Главная страница

Протокол № от 2013 г. Председатель мо согласовано: 2013 г



НазваниеПротокол № от 2013 г. Председатель мо согласовано: 2013 г
страница1/3
Дата13.04.2016
Размер0.53 Mb.
ТипПротокол
  1   2   3

Государственное бюджетное общеобразовательное учреждение

Средняя общеобразовательная школа № 152

Красногвардейского района Санкт-Петербурга

ПРИНЯТО

На заседании методического объединения учителей

Протокол № _____ от «____» _________2013 г.

Председатель МО

___________

СОГЛАСОВАНО:

«____»__________2013 г.

Зам.директора по УВР

__________С.Н.Березко

УТВЕРЖДАЮ:

Приказ № ______

от «___»_________2013 г.

Директор школы № 152

__________ Р.Ю.Клименко


Рабочая программа

по физике для 9 класса

на 2013-2014 учебный год

Разработана на основе Примерной программы основного общего образования: «Физика» 7-9 классы (базовый уровень) и авторской программы Е.М.Гутника, А.В.Перышкина «Физика» 7-9 классы, 2004

Составитель: А.И.Соболева

учитель физики

Санкт-Петербург

2013 г.

Пояснительная записка
Рабочая программа по физике для 9 класса составлена на основе «Примерной программы основного общего образования по физике. 7-9 классы.» под редакцией В. А. Орлова, О. Ф. Кабардина, В. А. Коровина и др.i, авторской программы «Физика. 7-9 классы» под редакцией Е. М. Гутник, А. В. Перышкина1, федерального компонента государственного стандарта основного общего образования по физике 2004 г.2

При реализации рабочей программы используется УМК Перышкина А. В, Гутник Е. М., входящий в Федеральный перечень учебников, утвержденный Министерством образования и науки РФ.

Данная рабочая программа включает разделы: пояснительная записка, результаты изучения курса, место курса в учебном плане, содержание курса тематическое планирование, поурочное планирование, контрольные работы, лабораторные и практические работы, перечень учебно-методического обеспечения.
Общая характеристика курса:

В 9 классе перед учениками надо ставить новые, более сложные задачи. Важнейшая из задач – умение строить и исследовать математические модели, поскольку школьники уже знакомы с векторами и действиями над ними, со свойствами линейной и квадратичной функций.

Цели обучения курса:

Цель обучения физике - построение логически последовательного курса изучения физики, создающего целостное непротиворечивое представление об окружающем мире на основе современных научных знаний.

На основании требований Государственного образовательного стандарта в содержании рабочей программы предполагается реализовать актуальные в настоящее время компетентностный, личностно-ориентированный, деятельностный подходы которые определяют задачи обучения:

  • Приобретение знаний о строении вещества и основных механических явлениях, физических величинах, характеризующих эти явления, основных законах, их применении в технике и повседневной жизни, методах научного познания природы;

  • Овладение способами деятельности по применению полученных знаний для объяснения физических явлений и процессов, принципов действия технических устройств; решения задач, а также по применению естественнонаучных методов познания, в том числе в экспериментальной деятельности;

  • Освоение ключевых, общепредметных и предметных компетенций: коммуникативной, рефлексивной, личностного саморазвития, ценностно-ориентационной, смыслопоисковой.

Компетентностный подход определяет следующие особенности предъявления содержания образования: оно представлено в виде трех тематических блоков, обеспечивающих формирование компетенций. В первом блоке представлены дидактические единицы, которыесодержат основную теоретическую базу физической науки. Во втором — дидактические единицы, обеспечивающие совершенствованиенавыков практической и исследовательской деятельности, решения задач. Это содержание обучения является базой для развития учебно-познавательной, рефлексивной компетенции, компетенции личностного саморазвития учащихся. В третьем блоке представлены дидактические единицы, отражающие свободное использование полученных знаний в социальных ситуациях и обеспечивающие развитие коммуникативной, рефлексивной, ценностно-ориентационной и смыслопоисковой компетенции.

Таким образом, рабочая программа обеспечивает взаимосвязанное развитие и совершенствование ключевых, общепредметных и предметных компетенций.

Принципы отбора содержания связаны с преемственностью целей образования на различных ступенях и уровнях обучения, логикой внутрипредметных связей, а также с возрастными особенностями развития учащихся.

Личностная ориентация образовательного процесса выявляет приоритет воспитательных и развивающих целей обучения. Способность учащихся понимать причины и логику развития физических процессов открывает возможность для осмысленного восприятия общей физической картины мира. Система учебных занятий призвана способствовать развитию личностной самоидентификации, гуманитарной культуры школьников, их приобщению к ценностям национальной и мировой науки и культуры, усилению мотивации к социальному познанию и творчеству, воспитанию личностно и общественно востребованных качеств, в том числе гражданственности, толерантности.

Деятельностный подход отражает стратегию современной образовательной политики: необходимость воспитания человека игражданина, интегрированного в современное ему общество, нацеленного на совершенствование этого общества. Система уроков сориентирована не столько на передачу «готовых знаний», сколько на формирование активной личности, мотивированной к самообразованию, обладающей достаточными навыками и психологическими установками к самостоятельному поиску, отбору, анализу и использованию информации.

Основные виды деятельности учащихся:

При изучении материала по физике для использования на учебных занятиях, во внеурочное время, при выполнении домашних заданий могут быть рекомендованы следующие виды учебно-познавательной деятельности учащихся:

I - виды деятельности со словесной (знаковой) основой:

  1. Слушание объяснений учителя.

  2. Слушание и анализ выступлений своих товарищей.

  3. Самостоятельная работа с учебником.

  4. Работа с научно-популярной литературой;

  5. Отбор и сравнение материала по нескольким источникам.

  6. Написание рефератов и докладов.

  7. Вывод и доказательство формул.

  8. Анализ формул.

  9. Решение текстовых количественных и качественных задач.

  10. Выполнение заданий по разграничению понятий.

  11. Систематизация учебного материала.

II - виды деятельности на основе восприятия элементов действительности:

  1. Наблюдение за демонстрациями учителя.

  2. Просмотр учебных фильмов.

  3. Анализ графиков, таблиц, схем.

  4. Объяснение наблюдаемых явлений.

  5. Изучение устройства приборов по моделям и чертежам.

  6. Анализ проблемных ситуаций.

III - виды деятельности с практической (опытной) основой:

  1. Работа с кинематическими схемами.

  2. Решение экспериментальных задач.

  3. Работа с раздаточным материалом.

  4. Сбор и классификация коллекционного материала.

  5. Измерение величин.

  6. Постановка опытов для демонстрации классу.

  7. Постановка фронтальных опытов.

  8. Выполнение фронтальных лабораторных работ.

  9. Выполнение работ практикума.

  10. Сборка приборов из готовых деталей и конструкций.

  11. Выявление и устранение неисправностей в приборах.

  12. Выполнение заданий по усовершенствованию приборов.

  13. Разработка новых вариантов опыта.

  14. Построение гипотезы на основе анализа имеющихся данных.

  15. Разработка и проверка методики экспериментальной работы.

  16. Проведение исследовательского эксперимента.

  17. Моделирование и конструирование.

Краткая характеристика контингента учащихся:

В двух 9-х классах обучается 37 человек (9а – 24 учащихся, 8б – 13 учащихся).

Около 25% из них обладают хорошо сформированными знаниями, умениями и навыками. Они хорошо воспринимают учебный материал, обладают сформированными навыками самостоятельной работы, могут свободно работать и выполнять задания на повышенном и высоком уровне сложности. 40% учащихся из классов имеют очень слабые знания и умения. Они с трудом воспринимают учебный материал, плохо работают самостоятельно. Остальные учащиеся, примерно 35% имеют сформированные ЗУН на базовом уровне. Они воспринимают учебный материал и выполняют задания на базовом уровне сложности, могут работать самостоятельно, но только под руководством учителя.

Следует отметить, что почти все учащиеся работоспособны, на уроках активны, работают с интересом и желанием. Могут провести рефлексию. На уроках применимы любые методы контроля: устные (опрос, устная контрольная работа), письменные: самостоятельные работы, тесты разных видов, зачетные и контрольные работы, физические диктанты, лабораторные работы. Однако все работы следует дифференцировать. Задания должны быть разного уровня сложности, Применимы различные формы контроля: фронтальный, групповой, индивидуальный, самоконтроль, комбинированный.

В РЕЗУЛЬТАТЕ ИЗУЧЕНИЯ КУРСА
В результате изучения курса физики 9 класса ученик должен:

знать/понимать

  • смысл понятий: электрическое поле, магнитное поле, волна, атом, атомное ядро, ионизирующие излучения;

  • смысл физических величин: путь, скорость, ускорение, сила, импульс;

  • смысл физических законов: Ньютона, всемирного тяготения, сохранения импульса и механической энергии;

уметь

  • описывать и объяснять физические явления: равномерное прямолинейное движение, равноускоренное прямолинейное движение, электромагнитную индукцию, преломление и дисперсию света;

  • использовать физические приборы и измерительные инструменты для измерения физических величин: естественного радиационного фона;

  • представлять результаты измерений с помощью таблиц, графиков и выявлять на этой основе эмпирические зависимости: периода колебаний нитяного маятника от длины нити, периода колебаний пружинного маятника от массы груза и от жесткости пружины;

  • выражать результаты измерений и расчетов в единицах Международной системы;

  • приводить примеры практического использования физических знаний о механических, электромагнитных явлениях;

  • решать задачи на применение изученных физических законов;

  • осуществлять самостоятельный поиск информации естественнонаучного содержания с использованием различных источников (учебных текстов, справочных и научно-популярных изданий, компьютерных баз данных, ресурсов Интернета), ее обработку и представление в разных формах (словесно, с помощью графиков, математических символов, рисунков и структурных схем);

Содержание программы учебного предмета.

Законы взаимодействия и движения тел

Материальная точка. Система отсчета. Перемещение. Скорость прямолинейного равномерного движения. Прямолинейное равноускоренное движение. Мгновенная скорость. Ускорение. Графики зависимости скорости и перемещения от времени при прямолинейном равномерном и равноускоренном движениях. Относительность механического движения. Геоцентрическая и гелиоцентрическая системы мира. Инерциальная система отсчета. Первый, второй и третий законы Ньютона. Свободное падение. Невесомость. Закон всемирного тяготения. Искусственные спутники Земли. Импульс. Закон сохранения импульса. Реактивное движение.

Демонстрации.

Относительность движения. Равноускоренное движение. Свободное падение тел в трубке Ньютона. Направление скорости при равномерном движении по окружности. Второй закон Ньютона. Третий закон Ньютона. Невесомость. Закон сохранения импульса. Реактивное движение..

Лабораторные работы и опыты.

Исследование равноускоренного движения без начальной скорости. Измерение ускорения свободного падения.

Механические колебания и волны. Звук.

Колебательное движение. Пружинный, нитяной, математический маятники. Свободные и вынужденные колебания. Затухающие колебания. Колебательная система. Амплитуда, период, частота колебаний. Превращение энергии при колебательном движении. Резонанс.

Распространение колебаний в упругих средах. Продольные и поперечные волны. Длина волны. Скорость волны. Звуковые волны. Скорость звука. Высота, тембр и громкость звука. Эхо.

Демонстрации.

Механические колебания. Механические волны. Звуковые колебания. Условия распространения звука.

Лабораторная работа. Исследование зависимости периода колебаний пружинного маятника от массы груза и жесткости пружины. Исследование зависимости периода и частоты свободных колебаний нитяного маятника от длины нити.

Электромагнитное поле

Магнитное поле. Однородное и неоднородное магнитное поле. направление тока и направление линий его магнитного поля. Правило буравчика. Обнаружение магнитного поля. Правило левой руки. Индукция магнитного поля. Магнитный поток. Опыты Фарадея. Электромагнитная индукция. Направление индукционного тока. Правило Ленца. Явление самоиндукции. Переменный ток. Генератор переменного тока. Преобразования энергии в электрогенераторах. Трансформатор. Передача электрической энергии на расстояние.

Электромагнитное поле. Электромагнитные волны. Скорость электромагнитных волн. Влияние электромагнитных излучений на живые организмы.. Получение электромагнитных колебаний. Принципы радиосвязи и телевидения. Электромагнитная природа света.

Демонстрации.

Электромагнитные колебания. Свойства электромагнитных волн.

Лабораторные работы.

Изучение явления электромагнитной индукции..

Строение атома и атомного ядра.

Радиоактивность как свидетельство сложного строения атомов. Альфа-, бета-, гамма-излучения. Опыты Резерфорда. Ядерная модель атома. Радиоактивные превращения атомных ядер. Сохранение зарядового и массового чисел при ядерных реакциях. Методы наблюдения и регистрации частиц в ядерной физике.

Протонно-нейтронная модель ядра. Физический смысл зарядового и массового чисел. Изотопы. Правила смещения. Энергия связи частиц в ядре. Деление ядер урана. Цепная реакция. Ядерная энергетика. Экологические проблемы использования АЭС. Дозиметрия. Период полураспада. Закон радиоактивного распада. Влияние радиоактивных излучений на живые организмы. Термоядерная реакция. Источники энергии Солнца и звезд.

Демонстрации.

Модель опыта Резерфорда. Наблюдение треков в камере Вильсона. Устройство и действие счетчика ионизирующих частиц.

Лабораторные работы.

Изучение деления ядра атома урана по фотографии треков. Изучение треков заряженных частиц по готовым фотографиям.

Итоговое повторение.
МЕСТО КУРСА В УЧЕБНОМ ПЛАНЕ
Согласно базисному учебному плану на изучение физики в объеме обязательного минимума содержания основных образовательных программ отводится 2 ч в неделю (68 часов за год).
ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ


№ п/п

Тема

Кол-во часов




Законы движения и взаимодействия тел 28 часов Основы кинематики 11 часов. Основы динамики 17




1

Вводный инструктаж по ТБ в кабинете физики. Материальная точка. Система отсчета

1

2

Перемещение

1

3

Определение координаты движущегося тела.

1

4

Перемещение при прямолинейном равномерном движении

1

5

Прямолинейное равноускоренное движение. Ускорение.

1

6

Скорость прямолинейного равноускоренного движения. График скорости

1

7

Перемещение при прямолинейном равноускоренном движении

1

8

Перемещение тела при прямолинейном равноускоренном движении без начальной скорости

1

9

Решение задач по кинематике

1

10

Лабораторная работа №1 «Исследование равноускоренного движения без начальной скорости»

1

11

Контрольная работа №1 по теме «Основы кинематики»

1

12

Анализ контрольной работы. Относительность движения.

1

13

Инерциальные системы отсчета. Первый закон Ньютона.

1

14

Второй закон Ньютона

1

15

Третий закон Ньютона

1

16

Свободное падение тел

1

17

Движение тела, брошенного вертикально вверх. Невесомость.

1

18

Лабораторная работа №2 «Исследование свободного падения»

1

19

Закон всемирного тяготения

1

20

Ускорение свободного падения на Земле и других небесных тел

1

21


Прямолинейное и криволинейное движение. Движение тела по окружности с постоянной по модулю скоростью.

1

22

Решение задач на движение по окружности

1

23


Искусственные спутники Земли.

Самостоятельная работа

1

24

Импульс тела. Закон сохранения импульса

1

25

Реактивное движение. Ракеты

1

26

Решение задач по теме «Основы динамики»

1

27

Контрольная работа №2 по теме «Основы динамики и закон сохранения импульса»

1

28

Анализ контрольной работы

1




Механические колебания и волны. Звук. 10 часов




29

Колебательное движение. Колебательные системы.

1

30

Величины, характеризующие колебательное движение

1

31

Математический маятник. Инструктаж по ТБ. Лабораторная работа № 3. Исследование зависимости периода и частоты свободных колебаний нитяного. маятника от длины нити

1

32

Превращения энергии при колебательном движении. Затухающие и вынужденные колебания

1

33

Механические волны. Продольные и поперечные волны

1

34

Длина и скорость распространения волны

1

35

Источники звука. Звуковые колебания. Решение задач по теме «Механические волны»

1

36

Распространение звука. Скорость звука. Отражение звука.

1

37

Решение задач по теме «Механические колебания и звук»

1

38

Контрольная работа №3 по теме «Механические колебания и звук»

1




Электромагнитное поле. 13 часов




39

Магнитное поле. Однородное и неоднородное магнитное поле

1

40

Направление тока и направление линий его магнитного поля.

1

41

Обнаружение магнитного поля по его действию на электрический ток.

1

42

Индукция магнитного поля.

1

43

Магнитный поток.

1

44

Явление электромагнитной индукции. Правило Ленца.

1

45

Инструктаж по ТБ. Лабораторная работа №4 «Изучение явления электромагнитной индукции»

1

46

Получение и передача переменного электрического тока. Трансформатор

1

47

Электромагнитное поле. Электромагнитные волны.

1

48

Электромагнитная природа света.

1

49

Решение задач по теме «Электромагнитные явления»

1

50

Контрольная работа №6 по теме «Электромагнитное поле»

1

51

Анализ контрольной работы

1




Строение атома и атомного ядра.

Использование энергии атомных ядер. 12 часов




52

Радиоактивность как свидетельство сложного строения атомов

1

53

Модели атомов. Опыт Резерфорда.

1

54

Радиоактивные превращения атомных ядер.

1

55

Экспериментальные методы исследования частиц.

1

56

Открытие протона и нейтрона. Состав атомного ядра.

1

57

Ядерные силы. Энергия связи. Дефект масс.

1

58

Деление ядер урана. Цепная реакция. Лабораторная работа №5 «Изучение деления ядра урана по фотографии треков»

1

59

Ядерный реактор. Атомная энергетика

1

60

Лабораторная работа №6 «Изучение треков заряженных частиц по готовым фотографиям»

1

61

Биологическое действие радиации. Закон радиоактивного распада.

1

62

Термоядерная реакция. Решение задач по теме «Ядерная физика».

1

63

Контрольная работа № 5 по теме «Строение атома и атомного ядра»

1

64

Анализ контрольной работы

1

65

Повторение материала по теме «Основы кинематики и динамики»


1

66

Повторение материала по теме «Механические колебания и волны»


1

67

Повторение материала по теме «Электромагнитные явления»


1

68

Итоговая контрольная работа

1
  1   2   3