|
Протокол № от 2014г., Согласовано заместитель директора по увр Рассмотрено
на заседании РМО
учителей информатики
Протокол № ___
от __________ 2014г.,
Руководитель: __________
| Согласовано
заместитель директора
по УВР
_________________________ __________________ 2014 г.
| Утверждено
директор МАОУ
«Уватская СОШ»
________________________ _________________ 2014 г.
|
Рабочая программа
по информатике и ИКТ
5 - 7 класс Программа: Информатика. Программы для общеобразовательных учреждений. 2-11 классы/составитель М.Н.Бородин. – М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2010
Учебник: Л.Л.Босова, А.Ю.Босова. Информатика и ИКТ. 5 - 7 класс
Учитель информатики:
Алимова Елена Александровна
С.Уват, 2014Пояснительная записка Рабочая программа по информатике и ИКТ адресована учащимся 5 – 7 классов, тип – общеобразовательная, тип учебного заведения - общеобразовательная школа. Количество часов в год-
Для 5 класса - 34 часа, режим занятий - 1 час в неделю.
Для 6 класса - 34 часа, режим занятий - 1 час в неделю.
Для 7 класса - 34 часа, режим занятий - 1 час в неделю. Образовательная область – Информатика и ИКТ. Сроки реализации программы – 3 года. Рабочая программа по информатике и ИКТ составлена на основе авторской программы Босовой Л.Л. «Программа курса информатики и ИКТ для 5-7 классов средней общеобразовательной школы» изданной в сборнике «Информатика и ИКТ. 5-7 классы: методическое пособие/ Составитель Л.Л. Босова.– М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2009».
Актуальность разработки программы обусловлена необходимостью адаптации авторской программы к реальным условиям преподавания с одной стороны и недостаточной детализацией примерной программы с другой.
Деятельностный подход отражает стратегию современной образовательной политики: компьютерный практикум для данного курса предполагает практические работы разного уровня сложности. Система заданий сориентирована не столько на передачу «готовых знаний», сколько на формирование активной личности, мотивированной к самообразованию. Не только практические работы, но и самостоятельная домашняя творческая работа по поиску информации, задания на поиск нестандартных способов решения, работа с терминологическим словарем в конце учебника способствуют этому. Для пятых классов важным можно считать и развитие умений самостоятельно и мотивированно организовывать свою познавательную деятельность (от постановки цели до получения и оценки результата), использовать элементы причинно-следственного и структурно-функционального анализа, определять сущностные характеристики изучаемого объекта, самостоятельно выбирать критерии для сравнения, сопоставления, оценки и классификации объектов – в плане это является основой для целеполагания. При выполнении творческих работ формируется умение определять адекватные способы решения учебной задачи на основе заданных алгоритмов, комбинировать известные алгоритмы деятельности в ситуациях, не предполагающих стандартного применения одного из них, мотивированно отказываться от образца деятельности, искать оригинальные решения. Учащиеся должны научиться представлять результаты индивидуальной и групповой познавательной деятельности в форме исследовательского проекта, публичной презентации. Реализация календарно-тематического плана обеспечивает освоение общеучебных умений и компетенций в рамках информационно-коммуникативной деятельности. На уроках по теме «Человек и информация» учащиеся овладевают такими определениями как «понятие», «суждение», «умозаключение», которые являются основополагающими для любой предметной области.
С точки зрения развития умений и навыков рефлексивной деятельности, особое внимание уделено способности учащихся самостоятельно организовывать свою учебную деятельность (постановка цели, планирование, определение оптимального соотношения цели и средств и др.), оценивать ее результаты, определять причины возникших трудностей и пути их устранения, осознавать сферы своих интересов и соотносить их со своими учебными достижениями, чертами своей личности.
Цели программы:
формирование общеучебных умений и навыков на основе средств и методов информатики и ИКТ, в том числе овладение умениями работать с различными видами информации, самостоятельно планировать и осуществлять индивидуальную и коллективную информационную деятельность, представлять и оценивать ее результаты;
пропедевтическое изучение понятий основного курса школьной информатики, обеспечивающее целенаправленное формирование общеучебных понятий, таких как «объект», «система», «модель», «алгоритм» и др.;
воспитание ответственного и избирательного отношения к информации; развитие познавательных, интеллектуальных и творческих способностей учащихся.
Задачи программы:
включить в учебный процесс содержание, направленное на формирование у учащихся основных общеучебных умений информационно-логического характера, таких как анализ объектов и ситуаций; синтез как составление целого из частей и самостоятельное достраивание недостающих компонентов; выбор оснований и критериев для сравнения классификации объектов; обобщение и сравнение данных; подведение под понятие, выведение следствий; установление причинно-следственных связей; построение логических цепочек рассуждений и т. д.;
создать условия для овладения основными универсальными умениями информационного характера, такими как постановка и формулирование проблемы; поиск и выделение необходимой информации, применение методов информационного поиска; структурирование и визуализация информации; выбор наиболее эффективных способов решения задач в зависимости от конкретных условий; самостоятельное создание алгоритмов деятельности при решении проблем творческого и поискового характера;
показать роль средств информационных и коммуникационных технологий в информационной деятельности человека;
расширить спектр умений использования средств информационных и коммуникационных технологий для сбора, хранения, преобразования и передачи различных видов информации (работа с текстом и графикой в среде соответствующих редакторов); создать условия для овладения способами и методами освоения новых инструментальных средств, формирования умений и навыков самостоятельной работы; воспитать стремление использовать полученные знания в процессе обучения другим предметам и в жизни;
организовать деятельность, направленную на овладение первичными навыками исследовательской деятельности, получение опыта принятия решений и управления объектами с помощью составленных для них алгоритмов;
создать условия для развития умений продуктивного взаимодействия и сотрудничества со сверстниками и взрослыми: умением правильно, четко и однозначно формулировать мысль в понятной собеседнику форме; умением выступать перед аудиторией, представляя ей результаты своей работы с помощью средств ИКТ.
Авторское содержание в рабочей программе представлено без изменения, так как учебно-методический комплект является мультисистемным и практические работы могут выполняться как в операционной системе Windows, так и в операционной системе Linux. Формы организации учебного процесса
Единицей учебного процесса является урок. В первой части урока проводиться объяснение нового материала, а на конец урока планируется компьютерный практикум (практические работы). Работа учеников за компьютером в 7 классах 15-20 минут. В ходе обучения учащимся предлагаются короткие (5-10 минут) проверочные работы (в форме тестирования). Очень важно, чтобы каждый ученик имел доступ к компьютеру и пытался выполнять практические работы по описанию самостоятельно, без посторонней помощи учителя или товарищей.
Формы текущего контроля знаний, умений, навыков; промежуточной и итоговой аттестации учащихся
Текущий контроль осуществляется с помощью практических работ (компьютерного практикума).
Тематический контроль осуществляется по завершении крупного блока (темы) в форме интерактивного тестирования, теста по опросному листу или компьютерного тестирования.
Итоговый контроль осуществляется по завершении учебного материала за год в форме интерактивного тестирования, теста по опросному листу или компьютерного тестирования, творческой работы.
Содержание курса 5-7 классов (102 часа) 5 класс
Информация вокруг нас.
Компьютер – универсальная машина для работы с информацией.
Ввод информации в память компьютера.
Управление компьютером.
Хранение информации.
Передача информации.
Кодирование информации.
Текстовая информация.
Представление информации в форме таблиц.
Наглядные формы представления информации.
Компьютерная графика.
Обработка информации. Компьютерный практикум.
Практическая работа №1. Вспоминаем клавиатуру.
Практическая работа №2. Вспоминаем приемы управления компьютером.
Практическая работа №3. Создаем и сохраняем файлы.
Практическая работа №4. Работа с электронной таблицей.
Практическая работа №5. Вводим текст.
Практическая работа №6. Редактируем текст.
Практическая работа №7. Работаем с фрагментами текста.
Практическая работа №8. Форматируем текст.
Практическая работа №9. Создаем простые таблицы.
Практическая работа №10. Строим диаграммы.
Практическая работа №11. Изучаем инструменты текстового редактора.
Практическая работа №12. Работаем с графическими фрагментами.
Практическая работа №13. Планируем работу в графическом редакторе.
Практическая работа №14. Создаем списки.
Практическая работа №15. Ищем информацию в сети Интернет.
Практическая работа №16. Выполняем вычисления с помощью программы Калькулятор.
Практическая работа №17. Создаем анимацию.
Практическая работа №18. Создаем слайд-шоу. Контрольные работы.
Контрольная работа №1. Компьютер – универсальная машина для работы с информацией.
Контрольная работа №2. Формы представления информации.
Контрольная работа №3. Обработка информации. 6 класс
Объекты окружающего мира.
Компьютерные объекты.
Отношения объектов и их множеств.
Разновидности объектов и их классификация.
Системы объектов.
Персональный компьютер как система.
Как мы познаем окружающий мир.
Понятие как форма мышления.
Информационное моделирование.
Знаковые информационные модели.
Табличные информационные модели.
Графики и диаграммы.
Схемы.
Что такое алгоритм.
Исполнители вокруг нас.
Формы записи алгоритмов.
Типы алгоритмов.
Управление исполнителем Чертежник. Компьютерный практикум.
Практическая работа №1. Работаем с основными объектами операционной системы.
Практическая работа №2. Работаем с объектами файловой системы.
Практическая работа №3. Повторяем возможности графического редактора – инструмента создания графических объектов.
Практическая работа №4. Повторяем возможности текстового процессора – инструмента создания текстовых объектов.
Практическая работа №5. Знакомимся с графическими возможностями текстового процессора.
Практическая работа №6. Создаем компьютерные документы.
Практическая работа №7. Конструируем и исследуем графические объекты.
Практическая работа №8. Создаем графические модели.
Практическая работа №9. Создаем словесные модели.
Практическая работа №10. Создаем многоуровневые списки.
Практическая работа №11. Создаем табличные модели.
Практическая работа №12. Создаем вычислительные таблицы в текстовом процессоре.
Практическая работа №13. Создаем информационные модели – диаграммы и графики.
Практическая работа №14. Создаем информационные модели – схемы, графы и деревья.
Практическая работа №15. Создаем линейную презентацию.
Практическая работа №16. Создаем презентацию с гиперссылками.
Практическая работа №17. Создаем циклическую презентацию.
Практическая работа №18. Выполняем итоговый проект. Контрольные работы.
Контрольная работа №1. Компьютер и информация.
Контрольная работа №2. Информационное моделирование.
Контрольная работа №3. Алгоритмика.
7 класс
1. Объекты и их имена.
Объекты и их имена. Признаки объектов. Отношения объектов. Разновидности объектов и их классификация. Состав объектов. Системы объектов. Система и окружающая среда. Персональный компьютер как система.
Компьютерный практикум.
Практическая работа №1 «Основные объекты операционной системы Windows».
Практическая работа №2 «Работаем с объектами файловой системы».
Практическая работа №3 «Создаем текстовые объекты». 2. Информационное моделирование.
Модели объектов и их назначение.
Информационные модели.
Словесные информационные модели.
Многоуровневые списки.
Математические модели.
Табличные информационные модели. Структура и правила оформления таблицы. Простые таблицы. Сложные таблицы. Табличное решение логических задач. Вычислительные таблицы. Электронные таблицы.
Графики и диаграммы. Наглядное представление о соотношении величин. Визуализация многорядных данных.
Многообразие схем. Информационные модели на графах. Деревья.
Компьютерный практикум.
Практическая работа №4 «Создаем словесные модели».
Практическая работа №5 «Многоуровневые списки».
Практическая работа №6 «Создаем табличные модели».
Практическая работа №7 «Создаем вычислительные таблицы в Word».
Практическая работа №8 «Знакомимся с электронными таблицами в Excel».
Практическая работа №9 «Создаем диаграммы и графики».
Практическая работа №10 «Схемы, графы и деревья».
Практическая работа №11 «Графические модели».
Практическая работа №12 «Итоговая работа». 3. Алгоритмика.
Алгоритм — модель деятельности исполнителя алгоритмов.
Исполнитель Чертежник. Управление Чертежником. Использование вспомогательных алгоритмов. Цикл повторить n раз.
Исполнитель Робот. Управление Роботом. Цикл «пока». Ветвление.
Компьютерный практикум
Работа в среде Алгоритмика. Контрольные работы.
Контрольная работа №1. Объекты и их имена.
Контрольная работа №2. Информационные модели.
Контрольная работа №3. Электронные таблицы.
Контрольная работа №4. Алгоритм.
|
|
|