|
Протокол № от 2012 г. Согласовано Заместитель директора школы по увр Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Никитовская средняя общеобразовательная школа им. А.С.Макаренко»
Красногвардейского района Белгородской области
Рассмотрено
Руководитель ММО__________ Орлова О.Д. Протокол № ___от «____»_______ 2012 г.
| Согласовано
Заместитель директора школы по УВР
МБОУ «Никитовская средняя общеобразовательная школа» ______________ Безгина Г.Б. «____»____________2012 г.
| Утверждаю
Директор
МБОУ «Никитовская средняя общеобразовательная школа» __________ Дорохина Е.В. Приказ № _____ от «___»_____________2012 г.
|
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
Элективный курс
Химия
«Углубленное изучение отдельных тем общей химии»
10 -11 КЛАСС
-
Авторы программы
| Н.И. Тулина
| Методическое пособие
| В.Е. Морозов. Химия. 10-11 классы: сборник элективных курсов. Волгоград: Учитель, 2007 г.
| Количество часов
| 34 ч. (10 кл.) + 34 ч. (11 кл.) = 68 ч. (58 + 10 ч. резервное время)
| Учитель
| Орлова Ольга Дмитриевна
| Учебный год:
| 2012-2013; 2013 - 2014
|
Пояснительная записка Рабочая программа элективного курса по выбору «Углубленное изучение отдельных тем общей химии» составлена на основе авторской (Н.И. Тулина. Углубленное изучение отдельных тем общей химии»; опубликована: Химия. 10-11 классы: сборник элективных курсов/авт.-сост. В.Е. Морозов. – Волгоград: Учитель, 2007.)
Большое значение для успешной реализации задач школьного химического образования имеет предоставление учащимся возможности изучения химии на занятиях элективного курса, содержание которого предусматривает расширение и упрочнение знаний, развитие познавательных интересов, целенаправленную предпрофессиональную ориентацию старшеклассников.
Ряд разделов школьной программы по химии должен рассматриваться в рамках профильной школы более углубленно. Это относится, в частности, к основам термохимии, теории кислот и оснований, строению атома и химической связи. Учащиеся не получают представления о том, как определить тип гибридизации атомных орбиталей при образовании ковалентной связи, не умеют использовать принцип смещения химического равновесия, не понимают, как можно применить полученные в курсе физики знания в области основ термодинамики к химическим реакциям. Крайне формальный подход практикуется по отношению к окислительно-восстановительным процессам и вопросам гидролиза. В результате у школьников возникают поверхностные, а порой и неверные представления в области общей химии.
Между тем эти разделы общей химии включены в задания итоговой аттестации за курс основной средней школы. Вот почему необходимо в программу обучения в 10-11 классе включить элективный курс химии, направленный на ликвидацию указанных пробелов в подготовке выпускников, отработку навыков решения задач и поиска ответов на сложные вопросы общей химии.
Старшие школьники, тяготеющие к естественнонаучной специализации, просто обязаны проработать в дополнение к стандартной программе следующие темы: основы термохимии и учение о химическом равновесии, свойства растворов и кислотно-основные равновесия, строение атомов и химическая связь (включая представления о геометрической форме частиц), основные понятия химии комплексных соединений.
Поверхностное изучение химии не облегчает, а затрудняет ее усвоение. В связи с этим, элективный курс, предназначенный для учащихся 10-11 классов, подается на более глубоком уровне и направлен на расширение знаний учеников.
Элективный курс предназначен для учащихся 10-11-ых классов и рассчитан на 68 часов (1 час в неделю). Особенность данного курса заключается в том, что занятия идут параллельно с изучением курса органической химии в 10-ом классе, что позволит учащимся 11-х классов на заключительном этапе обучения в средней общеобразовательной школе углубить и систематизировать знания по общей и неорганической химии.
Элективный курс может быть использован как с целью обобщения знаний по химии, так и с целью подготовки учащихся к Единому Государственному экзамену по химии, начиная уже с 10-ого класса. Цель элективного курса: систематизировать и обобщить знания учащихся по общей и неорганической химии. Задачи:
1) продолжить формирование знаний учащихся по общей и неорганической химии;
2) продолжить формирование на конкретном учебном материале умений: сравнивать, анализировать, сопоставлять, вычленять существенное, связно, грамотно и доказательно излагать учебный материал;
3) работая над развитием интеллектуальных, познавательных и творческих способностей, сформировать у учащихся универсальные учебные действия;
4) развить познавательный интерес к изучению химии; помочь учащимся в осознанном выборе профессии. Структура курса, наследуя традиционные методики, в то же время рассчитана и на такие нетрадиционные методики как самостоятельная работа по поиску информации с литературой совместно с консультацией учителя, а также поиск информации в сети Интернет, лекционные занятия (учащиеся привыкают к лекционной системе, с которой им рано или поздно придётся столкнуться в старших классах и при последующем обучении за пределами школы), проектная деятельность.
Отбор теоретического материала произведён в соответствии с наиболее значимыми разделами фундаментальной химии. Материал структурирован согласно дидактическим принципам.
Резервное время (из 10 общих часов – 4 часа) используется для проведения семинарских занятий по теме с целью обобщения и систематизации знаний, подготовки к контрольной работе. Инструментарий оценивания обучения: тестовые задания, защита творческих проектов, конференция в форме мультимедийной лекции. Методы и формы обучения: урок-лекция, консультация, самостоятельная работа с литературой, использование информационно-коммуникативных технологий. Формы организации учебной деятельности: индивидуальная, групповая, коллективная. Ожидаемый результат:
знание основных законов и понятий химии и их оценивание;
умение ориентироваться среди различных химических реакций, составлять необходимые уравнения, объяснять свои действия;
успешная самореализация школьников в учебной деятельности; подготовка к ЕГЭ; расширение кругозора.
Учащиеся должны знать:
- основные сведения о свойствах химических элементов; классификацию химических элементов; закономерности изменения свойств химических элементов в периодах и группах периодической системы Д. И. Менделеева; сведения о строении атомов элементов малых и больших периодов; принципы распределения электронов по энергетическим уровням и подуровням; последовательное заполнение электронных оболочек в атомах; распределение электронов по орбиталям; понятие валентность, валентные возможности атомов; виды химической связи, свойства ковалентной связи, степень окисления; влияние типа химической связи на свойства химического соединения; понятие аллотропия; геометрическое строение молекул; виды гибридизации электронных орбиталей; тепловой эффект эндотермических и экзотермических реакций; зависимость скорости реакции от условий её протекания; механизм гомогенного и гетерогенного катализа; условия смещения химического равновесия, классификацию неорганических веществ; механизм электролитической диссоциации в растворах и расплавах электролитов; химические свойство кислот, солей, оснований в свете теории электролитической диссоциации; классификацию окислительно-восстановительных реакций; влияние на характер ОВР концентрации веществ, среды раствора, силы окислителя и восстановителя, температуры; устройство гальванического элемента; устройство аккумулятора; отличия продуктов реакции электролиза водных растворов и расплавов солей и щелочей; строение комплексных солей и их номенклатуры. Учащиеся должны: 1. Знать/понимать:
1) Важнейшие химические понятия
Понимать смысл важнейших понятий (выделять их характерные признаки): вещество, химический элемент, атом, молекула, относительные атомные и молекулярные массы, ион, изотопы, химическая связь, электроотрицательность, валентность, степень окисления, моль, молярная масса, молярный объем, вещества молекулярного и немолекулярного строения, растворы, электролиты и неэлектролиты, электролитическая диссоциация, гидролиз, окислитель и восстановитель, окисление и восстановление, электролиз, скорость химической реакции, химическое равновесие, тепловой эффект реакции, углеродный скелет, функциональная группа, изомерия и гомология, структурная и пространственная изомерия, основные типы реакций в неорганической и органической химии.
Выявлять взаимосвязи понятий. Использовать важнейшие химические понятия для объяснения отдельных фактов и явлений. 2) Основные законы и теории химии
Применять основные положения химических теорий (строения атома, химической связи, электролитической диссоциации, кислот и оснований, строения органических соединений, химической кинетики) для анализа строения и свойств веществ.
Понимать границы применимости указанных химических теорий.
Понимать смысл периодического закона Д.И. Менделеева и использовать его для качественного анализа и обоснования основных закономерностей строения атомов, свойств химических элементов и их соединений.
3) Важнейшие вещества и материалы
Классифицировать неорганические и органические вещества по всем известным классификационным признакам.
Понимать, что практическое применение веществ обусловлено их составом, строением и свойствами.
Иметь представление о роли и значении данного вещества в практике.
Объяснять общие способы и принципы получения наиболее важных веществ. 2. Уметь:
1) Называть: изученные вещества по тривиальной или международной номенклатуре.
2) Определять/ классифицировать:
валентность, степень окисления химических элементов, заряды ионов;
вид химических связей в соединениях и тип кристаллической решетки;
пространственное строение молекул;
характер среды водных растворов веществ;
окислитель и восстановитель;
принадлежность веществ к различным классам неорганических и органических соединений;
гомологи и изомеры;
химические реакции в неорганической и органической химии (по всем известным классификационным признакам);
3) Характеризовать:
s, p и d-элементы по их положению в Периодической системе Д.И. Менделеева;
общие химические свойства простых веществ-металлов и неметаллов;
общие химические свойства основных классов неорганических соединений, свойства отдельных представителей этих классов;
строение и химические свойства изученных органических соединений.
4) Объяснять:
зависимость свойств химических элементов и их соединений от положения элемента в периодической системе Д.И. Менделеева;
природу химической связи (ионной, ковалентной, металлической, водородной);
зависимость свойств неорганических и органических веществ от их состава и строения;
сущность изученных видов химических реакций: электролитической диссоциации, ионного обмена, окислительно-восстановительных (и составлять их уравнения);
Программа курса
10 класс
Тема 1. Строение атомов и химическая связь (16 ч.)
| Физический смысл квантовых чисел. Понятие атомной орбитали. Формирование уровней и подуровней в атоме водорода. Многоэлектронные атомы: объяснение их строения с помощью водородоподобной модели.
| Заселение атомных орбиталей электронами. Принцип минимума энергии, принцип Паули и правило Хунда. Структура периодической системы химических элементов Д. И. Менделеева. Определение строения атома по их координатам. Магнитные и энергетические свойства атомов. Виды периодичности свойств химических элементов.
| Образование ковалентной связи. Свойства ковалентной связи. Метод валентных связей.
| Определение типа гибридизации атомных орбиталей центрального атома для частиц (молекул, ионов) с кратными связями. Предсказание геометрической формы частиц с неподеленными парами электронов.
| Полярность связи. Дипольный момент связи. И дипольный момент молекулы, их взаимосвязь. Водородная связь.
|
| Тема 2. Основы термохимии. Химическое равновесие (14 ч.)
| Основные определения. Макро- и микросостояние, система и внешняя среда, классификация систем, параметры системы, тепловой эффект и энтальпия химических реакций. Закон Гесса и определение теплового эффекта химических реакций.
| Второй закон термодинамики и понятие об энтропии. Направление самопроизвольных процессов в изолированных системах. Энергия Гиббса и направление реакций в закрытых системах.
| Химическое равновесие. Его признаки. Константа химического равновесия. Вывод зависимости константы равновесия суммарной реакции от констант равновесия последовательных процессов. Сдвиг химического равновесия под действием внешних факторов (принцип Ле Шателье-Брауна).
| Окислительно-восстановительные реакции. Составление уравнений ОВР и подбор коэффициентов методом электронно-ионных полуреакций. Окислительно-восстановительные функции веществ и направление ОВР. Понятие о стандартном потенциале.
|
11 класс
| Тема 3. Общие свойства растворов. Протонная теория кислот и оснований (18 ч.)
| Дисперсные системы. Способы выражения концентрации раствора. Зависимость растворимости от температуры. Энергетика образования растворов.
| Сильные и слабые электролиты. Степень диссоциации и константа диссоциации. Закон разбавления Оствальда.
| Протонная теория кислот и оснований. Основные определения. Протонные растворители и их автопротолиз. Ионное произведение воды. Водородный показатель и шкала рН.
| Применение протонной теории к распространенным водным растворам. Слабые кислоты, слабые основания, амфолиты. Константы кислотности и основности. Определение рН.
| Гидролиз. Необратимый гидролиз бинарных соединений. Обратимый гидролиз солей. Степень протолиза и кислотность среды. Смещение равновесия протолиза.
| Гетерогенные равновесия в насыщенных растворах малорастворимых сильных электролитов. Произведение растворимости. Условия выпадения и растворения осадков. Сдвиг гетерогенных равновесий в насыщенных растворах малорастворимых электролитов.
|
| Тема 4. Комплексные соединения (10 ч.)
| Основные понятия координационной теории. Типы и номенклатура комплексных соединений.
| Поведение комплексных соединений в растворах. Диссоциация на внешнесферные ионы и ион координационной сферы. Константы устойчивости (образования) и нестойкости. Получени и разрушение комплексных соединений.
| Решение нестандартных задач.
|
| Резерв (10 ч.): 4 часа – 10 класс; 6 часов – 11 класс.
|
Календарно – тематическое планирование 10 класс, 34 часа
№ п/п
| Дата
| Название тем
| Часы
| Виды деятельности
| Тема 1. Строение атомов и химическая связь (16 ч. + 2 часа из резервного времени)
| 1
|
| Физический смысл квантовых чисел. Понятие атомной орбитали.
Формирование уровней и подуровней в атоме водорода.
| 1
| Лекция
| 2
|
| Многоэлектронные атомы: объяснение их строения с помощью водородоподобной модели
| 2
| Семинар
| 3
|
| Заселение атомных орбиталей электронами. Принцип минимума энергии, принцип Паули и правило Хунда.
| 2
| Лекция
| 4
|
| Структура периодической системы химических элементов Д. И. Менделеева. Определение строения атома по их координатам.
| 2
| Лекция
| 5
|
| Магнитные и энергетические свойства атомов. Виды периодичности свойств химических элементов.
| 2
| Семинар
| 6
|
| Образование ковалентной связи. Свойства ковалентной связи. Метод валентных связей.
| 2
|
| 7
|
| Определение типа гибридизации атомных орбиталей центрального атома для частиц (молекул, ионов) с кратными связями. Предсказание геометрической формы частиц с неподеленными парами электронов.
|
2
|
Семинар
| 8
|
| Полярность связи. Дипольный момент связи. И дипольный момент молекулы, их взаимосвязь. Водородная связь.
| 2
| Практическая
работа
| 9
|
| Семинарское занятие по теме «Строение атомов и химическая связь»
| 2
| Семинар
| 10
|
| Итоговый контроль.
| 1
| Контрольная работа
| Тема 2. Основы термохимии. Химическое равновесие (14 ч. + 2 часа из резервного времени)
| 11
|
| Основные определения. Макро- и микросостояние, система и внешняя среда, классификация систем, параметры системы, тепловой эффект и энтальпия химических реакций.
|
1
| Лекция
| 12
|
| Закон Гесса и определение теплового эффекта химических реакций.
| 2
| Решение задач
| 13
|
| Второй закон термодинамики и понятие об энтропии. Направление самопроизвольных процессов в изолированных системах. Энергия Гиббса и направление реакций в закрытых системах.
| 2
| Лекция
Решение задач
|
|
| Химическое равновесие. Его признаки. Константа химического равновесия. Сдвиг химического равновесия под действием внешних факторов (принцип Ле Шателье-Брауна).
| 1
| Лекция
|
|
| Вывод зависимости константы равновесия суммарной реакции от констант равновесия последовательных процессов.
| 2
| Решение задач
|
|
| Сдвиг химического равновесия под действием внешних факторов (принцип Ле Шателье-Брауна).
| 2
|
Решение задач
|
|
| Окислительно-восстановительные реакции. Составление уравнений ОВР и подбор коэффициентов методом электронно-ионных полуреакций. Окислительно-восстановительные функции веществ и направление ОВР. Понятие о стандартном потенциале.
|
3
|
Решение задач
|
|
| Семинарское занятие по теме «Основы термохимии. Химическое равновесие»
| 2
|
|
|
| Итоговый контроль.
|
1
| Письменная контрольная работа
|
|
| Итого
| 34 ч.
|
|
Календарно – тематическое планирование 11 класс, 34 часа
№ п/п
| Дата
| Название тем
| Часы
| Виды деятельности
| Тема 3. Общие свойства растворов. Протонная теория кислот и оснований (18 ч. + 3 ч. из резервного времени)
| 1
| Дисперсные системы. Способы выражения концентрации раствора. Зависимость растворимости от температуры. Энергетика образования растворов.
| 2
| Лекция
Решение задач
| 2
| Сильные и слабые электролиты. Степень диссоциации и константа диссоциации. Закон разбавления Оствальда.
| 3
| Решение задач
| 3
| Протонная теория кислот и оснований. Основные определения. Протонные растворители и их автопротолиз. Ионное произведение воды. Водородный показатель и шкала рН.
| 3
| Решение задач
| 4
| Применение протонной теории к распространенным водным растворам. Слабые кислоты, слабые основания, амфолиты. Константы кислотности и основности. Определение рН.
| 3
| Решение задач
| 5
| Гидролиз. Необратимый гидролиз бинарных соединений. Обратимый гидролиз солей. Степень протолиза и кислотность среды. Смещение равновесия протолиза.
| 3
| Решение задач
| 6
| Гетерогенные равновесия в насыщенных растворах малорастворимых сильных электролитов. Произведение растворимости. Условия выпадения и растворения осадков. Сдвиг гетерогенных равновесий в насыщенных растворах малорастворимых электролитов.
| 3
| Решение задач
| 7-9
| Семинарское занятие по теме «Общие свойства растворов. Протонная теория кислот и оснований»
| 3
| Тренинг
| 10
| Итоговый контроль.
| 1
| К.р.
| Тема 4. Комплексные соединения (10 ч. + 3 ч. из резервного времени)
| 11
| Основные понятия координационной теории. Типы и номенклатура комплексных соединений.
| 2
| П. р.
| 12
| Поведение комплексных соединений в растворах. Диссоциация на внешнесферные ионы и ион координационной сферы. Константы устойчивости (образования) и нестойкости. Получени и разрушение комплексных соединений.
| 3
| Решение задач
| 13
| Решение нестандартных задач.
| 4
| Семинар
| 14-16
| Семинарское занятие по теме «Комплексные соединения»
| 3
| Семинар
| 17
| Итоговый контроль.
| 1
| Тестирование
| Итого
| 34 ч.
|
Литература для учителя
Аликберова, Л.Ю. и др. Электронное пособие «Протолитические равновесия». – Депозитарий электронных изданий ФГУП НТЦ «Информрегистр». Рег. свид. №1200-2, номер гос. учета 0320100391 (28.11.2001).
Аликберова, Л.Ю. и др. Электронное пособие «Комплексные соединения». – Депозитарий электронных изданий ФГУП НТЦ «Информрегистр». Рег. свид. №1499-1, номер гос. учета 0320200384 (12.03.2002).
Литература для учащихся
Лидин, Р. А., Молочко, В. А., Андреева, Л. Л. Химия. Для школьников старших классов и поступающих в вузы: теоретические основы. Вопросы. Задачи. Тесты. Учеб. пособие. – М.: Дрофа,,2001. – 576 с.: ил.
Лидин, Р. А., Якимова, Е. Е., Вотинова, Н. А. Химия, 8 – 9 кл.: Учеб.пособие / под ред проф. Р. А. Лидина. – М.: Дрофа, 2000. – 192 с. (Дидактич. материалы.)
Лидин, Р. А., Якимова, Е. Е., Вотинова, Н. А. Химия, 10 – 11 кл.: Учеб.пособие / под ред проф. Р. А. Лидина. – М.: Дрофа, 2000. – 160 с. (Дидактич. материалы.)
Лидин, Р. А., Андреева, Л. Л., Молочко, В. А. Справочник по неорганической химии. Константы неорганических веществ. – М.: Химия, 1987. – 320 с.: ил.
Лидин, Р. А. Аликберова, Л. Ю. Химия: Справочник для старшеклассников и поступающих в вузы. – М.: АСТ-ПРЕСС ШКОЛА, 2002. – 512 с.
|
|
|