Учебно-тематическое планирование по грамматике, правописанию и развитию речи
Класс – 8 (2 часа в неделю)
Содержание тем учебного курса (основное содержание)
Предложение. Текст (3 ч.)
Простое и сложное предложения. Их сравнение. Союзы и, а, но в простом и сложном предложениях. Знаки препинания. Нахождение простых и сложных предложений в текстах учебников по литературе, географии и др. Использование простых и сложных предложений в структуре текста. Отражение в тексте темы и идеи, наличие вступления, главной части, заключения, средств связи предложений, образных слов и выражений.
Состав слова (9 ч.)
Однокоренные слова: подбор однокоренных слов, относящихся к различным частям речи, их дифференциация, разбор по составу. Систематизация орфографических правил: способы проверки гласных и согласных в корне, окончании имен существительных и прилагательных. Запоминание непроверяемых безударных гласных в корне слова, гласных и согласных в приставках. Сложные слова с соединительной гласной и без нее (треугольник, турпоход). Образование разных слов с помощью одних и тех же приставок и суффиксов. Наблюдение за значением этик слов. Слова с суффиксами оценки: уменьшения, увеличения, ласковости, пренебрежения. Составление рассказа или описания. Использование в тексте слов с оценочными суффиксами.
Части речи (42 ч.)
Части речи. Имя существительное, имя прилагательное, глагол, местоимение как части речи. Обобщение. Упражнения в составлении различных словосочетаний с предлогом или без предлога. Постановка вопросов от главного слова к зависимому. Наблюдение за различными частями речи в текстах разного типа: в описании, повествовании (рассказ, сказка). Упражнения в составлении рассказа, сказки, описаний с использованием соответствующей лексики. Имя существительное. Значение в речи. Основные грамматические признаки (род, число, падеж, склонение). Анализ имен существительных с опорой на таблицу. Использование имен существительных в качестве образных средств языка (бусы рябины, головка ромашки) и текстовых синонимов для связи предложений. (В наших лесах растет рябина. Это нарядное дерево красиво в любое время года.) Правописание падежных окончаний существительных единственного и множественного числа. Проверка безударных окончаний способом подстановки существительного с ударным окончанием. Составление словосочетаний существительных во множественном числе с другими словами (много тетрадей, килограмм конфет, пара чулок, носков). Правописание существительных единственного и множественного числа с шипящей на конце. Составление рассказа с последовательным развитием действия или события. Содержание тем учебного курса
Имя прилагательное. Значение в речи. Основные грамматические признаки (род, число, падеж). Согласование имени прилагательного с именем существительным. Правописание падежных окончаний имен прилагательных в единственном числе. Составление текстов, характеризующих предметы по сходным или противоположным признакам (лимон и яблоко, лев и мышь). Склонение прилагательных во множественном числе. Употребление имен прилагательных в прямом и переносном лишении. Выделение из литературного текста словосочетаний прилагательного с существительным и в том и в другом значении для описания предмета, места, пейзажа, характера человека. Упражнения в самостоятельном подборе прилагательных для описания картины или рассказа по ней. Составление текста. Местоимение. Значение личных местоимений в речи. Основные грамматические признаки (лицо, число, падеж). Род местоимений 3-го лица единственного числа. Склонение личных местоимений. Правописание местоимений с предлогами. Упражнения в правильном употреблении местоимений в тексте. Составление текстов-рассуждений о просмотренной телепередаче, о прочитанной книге, о событиях в классе. Устранение речевых недочетов при употреблении местоимений в тексте. Глагол. Значение в речи. Основные грамматические признаки (время, число, лицо). Неопределенная форма глаголов на -ть, -ти, -чь, -ться. Правописание глаголов на -тся, -ться. Употребление однокоренных глаголов с различными приставками (сказать, пересказать, высказать; спросить, допросить, переспросить и т. п.). Упражнения в выборе глагольной лексики для художественного описания предмета, места, пейзажа. Составление текстов. Понятие о I и II спряжении. Упражнения в спряжении глаголов с ударным окончанием. Наблюдение за безударными окончаниями глаголов I и II спряжения. Запоминание написаний наиболее употребительных глаголов I и II спряжения. Использование таблицы, школьного орфографического словаря. Правописание глаголов 2-го лица единственного числа. Изложение небольшого отрывка из литературного текста. Правильное использование временных форм глагола. Наречие. Роль в речи (признаки действия, отвечающие на вопросы как? где? куда? откуда? когда?). Образование наречий от прилагательных (веселый — весело). Составление словосочетаний наречий с глаголами движения, речи, состояния, труда и т. д. Включение их в текст по определенной теме. Употребление наречий для связи предложений в тексте (однажды, вдруг, внезапно, как-то раз, утром, днем, вечером, сначала, потом, затем, наконец, там, тут, здесь, везде, вокруг, впереди, вдали, рядом). Имя числительное. Понятие об имени числительном. Случаи употребления в устной и письменной речи. Упражнения в правописании числительных от 5 до 20, 30; от 50 до 80; от 100 до 900. Упражнения в правописании составных числительных (двести восемьдесят пять). Оформление доверенности, расписки, объявления, денежного перевода.
Содержание тем учебного курса
Предложение. Текст (6 ч.)
Сложное предложение с союзами и, а, но и простое с однородными членами с теми же союзами. Сложное предложение с союзами что, чтобы, потому что, когда и союзным словом который. Упражнения в составлении сложных предложений для рассуждения о чем-то (с опорой на схему), например: отнесение слова к определенной части речи с доказательством; объяснение времени, цели, причины поступка и т. д. Составление простых и сложных предложений для последующего составления рассказа, описания, рассуждения. Составление простых и сложных предложений для оформления деловых бумаг. Написание заявления. Исправление текста.
Связная речь (10 ч.)
Свободный диктант по тексту повествовательного характера с предварительным анализом. Сочинение с опорой на картинку (описание места) и план-схему: вступление; главная часть (где? что?); заключение. Изложение текста с элементами рассуждения с предварительным анализом. Продолжение рассказа по данному началу с предварительным отбором лексического материала. Сочинение на материале уроков чтения с предварительным анализом и подготовкой речевого материала. Составление текста на основе заглавия-темы и плана или заголовка-идеи и плана. Сочинение с элементами рассуждения («Мое любимое занятие», «Какая современная музыка мне нравится и почему», «Самая интересная компьютерная игра», «Почему надо беречь природу» и др.).
Содержание тем учебного курса
Перечень литературы и средств обучения
Закон «Об образовании».
Приказ Минобразования России от 05.03.2004 г. № 1089 «Об утверждении федерального компонента государственных образовательных стандартов начального общего, основного общего, и среднего (полного) общего образования».
Письмо Минобразования России от 20.02.2004 г. № 03-51-10/14-03 «О введении федерального компонента государственных образовательных стандартов начального общего, основного общего и среднего (полного) общего образования».
Приказ Минобразования России от 09.03.2004 г. № 1312 «Об утверждении федерального базисного учебного плана и примерных учебных планов для общеобразовательных учреждений РФ, реализующих программы общего образования».
Письмо Минобрнауки России от 07.07.2005 г. «О примерных программах по учебным предметам федерального базисного учебного плана».
Федеральный компонент государственного стандарта общего образования.
Программы для 5-9 классов специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида: В 2 сборниках/Под ред. В.В.Воронковой. - М.: Владос, 2010.
Основная учебная литература для учащихся
Якубовская Э.В. Русский язык: учебник для 8 класса специальных (коррекционных) общеобразовательных учреждений VIII вида.- М.: «Просвещение», 2007.
Литература для учителя
Аксенова А.К. «Методика обучения русскому языку в коррекционной школе». Москва. Владос. 2001.
Ефименкова Л.Н. «Коррекция устной и письменной речи учащихся начальных классов». Москва. Владос. 2001.
Зикеев А.Г. «Практическая грамматика на уроках русского языка. 1 – 4 части». Москва. Владос.2004.
Чендулаева Е.Г. «Грамматика русского языка в таблицах». Москва.Материк-Альфа.2005.
Multimedia-поддержка предмета
Виртуальная школа Кирилла и Мефодия. Уроки русского языка. – М.: ООО «Кирилл и Мефодий», 2010.
Перечень литературы и средств обучения Календарно-тематическое планирование по грамматика, правописание и развитие речи
8 класс (учащиеся VIII вида)
кол-во часов на год - 70, кол-во часов на неделю - 2
№ п/п
| Тема раздела, урока
| Кол-во часов
| Основные термины, понятия
| Знания, умения и компетентности
| Оборудование
| Дата по плану
| Дата фактическая
| Примечание
|
| 1
| 2
| 3
| 4
| 5
| 6
| 7
| 8
| 9
|
| I триместр
|
| I период
|
|
| Предложение. Текст. (3 ч.)
|
|
|
|
|
|
|
|
| 1.
| Простое и сложное предложения. Их сравнение. Союзы и, а, но в простом и сложном предложениях. Знаки препинания.
| 1
| Простое и сложное предложение, союз, знаки препинания.
| Знать:
Простое и сложное предложение.
Союз.
Знаки препинания.
Уметь:
Различать простые и сложные предложения.
Правильно расставлять знаки препинания в сложных предложениях.
|
Учебник, тетрадь, схемы простых и сложных предложений.
| 05.09
|
|
|
| 2.
| Нахождение простых и сложных предложений в текстах учебников по литературе, географии и др.
| 1
| Простое и сложное предложение.
| Знать:
Простое и сложное предложение.
Уметь:
Находить простые и сложные предложения в текстах.
|
Учебник, тетрадь, схемы простых и сложных предложений.
| 08.09
|
|
|
| 3.
| Использование простых и сложных предложений в структуре текста. Отражение в тексте темы и идеи, наличие вступления, главной части, заключения, средств связи предложений, образных слов и выражений.
| 1
| Простое и сложное предложение, текст, тема, идея, вступление, заключение.
| Знать:
Простое и сложное предложение.
Текст.
Тема.
Идея.
Вступление.
Заключение.
Уметь:
Использовать простые и сложные предложения при составлении текстов.
| Учебник, тетрадь, схемы простых и сложных предложений.
| 12.09
|
|
|
|
| Состав слова. (9 ч.)
|
|
|
|
|
|
|
|
| 4-5.
| Однокоренные слова: подбор однокоренных слов, относящихся к различным частям речи, их дифференциация, разбор по составу.
| 2
| Однокоренные слова.
| Знать: Уметь:
Подбирать однокоренные слова.
| Учебник, тетрадь.
| 15.09
19.09
|
|
|
| 6.
| Систематизация орфографических правил: способы проверки гласных и согласных в корне, окончании имен существительных и прилагательных.
| 1
| Согласные, гласные, окончание, существительное, прилагательное.
| Знать:
Согласные.
Гласные.
Окончание.
Существительное.
Прилагательное.
Уметь:
Подбирать проверочные слова.
| Учебник, тетрадь.
| 22.09
|
|
|
| 7.
| Запоминание непроверяемых безударных гласных в корне слова, гласных и согласных в приставках.
| 1
| Непроверяемые безударные гласные, корень, приставка.
| Знать:
Непроверяемые безударные гласные.
Корень.
Приставка.
Уметь:
Писать слова с непроверяемыми безударными гласными.
|
Учебник, тетрадь, слова для запоминания.
| 26.09
|
|
|
| 8.
| Сложные слова с соединительной гласной и без нее (треугольник, турпоход).
| 1
| Сложные слова.
| Знать: Уметь:
Образовывать и писать сложные слова.
| Учебник, тетрадь.
| 29.09
|
|
|
| II период
|
| 9-10.
| Образование разных слов с помощью одних и тех же приставок и суффиксов. Наблюдение за значением этик слов.
| 2
| Приставка, суффикс.
| Знать: Уметь:
Образовывать новые слова.
|
Учебник, тетрадь.
| 03.10
10.10
|
|
|
| 11.
| Слова с суффиксами оценки: уменьшения, увеличения, ласковости, пренебрежения.
| 1
| Суффикс.
| Знать: Уметь:
Определять значение слова.
|
Учебник, тетрадь.
| 13.10
|
|
|
| 12.
| Составление рассказа или описания. Использование в тексте слов с оценочными суффиксами.
| 1
| Рассказ, описание.
| Знать: Уметь:
Составлять рассказ или описание.
| Учебник, тетрадь.
| 17.10
|
|
|
|
| Части речи. (42 ч.)
|
|
|
|
|
|
|
|
| 13.
| Части речи. Имя существительное, имя прилагательное, глагол, местоимение как части речи. Обобщение.
| 1
| Часть речи, существительное. Прилагательное, глагол, местоимение.
| Знать:
Часть речи.
Существительное.
Прилагательное.
Глагол
Местоимение.
Уметь:
|
Учебник, тетрадь, таблица частей речи.
| 20.10
|
|
|
| 14.
| Упражнения в составлении различных словосочетаний с предлогом или без предлога. Постановка вопросов от главного слова к зависимому.
| 1
| Словосочетание.
| Знать: Уметь:
Составлять словосочетания
|
Учебник, тетрадь
| 24.10
|
|
|
| 15.
| Наблюдение за различными частями речи в текстах разного типа: в описании, повествовании (рассказ, сказка).
| 1
| Части речи, описание, повествование.
| Знать:
Части речи.
Описание.
Повествование.
Уметь: |
Учебник, тетрадь.
| 27.10
|
|
|
| 16-17.
| Упражнения в составлении рассказа, сказки, описаний с использованием соответствующей лексики.
| 2
| Рассказ, сказка, описание.
| Знать: Уметь: |
Учебник, тетрадь.
| 31.10
03.11
|
|
|
| 18.
| Имя существительное. Значение в речи. Основные грамматические признаки (род, число, падеж, склонение). Анализ имен существительных с опорой на таблицу.
| 1
| Существительное, род, число, падеж.
| Знать:
Существительное.
Род.
Число.
Падеж.
Уметь:
Находить существительные в текстах.
|
Учебник, тетрадь, таблица.
| 07.11
|
|
|
| 19.
| Использование имен существительных в качестве образных средств языка (бусы рябины, головка ромашки) и текстовых синонимов для связи предложений. (В наших лесах растет рябина. Это нарядное дерево красиво в любое время года.)
| 1
| Существительное.
| Знать: Уметь:
Находить и использовать существительные в текстах.
|
Учебник, тетрадь.
| 10.11
|
|
|
| 20.
| Правописание падежных окончаний существительных единственного и множественного числа.
| 1
| Существительное, падеж, единственное и множественное число.
| Знать:
Существительное.
Падеж.
Единственное и множественное число.
Уметь:
Правильно писать окончание существительных в единственном и множественном числе.
| Учебник, тетрадь.
| 14.11
|
|
|
| Количество часов за I триместр
| 20
|
|
|
| II триместр
|
| I период
|
| 21.
| Проверка безударных окончаний способом подстановки существительного с ударным окончанием.
| 1
| Безударные гласные.
| Знать: Уметь:
Подбирать проверочное слово для правильного написания безударной гласной.
|
Учебник, тетрадь.
| 21.11
|
|
|
| 22.
| Составление словосочетаний существительных во множественном числе с другими словами (много тетрадей, килограмм конфет, пара чулок, носков).
| 1
| Словосочетание, существительное, множественное число.
| Знать:
Словосочетание.
Существительное.
Множественное число.
Уметь:
Составлять словосочетания
|
| 24.11
|
|
|
| 23.
| Правописание существительных единственного и множественного числа с шипящей на конце.
| 1
| Существительное, единственное и множественное число, шипящий.
| Знать:
Существительное.
Единственное число.
Множественное число.
Шипящий.
Уметь:
Правильно писать существительные с шипящим на конце.
|
Учебник, тетрадь.
| 28.11
|
|
|
| 24.
| Составление рассказа с последовательным развитием действия или события.
| 1
| Рассказ.
| Знать: Уметь: |
Учебник, тетрадь.
| 01.12
|
|
|
| 25.
| Имя прилагательное. Значение в речи. Основные грамматические признаки (род, число, падеж). Согласование имени прилагательного с именем существительным.
| 1
| Прилагательное, род, число, падеж.
| Знать:
Прилагательное.
Род.
Число.
Падеж.
Уметь:
Составлять словосочетания.
|
Учебник, тетрадь.
| 05.12
|
|
|
| 26.
| Правописание падежных окончаний имен прилагательных в единственном числе.
| 1
| Прилагательное, окончание, падеж, число.
| Знать:
Прилагательное.
Падеж.
Число.
Окончание.
Уметь:
Правильно писать падежные окончания прилагательных.
|
Учебник, тетрадь, таблица падежей.
| 08.12
|
|
|
| 27.
| Составление текстов, характеризующих предметы по сходным или противоположным признакам (лимон и яблоко, лев и мышь).
| 1
| Текст.
| Знать: Уметь: |
Учебник, тетрадь.
| 12.12
|
|
|
| |