Календарно-тематическое планирование по литературе. 9 класс.
|
№
| Тема урока
| Кол-во часов
| Элементы содержания
|
Требования к уровню подготовки
| Виды контроля измерители
| НРК
| Дата проведения
|
План
| Факт
|
I четверть
|
1
| Введение.
Литература как искусство слова и её роль в духовной жизни человека.
| 1
| Место художественной литературы в общественной жизни и культуре России. Национальные ценности и традиции, формирующие проблематику и образный мир русской литературы, её гражданский и патриотический пафос, её гуманизм.
| Знать образную природу словесного искусства, роль литературы в общественной и культурной жизни.
Уметь аргументировано отвечать на поставленные вопросы, строить монологическое высказывание.
| - Чтение и анализ высказывания историка Ключевского: «Человек – главный предмет искусства..»
- Ответы на вопросы.
|
|
|
|
Из древнерусской литературы (3 ч.)
|
2
| Литература Древней Руси. Самобытный характер древнерусской литературы
«Слово о полку Игореве» - величайший памятник древнерусской литературы
| 1
| Истоки и начало древнерусской литературы, её христианско-православные корни. Патриотический пафос и поучительный характер древнерусской литературы. Утверждение в литературе Древней Руси высоких нравственных идеалов: любви к ближнему, милосердия, жертвенности. Связь литературы с фольклором. История открытия памятника, проблема авторства.
| Знать жанры литературы Древней Руси, ее самобытный характер.
Уметь характеризовать данный период развития литературы.
Знать историческую основу «Слова», историю открытия памятника, основные версии авторства «Слова», особенности жанра.
| Характеристика этапов развития древнерусской литературы. План.
Составление плана «Слова…». Сопоставление с летописным источником: сходства и различия
|
|
|
|
3
| Система образов «Слова…». Особенности языка и жанра произведения
| 1
| Художественные особенности произведения. Значение «Слова...» для русской литературы последующих веков. Открытие «Слова…», его издание и изучение. Историческая основа памятника, его сюжет. Жанр и композиция «Слова…». Образы русских князей. Характер князя Игоря. «Золотое слово» Святослава.
Ярославна как идеальный образ русской женщины. своеобразие авторского стиля. «Слово» и фольклорная традиция.
| Знать: жанр и композицию произведения, художественное своеобразие «Слова», связи его с фольклором, о жизни «Слова» в искусстве.
Уметь: выделять смысловые части художественного текста, формулировать идею произведения; выразительно читать, соблюдая нормы литературного произношения.
| Комментирование текста, установление ассоциативных связей «Слова…» и гравюр Фаворского, картины В.Васнецова.
Анализ текста произведения по вопросам и заданиям, выявление его жанра.
| НРК
|
|
|
4
| Образ русской земли в «Слове…», основные идеи произведения
| 1
| Образ русской земли и нравственно-патриотическая идея «Слова».
Символика «Слова», Значение «Слова» для русской культуры. Переводы и переложения произведения.
| Знать: нравственно-патриотическую идею «Слова».
Уметь: выделять смысловые части художественного текста, формулировать идею произведения, выразительно читать текст.
| Выразительное чтение и восприятие текста
|
|
|
|
Из литературы ХVIII века -8 (7+1в/ч)
|
5
| Характеристика русской литературы ХVIII века
| 1
| Отражение в литературе общеевропейских тенденций развития искусства эпохи Просвещения. Нравственно-воспитательный пафос литературы. Классицизм как литературное направление.
| Знать основные черты классицизма как литературного направления.
Уметь сопоставлять исторические факты и литературные традиции
| Чтение статьи учебника, составление тезисного плана или выписок (на выбор). Викторина по материалам статьи.
|
|
|
|
6
| М.В.Ломоносов – ученый, поэт, реформатор русского литературного языка
М.В.Ломоносов. Прославление родины, мира, жизни и просвещения в произведениях в оде «На день восшествия…». Жанр оды.
| 1
| М. В. Ломоносов. Жизнь и творчество «Ода на день восшествия на Всероссийский престол Ее Величества государыни Императрицы Елисаветы Петровны, 1747 года» (фрагменты)
Жанр оды. Прославление в оде важнейших ценностей русского Просвещения: мира, родины, науки. Средства создания образа идеального монарха.
| Знать биографию М.В. Ломоносова, теорию 3 штилей, теорию стихосложения, особенности жанра оды. Уметь анализировать стихотворное произведение с точки зрения его принадлежности к классицизму, жанра, темы, идеи, композиции, изобразительно-выразительных средств.
| Пересказ прочитанной статьи о поэте, ученом и реформаторе русского литературного языка. Ответы на основные вопросы: какие приметы классицизма можно отметить в оде? Какие строки привлекли внимание в оде и почему?
|
|
|
|
7
| Г.Р.Державин: поэт и гражданин. Обличение несправедливой власти в произведениях.
Тема поэта и поэзии в лирике Г.Р.Державина.
| 1
| Жизнь и творчество Г.Р. Державина. Традиция и новаторство в поэзии Г. Р. Державина. Жанры поэзии Державина. Отражение в лирике поэта представлений о подлинных жизненных ценностях. Взгляды Державина на поэта и поэзию, гражданский пафос его лирики.
| Знать новаторство Державина, жанр гневная ода, особенности раскрытия темы пота и поэзии, власти, какую роль отводит поэту и поэзии. Уметь анализировать стихотворное произведение с точки зрения его принадлежности к классицизму, жанра, темы, идеи, композиции.
| Пересказ статьи учебника о Державине. Выразительное чтение оды «Властителям и судиям». Анализ оды.
|
|
|
|
8
| Д.И.Фонвизин «Недоросль»
| 1
| Классицистическая комедия
| Основные каноны классицизма в творчестве Фонвизина
| Кратко сообщают черты классицизма в прочитанных сценах комедии.
|
|
|
|
9
| А.Н.Радищев. Главы «Путешествия из Петербурга в Москву»
Особенности повествования, жанра путешествия и его содержательного наполнения.
| 1
| А. Н. Радищев «Путешествие из Петербурга в Москву». Отражение в «Путешествии…» просветительских взглядов автора. Быт и нравы крепостнической Руси в книге Радищева, ее гражданский пафос. Черты классицизма и сентиментализма в «Путешествии…». Жанр путешествия как форма панорамного изображения русской жизни.
| Знать взгляды Радищева на крепостное право, на самодержавие. Уметь формулировать идею, проблематику изучаемого произведения, находить черты сентиментализма в произведении, давать характеристику героев, характеризовать особенности сюжета, композиции, роль изобразительно-выразительных средств, выявлять авторскую позицию.
| пересказ, комментарий главы «Путешествия…», определение темы, идеи произведения, авторской позиции. Ответы на проблемные вопросы.
| НРК
|
|
|
10
| Н.М.Карамзин – писатель и историк. Сентиментализм как литературное направление.
| 1
| Сентиментализм как литературное направление. Обращение литературы к жизни и внутреннему миру «частного» человека. Отражение многообразия человеческих чувств, новое в освоении темы “человек и природа”.
| Знать биографию Карамзина, его заслуги как историка, журналиста, писателя, новаторский характер его литературного творчества, признаки сентиментализма.
Уметь строить монологическое высказывание, работать с литературоведческим словарем.
| Сообщение о писателе. Работа со словарем: сентиментализм.
|
|
|
|
11
| Н.М.Карамзин «Осень», «Бедная Лиза» - произведения сентиментализма.
(Новые черты русской литературы. Внимание к внутренней жизни человека)
| 1
| Сентиментализм. Утверждение общечеловеческих ценностей в повести «Бедная Лиза». Главные герои повести. Внимание писателя к внутреннему миру героини. Новые черты русской литературы.
| Знать содержание произведения.
Уметь коротко пересказывать содержание произведения формулировать его идею, находить черты сентиментализма в произведении, давать характеристику героев, характеризовать особенности сюжета, композиции, роль изобразительно-выразительных средств, выявлять авторскую позицию.
| Анализ стихотворения «Осень».
Краткий пересказ содержания повести «Бедная Лиза», монологические ответы. Домашнее сочинение: почему ускользает от человека счастье?
|
|
|
|
Из русской литературы ХIХ века - 61
|
12
| Золотой век русской литературы (обзор)
| 1
| Поворотные события русской истории (Отечественная война 1812 г., восстание декабристов, отмена крепостного права) и их влияние на характер русской литературы. Общественный и гуманистический пафос русской литературы XIX в. Осмысление русской литературой ценностей европейской и мировой культуры. Романтизм в русской литературе
| Знать общую характеристику русской литературы, отличительные черты романтизма, центральные темы русской литературы.
Уметь давать развернутый ответ на вопрос.
| Читают статью «Шедевры русской литературы, «Романтизм», развернуто отвечают на вопросы: Как вы понимаете слова Салтыкова-щедрина, что литература – «сокращенная вселенная»?
|
|
|
|
13
| В.А.Жуковский. Жизнь и творчество (обзор). «Море», «Невыразимое» - границы выразимого в слове и чувстве.
| 1
| В. А. Жуковский. Жизнь и творчество. Стихотворения: «Море», «Невыразимое». Черты романтизма в лирике В. А. Жуковского. Тема человека и природы, соотношение мечты и действительности в лирике поэта
| Знать основные черты романтизма как литературного направления
теоретико-литературные понятия элегия, баллада, лирический герой. Уметь выразительно читать стихотворение. анализировать его с точки зрения принадлежности к романтизму, с точки зрения жанра, темы, идеи, композиции, изобразительно-выразительных средств.
| рассказ о жизни и творчестве В.А.Жуковского, Выразительно читают стихотворения «Море», «Невыразимое»,
|
|
|
|
14
| В.А.Жуковский. Баллада «Светлана». Особенности жанра. (Нравственный мир героини баллады.)
| 1
| Жанр баллады в творчестве Жуковского: сюжетность, фантастика, фольклорное начало, пугающий пейзаж, мотивы дороги и смерти. Светлана - образ русской девушки, сохранившей веру в Бога и не поддавшейся губительным чарам.
| Знать жанровые особенности баллады, сюжет произведения.
Уметь воспринимать романтический характер баллады и анализировать художественное произведение.
| ответы на вопросы, монологический ответ
|
|
|
|
А.С.Грибоедов «Горе от ума» ( 7+1р.р. )
|
15
| А.С.Грибоедов Жизнь и творчество.
| 1
| А.С.Грибоедов Жизнь и творчество. Комедия «Горе от ума».
Новое понимание человека в его связях с национальной историей. История создания комедии «Горе от ума».
| Знать основные этапы жизненного и творческого пути А.С. Грибоедова. Уметь создавать хронологическую канву прочитанного.
| Чтение статьи учебника о Грибоедове, воспоминаний современников о писателе. Составление таблицы. Развернутое устное монологическое высказывание «Портрет писателя».
|
|
|
|
16
| «К вам Александр Андреич Чацкий». Первые страницы комедии. Знакомство с героями. Анализ 1 действия комедии А.Н. Грибоедова «Горе от ума».
| 1
| Специфика жанра комедии. Искусство построения интриги (любовный и социально-психологический конфликт). Смысл названия и проблема ума в комедии.
| Знать особенности комедии как жанра, теоретико-литературные понятия экспозиция, завязка, конфликт. Уметь выразительно читать произведение, отвечать на вопросы, раскрывающие знание и понимание текста, выявлять внешний конфликт, черты классицизма и реализма, видеть афористичность речи, определять стих комедии.
| работа со словарем (комедия, сюжет конфликт, интрига) «условности разговорного стиха».
Краткий пересказ 1 действия. Выразительное чтение монологов с комментариями,
|
|
|
|
17
| «Век нынешний и век минувший». Анализ 2 действия комедии
| 1
| Чацкий и фамусовская Москва. Мастерство драматурга в создании характеров (Софья, Молчалин, Репетилов и др.). Черты классицизма и реализма в комедии, образность и афористичность ее языка. языка.
| Знать понятия проблематика, идейное содержание, система образов, внутренний конфликт. Уметь определять проблематику пьесы, идейное содержание, внутренний конфликт, давать характеристику персонажей, в том числе речевую.
| повторение значений терминов «экспозиция», «завязка», «внесценический персонаж», «развитие действия». Чтение наизусть монологов Чацкого и Фамусова. Сопоставительный анализ монологов
|
|
|
|
18
| «Можно ль против всех!» Анализ 3 действия
| 1
| Картина нравов, галерея живых типов и острая сатира
| Знать понятия проблематика, идейное содержание, система образов, внутренний конфликт.
Уметь давать характеристику данных персонажей, в том числе речевую, делать их сравнительную характеристику с Чацким, выявлять авторскую позицию.
| краткая характеристика персонажей через речь, жесты, ремарки, оценочные эпитеты. Выразительное чтение монологов и комментирование? Анализ диалогов Чацкого и Софьи, Чацкого и Молчалина, сцены бала.
|
|
|
|
19
| «Не образумлюсь, виноват…» Анализ 4 действия
| 1
| Общечеловеческое звучание образов персонажей. Меткий афористический язык. Особенности композиции комедии.
| Знать текст комедии, определение развязки действия, открытого финала.
Уметь давать характеристику персонажа, в том числе речевую, отбирать материал о персонажах пьесы, подбирать цитаты
| Выразительное чтение наизусть монолога Чацкого. Повторяют определение «развязка действия», «открытый финал». Развернутый ответ на вопрос: как понимают ум представители барской Москвы и Чацкий? В чем горе, которое приносит Чацкому ум? В чем драма Софьи, Чацкого?
|
|
|
|
20
| Семинарское занятие «Молодое поколение в комедии. Нравственный идеал Грибоедова А.С.
| 1
| Общечеловеческое звучание образов персонажей. Меткий афористический язык. Особенности композиции комедии.
| Уметь давать характеристику персонажа, в том числе речевую,
| Цитатные рассказы об одном из героев: Чацком, Молчалине, Софье, Фамусове.
Почему критики называют финал комедии открытым?
|
|
|
|
21
| И.А.Гончаров «Мильон терзаний». Работа с критической литературой
| 1
| Анализ комедии в критическом этюде И. А. Гончарова «Мильон терзаний».
| Знать основные положения статьи.
Уметь отбирать материал из статьи И.А. Гончарова «Мильон терзаний» и из заметок А.С. Пушкина о Чацком.
| Чтение статьи И.А.Гончарова «Мильон терзаний», составить конспект или план-конспект)
|
|
|
|
22
| РР Классное сочинение обучающего характера по комедии А.Н.Грибоедова «Горе от ума». «Горе от ума»
| 1
|
| Знать содержание комедии Уметь сопоставлять эпизоды,
составлять план сочинения в соответствии с выбранной темой, пользуясь учебной картой, отбирать литературный материал, логически его выстраивать, превращая в связный текст.
| Сочинение
|
|
|
|