|
2011/2012 учебный год
Содержание рабочей программы
Пояснительная записка.
Требования к уровню подготовки обучающихся.
Нормы оценки знаний, умений и компетентностей.
Учебно-тематический план.
Содержание тем учебного курса (основное содержание).
Перечень литературы и средств обучения.
Календарно-тематическое планирование.
Контроль уровня обученности учащихся.
Содержание рабочей программы Пояснительная записка
Рабочая программа по грамматике, правописанию и развитию речи для 6 класса составлена на основе примерной программы для 5-9 классов специальных (коррекционных) учреждений VIII вида.
Программа учитывает особенности познавательной деятельности детей, обучающихся по программе 8 вида. Данная программа составлена на основе федерального компонента, что соответствует школьному. Она направлена на разностороннее развитие личности учащихся, способствует их умственному развитию, обеспечивают гражданское, нравственное, эстетическое воспитание. Программа содержит материал, помогающий учащимся достичь того уровня общеобразовательных знаний и умений, который необходим им для социальной адаптации.
Содержание обучения по предметам имеет практическую направленность. В программе принцип коррекционной направленности обучения является ведущим. В ней конкретизированы пути и средства исправления недостатков общего речевого развития и нравственного воспитания детей, обучающихся по программе 8 вида в процессе овладения учебным предметом. Особое внимание обращено на коррекцию имеющихся у отдельных учащихся специфических нарушений, на коррекцию всей личности в целом.
Обучение учащихся, обучающихся по программе 8 вида, носит воспитывающий характер. Аномальное состояние ребенка затрудняет решение задач воспитания, но не снимает их. При отборе программного учебного материала учтена необходимость формирования таких черт характера и всей личности в целом, которые помогут выпускникам стать полезными членами общества. Данная рабочая программа составлена на один учебный год.
Учащиеся должны:
- получить достаточно прочные навыки грамотного письма на основе изучения элементарного курса грамматики
-научить правильно и последовательно излагать свои мысли в устной и письменной форме
-быть социально адаптированным в плане общего развития и сформированности нравственных качеств.
Специальная задача коррекции речи и мышления школьников с психическим недоразвитием является составной частью учебного процесса и решается при формировании у них знаний, умений и навыков, воспитания личности.
В процессе изучения грамматики и правописания у школьников развивается устная и письменная речь, формируются практически значимые орфографические и пунктуационные навыки, воспитывается интерес к родному языку. Элементарный курс грамматики направлен на коррекцию высших психических функций учащихся с целью более успешного осуществления их умственного и речевого развития.
Звуки и буквы
В 5-9 классах продолжается работа по звукобуквенному анализу. Учащиеся овладевают правописанием значимых частей слова и различных частей речи. Большое внимание при этом уделяется фонетическому разбору.
Слово. С 5 класса начинается систематическое изучение элементарного курса грамматики и правописания. Основными темами являются состав слова и части речи.
Пояснительная записка Изучение состава, словообразующей роли значимых частей слова направлено на обогащение и активизацию словаря учащихся. В процессе упражнений формируются навыки правописания (единообразное написание гласных и согласных в корне слова и приставке). Большое значение для усвоения правописания имеет морфемный разбор, сравнительный анализ слов различных по произношении, сходных по правописанию (подбор гнезд родственных слов) и др.
Части речи изучаются в том объеме, который необходим учащимся для выработке практических навыков устной и письменной речи – обогащения и активизации словаря, формирования навыков грамотного письма.
Предложение. Изучение предложений имеет особое значение для подготовки школьника с психическим недоразвитием к самостоятельной жизни, к общению. Эта тема включена в программу всех лет обучения. Необходимо организовать работу так, чтобы в процессе упражнений формировать у школьников навыки построения простого предложения разной степени распространения и сложного предложения. Одновременно закрепляются орфографические и пунктуационные навыки.
Связная речь. Большое внимание уделяется формированию навыков связной письменной речи, т. к. возможности школьников с психическим недоразвитием излагать свои мысли в письменной форме весьма ограничены. В связи с этим ведется постоянная работа над развитием их фонематического слуха и правильного произношения, обогащением и уточнением словаря, обучением построению предложений, связному устному и письменному высказыванию во 2-4 классах. Подготовительные упражнения – ответы на последовательно поставленные вопросы, подписи под серией рисунков, работы с деформированным текстом создают основу, позволяющую учащимся 5-9 классов овладеть такими видами работ, как изложение и сочинение.
В этих же классах школьникам прививаются навыки делового письма. Обучение осуществляется по двум направлениям: учащиеся получают образцы и упражняются в оформлении бумаг (бланков, квитанций и др.); в то же время предусматривается формирование навыков четкого, правильного, логичного и достаточно краткого изложения своих мыслей в письменной форме ( при составлении автобиографии, заявления, расписки и др.).
Графические навыки у учащихся формируются главным образом во 2-4 классах, хотя внимание к четкому и аккуратному письму должно иметь место и в старших классах.
Пояснительная записка Требования к уровню подготовки учащихся 6 класса
Учащиеся должны уметь:
писать под диктовку текст с изученными орфограммами (55—60 слов);
делить текст на предложения;
выделять тему текста, участвовать в обсуждении основной мысли;
самостоятельно воспроизводить текст, воспринятый частями (свободный диктант) после предварительной отработки каждой части (до 60 слов);
подбирать однокоренные слова, разбирать слова по составу (простые случаи самостоятельно);
доказывать принадлежность слов к определенным частям речи, ориентируясь на их значение и вопрос с помощью опорных таблиц;
находить решение орфографических задач с помощью учителя или самостоятельно;
пользоваться школьным орфографическим словарем.
списывать текст целыми словами;
писать под диктовку текст с предварительно разобранными трудными орфограммами;
участвовать в обсуждении темы и идеи текста;
исправлять текст с помощью учителя;
подбирать однокоренные слова с помощью учителя;
различать части речи по вопросам с помощью учителя;
пользоваться школьным орфографическим словарем с помощью учителя.
Учащиеся должны знать:
алфавит;
способы проверки написания гласных и согласных в корне слова.
Требования к уровню подготовки учащихся 6 класса
Нормы оценки знаний, умений и компетентностей.
Оценивание устных ответов
«5» - в целом правильно решает предъявляемые задания, активен и самостоятелен в усвоении программного материала, полно овладевает учебным материалом, понимает и может применять на практике.
«4» - успешно реализует знания в конкретно заданных условиях, справляется с основными требованиями программы, работает под контролем педагога по аналогии и по образцу.
«3» - фрагментарно усваивает программный материал, предлагаемые действия выполняет с ошибками, работает с помощью и под постоянным контролем педагога.
«2» - испытывает значительные затруднения в обучении, основное содержание учебного материала недоступно.
«1» - усвоение учебного материала недоступно, помощь педагога не принимает. Оценка сочинений и изложений Сочинения и изложения – основные формы проверки умения правильно и последовательно излагать мысли, уровня речевой подготовки учащихся.
Сочинения и изложения в 4-8 классах проводятся в соответствии с требованиями раздела программы «Развития навыков связной речи».
Примерный объем текста для подробного изложения: в 5 классе – 100-150 слов, в 6 классе – 150-200 слов, в 7 классе – 200-2500, в 8 классе – 250-350, в 9 классе – 350-450 слов.
Объем текстов итоговых контрольных подробных изложений в 8 и 9 классов может быть увеличен на 50 слов в связи с тем, что на таких
уроках не проводится подготовительная работа.
Рекомендуется следующий примерный объем классных сочинений: в 5 классе – 0,5 – 1,0 страницы, в 6 классе – 1,0 – 1,5, в 7 классе – 1,5 – 2,0, в 8 классе – 2,0 – 3,0, в 9 классе – 3,0 – 4,0. Экзаменационное сочинение – 3-5 листов, медальная работа – 4-5 листов.
К указанному объему сочинений учитель должен относиться как к примерному, так как объем ученического сочинения зависит от многих обстоятельств, в частности от стиля и жанра сочинения, от почерка.
С помощью сочинений и изложений проверяются: 1) умение раскрывать тему; 2) умение использовать языковые средства в соответствии со стилем, темой и задачей высказывания; 3) соблюдение языковых норм и правил правописания.
Любое сочинение и изложение оценивается двумя отметками: первая ставится за содержание и речевое оформление, вторая – за грамотность, т.е. за соблюдение орфографических, пунктуационных и языковых норм. Обе оценки считаются оценками по русскому языку, за исключением случаев, когда проводится работа, проверяющая знания учащихся по литературе. В этом случае первая оценка (за содержание и речь) считается оценкой по литературе.
Нормы оценки знаний, умений и компетентностей Содержание сочинения и изложения оценивается по следующим критериям:
соответствие работы ученика теме и основной мысли;
полнота раскрытия темы;
правильность фактического материала;
последовательность изложения.
При оценке речевого оформления сочинений и изложений учитывается:
Разнообразие словаря и грамматического строя речи;
Стилевое единство и выразительность речи;
Число речевых недочетов.
Грамотность оценивается по числу допущенных учеником ошибок – орфографических, пунктуационных и грамматических. Примечание:
1. При оценке сочинения необходимо учитывать самостоятельность, оригинальность замысла ученического сочинения, уровень его композиционного и речевого оформления. Наличие оригинального замысла, его хорошая реализация позволяют повысить первую оценку за сочинение на один балл.
2. Если объем сочинения в полтора – два раза больше указанного в настоящих нормах, то при оценке работы следует исходить из нормативов, увеличенных для отметки «4» на одну, а для отметки «3» на две единицы. Например, при оценке грамотности «4» ставится при 3 орфографических, 2 пунктуационных и 2 грамматических ошибках или при соотношениях: 2 – 3 – 2, 2 – 2 – 3; «3» ставится при соотношениях: 6 – 4 – 4 , 4 – 6 – 4, 4 – 4 – 6. При выставлении оценки «5» превышение объема сочинения не принимается во внимание.
3. Первая оценка (за содержание и речь) не может быть положительной, если не раскрыта тема высказывания, хотя по остальным показателям оно написано удовлетворительно.
4. На оценку сочинения и изложения распространяются положения об однотипных и негрубых ошибках, а также о сделанных учеником исправлениях, приведенные в разделе «Оценка диктантов».
Ошибки и недочеты в сочинениях и изложениях
Следует различать понятия «ошибка» и «недочет». Ошибка - это нарушение требований к правильности речи, нарушение норм
литературного языка. О ней мы говорим «так сказать нельзя». Недочет - это нарушение рекомендаций, связанных с понятием хорошей, коммуникативно-целесообразной речи. Ошибку мы оцениваем с позиции «это неправильно», недочет - с позиции «это хуже, чем могло бы быть сказано или написано». Другими словами, недочет - это скорее не ошибка, а некоторая шероховатость речи.
Речевые недочеты свидетельствуют о том, что школьник не научился подчинять отбор слов и выражений задаче речи. Выбранные им языковые средства неточно передают мысль или искажают ее, не раскрывают отношения автора к описываемым фактам, не соответствуют стилю изложения. Речевыми недочетами можно считать:
- повторение одного и того же слова;
- однообразие словарных конструкций;
- неудачный порядок слов;
Нормы оценки знаний, умений и компетентностей - различного рода стилевые смешения. Ошибки в содержании сочинений и изложений
Ошибки в содержании сочинения или изложения показывают, что ученик не овладел полностью умением составлять программу высказывания: недостаточно знаком с фактическим материалом по теме высказывания; не умеет отбирать сведения так, чтобы раскрыть заявленную тему; не владеет логикой изложения. Фактические ошибки:
в изложении:
неточности, искажения текста в обозначении времени, места событий, последовательности действий, причинно-следственных связей.
в сочинении:
искажение имевших место событий, неточное воспроизведение источников, имен собственных, мест событий, дат.
Логические ошибки
-нарушение последовательности в высказывании;
-отсутствие связи между частями сочинения (изложения) и между предложениями;
-неоправданное повторение высказанной ранее мысли;
-раздробление одной микротемы другой микротемой;
-несоразмерность частей высказывания или отсутствие необходимых частей;
-перестановка частей текста (если она не обусловлена заданием к изложению);
-неоправданная подмена лица, от которого ведется повествование. К примеру, повествование ведется сначала от первого, а потом от третьего лица. Речевые ошибки
К речевым ошибкам относятся ошибки и недочеты в употреблении слов и построении текста. Первые, в свою очередь, делятся на семантические и стилистические.
К речевым семантическим ошибкам можно отнести следующие нарушения:
употребление слова в несвойственном ему значении, например: мокрыми ресницами он шлепал себя по лицу; реки с налипшими на них городами; устав ждать, братик опрокинул подбородок на стол;
неразличение (смешение) паронимов или синонимов, например: рука болталась, как плетень; учитель не должен потакать прихотям ребенка и идти у него на поводке;
нарушение лексической сочетаемости, например: Чичиков постепенно покидает город; пули не свистели над ушами;
употребление лишних слов, например: опустив голову вниз; он впервые познакомился с Таней случайно;
пропуск, недостаток нужного слова, например: Сережа смирно сидит в кресле, закутанный белой простыней, и терпеливо ждет конца (о стрижке);
стилистически неоправданное употребление ряда однокоренных слов, например: характерная черта характера; приближался все ближе и ближе;
Нормы оценки знаний, умений и компетентностей Стилистические ошибки представляют собой следующие нарушения, которые связаны с требованиями к выразительности речи:
неоправданное употребление в авторской речи диалектных и просторечных слов, например: У Кити было два парня: Левин и Вронский;
неуместное употребление эмоционально окрашенных слов и конструкций, особенно в авторской речи, например: Рядом сидит папа (вместо отец) одного из малышей;
смешение лексики разных исторических эпох;
употребление штампов.
Речевые ошибки в построении текста:
бедность и однообразие синтаксических конструкций;
нарушение видовременной соотнесенности глагольных форм, например: Когда Пугачев выходил из избы и сел в карету, Гринев долго смотрел ему вслед;
стилистически неоправданное повторение слов;
неудачное употребление местоимений для связи предложений или частей текста, приводящее к неясности, двусмысленности речи, например: Иванов закинул удочку, и она клюнула;
неудачный порядок слов.
Грамматические ошибки
Грамматические ошибки - это нарушение грамматических норм образования языковых единиц и их структуры.
Анализ грамматических ошибок помогает учителю определить, какими нормами языка (словообразовательными, морфологическими, синтаксическими) не владеет ученик.
Разновидности грамматических ошибок:
Словообразовательные, состоящие в неоправданном словосочинительстве или видоизменении слов нормативного языка (например, надсмешка, подчерк, нагинаться, спинжак, беспощадство, публицизм и т.п.). Такие ошибки нельзя воспринимать как орфографические.
Морфологические, связанные с ненормативным образованием форм слов и употреблением частей речи (писав свои произведения, не думал, что очутюсь в полной темноте; одни англичанины; спортсмены в каноях; ихний улыбающий ребенок; ложит и т.д.)
Синтаксические
а)ошибки в структуре словосочетаний, в согласовании и управлении, например: браконьерам, нарушающих закон; жажда к славе;
б)ошибки в структуре простого предложения:
- нарушение связи между подлежащим и сказуемым, например: солнце села; но не вечно ни юность, ни лето; это было моей единственной книгой в дни войны;
-нарушение границы предложения, например: Собаки напали на след зайца. И стали гонять его по вырубке;
- разрушение ряда однородных членов, например: настоящий учитель верен своему делу и никогда не отступать от своих принципов. Почти все вещи в доме большие: шкафы, двери, а еще грузовик и комбайн;
Нормы оценки знаний, умений и компетентностей - ошибки в предложениях с причастными и деепричастными оборотами, например; причалившая лодка к берегу; На картине «Вратарь» изображен мальчик, широко расставив ноги, упершись руками в колени;
- местоименное дублирование одного из членов предложения, чаще подлежащего, например: Кусты, они покрывали берег реки;
- пропуски необходимых слов, например: Владик прибил доску и побежал в волейбол.
в) ошибки в структуре сложного предложения:
- смешение сочинительной и подчинительной связи, например: Когда ветер усиливается, и кроны деревьев шумят под его порывами;
- отрыв придаточного от определяемого слова, например: Сыновья Тараса только что слезли с коней, которые учились в Киевской бурсе;
г) смешение прямой и косвенной речи;
д) разрушение фразеологического оборота без особой стилистической установки, например: терпеть не могу сидеть сложив руки; хохотала как резаная.
Грамматические ошибки следует отличать от орфографических. Орфографическая ошибка может быть допущена только на письме, ее нельзя услышать. Грамматическая ошибка не только видима, но и слышима. Простой прием чтения вслух по орфоэпическим правилам помогает разграничить грамматические и орфографические ошибки. К примеру, ошибка в окончании браконьерам, промышляющих в лесах не орфографическая, а грамматическая, так как нарушено согласование, что является грамматической нормой. И, наоборот, в окончании умчался в синею даль ошибка орфографическая, так как вместо юю по правилу написано другое.
Нормы оценки знаний, умений и компетентностей
Учебно-тематическое планирование
Предмет – грамматика, правописание и развитие речи, класс – 6
( 2 часа в неделю, всего 70 часов)
№ п.п.
| Тема
| Кол-во часов
| В том числе
| Работы по развитию речи
| Раздел 1. Звуки и буквы. Текст. (7 ч.)
| 1.
| Тема 1. Звуки гласные и согласные. Их дифференциация по наличию и отсутствию преграды.
| 1
|
| 2.
| Тема 2. Ударные и безударные гласные. Написание ударных гласных в соответствии с произношением.
| 1
|
| 3.
| Тема 3.Звонкие и глухие согласные. Написания, соответствующие и не соответствующие их произношению. Правописание сомнительных согласных. Непроизносимые согласные.
| 2
|
| 4.
| Тема 4. Составление словаря с двойными согласными в корне. Размещение слов по алфавиту. Выбор слов по определенной теме, составление рассказа по опорным словам.
| 1
|
| 5.
| Тема 5. Последовательное изложение темы текста. Заголовок, отражающий тему или основную мысль. Дополнение текста несколькими предложениями. Нахождение в тексте слов с изученными орфограммами.
| 2
| 2
| Раздел 2. Предложение. Текст. (5 ч.)
| 6.
| Тема 6. Деление текста на предложения. Распространение предложений с использованием схем. Выделение главных и второстепенных членов предложения. Наблюдение за средствами связи предложений в тексте.
| 2
| 1
| 7.
| Тема 7. Части текста: вступление, главная часть, заключение. Красная строка. Составление плана рассказа с последующим его изложением по плану. Использование в тексте однородных членов предложения.
| 2
| 2
| 8.
| Тема 8. Чтение диалогов, содержащих различные по интонации предложения. Определение задач диалога. Составление диалогов по аналогии.
| 1
| 1
| Раздел 3. Состав слова. (9 ч.)
| 9.
| Тема 9. Корень и однокоренные слова. Окончание, приставка, суффикс. Изменение лексического значения слова в зависимости от приставки и суффикса. Слова с суффиксами оценки. Их употребление в речи.
| 2
|
| 10.
| Тема 10.Правописание безударных гласных и сомнительных согласных в корне. Дифференциация способов проверки. Непроизносимые согласные.
| 1
|
| 11.
| Тема 11. Слова с двойными согласными в корне и на стыке корня и суффикса (осенний, длинный). Составление словаря наиболее употребительных слов.
| 1
|
| 12.
| Тема 12. Приставка и предлог.
| 1
|
| 13.
| Тема 13. Правописание приставок с а и о, приставка пере-.
| 1
|
| 14.
| Тема 14. Единообразное написание приставок на согласные вне зависимости от произношения (с-, в-, под-, над-, от-).
| 1
|
| 15.
| Тема 15. Разделительный твердый знак (ъ) в словах с приставками.
| 1
|
| 16.
| Тема 16. Тема и основная мысль текста: определение в данных парах заголовков темы или основной мысли («Лесные малыши», «Будь другом леса»). Составление короткого текста в зависимости от заданного заглавия.
| 1
| 1
| Раздел 4. Части речи (30 ч.)
| 17.
| Тема 17. Имя существительное, имя прилагательное, глагол. Их дифференциация в предложении.
| 1
|
| 18.
| Тема 18. Имя существительное. Значение в речи.
| 1
|
| 19.
| Тема 19. Наблюдение за многозначными словами. Составление с ними словосочетаний.
| 1
|
| 20.
| Тема 20.Основные грамматические признаки существительного: род, число, падеж.
| 1
|
| 21.
| Тема 21. Существительные собственные и нарицательные. Кавычки в именах собственных (названия книг, газет, журналов).
| 1
|
| 22.
| Тема 22. Существительные с шипящей на конце. Их правописание.
| 1
|
| 23.
| Тема 23. Три типа склонения имен существительных. Упражнения в выделении безударных падежных окончаний существительных. Наблюдение за единообразным написанием ударных и безударных падежных окончаний.
| 2
|
| 24.
| Тема 24. Правописание безударных падежных окончаний существительных 1, 2, 3-го склонения в единственном числе.
| 1
|
| 25.
| Тема 25. Упражнения в составлении различных словосочетаний с опорой на картинку, на заданную тему, произвольно. Постановка вопросов от главного слова к зависимому.
| 1
|
| 26.
| Тема 26. Составление коротких рассказов с использованием разных средств связи по картинке, по предложенной ситуации и по опорным словам-существительным.
| 1
| 1
| 27.
| Тема 27. Имя прилагательное. Значение в речи.
| 1
|
| 28.
| Тема 28. Дифференциация существительных и прилагательных, обозначающих цвет (красный — краснота), форму (круглый — круг), настроение (радостный — радость) и т. д.
| 1
|
| 29.
| Тема 29. Составление словосочетаний с прилагательными, употребленными в переносном значении. Сопоставление прямого и переносного значения прилагательных. Упражнения в составлении предложений с подобранными словосочетаниями.
| 2
|
| 30.
| Тема 30.Род имен прилагательных, его зависимость от рода существительных. Согласование прилагательных с существительными в роде.
| 1
|
| 31.
| Тема 31. Родовые окончания прилагательных: ударные и безударные. Правописание прилагательных среднего рода с основой на шипящий (свежее, хорошее).
| 1
|
| 32.
| Тема 32.Число имен прилагательных. Согласование прилагательных с существительными в числе.
| 1
|
| 33.
| Тема 33. Распространение текста именами прилагательными. Их правильное согласование с существительными в роде и числе.
| 1
|
| 34.
| Тема 34. Понятие о склонении прилагательных.
| 1
|
| 35.
| Тема 35. Упражнения в постановке вопросов от существительного к прилагательному в косвенных падежах. Наблюдение за окончанием вопроса и окончанием прилагательного.
| 1
|
| 36.
| Тема 36. Описание предмета: выделение признаков, характеризующих предмет или его части, выбор нужного прилагательного, использование образных средств языка.
| 1
| 1
| 37.
| Тема 37. Глагол. Значение в речи.
| 1
|
| 38.
| Тема 38. Дифференциация глаголов, существительных и прилагательных, обозначающих однотипные семантические группы (свет — светить, светлый).
| 1
|
| 39.
| Тема 39. Времена глаголов (настоящее, прошедшее, будущее). Их различение по вопросам и значению. Употребление в речи глаголов различных временных категорий.
| 1
|
| 40.
| Тема 40. Число глаголов. Согласование глаголов прошедшего времени с существительными в роде и числе.
| 1
|
| 41.
| Тема 41. Составление словосочетаний глаголов в различных временных формах с именами существительными, отвечающими на вопросы косвенных падежей.
| 1
|
| 42.
| Тема 42. Употребление глаголов в переносном значении. Включение их в текст.
| 1
|
| 43.
| Тема 43. Составление рассказа по картинке с бытовым сюжетом. Правильное использование временных форм глагола.
| 1
| 1
| Раздел 5. Предложение. Текст. (8 ч.)
| 44.
| Тема 44. Различение предложений в зависимости от цели высказывания: повествовательные, вопросительные, восклицательные. Логическое ударение в предложениях.
| 1
|
| 45.
| Тема 45. Простое предложение с однородными членами. Перечисление без союзов и с одиночным союзом и. Интонация перечисления.
| 1
|
| 46.
| Тема 46. Однородные члены предложения с союзами а, но. Интонация сопоставления.
| 1
|
| 47.
| Тема 47. Выбор лексического материала для построения различных предложений в зависимости от речевой ситуации. Составление диалогов с речевыми задачами.
| 1
| 1
| 48.
| Тема 48. Практическое знакомство с обращением. Интонационные особенности. Культура речи при обращении. Место обращения в предложении. Знаки препинания.
| 2
|
| 49.
| Тема 49. Составление коротких повествовательных текстов с последовательным, развертыванием событий или действий во времени.
| 1
| 1
| 50.
| Тема 50. Исправление в тексте нарушений в логике и последовательности высказывания (с помощью учителя).
| 2
| 2
| Раздел 6. Связная речь. (11 ч.)
| 51.
| Тема 51.Свободный диктант с предварительным разбором: составление плана, выделение опорных слов, средств связи предложений. Самостоятельная запись каждой части.
| 1
|
| 52.
| Тема 52. Изложение зрительно воспринимаемого текста по данному плану и опорным словам с предварительным обсуждением
| 1
| 1
| 53.
| Тема 53. Изложение повествовательного текста, воспринятого на слух, по данному плану и опорным словам. Самостоятельная запись основной части текста.
| 1
| 1
| 54.
| Тема 54. Выделение опорных слов из текста с предварительным его анализом. Озаглавливание текста. Восстановление текста по опорным словам.
| 1
| 1
| 55.
| Тема 55.Коллективное описание предмета с опорой на картинку или на сам предмет по данному плану. Использование изобразительных средств языка.
| 1
| 1
| 56.
| Тема 56.Самостоятельное составление текста — описание предмета с предварительным разбором темы, языковых средств и средств связи.
| 1
| 1
| 57.
| Тема 57.Изложение повествовательного текста по данному плану и опорным словам с предварительным анализом текста. Самостоятельное его воспроизведение.
| 1
| 1
| 58.
| Тема 58. Коллективный рассказ на основе художественной картины бытового жанра с предварительным обсуждением темы.
| 2
| 1
| 59.
| Тема 59. Составление текста письма к друзьям, знакомым с элементами описания с предварительным обсуждением темы, структуры текста письма, средств связи.
| 2
| 1
|
| ИТОГО
| 70
| 22
| |
|
|