|
Кодирование и обработка графической и мультимедийной информации (14 ч). Получение растровых изображений с помощью сканера и цифровой камеры. Редактирование и преобразование (масштабирование, изменение глубины цвета, изменение формата файла и др.) изображений с помощью графических редакторов. Печать изображений.
Создание мультимедийных компьютерных презентаций. Рисунки, анимация и звук на слайдах. Дизайн презентации и макеты слайдов. Композиция и монтаж. Демонстрация презентаций. Цифровое фото и видео. Основы видеомонтажа.
Практические работы:
Практическая работа №1"Растровая и векторная графика".
Практическая работа №2 "Знакомство с растровым графическим редактором Corel Photo Paint".
Практическая работа №3 "Создание изображений в векторном графическом редакторе".
Практическая работа №4 "Создание анимации"
Практическая работа №5 "Создание и обработка звуковой информации"
Практическая работа №6 "Обработка цифровых фото и видео"
Учащиеся должны:
иметь представление о принципах кодирования информации;
иметь представление о возможности соединения разнотипной информации в одном электронном документе с помощью технологии мультимедиа;
уметь применять графический редактор для создания и редактирования изображений;
уметь описывать назначение и основные черты интерактивного интерфейса.
Кодирование и обработка текстовой информации (9 ч).
Создание и простейшее редактирование документов (вставка, удаление и замена символов, работа с фрагментами текстов). Нумерация и ориентация страниц. Размеры страницы, величина полей. Колонтитулы. Проверка правописания. Создание документов с использованием мастеров и шаблонов (визитная карточка, доклад, реферат). Параметры шрифта, параметры абзаца. Включение в текстовый документ списков, таблиц, диаграмм, формул и графических объектов. Разработка и использование стиля: абзацы, заголовки. Гипертекст. Создание закладок и ссылок. Запись и выделение изменений. Распознавание текста. Компьютерные словари и системы перевода текстов. Сохранение документа в различных текстовых форматах. Печать документа.
Практические работы:
Практическая работа №7 "Ввод и редактирование информации в документах".
Практическая работа №8 "Форматирование документа".
Практическая работа №9 "Вставка формул и списков в документ"
Практическая работа №10 "Создание таблиц и графических объектов в документах"
Учащиеся должны:
уметь применять текстовый редактор для набора, редактирования и форматирования текстов;
Кодирование и обработка числовой информации (11 ч).
Системы счисления. Перевод чисел и арифметические операции в двоичной системе счисления. Табличные расчеты и электронные таблицы (столбцы, строки, ячейки). Типы данных: числа, формулы, текст. Абсолютные и относительные ссылки. Встроенные функции.
Практические работы:
Практическая работа №11 "Перевод чисел из одной системы счисления в другую с помощью калькулятора".
Практическая работа №12 "Вставка функций, формул и диаграмм в ЭТ".
Учащиеся должны: иметь представление о работе с электронными таблицами; знать типы задач, решаемых с помощью электронных таблиц. описывать назначение и возможности электронных таблиц;
перечислять основные объекты, с которыми работают электронные таблицы, и допустимые над ними операции;
уметь строить диаграммы;
уметь применять электронные таблицы для решения задач;
уметь создавать простейшие базы данных.
Основы алгоритмизации и объектно-ориентированного программирования (20 ч). Понятие алгоритма, свойства алгоритмов. Исполнители алгоритмов, система команд исполнителя. Способы записей алгоритмов. Формальное исполнение алгоритмов. Основные алгоритмические структуры (линейная, ветвление, выбор, цикл). Вспомогательные алгоритмы.
Алгоритмическое программирование: основные типы и структуры данных (переменные, массивы). Процедуры и функции.
Объектно-ориентированное программирование. Объекты: свойства и методы. Событийные и общие процедуры. Графический интерфейс: форма и управляющие элементы.
Системы программирования (интерпретаторы и компиляторы). Среда разработки Turbo Pascal. Создание программ на языке Turbo Pascal.
Практические работы:
Практическая работа №13 "Знакомство с ЯП Turbo Pascal".
Практическая работа №14 " Линейные алгоритмы".
Практическая работа №15 «Циклические алгоритмы. Ветвление».
Практическая работа №16 «Циклические алгоритмы. Ветвление».
Учащиеся должны:
1. объяснять структуру основных алгоритмических конструкций и уметь использовать их для построения алгоритмов;
2. знать основные типы данных и операторы для одного из языков программирования;
3. уметь разрабатывать и записывать на языке программирования типовые алгоритмы;
4. уметь создавать проекты с использованием визуального объектно-ориентированного программирования (Turbo Pascal). Моделирование и формализация (9 ч).
Получить представление о моделировании как методе научного познания.
Понять основные принципы формализации и подходы к построению компьютерных моделей. Знать использование информационных моделей в учебной и познавательной деятельности, назначение и виды информационных моделей. Формализация задач из различных предметных областей. Структурирование данных. Построение информационной модели для решения поставленной задачи.
Практические работы:
Практическая работа №17 "Компьютерное моделирование в среде табличного процессора MS Excel".
Практическая работа №18 "Компьютерное моделирование в среде табличного процессора MS Excel".
Практическая работа №19 "Информационные модели управления объектами".
Учащиеся должны:
иметь представление о сущности формализации и методе моделирования;
уметь построить простейшие модели и исследовать их с использованием компьютера;
уметь построить информационную модель для решения задач, какой - либо учебной предметной области
Информатизация общества (4 ч).
Информационное общество - закономерности и проблемы становления и развития. Проблемы информационной безопасности общества. Правовая охрана программ и данных. Лицензионные, бесплатные и условно - бесплатные программы. Информационная культура и информационная безопасность личности. Этические нормы поведения в компьютерных сетях.
Учащиеся должны:
1. иметь представление о влиянии информационных ресурсов на социально-экономическое и культурное развитие общества;
2. иметь представление о проблемах информационной безопасности общества и личности;
3. иметь представление об авторских правах на программное обеспечение и правах пользователя на его использование;
4. уметь обосновывать основные составляющие информационной культуры человека.
Требования к уровню подготовки учащихся, обучающихся по данной программе
знать/понимать
сущность понятия «информация», её основные виды:
виды информационных процессов; примеры источников и приемников информации;
особенности запоминания, обработки и передачи информации человеком;
единицы измерения количества и скорости передачи информации;
программный принцип работы компьютера:
основные виды программного обеспечения компьютера и их назначение;
назначение и функции используемых информационных и коммуникационных технологий;
назначение и принципы работы компьютерных сетей;
• основные свойства алгоритма, типы алгоритмических конструкций: следование, ветвление, цикл; понятие вспомогательного алгоритма;
• программный принцип работы компьютера;
• назначение и функции используемых информационных и коммуникационных технологий:
• назначение и виды моделей, описывающих объекты и процессы;
• области применения моделирования объектов и процессов;
уметь
• использовать возможности локальной и глобальной сети для обмена информацией и доступа к периферийным устройствам и информационным банкам;
• представлять числа в различных системах счисления;
• выполнять и строить простые алгоритмы;
• использовать готовые информационные модели, оценивать их соответствие реальному объекту и целям моделирования;
• оперировать информационными объектами, используя графический интерфейс: открывать именовать, сохранять объекты, архивировать и разархивировать информацию, пользоваться меню и окнами, справочной системой; предпринимать меры антивирусной безопасности;
• оценивать числовые параметры информационных объектов и процессов: объем памяти, необходимый для хранения информации, скорость передачи информации;
• создавать информационные объекты, в том числе:
- структурировать текст, используя нумерацию страниц, списки; проводить проверку правописания; использовать в тексте таблицы, изображения;
- создавать и использовать различные формы представления информации: формулы графики, диаграммы, таблицы (в том числе динамические, электронные, в частности – в практических задачах), переходить от одного представления данных к другому;
- создавать рисунки, чертежи, графические представления реального объекта, в частности в процессе проектирования с использованием основных операций графических редакторов; осуществлять простейшую обработку цифровых изображений;
- создавать записи в базе данных;
- создавать презентации на основе шаблонов;
• искать информацию с применением правил поиска (построения запросов) в базах данных, компьютерных сетях, некомпьютерных источниках информации (справочниках и словарях, каталогах, библиотеках) при выполнении заданий и проектов по различным учебным дисциплинам;
• пользоваться персональным компьютером и его периферийным оборудованием (принтером, сканером, модемом, мультимедийным проектором, цифровой камерой);
• следовать требованиям техники безопасности, гигиены, эргономики и ресурсосбережения при работе со средствами информационных и коммуникационных технологий;
использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:
• создания простейших моделей объектов и процессов в виде изображений и чертежей, динамических (электронных) таблиц, программ (в том числе - в форме блок-схем);
• проведения компьютерных экспериментов с использованием готовых моделей объектов процессов;
• создания информационных объектов, в том числе для оформления результатов учебной работы;
• организации индивидуального информационного пространства, создания личных коллекций информационных объектов.
Перечень учебно-методических средств обучения Литература для учителя:
Учебник по информатике и ИКТ 8 класс / Угринович Н.Д.– М.: Бином, 2010
Учебник по информатике и ИКТ 9 класс / Угринович Н.Д.– М.: Бином, 2010
Учебное пособие для ОУ Практикум по информатике и информационным технологиям. / под. ред. Н.Д. Угринович, Л.Л. Босова, Н.И. Михайлова. – М.: БИНОМ, 2008.
Литература для ученика:
Учебник по информатике и ИКТ 8 класс / Угринович Н.Д.– М.: Бином, 2010
Учебник по информатике и ИКТ 9 класс / Угринович Н.Д.– М.: Бином, 2010
Перечень средств ИКТ, необходимых для реализации программы
Аппаратные средства
Компьютер
Проектор
Принтер
Модем
Устройства вывода звуковой информации — наушники для индивидуальной работы со звуковой информацией
Устройства для ручного ввода текстовой информации и манипулирования экранными объектами — клавиатура и мышь.
Устройства для записи (ввода) визуальной и звуковой информации: сканер; фотоаппарат; видеокамера; диктофон, микрофон.
Программные средства
Операционная система – Windows XP, Linux.
Файловый менеджер (в составе операционной системы или др.).
Антивирусная программа.
Программа-архиватор.
Интегрированное офисное приложение, включающее текстовый редактор, растровый и векторный графические редакторы, программу разработки презентаций и электронные таблицы.
Простая система управления базами данных.
Простая геоинформационная система.
Система автоматизированного проектирования.
Виртуальные компьютерные лаборатории.
Программа-переводчик.
Мультимедиа проигрыватель (входит в состав операционных систем или др.).
Система программирования.
Почтовый клиент (входит в состав операционных систем или др.).
Браузер (входит в состав операционных систем или др.).
Программа интерактивного общения.
Простой редактор Wеb-страниц.
Календарно-тематическое планирование по информатике и ИКТ 8 класс (1 ч/нед.)
№ п/п
| Кол-во часов
| Тема урока
| Цель урока
| Тип урока
| Планируемые результаты
| Домашнее задание
| Дополнительный материал
| Дата проведения
| Информация о корректировке
| Предметные
| Метапредмет-ные
| Личностные
| Раздел 1. Информация и информационные процессы (9 часов)
| 1
| 1
| Инструктаж по ТБ и ППвК. Информация в живой и неживой природе.
| Познакомить с правилами поведения в кабинете информатики, техникой безопасности. Познакомиться с понятиями "информация", "информационный процесс". Приводить примеры получения, хранения, обработки информации в живой и неживой природе.
| Объяснение нового материала
| Знать/ понимать:
термины «информация», «сообщение», «данные», «кодирование», понимать разницу между употреблением этих терминов в обыденной речи и в информатике;
Уметь:
описывать размер двоичных текстов, используя термины «бит», «байт» и производные от них;
использовать термины, описывающие скорость передачи данных;
использовать основные способы графического представления числовой информации.
| Уметь:
пользоваться портативным компьютером.
Выбирать способы наиболее быстрого и эффективного представления информации;
Представлять разными способами информацию об объекте изучения в различных предметных областях.
| Качества личности школьника, позволяющие:
Позволяющие выделять информационные аспекты в деятельности человека;
Позволяющие осуществлять информационное взаимодействие в процессе своей деятельности;
Способствующие пониманию принципов информационной безопасности;
Позволяющие формировать этические и правовые основы информационной деятельности человека;
Способствующие соблюдению прав интеллектуальной собственности на информацию, формированию ценностных идеалов гражданского общества;
Позволяющие использовать способы кодирования и представления информации в процессе своей деятельности;
Позволяющие измерять и адекватно оценивать количество информации;
Позволяющие эффективно использовать системы счисления с различным основанием.
| п. 1.1.1, п. 1.1.2.
| Проектор, презентация.
.
| План:
Факт:
|
| 2
| 1
| Человек и информация. Информационные процессы в технике.
| Познакомить обучающихся со способами восприятия информации, формами представления информации, со средствами распространения информации, с системами управления техническими устройствами, робототехникой.
| Объяснение нового материала
| п. 1.1.3, п. 1.1.4.
| Проектор, презентация.
| План:
Факт:
|
| 3
| 1
| Кодирование информации с помощью знаковых систем.
| Познакомить обучающихся с понятиями "кодирование", "знак", "знаковая система", "символ", "сигнал", "естественные и формальные языки", "длина кода", "перекодирование". Дать представление о хранении информации в памяти компьютера.
| Объяснение нового материала
| п. 1.2.
| Проектор, презентация.
.
| План:
Факт:
|
| 4
| 1
| Практическая работа "Кодирование информации".
| Научить представлять информацию с помощью различных знаковых систем.
| Практическая работа
| Выучить записи в тетради
| Проектор, презентация.
| План:
Факт:
|
| 5
| 1
| Количество информации как мера уменьшения неопределенности знания.
| Познакомить обучающихся с понятием "количество информации", с единицами измерения информации на компьютере.
| Объяснение нового материала
| п. 1.3.1.
| Проектор, презентация.
| План:
Факт:
|
| 6
| 1
| Определение количества информации.
| Познакомить обучающихся со способом определения количества информации в информационном сообщении.
| Объяснение нового материала
| п. 1.3.2.
| Проектор, презентация.
| План:
Факт:
|
| 7
| 1
| Практическая работа "Определение количества информации с помощью калькулятора".
| Научить обучающихся определять количество информации, содержащееся в информационном сообщении, с помощью калькулятора.
| Практическая работа
| Выучить записи в тетради
| Проектор, презентация.
| План:
Факт:
|
| 8
| 1
| Алфавитный подход к определению количества информации.
| Познакомить обучающихся с алфавитным подходом к определению количества информации.
| Объяснение нового материала
| п. 1.3.3.
| Проектор, презентация.
| План:
Факт:
|
| 9
| 1
| Контрольная работа по теме «Количество информации».
| Закрепление изученного материала по теме "Информация и информационные процессы".
| Контрольная работа.
|
| Проектор, презентация.
| План:
Факт:
|
| Раздел 2. Компьютер как универсальное устройство обработки информации (7 часов)
| 10
| 1
| Программная обработка данных на компьютере.
| Познакомить обучающихся с понятиями "данные", "программа", "оперативная память", "долговременная память". Дать представление о взаимодействии всех частей компьютера друг с другом (функциональная схема компьютера).
| Объяснение нового материала
| Знать/ понимать:
Принцип работы компьютера;
Базовый набор понятий, которые позволяют описывать работу основных типов программных средств и сервисов (файловые системы, текстовые редакторы, электронные таблицы, браузеры, поисковые системы, словари, электронные энциклопедии);
Уметь:
Работать на базовом уровне с различными программными системами и сервисами указанных типов;
Описывать работу этих систем и сервисов с использованием соответствующей терминологии;
Организовывать своё личное пространство данных с использованием индивидуальных накопителей данных.
| Уметь:
Использовать базовый набор понятий, которые позволяют описывать работу основных типов программных средств и сервисов (файловые системы, текстовые редакторы, электронные таблицы, браузеры, поисковые системы, словари, электронные энциклопедии).
| Качества личности школьника, позволяющие:
Использовать базовые навыки работы с компьютером;
Использовать базовый набор понятий, которые позволяют описывать работу основных типов программных средств и сервисов (файловые системы, текстовые редакторы, электронные таблицы, браузеры, поисковые системы, словари, электронные энциклопедии).
Обладающие:
Знаниями, умениями и навыками, достаточными для работы на базовом уровне с различными программными системами и сервисами указанных типов;
Умением описывать работу этих систем и сервисов с использованием соответствующей терминологии.
|
| Проектор, презентация.
| План:
Факт:
|
| 11
| 1
| Устройство компьютера.
| Познакомить обучающихся с устройствами компьютера и их назначением.
| Объяснение нового материала
| п. 2.1.
| Проектор, презентация.
.
| План:
Факт:
|
| 12
| 1
| Файлы и файловая система.
| Познакомить обучающихся с понятиями "файл", "форматирование дисков", "файловая система". Научить работать с файлами и дисками.
| Объяснение нового материала
| п. 2.2.
| Проектор, презентация.
.
| План:
Факт:
|
| 13
| 1
| Программное обеспечение компьютера.
| Познакомить с понятиями "операционная система", "драйвер", "приложение". Познакомить с функциями операционной системы и видами приложений (прикладным программным обеспечением).
| Объяснение нового материала
| п. 2.3.
| Проектор, презентация.
| План:
Факт:
|
| 14
| 1
| Компьютерные вирусы и антивирусные программы.
| Познакомить с понятиями "вирус", "антивирусная программа". Познакомить с видами вирусов и антивирусных программ. Научить устанавливать антивирусные программы и проверять компьютер на наличие вирусов с помощью антивирусных программ.
| Объяснение нового материала
| п. 2.4.
| Проектор, презентация.
| План:
Факт:
|
| 15
| 1
| Правовая охрана программ и данных. Защита информации.
| Познакомить обучающихся со способами правовой охраны информации; с отличиями между лицензионными, условно бесплатными и свободно распространяемыми программами; методами защиты информации.
| Объяснение нового материала
| п.2.7.
| Проектор, презентация.
| План:
Факт:
|
| 16
| 1
| Контрольная работа "Компьютер как универсальное устройство обработки информации".
| Закрепление изученного материала по теме "Компьютер как универсальное устройство обработки информации".
| Контрольная работа.
|
|
| План:
Факт:
|
| Раздел 3. Коммуникационные технологии (17 часов)
| 17
| 1
| Передача информации. Виды сетей. Локальные сети.
| Познакомить с принципами процесса передачи информации. Изучить виды компьютерных сетей.
| Объяснение нового материала
| Знать/ понимать:
Понятия: «компьютерная сеть», «локальная сеть», «глобальная сеть», «канал передачи», «web-страница», «сайт», «HTML-код», «тег», «атрибут»;
Способы передачи и приёма информации;
Способы создания HTML-документов.
Уметь:
Использовать интернет-сервисы при решении учебных и внеучебных задач;
Организовывать своё личное пространство данных с использованием интернет-сервисов и т. п.;
Соблюдать нормы информационной этики и права;
Создавать web-страницу, используя разные способы.
| Уметь:
Использовать информационные ресурсы общества, образовательные информационные ресурсы в процессе обучения различным предметам;
Использовать информационные технологии в различных областях деятельности человека;
Соблюдать этические и правовые аспекты при работе с информацией.
| Качества личности школьника, позволяющие:
Использовать базовые навыки и знания, необходимые для использования интернет-сервисов при решении учебных и внеучебных задач;
Организовывать своё личное пространство данных с использованием индивидуальных накопителей данных, интернет-сервисов и т. п.;
Ииспользовать основы соблюдения норм информационной этики и права.
| п. 3.1., п. 3.2.
|
| План:
Факт:
|
| 18
| 1
| Решение задач по теме "Передача информации".
| Повторение по теме "Передача информации".
| Повторение пройденного материала
|
| Проектор, презентация.
| План:
Факт:
|
| 19
| 1
| Практическая работа "Передача информации в локальных сетях".
| Сформировать навыки работы в локальных сетях.
| Практическая работа
| -
| Проектор, презентация.
Компьютер, Локальная компьютерная сеть.
| План:
Факт:
|
| 20
| 1
| Глобальная компьютерная сеть "Интернет".
| Познакомить с понятиями "Интернет", "адресация в Интернет", "доменная система имен", "маршрутизация и транспортировка данных". Познакомить со структурой сети Интернет.
| Объяснение нового материала
| п. 3.3.
| Проектор, презентация.
| План:
Факт:
|
| 21
| 1
| Практическая работа " Настройка подключения и география сети Интернет".
| Сформировать навыки настройки подключения к Интернет и получения информации о маршруте прохождения данных.
| Практическая работа
| -
| Проектор, презентация.
Компьютер, Интернет.
| План:
Факт:
|
| 22
| 1
| Информационные ресурсы и сервисы сети Интернет.
| Организовать совместную деятельность для изучения ресурсов и сервисов сети Интернет.
| Объяснение нового материала
| п. 3.4.
| Проектор, презентация.
| План:
Факт:
|
| 23
| 1
| Практическая работа "Путешествие по Всемирной паутине".
| Сформировать навыки работы с сервисами сети Интернет.
| Практическая работа
| -
| Проектор, презентация.
Компьютер, Интернет, браузер.
| План:
Факт:
|
| 24
| 1
| Практическая работа "Работа с электронной почтой".
| Научить обучающихся обмениваться письмами с помощью электронной почты, соблюдая этические и правовые нормы.
| Практическая работа
| -
| Проектор, презентация.
Компьютер, Интернет, браузер.
| План:
Факт:
|
| 25
| 1
| Поиск информации в компьютерных сетях.
| Познакомить с организацией поиска информации в сети Интернет.
| Объяснение нового материала
| п. 3.5.
| Проектор, презентация.
| План:
Факт:
|
| 26
| 1
| Практическая работа "Поиск информации в сети Интернет".
| Сформировать навык грамотного поиска информации в Интернет (с применением правил поиска).
| Практическая работа
| -
| Проектор, презентация.
Компьютер, Интернет, браузер.
| План:
Факт:
|
| 27
| 1
| Практическая работа "Загрузка файлов с серверов файловых архивов".
| Научиться получать и сохранять информацию с серверов в сети Интернет на локальный компьютер.
| Практическая работа
| -
| Проектор, презентация.
Компьютер, Интернет, браузер.
| План:
Факт:
|
| 28 - 29
| 2
| Язык разметки гипертекста HTML.
| Познакомить с принципами создания Web-страниц.
| Объяснение нового материала
| п. 3.7.
| Проектор, презентация.
Компьютер, ПО Блокнот, браузер.
| План:
Факт:
|
| 30 -32
| 3
| Практическая работа "Разработка простого Web-сайта".
| Сформировать навык профессионального сайтостроения.
| Практическая работа
| Приготовить сайт.
| Проектор.
Компьютер, ПО Блокнот, браузер.
| План:
Факт:
|
| 33
| 1
| Защита сайтов.
| Закрепление знаний и умений по теме "Коммуникационные технологии".
| Контрольная работа.
| -
| Проектор.
Компьютер, ПО Блокнот, браузер.
| План:
Факт:
|
| Повторение (1 час)
| 34
| 1
| Итоговый урок.
| Повторение пройденного материала, подготовка к ГИА.
| Повторение пройденного материала
|
|
|
| -
| Проектор.
| План:
Факт:
|
| |
|
|