|
Протокол № от приказ № от муниципальное казенное учреждения «Рассмотрено» «Утверждено»
На педагогическом совете Директором МОУ «Чеховская ООШ»
Протокол №____ от «___» ________ Приказ №_____ от «____» __________
Муниципальное казенное учреждения
«Чеховская основная общеобразовательная школа»
Рабочая программа
По элективному курсу «Процентные расчеты на каждый день»
в 8-9 классе
Учитель 2 категории :Маркачева Ирина Валерьевна
с.Чехово
2012-2013 учебный год Пояснительная записка
Рабочая программа элективного курса «Процентные расчеты на каждый день» составлена на основе авторской программы элективного курса по математике для 8-9 класса «Процентные расчеты на каждый день» Автор:В.Н. Студенецкая, Л.С. Сагателова 2007год..
Курс предназначен для обучающихся 9 класса. Рассчитан на 12часов . В учебном плане взят за счет компонента образовательного учреждения и проводится по субботам во втором полугодии.
Актуальность курса: Разработка рабочей программы данного курса обусловлена непродолжительным изучением темы «Проценты» на первом этапе основной школы, когда учащиеся в силу возрастных особенностей еще не могут получить полноценные представления о процентах, об их роли в повседневной жизни. На последующих этапах обучения повторного обращения к этой теме не предусматривается . Во многих школьных учебниках можно встретить задачи на проценты, однако в них отсутсвует компактное четкое изложение соответствующей теории вопроса. Текстовые задачи включены так же и в материалы итоговой аттестации за курс основной школы и ЕГЭ.Однако практика показывает , что задачи на проценты вызывают затруднения у учащихся и очень многие окончившие школу не имеют прочных представлений и навыков обращения с процентами в повседневной жизни. Понимание процентов и умения производить процентные расчеты в настоящее время необходимы каждому человеку: прикладное значение этой темы очень велико и затрагивает финансовую, демографическую, экологическую , социологическую и другие стороны нашей жизни.
Предлагаемый курс «Процентные расчеты на каждый день» демонстрирует учащимся применение математического аппарата к решению повседневных бытовых проблем каждого человека, вопросов рыночной экономики и задач технологии производства. Ориентирует учащихся на обучение по естественно –научному и социально –экономическому профилю.
Цель курса:
Сформировать пониман ие необходимости знаний процентных вычислений для решения большого круга задач, показав широту применения процентных расчетов в реальной жизни.
Способствовать интеллектуальному развитию учащихся, формированию качеств мышления, характерных для математической деятельности и необходимых человеку для жизни в современном обществе, для общей социальной ориентации и решения практических проблем
Задачи курса:
Сформировать умения производить процентные вычисления, необходимые для применения в практической деятельности.
Решать основные задачи на проценты, применять формулу сложных процентов.
Прививать учащимся основы экономической грамотности
Помочь ученику оценить свой потенциал с точки зрения образовательной перспективы.
Для успешного усвоения курса обучающимся необходимы следующие знания и умения:
Виды(формы) учебной деятельности:
Программой предусмотрено сочетание различных форм и методов обучения. Кроме лекционного изложения материала, занятия проводятся в форме деловых игр, практикумов, семинаров. Занятия строятся на сочетании индивидуальной и групповой работы.
Критерии оценивания работы обучающихся:
Обучающийся получает «зачет» при условии посещения лекционно-практический занятий, предусмотренных программой курса, обнаруживая при этом понимание материала курса и умение его применять при решении практических задач. Для промежуточного контроля знаний предполагается использование мини – тестов, «Итоговая проверочная работа».
Ожидаемые результаты:
Использование полученных при изучении курса знаний и опыта для успешной социализации в условиях рыночной экономики.
Понимать содержательный смысл термина «процент» как специального способа выражения доли величины.
Уметь соотносить процент с соответствующей дробью (особенно в некоторых специальных случаях)
Производить прикидку и оценку результатов вычислений
При вычислениях сочетать устные и письменные приемы , применять калькулятор, использовать приемы рационализирующие вычисления.
Учебно –тематический план курса
№
п/п
| Наименование разделов и тем
| Всего часов
| Из них
| Лабораторные и практические занятия
| Контрольные и диагностические работы
| Примечание
| 1
| Проценты . Основные задачи на проценты
| 3
| 1
|
|
| 2.
| Процентные вычисления в жизненных ситуациях
| 3
|
| 1
|
| 3
| Задачи на сплавы, смеси, растворы
| 3
| 1
|
|
| 4
| Решение задач по всему курсу
| 3
|
| 1
|
|
Содержание тем курса
Проценты . Основные задачи на проценты (3часа)
История появления процентов, устранение пробелов в знаниях по решению основных задач на проценты(нахождение процента от числа и нахождение числа по его проценту, нахождение процента одного числа от другого). Актуализируются знания об арифметических приемах решения задач. Методы: лекция, беседа, объяснение. Формы контроля :практическая работа.
Процентные вычисления в жизненных ситуациях (3часа)
Показ широты применения в жизни процентных расчетов. Введение базовых понятий экономики: процент прибыли, стоимость товара, заработная плата, бюджетный дефицит, профицит, изменение тарифов, пеня и др. Решение задач связанных с банковскими расчетами: вычисление ставок, процентов в банке, процентный прирост, определение начальных вкладов. Выполнение тренировочных упражнений. Форма занятий: объяснение, практическая работа.
Методы обучения: выполнение тренировочных задач
Формы контроля: контрольная работа Задачи на сплавы, смеси, растворы (3часа)
Усвоение учащимися понятий концентрации вещества, процентного раствора. Формирование умения работать с законом сохранения массы. Обобщение полученных знаний при решении задач на проценты. Формы занятий: комбинированные. Методы обучения: рассказ, объяснение , выполнение практических заданий Решение задач по всему курсу (3 часа)
Решение разнообразных задач. Итоговая контрольная работа. Форма занятий: практичекая работа
Методы обучения: беседа, творческие задания
Форма контроля : контрольная работа
Требования к уровню подготовки выпускников основной школы
В результате изучения курса «Процентные расчеты на каждый день» в основной школе учащиеся должны:
иметь представление
Об основных экономических понятиях в сфере рыночной экономики: процент прибыли, стоимость товара, заработная плата, бюджетный дефицит, профицит, изменение тарифов, пеня и др.
Понимать
Понимать содержательный смысл термина «процент» как специального способа выражения доли величины.
Уметь:
Уметь соотносить процент с соответствующей дробью (особенно в некоторых специальных случаях)
Производить прикидку и оценку результатов вычислений
При вычислениях сочетать устные и письменные приемы , применять калькулятор, использовать приемы рационализирующие вычисления.
Учебно –методическая литература:
Никольский С.Н., Потапов М.К Алгебра в 7 классе: методические материалы. – М.: Просвещения 2002
Баранов О.О. Задачи на проценты как проблемы словоупотребления //Математика в школе 2003 №5 с50-59
Барашин Г.П. Начальная финансовая математика – М. 1997
Приложение
Терминологический словарь:
Рыночная экономика, Издержки фирмы, процент прибыли, стоимость товара, заработная плата, бюджетный дефицит, профицит, изменение тарифов, пеня, концентрации вещества, процентного раствора.
Календарно – тематическое планирование элективного курса «Процентные расчеты на каждый день» в рамках предпрофильной подготовки в 8-9 классе.
№ урока
| Тема урока
| Предполагаемая дата
| Урок№1
| «Проценты в прошлом и настоящем»
|
| Урок№2-3
| Простой процентный рост и сложный процентный рост
|
| Урок№4
| Распродажа, тарифы, штрафы, скидки
|
| Урок№5
| Банковские операции
|
| Урок№6
| Сложные проценты. Контрольный тест
|
| Урок№7
| Задачи на смеси, растворы, сплавы. Понятие «концентрация»
|
| Урок№8-9
| Задачи на смеси, растворы, сплавы. Закон сохранения массы.
|
| Урок№10
| Решение задач по всему курсу
|
| Урок №11
| Решение творческих задач
|
| Урок№12
| Итоговая проверочная работа
|
| |
|
|