|
А.С.Пушкин 18 (16+2р.р.)
|
23
| А.С.Пушкин. Жизнь и творчество. Лицейская лирика. Дружба и друзья в творчестве А.С.Пушкина
| 1
| А. С. Пушкин . Жизнь и творчество. Национальная самобытность. А. С. Пушкин как основоположник новой русской литературы. Роль литературы в формировании русского языка. Дружба и друзья в лирике Пушкина. Раздумья о смысле жизни, о поэзии...
| Знать основные этапы жизненного и творческого пути А.С.Пушкина, основные черты реализма как литературного направления
Уметь создавать презентацию информационного проекта.
| Сжатый пересказ статьи учебника Ответ на вопрос: что вы знаете о трагических обстоятельствах жизни А.С.Пушкина?
|
|
|
|
24
| Основные мотивы лирики А.С.Пушкина
| 1
| Философские и христианские мотивы в лирике поэта. Поэтическое новаторство Пушкина, трансформация традиционных жанров в пушкинской лирике.
| Знать философские и христианские мотивы в лирике поэта. Уметь анализировать стихотворное произведение с точки зрения его жанра, темы, идеи, композиции, изобразительно-выразительных средств.
| Выразительное чтение стихотворений с выявлением (комментарий и анализ) идейно-художественного своеобразия
|
|
|
|
25
| Развитие темы свободы в творчестве А.С.Пушкина
| 1
| Развитие темы свободы на разных этапах его творчества А.Пушкина. Гармония мысли и образа. «Чувства добрые» как нравственная основа пушкинской лирики.
| Знать: свобода в лирике поэта как политический, философский, нравственный идеал. Основы стихосложения. Уметь анализировать стихотворение с точки зрения жанра, темы, идеи, композиции, изобразительно-выразительных средств.
| Пересказ статьи учебника «Вольнолюбивая лирика А.С.Пушкина», выразительное чтение стихотворений «?
|
|
|
|
26
| Дружба и друзья в лирике А.С.Пушкина
| 1
| Поэтическое новаторство Пушкина, трансформация традиционных жанров в пушкинской лирике.
| Знать адресатов пушкинской любовной и дружеской лирики, историю создания стихотворений. Уметь анализировать стихотворное произведение с точки зрения его жанра, темы, идеи, композиции, изобразительно-выразительных средств.
| Рассказ о друзьях А.С.Пушкина, выразительное чтение стихотворений на тему «Дружба и друзья в лирике А.С.Пушкина. ответ на вопрос: какие идеалы утверждает дружеская лирика?
|
|
|
|
27
| Любовная лирика А.С.Пушкина
| 1
| Один из основных мотивов поэзии Пушкина - любовь, развитие любовной лирики на разных этапах творческого пути А.Пушкина. Гармония мысли и образа. «Чувства добрые» как нравственная основа пушкинской лирики.
| Знать адресатов любовной лирики.
Понимать образно-стилистическое богатство любовной лирики.
Уметь выразительно читать стихотворения, комментировать их, давать развернутые ответы на вопросы.
| Сообщение о любовных адресатах А.С.Пушкина, выразительное чтение стихотворений.
|
|
|
|
28
| Тема поэта и поэзии. Обучение анализу одного стихотворения
| 1
| Раздумья о смысле жизни, о поэзии...
| Знать взгляды поэта на назначение поэта и поэзии. Уметь анализировать стихотворное произведение с точки зрения его жанра, темы, идеи, композиции, изобразительно-выразительных средств.
| Ответы на вопросы, в том числе и проблемные
| НРК
|
|
|
29
| РР анализ лирического стихотворения А.С.Пушкина (по выбору учащихся)
| 1
|
| Уметь составлять план сочинения в соответствии с выбранной темой, отбирать литературный материал, логически его выстраивать, превращая в связный
| Анализ стихотворения по предложенному плану
|
|
|
|
30
| Контрольная работа
Урок контроля по романтической лирике начала ХIХ века.
| 1
|
| Знать содержание произведений.
Уметь находить объяснение фактам, выбирать ответ, давать ответ на вопрос
| Тестовые задания: «Методические рекомендации…»
|
|
|
|
31
| «Цыганы» как романтическая поэма: особенности композиции, образной системы, содержания, языка.
| 1
| Черты романтизма в произведении. Образ главного героя: переосмысление байроновского типа. Свобода и своеволие, столкновение Алеко с жизненной философией цыган. Смысл финала поэмы.
| Знать признаки романтизма, сюжет поэмы, отличительные жанровые признаки, идейно-художественные особенности.
Уметь комментировать текст, находить признаки романтизма и реализма, давать сопоставительную характеристику.
| Характеристика героев, комментарий текста.
|
|
|
|
32
| «Собранье пестрых глав». Творческая история романа А.С.Пушкина «Евгений Онегин».
| 1
| Роман в стихах «Евгений Онегин».
Своеобразие жанра и композиции романа в стихах. Единство эпического и лирического начал. Образ автора в произведении. Сюжетные линии романа и темы лирических отступлений.
| Знать теоретико-литературные определения, жанровые особенности стихотворного романа, композицию онегинской строфы.
Уметь выделять смысловые части текста
| Ответы на вопросы
|
|
|
|
33
| Онегин и столичное дворянское общество
| 1
| Образ Онегина и тип «лишнего человека» в русской литературе.. Проблема финала. Реализм и энциклопедизм романа. Онегинская строфа.
| Знать содержание 1-5 гл. романа, понимать, что такое тип «лишний человек».
Уметь давать характеристику герою, высказывать собственные суждения о прочитанном
| Развернутый ответ на вопрос, как характеризует Пушкин столичное дворянство.
|
|
|
|
34
| Онегин и поместное дворянское общество
| 1
| Россия в романе. Герои романа
| Знать содержание глав, какое воплощение нашел тип лишнего человека в литературе
| Развернутый ответ на вопрос, какой предстает в романе жизнь поместного дворянства.
|
|
|
|
35
| Типическое и индивидуальное в образах Онегина и Ленского.
| 1
| Типическое и индивидуальное в судьбах Ленского и Онегина
| Знать содержание глав романа, понимать типическое и индивидуальное в героях.
Уметь давать характеристику литературному герою.
| Ответы на проблемные вопросы
|
|
|
|
36
| Татьяна и Ольга Ларины. Татьяна – нравственный идеал Пушкина
| 1
| Татьяна как «милый идеал» Пушкина. Тема любви и долга в романе. Нравственно-философская проблематика произведения.
| Знать авторское отношение к героиням, оценку Татьяны Белинским.
Уметь давать характеристику героя произведения
| Сравнительная характеристика: монологический ответ с цитированием.
|
|
|
|
37
| «Бегут. Меняясь, наши лета, меняя все, меняя нас». Татьяна и Онегин
| 1
| Татьяна как «милый идеал» Пушкина. Тема любви и долга в романе. Нравственно-философская проблематика произведения.
| Знать текст художественного произведения.
Уметь логично в соответствии с планом изложить материал, соблюдая композицию сочинения
| Ответы на вопросы.
|
|
|
|
38
| Автор как идейно-композиционный и лирический центр романа. «Евгений Онегин» как энциклопедия русской жизни».
| 1
| Автор как идейно-композиционный и лирический центр романа. Оценка художественных открытий А. С. Пушкина в критике В. Г. Белинского (фрагменты статей 8, 9 из цикла «Сочинения Александра Пушкина»
| Знать идею произведения, лирические отступления в романе, авторскую позицию.
Уметь различать образ автора и героя
| Ответить на вопрос, почему без анализа лирических отступлений романа невозможно понять произведение.
|
|
|
|
39
| «Моцарт и Сольери» - проблема «гения и злодейства»
| 1
| «Моцарт и Сальери»
«Гений и злодейство» как главная тема в трагедии. Спор о сущности творчества и различных путях служения искусству
| Знать содержание трагедии, уметь определять основную проблему: талант, труд. Вдохновение
Уметь писать рассуждать по поднятым в произведении проблема.
| Ответы-рассуждения по поднятым проблемам
|
|
|
|
40
| РР Подготовка к сочинению по роману
| 1
| Реализм и энциклопедизм романа. Онегинская строфа.
Образ Онегина и тип «лишнего человека» в русской литературе
| Уметь составлять план сочинения в соответствии с выбранной темой, отбирать литературный материал, логически его выстраивать, превращая в связный текст с учетом норм русского литературного языка..
| сочинение
|
|
|
|
М.Ю.Лермонтов (14ч. )
|
41
| Лирика М.Ю.Лермонтова. Жизнь и творчество.
Мотивы вольности и одиночества в лирике Лермонтова.
| 1
| Проблема личности и общества. Герой-индивидуалист. Образ «героя времени. Реализм в русской литературе
| Знать основные факты жизни и творческого пути поэта, основные тропы, уметь находить их в тексте
| Выразительное чтение стихотворений, ответы на вопросы
|
|
|
|
42
| «Я к одиночеству привык...»
Тема одиночества в лирике
М.Ю. Лермонтова
| 1
| Основные мотивы лирики: тоска по идеалу, одиночество, жажда любви и гармонии.
| Знать: мотив, лирический герои, романтизм, скептицизм, основные мотивы лирики;
понимать: идейный смысл стихотворении, роль поэтической интонации, жанровые особенности;
уметь: анализировать стихотворения
| Ответить на вопросы: почему мотив одиночества стал
основным в лирике;
|
|
|
|
43
| Образ поэта – пророка в творчестве М. Ю. Лермонтова.
| 1
| Развитие в творчестве М. Ю. Лермонтова пушкинских традиций. Образ поэта в лермонтовской лирике. Поэт и его поколение. Тема родины. Природа и человек в философской лирике
| Знать основные мотивы лирики поэта.
Уметь анализировать стихотворения по вопросам.
| Анализ стихотворений на тему поэта и поэзии. Ответ на вопрос: «Согласны ли вы, что лермонтовский пророк начинается там, где пушкинский пророк заканчивается?»
| НРК
|
|
|
44
| Адресаты любовной лирики М.Ю.Лермонтова и послания к ним.
| 1
| Основные мотивы лирики: тоска по идеалу, одиночество, жажда любви и гармонии.
| Знать адресатов любовной лирики.
Уметь анализировать текст на.лексическом уровне
| Выразительное чтение стихотворений. Анализ любовной лирики
|
|
|
|
45
| Эпоха безвременья в лирике поэта.
| 1
| Проблема личности и общества. Тема «маленького человека» и ее развитие. Герой-индивидуалист. Образ «героя времени».
| Знать основные признаки эпохи.
Уметь выделять смысловые части текста
| Выразительное чтение стихотворного текста. Анализ стихотворений. Ответ на вопрос, можно ли назвать лирику поэта поэтическим дневником.
|
|
|
|
46
| Роман «Герой нашего времени». История создания романа. Первый психологический роман.
| 1
| Роман «Герой нашего времени».
Жанр социально-психологического романа. Образы повествователей, особенности композиции произведения, ее роль в раскрытии образа Печорина. Печорин в галерее «лишних людей».
| Знать понятия роман, психологический роман, содержание романа.
Уметь характеризовать особенности сюжета и композиции
| Викторина по тексту романа. Ответ на вопрос (на основе первичного восприятии): какова основная проблема романа?
|
|
|
|
47
| Печорин как представитель «портрета поколения». Повесть «Бэла»
| 1
| Печорин в ряду героев романа (Максим Максимыч, горцы). Тема любви и женские образы в романе. Печорин в галерее «лишних людей».
| Знать текст повести «Бэла».
Уметь сопоставлять эпизоды романа и характеризовать персонажей
| Ответ на вопрос: как в портрете Печорина угадывается противоречивость его характера. Устное словесное рисование.
|
|
|
|
48
| Печорин и Максим Максимыч
| 1
| Печорин в ряду героев романа (Максим Максимыч, горцы). Тема любви и женские образы в романе. Печорин в галерее «лишних людей».
| Знать: текст повести;
понимать: художественные особенности повести, способы создания психологического портрета; уметь: анализировать повесть с учётом особенностей художественного метода Лермонтова; выборочно пересказывать текст; определять границы эпизода
| Ответить на вопросы: почему Лермонтов не мог доверить портретную характеристику главного героя Максиму Максимычу; какую роль играет портрет в раскрытии характера героя?
|
|
|
|
49
| «Тамань». Печорин в обществе «честных контрабандистов»
| 1
| Печорин в ряду героев романа (контрабандисты). Тема любви и женские образы в романе. Печорин в галерее «лишних людей».
| Знать: художественные особен-
ности повести, признаки роман-
тического сюжета, текст повести;
понимать: способы создания образа главного героя через самооценку; уметь: различать героя, повествователя, автора в повести «Тамань»; развёрнуто обосновывать суждения; на основе текста повести давать характеристику герою; определять конфликт повести
| Письменно ответить на вопрос: с какими новыми противоречиями в характере Печорина вы сталкиваетесь, читая «Тамань»? Перечитать повесть «Тамань», второе вступление. Составить рассказ о злоключениях Печорина в Тамани
|
|
|
|
50
| «Княжна Мэри». Печорин и «водяное общество»
| 1
| Печорин в ряду героев романа (Грушницкий, представители «водяного общества», Вернер, Вулич). Тема любви и женские образы в романе. Печорин в галерее «лишних людей».
| Знать: понятие «двойник»,
содержание повести;
уметь: составлять характеристику героя на основе текста по плану; раскрывать «историю души человеческой»
| составить характеристику Грушницкого по плану; подготовить выразительное чтение записей от 11 июня, 3 июля; подготовить художественный пересказ сцены дуэли
|
|
|
|
51
| Можно ли назвать Печорина фаталистом?
| 1
| Нравственно-философская проблематика произведения, проблема судьбы.
| Знать: текст повести; композиционное значение повести; проблематику и художественные особенности; понимать: философскую концепцию повести; уметь: развёрнуто обосновывать суждения; создавать характеристику героя на основе текста повести; делать выводы и обобщения; выделять границы эпизода
| Письменные ответы на вопросы: «Почему именно глава «Фаталист» - разгадка всего романа?», «Какая сила привела думающего человека, привыкшего во всём отдавать себе отчёт, всё подвергать анализу, к признанию необходимости для себя индивидуалистического отношения к миру?» Прочитать отрывки из статьи Белинского о романе Лермонтова
| НРК
|
|
|
52
| «Журнал Печорина» как средство самораскрытия его характера.
Печорин в системе образов романа.
| 1
| Печорин в ряду героев романа (Максим Максимыч, горцы, контрабандисты, Грушницкий, представители «водяного общества», Вернер, Вулич).
| Знать содержание «Журнала Печорина».
Уметь представлять психологический портрет героя в системе образов.
| Ответы на проблемные вопросы, монологические высказывания.
|
|
|
|
53
| Романтизм и реализм романа. Роман в оценке В.Г.Белинского.
| 1
| Черты романтизма и реализма в романе.
| Знать понятия реализм и романтизм, оценку романа «Герой нашего времени» В.Г.Белинским
Уметь выявлять элементы реализма и романтизма в романе, сопоставлять их.
| Развернутый ответ на вопрос: «Как проявляется романтическое и реалистическое в романе М.Ю.Лермонтова «Герой нашего времени». краткий конспект статьи В.Г.Белинского.
|
|
|
|
54
| Контрольная работа
по лирике М.Ю Лермонтова, роману «Герой нашего времени»
| 1
| Черты романтизма и реализма в романе, Печорин в галерее «лишних людей».
| использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности
| контрольная работа
|
|
|
|
Н.В.Гоголь ( 9+1р.р. )
|
55
| Н.В.Гоголь. Страницы жизни и творчества. Проблематика и поэтика первых сборников «Вечера …», «Миргород».
| 1
| Нравственные и философские искания Гоголя.
| Знать страницы жизни и творчества, проблематика и поэтика первых сборников «Вечера …», «Миргород». Гоголя
Уметь выделять главное.
| Сообщение о жизни и творчестве писателя
|
|
|
|
56
| Цикл «Петербургские повести»
| 1
| Художественные особенности прозы Гоголя (прием контраста, роль гиперболы и сравнения, алогизм и лиризм в повествовании).
| Проблематика сборника
| Объяснение смысла названия на основе прочитанного текста, жанра произведения
|
|
|
|
57
| Поэма «Мёртвые души». Замысел, история создания. Особенности жанра и композиции. Смысл названия.
| 1
| История замысла, жанр и композиция поэмы, логика последовательности ее глав. Авантюра Чичикова как сюжетная основа повествования.
| Знать историю создания поэмы, композиционные особенности, жанровое своеобразие.
Уметь воспринимать художественное произведение в контексте эпох.
| Объяснение смысла названия на основе прочитанного текста, жанра произведения.
|
|
|
|
58
| «Неотразимо страшные идеалы огрубления»: Манилов и Коробочка
| 1
| Место Чичикова в системе образов. Образы помещиков и чиновников и средства их создания. Души мертвые и живые в поэме. Лирические отступления в поэме, образ Руси и мотив дороги. Своеобразие гоголевского реализма
| Знать: текст поэмы; понимать: способы создания образов помещиков;
уметь: составлять характеристику литературного персонажа; развёрнуто обосновывать суждения; выявлять особенности авторского стиля и приёмы сатирического изображения действительности
| Чтение глав 2, 3; заполнить таблицу «Сравнительная характеристика помещиков в поэме» по разделам: значение говорящей фамилии, дом и постройки, внешность, положение крестьян, отношение к предложению Чичикова (Манилов и Коробочка)
|
|
|
|
59
| «Неотразимо страшные
идеалы огрубления»:
Собакевич и Ноздрёв
| 1
| Место Чичикова в системе образов. Образы помещиков и чиновников и средства их создания.. Души мертвые и живые в поэме. Художественные особенности прозы Гоголя (прием контраста, роль гиперболы и сравнения, алогизм и лиризм в повествовании). Своеобразие гоголевского реализма
| Знать: приём зоологизации,
текст поэмы; понимать: способы создания образов помещиков;
уметь: составлять характеристику литературного персонажа,
развёрнуто обосновывать суждения; выявлять особенности авторского стиля и приёмы сатирического изображения действительности
| Прочитать главы 4, 5. Продолжить заполнение таблицы (Собакевич и Ноздрев); подготовить рассказ-характеристику помещика Собакевича
|
|
|
|
60
| «Неотразимо страшные
идеалы огрубления»:
Чичиков у Плюшкина
| 1
| Место Чичикова в системе образов. Образы помещиков и чиновников и средства их создания. Души мертвые и живые в поэме. Художественные особенности прозы Гоголя
| Знать: приём зоологизации, типический характер, текст поэмы;
понимать: способы создания образа Чичикова; уметь: составлять характеристику литературного персонажа; развёрнуто обосновывать суждения; выявлять особенности авторского стиля и приёмы сатирического изображения действительности
| Перечитать главу 6, заполнить таблицу «Сравнительная характеристика помещиков в поэме» (Плюшкин); подготовить рассказ-характеристику
Плюшкина
|
|
|
|
61
| «Город никак не уступал другим губернским городам»
| 1
| Место Чичикова в системе образов. Образы помещиков и чиновников и средства их создания. Место в сюжете поэмы «Повести о капитане Копейкине» и притчи о Мокии Кифовиче и Кифе Мокиевиче. Художественные особенности прозы Гоголя (прием контраста, роль гиперболы и сравнения, алогизм и лиризм в повествовании).
| Знать: текст поэмы;
понимать: смысл вставной «Повести о капитане Копейкине»; уметь: пересказывать текст, давать обобщающую характеристику чиновникам; развёрнуто обосновывать суждения; выявлять особенности авторского стиля и приёмы сатирического изображения действительности
| Прочитать главы 7-10. Инд. задание: пересказать «Повесть о капитане Копейкине»,картины жизни чиновников
|
|
|
|
62
| Чичиков как новый герой эпохи и как антигерой. Эволюция его образа. Образ автора.
| 1
| Место Чичикова в системе образов. Смысл названия произведения. «Мёртвые» и «живые» души Эволюция Чичикова и Плюшкина в замысле поэмы.
| Знать содержание поэмы, представителей помещичьей Руси Манилов, Коробочка, Собакевич и Чичиков.
Уметь анализировать эпизод, характеризовать образ города, персонажей поэмы, определять позицию автора.
| Характеристика города и героев литературного произведения. Ответить письменно на вопрос «Кто же он? Стало быть, подлец?»
|
|
|
|
63
| «Здесь ли не быть богатырю?» Образ России в поэме
| 1
| Лирические отступления в поэме, образ Руси и мотив дороги. Художественные особенности прозы Гоголя (прием контраста, роль гиперболы и сравнения, алогизм и лиризм в повествовании). Своеобразие гоголевского реализма
| Знать: текст произведения; при-
чины незавершенности поэмы;
критическую оценку поэмы В.Г. Белинским; темы лирических отступлений; понимать: как происходит эволюция автора - от сатирика к пророку; уметь: определять темы лирических отступлений, анализировать их текст, выявляя проблематику, авторскую позицию
| Групповые задания:
1) подготовить сообщение об образе русского народа в поэме; 2)лирические отступления в поэме; 3) как оценил В.Г. Белинский поэму?
|
|
|
|
64
| РР Поэма в оценке Белинского. Подготовка к сочинению.
| 1
| Поэма в оценках Белинского. Ответ Гоголя на критику Белинского. Эволюция образа автора — от сатирика к пророку и проповеднику.
| Знать текст произведения, лирические отступления в нем, понятие «чичиковщина»
Понимать роль главного героя в системе образов. Уметь характеризовать Чичикова и других героев в системе образов, использовать в характеристике критические замечания литературоведов.
| сочинение
|
|
|
|
|