|
Рабочая программа учебного курса по математике для 6 класса разработана на основе Пояснительная записка Рабочая программа учебного курса по математике для 6 класса разработана на основе:
- федерального компонента государственного стандарта основного общего образования,
- программы. Планирование учебного материала. Математика . 5-6 классы. (авт.-сост. В. И. Жохов). М.: «Мнемозина», 2010;
- федерального перечня учебников, рекомендованных Министерством образования Российской Федерации к использованию в образовательном процессе в общеобразовательных учреждениях на 2011-2012 учебный год.
Используемый учебно-методический комплект:
- учебник: Математика. 6 класс: учебник для общеобразовательных учреждений/ Виленкин Н.Я. , В. И. Жохов, А. С. Чесноков, С. И. Шварцбурд, - М., «Мнемозина», 2011.;
- Жохов В. И. Преподавание математики в 5 – 6 классах: методическое пособие.
Общая характеристика предмета
Арифметика призвана способствовать приобретению практических навыков, необходимых для повседневной жизни. Она служит базой для всего дальнейшего изучения математики, способствует логическому развитию и формированию умения пользоваться алгоритмами.
Место предмета в федеральном базисном учебном плане: Согласно федеральному базисному учебному плану для образовательных учреждений Российской Федерации на изучение математики на ступени основного общего образования отводится 5ч в неделю в 6 классах
Программа рассчитана : количество часов в неделю: 5, всего 170 ч Изучение математики в 6 классе направлено на достижение следующих целей:
развить умение применять свойства натуральных чисел, связанные с делимостью чисел, сформировать понятие «признаки делимости для нахождения делителей данного натурального числа, сформировать умение находить наибольший общий делитель и наименьшее общее кратное нескольких натуральных чисел;
сформировать понятие обыкновенной дроби, выявить взаимосвязи между десятичными и обыкновенными дробями, ввести понятие множества рациональных чисел;
развить умения планировать учебную деятельность при работе с правилами умножения и деления обыкновенных дробей; сформировать умения умножать и делить рациональные числа, находить часть от числа и целое по его части;
сформировать понятия «отношение», «пропорция», «процент» и умение применять их при решении различных задач;
сформировать умение выполнять сложение, вычитание и совместные арифметические действия с рациональными числами;
сформировать умение выполнять отдельные и совместные действия с рациональными числами, создать условия для развития умений планировать и контролировать деятельность при вычислении значений числовых выражений;
организовать деятельность учащихся по получению алгоритма решения линейных уравнений, сформировать умение решать некоторые линейные уравнения, формировать умение решать текстовые задачи с помощью уравнений,
ввести понятие системы координат на плоскости, сформировать умения отмечать на координатной плоскости точку с заданными координатами и определять координаты данной точки;
рассмотреть некоторые геометрические фигуры как абстрактные конструкции, обусловленные отношениями параллельности и перпендикулярности прямых.
В ходе преподавания математики в 6 классе, работы над формированием у учащихся перечисленных в программе знаний и умений, следует обратить внимание на то, чтобы они овладевали умениями общего учебного характера, разнообразными способами деятельности, приобретали опыт:
-работы с математическими моделями, приемами их построения и исследования;
-методами исследования реального мира, умения действовать в нестандартных ситуациях;
-решения разнообразных классов задач из различных разделов курса, в том числе задач, требующих поиска пути и способов решения;
-исследовательской деятельности, развития идей, проведения экспериментов, обобщения, постановки и формулирования новых задач;
-ясного, точного, грамотного изложения своих мыслей в устной и письменной речи;
-использования различных языков математики (словесного, символического, графического), свободного перехода с одного языка на другой для иллюстрации, интерпретации, аргументации;
-проведения доказательных рассуждений, аргументации, выдвижения гипотез и их обоснования;
-поиска, систематизации, анализа и классификации информации, использования разнообразных информационных источников, включая учебную и справочную литературу, современные информационные технологии.
Результаты обучения.
Результаты обучения представлены в требованиях к уровню подготовки и задают систему итоговых результатов обучения, которых должны достигать все учащиеся, оканчивающие основную школу, и достижение которых является обязательным условием положительной аттестации ученика. Структура изучаемого предмета
№
| Наименование раздела
| Количество часов
Всего Теоретические Контрольные
| 1
2 3
4
5
6 7
8
9
10
| Делимость чисел
Сложение и вычитание дробей с разными знаменателями
Умножение и деление обыкновенных дробей
Отношения и пропорции
Положительные и отрицательные числа
Сложение и вычитание положительных и отрицательных чисел
Умножение и деление положительных и отрицательных чисел
Решение уравнений
Координаты на плоскости
Повторение. Решение задач.
| 20 19 1
22 20 2 31 28 3
19 17 2
13 12 1
11 10 1 12 11 1
15 13 2
13 12 1
14 12 1
|
ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
Математика 6 класс
№ п\п
|
Наименование раздела программы, тема урока
| Всего
часов
| Из них контрольные и диагностические (ч)
| Дата
| По плану
| Фактическая
| 1
| Делимость чисел
| 20
|
|
|
| 1.1
| Делители и кратные (п.1)
| 3
|
|
|
| 1.2
| Признаки делимости на 10, на 5 и на 2 (п. 2)
| 3
|
|
|
| 1.3
| Признаки делимости на 9 и на 3 (п. 3)
| 2
|
|
|
| 1.4
| Простые и составные числа (п. 4)
| 2
|
|
|
| 1.5
| Разложение на простые множители (п. 5)
| 2
|
|
|
| 1.6
| Наибольший общий делитель. Взаимно простые числа (п. 6)
| 3
|
|
|
| 1.7
| Наименьшее общее кратное (п. 7)
| 4
|
|
|
| 1.8
| Контрольная работа №1 по теме "Делимость чисел"
| 1
| 1
|
|
| 2
| Сложение и вычитание дробей с разными знаменателями
| 22
|
|
|
| 2.1
| Основное свойство дроби (п. 8)
| 2
|
|
|
| 2.2
| Сокращение дробей (п. 9)
| 3
|
|
|
| 2.3
| Приведение дробей к общему знаменателю (п. 10)
| 3
|
|
|
| 2.4
| Сравнение, сложение и вычитание дробей с разными знаменателями (п. 11)
| 6
|
|
|
| 2.5
| Контрольная работа № 2 по теме
" Сложение и вычитание дробей с разными знаменателями "
| 1
| 1
|
|
| 2.6
| Сложение и вычитание смешанных чисел (п. 12)
| 6
|
|
|
| 2.7
| Контрольная работа № 3 по теме " Сложение и вычитание смешанных чисел»
| 1
| 1
|
|
| 3
| Умножение и деление обыкновенных дробей
| 31
|
|
|
| 3.1
| Умножение дробей (п. 13)
| 4
|
|
|
| 3.2
| Нахождение дроби от числа (п. 14)
| 4
|
|
|
| 3.3
| Применение распределительного свойства умножения (п. 15)
| 5
|
|
|
| 3.4
| Контрольная работа № 4 по теме «Умножение дробей»
| 1
| 1
|
|
| 3.5
| Взаимно обратные числа (п. 16)
| 2
|
|
|
| 3.6
| Деление (п. 17)
| 5
|
|
|
| 3.7
| Контрольная работа № 5 по теме «Деление»
| 1
| 1
|
|
| 3.8
| Нахождение числа по его дроби (п. 18)
| 5
|
|
|
| 3.9
| Дробные выражения (п. 19)
| 3
|
|
|
| 3.10
| Контрольная работа № 6 по теме "Дробные выражения"
| 1
| 1
|
|
| 4
| Пропорции
| 19
|
|
|
| 4.1
| Отношения (п. 20)
| 5
|
|
|
| 4.2
| Пропорции (п. 21)
| 3
|
|
|
| 4.3
| Прямая и обратная пропорциональные зависимости (п. 22)
| 3
|
|
|
| 4.4
| Контрольная работа № 7 по теме «Отношения и пропорции»
| 1
| 1
|
|
| 4.5
| Масштаб (п. 23)
| 2
|
|
|
| 4.6
| Длина окружности и площадь круга ( п. 24)
| 2
|
|
|
| 4.7
| Шар (п. 25)
| 2
|
|
|
| 4.8
| Контрольная работа № 8 по теме "Масштаб"
| 1
| 1
|
|
| 5
| Положительные и отрицательные числа
| 13
|
|
|
| 5.1
| Координаты на прямой (п. 26)
| 3
|
|
|
| 5.2
| Противоположные числа (п. 27)
| 2
|
|
|
| 5.3
| Модуль числа (п. 28)
| 2
|
|
|
| 5.4
| Сравнение чисел (п. 29)
| 3
|
|
|
| 5.5
| Изменение величин (п. 30)
| 2
|
|
|
| 5.6
| Контрольная работа № 9 по теме «Положительные и отрицательные числа»
| 1
| 1
|
|
| 6
| Сложение и вычитание положительных и отрицательных чисел
| 11
|
|
|
| 6.1
| Сложение чисел с помощью координатной прямой (п. 31)
| 2
|
|
|
| 6.2
| Сложение отрицательных чисел (п. 32)
| 2
|
|
|
| 6.3
| Сложение чисел с разными знаками (п. 33)
| 3
|
|
|
| 6.4
| Вычитание (п. 34)
| 3
|
|
|
| 6.5
| Контрольная работа № 10 по теме «Сложение и вычитание положительных и отрицательных чисел»
| 1
| 1
|
|
| 7
| Умножение и деление положительных и отрицательных чисел
| 12
|
|
|
| 7.1
| Умножение (п. 35)
| 3
|
|
|
| 7.2
| Деление (п. 36)
| 3
|
|
|
| 7.3
| Рациональные числа (п. 37)
| 2
|
|
|
| 7.4
| Свойства действий с рациональными числами (п. 38)
| 3
|
|
|
| 7.5
| Контрольная работа №11 по теме "Действия с рациональными числами"
| 1
| 1
|
|
| 8
| Решение уравнений
| 15
|
|
|
| 8.1
| Раскрытие скобок (п. 39)
| 2
|
|
|
| 8.2
| Коэффициент (п. 40)
| 2
|
|
|
| 8.3
| Подобные слагаемые (п. 41)
| 3
|
|
|
| 8.4
| Контрольная работа № 12 по теме «Раскрытие скобок»
| 1
| 1
|
|
| 8.5
| Решение уравнений (п. 42)
| 6
|
|
|
| 8.6
| Контрольная работа № 13 по теме "Решение уравнений"
| 1
| 1
|
|
| 9
| Координаты на плоскости
| 13
|
|
|
| 9.1
| Перпендикулярные прямые (п. 43)
| 2
|
|
|
| 9.2
| Параллельные прямые (п. 44)
| 2
|
|
|
| 9.3
| Координатная плоскость (п. 45)
| 3
|
|
|
| 9.4
| Столбчатые диаграммы (п. 46)
| 2
|
|
|
| 9.5
| Графики (п. 47)
| 3
|
|
|
| 9.6
| Контрольная работа № 14 по теме «Координаты на плоскости»
| 1
| 1
|
|
| 10
| Итоговое повторение курса математики 5 – 6 класса
| 14
|
|
|
| 10.1
| Решение задач
| 13
|
|
|
| 10.2
| Итоговая контрольная работа №15
| 1
| 1
|
|
|
| Итого часов
| 170
| 15
|
|
| Требования к уровню подготовки шестиклассников.
В результате изучения математики ученик должен
знать/понимать существо понятия алгоритма; приводить примеры алгоритмов;
как используются математические формулы, уравнения и неравенства; примеры их применения для решения математических и практических задач;
как математический язык может описывать реальные зависимости; приводить примеры такого описания;
как потребности практики привели математическую науку к необходимости расширения понятия числа;
каким образом геометрия возникла из практических задач землемерия; примеры геометрических объектов и утверждений о них, важных для практики;
Арифметика уметь
выполнять устно арифметические действия: сложение и вычитание двузначных чисел и десятичных дробей с двумя знаками, умножение однозначных чисел, арифметические операции с обыкновенными дробями с однозначным знаменателем и числителем;
переходить от одной формы записи чисел к другой, представлять десятичную дробь в виде обыкновенной и в простейших случаях обыкновенную в виде десятичной, проценты — в виде дроби и дробь – в виде процентов
выполнять арифметические действия с рациональными числами, сравнивать рациональные числа; находить значения числовых выражений;
округлять целые числа и десятичные дроби, находить приближения чисел с недостатком и с избытком, выполнять оценку числовых выражений;
пользоваться основными единицами длины, массы, времени, скорости, площади, объема; выражать более крупные единицы через более мелкие и наоборот;
решать текстовые задачи, включая задачи, связанные с отношением и с пропорциональностью величин, дробями и процентами;
решать линейные уравнения.
использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:
решения несложных практических расчетных задач, в том числе c использованием при необходимости справочных материалов, калькулятора, компьютера;
устной прикидки и оценки результата вычислений; проверки результата вычисления, с использованием различных приемов.
Алгебра
уметь
составлять буквенные выражения и формулы по условиям задач; осуществлять в выражениях и формулах числовые подстановки и выполнять соответствующие вычисления, выражать из формул одну переменную через остальные;
решать линейные уравнения;
изображать числа точками на координатной прямой;
определять координаты точки плоскости, строить точки с заданными координатами;
использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:
выполнения расчетов по формулам, для составления формул, выражающих зависимости между реальными величинами; для нахождения нужной формулы в справочных материалах;
Геометрия
уметь
распознавать изученные геометрические фигуры, различать их взаимное расположение;
изображать изученные геометрические фигуры;
распознавать на чертежах, моделях и в окружающей обстановке основные пространственные тела;
использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:
построений геометрическими инструментами (линейка, угольник, циркуль, транспортир).
|
|
|