|
Контрольное тестирование №2 по теме: «Служебные части речи» Урок коррекции и контроля знаний
| Знать: теоретические сведения об изученном в 7 классе
Уметь: находить и выделять изученные орфограммы
| Контрольное тестирование
|
|
|
|
| Междометие. Звукоподражательные слова
4
|
|
|
|
| 123
|
|
| Междометие как часть речи. Синтаксическая роль междометий в предложениях
| Урок первичного изучения новых знаний
| Знать: о междометии как особой части речи, о грамматических признаках и роли междометий
Уметь: находить в тексте междометия и употреблять их в своей речи
| Подготовительный диктант
|
| 124
|
|
| Звукоподражательные слова и их отличие от междометий
| Урок закрепления новых знаний
| Знать: о междометии как особой части речи, о грамматических признаках и роли междометий
Уметь: находить в тексте междометия и употреблять их в своей речи
| Объяснительный диктант
|
| 125
|
|
| Дефис в междометиях. Интонационное выделение междометий
| Урок закрепления новых знаний
| Знать: о постановке дефиса в междометиях
Уметь: писать междометия
| Лингвистический разбор
| 6.16
| 126
|
|
| Запятая и восклицательный знак при междометиях
| Урок комплексного применения знаний
| Знать: о постановке восклицательного знака при междометиях
| Анализ предложений
|
|
|
|
| Повторение и систематизация пройденного в 7 классе
12+2
|
|
|
|
| 127
|
|
| Повторение.
Разделы науки о русском языке
| Урок обобщения и систематизации знаний
| Знать: разделы языкознания
Уметь: анализировать текст
| Комплексный анализ текста
|
| 128
|
|
| Повторение. Текст. Стили речи
| Урок обобщения и систематизации знаний
| Знать: стили речи, строение текста
Уметь: анализировать текст
| Комплексный анализ текста
| 8.1
8.6
| 129
|
|
| Р.р. Подготовка к классному сочинению – рассуждению на морально-этическую тему
| Урок развития речи
| Знать: как писать сочинения на заданную тему
Уметь: правильно подбирать материал к сочинению
| Подбор материалов к сочинению
| 8.6
| 130
|
|
| Р.р. Написание классного сочинения – рассуждения на морально-этическую тему
| Урок развития речи
| Знать: как писать сочинения на заданную тему
Уметь: правильно подбирать материал к сочинению
| Написание сочинения
| 8.6
| 131
|
|
| Повторение. Фонетика. Графика
| Урок обобщения и систематизации знаний
| Знать: теоретические сведения по фонетике
Уметь: производить фонетический разбор, работать со словарём
| Объяснительный диктант
| 1.1
| 132
|
|
| Повторение. Лексика и фразеология
| Урок обобщения и систематизации знаний
| Знать: теоретические сведения по лексике и фразеологии
Уметь: определять лексические группы слов, работать со словарём
| Зрительный диктант
| 2.1
| 133
|
|
| Повторение. Морфемика. Словообразование.
| Урок обобщения и систематизации знаний
| Знать: теоретические сведения по морфемике и словообразованию
Уметь: производить словообразовательный разбор и разбор слова по составу
| Лингвистический разбор
| 3.1
| 134
|
|
| Повторение. Морфемика. Словообразование.
| Урок обобщения и систематизации знаний
| Знать: теоретические сведения по морфемике и словообразованию
Уметь: производить словообразовательный разбор и разбор слова по составу
| Лингвистический разбор
| 3.1
| 135
|
|
| Повторение. Морфология
| Урок обобщения и систематизации знаний
| Знать: теоретические сведения по морфологии
Уметь: производить морфологический разбор слов
| Лингвистический анализ
| 4.1
| 136
|
|
| Повторение. Морфология
| Урок обобщения и систематизации знаний
| Знать: теоретические сведения по морфологии
Уметь: производить морфологический разбор слов
| Лингвистический анализ
| 4.1
| 137
|
|
| Повторение. Орфография
| Урок обобщения и систематизации знаний
| Знать: теоретические сведения по орфографии
Уметь: находить и выделять орфограммы в словах
| Словарный диктант, лингвистический разбор
| 6.1
| 138
|
|
| Повторение. Орфография
| Урок обобщения и систематизации знаний
| Знать: теоретические сведения по орфографии
Уметь: находить и выделять орфограммы в словах
| Словарный диктант, лингвистический разбор
| 6.1
| 139
|
|
| Повторение. Синтаксис. Пунктуация
| Урок коррекции и контроля знаний
| Знать: теоретические сведения по пройденному в 7 классе материалу
Уметь: применять его на практике
| Контрольная работа
| 5.1 – 5.14
| 140
|
|
| Повторение и систематизация пройденного в 7 классе
| Урок обобщения и систематизации знаний
| Знать: теоретические сведения по синтаксису
Уметь: производить синтаксический разбор, определять виды и способы связи
| Предупредительный диктант
|
|
Содержание программы учебного курса
Введение. Русский язык как развивающееся явление.
Повторение пройденного в 5-6 классах.
Публицистический стиль, его жанры, языковые особенности.
Морфология. Орфография. Культура речи.
Причастие.
Повторение пройденного о глаголе в 5-6 классах.
Причастие. Свойства прилагательных и глаголов у причастий. Синтаксическая роль причастий в предложении. Виды причастий. Причастный оборот. Правописание гласных в суффиксах действительных и страдательных причастий. Одна и две буквы н в суффиксах полных причастий и прилагательных, образованных от причастий. Одна буква н в кратких причастиях.
Описание внешности человека: структура текста, языковые особенности. Устный пересказ исходного текста с описанием внешности. Выборочное изложение текста с описанием внешности. Виды и структура публичных общетвенно-политических выступлений. Их структура.
Деепричастие.
Повторение пройденного о глаголе в 5-6 классах.
Деепричастие. Глагольные и наречные свойства деепричастия. Синтаксическая роль деепричастий в предложении. Текстообразующая роль деепричастий. Деепричастный оборот, знаки препинания при нём и одиночном деепричастии. Образование деепричастий совершенного и несовершенного вида. Не с деепричастиями.
Рассказ по картине.
Наречие.
Наречие как часть речи и их роль в предложении. Степени сравнения наречий и их образование. Текстообразующая роль наречий. Словообразование наречий. Правописание не с наречиями на –о и –е; не- и ни- в наречиях.
Буквы о и е после шипящих на конце наречий. Суффиксы о и а на конце наречий. Дефис между частями слова в наречиях.
Слитные и раздельные написания наречий. Буква ь после шипящих на конце наречий.
Описание действий как вид текста: структура текста, его языковые особенности. Пересказ исходного текста с описанием действий.
Категория состояния.
Категория состояния как часть речи. Её отличие от наречий. Синтаксическая роль слов категории состояния.
Выборочное описание текста с описанием состояния человека или природы.
Служебные части речи. Культура речи.
Предлог.
Предлог как служебная часть речи. Синтаксическая роль предлога в предложении. Непроизводные и производные, простые и составные предлоги.
Слитное и раздельное написание предлогов. Дефис в предлогах из-за, из-под.
Рассказ от своего имени на основе прочитанного. Рассказ на основе увиденного на картине.
Союз.
Союз как служебная часть речи. Синтаксическая роль союзов в предложении. Простые и составные, сочинительные и подчинительные союзы.
Слитное и раздельное написание союзов.
Устное рассуждение на дискуссионную тему; его языковые особенности.
Частица.
Частица как служебная часть речи. Синтаксическая роль частиц в предложении. Формообразующие и смысловые частицы. Текстообразующая роль частиц.
Различение на письме частиц не и ни. Правописание не и ни с различными частями речи.
Рассказ по данному сюжету.
Междометие. Звукоподражательные слова.
Междометие как часть речи. Синтаксическая роль междометий в предложении.
Звукоподражательные слова и их отличие от междометий.
Дефис в междометиях. Интонационное выделение междометий. Запятая и восклицательный знак при междометиях.
16. Повторение и систематизация пройденного в 7 классе
ФОРМЫ И СРЕДСТВА КОНТРОЛЯ
7 класс
Контрольный диктант по теме «Деепричастие» Мысль об опере не покидали Глинку. Он знал, что это будет рассказ о подвиге, о борьбе русского народа с вероломством, насилием. Жуковский напомнил ему об Иване Сусанине. Глинке вспомнилась «Дума» Рылеева. «Да ведь это законченная драматическая сцена», - подумал он. С этого всё началось.
Лучше всего композитору работалось в Новоспасском. В одной из комнат жили птицы: черноголовки, малиновки и даже соловей. Они хлопотливо щебетали, свободно летая по комнате. Глинка, навещая своих питомцев, слушал их пение, а потом шёл к себе и долго-долго играл.
Премьера оперы состоялась 27 ноября 1836 года.
Успех был невиданный. Глинку поздравляли, обнимали. Выходя на вызовы, он повсюду встречал обращённые к нему улыбки. Композитор заметил Пушкина. Поэт горячо аплодировал, радостно переговариваясь с молодыми людьми, окружающими его. (По В. Россихиной)
Грамматические задания
Разберите по членам предложения:
1 вариант: Выходя на вызовы…; 2 вариант Поэт горячо…
Произведите морфологический разбор и морфемный разбор слов:
1 вариант: летая; 2 вариант: навещая
3. Выпишите 4 слова с разными орфограммами, объясните условия выбора орфограмм.
4. Озаглавьте текст.
7 класс
Контрольный диктант по теме «Наречие» Загадка шаровой молнии Природа обычной молнии разгадана давным-давно. С шаровой молнией учёным повезло меньше. Её происхождение до сих пор неясно. Обычно шаровая молния предстаёт в виде парящего в воздухе или стремительно летящего огненного шара. Нередко по известным причинам происходит взрыв. Но она может исчезнуть и спокойно, выбрасывая из себя искры.
Издавна шаровая молния приковывает внимание необычностью своего поведения.
Во-первых, она не поднимается вверх в окружающем холодном воздухе, во-вторых, сохраняет форму и движется. Она может парить над землёй или двигаться параллельно. Температура в шаровых молниях поднимается отнюдь не высоко. Она гораздо ниже той, при которой светится обычный воздух.
В чём загадка шаровой молнии? На этот вопрос учёным ещё предстоит ответить. Грамматические задания
1. Сделать словообразовательный и морфемный разбор слова: 1 вариант: издавна; 2 вариант: нередко.
Сделать морфологический разбор слов: 1 вариант: меньше (из 2-го предложения), 2-й вариант: неясно (из 3-го предложения).
Сделать синтаксический разбор предложений: 1 вариант Обычно шаровая молния предстаёт в виде парящего в воздухе или стремительно летящего огненного шара.
2-й вариант - Во-первых, она не поднимается вверх в окружающем холодном воздухе, во-вторых, сохраняет форму и движется. 7 класс
Контрольный тест №1 1. Причастием является слово:
А) рассеянная (девочка)
Б) разбросанные (вещи)
В) временный (переход) 2. Причастие изменяется по:
А) родам
Б) числам
В) падежам 3. Причастный оборот есть в предложении:
А) Солнце выглянуло давно на расчищенном небе. (Н. Гоголь)
Б)В окружающей нас природе нередко улавливал я тончайшие ароматы. (И. Соколов-Микитов)
В) В первой своей молодости медвежата приводимы ежедневно были в гостиную. (А. Пушкин) 4. Правильно подчёркнуто определяемое причастие в предложении:
А) Одинокий самолёт, плывущий на головокружительной высоте, кажется миноносцем.
Б) Лагуну окружали горы, покрытые ржавчиной многих веков.
В) Озеро, замкнутое поясом непроходимых зарослей, поблёскивало внизу.
(По К. Паустовскому)
5. Правильно определено зависимое от причастия слово в предложении:
А) Вчера и позавчера зайцев снимали с маленьких островов, с пеньков, с проплывающих мимо брёвен.
Б) Недолго назад мы разыскали гнездо и спугнули двух долго круживших над лесом птиц.
В) Покрытые волосками фиолетовые цветы при низком солнце начинают светиться.
( По В. Пескову) 6. Действительное причастие есть в словосочетании:
А) щебечущие птицы
Б) стороящийся дом
В) расколовшийся орех 7. Страдательное причастие есть в словосочетании:
А) сжатый воздух
Б) разросшийся сад
В) сверкающие капли 8. От глагола 1 спряжения образовано причастие:
А) увлекаемый
Б) приглашающий
В) бегущий 9. От глагола 2 спряжения образовано причастие:
А) хотящий
Б) открываемый
В) терпящий 10. Действительное причастие настоящего времени нельзя образовать от глагола:
А) щебетать
Б) расставить
В) обидеться 11. Действительные причастия и настоящего, и прошедшего времени можно образовать от глагола:
А) принести
Б) сознаваться
В) отказаться 12. Страдательное причастие нельзя образовать от глагола:
А) гулять
Б) решить
В) составить 13. Какую форму может иметь причастие, образованное от глагола:
А) размышлять
Б) принести
В) подняться 14. Правильно определены морфологические признаки причастия в предложении:
А) Заяц, присевший (действ., наст.вр., сов.в., м.р., ед.ч., И.п.) от испуга на светлой просеке, ныряет в бурьян.
Б) Лёд был пробит (страдат., прош.вр., сов.в., кратк., м.р.,ед.ч.,И.п.) ударом копыта лося.
В) В картинах российской осени есть щемящая (действ., наст.вр., несов.в., ж.р., ед.ч., И.П.) сердце грусть.
7 класс
Контрольное тестирование №2
Укажите слово, в корне которого пишется о:
ж…рдочка;
ч…рствый;
крыж…вник.
Укажите слово, к корне которого пишется буква е:
печ…нка;
дж…нка;
трущ…ба.
Укажите слово, в корне которого пишется е:
сж…г письма;
подж…г сарая.
Укажите ряд, в котором во всех словах пишется о:
алыч…вка, груш…вка, душ…нка, деньж…нки;
беч…вка, деш…вка, пш…нка, саж…нки.
Объясните написание следующих слов: зеркальце, колодцем, ситцевый, облицевать.
после ц в безударном положении пишется е;
в окончаниях и суффиксах после ц пишется е.
Укажите слово с суффиксом ин:
жемчуж…нка;
виш…нка;
спал…нка.
Укажите слово, состоящее из приставки, корня, одного суффикса и окончания:
обещание;
принёсший;
выпачканный.
Укажите слово, состоящее из приставки, корня, двух суффиксов и окончания:
пересказавший;
сторожка;
вымазав.
Укажите слово, состоящее из максимального числа морфем:
предрассветный;
беспроигрышный;
понавыдёргивали;
Укажите слово, в котором пишется ь:
хвощ;
нян…чить;
невмоч….
Укажите слово, в котором не пишется ь:
уйдёш…;
из тёмных чащ…;
какая-то блаж….
В каком ряду пропущена буква с?
ра…хаживать, бе…страшие, бе…цветный;
ра…говаривать, во…гордиться, бе…вучно.
Укажите слова с приставкой при-:
пр…следовать;
пр…готовить;
пр…одолеть;
пр…сутствовать.
Укажите слово со слитным написанием не:
Мы бьём по (не)приятелю;
Он нам (не)друг, а враг.
Укажите слово с непроизносимой согласной:
безмол…ствовать;
ужас…ный;
опас…ный.
Укажите слово, в котором пишется т:
сверс…ник;
ровес…ник.
Какое слово в предложении является причастием: Это были очень странные голубые языки огня, намекавшие на что-то сказочное (М. Горький)?
странные;
голубые;
намекавшие;
сказочное.
В каком ряду все слова являются причастиями?
оскалившийся, проговоривший, удержав, неожиданный;
лечащий, нагретый, перелистав, поевший;
заплакано, ударивший, придержанный, непредвиденный
Какое причастие пишется с не раздельно?
(не)замеченная ошибка;
(не)распустившийся от холода цветок.
Укажите, какое слово является деепричастием в предложении:
Пеликан, поднявшись на двухкилометровую высоту, может подолгу парить в воздухе.
может;
подолгу;
поднявшись.
Определить вид деепричастий в предложении: Две недели бушевала метель, завывая в печных трубах, грохоча крышами, занося город, устилая всё кругом снегом.
несовершенного вида;
совершенного вида.
Укажите правильный вариант ответа: Товары (1) выходя из стен фабрики (2) вытесняли с рынка продукцию ремесленников.
1,2 – выделяется деепричастный оборот;
1,2 – выделяется причастный оборот.
В каком ряду все глаголы относятся к первому спряжению?
играть, гнать, оформлять, зависеть
перевязать, читать, таять, вертеть
учитывать, обидеть, вычищать, колоть
брить, стелить, каяться, заверять.
Перечень учебно-методических средств обучения.
Основная и дополнительная литература.
Учебник для 7 класса общеобразовательных учреждений под редакцией Т.А. Баранова, Т.А. Ладыженской и других «Русский язык 7 класс, изд «Просвещение», М., 2012 год.
Методическое пособие «Поурочные разработки по русскому языку к учебнику М.Т. Баранова и др. 7 класс, М.: «Вако», 2009 год.
«Уроки русского языка в 7 классе, автор М.В. Фёдорова, изд. «Просвещение», М., 2004 год.
Методическое пособие «Уроки русского языка в 7 классе», автор Г.А. Богданова, изд. «Просвещение», М., 2006 год.
Методический журнал «Русский язык в школе».
Пособие Т.Я. Фроловой «Мы пишем без ошибок», ч.1, 3-е изд., перераб. И доп.- Симферополь: «Таврида», 2004 год.
Диктанты и изложения для учащихся 5-8 классов, Волгоград, 2007 год.
Школьные олимпиады. Русский язык 5-11 класс. М., 2007 год.
Оборудование и приборы:
Материалы по самообразованию.
Папка «Памятки».
Папка «Материалы для индивидуальной, групповой и коллективной деятельности».
Папка «Обобщающие таблицы по орфографии».
Папка «Словарная работа на уроке».
Папка «Материалы для творчески работающих учащихся».
Таблицы по русскому языку в 7 классе:
- Знаменательные части речи (существительное, прилагательное, местоимение, числительное).
- Знаменательные части речи (глагол, причастие, деепричастие).
- Служебные части речи.
- Буквы а (я) и е перед нн в страдательных причастиях прошедшего времени.
- Правописание не с глаголами, причастиями и деепричастиями.
- Объясни правописание не с существительными, прилагательными, наречиями.
- Мягкий знак после шипящих.
- Обособленные определения и приложения.
- Отличай производные предлоги от существительных.
- Буквы а (я) перед нн в страдательных причастиях.
- Различия между словосочетаниями и предложениями.
- Дефис употребляется.
- Пунктуация при однородных членах с союзами и, да, или, либо.
- Гласные в суффиксах действительных и страдательных причастий настоящего времени.
- Предлоги, употребляющиеся с несколькими падежами. |
|
|