Главная страница

Протокол № от 2011г. Согласовано зам директора по оп л. Р. Грудцына



НазваниеПротокол № от 2011г. Согласовано зам директора по оп л. Р. Грудцына
страница3/5
Дата16.04.2016
Размер0.7 Mb.
ТипПротокол
1   2   3   4   5


Учебно-тематическое планирование по грамматике, правописанию и развитию речи

Класс – 6 (2 часа в неделю)
Содержание тем учебного курса (основное содержание)

Звуки и буквы. Текст (7 ч.)

      Повторение. Звуки гласные и согласные. Их дифференциация по наличию и отсутствию преграды.
      Ударные и безударные гласные. Написание ударных гласных в соответствии с произношением (произносим — слышим — пишем). Несоответствие звука и буквы в безударном положении (произносим — сомневаемся — решаем орфографическую задачу). Проверка безударной гласной изменением формы слова и подбором родственных слов.
      Звонкие и глухие согласные. Написания, соответствующие и не соответствующие их произношению. Правописание сомнительных согласных (произносим — сомневаемся — решаем орфографическую задачу). Проверка сомнительной согласной изменением формы слова и подбором родственных слов.
      Непроизносимые согласные. Выделение проверочного слова в однокоренных словах.
      Составление словаря с двойными согласными в корне. Размещение слов по алфавиту. Выбор слов по определенной теме, составление рассказа по опорным словам.
      Последовательное изложение темы текста. Заголовок, отражающий тему или основную мысль. Дополнение текста несколькими предложениями (2—3), развивающими основную мысль. Нахождение в тексте слов с изученными орфограммами.

Предложение. Текст (5 ч.)

      Деление текста на предложения. Распространение предложений с использованием схем, указывающих на изменение порядка слов в предложении. Выделение главных и второстепенных членов предложения. Наблюдение за средствами связи предложений в тексте: местоимения, наречия, текстовые синонимы (без называния терминов).
      Части текста: вступление, главная часть, заключение. Красная строка. Составление плана рассказа с последующим его изложением по плану. Использование в тексте однородных членов предложения.
      Чтение диалогов, содержащих различные по интонации предложения. Определение задач диалога. Составление диалогов по аналогии.

Состав слова (9 ч.)

      Корень и однокоренные слова. Окончание, приставка, суффикс. Изменение лексического значения слова в зависимости от приставки и суффикса. Слова с суффиксами оценки (-оньк- — -еньк-, -ик, -ок, -к-, -ушк- — -юшк-, -ищ-и др.). Их употребление в речи.
      Правописание безударных гласных и сомнительных согласных в корне. Дифференциация способов проверки.
      Непроизносимые согласные.
      Слова с двойными согласными в корне и на стыке корня и суффикса (осенний, длинный). Составление словаря наиболее употребительных слов.
      Приставка и предлог.

Содержание тем учебного курса


      Правописание приставок с а и о, приставка пере-.
      Единообразное написание приставок на согласные вне зависимости от произношения (с-, в-, под-, над-, от-).
      Разделительный твердый знак (ъ) в словах с приставками.
      Тема и основная мысль текста: определение в данных парах заголовков темы или основной мысли («Лесные малыши», «Будь другом леса»). Составление короткого текста в зависимости от заданного заглавия (отражение темы или идеи).

Части речи (30 ч.)

      Имя существительное, имя прилагательное, глагол. Их дифференциация в предложении.
      Имя существительное. Значение в речи.
      Наблюдение за многозначными словами. Составление с ними словосочетаний.
      Основные грамматические признаки существительного: род, число, падеж.
      Существительные собственные и нарицательные. Кавычки в именах собственных (названия книг, газет, журналов).
      Существительные с шипящей на конце. Их правописание.
      Три типа склонения имен существительных. Упражнения в выделении безударных падежных окончаний существительных. Наблюдение за единообразным написанием ударных и безударных падежных окончаний.
      Правописание безударных падежных окончаний существительных 1, 2, 3-го склонения в единственном числе. Проверка безударных окончаний каждого типа склонения способом подстановки существительного того же склонения и падежа с ударным окончанием (на родине  — на земле, на дереве  — на окне и т. д.).
      Упражнения в составлении различных словосочетаний с опорой на картинку, на заданную тему, произвольно. Постановка вопросов от главного слова к зависимому.
      Составление коротких рассказов с использованием разных средств связи: текстовых синонимов, местоимений, наречий (без терминов), существительных в различных падежах — по картинке, по предложенной ситуации и по опорным словам-существительным.
      Имя прилагательное. Значение в речи.
      Дифференциация существительных и прилагательных, обозначающих цвет (красный — краснота), форму (круглый — круг), настроение (радостный — радость) и т. д.
      Составление словосочетаний с прилагательными, употребленными в переносном значении. Сопоставление прямого и переносного значения прилагательных. Упражнения в составлении предложений с подобранными словосочетаниями.
      Род имен прилагательных, его зависимость от рода существительных. Согласование прилагательных с существительными в роде.
      Родовые окончания прилагательных: ударные и безударные. Правописание прилагательных среднего рода с основой на шипящий (свежее, хорошее).
      Число имен прилагательных. Согласование прилагательных с существительными в числе.
      Распространение текста именами прилагательными. Их правильное согласование с существительными в роде и числе.
      Понятие о склонении прилагательных.
    

Содержание тем учебного курса

  Упражнения в постановке вопросов от существительного к прилагательному в косвенных падежах. Наблюдение за окончанием вопроса и окончанием прилагательного.
      Описание предмета: выделение признаков, характеризующих предмет или его части, выбор нужного прилагательного, использование образных средств языка (слова в переносном значении, сравнения).
      Глагол. Значение в речи.
      Дифференциация глаголов, существительных и прилагательных, обозначающих однотипные семантические группы (свет — светить, светлый).
      Времена глаголов (настоящее, прошедшее, будущее). Их различение по вопросам и значению. Употребление в речи глаголов различных временных категорий.
      Число глаголов. Согласование глаголов прошедшего времени с существительными в роде и числе.
      Составление словосочетаний глаголов в различных временных формах с именами существительными, отвечающими на вопросы косвенных падежей.
      Употребление глаголов в переносном значении. Включение их в текст. (Зима пришла, раскинулась по полям и лесам. Снег горит на солнце. Деревья надели белые пушистые шапки.)
      Составление рассказа по картинке с бытовым сюжетом. Правильное использование временных форм глагола.

Предложение. Текст (8 ч)

      Различение предложений в зависимости от цели высказывания: повествовательные, вопросительные, восклицательные. Правильное их интонирование. Логическое ударение в предложениях.
      Простое предложение с однородными членами. Перечисление без союзов и с одиночным союзом и. Интонация перечисления.
      Однородные члены предложения с союзами а, но. Интонация сопоставления.
      Выбор лексического материала для построения различных предложений в зависимости от речевой ситуации (говорить о деле, живо о чем-то рассказывать, что-то доказывать). Составление диалогов с речевыми задачами: хочу сообщить, хочу рассказать, хочу убедить.
      Практическое знакомство с обращением. Интонационные особенности. Культура речи при обращении. Место обращения в предложении. Знаки препинания.
      Составление коротких повествовательных текстов с последовательным, развертыванием событий или действий во времени. Использование соответствующих средств связи предложений в тексте: однажды, утром, вечером или сначала, потом, затем, наконец.
      Исправление в тексте нарушений в логике и последовательности высказывания (с помощью учителя). Нахождение в тексте речевых недочетов, вызванных неточным или неправильным употреблением слов, неоправданным повтором, нарушением границ предложений, неверным употреблением слов, связывающих одно предложение с другим.



Содержание тем учебного курса

Связная речь (11 ч.)

      Свободный диктант с предварительным разбором: составление плана, выделение опорных слов, средств связи предложений. Самостоятельная запись каждой части.
      Изложение зрительно воспринимаемого текста по данному плану и опорным словам с предварительным обсуждением темы, основной мысли, средств связи предложений, подбором заголовка. Коллективная запись вступления и заключения текста, самостоятельная запись основной части.
      Изложение повествовательного текста, воспринятого на слух, по данному плану и опорным словам с предварительным обсуждением темы, основной мысли, средств связи, образных слов, подбором заглавия. Самостоятельная запись основной части текста.
      Выделение опорных слов из текста с предварительным его анализом (тема, образные слова, средства связи предложений). Озаглавливание текста (тема или основная мысль). Восстановление текста по опорным словам.
      Коллективное описание предмета с опорой на картинку или на сам предмет по данному плану. Использование изобразительных средств языка.
      Самостоятельное составление текста — описание предмета с предварительным разбором темы, языковых средств и средств связи.
      Изложение повествовательного текста по данному плану и опорным словам с предварительным анализом текста (тема, основная мысль, средства связи, изобразительные средства языка). Самостоятельное его воспроизведение.
      Коллективный рассказ на основе художественной картины бытового жанра с предварительным обсуждением темы, основной мысли, средств связи, изобразительных средств языка.
      Составление текста письма к друзьям, знакомым с элементами описания с предварительным обсуждением темы, структуры текста письма, средств связи.





Содержание тем учебного курса
Перечень литературы и средств обучения

  1. Закон «Об образовании».

  2. Приказ Минобразования России от 05.03.2004 г. № 1089 «Об утверждении федерального компонента государственных образовательных стандартов начального общего, основного общего, и среднего (полного) общего образования».

  3. Письмо Минобразования России от 20.02.2004 г. № 03-51-10/14-03 «О введении федерального компонента государственных образовательных стандартов начального общего, основного общего и среднего (полного) общего образования».

  4. Приказ Минобразования России от 09.03.2004 г. № 1312 «Об утверждении федерального базисного учебного плана и примерных учебных планов для общеобразовательных учреждений РФ, реализующих программы общего образования».

  5. Письмо Минобрнауки России от 07.07.2005 г. «О примерных программах по учебным предметам федерального базисного учебного плана».

  6. Федеральный компонент государственного стандарта общего образования.

  7. Программы для 5-9 классов специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида: В 2 сборниках/Под ред. В.В.Воронковой. - М.: Владос, 2010.


Основная учебная литература для учащихся

  1. Якубовская Э.В. Русский язык: учебник для 6 класса специальных (коррекционных) общеобразовательных учреждений VIII вида.- М.: «Просвещение», 2009.

Литература для учителя

  1. Аксенова А.К. «Методика обучения русскому языку в коррекционной школе». Москва. Владос. 2001.

  2. Ефименкова Л.Н. «Коррекция устной и письменной речи учащихся начальных классов». Москва. Владос. 2001.

  3. Зикеев А.Г. «Практическая грамматика на уроках русского языка. 1 – 4 части». Москва. Владос.2004.

  4. Чендулаева Е.Г. «Грамматика русского языка в таблицах». Москва.Материк-Альфа.2005.


Multimedia-поддержка предмета

  1. Виртуальная школа Кирилла и Мефодия. Уроки русского языка. – М.: ООО «Кирилл и Мефодий», 2010.





Перечень литературы и средств обучения
Календарно-тематическое планирование по грамматика, правописание и развитие речи

6 класс (учащиеся VIII вида)

кол-во часов на год - 70, кол-во часов на неделю - 2

п/п

Тема раздела, урока

Кол-во часов

Основные термины, понятия

Знания, умения и компетентности

Оборудование

Дата по плану


Дата фактическая


Примечание




1

2

3

4

5

6

7

8

9




I триместр




I период







Звуки и буквы. Текст. (7 ч.)

























1.

Звуки гласные и согласные. Их дифференциация по наличию и отсутствию преграды.

1

Звуки, гласные, согласные.

Знать:

  • Звуки и буквы.

  • Алфавит.

  • Звуки гласные и согласные.

Уметь:





Учебник, тетрадь, таблица гласных и согласных звуков.

05.09










2.

Ударные и безударные гласные. Написание ударных гласных в соответствии с произношением.

1

Звук, ударение, ударные и безударные гласные.

Знать:

  • Звуки и буквы.

  • Ударные и безударные гласные.

  • Ударение.

Уметь:

  • Применять правило проверки безударных гласных.


Учебник, тетрадь, таблица гласных звуков.

08.09










3-4.

Звонкие и глухие согласные. Написания, соответствующие и не соответствующие их произношению. Правописание сомнительных согласных. Непроизносимые согласные.

2

Звук, согласные звонкие и глухие, непроизносимые согласные.

Знать:

  • Звуки и буквы.

  • Непроизносимые согласные.

  • Сомнительные согласные.

Уметь:

  • Находить слова с непроизносимыми согласными.

  • Применять правило для проверки сомнительных и непроизносимых согласных.


Учебник, тетрадь, таблица согласных звуков.

12.09

15.09











5.

Составление словаря с двойными согласными в корне. Размещение слов по алфавиту. Выбор слов по определенной теме, составление рассказа по опорным словам.

1

Корень слова, алфавит, рассказ.

Знать:

  • Алфавит.

  • Корень слова.

  • Рассказ.

  • Тема.

Уметь:

  • Находить корень слова.

  • Размещать слова по алфавиту.

  • Составлять рассказ.


Учебник, тетрадь, алфавит.

19.09










6-7.

 Последовательное изложение темы текста. Заголовок, отражающий тему или основную мысль. Дополнение текста несколькими предложениями. Нахождение в тексте слов с изученными орфограммами.

2

Текст, тема, заголовок.

Знать:

  • Текст.

  • Тема.

  • Основная мысль текста.

Уметь:

  • Дополнять текст предложениями.

  • Находить в тексте слова с изученными орфограммами.


Учебник, тетрадь.

22.09

26.09













Предложение. Текст. (5 ч.)

























8-9.

Деление текста на предложения. Распространение предложений с использованием схем. Выделение главных и второстепенных членов предложения. Наблюдение за средствами связи предложений в тексте.

2

Текст, предложение, второстепенные члены предложения.

Знать:

  • Текст.

  • Предложение.

  • Второстепенные члены предложения.

Уметь:

  • Распространять предложения.

  • Выделять главные и второстепенные члены предложения.


Учебник, тетрадь, таблица главных и второстепенных членов предложения.

29.09

03.10










II период




10-11.

Части текста: вступление, главная часть, заключение. Красная строка. Составление плана рассказа с последующим его изложением по плану. Использование в тексте однородных членов предложения.

2

Текст, вступление, главная часть, заключение, однородные члены предложения.

Знать:

  • Текст.

  • Красная строка.

  • План.

  • Однородные члены предложения.

Уметь:

  • Составлять план текста.

  • Использовать в тексте однородные члены предложения.


Учебник, тетрадь.

10.10

13.10










12.

 Чтение диалогов, содержащих различные по интонации предложения. Определение задач диалога. Составление диалогов по аналогии.

1

Диалог, интонация.

Знать:

  • Диалог.

  • Интонация.

Уметь:

  • Составлять диалог.


Учебник, тетрадь.

17.10













Состав слова. (9 ч.)

























13-14.

 Корень и однокоренные слова. Окончание, приставка, суффикс. Изменение лексического значения слова в зависимости от приставки и суффикса. Слова с суффиксами оценки. Их употребление в речи.

2

Корень, суффикс, приставка, окончание, однокоренные слова.

Знать:

  • Корень.

  • Окончание.

  • Суффикс.

  • Приставка.

  • Однокоренные слова.

Уметь:

  • Выделять в словах корень.

  • Находить однокоренные слова.

  • Изменять лексическое значение слова.


Учебник, тетрадь.

20.10

24.10










15.

Правописание безударных гласных и сомнительных согласных в корне. Дифференциация способов проверки. Непроизносимые согласные.

1

Безударные гласные, корень, сомнительные согласные, непроизносимые согласные.

Знать:

  • Безударные гласные в корне слова.

  • Непроизносимые согласные.

  • Сомнительные согласные.

Уметь:

  • Применять правило для проверки безударных гласных непроизносимых и сомнительных согласных в корне слова.


Учебник, тетрадь.

27.10










16.

Слова с двойными согласными в корне и на стыке корня и суффикса (осенний, длинный). Составление словаря наиболее употребительных слов.

1

Двойная согласная, корень, суффикс.

Знать:

  • Корень слова.

  • Суффикс.

  • Двойная согласная.

Уметь:

  • Правильно писать слова с двойными согласными.


Учебник, тетрадь, орфографический словарь.

31.10











17.

Приставка и предлог.

1

Приставка, предлог.

Знать:

  • Приставка.

  • Предлог.

Уметь:

  • Отличать предлог от приставки.


Учебник, тетрадь.

03.11










18.

Правописание приставок с а и о, приставка пере-.

1

Приставка.

Знать:

  • Приставка.

Уметь:

  • Применять правило для правописания приставок с а и о, приставкой пере-.


Учебник, тетрадь.

07.11










19.

Единообразное написание приставок на согласные вне зависимости от произношения (с-, в-, под-, над-, от-).

1

Приставка, согласный звук и буква.

Знать:

  • Приставка.

Уметь:

  • Писать приставки на согласные.


Учебник, тетрадь.

10.11










20.

 Разделительный твердый знак (ъ) в словах с приставками.

1

Разделительный твердый знак, приставка.

Знать:

  • Разделительный твердый знак.

  • Приставка.

Уметь:

  • Применять правило для правописания разделительного твердого знака.


Учебник, тетрадь.

14.11










Количество часов за I триместр

20










II триместр




I период




21.

 Тема и основная мысль текста: определение в данных парах заголовков темы или основной мысли («Лесные малыши», «Будь другом леса»). Составление короткого текста в зависимости от заданного заглавия.

1

Текст, тема, основная мысль, заголовок.

Знать:

  • Текст.

  • Основная мысль текста.

  • Заглавие текста.

Уметь:

  • Составлять короткий текст в зависимости от данного заглавия.


Учебник, тетрадь.

21.11













Части речи. (30 ч.)

























22.

Имя существительное, имя прилагательное, глагол. Их дифференциация в предложении.

1

Часть речи, существительное, прилагательное, глагол.

Знать:

  • Часть речи.

  • Имя существительное.

  • Имя прилагательное.

  • Глагол.

Уметь:

  • Находить данные части речи в тексте.


Учебник, тетрадь.

24.11










23.

Имя существительное.  Значение в речи.

1

Существительное.

Знать:

  • Существительное.

  • Морфологические признаки существительного.

Уметь:

  • Находить существительные в тексте.


Учебник, тетрадь.


28.11










24.

Наблюдение за многозначными словами. Составление с ними словосочетаний.

1

Многозначное значение слова.

Знать:

  • Многозначные слова.

  • Словосочетание.

Уметь:

  • Составлять словосочетания с многозначными словами.


Учебник, тетрадь.

01.12










25.

Основные грамматические признаки существительного: род, число, падеж.

1

Существительное, род, число, падеж.

Знать:

  • Род.

  • Число.

  • Падеж.

Уметь:

  • Определять род, число и падеж у существительных.


Учебник, тетрадь, таблица падежей.

05.12










26.

Существительные собственные и нарицательные. Кавычки в именах собственных (названия книг, газет, журналов).

1

Собственные и нарицательные существительные, кавычки.

Знать:

  • Собственные существительные.

  • Нарицательные существительные.

Уметь:

  • Отличать собственные имена существительные от нарицательных.

  • Находить эти существительные в тексте.


Учебник, тетрадь.

08.12









1   2   3   4   5