Главная страница

Протокол № от 201 г. Руководитель шмо ондар Ф. С. М. Согласовано



Скачать 430.17 Kb.
НазваниеПротокол № от 201 г. Руководитель шмо ондар Ф. С. М. Согласовано
страница2/4
Дата13.04.2016
Размер430.17 Kb.
ТипПротокол
1   2   3   4


РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

по учебному курсу «Математика» в 5 классе

Базовый уровень


Салчак У.Т.

учитель математики

высшая квалификационная категория

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Рабочая программа учебного курса математики для 5 класса составлена на основе Примерной программы основного общего образования по математике и программы курса математики для учащихся 5 классов общеобразовательных учреждений автора В.И.Жохова (2011 года).

Содержание программы направлено на освоение учащимися знаний, умений и навыков на базовом уровне, что соответствует Образовательной программе школы. Она включает все темы, предусмотренные федеральным компонентом государственного образовательного стандарта основного общего образования по математике. Программа рассчитана на 170 часов, по 5 часов в неделю.

Теоретический материал курса излагается на наглядно-интуитивном уровне, математические методы и законы формулируются в виде правил. Курс строится на индуктивной основе с привлечением дедуктивных рассуждений. Учебный процесс ориентирован на: рациональное сочетание устных и письменных видов работы как при изучении теории, так и при решении задач; сбалансированное сочетание традиционных и новых методов обучения; оптимизированное применение объяснительно-иллюстративных и эвристических методов; использование современных технических средств обучения.

Преобладающей формой текущего контроля выступает письменный (самостоятельные и контрольные работы) и устный опрос.

Для реализации учебной программы используется учебно-методический комплект, включающий:

  1. Математика. 5 класс: учебник для общеобразовательных учреждений / Н.Я. Виленкин, В.И. Жохов, А.С. Чесноков, С.И. Шварцбурд. – М.: Мнемозина, 2010.

  2. Жохов В.И. Преподавание математики в 5 – 6 классах: методическое пособие. – М.: Мнемозина, 2008.

  3. Жохов В.И. Математика. 5 класс. Контрольные работы для учащихся общеобразовательных учреждений / В.И. Жохов, Л.Б. Крайнева. – М.: Мнемозина, 2010.

  4. Жохов В.И. Математика. 5 класс. Диктанты для учащихся общеобразовательных учреждений / В.И. Жохов, И.М. Митяева. – М.: Мнемозина, 2010.

  5. Жохов В.И. Математический тренажер. 5 класс: пособие для учителей и учащихся / В.И. Жохов. – М.: Мнемозина, 2010.

Цели программы обучения: систематическое развитие понятия числа; выработка умений выполнять устно и письменно арифметические действия над числами, переводить практические задачи на язык математики; подготовка учащихся к изучению систематических курсов алгебры и геометрии.

Задачи программы обучения:

– развитие навыка вычислений с натуральными числами;

– овладение навыками действий с обыкновенными и десятичными дробями;

– формирование начальных представлений об использовании букв для записи выражений и свойств арифметических действий, составлении уравнений;

– знакомство с геометрическими понятиями, приобретение навыков построения геометрических фигур и измерения геометрических величин;

– овладение конкретными математическими знаниями, необходимыми для применения в практической деятельности, для изучения смежных дисциплин;

– интеллектуальное развитие учащихся, формирование качеств мышления, характерных для математической деятельности;

– формирование представлений о математических идеях и методах;

– формирование преставлений о математике как части общечеловеческой культуры, понимания значимости математики для общественного прогресса.

Структура программы. Рабочая программа состоит из двух разделов: «Содержание обучения», «Требования к математической подготовке учащихся». К программе прилагаются: тематическое и поурочное планирование учебного материала; учебно-методические средства обучения.

СОДЕРЖАНИЕ ОБУЧЕНИЯ

Арифметика

Натуральные числа. Десятичная система счисления. Римская нумерация. Арифметические действия с натуральными числами. Свойства арифметических действий. Применение свойств арифметических действий для рационализации вычислений. Числовые выражения. Квадрат и куб числа. Деление с остатком.

Дроби. Обыкновенная дробь. Сравнение дробей. Сложение и вычитание дробей с одинаковыми знаменателями. Нахождение части от целого и целого по его части.

Десятичная дробь. Сравнение десятичных дробей. Арифметические действия с десятичными дробями. Представление обыкновенных дробей десятичными и наоборот. Периодическая и непериодическая десятичная дробь. Среднее арифметическое.

Этапы развития представлений о числе.

Текстовые задачи. Решение текстовых задач арифметическими приемами.

Измерения, приближения, оценки. Единицы измерения длины, площади, объема, массы, времени, скорости. Размеры объектов окружающего мира (от элементарных частиц до Вселенной), длительность процессов в окружающем мире.

Проценты. Нахождение процента от величины, величины по ее проценту.

Приближенные вычисления. Округление натуральных чисел и десятичных дробей. Прикидка результатов вычислений.

Начальные сведения о калькуляторе. Сложение, вычитание, умножение и деление чисел с помощью калькулятора. Вычисления в требуемой последовательности.
Элементы алгебры

Алгебраические выражения. Буквенные выражения. Числовые подстановки в буквенные выражения. Вычисления по формулам. Буквенная запись свойств арифметических действий. Простейшие преобразования выражений, раскрытие скобок, приведение подобных слагаемых.

Уравнения и неравенства. Уравнение с одной переменной. Корень уравнения. Примеры решения текстовых задач методом составления уравнений (алгебраическим способом).

Числовые неравенства.

Числовые функции. Таблицы и диаграммы.

Координаты. Изображение чисел точками координатного луча. Координата точки. Расстояние между точками с заданными координатами.
Элементы геометрии

Представление о начальных понятиях геометрии и геометрических фигурах.

Геометрические фигуры: точка, отрезок, прямая, луч, треугольник, прямоугольник, окружность, круг. Построение отрезков и углов заданной величины с помощью линейки и транспортира. Равенство фигур. Виды углов. Параллельные прямые. Перпендикулярные прямые. Многоугольники. Правильные многоугольники. Построение перпендикуляра к прямой и параллельных прямых с помощью угольника и линейки. Построение окружности с помощью циркуля. Куб, прямоугольный параллелепипед.

Геометрические величины: длина, площадь, объем, градусная мера угла. Единицы измерения длин, углов, площадей и объемов. Измерение отрезков и углов. Объем прямоугольного параллелепипеда. Формулы длины окружности и площади круга. Понятие о числе как результате измерения.
Элементы комбинаторики

Множество. Элемент множества, подмножество. Примеры решения комбинаторных задач: перебор вариантов, правило умножения.
Курсивом в тексте выделен материал, который подлежит изучению, но не включается в требования к уровню подготовки учащихся

ТРЕБОВАНИЯ К МАТЕМАТИЧЕСКОЙ ПОДГОТОВКЕ УЧАЩИХСЯ

Числа и вычисления

В результате изучения курса математики учащиеся должны овладеть следующими умениями, представляющими минимум:

– правильно употреблять термины, связанные с различными видами чисел и способами их записи: целое, дробное, десятичная дробь, смешанное число; переходить от одной формы записи к другой (например, представлять десятичную дробь в виде обыкновенной, проценты – в виде десятичной или обыкновенной дроби);

– производить в уме арифметические действия в пределах сложности примеров на сложение и вычитание двузначных чисел, умножение и деление нацело двузначного числа на однозначное;

– уверено выполнять сложение, вычитание, умножение и деление натуральных чисел, в записи которых имеется несколько десятичных разрядов (включая сложные случаи переноса из разряда в разряд и использование нулей в записи числа);

– выполнять арифметические действия над десятичными дробями;

– сравнивать числа, упорядочивать наборы чисел; понимать связь отношений «больше» и «меньше» с расположением точек на координатном луче;

– решать текстовые задачи с помощью арифметических приемов (включая основные задачи на проценты);

– округлять натуральные числа и десятичные дроби, производить прикидку результата вычислений.

Выражения и их преобразования

В результате изучения курса математики учащиеся должны овладеть следующими умениями, представляющими минимум:

– правильно употреблять термины «выражение», «числовое выражение», «буквенное выражение», «значение выражения», понимать их использование в тексте, в речи учителя, понимать формулировку заданий: «упростить выражение», «найти значение выражения»;

– составлять числовые выражения по условиям текстовых задач;

– составлять несложные буквенные выражения и формулы; осуществлять в выражениях и формулах числовые подстановки и выполнять соответствующие вычисления; выражать из формул одни переменные через другие;

– находить значение квадрата и куба числа.

Уравнения и неравенства

В результате изучения курса математики учащиеся должны овладеть следующими умениями, представляющими минимум:

– понимать, что уравнения – это математический аппарат решения разнообразных задач по математике, смежных областей знаний, практики;

– правильно употреблять термины «уравнение», «неравенство», «корень уравнения»; понимать их в тексте, в речи учителя, понимать формулировку задания «решить уравнение»;

– читать числовые неравенства (в том числе и двойные);

– решать несложные линейные уравнения с одной переменной;

– составлять линейные уравнения по условиям текстовых задач.

Функции

В результате изучения курса математики учащиеся должны овладеть следующими умениями, представляющими минимум:

– составлять в несложных случаях круговые диаграммы.

Геометрические фигуры и их свойства. Измерение геометрических величин

В результате изучения курса математики учащиеся должны овладеть следующими умениями, представляющими минимум:

– распознавать на чертежах и моделях геометрические фигуры (отрезки, прямые, лучи, углы, многоугольники, окружности, круги); изображать указанные геометрические фигуры; выполнять чертежи по условию задачи;

– владеть практическими навыками использования геометрических инструментов (линейки, угольника, транспортира, циркуля) для изображения фигур, а также для нахождения длин отрезков и величин углов;

– решать задачи на вычисление геометрических величин (длин, углов, площадей, объемов), применяя свойства фигур и формулы.

ПОУРОЧНОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ



п/п

Раздел, название урока в

поурочном планировании

Дидактические единицы образовательного процесса

Контроль

знаний

учащихся

Коли-

чество

часов

По плану

По факту




I четверть 45




ГЛАВА I. Натуральные числа







75










§1. НАТУРАЛЬНЫЕ ЧИСЛА И ШКАЛЫ.

Основная цель: систематизировать и обобщить сведения о натуральных числах, полученные в начальной школе; закрепить навыки построения и измерения отрезков.

15







1

2

3


Обозначение натуральных чисел, п.1.

Знать и понимать:

  • понятия натурального числа, цифры, десятичной записи числа, классов и разрядов;

  • таблицу классов и разрядов, обозначение разрядов;

  • общепринятые сокращения в записи больших чисел, четные и нечетные числа, свойства натурального ряда чисел, однозначные, двузначные и многозначные числа;

  • понятия отрезка и его концов, равных отрезков, середины отрезка, длины отрезка, обозначение отрезков;

  • единицы измерения длины (массы) и соотношения между ними; общепринятые сокращения в записи единиц длины (массы);

  • измерительные инструменты;

  • понятия треугольника, многоугольника, их вершин и сторон, их обозначение;

  • понятия плоскости, прямой, луча, дополнительного луча, их обозначение;

  • понятия шкалы и делений, координатного луча, единичного отрезка, координаты точки;

  • понятия большего и меньшего натурального числа; неравенство, знаки неравенств, двойное неравенство.

Уметь:

  • читать и записывать натуральные числа, в том числе и многозначные;

  • составлять числа из различных единиц;

  • строить, обозначать и называть геометрические фигуры: отрезки, плоскости, прямые, находить координаты точек и строить точки по координатам;

  • выражать длину (массу) в различных единицах;

  • показывать предметы, дающие представление о плоскости;

Изучение и первичное закрепление новых знаний (беседа). СК

Урок усвоения и закрепления новых умений. СК

Урок обобщения и систематизации ЗУН. ВК

3







4

5

6


Отрезок, длина отрезка. Треугольник, п.2.

Урок совершенствования ЗУН. МД. ИК

Комбинированный урок. Т-1. ИК.

Урок самостоятельной практической работы.

С-1. СК. ВК. ГК

3







7

8

Плоскость. Прямая. Луч. п.3.

Урок – практикум. СК. ГК Работа с моделями (частично-поисковая деятельность). Урок обобщения и систематизации ЗУН. ВК

2







9

10

11

Шкалы и координаты, п.4.

Урок усвоения нового материала. Практическая работа. ИК

Комбинированные уроки. С-2. ИК

3









п/п

Раздел, название урока в

поурочном планировании

Дидактические единицы образовательного процесса

Контроль

знаний

учащихся

Коли-

чество

часов

Дата

Корректи-

ровка

12

13

14

Меньше или больше,

п.5.

  • определять цену деления, проводить измерения с помощью приборов, строить шкалы с помощью выбранных единичных отрезков;

  • чертить координатный луч, находить координаты точек и строить точки по координатам;

  • сравнивать натуральные числа, в том числе и с помощью координатного луча;

  • читать и записывать неравенства, двойные неравенства;

  • владеть способами познавательной деятельности.

Урок формирования новых умений. С-3. ИК. ГК

Комбинированный урок. Т-2. ГК. ИК

Урок комплексного применения ЗУН. ИК. ГК. СК

3







15

Контрольная работа №1 по теме «Натуральные числа и шкалы», п.1-5.

Уметь применять изученный теоретический материал при выполнении письменной работы.

Урок контроля, оценки знаний и умений. ТК.ФК

1










§2. СЛОЖЕНИЕ И ВЫЧИТАНИЕ НАТУРАЛЬНЫХ ЧИСЕЛ.

Основная цель: закрепить и развить навыки сложения и вычитания натуральных чисел.

21







16

17

Сложение натуральных чисел и его свойства, п.6.

Знать:

  • понятия действий сложения и вычитания;

  • компоненты сложения и вычитания;

  • свойства сложения и вычитания натуральных чисел;

  • понятие периметра многоугольника.

  • алгоритм арифметических действий над многозначными числами.

Уметь:

  • складывать и вычитать многозначные числа столбиком и при помощи координат. луча;

  • находить неизвестные компоненты сложения и вычитания;

  • использовать свойства сложения и вычитания для упрощения вычислений;

  • решать текстовые задачи, используя действия сложения и вычитания;

  • раскладывать число по разрядам и наоборот.

Усвоение изученного материала в процессе решения задач. Урок применения ЗУН. С-4.

2







18

Сложение натуральных чисел. (Разложение числа по разрядам), п.6.

Урок формирования умений и применения знаний. ГК. СК

1







19

Сложение натуральных чисел и его свойства. (Зависимость суммы от изменения компонентов), п.6.

Урок комплексного применения ЗУН. СК. ИК

1







20

Сложение натуральных чисел. Решение текстовых задач. (Периметр многоугольника), п.6.

Комбинированный. С-5. ИК

1







21

Вычитание натуральных чисел, п.7.

Комбинированный. Пр.р

1







22

Вычитание натуральных чисел. (Свойства вычитания), п.7.

Урок практических самост. работ. С-6. ИК

1







23

Вычитание натуральных чисел. Решение текстовых задач, п.7.

Урок комплексного применения ЗУН. С-7

1







24

Сложение и вычитание натуральных чисел. Решение текстовых задач, п.6-7.

Закрепить в процессе решения задач, полученные ЗУН, подготовиться к контрольной работе.

Урок обобщения и систематизации знаний. ГК. СК

1







25

Контрольная работа №2 по теме «Сложение и вычитание натуральных чисел», пп.6-7.

Уметь применять теоретический материал при решении задач.

Урок контроля, оценки ЗУН. ТК. ФК

1









п/п

Раздел, название урока в

поурочном планировании

Дидактические единицы образовательного процесса

Контроль

знаний

учащихся

Коли-

чество

часов

Дата

Корректи

ровка

26

Числовое выражение, п.8.

Знать и понимать:

  • понятия числового и буквенного выражений;

  • буквенную запись свойств сложения и вычитания;

  • понятия уравнения, его корня;

  • понимать, что значит решить уравнение.

Уметь:

  • читать и записывать числовые выражения, находить значения выражений;

  • читать и записывать буквенные выражения, выполнять подстановку числа вместо буквы;

  • составлять числовые или буквенные выражения по условию задачи;

  • составлять числовые и буквенные выражения для нахождения периметра многоугольника и находить его значение;

  • упрощать буквенные выражения, используя свойства сложения и вычитания;

  • находить длину отрезка по его частям и находить часть отрезка, зная величину всего отрезка и других его частей (записывать это с помощью числовых или букв. выражений);

  • решать линейные уравнения на основе зависимости между компонентами действий (сложение и вычитание), выполнять проверку;

  • решать текстовые задачи с помощью составления линейных уравнений.

Урок – игра. ГК. Т-3.

ИК

1







27

28

Буквенное выражение и его числовое значение, п.8.

Урок беседа с необходимым минимумом задач. С-8. ГК. ИК

Урок практикум. Обучающая сам. работа

2







29

Буквенное выражение. (Буквенная запись свойств сложения), п.9.

Урок приобретения новых знаний. С-9. ВК

1







30

31

Буквенное выражение. (Буквенная запись свойств сложения и вычитания), п.9.

Урок-практикум. Обучающая сам. раб. СК

Урок-практикум. Т-4.

2







32

33

Уравнение, п.10.

Уроки усвоения новых знаний и умений в процессе решения уравнений. ГК. СК

2







34

35

Уравнение. (Решение текстовых задач с помощью составления уравнений), п.10.

Урок совершенствования знаний, умений и навыков. С-10. ИК

Урок обобщения и систематизации знаний.

2







36

Контрольная работа №3 по теме «Числовые и буквенные выражения», пп.8-10.

Уметь применять изученный теоретический материал при выполнении письменной работы.

Урок контроля, оценки и коррекции знаний учащихся. ТК. ФК.

1










§3. УМНОЖЕНИЕ И ДЕЛЕНИЕ НАТУРАЛЬНЫХ ЧИСЕЛ.

Основная цель: закрепить и развить навыки арифметических действий с натуральными числами.

27







37

38

39 Умножение натуральных чисел и его свойства, п.11.

Знать и понимать:

  • порядок выполнения действий (в том числе, когда в выражении есть квадраты и кубы чисел);

  • понятия программы вычислений и команды;

  • таблицу умножения;

  • понятия действий умножения и деления;

  • компоненты умножения и деления;

  • свойства умножения и деления натуральных чисел наоборот.

Комбинированные уроки: лекция, практ.раб.

2







39

40

41

Умножение натуральных чисел. (Решение текстовых задач, уравнений), п.11.

Уроки: практикум; применения ЗУН , С-11;обобщения, С-12. ИК

3







42

43

Деление натуральных чисел. (Свойства деления), п.12.

Уроки-практикумы. Обучающая сам. раб.

2







44

45

Деление натуральных чисел, п. 12. (Решение текстовых задач, уравнен.).

Обучающий урок. СК.

Игровой урок. СК.

2









п/п

Раздел, название урока в

поурочном планировании

Дидактические единицы образовательного процесса

Контроль

знаний

учащихся

Коли-

чество

часов

Дата

Корректи

ровка




II четверть 35

46

47

48

Деление натуральных чисел. Решение текстовых задач, (уравнений), п.12.

Уметь:

  • заменять действие умножения сложением и находить неизвестные компоненты умножения и деления;

  • умножать и делить многозначные числа столбиком;

  • выполнять деление с остатком;

  • решать уравнения на основе зависимости между компонентами действий (умножение и деление).

Усвоение изученного материала в процессе решения задач. С/Р обучающего характера с проверкой на уроке. СК.

3






1   2   3   4