|
Протокол № от 2013 г. «Согласовано»
Муниципальное общеобразовательное учреждение – Средняя общеобразовательная школа №13 г. Нерюнгри РС (Я)
«Рассмотрено»
Руководитель МО гуманитарного цикла
____________ (Ф.И.О ) Протокол № ___ от
«____»_________2013 г.
| «Согласовано»
Заместитель директора школы по УВР СОШ №13 г. Нерюнгри
_____________ Сакал О.Б. «____»____________2013 г.
| «Утверждаю»
Директор СОШ №13 г. Нерюнгри РС(Я)
________ Е.И. Прушенова
| РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
ПО ЛИТЕРАТУРЕ ДЛЯ 7Г КЛАССА (базовый уровень)
НА 2013/2014 УЧЕБНЫЙ ГОД
(Программа по литературе под редакцией Г.И.Беленького. Литература. Начальный курс. 7кл.: Учебник-хрестоматия для общеобразоват.учреждений. В двух частях-М.: Мнемозина, 20013.- 288с. Допущено Министерством образования и науки РФ)
Разработчик программы
учитель русского языка и литературы
Бондарь Ольга Евгеньевна
педстаж 18 лет,
вторая квалификационная категория
2013 г
Пояснительная записка Настоящая рабочая программа разработана на основе Программы по литературе и соответствует Федеральному компоненту государственного стандарта основного общего образования (2004г.) Программа применительна к учебной программе по литературе для 5-11 классов общеобразовательных учреждений под редакцией Г.И.Беленького. (Программы общеобразовательных учреждений. Литература. 5-11 кл. Автор: Г.И.Беленький; – М: Просвещение, 2005. ).
Компетентностный подход к созданию тематического планирования обеспечивает взаимосвязанное развитие и совершенствование ключевых, общепредметных и предметных компетенций.
Принципы отбора содержания связаны с преемственностью целей образования на различных ступенях и уровнях обучения, логикой внутрипредметных связей, а также с возрастными особенностями развития учащихся.
Личностная ориентация образовательного процесса выявляет приоритет воспитательных и развивающих целей обучения. Способность учащихся понимать причины и логику развития литературных процессов открывает возможность для осмысленного восприятия всего разнообразия мировоззренческих, социокультурных систем, существующих в современном мире. Система учебных занятий призвана способствовать развитию личностной самоидентификации, гуманитарной культуры школьников, их приобщению к ценностям национальной и мировой культуры, усилению мотивации к социальному познанию и творчеству, воспитанию личностно и общественно востребованных качеств, в том числе гражданственности, толерантности.
Деятельностный подход отражает стратегию современной образовательной политики: необходимость воспитания человека и гражданина, интегрированного в современное ему общество, нацеленного на совершенствование этого общества. Система уроков сориентирована не столько на передачу «готовых знаний», сколько на формирование активной личности, мотивированной к самообразованию, обладающей достаточными навыками и психологическими установками к самостоятельному поиску, отбору, анализу и использованию информации. Это поможет выпускнику адаптироваться в мире, где объем информации растет в геометрической прогрессии, где социальная и профессиональная успешность напрямую зависят от позитивного отношения к новациям, самостоятельности мышления и инициативности, от готовности проявлять творческий подход к делу, искать нестандартные способы решения проблем, от готовности к конструктивному взаимодействию с людьми.
Основой целеполагания является обновление требований к уровню подготовки выпускников в системе гуманитарного образования, отражающее важнейшую особенность педагогической концепции государственного стандарта – переход от суммы «предметных результатов» (то есть образовательных результатов, достигаемых в рамках отдельных учебных предметов) к межпредметным и интегративным результатам. Такие результаты представляют собой обобщенные способы деятельности, которые отражают специфику не отдельных предметов, а ступеней общего образования. В государственном стандарте они зафиксированы как общие учебные умения, навыки и способы человеческой деятельности, что предполагает повышенное внимание к развитию межпредметных связей курса литературы.
Дидактическая модель обучения и педагогические средства отражают модернизацию основ учебного процесса, их переориентацию на достижение конкретных результатов в виде сформированных умений и навыков учащихся, обобщенных способов деятельности. Формирование целостных представлений о литературе будет осуществляться в ходе творческой деятельности учащихся на основе личностного осмысления литературных фактов и явлений. Особое внимание уделяется познавательной активности учащихся, их мотивированности к самостоятельной учебной работе. Это предполагает все более широкое использование нетрадиционных форм уроков, в том числе методики деловых и ролевых игр, проблемных дискуссий, межпредметных интегрированных уроков и т. д.
Стандарт ориентирован на воспитание школьника – гражданина и патриота России, развитие духовно-нравственного мира школьника, его национального самосознания. Эти положения нашли отражение в содержании уроков. В процессе обучения должно быть сформировано умение формулировать свои мировоззренческие взгляды и на этой основе – воспитание гражданственности и патриотизма. Цель изучения литературы:
овладение умениями самостоятельного чтения и анализа художественных произведений; выявление в произведениях конкретно-исторического и общечеловеческого содержания; грамотного использования русского литературного языка при создании собственных устных и письменных высказываний; развитие устной и письменной речи обучающихся.
Задачи обучения:
приобретение знаний по чтению и анализу художественных произведений с привлечением базовых литературоведческих понятий и необходимых сведений по истории литературы;
овладение способами правильного, беглого и выразительного чтения вслух художественных и учебных текстов, в том числе и чтению наизусть;
устного пересказа – небольшого отрывка, главы, повести, рассказа; свободному владению монологической и диалогической речью в объеме изучаемых произведений;
научиться развернутому ответу на вопрос, рассказу о литературном герое, характеристике героя;
отзыву на самостоятельно прочитанное произведение; способами свободного владения письменной речью;
освоение лингвистической, культурологической, коммуникативной компетенций.
В процессе изучения литературы совершенствуются и развиваются следующие общеучебные умения, универсальные способы деятельности и ключевые компетенции:
коммуникативные (владение всеми видами речевой деятельности и основой культуру устной и письменной речи);
информационные (умение осуществлять библиографический поиск, и извлекать информацию, умение работать с текстом);
организационные (умение формулировать цель деятельности, планировать и осуществлять её);
поиск и выделение значимых функциональных связей и отношений между частями целого, выделение характерных причинно-следственных связей;
сравнение, сопоставление, классификация;
самостоятельное выполнение различных творческих работ;
способность устно и письменно передавать содержание текста в сжатом или развернутом виде;
осознанное беглое чтение, проведение информационно-смыслового анализа текста, использование различных видов чтения (ознакомительное, просмотровое, поисковое и др.);
владение монологической и диалогической речью, умение перефразировать мысль, выбор и использование выразительных средств языка и знаковых систем (текст, таблица, схема, аудиовизуальный ряд и др.) в соответствии с коммуникативной задачей;
составление плана, тезисов, конспекта;
подбор аргументов, формулирование выводов, отражение в устной или письменной форме результатов своей деятельности;
использование для решения познавательных и коммуникативных задач различных источников информации, включая энциклопедии, словари, Интернет-ресурсы и другие базы данных;
самостоятельная организация учебной деятельности, владение навыками контроля и оценки своей деятельности, осознанное определение сферы своих интересов и возможностей.
Осваивая художественные произведения, указанные в программе, обучающиеся 7-го класса (базовый уровень) должны знать и уметь применять на практике:
основные историко-культурные сведения, теоретико-литературные понятия, необходимые для адекватного понимания текста художественного произведения;
образную природу словесного искусства;
биографические сведения о писателях; содержание изученных литературных произведений; понятия, характеризующие жанровые особенности произведения.
понятия, связанные со структурой и языком художественного произведения: тема, идея, композиция, взаимосвязь героев и событий; средства изображения героев: портрет, речь, авторская характеристика; роль пейзажа и интерьера; изобразительно-выразительные средства языка, особенности стихотворной речи).
В области читательской и литературно-творческой деятельности учащиеся должны уметь:
формулировать и аргументировано отстаивать личностную позицию, связанную с нравственной проблематикой произведения;
объяснять роль важнейших эпизодов (сцен) и изученного произведения в развитии его темы, идейно-нравственного содержания, в изображении героев; определять род или жанр произведения;
характеризовать и оценивать главных героев произведений, сопоставлять героев одного или нескольких произведений; составлять план, формулировать тему, идею, понимание авторского отношения к изображаемому;
писать пересказы подробные, выборочные, с изменением лица рассказчика;
писать сочинение на доступную литературную тему, в том числе характеристики;
ориентироваться в историко-литературном пространстве изучаемых произведений (соотносить эпоху, автора, литературное направление);
выразительно читать (в том числе и наизусть) фрагменты текста; владеть различными видами пересказа (выборочный, сжатый, подробный); владеть навыками анализа художественного текста;
владеть компетенциями: учебно-познавательной, информационной, коммуникативной, культуроведческой, рефлексивной;
решать жизненно-практические задачи: применять полученные знания и умения в собственной речевой практике.
Содержание учебной программы в 7 классе
Введение (2)
I «Минувшее проходит предо мною…»
М.Ю. Лермонтов «Песня про царя Ивана Васильевича…» (4)
А.К.Толстой «Василий Шибанов» (1)
Н.В. Гоголь «Тарас Бульба» (7+1)
Внеклассное чтение повести Н.В.Гоголя (1)
А.С. Пушкин «Полтава» (4+1)
Внеклассное чтение А.С.Пушкин «Барышня-крестьянка» (1)
Н.С. Лесков «Человек на часах» (2)
Внеклассное чтение, Н.С.Лесков, рассказы (1)
II. «Художник – голос своей эпохи»
И.С. Тургенев «Бирюк», «Стихотворения в прозе» (3+1)
Внеклассное чтение И.С.Тургенев, стихотворения в прозе (1)
Н.А. Некрасов «Железная дорога», «Орина, мать солдатская» (3)
М.Е. Салтыков-Щедрин «Повесть о том, как один мужик двух генералов накормил», «Дикий помещик» (3)
А.П. Чехов «Хамелеон», «На мельнице» (2+1)
III. Запечатленные мгновения
Лирика русских поэтов XIX века (2)
IV. Человек и движение времени
Л.Н. Толстой «Детство», «Отрочество» (3+1)
Ф.М. Достоевский «Мальчики» (3+1)
М. Горький «Детство» (4+1)
V. Содружество искусств
К.Г. Паустовский «Корзина с еловыми шишками», «Исаак Левитан» (2)
Лирика русских поэтов XIX века (1)
VI. Перекличка эпох.
Ж.Б.Мольер. Комедия «Мещанин во дворянстве» (2)
И.А. Крылов «Урок дочкам» (2)
VII. Фантастика. Тема будущего
Антуан де Сент Экзюпери «Маленький принц» (2)
Р.Брэдбери «Каникулы», «Земляничное окошко» (2)
А.Беляев «Человек-амфибия» (2) Программа рассчитана на 70 часов (2 часа в неделю), в том числе 10 часов развития речи. В авторскую программу внесены некоторые изменения, которые не превышают 15% допустимого.
№
| № урока
| Тема урока
| 41
| 41
| Анализ понравившегося стихотворения
| 66-67
| 66-67
| А.Беляев «Человек-амфибия»
|
Формы и средства контроля
Формы обучения:
• Коллективные,
• Групповые,
• Дифференцированно- групповые,
• Индивидуальные.
Результаты обучения
Результаты изучения курса «Литература» приведены в разделе «Требования к уровню подготовки учащихся», который полностью соответствует стандарту.
Средства контроля:
- промежуточный: пересказ (подробный, сжатый, выборочный, с изменением лица), выразительное чтение, развернутый ответ на вопрос, анализ эпизода, заучивание наизусть, составление простого или сложного плана по произведению, в том числе цитатного, составление сравнительной характеристики по заданным критериям, викторины, игры, конкурсы, творческие работы;
- итоговый: сочинение на основе литературного произведения или анализа эпизода, тест (с выбором ответа, с кратким ответом, проверяющие начитанность учащегося, теоретико-литературные знания). Виды контроля
Виды контроля
| 1 семестр
| 2 семестр
| 3 семестр
| 4 семестр
| 5 семестр
| 6 семестр
| Год
| итого
| Творческих работ (сочинений)
| 1
| 1
| 2
| 2
| 3
| 1
| 10
| 10
| Уроков развития речи
| -
| 1
| -
| -
| -
| 1
| 2
| 2
| Уроков внеклассного чтения
|
| 1
| 3
| -
| -
| 2
| 6
| 6
|
Уроки развития речи (сочинения)
Уроки развития речи (10ч)
| 1.
| Творческая работа. Сочинение по поэме М.Ю.Лермонтова «Песня про царя Ивана Васильевича…»
| Домашнее задание
| 2.
| Творческая работа. Сочинение по повести Н.В. Гоголя «Тарас Бульба».
| 1 ч
| 3.
| Творческая работа. Сочинение по поэме А.С. Пушкина «Полтава»
| 1ч
| 4.
| Творческая работа. Сочинение по рассказам И.С. Тургенева.
| Домашнее задание
| 5.
| Творческая работа. Сочинение по творчеству А.П. Чехова
| 1ч
| 6.
| Творческая работа по произведению Л.Н. Толстого «Детство», «Отрочество».
| 1ч.
| 7.
| Сочинение по роману Ф.М. Достоевского «Мальчики» (главы).
| 1ч
| 8.
| Сочинение –рассуждение по повести М. Горького «Детство».
| 1ч
| 9.
| Сочинение по произведению А.С.Экзюпери «Маленький принц».
| Дом.задание
| 10.
| Сочинение по рассказу А. Беляева «Человек- амфибия».
| Дом.задание
|
Календарно- тематическое планирование
№
| Тема урока
| кол-во часов
| I семестр (8 часов, из них 1ч р.речи)
Введение (2ч.)
| 1
| Введение. Пространство и время в литературе.
| 1
| 2
| Роды и виды (жанры) литературы
| 1
| Литература XIX века
| 3
| Перенесемся в XVI век. Строки истории. М.Ю.Лермонтов. О поэте. История создания «Песни про царя Ивана Васильевича…»
| 1
| 4
| Главные герои поэмы «Песня про царя Ивана Васильевича…»
| 1
| 5
| Тема. Идея автора. Особенности композиции поэмы.
| 1
| 6
| Р.р. Поэма и устное народное творчество. Подготовка к сочинению по поэме.
| 1
| 7
| А.К.Толстой. О поэте. Баллада «Василий Шибанов». Связь с историей. Главные герои баллады.
| 1
| 8
| Н.В.Гоголь. О писателе. Повесть «Тарас Бульба». История создания.
| 1
| II семестр (9 часов, из них 2 ч р.речи)
| 9
| Величие и красота степи. Нравы и обычаи казаков Запорожской Сечи. Товарищество и братство в повести Н.В.Гоголя «Тарас Бульба».
| 1
| 10
| Художественные особенности повести «Тарас Бульба».
| 1
| 11
| Образы Остапа и Андрия в повести «Тарас Бульба»
| 1
| 12
| Тема Родины в повести «Тарас Бульба». Битва под Дубно.
| 1
| 13
| Образ Тараса в повести Н.В.Гоголя «Тарас Бульба»
| 1
| 14
| Р.р. Характеристика литературного героя. Подготовка к сочинению.
| 1
| 15
| Р.р. Сочинение по повести Н.В.Гоголя «Тарас Бульба».
| 1
| 16
| Вн.чт. Повесть Н.В.Гоголя «Повесть о том, как поссорился Иван Иванович с Иваном Никифоровичем».
| 1
| 17
| А.С.Пушкин. О поэте. Поэма «Полтава». Связь с историей.
| 1
| III семестр (13 часов, из них 2 часа р.речи)
| 18
| Композиция поэмы А.С.Пушкина «Полтава». Жанровое своеобразие поэмы и ее герои.
| 1
| 19
| Герои и язык поэмы А.С.Пушкина «Полтава». Проблематика поэмы.
| 1
| 20
| Полтавский бой. Петр I и его недруги в поэме. Подготовка к сочинению.
| 1
| 21
| Р.р. Сочинение по поэме А.С.Пушкина «Полтава»
| 1
| 22
| Вн.чт. повести А.С.Пушкина «Барышня- крестьянка»
| 1
| 23
| Н.С.Лесков. О писателе. История создания рассказа «Человек на часах»
| 1
| 24
| Н.С.Лесков «Человек на часах». Проблематика рассказа.
| 1
| 25
| Вн.чт. рассказов Н.С.Лескова «Пугало», «Зверь», «Тупейный художник», «Левша», «Грабеж» (на выбор).
| 1
| 26
| Писатели о своем времени. И.С.Никитин. Стихотворение «Русь». И.С.Тургенев. О писателе. История создания «Записок охотника». Рассказ «Бирюк»
| 1
| 27
| И.С.Тургенев. Рассказ «Бирюк». Идея автора. Проблематика. Идея автора.
| 1
| 28
| Р.р. И.С.Тургенев. Рассказ «Бирюк». Главный герой рассказа. Подготовка к сочинению.
| 1
| 29
| И.С.Тургенев. Стихотворения в прозе. «Щи», «Два богача», «Как хороши..»
| 1
| 30
| Вн.чтение стихотворений в прозе И.С.Тургенева или рассказы якутских писателей
| 1
| IVсеместр (12 часов, из них 2 часа р.речи)
| 31
| Н.А.Некрасов. Стихотворение «Железная дорога». Композиция. Проблематика.
| 1
| 32
| Н.А.Некрасов «Железная дорога». Сюжет, герои стихотворения.
| 1
| 33
| Н.А.Некрасов. «Долюшка женская» в лирике поэта. «Орина,мать солдатская»
| 1
| 34-35
| М.Е.Салтыков- Щедрин «Повесть о том, как один мужик двух генералов накормил»
| 2
| 36
| М.Е. Салтыков-Щедрин. «Дикий помещик». Обличение социальных пороков общес.
| 1
| 37
| А.П.Чехов о писателе-сатирике. Рассказ «На мельнице». Проблематика рассказа.
| 1
| 38
| А.П.Чехов «Хамелеон». Идея автора. Проблематика рассказа. Сатир.пафос произв.
| 1
| 39
| Р.р. Сочинение по творчеству А.П.Чехова
| 1
| 40
| Лирическая поэзия XIX века Ф.И.Тютчев. Лирика «Весенняя гроза», «Как неожиданно…» А.А.Фет. О поэте. Лирика «Мотылек мальчику», «Сосны»
Я.П.Полонский. О поэте. Лирика «Дорога», «Зимний путь»
| 1
| 41
| Р.р. Письменный анализ понравившегося стихотворения
| 1
| 42
| Л.Н.Толстой. О писателе. История создания трилогии «Детство» (избранные главы)
| 1
| V семестр (12 часов, из них 3 ч. р.речи)
| 43
| Л.Н.Толстой. «Детство» (избранные главы)
| 1
| 44
| Л.Н.Толстой «Отрочество»
| 1
| 45
| Р.р. Сочинение по трилогии Л.Н.Толстого «Детство», «Отрочество».
| 1
| 46-48
| Ф.М.Достоевский. О писателе. Главы из романа «Братья Карамазовы».
| 3
| 49
| Р.р. Сочинение по роману Ф.М.Достоевского «Мальчики».
| 1
| 50
| М.Горький. О писателе. Повесть «Детство».
| 1
| 51-53
| М.Горький. Повесть «Детство». Подготовка к сочинению
| 3
| 54
| Р.р.Сочинение по повести М.Горького «Детство»
| 1
| VI семестр (16 часов)
| Литература XXвека
| 55
| К.Г.Паустовский. О писателе рассказ «Корзина с еловыми шишками»
| 1
| 56
| К.Г.Паустовский рассказ «Исаак Левитан»
| 1
| 57
| А.А.Блок. Лирика поэта. «Я никогда не понимал». К.Д.Бальмонт. О поэте. Лирика поэта «Грусть». К.М.Фофанов. Лирика. «Уснули травы и волны..»
| 1
| Зарубежная литература (4ч)
| 58-59
| Ж. Б. Мольер. Комедия «Мещанин во дворянстве».
| 2
| 60-61
| И.А.Крылов. О драматурге и писателе. Комедия «Урок дочкам».
| 2
| В мире фантастики и приключений (6ч.)
| 62-63
| Антуан де Сент- Экзюпери. Сказка «Маленький принц».
| 2
| 64
| Рэй Бредбери «Каникулы».
| 1
| 65
| Рэй Бредбери «Земляничное окошко».
| 1
| 66-67
| А.Беляев «Человек-амфибия».
| 3
| 68
| Итоговый урок по литературе. Список литературы на 8 класс.
| 1
| 69-70
| Резервные уроки.
|
|
Используемые учебно-методические материалы, оснащение учебного процесса Учебно-методический комплекс: Календарно-тематический план ориентирован на использование учебной хрестоматии:
1.Литература. 7 класс. Учеб.-хрестоматия для общеобразоват. учреждений. В 2 ч./ Автор-сост. Г.И.Беленький, М.А.Снежневская, О.М.Хренова; – М.: Мнемозина, 2013 г. А также дополнительных пособий для учителя:
2. Поурочные разработки по литературе / авт.-сост. Золотарёва И.В., Егорова Н.В.: 7 класс._ М.: ВАКО, 2006.397с.
3. Методические советы к учебнику- хрестоматии для 7 кл.: Литература. Начальный курс: Пособие для учителя.- М.: Мнемозина, 2008.- 161с.
4. Литература 5-8 классы. Тесты / Сост. Н. Н. Коршунова-М.: «Дрофа», 2009 г.
5. Олимпиадные задания по литературе. 7 класс / Сост. О. А. Финтисова. – Волгоград: Учитель, 2006. – 158 c.
Учебное и учебно-методическое обеспечение для учителя:
1. Аникина С.М., Золотарева И.В. Поурочные разработки по литературе. 7 класс. - М.: ВАКО, 2002.
2. Аркин И.И. Уроки литературы в 7 классе: Практическая методика. - М.: Просвещение, 2007.
3. Гейченко С. Пушкиногорье. - М.: Молодая гвардия, 1981
4. Зимин В.И. Пословицы и поговорки русского народа. Большой объяснительный словарь.- М.: Цитадель, 2008
5.Литература: Фонохрестоматия: Электронное учебное пособие на CD-ROM/ сост. В.Я.Коровина.- М.: «Просвещение», 2009г.
6. Марченко A.M. Анализ стихотворения на уроке: Книга для учителя. - М.: Просвещение, 2008.
7. Мультимедиа-энциклопедия.
8. Тимофеев Л.И. Краткий словарь литературоведческих терминов. - М.: Просвещение, 1971.
9. Тумина Л.Е. Сочини сказку. Творческие задания для учеников.5-7 классы. - М.: Дрофа, 2005.
Для учащихся:
1. Коровина В.Я. « Читаем. Думаем, спорим...»: Дидактические материалы по литературе: 7 класс. - М.: Просвещение, 2006. 2.«Литература 7 класс. Учебник-хрестоматия» в 2 ч. для общеобразовательных учреждений (автор - составитель В.Я.Коровина. - М.: Просвещение, 2009г.
2. Литература: Фонохрестоматия: Электронное учебное пособие на CD-ROM/ сост. В.Я.Коровина.- М.: «Просвещение», 2009г.
3. Литература: справочные материалы для школьника. - М., 1994.
4. Ушакова О.Д.Мировая художественная культура: понятия и определения. Словарик школьника. - С.-Петербург: Литера, 2006.
5. Ушакова О.Д. Пословицы, поговорки и крылатые выражения. Словарик школьника. - С.-Петербург: Литера, 2008.
6. Ушакова О.Д. Пословицы и стихи о семье и детях. Справочник школьника. - С.-Петербург: Литера, 2008. 8. Я познаю мир: литература, сост. Чудакова, (детская энциклопедия). - М., 1998. Учебно-методический комплекс дополняет литература, используемая для реализации данной программы: для информационной компьютерной поддержки учебного процесса предлагается использование следующих программно-педагогических средств, реализуемых с помощью компьютера:
энциклопедии Кирилла и Мефодия;
проекты по литературе, созданные учащимися данных и предыдущих классов;
электронная библиотека: энциклопедическое собрание сочинений (Лермонтов М.Ю., Пушкин А.С. и т.д.);
медиаэнциклопедия: классическая литература (3000 произведений мировой литературы).
Критерии оценки
При оценке устных ответов учитель руководствуется следующими основными критериями в пределах программы данного класса:
Знание текста и понимание идейно-художественного содержания изученного произведения.
Умение объяснять взаимосвязь событий, характер и поступки героев.
Понимание роли художественных средств в раскрытии идейно-эстетического содержания изученного произведения.
Знание теоретико-литературных понятий и умение пользоваться этими знаниями при анализе произведений, изучаемых в классе и прочитанных самостоятельно.
Умение анализировать художественное произведение в соответствии с ведущими идеями эпохи и общественной борьбой.
Умение владеть монологической литературной речью; логичность и последовательность ответа; беглость, правильность и выразительность чтения с учетом темпа чтения по классам.
В соответствии с этим:
Отметкой «5» оценивается ответ, обнаруживающий прочные знания и глубокое понимание текста изучаемого произведения; умение объяснять взаимосвязь событий, характер и поступки героев и роль художественных средств в раскрытии идейно-эстетического содержания произведения; умение пользоваться теоретико-литературными знаниями и навыками разбора при анализе художественного произведения, привлекать текст для аргументации своих выводов, раскрывать связь произведения с эпохой (9—11 кл.); свободное владение монологической литературной речью.
Отметкой «4» оценивается ответ, который показывает прочное знание и достаточно глубокое понимание текста изучаемого произведения; умение объяснять взаимосвязь событий, характеры и поступки героев и роль основных художественных средств в раскрытии идейно-эстетического содержания произведения; умение пользоваться основными теоретико-литературными знаниями и навыками при анализе прочитанных произведений; умение привлекать текст произведения для обоснования своих выводов; хорошее владение монологической литературной речью.
Однако допускается одна-две неточности в ответе.
Отметкой «3» оценивается ответ, свидетельствующий в основном о знании и понимании текста изучаемого произведения; умении объяснить взаимосвязь основных событий, характеры и поступки героев и роль важнейших художественных средств в раскрытии идейно-художественного содержания произведения; о знании основных вопросов теории, но недостаточном умении пользоваться этими знаниями при анализе произведений; об ограниченных навыках разбора и недостаточном умении привлекать текст произведения для подтверждения своих выводов.
Допускается несколько ошибок в содержании ответа, недостаточно свободное владение монологической речью, ряд недостатков в композиции и языке ответа, несоответствие уровня чтения нормам, установленным для данного класса.
Отметкой «2» оценивается ответ, обнаруживающий незнание существенных вопросов содержания произведения; неумение объяснить поведение и характеры основных героев и роль важнейших художественных средств в раскрытии идейно-эстетического содержания произведения; незнание элементарных теоретико-литературных понятий; слабое владение монологической литературной речью и техникой чтения, бедность выразительных средств языка.
Отметкой «1» оценивается ответ, показывающий полное незнание содержания произведения и непонимание основных вопросов, предусмотренных программой; неумение построить монологическое высказывание; низкий уровень техники чтения.
ОЦЕНКА СОЧИНЕНИЙ
В основу оценки сочинений по литературе должны быть положены следующие главные критерии в пределах программы данного класса:
правильное понимание темы, глубина и полнота ее раскрытия, верная передача фактов, правильное объяснение событий и поведения героев исходя из идейно-тематического содержания произведения, доказательность основных положений, привлечение материала, важного и существенного для раскрытия темы, умение делать выводы и обобщения, точность в цитатах и умение включать их в текст сочинения; наличие плана в обучающих сочинениях; соразмерность частей сочинения, логичность связей и переходов между ними;
точность и богатство лексики, умение пользоваться изобразительными средствами языка.
Оценка за грамотность сочинения выставляется в соответствии с «Нормами оценки знаний, умений и навыков учащихся по русскому языку».
Отметка «5» ставится за сочинение:
глубоко и аргументированно раскрывающее тему, свидетельствующее об отличном знании текста произведения и других материалов, необходимых для ее раскрытия, об умении целенаправленно анализировать материал, делать выводы и обобщения;
стройное по композиции, логичное и последовательное в изложении мыслей;
написанное правильным литературным языком и стилистически соответствующее содержанию.
Допускается незначительная неточность в содержании, один-два речевых недочета.
Отметка «4» ставится за сочинение:
достаточно полно и убедительно раскрывающее тему, обнаруживающее хорошее знание литературного материала и других источников по теме сочинения и умение пользоваться ими для обоснования своих мыслей, а также делать выводы и обобщения;
логичное и последовательное изложение содержания;
написанное правильным литературным языком, стилистически соответствующее содержанию.
Допускаются две-три неточности в содержании, незначительные отклонения от темы, а также не более трех-четырех речевых недочетов.
Отметка «3» ставится за сочинение, в котором:
в главном и основном раскрывается тема, в целом дан верный, но односторонний или недостаточно полный ответ на тему, допущены отклонения от нее или отдельные ошибки в изложении фактического материала; обнаруживается недостаточное умение делать выводы и обобщения;
материал излагается достаточно логично, но имеются отдельные нарушения в последовательности выражения мыслей;
обнаруживается владение основами письменной речи;
в работе имеется не более четырех недочетов в содержании и пяти речевых недочетов.
Отметка «2» ставится за сочинение, которое:
не раскрывает тему, не соответствует плану, свидетельствует о поверхностном знании текста произведения, состоит из путаного пересказа отдельных событий, без выводов и обобщений, или из общих положений, не опирающихся на текст;
характеризуется случайным расположением материала, отсутствием связи между частями;
отличается бедностью словаря, наличием грубых речевых ошибок.
Отметка «1» ставится за сочинение:
совершенно не раскрывающее тему, свидетельствующее о полном незнании текста произведения и неумении излагать свои мысли;
содержащее большее число ошибок, чем это установлено для отметки «2». |
|
|