Главная страница


Протокол № от 2014 рук. Мо (Фазуллина Н. Р.)



НазваниеПротокол № от 2014 рук. Мо (Фазуллина Н. Р.)
страница3/5
Дата16.04.2016
Размер0.87 Mb.
ТипПротокол
1   2   3   4   5



Календарно-тематическое планирование по литературе. 9 класс.





Тема урока



Кол-во часов

Элементы содержания


Требования к уровню подготовки

Виды контроля измерители


НРК

Дата проведения

План

Факт

I четверть

1

Введение.

Литература как искусство слова и её роль в духовной жизни человека.

1

Место художественной литературы в общественной жизни и культуре России. Национальные ценности и традиции, формирующие проблематику и образный мир русской литературы, её гражданский и патриотический пафос, её гуманизм.

Знать образную природу словесного искусства, роль литературы в общественной и культурной жизни.

Уметь аргументировано отвечать на поставленные вопросы, строить монологическое высказывание.

- Чтение и анализ высказывания историка Ключевского: «Человек – главный предмет искусства..»

- Ответы на вопросы.










Из древнерусской литературы (3 ч.)

2

Литература Древней Руси. Самобытный характер древнерусской литературы

«Слово о полку Игореве» - величайший памятник древнерусской литературы

1

Истоки и начало древнерусской литературы, её христианско-православные корни. Патриотический пафос и поучительный характер древнерусской литературы. Утверждение в литературе Древней Руси высоких нравственных идеалов: любви к ближнему, милосердия, жертвенности. Связь литературы с фольклором. История открытия памятника, проблема авторства.

Знать жанры литературы Древней Руси, ее самобытный характер.

Уметь характеризовать данный период развития литературы.

Знать историческую основу «Слова», историю открытия памятника, основные версии авторства «Слова», особенности жанра.

Характеристика этапов развития древнерусской литературы. План.

Составление плана «Слова…». Сопоставление с летописным источником: сходства и различия










3

Система образов «Слова…». Особенности языка и жанра произведения

1

Художественные особенности произве­дения. Значение «Слова...» для русской литературы после­дующих веков. Открытие «Слова…», его издание и изучение. Историческая основа памятника, его сюжет. Жанр и композиция «Слова…». Образы русских князей. Характер князя Игоря. «Золотое слово» Святослава.

Ярославна как идеальный образ русской женщины. своеобразие авторского стиля. «Слово» и фольклорная традиция.

Знать: жанр и композицию про­изведения, художественное своеобразие «Слова», связи его с фольклором, о жизни «Слова» в искусстве.

Уметь: выделять смысловые части художественного текста, формули­ровать идею про­изведения; выра­зительно читать, соблюдая нормы литературного произношения.


Комментирование текста, установление ассоциативных связей «Слова…» и гравюр Фаворского, картины В.Васнецова.

Анализ текста произведения по вопросам и заданиям, выявление его жанра.



НРК







4

Образ русской земли в «Слове…», основные идеи произведения


1

Образ русской земли и нравственно-патриотическая идея «Слова».

Символика «Слова», Значение «Слова» для русской культуры. Переводы и переложения произведения.


Знать: нрав­ственно-патриотическую идею «Слова».

Уметь: выделять смысловые части художественного текста, формулировать идею произведения, выразительно читать текст.

Выразительное чтение и восприятие текста










Из литературы ХVIII века -8 (7+1в/ч)

5

Характеристика русской литературы ХVIII века


1

Отражение в литературе общеевропейских тенденций развития искусства эпохи Просвещения. Нравственно-воспитательный пафос литературы. Классицизм как литературное направление.

Знать основные черты классицизма как литературного направления.

Уметь сопоставлять исторические факты и литературные традиции

Чтение статьи учебника, составление тезисного плана или выписок (на выбор). Викторина по материалам статьи.











6

М.В.Ломоносов – ученый, поэт, реформатор русского литературного языка

М.В.Ломоносов. Прославление родины, мира, жизни и просвещения в произведениях в оде «На день восшествия…». Жанр оды.


1

М. В. Ломоносов. Жизнь и творчество «Ода на день восшествия на Всероссийский престол Ее Величества государыни Императрицы Елисаветы Петровны, 1747 года» (фрагменты)

Жанр оды. Прославление в оде важнейших ценностей русского Просвещения: мира, родины, науки. Средства создания образа идеального монарха.

Знать биографию М.В. Ломоносова, теорию 3 штилей, теорию стихосложения, особенности жанра оды.
Уметь анализировать стихотворное произведение с точки зрения его принадлежности к классицизму, жанра,  темы, идеи, композиции, изобразительно-выразительных средств.

Пересказ прочитанной статьи о поэте, ученом и реформаторе русского литературного языка. Ответы на основные вопросы: какие приметы классицизма можно отметить в оде? Какие строки привлекли внимание в оде и почему?











7

Г.Р.Державин: поэт и гражданин. Обличение несправедливой власти в произведениях.

Тема поэта и поэзии в лирике Г.Р.Державина.


1

Жизнь и творчество Г.Р. Державина. Традиция и новаторство в поэзии Г. Р. Державина. Жанры поэзии Державина. Отражение в лирике поэта представлений о подлинных жизненных ценностях. Взгляды Державина на поэта и поэзию, гражданский пафос его лирики.

Знать новаторство Державина, жанр гневная ода, особенности раскрытия темы пота и поэзии, власти, какую роль отводит поэту и поэзии.
Уметь анализировать стихотворное произведение с точки зрения его принадлежности к классицизму, жанра,  темы, идеи, композиции.


Пересказ статьи учебника о Державине. Выразительное чтение оды «Властителям и судиям». Анализ оды.










8

Д.И.Фонвизин «Недоросль»

1

Классицистическая комедия

Основные каноны классицизма в творчестве Фонвизина

Кратко сообщают черты классицизма в прочитанных сценах комедии.










9

А.Н.Радищев. Главы «Путешествия из Петербурга в Москву»

Особенности повествования, жанра путешествия и его содержательного наполнения.


1

А. Н. Радищев «Путешествие из Петербурга в Москву». Отражение в «Путешествии…» просветительских взглядов автора. Быт и нравы крепостнической Руси в книге Радищева, ее гражданский пафос. Черты классицизма и сентиментализма в «Путешествии…». Жанр путешествия как форма панорамного изображения русской жизни.

Знать взгляды Радищева на крепостное право, на самодержавие.
Уметь формулировать идею, проблематику изучаемого произведения,  находить черты сентиментализма в произведении, давать характеристику героев, характеризовать особенности сюжета, композиции, роль изобразительно-выразительных средств, выявлять авторскую позицию.

пересказ, комментарий главы «Путешествия…», определение темы, идеи произведения, авторской позиции. Ответы на проблемные вопросы.

НРК







10

Н.М.Карамзин – писатель и историк. Сентиментализм как литературное направление.


1

Сентиментализм как литературное направление. Обращение литературы к жизни и внутреннему миру «частного» человека. Отражение многообразия человеческих чувств, новое в освоении темы “человек и природа”.

Знать биографию Карамзина, его заслуги как историка, журналиста, писателя, новаторский характер его литературного творчества, признаки сентиментализма.

Уметь строить монологическое высказывание, работать с литературоведческим словарем.

Сообщение о писателе. Работа со словарем: сентиментализм.












11

Н.М.Карамзин «Осень», «Бедная Лиза» - произведения сентиментализма.

(Новые черты русской литературы. Внимание к внутренней жизни человека)


1

Сенти­ментализм. Утверждение общечеловеческих ценностей в повести «Бедная Лиза». Главные герои повести. Внимание писателя к внутреннему миру героини. Новые черты рус­ской литературы.


Знать содержание произведения.

Уметь коротко пересказывать содержание произведения формулировать его идею, находить черты сентиментализма в произведении, давать характеристику героев, характеризовать особенности сюжета, композиции, роль изобразительно-выразительных средств, выявлять авторскую позицию.

Анализ стихотворения «Осень».

Краткий пересказ содержания повести «Бедная Лиза», монологические ответы. Домашнее сочинение: почему ускользает от человека счастье?











Из русской литературы ХIХ века - 61

12

Золотой век русской литературы (обзор)


1

Поворотные события русской истории (Отечественная война 1812 г., восстание декабристов, отмена крепостного права) и их влияние на характер русской литературы. Общественный и гуманистический пафос русской литературы XIX в. Осмысление русской литературой ценностей европейской и мировой культуры. Романтизм в русской литературе

Знать общую характеристику русской литературы, отличительные черты романтизма, центральные темы русской литературы.

Уметь давать развернутый ответ на вопрос.

Читают статью «Шедевры русской литературы, «Романтизм», развернуто отвечают на вопросы: Как вы понимаете слова Салтыкова-щедрина, что литература – «сокращенная вселенная»?










13

В.А.Жуковский. Жизнь и творчество (обзор). «Море», «Невыразимое» - границы выразимого в слове и чувстве.


1

В. А. Жуковский. Жизнь и творчество. Стихотворения: «Море», «Невыразимое». Черты романтизма в лирике В. А. Жуковского. Тема человека и природы, соотношение мечты и действительности в лирике поэта

Знать основные черты романтизма как литературного направления

теоретико-литературные понятия элегия, баллада, лирический герой.
Уметь выразительно читать стихотворение. анализировать его с точки зрения принадлежности к романтизму, с точки зрения жанра,  темы, идеи, композиции, изобразительно-выразительных средств.

рассказ о жизни и творчестве В.А.Жуковского, Выразительно читают стихотворения «Море», «Невыразимое»,












14

В.А.Жуковский. Баллада «Светлана». Особенности жанра. (Нравственный мир героини баллады.)

1

Жанр баллады в творчестве Жуковского: сюжетность, фантастика, фольклорное начало, пугающий пейзаж, мотивы дороги и смерти. Светлана - образ русской девушки, сохранившей веру в Бога и не поддавшейся губительным чарам.

Знать жанровые особенности баллады, сюжет произведения.

Уметь воспринимать романтический характер баллады и анализировать художественное произведение.

ответы на вопросы, монологический ответ










А.С.Грибоедов «Горе от ума» ( 7+1р.р. )

15

А.С.Грибоедов Жизнь и творчество.


1

А.С.Грибоедов Жизнь и творчество. Комедия «Горе от ума».

Новое понимание человека в его связях с национальной историей. История создания комедии «Горе от ума».

Знать основные этапы жизненного и творческого пути  А.С. Грибоедова.
Уметь создавать хронологическую канву прочитанного.

Чтение статьи учебника о Грибоедове, воспоминаний современников о писателе. Составление таблицы. Развернутое устное монологическое высказывание «Портрет писателя».










16

«К вам Александр Андреич Чацкий». Первые страницы комедии. Знакомство с героями. Анализ 1 действия комедии А.Н. Грибоедова «Горе от ума».

1

Специфика жанра комедии. Искусство построения интриги (любовный и социально-психологический конфликт). Смысл названия и проблема ума в комедии.


Знать особенности комедии как жанра,
теоретико-литературные понятия экспозиция, завязка, конфликт.
Уметь выразительно читать произведение, отвечать на вопросы, раскрывающие знание и понимание текста, выявлять внешний конфликт, черты классицизма и реализма, видеть афористичность речи, определять стих комедии.

работа со словарем (комедия, сюжет конфликт, интрига) «условности разговорного стиха».

Краткий пересказ 1 действия. Выразительное чтение монологов с комментариями,










17

«Век нынешний и век минувший». Анализ 2 действия комедии


1

Чацкий и фамусовская Москва. Мастерство драматурга в создании характеров (Софья, Молчалин, Репетилов и др.). Черты классицизма и реализма в комедии, образность и афористичность ее языка. языка.


Знать понятия проблематика, идейное содержание, система образов, внутренний конфликт.
Уметь определять проблематику пьесы, идейное содержание,  внутренний конфликт, давать характеристику персонажей, в том числе речевую.

повторение значений терминов «экспозиция», «завязка», «внесценический персонаж», «развитие действия». Чтение наизусть монологов Чацкого и Фамусова. Сопоставительный анализ монологов










18

«Можно ль против всех!» Анализ 3 действия


1

Картина нравов, галерея живых типов и острая сатира

Знать понятия проблематика, идейное содержание, система образов, внутренний конфликт.

Уметь давать характеристику данных персонажей, в том числе речевую, делать их сравнительную характеристику с Чацким,  выявлять авторскую позицию.

краткая характеристика персонажей через речь, жесты, ремарки, оценочные эпитеты. Выразительное чтение монологов и комментирование? Анализ диалогов Чацкого и Софьи, Чацкого и Молчалина, сцены бала.










19

«Не образумлюсь, виноват…» Анализ 4 действия


1

Общечеловеческое звучание образов персонажей. Меткий афористический язык. Особенности композиции комедии.

Знать текст комедии, определение развязки действия, открытого финала.

Уметь давать характеристику  персонажа, в том числе речевую, отбирать материал о персонажах пьесы, подбирать цитаты

Выразительное чтение наизусть монолога Чацкого. Повторяют определение «развязка действия», «открытый финал». Развернутый ответ на вопрос: как понимают ум представители барской Москвы и Чацкий? В чем горе, которое приносит Чацкому ум? В чем драма Софьи, Чацкого?










20

Семинарское занятие «Молодое поколение в комедии. Нравственный идеал Грибоедова А.С.

1

Общечеловеческое звучание образов персонажей. Меткий афористический язык. Особенности композиции комедии.

Уметь давать характеристику  персонажа, в том числе речевую,

Цитатные рассказы об одном из героев: Чацком, Молчалине, Софье, Фамусове.

Почему критики называют финал комедии открытым?










21

И.А.Гончаров «Мильон терзаний». Работа с критической литературой


1

Анализ комедии в критическом этюде И. А. Гончарова «Мильон терзаний».

Знать основные положения статьи.

Уметь отбирать материал из статьи И.А. Гончарова «Мильон терзаний»  и из заметок А.С. Пушкина о Чацком.

Чтение статьи И.А.Гончарова «Мильон терзаний», составить конспект или план-конспект)










22

РР Классное сочинение обучающего характера по комедии А.Н.Грибоедова «Горе от ума». «Горе от ума»


1




Знать содержание комедии
Уметь сопоставлять эпизоды,

составлять план сочинения в соответствии с выбранной темой, пользуясь учебной картой, отбирать литературный материал, логически его выстраивать, превращая в связный текст.

Сочинение










1   2   3   4   5