать интерес к познанию окружающего, активизировать память и внимание.
| 6.05
|
|
|
|
| Золотое кольцо России. Ярославль, Кострома, Суздаль, Владимир.
| Текущий
| Развивать интерес к познанию окружающего, активизировать память и внимание
| 11.05
|
|
|
|
| Растительный мир России.
| Текущий
| Развивать интерес к познанию окружающего, активизировать память и внимание.
| 13.05
|
|
|
|
| Животный мир России.
| Текущий
| Развивать интерес к познанию окружающего, активизировать память и внимание.
| 18.05
|
|
|
|
| Охрана природы. Заповедники и заказники.
| Текущий
| Развивать интерес к познанию окружающего, активизировать память и внимание
| 20.05
|
|
|
|
| Наш город, село.
| Текущий
| Развивать интерес к познанию окружающего, активизировать память и внимание.
| 25.05
|
|
|
|
| Обобщающий урок.
| Текущий
| Развивать интерес к познанию окружающего, активизировать память и внимание.
| 27.05
|
| |
|
|