Главная страница

Протокол № от 2012 г. Согласовано Заместитель директора школы по увр



Скачать 184.39 Kb.
НазваниеПротокол № от 2012 г. Согласовано Заместитель директора школы по увр
Дата13.04.2016
Размер184.39 Kb.
ТипПротокол


Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

«Никитовская средняя общеобразовательная школа им. А.С.Макаренко»

Красногвардейского района Белгородской области



Рассмотрено

Руководитель ММО__________ Орлова О.Д.
Протокол № ___от «____»_______ 2012 г.


Согласовано

Заместитель директора школы по УВР

МБОУ «Никитовская средняя общеобразовательная школа» ______________ Безгина Г.Б.
«____»____________2012 г.


Утверждаю

Директор

МБОУ «Никитовская средняя общеобразовательная школа» __________ Дорохина Е.В.
Приказ № _____ от «___»_____________2012 г.



РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

Элективный курс

Химия

«Углубленное изучение отдельных тем общей химии»

10 -11 КЛАСС

Авторы программы

Н.И. Тулина

Методическое пособие

В.Е. Морозов. Химия. 10-11 классы: сборник элективных курсов. Волгоград: Учитель, 2007 г.

Количество часов

34 ч. (10 кл.) + 34 ч. (11 кл.) = 68 ч. (58 + 10 ч. резервное время)

Учитель

Орлова Ольга Дмитриевна

Учебный год:

2012-2013; 2013 - 2014


Пояснительная записка
Рабочая программа элективного курса по выбору «Углубленное изучение отдельных тем общей химии» составлена на основе авторской (Н.И. Тулина. Углубленное изучение отдельных тем общей химии»; опубликована: Химия. 10-11 классы: сборник элективных курсов/авт.-сост. В.Е. Морозов. – Волгоград: Учитель, 2007.)

Большое значение для успешной реализации задач школьного химического образования имеет предоставление учащимся возможности изучения химии на занятиях элективного курса, содержание которого предусматривает расширение и упрочнение знаний, развитие познавательных интересов, целенаправленную предпрофессиональную ориентацию старшеклассников.

Ряд разделов школьной программы по химии должен рассматриваться в рамках профильной школы более углубленно. Это относится, в частности, к основам термохимии, теории кислот и оснований, строению атома и химической связи. Учащиеся не получают представления о том, как определить тип гибридизации атомных орбиталей при образовании ковалентной связи, не умеют использовать принцип смещения химического равновесия, не понимают, как можно применить полученные в курсе физики знания в области основ термодинамики к химическим реакциям. Крайне формальный подход практикуется по отношению к окислительно-восстановительным процессам и вопросам гидролиза. В результате у школьников возникают поверхностные, а порой и неверные представления в области общей химии.

Между тем эти разделы общей химии включены в задания итоговой аттестации за курс основной средней школы. Вот почему необходимо в программу обучения в 10-11 классе включить элективный курс химии, направленный на ликвидацию указанных пробелов в подготовке выпускников, отработку навыков решения задач и поиска ответов на сложные вопросы общей химии.

Старшие школьники, тяготеющие к естественнонаучной специализации, просто обязаны проработать в дополнение к стандартной программе следующие темы: основы термохимии и учение о химическом равновесии, свойства растворов и кислотно-основные равновесия, строение атомов и химическая связь (включая представления о геометрической форме частиц), основные понятия химии комплексных соединений.

Поверхностное изучение химии не облегчает, а затрудняет ее усвоение. В связи с этим, элективный курс, предназначенный для учащихся 10-11 классов, подается на более глубоком уровне и направлен на расширение знаний учеников.

Элективный курс предназначен для учащихся 10-11-ых классов и рассчитан на 68 часов (1 час в неделю). Особенность данного курса заключается в том, что занятия идут параллельно с изучением курса органической химии в 10-ом классе, что позволит учащимся 11-х классов на заключительном этапе обучения в средней общеобразовательной школе углубить и систематизировать знания по общей и неорганической химии.

Элективный курс может быть использован как с целью обобщения знаний по химии, так и с целью подготовки учащихся к Единому Государственному экзамену по химии, начиная уже с 10-ого класса.
Цель элективного курса: систематизировать и обобщить знания учащихся по общей и неорганической химии.
Задачи:

1) продолжить формирование знаний учащихся по общей и неорганической химии;

2) продолжить формирование на конкретном учебном материале умений: сравнивать, анализировать, сопоставлять, вычленять существенное, связно, грамотно и доказательно излагать учебный материал;

3) работая над развитием интеллектуальных, познавательных и творческих способностей, сформировать у учащихся универсальные учебные действия;

4) развить познавательный интерес к изучению химии; помочь учащимся в осознанном выборе профессии.
Структура курса, наследуя традиционные методики, в то же время рассчитана и на такие нетрадиционные методики как самостоятельная работа по поиску информации с литературой совместно с консультацией учителя, а также поиск информации в сети Интернет, лекционные занятия (учащиеся привыкают к лекционной системе, с которой им рано или поздно придётся столкнуться в старших классах и при последующем обучении за пределами школы), проектная деятельность.

Отбор теоретического материала произведён в соответствии с наиболее значимыми разделами фундаментальной химии. Материал структурирован согласно дидактическим принципам.

Резервное время (из 10 общих часов – 4 часа) используется для проведения семинарских занятий по теме с целью обобщения и систематизации знаний, подготовки к контрольной работе.
Инструментарий оценивания обучения: тестовые задания, защита творческих проектов, конференция в форме мультимедийной лекции.
Методы и формы обучения: урок-лекция, консультация, самостоятельная работа с литературой, использование информационно-коммуникативных технологий.
Формы организации учебной деятельности: индивидуальная, групповая, коллективная.
Ожидаемый результат:

  • знание основных законов и понятий химии и их оценивание;

  • умение ориентироваться среди различных химических реакций, составлять необходимые уравнения, объяснять свои действия;

  • успешная самореализация школьников в учебной деятельности; подготовка к ЕГЭ; расширение кругозора.

Учащиеся должны знать:

- основные сведения о свойствах химических элементов; классификацию химических элементов; закономерности изменения свойств химических элементов в периодах и группах периодической системы Д. И. Менделеева; сведения о строении атомов элементов малых и больших периодов; принципы распределения электронов по энергетическим уровням и подуровням; последовательное заполнение электронных оболочек в атомах; распределение электронов по орбиталям; понятие валентность, валентные возможности атомов; виды химической связи, свойства ковалентной связи, степень окисления; влияние типа химической связи на свойства химического соединения; понятие аллотропия; геометрическое строение молекул; виды гибридизации электронных орбиталей; тепловой эффект эндотермических и экзотермических реакций; зависимость скорости реакции от условий её протекания; механизм гомогенного и гетерогенного катализа; условия смещения химического равновесия, классификацию неорганических веществ; механизм электролитической диссоциации в растворах и расплавах электролитов; химические свойство кислот, солей, оснований в свете теории электролитической диссоциации; классификацию окислительно-восстановительных реакций; влияние на характер ОВР концентрации веществ, среды раствора, силы окислителя и восстановителя, температуры; устройство гальванического элемента; устройство аккумулятора; отличия продуктов реакции электролиза водных растворов и расплавов солей и щелочей; строение комплексных солей и их номенклатуры.
Учащиеся должны: 1. Знать/понимать:

1) Важнейшие химические понятия

Понимать смысл важнейших понятий (выделять их характерные признаки): вещество, химический элемент, атом, молекула, относительные атомные и молекулярные массы, ион, изотопы, химическая связь, электроотрицательность, валентность, степень окисления, моль, молярная масса, молярный объем, вещества молекулярного и немолекулярного строения, растворы, электролиты и неэлектролиты, электролитическая диссоциация, гидролиз, окислитель и восстановитель, окисление и восстановление, электролиз, скорость химической реакции, химическое равновесие, тепловой эффект реакции, углеродный скелет, функциональная группа, изомерия и гомология, структурная и пространственная изомерия, основные типы реакций в неорганической и органической химии.

Выявлять взаимосвязи понятий. Использовать важнейшие химические понятия для объяснения отдельных фактов и явлений.
2) Основные законы и теории химии

Применять основные положения химических теорий (строения атома, химической связи, электролитической диссоциации, кислот и оснований, строения органических соединений, химической кинетики) для анализа строения и свойств веществ.

Понимать границы применимости указанных химических теорий.

Понимать смысл периодического закона Д.И. Менделеева и использовать его для качественного анализа и обоснования основных закономерностей строения атомов, свойств химических элементов и их соединений.

3) Важнейшие вещества и материалы

Классифицировать неорганические и органические вещества по всем известным классификационным признакам.

Понимать, что практическое применение веществ обусловлено их составом, строением и свойствами.

Иметь представление о роли и значении данного вещества в практике.

Объяснять общие способы и принципы получения наиболее важных веществ.
2. Уметь:

1) Называть: изученные вещества по тривиальной или международной номенклатуре.

2) Определять/ классифицировать:

  • валентность, степень окисления химических элементов, заряды ионов;

  • вид химических связей в соединениях и тип кристаллической решетки;

  • пространственное строение молекул;

  • характер среды водных растворов веществ;

  • окислитель и восстановитель;

  • принадлежность веществ к различным классам неорганических и органических соединений;

  • гомологи и изомеры;

  • химические реакции в неорганической и органической химии (по всем известным классификационным признакам);

3) Характеризовать:

  • s, p и d-элементы по их положению в Периодической системе Д.И. Менделеева;

  • общие химические свойства простых веществ-металлов и неметаллов;

  • общие химические свойства основных классов неорганических соединений, свойства отдельных представителей этих классов;

  • строение и химические свойства изученных органических соединений.


4) Объяснять:

  • зависимость свойств химических элементов и их соединений от положения элемента в периодической системе Д.И. Менделеева;

  • природу химической связи (ионной, ковалентной, металлической, водородной);

  • зависимость свойств неорганических и органических веществ от их состава и строения;

  • сущность изученных видов химических реакций: электролитической диссоциации, ионного обмена, окислительно-восстановительных (и составлять их уравнения);

Программа курса

10 класс

Тема 1. Строение атомов и химическая связь (16 ч.)

Физический смысл квантовых чисел. Понятие атомной орбитали. Формирование уровней и подуровней в атоме водорода. Многоэлектронные атомы: объяснение их строения с помощью водородоподобной модели.

Заселение атомных орбиталей электронами. Принцип минимума энергии, принцип Паули и правило Хунда. Структура периодической системы химических элементов Д. И. Менделеева. Определение строения атома по их координатам. Магнитные и энергетические свойства атомов. Виды периодичности свойств химических элементов.

Образование ковалентной связи. Свойства ковалентной связи. Метод валентных связей.

Определение типа гибридизации атомных орбиталей центрального атома для частиц (молекул, ионов) с кратными связями. Предсказание геометрической формы частиц с неподеленными парами электронов.

Полярность связи. Дипольный момент связи. И дипольный момент молекулы, их взаимосвязь. Водородная связь.




Тема 2. Основы термохимии. Химическое равновесие (14 ч.)

Основные определения. Макро- и микросостояние, система и внешняя среда, классификация систем, параметры системы, тепловой эффект и энтальпия химических реакций. Закон Гесса и определение теплового эффекта химических реакций.

Второй закон термодинамики и понятие об энтропии. Направление самопроизвольных процессов в изолированных системах. Энергия Гиббса и направление реакций в закрытых системах.

Химическое равновесие. Его признаки. Константа химического равновесия. Вывод зависимости константы равновесия суммарной реакции от констант равновесия последовательных процессов. Сдвиг химического равновесия под действием внешних факторов (принцип Ле Шателье-Брауна).

Окислительно-восстановительные реакции. Составление уравнений ОВР и подбор коэффициентов методом электронно-ионных полуреакций. Окислительно-восстановительные функции веществ и направление ОВР. Понятие о стандартном потенциале.


11 класс

Тема 3. Общие свойства растворов. Протонная теория кислот и оснований (18 ч.)

Дисперсные системы. Способы выражения концентрации раствора. Зависимость растворимости от температуры. Энергетика образования растворов.

Сильные и слабые электролиты. Степень диссоциации и константа диссоциации. Закон разбавления Оствальда.

Протонная теория кислот и оснований. Основные определения. Протонные растворители и их автопротолиз. Ионное произведение воды. Водородный показатель и шкала рН.

Применение протонной теории к распространенным водным растворам. Слабые кислоты, слабые основания, амфолиты. Константы кислотности и основности. Определение рН.

Гидролиз. Необратимый гидролиз бинарных соединений. Обратимый гидролиз солей. Степень протолиза и кислотность среды. Смещение равновесия протолиза.

Гетерогенные равновесия в насыщенных растворах малорастворимых сильных электролитов. Произведение растворимости. Условия выпадения и растворения осадков. Сдвиг гетерогенных равновесий в насыщенных растворах малорастворимых электролитов.




Тема 4. Комплексные соединения (10 ч.)

Основные понятия координационной теории. Типы и номенклатура комплексных соединений.

Поведение комплексных соединений в растворах. Диссоциация на внешнесферные ионы и ион координационной сферы. Константы устойчивости (образования) и нестойкости. Получени и разрушение комплексных соединений.

Решение нестандартных задач.




Резерв (10 ч.): 4 часа – 10 класс; 6 часов – 11 класс.



Календарно – тематическое планирование 10 класс, 34 часа


п/п

Дата

Название тем



Часы

Виды деятельности


Тема 1. Строение атомов и химическая связь (16 ч. + 2 часа из резервного времени)


1




Физический смысл квантовых чисел. Понятие атомной орбитали.

Формирование уровней и подуровней в атоме водорода.

1

Лекция



2




Многоэлектронные атомы: объяснение их строения с помощью водородоподобной модели

2

Семинар

3




Заселение атомных орбиталей электронами. Принцип минимума энергии, принцип Паули и правило Хунда.

2

Лекция


4




Структура периодической системы химических элементов Д. И. Менделеева. Определение строения атома по их координатам.

2

Лекция


5




Магнитные и энергетические свойства атомов. Виды периодичности свойств химических элементов.

2

Семинар

6




Образование ковалентной связи. Свойства ковалентной связи. Метод валентных связей.

2




7




Определение типа гибридизации атомных орбиталей центрального атома для частиц (молекул, ионов) с кратными связями. Предсказание геометрической формы частиц с неподеленными парами электронов.


2


Семинар

8




Полярность связи. Дипольный момент связи. И дипольный момент молекулы, их взаимосвязь. Водородная связь.

2

Практическая

работа

9




Семинарское занятие по теме «Строение атомов и химическая связь»

2

Семинар

10




Итоговый контроль.

1

Контрольная работа

Тема 2. Основы термохимии. Химическое равновесие (14 ч. + 2 часа из резервного времени)

11




Основные определения. Макро- и микросостояние, система и внешняя среда, классификация систем, параметры системы, тепловой эффект и энтальпия химических реакций.


1

Лекция


12




Закон Гесса и определение теплового эффекта химических реакций.

2

Решение задач

13




Второй закон термодинамики и понятие об энтропии. Направление самопроизвольных процессов в изолированных системах. Энергия Гиббса и направление реакций в закрытых системах.

2

Лекция

Решение задач







Химическое равновесие. Его признаки. Константа химического равновесия. Сдвиг химического равновесия под действием внешних факторов (принцип Ле Шателье-Брауна).

1

Лекция







Вывод зависимости константы равновесия суммарной реакции от констант равновесия последовательных процессов.

2

Решение задач







Сдвиг химического равновесия под действием внешних факторов (принцип Ле Шателье-Брауна).

2


Решение задач







Окислительно-восстановительные реакции. Составление уравнений ОВР и подбор коэффициентов методом электронно-ионных полуреакций. Окислительно-восстановительные функции веществ и направление ОВР. Понятие о стандартном потенциале.


3


Решение задач







Семинарское занятие по теме «Основы термохимии. Химическое равновесие»

2










Итоговый контроль.


1

Письменная контрольная работа







Итого

34 ч.






Календарно – тематическое планирование 11 класс, 34 часа

п/п

Дата

Название тем



Часы

Виды деятельности

Тема 3. Общие свойства растворов. Протонная теория кислот и оснований (18 ч. + 3 ч. из резервного времени)

1

Дисперсные системы. Способы выражения концентрации раствора. Зависимость растворимости от температуры. Энергетика образования растворов.

2

Лекция

Решение задач

2

Сильные и слабые электролиты. Степень диссоциации и константа диссоциации. Закон разбавления Оствальда.

3


Решение задач

3

Протонная теория кислот и оснований. Основные определения. Протонные растворители и их автопротолиз. Ионное произведение воды. Водородный показатель и шкала рН.

3

Решение задач

4

Применение протонной теории к распространенным водным растворам. Слабые кислоты, слабые основания, амфолиты. Константы кислотности и основности. Определение рН.

3

Решение задач

5

Гидролиз. Необратимый гидролиз бинарных соединений. Обратимый гидролиз солей. Степень протолиза и кислотность среды. Смещение равновесия протолиза.

3

Решение задач

6

Гетерогенные равновесия в насыщенных растворах малорастворимых сильных электролитов. Произведение растворимости. Условия выпадения и растворения осадков. Сдвиг гетерогенных равновесий в насыщенных растворах малорастворимых электролитов.

3

Решение задач

7-9

Семинарское занятие по теме «Общие свойства растворов. Протонная теория кислот и оснований»

3

Тренинг

10

Итоговый контроль.

1

К.р.

Тема 4. Комплексные соединения (10 ч. + 3 ч. из резервного времени)

11

Основные понятия координационной теории. Типы и номенклатура комплексных соединений.

2

П. р.

12

Поведение комплексных соединений в растворах. Диссоциация на внешнесферные ионы и ион координационной сферы. Константы устойчивости (образования) и нестойкости. Получени и разрушение комплексных соединений.

3

Решение задач

13

Решение нестандартных задач.

4

Семинар

14-16

Семинарское занятие по теме «Комплексные соединения»

3

Семинар

17

Итоговый контроль.

1

Тестирование

Итого

34 ч.


Литература для учителя


  1. Аликберова, Л.Ю. и др. Электронное пособие «Протолитические равновесия». – Депозитарий электронных изданий ФГУП НТЦ «Информрегистр». Рег. свид. №1200-2, номер гос. учета 0320100391 (28.11.2001).

  2. Аликберова, Л.Ю. и др. Электронное пособие «Комплексные соединения». – Депозитарий электронных изданий ФГУП НТЦ «Информрегистр». Рег. свид. №1499-1, номер гос. учета 0320200384 (12.03.2002).



Литература для учащихся

  1. Лидин, Р. А., Молочко, В. А., Андреева, Л. Л. Химия. Для школьников старших классов и поступающих в вузы: теоретические основы. Вопросы. Задачи. Тесты. Учеб. пособие. – М.: Дрофа,,2001. – 576 с.: ил.

  2. Лидин, Р. А., Якимова, Е. Е., Вотинова, Н. А. Химия, 8 – 9 кл.: Учеб.пособие / под ред проф. Р. А. Лидина. – М.: Дрофа, 2000. – 192 с. (Дидактич. материалы.)

  3. Лидин, Р. А., Якимова, Е. Е., Вотинова, Н. А. Химия, 10 – 11 кл.: Учеб.пособие / под ред проф. Р. А. Лидина. – М.: Дрофа, 2000. – 160 с. (Дидактич. материалы.)

  4. Лидин, Р. А., Андреева, Л. Л., Молочко, В. А. Справочник по неорганической химии. Константы неорганических веществ. – М.: Химия, 1987. – 320 с.: ил.

  5. Лидин, Р. А. Аликберова, Л. Ю. Химия: Справочник для старшеклассников и поступающих в вузы. – М.: АСТ-ПРЕСС ШКОЛА, 2002. – 512 с.