Главная страница

Протокол № от 2015 г. «Согласовано» Заместитель директора школы по увр шигапова Ч. Х



НазваниеПротокол № от 2015 г. «Согласовано» Заместитель директора школы по увр шигапова Ч. Х
страница1/4
Дата08.04.2016
Размер0.64 Mb.
ТипПротокол
  1   2   3   4




« Рассмотрено»

Руководитель МО

___________Шигапова Л.М. Протокол № ___

от «___»_________2015 г.


«Согласовано»

Заместитель директора школы по УВР

________Шигапова Ч.Х.

«____»____________2015г.


«Утверждено»

Директор

__________Сабирзянова Н.Б.

Приказ № ___

от «___»___________ 2015 г.



Рабочая программа

по предмету «Русский язык »

4 класс (базовый уровень)

учителя начальных классов первой квалификационной категории

МБОУ «Смак- Корсинская средняя общеобразовательная школа»

Арского муниципального района Республики Татарстан-

Ахмадуллиной Гульназ Ильфатовны

на 2015-2016 учебный год

Принята на заседании

педагогического совета

Протокол №

от “ ” августа 2015 г.
Пояснительная записка

Рабочая программа по учебному предмету «Русский язык» разработана на основе:

  • Закона «Об образовании в Российской Федерации» № 273-ФЗ от 29.12.2012г.

  • Закона Республики Татарстан «Об образовании» № 68-ЗРТ от 22 июля 2013 г.

  • Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования, утвержденного приказом Министерства Образования и науки Российской Федерации от 6 октября 2009 г. № 373

  • Федеральных перечней учебников, рекомендованных и допущенных к использованию в образовательном процессе в образовательных учреждениях, реализующих образовательные программы общего образования и имеющих государственную аккредитацию, Приказ Минобрнауки России № 253 от 31 марта 2014 года

  • Основной образовательной программы начального общего образовательного учреждения «Смак-Корсинская СОШ» Арского муниципального района РТ и филиалов школы

  • Учебного плана МБОУ «Смак Корсинская СОШ», утвержденного приказом № на педсовете №

  • Программы Н. А. Чураковой «Русский язык», рекомендованных Министерством образования и науки РФ.

.

Цель:

- формирование у учащихся представлений о языке как составляющей целостной научной картины мира, ознакомление учащихся с основными положениями науки о языке, формирование языковой эрудиции школьника, его интереса к языку и речевому творчеству.
Для достижения поставленной цели изучения русского языка в начальной школе необходимо решение следующих задач:

  • развитие речи, мышления, воображения школьников, умения выбирать средства языка в соответствии с целями, задачами и условиями общения;

  • освоение первоначальных знаний о лексике, фонетике, грамматике русского языка, овладение умениями правильно писать и читать, участвовать в диалоге, составлять несложные монологические высказывания и письменные тексты-описания и повествования небольшого объема;

  • воспитание позитивного эмоционально-ценностного отношения к русскому языку, чувства сопричастности к сохранению его уникальности и чистоты; пробуждение познавательного интереса к языку, стремления совершенствовать свою речь;

  • овладение способами орфографического действия; развитие умений вычленять и характеризовать языковую единицу изучаемого уровня (звук, часть слова (морфема), слово, предложение), а также их классифицировать и сравнивать;

  • формирование учебной деятельности учащихся; умений работать сразу с несколькими источниками информации, включая словари разного типа.

  • усиленное формирование фонематического слуха

Не имеются отличительные особенности рабочей программы по сравнению с примерной программой.

Количество часов, отводимое на изучение предмета «Русский язык», составляет 102 часа в год (3 часа в неделю).

Количество часов в 1 четверти-27 Количество часов во 2 четверти-21

Количество часов в 3 четверти-30 Количество часов в 4 четверти-24

Содержание программы.

Раздел

Содержание по стандарту

Количество часов



Фонетика и графика


Системные наблюдения над фонетическими чередованиями согласных звуков (по глухости-звонкости, твёрдости-мягкости, месту и способу образования) и гласных звуков (замена ударных и безударных гласных).Место ударения в слове: разноместность и подвижность словесного ударения. Расширение зоны применения общего правила обозначения фонетических чередований на письме: чередующиеся в одной и той же морфеме звуки обозначаются на письме одинаково, в соответствии с проверкой. Различные способы проверок подобных написаний.


5


Морфология

Система частей речи русского языка: самостоятельные и служебные части речи (повторение).

Имя существительное. Категориальное значение имён существительных (значение предметности). Правописание безударных падежных окончаний имён существительных (значение предметности). Правописание безударных падежных окончаний имён существительных трёх склонений в единственном и множественном числе и их проверка (повторение). Синтаксическая функция имён существительных в предложении. Морфологический разбор имени существительного.

Имя прилагательное. Категориальное значение имён прилагательных (значение признака). Правописание безударных падежных окончаний имён прилагательных мужского, женского и среднего рода в единственном числе и окончаний прилагательных во множественном числе. Синтаксическая функция имён прилагательных в предложении.

Местоимение. Категориальное значение местоимений (значение указания на имя).личные местоимения. Склонение личных местоимений. Стилистические особенности употребления местоимений. Синтаксическая роль местоимений в предложении.

Глагол. Категориальное значение глагола (значение действия). Грамматическое значение глагола и система его словоизменения. Виды глагола. Времена глагола (повторение). Формы времени глаголов несовершенного и совершенного вида. Изменение в настоящем и будущем времени по лицам и числам. Грамматическое значение личных окончаний. Понятие о типах спряжения: два набора личных окончаний. Изменение в прошедшем времени по родам и числам. Грамматическое значение окончаний прошедшего времени. Правописание безударных личных окончаний: необходимость определения спряжения глагола: по ударным личным окончаниям; по суффиксу начальной формы при безударных личных окончаниях. Правописание глаголов-исключений. Правописание глаголов в прошедшем времени. Наблюдения над значением и написанием глаголов в изъявительном и повелительном наклонении (без введения терминов) типа: вы пишете - пишите. Синтаксическая роль глаголов в предложении.

Союз. Представление о союзе как части речи. Сведения об употреблении союзов. Синтаксическая функция союзов в предложении с однородными членами и в сложном предложении. Правописание союзов а, и, но в предложении с однородными членами.


40


Орфография и пунктуация

Правописание гласных в приставках (на примере приставок за-,про-, на-).

Правописание гласных в суффиксах (на примере суффиксов -лив-и -ов-).

Написание двойных согласных в словах иноязычного происхождения.

Чередования гласных с нулевым звуком («беглый гласный»).

Написание суффиксов -ик-/-ек- с учетом наличия/отсутствия беглого гласного (повторение).

Написание о-ё после шипящих в разных частях слова: корнях ,суффиксах и окончаниях (повторение).

Написание букв и-ы после приставки перед корнем, начинающимся на -и-.

30

Состав слова (морфемика)

Морфемная структура русского слова. Две основы глагола (основа начальной формы и формы настоящего времени). «Чередования звуков, видимые на письме» (исторические чередования), при словообразовании и словоизменении глаголов.

Разбор слов разных частей речи по составу.

Основные виды учебной деятельности обучающихся

Морфемный анализ слова (по составу); элементарный словообразовательный анализ.

Сравнение слов, связанных отношениями производности, объяснение, какое из них от какого образовано, указывание способа словообразования

7



Синтаксис

Понятия об однородных членах предложения и способах оформления их на письме: бессоюзная и союзная связь. Предложения с однородными главными и однородными второстепенными членами предложения. Предложения распространённые, нераспространённые. Формирование умения составлять схему предложения с однородными членами. Разбор простого предложения по членам предложения. Представления о сложном предложении (наблюдения). Сопоставление пунктуации в простых и сложных предложениях с союзами.


15


Развитие речи с элементами культуры речи

Освоение изложения как жанра письменной речи. Сочинение по наблюдениям с использованием описания и повествования. Определение в реальном научно-популярном и художественном текстах элементов рассуждения. Использование элементов рассуждения в собственном сочинении по наблюдениям или впечатлениям. Знакомство с жанром аннотации на конкретное произведение. Сочинение по живописному произведению с использованием описания и повествования, с элементами рассуждения. Азбука вежливости. Культура диалога. Речевые формулы, позволяющие корректно высказывать и отстаивать свою точку зрения, тактично критиковать точку зрения оппонента. Необходимость доказательного суждения в процессе диалога. Правила употребления предлогов О, ОБ (о ёжике, об утке, об этом, о том, об изумрудном, о рубиновом). Правила употребления числительных ОБА и ОБЕ в разных падежных формах.

5


Всего

102

Планируемые результаты формирования УУД к концу 4-го года обучения

Личностными результатами изучения курса является формирования следующих умений:

Самоопределение и смыслообразование:

  • формирование умения школьников ориентироваться в социальных ролях и межличностных отношениях.

  • формирование ценностно-смысловой ориентации (способности ценить мир природы и человеческих отношений, умения выделять нравственный аспект поведения героев текста и сквозных героев учебника) осуществляется на базе текстов и заданий, при обсуждении которых ,наряду с анализом их видовых особенностей (описание, повествование, рассуждение и т.д.), обсуждаются нравственные и ценностные проблемы:

  • формирование базовых историко-культурных представлений и гражданской идентичности школьников (представления о том, что в ходе исторических изменений меняется внешняя канва: название государства, праздники, мода и т.д., но неизменной может остаться природа вокруг нас, памятники архитектуры, которые несут атмосферу прошлого и, наконец, чувства людей, такие как любовь к Родине и к тому месту, где ты живёшь, любовь близких, помощь и поддержка друзей, способность радоваться красоте мира природы, ощущение причастности к истории и культуре своей страны.

  • формирование базовых эстетических ценностей

  • формирование опыта нравственных и эстетических переживаний осуществляется с помощью вопросов и заданий, цель которых опереться на социальный и личностный опыт ребёнка.

Метапредметные результаты.

Познавательные УУД:

- работать с учебным текстом: выделять информацию, заданную аспектом, менять аспект рассмотрения в зависимости от учебной задачи; -ориентироваться в текущей учебной книге и в других книгах комплекта; в корпусе учебных словарей: уметь находить нужную информацию и использовать ее в разных учебных целях;

-работать с разными видами информации (представленными в текстовой форме, в виде таблиц, правил, моделей и схем, дидактических иллюстраций);

-осуществлять выбор наиболее эффективных способов решения задач в зависимости от конкретных условий;

-осуществлять синтез как составление целого из частей, самостоятельно достраивая и восполняя недостающие компоненты;

-осуществлять сравнение, сериацию и классификацию, самостоятельно выбирая основания и критерии для указанных логических операций;

-строить логическое рассуждение, включающее уста­новление причинно-следственных связей;

-произвольно и осознанно владеть общими приёмами решения задач.
Коммуникативные УУД:

-понимать относительность мнений и подходов к решению проблемы;

-аргументировать свою позицию и координировать её с позициями партнёров в сотрудничестве при выработке общего решения в совместной деятельности;

-с учётом целей коммуникации достаточно точно, последовательно и полно передавать партнёру необходимую информацию как ориентир для построения действия;

-осуществлять взаимный контроль и оказывать в сотрудничестве необходимую взаимопомощь;

-использовать речь для планирования и регуляции своей деятельности, использовать речевые средства для эффективного решения разнообразных коммуникативных задач;

- освоить разные формы учебной кооперации (работа вдвоем, в малой группе, в большой группе) и разные социальные роли (ведущего и исполнителя)

Регулятивные УУД:

-перерабатывать полученную информацию: сравнивать и группировать факты и явления;

- принимать и сохранять учебную задачу; контролировать учебные действия;

-осуществлять самоконтроль и контроль хода выполнения работы и полученного результата;

- контроль с проверкой работы соседа по парте или с выполнением работы над ошибками;

- в сотрудничестве с учителем ставить новые учебные задачи;

-осуществлять учебные действия по инструкции;

- преобразовывать практическую задачу в познавательную;

-проявлять познавательную инициативу в учебном сотрудничестве;

-самостоятельно учитывать выделенные учителем ориентиры действия в новом учебном материале;

-самостоятельно адекватно оценивать правильность выполнения действия и вносить необходимые коррективы в исполнение как по ходу его реализации, так и в конце действия.
Познавательные УУД:

-работать с учебным текстом: выделять информацию, заданную аспектом, менять аспект рассмотрения в зависимости от учебной задачи;

-ориентироваться в текущей учебной книге и в других книгах комплекта; в корпусе учебных словарей: уметь находить нужную информацию и использовать ее в разных учебных целях;

-работать с разными видами информации (представленными в текстовой форме, в виде таблиц, правил, моделей и схем, дидактических иллюстраций);

-свободно работать с учебным текстом: уметь выделять информацию, заданную аспектом рассмотрения, и удерживать заявленный аспект;

-быстро менять аспект рассмотрения в зависимости от учебной задачи;

-свободно ориентироваться в учебной книге по предмету и в других книгах комплекта;

-в корпусе учебных словарей: уметь находить нужную информацию и использовать ее в разных учебных целях;

-свободно работать с разными видами информации (представленными в текстовой форме, в виде таблиц, правил, моделей и схем, дидактических иллюстраций).

Предметными результатами изучения русского языка в начальной школе являются:

-овладение начальными представлениями о нормах русского литературного языка и правилах речевого этикета;

-умение применять орфографические правила и правила постановки знаков препинания (в объеме изученного) при записи собственных и предложенных текстов;

-умение проверять написанное;

-умение ( в объеме изученного) находить, сравнивать, классифицировать, характеризовать такие языковые единицы, как звук, буква, часть слова, часть речи, член предложения, простое предложение;

-способность контролировать свои действия, проверять написанное.

Промежуточная аттестация

Согласно учебному плану МБОУ “Смак-Корсинская СОШ” на 2015-2016 учебный год, по русскому языку в 4 классе форма промежуточной аттестации – диктант.
Примерное задание промежуточной аттестации (диктант)

Зелёная весна

Май. В полях уже зеленеет рожь. Зелёные листья деревьев блестят на солнце. Перед нами – всё богатство зелени. Горизонт горит зелёным огнём. Такой же костёр встречает нас у реки. Только лес стоит ещё голый. Там лежит снег. Он спрятался под кустами. Солнцу не удалось его достать.

Но лес не молчит. Прилетели птицы. Поют они свои звонкие песни. Мы шлём привет и птицам, и растения, и весне. (65 слов)
Грамматические задания.

1 вариант. 2 вариант.

1.Разбери по составу слова. 1.Разбери по составу слова.

Подснежник, взгляд. Подружка, непростой.

2.Найди главные и второстепенные члены предложения. 2.Найди главные и второстепенные члены предложения.

Любознательные люди старательно изучают природу. Ночью скрипело в лесу старое дерево.

3.Определи, какой частью речи являются слова. 3.Определи, какой частью речи являются слова.

Электричество, настоящий. Президент, серебряный.
Норма оценки промежуточной аттестации (диктант):

«5» – ставится при одной ошибке и при двух исправлениях;

«4» – за 3 орфографические и 2 пунктуационные ошибки;

«3» – за 4 – 6 орфографических и 4 пунктуационные ошибки;

«2» - за 7 и более орфографических ошибок;
Оценки за грамматические задания.

«5» – всё верно;

«4» – не менее 3/4 верно;

«3» – не менее 1/2 верно;

«2» – не выполнено больше половины общего объёма заданий.


Словарный диктант

Примерное количество слов для словарных диктантов:2 класс - 8-10 слов;. 3 класс - 10-12 слов;4 класс - 12-15 слов

Характеристика цифровой отметки (оценки):

"5" ("отлично") - без ошибок.

"4" ("хорошо") - 1 ошибка.

"3" ("удовлетворительно") - 2-3 ошибки.

"2" ("плохо") - 4 и более ошибок.

Контрольное списывание

«5» - ставится за безошибочное аккуратное выполнение работы;

«4» – ставится, если в работе 1 – 2 орфографические ошибки и 1 исправление (1 кл.); 1 ошибка и

1 исправление (2 и 3 кл.);

«3» – ставится, если в работе допущены 3 орфографические ошибки и 1 исправление (1 кл.);

2 ошибки и 1 исправление (2 и 3 кл.);

«2» – ставится, если в работе допущены 4 орфографические ошибки (1 кл.); 3 ошибки (2 и 3 кл.)

Изложение

«5» - за правильное и последовательное воспроизведение авторского текста (изложение), логически последовательное раскрытие темы (сочинение);

- отсутствие фактических ошибок;

-Богатство словаря;

-Правильное речевое оформление;

-Отсутствие орфографических и пунктуационных ошибок (учитываются ошибки на изученные правила).- не более 1 речевой неточности;

- 1-2 исправления.

«4» - правильно, достаточно полно (без искажения) передан авторский текст (изложение), раскрыта тема (сочинение), но имеются незначительные нарушения последовательности изложения мыслей;

- отдельные речевые неточности. - не более 3 речевых недочетов, а также недочетов в содержании и построении текста;

- не более 2 орфографических и 1 пунктуационной ошибки;

- 1-2 исправления.

«3» - допущены некоторые отклонения от авторского текста (изложение), отклонения от темы (сочинение);

- допущены отдельные нарушения в последовательности изложения мыслей в построении 2-3 предложений;

- беден словарь;

- имеются речевые неточности. - не более 5 недочетов в содержании и построении текста;

- 3-5 орфографических ошибок в содержании и построении текста;

- 1-2 исправления.

«2» - работа не соответствует теме (сочинение), имеются значительные отступления от авторского текста (изложение);

- допущено много фактических неточностей;

- нарушена последовательность изложения мыслей;

- отсутствует связь между частями текста;

- беден словарь. - более 6 речевых недочетов и ошибок в содержании и построении текста;

- 6 и более орфографических и 3-4 пунктуационных ошибки;

- 3-5 исправлений.

Сочинение

«5» – логически последовательно раскрыта тема, нет речевых и орфографических ошибок, допущено 1–2 исправления.

«4» – незначительно нарушена последовательность изложения мыслей, имеются единичные (1–2) фактические и речевые неточности, 1–2 орфографические ошибки,1–2 исправления.

«3» – имеются некоторые отступления от темы, допущены отдельные нарушения в последовательности изложения мыслей, в построении 2–3 предложений, беден словарь, 3–6 орфографических ошибки и 1–2 исправления.

«2» – имеются значительные отступления от темы, пропуск важных эпизодов, главной части, основной мысли и др., нарушена последовательность изложения мыслей, отсутствует связь между частями, отдельными предложениями, крайне однообразен словарь, 7–8 орфографических ошибок, 3–5 исправлений.
  1   2   3   4