|
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
по учебному курсу «Математика» в 5 классе
Базовый уровень
Салчак У.Т.
учитель математики
высшая квалификационная категория
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Рабочая программа учебного курса математики для 5 класса составлена на основе Примерной программы основного общего образования по математике и программы курса математики для учащихся 5 классов общеобразовательных учреждений автора В.И.Жохова (2011 года).
Содержание программы направлено на освоение учащимися знаний, умений и навыков на базовом уровне, что соответствует Образовательной программе школы. Она включает все темы, предусмотренные федеральным компонентом государственного образовательного стандарта основного общего образования по математике. Программа рассчитана на 170 часов, по 5 часов в неделю.
Теоретический материал курса излагается на наглядно-интуитивном уровне, математические методы и законы формулируются в виде правил. Курс строится на индуктивной основе с привлечением дедуктивных рассуждений. Учебный процесс ориентирован на: рациональное сочетание устных и письменных видов работы как при изучении теории, так и при решении задач; сбалансированное сочетание традиционных и новых методов обучения; оптимизированное применение объяснительно-иллюстративных и эвристических методов; использование современных технических средств обучения.
Преобладающей формой текущего контроля выступает письменный (самостоятельные и контрольные работы) и устный опрос.
Для реализации учебной программы используется учебно-методический комплект, включающий:
Математика. 5 класс: учебник для общеобразовательных учреждений / Н.Я. Виленкин, В.И. Жохов, А.С. Чесноков, С.И. Шварцбурд. – М.: Мнемозина, 2010.
Жохов В.И. Преподавание математики в 5 – 6 классах: методическое пособие. – М.: Мнемозина, 2008.
Жохов В.И. Математика. 5 класс. Контрольные работы для учащихся общеобразовательных учреждений / В.И. Жохов, Л.Б. Крайнева. – М.: Мнемозина, 2010.
Жохов В.И. Математика. 5 класс. Диктанты для учащихся общеобразовательных учреждений / В.И. Жохов, И.М. Митяева. – М.: Мнемозина, 2010.
Жохов В.И. Математический тренажер. 5 класс: пособие для учителей и учащихся / В.И. Жохов. – М.: Мнемозина, 2010.
Цели программы обучения: систематическое развитие понятия числа; выработка умений выполнять устно и письменно арифметические действия над числами, переводить практические задачи на язык математики; подготовка учащихся к изучению систематических курсов алгебры и геометрии.
Задачи программы обучения:
– развитие навыка вычислений с натуральными числами;
– овладение навыками действий с обыкновенными и десятичными дробями;
– формирование начальных представлений об использовании букв для записи выражений и свойств арифметических действий, составлении уравнений;
– знакомство с геометрическими понятиями, приобретение навыков построения геометрических фигур и измерения геометрических величин;
– овладение конкретными математическими знаниями, необходимыми для применения в практической деятельности, для изучения смежных дисциплин;
– интеллектуальное развитие учащихся, формирование качеств мышления, характерных для математической деятельности;
– формирование представлений о математических идеях и методах;
– формирование преставлений о математике как части общечеловеческой культуры, понимания значимости математики для общественного прогресса.
Структура программы. Рабочая программа состоит из двух разделов: «Содержание обучения», «Требования к математической подготовке учащихся». К программе прилагаются: тематическое и поурочное планирование учебного материала; учебно-методические средства обучения.
СОДЕРЖАНИЕ ОБУЧЕНИЯ
Арифметика
Натуральные числа. Десятичная система счисления. Римская нумерация. Арифметические действия с натуральными числами. Свойства арифметических действий. Применение свойств арифметических действий для рационализации вычислений. Числовые выражения. Квадрат и куб числа. Деление с остатком.
Дроби. Обыкновенная дробь. Сравнение дробей. Сложение и вычитание дробей с одинаковыми знаменателями. Нахождение части от целого и целого по его части.
Десятичная дробь. Сравнение десятичных дробей. Арифметические действия с десятичными дробями. Представление обыкновенных дробей десятичными и наоборот. Периодическая и непериодическая десятичная дробь. Среднее арифметическое.
Этапы развития представлений о числе.
Текстовые задачи. Решение текстовых задач арифметическими приемами.
Измерения, приближения, оценки. Единицы измерения длины, площади, объема, массы, времени, скорости. Размеры объектов окружающего мира (от элементарных частиц до Вселенной), длительность процессов в окружающем мире.
Проценты. Нахождение процента от величины, величины по ее проценту.
Приближенные вычисления. Округление натуральных чисел и десятичных дробей. Прикидка результатов вычислений.
Начальные сведения о калькуляторе. Сложение, вычитание, умножение и деление чисел с помощью калькулятора. Вычисления в требуемой последовательности. Элементы алгебры
Алгебраические выражения. Буквенные выражения. Числовые подстановки в буквенные выражения. Вычисления по формулам. Буквенная запись свойств арифметических действий. Простейшие преобразования выражений, раскрытие скобок, приведение подобных слагаемых.
Уравнения и неравенства. Уравнение с одной переменной. Корень уравнения. Примеры решения текстовых задач методом составления уравнений (алгебраическим способом).
Числовые неравенства.
Числовые функции. Таблицы и диаграммы.
Координаты. Изображение чисел точками координатного луча. Координата точки. Расстояние между точками с заданными координатами. Элементы геометрии
Представление о начальных понятиях геометрии и геометрических фигурах.
Геометрические фигуры: точка, отрезок, прямая, луч, треугольник, прямоугольник, окружность, круг. Построение отрезков и углов заданной величины с помощью линейки и транспортира. Равенство фигур. Виды углов. Параллельные прямые. Перпендикулярные прямые. Многоугольники. Правильные многоугольники. Построение перпендикуляра к прямой и параллельных прямых с помощью угольника и линейки. Построение окружности с помощью циркуля. Куб, прямоугольный параллелепипед.
Геометрические величины: длина, площадь, объем, градусная мера угла. Единицы измерения длин, углов, площадей и объемов. Измерение отрезков и углов. Объем прямоугольного параллелепипеда. Формулы длины окружности и площади круга. Понятие о числе как результате измерения. Элементы комбинаторики
Множество. Элемент множества, подмножество. Примеры решения комбинаторных задач: перебор вариантов, правило умножения. Курсивом в тексте выделен материал, который подлежит изучению, но не включается в требования к уровню подготовки учащихся
ТРЕБОВАНИЯ К МАТЕМАТИЧЕСКОЙ ПОДГОТОВКЕ УЧАЩИХСЯ
Числа и вычисления
В результате изучения курса математики учащиеся должны овладеть следующими умениями, представляющими минимум:
– правильно употреблять термины, связанные с различными видами чисел и способами их записи: целое, дробное, десятичная дробь, смешанное число; переходить от одной формы записи к другой (например, представлять десятичную дробь в виде обыкновенной, проценты – в виде десятичной или обыкновенной дроби);
– производить в уме арифметические действия в пределах сложности примеров на сложение и вычитание двузначных чисел, умножение и деление нацело двузначного числа на однозначное;
– уверено выполнять сложение, вычитание, умножение и деление натуральных чисел, в записи которых имеется несколько десятичных разрядов (включая сложные случаи переноса из разряда в разряд и использование нулей в записи числа);
– выполнять арифметические действия над десятичными дробями;
– сравнивать числа, упорядочивать наборы чисел; понимать связь отношений «больше» и «меньше» с расположением точек на координатном луче;
– решать текстовые задачи с помощью арифметических приемов (включая основные задачи на проценты);
– округлять натуральные числа и десятичные дроби, производить прикидку результата вычислений.
Выражения и их преобразования
В результате изучения курса математики учащиеся должны овладеть следующими умениями, представляющими минимум:
– правильно употреблять термины «выражение», «числовое выражение», «буквенное выражение», «значение выражения», понимать их использование в тексте, в речи учителя, понимать формулировку заданий: «упростить выражение», «найти значение выражения»;
– составлять числовые выражения по условиям текстовых задач;
– составлять несложные буквенные выражения и формулы; осуществлять в выражениях и формулах числовые подстановки и выполнять соответствующие вычисления; выражать из формул одни переменные через другие;
– находить значение квадрата и куба числа.
Уравнения и неравенства
В результате изучения курса математики учащиеся должны овладеть следующими умениями, представляющими минимум:
– понимать, что уравнения – это математический аппарат решения разнообразных задач по математике, смежных областей знаний, практики;
– правильно употреблять термины «уравнение», «неравенство», «корень уравнения»; понимать их в тексте, в речи учителя, понимать формулировку задания «решить уравнение»;
– читать числовые неравенства (в том числе и двойные);
– решать несложные линейные уравнения с одной переменной;
– составлять линейные уравнения по условиям текстовых задач.
Функции
В результате изучения курса математики учащиеся должны овладеть следующими умениями, представляющими минимум:
– составлять в несложных случаях круговые диаграммы.
Геометрические фигуры и их свойства. Измерение геометрических величин
В результате изучения курса математики учащиеся должны овладеть следующими умениями, представляющими минимум:
– распознавать на чертежах и моделях геометрические фигуры (отрезки, прямые, лучи, углы, многоугольники, окружности, круги); изображать указанные геометрические фигуры; выполнять чертежи по условию задачи;
– владеть практическими навыками использования геометрических инструментов (линейки, угольника, транспортира, циркуля) для изображения фигур, а также для нахождения длин отрезков и величин углов;
– решать задачи на вычисление геометрических величин (длин, углов, площадей, объемов), применяя свойства фигур и формулы.
ПОУРОЧНОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
№
п/п
| Раздел, название урока в
поурочном планировании
| Дидактические единицы образовательного процесса
| Контроль
знаний
учащихся
| Коли-
чество
часов
| По плану
| По факту
|
| I четверть 45
|
| ГЛАВА I. Натуральные числа
|
|
| 75
|
|
|
| §1. НАТУРАЛЬНЫЕ ЧИСЛА И ШКАЛЫ.
| Основная цель: систематизировать и обобщить сведения о натуральных числах, полученные в начальной школе; закрепить навыки построения и измерения отрезков.
| 15
|
|
| 1
2
3
| Обозначение натуральных чисел, п.1.
| Знать и понимать:
понятия натурального числа, цифры, десятичной записи числа, классов и разрядов;
таблицу классов и разрядов, обозначение разрядов;
общепринятые сокращения в записи больших чисел, четные и нечетные числа, свойства натурального ряда чисел, однозначные, двузначные и многозначные числа;
понятия отрезка и его концов, равных отрезков, середины отрезка, длины отрезка, обозначение отрезков;
единицы измерения длины (массы) и соотношения между ними; общепринятые сокращения в записи единиц длины (массы);
измерительные инструменты;
понятия треугольника, многоугольника, их вершин и сторон, их обозначение;
понятия плоскости, прямой, луча, дополнительного луча, их обозначение;
понятия шкалы и делений, координатного луча, единичного отрезка, координаты точки;
понятия большего и меньшего натурального числа; неравенство, знаки неравенств, двойное неравенство.
Уметь:
читать и записывать натуральные числа, в том числе и многозначные;
составлять числа из различных единиц;
строить, обозначать и называть геометрические фигуры: отрезки, плоскости, прямые, находить координаты точек и строить точки по координатам;
выражать длину (массу) в различных единицах;
показывать предметы, дающие представление о плоскости;
| Изучение и первичное закрепление новых знаний (беседа). СК
Урок усвоения и закрепления новых умений. СК
Урок обобщения и систематизации ЗУН. ВК
| 3
|
|
| 4
5
6
| Отрезок, длина отрезка. Треугольник, п.2.
| Урок совершенствования ЗУН. МД. ИК
Комбинированный урок. Т-1. ИК.
Урок самостоятельной практической работы.
С-1. СК. ВК. ГК
| 3
|
|
| 7
8
| Плоскость. Прямая. Луч. п.3.
| Урок – практикум. СК. ГК Работа с моделями (частично-поисковая деятельность). Урок обобщения и систематизации ЗУН. ВК
| 2
|
|
| 9
10
11
| Шкалы и координаты, п.4.
| Урок усвоения нового материала. Практическая работа. ИК
Комбинированные уроки. С-2. ИК
| 3
|
|
| №
п/п
| Раздел, название урока в
поурочном планировании
| Дидактические единицы образовательного процесса
| Контроль
знаний
учащихся
| Коли-
чество
часов
| Дата
| Корректи-
ровка
| 12
13
14
| Меньше или больше,
п.5.
| определять цену деления, проводить измерения с помощью приборов, строить шкалы с помощью выбранных единичных отрезков;
чертить координатный луч, находить координаты точек и строить точки по координатам;
сравнивать натуральные числа, в том числе и с помощью координатного луча;
читать и записывать неравенства, двойные неравенства;
владеть способами познавательной деятельности.
| Урок формирования новых умений. С-3. ИК. ГК
Комбинированный урок. Т-2. ГК. ИК
Урок комплексного применения ЗУН. ИК. ГК. СК
| 3
|
|
| 15
| Контрольная работа №1 по теме «Натуральные числа и шкалы», п.1-5.
| Уметь применять изученный теоретический материал при выполнении письменной работы.
| Урок контроля, оценки знаний и умений. ТК.ФК
| 1
|
|
|
| §2. СЛОЖЕНИЕ И ВЫЧИТАНИЕ НАТУРАЛЬНЫХ ЧИСЕЛ.
| Основная цель: закрепить и развить навыки сложения и вычитания натуральных чисел.
| 21
|
|
| 16
17
| Сложение натуральных чисел и его свойства, п.6.
| Знать:
понятия действий сложения и вычитания;
компоненты сложения и вычитания;
свойства сложения и вычитания натуральных чисел;
понятие периметра многоугольника.
алгоритм арифметических действий над многозначными числами.
Уметь:
складывать и вычитать многозначные числа столбиком и при помощи координат. луча;
находить неизвестные компоненты сложения и вычитания;
использовать свойства сложения и вычитания для упрощения вычислений;
решать текстовые задачи, используя действия сложения и вычитания;
раскладывать число по разрядам и наоборот.
| Усвоение изученного материала в процессе решения задач. Урок применения ЗУН. С-4.
| 2
|
|
| 18
| Сложение натуральных чисел. (Разложение числа по разрядам), п.6.
| Урок формирования умений и применения знаний. ГК. СК
| 1
|
|
| 19
| Сложение натуральных чисел и его свойства. (Зависимость суммы от изменения компонентов), п.6.
| Урок комплексного применения ЗУН. СК. ИК
| 1
|
|
| 20
| Сложение натуральных чисел. Решение текстовых задач. (Периметр многоугольника), п.6.
| Комбинированный. С-5. ИК
| 1
|
|
| 21
| Вычитание натуральных чисел, п.7.
| Комбинированный. Пр.р
| 1
|
|
| 22
| Вычитание натуральных чисел. (Свойства вычитания), п.7.
| Урок практических самост. работ. С-6. ИК
| 1
|
|
| 23
| Вычитание натуральных чисел. Решение текстовых задач, п.7.
| Урок комплексного применения ЗУН. С-7
| 1
|
|
| 24
| Сложение и вычитание натуральных чисел. Решение текстовых задач, п.6-7.
| Закрепить в процессе решения задач, полученные ЗУН, подготовиться к контрольной работе.
| Урок обобщения и систематизации знаний. ГК. СК
| 1
|
|
| 25
| Контрольная работа №2 по теме «Сложение и вычитание натуральных чисел», пп.6-7.
| Уметь применять теоретический материал при решении задач.
| Урок контроля, оценки ЗУН. ТК. ФК
| 1
|
|
| №
п/п
| Раздел, название урока в
поурочном планировании
| Дидактические единицы образовательного процесса
| Контроль
знаний
учащихся
| Коли-
чество
часов
| Дата
| Корректи
ровка
| 26
| Числовое выражение, п.8.
| Знать и понимать:
понятия числового и буквенного выражений;
буквенную запись свойств сложения и вычитания;
понятия уравнения, его корня;
понимать, что значит решить уравнение.
Уметь:
читать и записывать числовые выражения, находить значения выражений;
читать и записывать буквенные выражения, выполнять подстановку числа вместо буквы;
составлять числовые или буквенные выражения по условию задачи;
составлять числовые и буквенные выражения для нахождения периметра многоугольника и находить его значение;
упрощать буквенные выражения, используя свойства сложения и вычитания;
находить длину отрезка по его частям и находить часть отрезка, зная величину всего отрезка и других его частей (записывать это с помощью числовых или букв. выражений);
решать линейные уравнения на основе зависимости между компонентами действий (сложение и вычитание), выполнять проверку;
решать текстовые задачи с помощью составления линейных уравнений.
| Урок – игра. ГК. Т-3.
ИК
| 1
|
|
| 27
28
| Буквенное выражение и его числовое значение, п.8.
| Урок беседа с необходимым минимумом задач. С-8. ГК. ИК
Урок практикум. Обучающая сам. работа
| 2
|
|
| 29
| Буквенное выражение. (Буквенная запись свойств сложения), п.9.
| Урок приобретения новых знаний. С-9. ВК
| 1
|
|
| 30
31
| Буквенное выражение. (Буквенная запись свойств сложения и вычитания), п.9.
| Урок-практикум. Обучающая сам. раб. СК
Урок-практикум. Т-4.
| 2
|
|
| 32
33
| Уравнение, п.10.
| Уроки усвоения новых знаний и умений в процессе решения уравнений. ГК. СК
| 2
|
|
| 34
35
| Уравнение. (Решение текстовых задач с помощью составления уравнений), п.10.
| Урок совершенствования знаний, умений и навыков. С-10. ИК
Урок обобщения и систематизации знаний.
| 2
|
|
| 36
| Контрольная работа №3 по теме «Числовые и буквенные выражения», пп.8-10.
| Уметь применять изученный теоретический материал при выполнении письменной работы.
| Урок контроля, оценки и коррекции знаний учащихся. ТК. ФК.
| 1
|
|
|
| §3. УМНОЖЕНИЕ И ДЕЛЕНИЕ НАТУРАЛЬНЫХ ЧИСЕЛ.
| Основная цель: закрепить и развить навыки арифметических действий с натуральными числами.
| 27
|
|
| 37
38
| 39 Умножение натуральных чисел и его свойства, п.11.
| Знать и понимать:
порядок выполнения действий (в том числе, когда в выражении есть квадраты и кубы чисел);
понятия программы вычислений и команды;
таблицу умножения;
понятия действий умножения и деления;
компоненты умножения и деления;
свойства умножения и деления натуральных чисел наоборот.
| Комбинированные уроки: лекция, практ.раб.
| 2
|
|
| 39
40
41
| Умножение натуральных чисел. (Решение текстовых задач, уравнений), п.11.
| Уроки: практикум; применения ЗУН , С-11;обобщения, С-12. ИК
| 3
|
|
| 42
43
| Деление натуральных чисел. (Свойства деления), п.12.
| Уроки-практикумы. Обучающая сам. раб.
| 2
|
|
| 44
45
| Деление натуральных чисел, п. 12. (Решение текстовых задач, уравнен.).
| Обучающий урок. СК.
Игровой урок. СК.
| 2
|
|
| №
п/п
| Раздел, название урока в
поурочном планировании
| Дидактические единицы образовательного процесса
| Контроль
знаний
учащихся
| Коли-
чество
часов
| Дата
| Корректи
ровка
|
| II четверть 35
| 46
47
48
| Деление натуральных чисел. Решение текстовых задач, (уравнений), п.12.
| Уметь:
заменять действие умножения сложением и находить неизвестные компоненты умножения и деления;
умножать и делить многозначные числа столбиком;
выполнять деление с остатком;
решать уравнения на основе зависимости между компонентами действий (умножение и деление).
| Усвоение изученного материала в процессе решения задач. С/Р обучающего характера с проверкой на уроке. СК.
| 3
|
|
| |
|
|