|
Протокол №1 от Рабочая программа по биологии 2014-2015 учебный год для 6 класса (уровень: базовый)
Государственное бюджетное образовательное учреждение города Москвы
лицей № 1793 «Жулебино» «Утверждаю» «Рассмотрено»
Директор
лицея № 1793 «Жулебино»
______________ на заседании МО
Протокол №1 от
Рабочая программа по биологии
2014-2015 учебный год
для 6 класса
(уровень: базовый)
34 часа – 1 час в неделю
Рабочая программа составлена на основе:
Примерной программы по учебным предметам. Биология. 5-9 классы: - М.: Просвещение, 2011. – 54 с. – (Стандарты второго поколения).
Программы В.В.Пасечника и коллектива авторов. Биология. Рабочие программы. Предметная линия учебников «Линия жизни» 5-9 классы. М.: Просвещение, 2011. – 80 с. (Соответствует требованиям ФГОС).
Учебник: В.В.Пасечник, С.В.Суматохин, Г.С.Калинова, З.Г.Гапонюк. Биология. 5-6 классы: учебник для общеобразовательных учреждений / Под редакцией В.В.Пасечника; Рос. акад. наук, Рос.акад.образования, издательство «Просвещение». -2-е изд. – М.: Просвещение, 2013. – 160 с.: ил. – (Академический школьный учебник) (Линия жизни).
Лабораторных работ- 5
Составитель: Кавун Т.В.
учитель биологии
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Рабочая программа реализуется в учебниках по биологии 5-9 классов линии учебно-методических комплектов «Линия жизни» под редакцией профессора В.В. Пасечника. Рабочая программа по биологии составлена на основе:
фундаментального ядра содержания общего образования;
Требований к результатам освоения основной образовательной программы основного общего образования, представленных в Федеральном государственном образовательном стандарте основного общего образования;
Примерной программы основного общего образования по биологии как инвариантной (обязательной) части учебного курса;
Программы развития и формирования универсальных учебных действий;
Программы духовно-нравственного развития и воспитания личности.
Учебного плана школы.
В рабочей программе соблюдается преемственность с примерными программами начального общего образования, в том числе и в использовании основных видов учебной деятельности обучающихся.
Изучение биологии направлено на достижение следующих целей:
Формирование первоначальных систематизированных представлений о биологических объектах, процессах, явлениях, закономерностях, об основных биологических теориях (клеточной, эволюционной), элементарных представлений о наследственности и изменчивости, об экосистемной организации жизни; овладение понятийным аппаратом биологии.
Приобретение опыта использования методов биологической науки для изучения живых организмов и человека: наблюдение за живыми объектами, собственным организмом, описание биологических объектов и процессов; проведение несложных биологических экспериментов с использованием аналоговых и цифровых биологических приборов и инструментов;
Освоение приемов оказания первой помощи, рациональной организации труда и отдых, выращивания и размножения культурных растений и домашних животных, ухода за ними; проведение наблюдений за состоянием собственного организма.
Формирование основ экологической грамотности: способности оценивать последствия деятельности человека в природе, влияние факторов риска на здоровье человека, выбирать целевые и смысловые установки в своих действиях и поступках по отношению к живой природе, своему здоровью, здоровью окружающих; осознания необходимости сохранения биологического разнообразия и природных местообитаний.
Овладение приемами работы с информацией биологического содержания, представленной в разной форме (в виде текста, таблиц, схем, фотографий)
Создание основы для формирования интереса к дальнейшему расширению и углублению биологических знаний.
В рабочей программе нашли отражение цели и задачи изучения биологии на ступени основного общего образования, изложенные в пояснительной записке к Примерной программе по биологии. В ней также заложены возможности формирования у обучающихся общеучебных умений и навыков, универсальных способов деятельности и ключевых компетенций, предусмотренного стандартом.
Содержание курса направлено на формирование универсальных учебных действий, обеспечивающих развитие познавательных и коммуникативных качеств личности. Обучающиеся включаются в проектную и исследовательскую деятельность, основу которой составляют такие учебные действия, как умение видеть проблемы, ставить вопросы, классифицировать, наблюдать, проводить эксперимент, делать выводы, объяснять, доказывать, структурировать материал, давать определения понятиям.
Обучающиеся включатся в коммуникативную учебную деятельность, где преобладают такие виды, как умение полно и точно выражать свои мысли, аргументировать свою точку зрения, работать в группе, представлять и сообщать информацию в устной и письменной форме, вступать в диалог.
Учебное содержание курса сконструировано следующим образом:
Основные признаки и закономерности жизнедеятельности организмов (5-6 класс)
Многообразие живой природы (7класс)
Человек и его здоровье (8 класс)
Основы общей биологии (9 класс)
Содержание учебников для 5-6 класса нацелено на формирование у обучающихся знаний признаков и процессов жизнедеятельности (питание, дыхание, рост, развитие, размножение), присущих всем организмам, взаимосвязи строения и функций, разных форм регуляции процессов жизнедеятельности. Завершается курс рассмотрение организма как единого целого, согласованности протекающих в нем процессов и взаимодействия с окружающей средой.
Результаты освоения курса биологии
Изучение биологии в основной школе обуславливает достижение следующих личностных результатов:
Воспитание российской гражданской идентичности: патриотизма, любви к Отечеству, чувства гордости за свою Родину, осознание своей этнической принадлежности, воспитание чувства ответственности и долга перед Родиной.
Формирование ответственного отношения к учению, готовности к саморазвитию, самообразованию и познанию.
Формирование целостного мировоззрения, соответствующего современному уровню развития науки и общественной практики.
Формирование осознанного, уважительного и доброжелательного отношения к другому человеку, его мнению, мировоззрению, культуре, языку, вере, гражданской позиции, истории, религии, традициям, ценностям народов России и народов мира.
Освоение социальных норм, правил поведения, ролей и форм социальной жизни в группах и сообществах.
Развитие сознания и компетентности в решении моральных проблем на основе личностного выбора; формирование нравственных чувств и нравственного поведения.
Формирование коммуникативной компетентности в общении и сотрудничестве со сверстниками, старшими и младшими в процессе образовательной, общественно полезной, учебно-исследовательской, творческой и других видов деятельности;
Формирование понимания ценности здорового и безопасного образа жизни, усвоение правил безопасного поведения в чрезвычайных ситуациях, угрожающих жизни и здоровью людей, правил поведения в транспорте и на дорогах.
Формирование экологической культуры на основе признания ценности жизни во всех её проявлениях и необходимости ответственного, бережного отношения к окружающей среде.
Осознание значения семьи в жизни человека и общества, принятие ценностей семейной жизни.
Развитие эстетического сознания через освоение художественного наследия народов России и мира, творческой деятельности эстетического характера.
Метапредметные результаты освоения биологии в основной школе должны отражать:
Умение самостоятельно определять цели своего обучения, формулировать задачи в учебе.
Умение самостоятельно планировать пути достижения целей.
Умение соотносить свои действия с планируемыми результатами, осуществлять контроль своей деятельности в процессе достижения результатов.
Умение правильно оценивать правильность выполнения учебной задачи.
Владение основами контроля, самооценки, принятия решения и осуществление осознанного выбора в учебной и познавательной деятельности.
Умение определять понятия, создавать обобщения, устанавливать аналоги, классифицировать, самостоятельно выбирать основания и критерии для классификации, устанавливать причинно-следственные связи, строить логическое рассуждение, умозаключение и делать выводы.
Умение создавать, применять и преобразовывать знаки и символы, модели и схемы для решения учебных и познавательных задач.
Смысловое чтение.
Умение организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и сверстниками, работать индивидуально в группе: находить общее решение, отстаивать сове мнение.
Умение осознанно использовать речевые средства в соответствии с задачей коммуникации для выражения своих чувств, мыслей, потребностей; владение письменной и устной речью.
Формирование и развитие компетентности в области использования.
Предметными результатами освоения выпускниками основной школы программы по биологии являются:
Формирование системы научных знаний о живой природе и закономерностях её развития, исторически быстром сокращении биологического разнообразия в биосфере в результате деятельности человека.
Формирование первоначальных систематизированных представлений о биологических объектах, процессах, явлениях, закономерностях, взаимосвязи живого и неживого в биосфере, наследственности и изменчивости, овладение понятийным аппаратом биологии.
Приобретение опыта использования методов биологической науки и проведение несложных экспериментов для изучения живых организмов и человека, проведение экологического мониторинга в окружающей среде.
Формирование основ экологической грамотности.
Формирование представлений о значении биологических наук.
Освоение приемов оказания первой помощи, рациональной организации труда и отдыха, выращивания и размножения культурных растений и домашних животных, ухода за ними.
Содержание курса биологии 6 класса. В содержании курса биологии 6 класса большое место уделено функциональному подходу, в соответствии с которым приоритетными являются знания о жизнедеятельности организма, взаимосвязи строения и функций. Знакомство с организменной формой организации жизни целесообразно начинать с наиболее элементарной единицы организма – клетки, составляющей его основу. Обмен веществ – ведущее системообразующее понятие, вокруг которого происходит формирование знаний о строении и процессах жизнедеятельности организмов разных царств живой природы. Составной частью обмена веществ является питание организмов - автотрофное и гетеротрофное.
Знакомство с автотрофным питанием на примере растительного организма позволяет показать огромную роль фотосинтеза для живой природы, поскольку именно растения обеспечивают весь органический мир пищей, энергией и кислородом.
С гетеротрофным питанием учащиеся знакомятся преимущественно на примере млекопитающих. При этом обращается внимание на вопросы пищеварения, использования организмами питательных веществ в качестве строительного материала.
Знание процесса питания служит основой для рассмотрения сущности дыхания как составного компонента обмена веществ, обеспечивающего организм энергией. Учащиеся знакомятся с различными способами дыхания живых организмов. На базе знаний о питании и дыхании раскрывается понятие о транспорте веществ в организме как одной из составляющих обмена веществ. Учащиеся знакомятся с передвижением веществ в растительном организме и транспортной системой животных.
Поскольку все процессы жизнедеятельности организма протекают согласованно, связанны между собой и зависят от окружающей среды, курс предусматривает рассмотрение разных форм их регуляции: гуморальной, нервной и нейрогуморальной. Завершается курс рассмотрением организма как единого целого, согласованности протекающих в нем процессов, их взаимодействия с окружающей средой.
Содержание и методический аппарат учебника нацеливают учащихся на проведение опытов, наблюдений, фиксацию результатов, установление причинно-следственных связей. Таким образом, у учащихся формируются общие представления о живых организмах. Их жизнедеятельности, их многообразии, а также умения, необходимые для организации творческой познавательной деятельности.
Лабораторные и практические работы:
Лабораторная работа № 1 «Поглощение воды корнем»
Лабораторная работа № 2 «Выделение углекислого газа при дыхании»
Лабораторная работа № 3 «Вегетативное размножение комнатных растений»
Лабораторная работа № 4 «Определение возраста дерева (ствола или ветки) по спилу»
Лабораторная работа № 5 «Изучение реакции аквариумных рыб на раздражители и формирование у них рефлексов»
№
п/п
| Тема урока
| Основное содержание
| Характеристика основных видов деятельности обучающихся
| Домашнее задание
| примечание
| (34 часа; из них – 7резервное время. 1 час в неделю)
| Глава 3. Жизнедеятельность организмов. (15 часов)
| 1.
| Обмен веществ – главный признак жизни.
| Процессы жизнедеятельности организмов. Обмен веществ. Основные компоненты обмена веществ: питание, дыхание, поступление веществ в организм, их транспорт, преобразование, выделение. Использование энергии организмами.
| Выделять существенные признаки процесса обмена веществ. Обосновывать значение энергии для живых организмов. Доказывать родство живых организмов и единство органического мира.
| §23
|
| 2.
| Почвенное питание растений.
| Питание. Способы питания организмов. Автотрофные и гетеротрофные организмы. Почвенное питание растений. Корень: строение и функции. Поглощение воды и минеральных веществ. Лабораторная работа № 1 «Поглощение воды корнем»
| Выделять существенные признаки почвенного питания растений. Объяснять роль питания в процессах обмена веществ. Уметь объяснять суть биологических экспериментов по теме и их результаты.
| §24
|
| 3.
| Удобрения.
| Управление почвенным питанием растений. Удобрения минеральные и органические. Способы, сроки и дозу внесения удобрений. Вред, наносимый окружающей среде использованием значительных доз удобрений. Охрана окружающей среды.
| Объяснять необходимость восполнения запасов питательных веществ в почве путем внесения удобрений. Оценивать вред, наносимый окружающей среде использованием значительных доз удобрений.
| §25
|
| 4.
| Фотосинтез.
| Фотосинтез. Хлоропласты, хлорофилл. Их роль в фотосинтезе. Управление фотосинтезом растений. Условия, влияющие на интенсивность фотосинтеза.
| Выявить приспособленность растений к использованию света в процессе фотосинтеза. Определять условия протекания фотосинтеза.
| §26
|
| 5.
| Значение фотосинтеза.
| Роль растений в образовании и накоплении органических веществ и кислорода на Земле. Проблема загрязнения воздуха.
| Объяснять значение фотосинтеза и роль растений в природе и жизни человека. Приводить доказательства необходимости охраны воздуха от загрязнений. Представлять информацию в виде презентаций и сообщений.
| §26
|
| 6.
| Питание бактерий и грибов.
| Разнообразие способов питания. Грибы сапрофиты и паразиты. Симбиоз у бактерий и грибов.
| Определять особенности питания бактерий и грибов. Объяснять роль бактерий и грибов в природе.
| §27
|
| 7.
| Гетеротрофное питание. Растительноядные животные.
| Гетеротрофное питание. Растительноядные животные. Пищеварение. Пища как источник энергии и строительный материал.
| Определять способы питания и добывания пищи растительноядными животными.
| §28
|
|
|
|
|
|
|
| 8.
| Плотоядные и всеядные животные. Хищные растения.
| Плотоядные и всеядные животные, особенности питания и добывания пищи. Хищные растения.
| Определить способы питания и добывания пиши плотоядными и всеядными животными, хищными растениями. Различать животных по способам добывания пищи.
| §28
|
| 9.
| Газообмен между организмом и окружающей средой. Дыхание животных.
| Дыхание как компонент обмена веществ, его роль в жизни организмов. Значение кислорода в процессе дыхания. Органы дыхания у животных. Особенности газообмена у животных.
| Выделять существенные признаки дыхания и объяснять роль дыхания в процессе обмена. Объяснять значение кислорода в процессе дыхания. Определять роль дыхания в жизни организмов.
| §29
|
| 10.
| Дыхание растений.
| Дыхание растений, его сущность. Роль устьиц, чечевичек и межклетников в газообмене у растений. Применение знаний о дыхании растений при их выращивании и хранении урожая. Лабораторная работа № 2 «Выделение углекислого газа при дыхании»
| Выделять существенные признаки дыхания растений. Объяснять роль дыхания в процессе обмена веществ. Объяснять значение кислорода в процессе дыхания. Определять сходство и различие в процессах дыхания у растений и животных. Применять знания о дыхании при выращивании растений и хранении урожая. Ставить биологические эксперименты по изучению процессов.
| §29
|
| 11.
| Передвижение веществ в организмах. Передвижение веществ у растений.
| Передвижение веществ в организмах. Передвижение веществ у растений. Транспорт веществ как составная часть обмена веществ. Защита растений от повреждений.
| Объяснить роль транспорта веществ в процессе обмена веществ. Объяснить значение проводящей функции стебля.
Объяснять особенности передвижения воды, минеральных и органических веществ в растениях. Ставить биологические эксперименты по изучению процессов жизнедеятельности организмов и объяснять их результаты. Приводить доказательства необходимости защиты растений от повреждений.
| §30
|
| 12.
| Передвижение веществ у животных.
| Передвижение веществ у животных. Кровь, ее состав, функции и значение. Кровеносная система животных, органы кровеносной системы: кровеносные сосуды и сердце. Роль гемолимфы и крови в транспорте веществ в организме животного и осуществление связи между его органами.
| Объяснять особенности передвижения в организме животных. Определять значение передвижения веществ в жизни организмов.
| §31
|
| 13.
| Освобождение организма от вредных продуктов жизнедеятельности. Выделение у растений.
| Образование конечных продуктов обмена веществ в процессе жизнедеятельности организмов. Выделение из организмов продуктов жизнедеятельности. Выделение у растений: удаление продуктов обмена веществ из растительного организма через корни, устьица, листья. Листопад.
| Определять существенные признаки выделения. Объяснять роль выделения в процессе обмена веществ. Определять значение выделения в жизни организмов.
| §32
|
| 14.
| Выделение у животных.
| Удаление продуктов обмена веществ из организма животного через жабры, кожу. Легкие, почки. Особенности процесса выделения у животных.
| Определять существенные признаки выделения у животных. Объяснять роль выделения в процессе обмена веществ, определять значение выделения в жизни животных.
| §32
|
| 15.
| Обобщающий урок. Контроль знаний.
| Контрольная работа № 1
|
|
|
| Глава 4. Размножение, рост и развитие организмов. (5 часов)
| 16. 1
| Размножение организмов, его значение. Бесполое размножение.
| Бесполое размножение. Размножение организмов, его роль в преемственности поколений. Размножение как важнейшее свойство организмов. Способы размножения. Бесполое размножение растений и животных.
Лабораторная работа № 3 «Вегетативное размножение комнатных растений»
| Определять значение размножения в жизни организмов. Объяснять роль размножения. Определять особенности бесполого размножения. Объяснять значение бесполого размножения. Ставить биологические эксперименты по изучению вегетативного размножения организмов и объяснять их результаты.
| §33
|
| 17. 2
| Половое размножение.
| Половое размножение. Его особенности. Половые клетки. Оплодотворение. Цветок – орган полового размножения растений, его строение и функции. Опыление. Усложнение полового размножения в процессе исторического развития. Значение полового размножения для потомства и эволюции органического мира.
| Характеризовать особенности полового размножения. Объяснять значение полового размножения для потомства и эволюции органического мира.
| §34
|
| 18. 3
| Рост и развитие – свойства живых организмов. Индивидуальное развитие.
| Рост и развитие – свойства живых организмов. Причины роста организмов. Продолжительность роста растений и животных. Особенности роста растений. Лабораторная работа № 4 «Определение возраста дерева (ствола или ветки) по спилу». Индивидуальное развитие. Взаимосвязи процессов роста и развития организмов. Агротехнические приемы, ускоряющие рост растений.
| Характеризовать особенности процессов роста и развития у растений и животных. Определять возраст деревьев по годичным кольцам. Проводить биологические исследования и объяснять их результаты. Проводить наблюдение за ростом и развитием организма.
| §35
|
| 19. 4
| Влияние вредных привычек на индивидуальное развитие и здоровье человека.
| Влияние табакокурения, употребление алкоголя и наркотических веществ на индивидуальное развитие и здоровье человека.
| Объяснять, в чем состоит опасность табакокурения, употребление алкоголя и наркотических веществ для индивидуального развития и здоровья человека.
|
|
| 20. 5
| Обобщающий урок.
|
|
|
|
| Глава 5. Регуляция жизнедеятельности организмов. (7 часов)
| 21.1
| Способность организмов воспринимать воздействие внешней среды и реагировать на них.
| Раздражимость – свойство живых организмов. Реакция растений и животных на изменение в окружающей среде. Биоритмы в жизни органумов.
| Выделять существенные признаки процессов регуляции жизнедеятельности организма. Объяснять согласованность всех процессов жизнедеятельности в любом живом организме. Описывать реакции растений и животных на изменения в окружающей среде.
| §36
|
| 22.2
| Гуморальная регуляция жизнедеятельности организмов.
| Биологически активные вещества – гормоны. Гормональная регуляция. Гуморальная регуляция. Эндокринная система, её роль в гуморальной регуляции организма.
| Характеризовать особенности гуморальной регуляции процессов жизнедеятельности у различных организмов. Объяснять роль эндокринной системы и регуляции процессов жизнедеятельности организмом.
| §37
|
| 23.3
| Нейрогуморальная регуляция жизнедеятельности многоклеточных животных.
| Общее представление о нервной системе. Нейрон. Рефлекс. Нейрогуморальная регуляция процессов жизнедеятельности организмов. Лабораторная работа № 5 «Изучение реакции аквариумных рыб на раздражители и формирование у них рефлексов»
| Характеризовать роль нервной системы в регуляции процессов жизнедеятельности у животных. Объяснять особенности нейрогуморальной регуляции процессов жизнедеятельности у многоклеточных животных. Объяснять значение саморегуляции физиологических процессов в организме.
| §38
|
| 24.4
| Поведение.
| Поведение. Двигательная активность у растений. Виды поведения животных.
| Объяснять значение поведения в жизнедеятельности организмов. Наблюдать и описывать поведение животных.
| §39
|
| 25.5
| Движение организмов.
| Движение – свойство живых организмов. Многообразие способов движения организмов. Движение у растений. Передвижение животных.
| Наблюдать и описывать движение организмов. Устанавливать взаимосвязь между средой обитания и способом передвижения животных.
| §40
|
| 26.6
| Организм – единое целое.
| Целостность организмов. Взаимосвязь клеток, тканей, органов в многоклеточном организме.
| Выявлять взаимосвязи между особенностями строения клеток, тканей, органов, систем органов и их функциями.
| §41
|
| 27.7
| Обобщение. Контрольная работа № 2
|
|
|
|
| Резервное время (7 часов).
| 28
| Повторение
| Биология как наука. Методы изучения биологии.
|
|
|
| 29
| Повторение
| Среда обитания.
|
|
|
| 30
| Повторение
| Клетка.
|
|
|
| 31
| Повторение
| Многообразие растений.
|
|
|
| 32
| Повторение
| Многообразие животных.
|
|
|
| 33
| Повторение
| Жизнедеятельность организмов.
|
|
|
| 34
| Обобщение.
| Подведение итогов за год. Летнее задание.
| Объяснять взаимосвязь организмов в природе. Обсуждать планы выполнения летних заданий.
|
|
| |
|
|