Русская литература второй половины ХIХ века ( 7+1р.р. )
65
| А.Н.Островский. Слово о писателе. «Бедность не порок».
Особенности сюжета.
| 1
| Патриархальный мир в пьесе и угроза его распада. Любовь в патриархальном мире..
| Знать творческую биографию писателя, содержание произведения.
Понимать патриархальный мир в пьесе, любовь и её влияние на героев, уметь характеризовать героев.
| Рассказ о писателе на основе прочитанного. Характеристика героев.
|
|
|
|
66
| Патриархальный мир в пьесе, любовь и её влияние на героев. Комедия как жанр драматургии.
| 1
| Победа любви — воскрешение патриархальности, воплощение истины, благодати, красоты.
| Знать содержание произведения.
Понимать патриархальный мир в пьесе, любовь и её влияние на героев, уметь характеризовать героев.
| Характеристика героев.
|
|
|
|
67
| в/ч Л.Н.Толстой. Слово о писателе. «Юность». Обзор содержания трилогии. Формирование личности героя повести.
|
| Формирование личности юного героя повести, его стремление к нравственному обновлению. Духовный конфликт героя с окружающей его средой и собственными недостатками: самолюбованием, тщеславием, скептицизмом. Возрождение веры в победу добра, в возможность счастья. Особенности поэтики Л. Толстого: психологизм («диалектика души»), чистота нравственного чувства, внутренний монолог как форма раскрытия психологии героя.
| Знать особенности автобиографического произведения, содержание произведения, о трех периодах жизни человека в трилогии
Уметь характеризовать внутренний мир героя через внешние проявления.
| Рассказ о писателе, определение черт личности героя
|
|
|
|
68
| А.П.Чехов. Слово о писателе. В мастерской художника. «Тоска», «Смерть чиновника».
| 1
| Истинные и ложные ценности героев рассказа «Смерть чиновника». Эволюция образа маленького человека в русской литературе XIX века. Чеховское отношение к маленькому человеку. Боль и негодование автора. «Тоска». Тема одиночества человека в многолюдном городе.
| Знать творческую биографию писателя, содержание рассказа, индивидуальную особенность рассказов писателя, эволюцию образа «маленького человека»..
| Анализ рассказов: монологические ответы.
|
|
|
|
69
| Ф.М.Достоевский. Слово о писателе. «Белые ночи».
| 1
| Содержание и смысл «сентиментальности» в понимании Достоевского. Роль истории Настеньки в романе.
| Знать содержание, уметь характеризовать изобразительно-выразительные средства
Уметь анализировать произведение, выделять проблему.
| Рассказ о писателе на основе прочитанного. Характеристика внутреннего мира героя.
|
|
|
|
70
| Тип петербургского мечтателя, черты его внутреннего мира.
| 1
| Тип «петербургского мечтателя» — жадного к жизни и одновременно нежного, доброго, несчастного, склонного к несбыточным фантазиям.
| Знать содержание, уметь характеризовать изобразительно-выразительные средства
Уметь анализировать произведение, выделять проблему.
|
|
|
|
|
71
| РР Подготовка к домашнему сочинению «В чём особенность изображения внутреннего мира героев русской литературы второй половины ХIХ века? (На примере одного-двух произведений).
| 1
|
| Знать содержание произведений, проблемы, которые поднимают в них авторы.
Уметь создавать письменное сочинение
| сочинение
|
|
|
|
72
| Поэзия второй половины ХIХ века. Н.А.Некрасов, Ф.И.Тютчев, А.А.Фет.
Многообразие жанров, эмоциональное богатство.
| 1
| Эмоциональное богатство русской поэзии. Обзор с включением ряда произведений.
| Знать представителей русской поэзии второй половины ХIХ века: Н.А.Некрасов, Ф.И.Тютчев, А.А.Фет.
Уметь анализировать поэтические произведения
| Анализ поэтических произведений поэзии Н.А.Некрасова, Ф.И.Тютчева, А.А.Фета.
|
|
|
|
Русская литература ХХ века. Проза ( 8 ч. )
|
73
| Русская литература ХХ века. Многообразие жанров и направлений.
| 1
| Новые течения в русской литературе конца XIX–начала ХХ вв. Эпоха революционных потрясений и её отражение в литературе. Традиции и новаторство Русская литература советского времени. Проблема героя. Личность и государство.
| Знать особенности русской литературы ХХ века.
Иметь представление о многообразии жанров и литерных направлений.
| Сообщение об особенностях русской литературы ХХ века6 жанры, литературные направления..
|
|
|
|
74
| И.А.Бунин. Слово о писателе.
«Тёмные аллеи». «Поэзия» и «проза» русской усадьбы.
| 1
| Многообразие реалистических тенденций. Историзм и психологизм в литературе. Нравственные и философские искания русских писателей. Литература о глубокой, таинственной связи человека и природы.
| Знать основные сведения о жизни и творчестве писателя содержание литературных произведений,
Уметь: выделять и формулировать тему, идею, проблематику изученного произведения; характеризовать героев, сопоставлять героев одного или нескольких произведений;
| Анализ рассказа: монологические ответы..
| НРК
|
|
|
75
| М.А.Булгаков. Слово о писателе.
«Собачье сердце» как социально-философская сатира на современное общество. Система образов.
| 1
| История создания и судьба повести. Смысл названия. Система образов произведения. Умственная, духовная нравственная, недоразвитость — основа живучести «шариковщины», «швондерства».
| Знать основные сведения о жизни и творчестве писателя. Знать содержание повести, особенности булгаковской сатиры, понятие шариковщины.
Уметь раскрывать художественное своеобразие рассказа. Уметь определять нравственную проблематику повести
| Анализ с раскрытием художественного своеобразия произведения, его нравственной проблематики.
|
|
|
|
76
| Поэтика повести Булгакова «Собачье сердце»
| 1
| Прием гротеска в повести.
Художественная условность, фантастика, сатира (развитие понятий).
| Знать содержание повести, особенности булгаковской сатиры, понятие шариковщины.
Уметь определять нравственную проблематику повести
|
|
|
|
|
77
| М.А.Шолохов. Слово о писателе. «Судьба человека».
Образ главного героя. Судьба человека и судьба Родины.
| 1
| Годы военных испытаний и их отражение в литературе. Тема родины и ее судьбы. Судьба человека в годы военных испытаний, раскрытие лучших черт национального характера. Утверждение нерушимости нравственных устоев и ценностей человека в годы Великой Отечественной войны.
Гуманизм шолоховской прозы.
| знать:
основные факты жизни и творческого пути М.Шолохова, содержание произведения,
изученные теоретико-литературные понятия;
уметь:
выделять и формулировать тему, идею, проблематику изученного произведения; давать характеристику героев.
| Анализ рассказа: монологические ответы.
|
|
|
|
78
| М. Шолохов «Судьба человека». Особенности композиции рассказа и образ автора-рассказчика.
| 1
| Особенности сюжета и композиции рассказа. Трагедия народа в годы войны и судьба Андрея Соколова. Проблема нравственного выбора в рассказе. Роль пейзажных зарисовок в рассказе.
| Знать особенности композиции рассказа «Судьба человека».
Уметь характеризовать образ главного героя. особенности сюжета, композиции, роль изобразительно-выразительных средств.
| Анализ рассказа: монологические ответы.
|
|
|
|
79
| А.И.Солженицын. Слово о писателе.
«Матрёнин двор». Картины послевоенной деревни. Образ рассказчика.
| 1
| Утверждение нерушимости нравственных устоев и ценностей человека в сложных жизненных обстоятельствах (революции, репрессии, коллективизация, Великая Отечественная война).
| Знать автобиографическую основу рассказа «Матренин двор».
Уметь раскрывать художественное своеобразие рассказа
| Рассказ о писателе с презентацией.
Анализ рассказа с элементами художественного пересказа и акцентом на художественном своеобразии.
|
|
|
|
80
| Р/Р Тема «праведничества» в рассказе. Образ праведницы, трагизм её судьбы.
| 1
| Автобиографическая основа рассказа, его художественное своеобразие. Образ главной героини и тема праведничества в русской литературе
| Знать текст произведения, понятие «праведничество», уметь объяснять смысл праведничества в рассказе, поднятые писателем проблемы.
| Объяснение смысла «праведничества» в рассказе с опорой на текст произведения и поднятые писателем проблемы. Домашнее сочинение: как вы понимаете заключительную фразу произведения?
| НРК
|
|
|
Русская литература ХХ века. Поэзия ( 15 ч. )
|
81
| Русская поэзия Серебряного века.
| 1
|
| Знать содержание теоретико-литературных терминов. Уметь выделять главное и значимое в учебном материале
| конспект лекции
|
|
|
|
82
| А.А.Блок. Слово о поэте. Образы и ритмы поэта.
Трагедия лирического героя в «страшном мире».
Своеобразие лирических интонации.
| 1
| Слово о поэте.
Родина и любовь как единая тема в творчестве Блока. Художественные средства создания образа России. Лирический герой стихотворения
| Знать основные факты биографии поэта.
Уметь выразительно читать наизусть стихотворения А.Блока
Знать особенности трагедии лирического героя в «страшном мире», своеобразие лирических интонаций.
| Сообщение о словотворчестве поэта на основе прочитанной статьи, выразительное чтение стихотворений.
Анализ стихотворений.
|
|
|
|
83
| С.А.Есенин. Народно-песенная основа лирики поэта. Тема Родины.
| 1
| С. А. Есенин. Слово о поэте. Стихотворения: «Гой ты, Русь, моя родная…», «Отговорила роща золотая…» Поэтизация крестьянской Руси в творчестве Есенина. Эмоциональная искренность и философская глубина поэзии Есенина.
| Знать основные события творческой биографии поэта, его программные произведения.
Уметь анализировать поэтический текст, выделяя тропы и стилистические приемы
| Выразительное чтение стихотворений и их анализ.
|
|
|
|
84
| Размышления о жизни, природе, человеке в лирике С.Есенина.
| 1
| Человек и природа в художественном мире поэта.
| Уметь анализировать поэтический текст, выделяя тропы и стилистические приемы
| Выразительное чтение стихотворений и их анализ
| НРК
|
|
|
85
| В.В.Маяковский: страницы биографии. Стихотворения «А вы могли бы?», «Нате!», «Послушайте».
| 1
| Новаторство поэзии. Своеобразие стиха, ритма, интонаций.
| Знать отдельные факты биографии поэта. Своеобразие ритма, интонации.
Уметь выразительно читать стихотворения Маяковского.
| Сообщение о словотворчестве поэта на основе прочитанной статьи, выраз. чтение стих. наизусть.
|
|
|
|
86
| Новаторство поэзии. Своеобразие стиха, ритма, интонаций.
| 1
| Маяковский о труде поэта. Словотворчество поэта. Новаторство поэзии Маяковского.
| Знать: историко-культурный контекст изучаемых произведений;
- основные теоретико-литературные понятия;
Уметь: выделять и формулировать тему, идею;
| выразительное чтение стихотворений наизусть.
|
|
|
|
87
| М.И.Цветаева. Особенности поэтики. Стихи о поэзии, о любви, жизни и смерти.
| 1
| Судьба поэта в годы испытаний, ее отражение в творчестве. Утверждение нерушимости нравственных устоев и ценностей человека в сложных жизненных обстоятельствах (революции, репрессии).
| Знать: историко-культурный контекст изучаемых произведений;
- основные теоретико-литературные понятия;
Уметь: выявлять авторскую позицию;
-выражать свое отношение к прочитанному;
-сопоставлять литературные произведения;
| Выразительное чтение стихотворений наизусть и их анализ.
|
|
|
|
88
| Образ Родины в лирическом цикле М.Цветаевой «Стихи о Москве». Традиции и новаторство.
| 1
| Образ Родины в лирическом цикле М.Цветаевой «Стихи о Москве». Традиции и новаторство.
| Знать: историко-культурный контекст изучаемых произведений;
- основные теоретико-литературные понятия;
Уметь: выявлять авторскую позицию;
-выражать свое отношение к прочитанному;
-сопоставлять литературные произведения;
| наизусть стихотворные тексты и фрагменты прозаических текстов, подлежащих обязательному изучению (по выбору);
|
|
|
|
89
| Н.А.Заболоцкий. Тема гармонии с природой, любви и смерти.
| 1
| Философский характер лирики поэта. Утверждение нерушимости нравственных устоев и ценностей человека в сложных жизненных обстоятельствах (революции, репрессии).
| Знать факты биографии поэта. тематику стихотворений, их философский характер.
Уметь выразительно читать и анализировать стихотворения.
| Выразительное чтение стихотворений и их анализ.
|
|
|
|
90
| А.А.Ахматова. Слово о поэте. Трагические интонации в любовной лирике.
| 1
| А. А. Ахматова. Слово о поэте.
Тема любви в лирике Ахматовой. Её трагическое звучание.
| Знать факты биографии поэтессы, особенности новаторства, традиций, тематику стихотворений, трагические интонации в любовной лирике,
отношение к поэту и поэзии.
Уметь выразительно читать и анализировать стихотворения.
| Сообщение о поэтессе с презентацией.
Выразительное чтение стихотворений и их анализ.
|
|
|
|
91
| Стихи А.Ахматовой о поэте и поэзии. Особенности поэтики.
| 1
| Тема поэта и поэзии в лирике Ахматовой. Особенности поэтики. Война как проверка человека на мужество, человечность и патриотизм. Активность гражданской позиции поэта.
| Знать факты биографии поэтессы, особенности новаторства, традиций, тематику стихотворений, трагические интонации в любовной лирике,
отношение к поэту и поэзии.
Уметь выразительно читать и анализировать стихотворения
| Выразительное чтение стихотворений и их анализ.
|
|
|
|
92
| Б.Л.Пастернак. Философская глубина лирики поэта. Вечность и современность.
| 1
| Годы испытаний и их отражение в литературе. Тема вечности в лирике поэта. Философичность лирики Пастернака.
| Знать факты биографии поэта. тематику стихотворений, их философский характер.
Уметь выразительно читать и анализировать стихотворения.
| Сообщение о поэте с презентацией. Выразительное чтение стихотворений и их анализ.
| НРК
|
|
|
93
| А.Т.Твардовский. Слово о поэте. Раздумья о Родине и природе в лирике поэта.
| 1
| Поэтизация России в творчестве поэта. Эмоциональная искренность и философская глубина поэзии Твардовского. Человек и природа в художественном мире поэта.
| Знать факты биографии поэта. тематику стихотворений, особенности творческого метода поэта.
Уметь выразительно читать, пересказывать и анализировать стихотворения.
| Сообщение о поэте с презентацией «К юбилею поэта». Выразительное чтение стихотворений и их анализ.
|
|
|
|
94
| А.Т.Твардовский «Я убит подо Ржевом». Проблемы и интонации стихов о войне.
| 1
| Война как проверка человека на мужество, человечность и патриотизм. Активность гражданской позиции поэта.
| Знать тематику стихотворений, особенности творческого метода поэта.
Уметь выразительно читать, пересказывать и анализировать стихотворения.
| Выразительное чтение стихотворений и их анализ.
| НРК
|
|
|
95
| в/ч Песни и романсы на стихи русских поэтов XIX -XIX века.
| 1
| Романсы и песни как синтетический жанр, посредством словесного и музыкального искусства выражающий переживания, мысли, настроения человека.
| Знать тематику стихотворений, особенности творческого метода поэта.
Уметь выразительно читать, пересказывать и анализировать стихотворения.
| Выразительное чтение, сообщения, презентации
|
|
|
|
Из зарубежной литературы ( 7ч. )
|
96
| в/ч Гораций. Ода «Я воздвиг памятник». Поэтическое творчество в системе человеческого бытия
|
| Поэтическое творчество в системе человеческого бытия. Мысль о поэтических заслугах. Традиции горацианской оды в творчестве Державина и Пушкина.
| Знать понятие античная лирика, особенности взгляда римлян на человека и эпоху.
Уметь Сообщение о поэте с презентацией. Выразительное чтение стихотворений и их анализ.
| Ответить на вопросы: как представляет Гораций задачи поэта; что нового вносят в осмысление темы творчества русские поэты.
|
|
|
|
97
| Данте Алигьери. «Божественная комедия» (обзор, фрагменты).
Множественность смыслов и её философский характер.
| 1
| «Божественная комедия» («Ад», I, V Песни) Трехчастная композиция поэмы как символ пути человека от заблуждения к истине. Тема страдания и очищения. Данте и Вергилий. Данте и Беатриче. Особенности строфической формы
| Иметь представление о творчестве Данте, о героях произведения и знать содержание 1-3 песен «Ада».
Уметь выразительно читать текст песен, определять их аллегорический характер.
| Ответы на вопросы
|
|
|
|
98
| У.Шекспир. «Гамлет». (Обзор с чтением отдельных сцен).
Одиночество Гамлет в конфликте с реальным миром.
| 1
| Трагедия «Гамлет».
Человеческий разум и «проклятые вопросы» бытия. Гамлет как рефлексирующий герой. Мысль и действие. Необходимость и бесчеловечность мести.
| Знать основные факты из жизни Шекспира, содержание трагедии «Гамлет». Иметь представление о героях трагедии.
Уметь участвовать в диалоге по прочитанному произведению, понимать чужую точку зрения
| Ответы на вопросы
|
|
|
|
99
| в/ч Трагизм любви Гамлета и Офелии. Гамлет как вечный образ мировой литературы.
| 1
| Трагический характер конфликта в произведении. Гамлет в ряду «вечных» образов.
| Знать содержание трагедии «Гамлет». Иметь представление о героях трагедии.
Уметь участвовать в диалоге по прочитанному произведению, понимать чужую точку зрения
| Ответы на вопросы
|
|
|
|
100
| И.В. Гёте. «Фауст» (Обзор с чтением отдельных сцен). Эпоха Просвещения. Противопоставление добра и зла..
| 1
| Европейская литература эпохи Просвещения. И.-В. Гёте как представитель эпохи. Трагедия «Фауст» (фрагменты).
Интерпретация народной легенды о докторе Фаусте. Диалектика добра и зла.
| Знать основные факты из жизни Гете, содержание отдельных сцен.
Уметь раскрывать
мотивы поступков героев
| Ответы на вопросы
|
|
|
|
101
| Смысл сопоставления Фауста и Вагнера. Фауст как вечный образ мировой литературы).
| 1
| Трагедия «Фауст» (фрагменты).
Интерпретация народной легенды о докторе Фаусте. Диалектика добра и зла. Фауст и Мефистофель. Фауст и Маргарита. Жажда познания как свойство человеческого духа.
| Уметь раскрывать
мотивы поступков героев
| Ответы на вопросы
|
|
|
|
102
| Итоговые занятия по курсу 9 класса. Выявление уровня литературного развития учащихся.
| 1
|
| Ответы на вопросы (по уровням)
| Ответы на вопросы.
|
|
|
|