Главная страница


Рабочая программа элективного курса по литературе «В мире народных сказок» для 5 класса Батршина Сания Фаритовна



НазваниеРабочая программа элективного курса по литературе «В мире народных сказок» для 5 класса Батршина Сания Фаритовна
страница1/4
Батршина Сания Фаритовна
Дата13.04.2016
Размер0.5 Mb.
ТипРабочая программа
  1   2   3   4


Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Кулле-Киминская средняя общеобразовательная школа

имени Сибгата Хакима» Атнинского муниципального района Республики Татарстан

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

элективного курса по литературе «В мире народных сказок» для 5 класса

Выполнила: Батршина Сания Фаритовна,

учитель русского языка и литературы

первой квалификационной категории

МБОУ «Кулле-Киминская СОШ»

Атнинского муниципального района РТ

(тел.: 89061137365)

2012 год

Раздел I. Пояснительная записка

Рабочая программа элективного курса по литературе для 5 класса представляет собой целостный документ, включающий следующие разделы: пояснительную записку, учебно-тематический план, содержательную часть, требования к результатам освоения элективного курса, информационное обеспечение, приложение.

Задача элективного курса — познакомить учащихся татарских школ с образ­цами произведений фольклора народов мира и на их примере воспитать у школьников инте­рес к устному народному творчеству народов мира, вызвать потребность в чтении на русском языке, формировать эстетические вкусы, взгляды, потребности и высокую человеческую культуру. Достижение этой цели возможно только при умелой организации глубокого и вдумчивого чтения.

Элективный курс «В мире народных сказок» для учащихся 5 класса общеобразовательной школы направлен на решение важнейшей задачи современного образования – становление гармоничной личности. Образовательные задачи курса связаны, прежде всего, с формированием умений читать, комментировать, анализировать и интерпретировать художественный текст.

Сказка — удивительное творение человеческого гения, она возвышает человека, радует его, дает веру в свои силы, в будущее. Сказка - это особое средство постижения жизни, близкий и понятный детям способ познания, изучения, раскрытия действительности. Вводя пятиклассников в народный язык, мы открываем ему мир народной мысли, народного чувства, народной жизни. В сказках содержатся мечты народа, общественная мораль, народный характер, история жизни народа. Хорошо рассказанная сказка - это ещё и начало культурного воспитания.

Известно, что учащиеся 5 класса отличаются более сильным воображением, эмоциональной активностью, предметным восприятием. В то же время они могут заметить важные для текста художественные особенности, но не всегда способны обобщить свои впечатления, объяснить их. Именно здесь учитель может открыть им «секреты» произведения устного народного творчества, помочь осмыслить прочитанное глубоко.

Назначение курса – обучить учащихся понимать народные сказки как вид устного народного творчества, выявить поднятые основные проблемы; сформирование умений навыков выразительного чтения, высказывания собственного мнения о сказочных героях; содействовать воспитанию эстетической культуры учащихся, формированию интереса к чтению, нравственных, гуманистических ценностей, расширению кругозора, развитию речи школьников.

Цели литературной подготовки заключаются в том, чтобы, используя возможности данного элективного курса, способствовать формированию умений:

  • улавливать основную эмоциональную тональность художественного текста и динамику авторских чувств;

  • видеть читаемое в воображении, представлять себе образы текста;

  • анализировать художественный текст, чувствовать красоту произведения, его идейное своеобразие и художественную форму;

  • соотносить музыкальную, театральную, изобразительную интерпретацию текста с авторской мыслью произведения.


Задачи элективного курса:

  • познакомить учащихся со сказками народов мира;

  • научить видеть эстетическую сторону текста и обучить их анализу произведения;

  • развивать творческое и ассоциативное мышление, воображение, письменную и устную речь;


Раздел II. Учебно-тематический план




Разделы

Количество часов

Количество уроков развития речи

1

Сказочные секреты

4




2

Сказки народов Азии

3

1

3

Сказки народов Европы

3

1

4

Сказки народов Африки

3

1

5

Сказки народов Америки.

3

1

6

Сказки разных народов со сходными сюжетами

4

2

7

Арабская сказка «Тысяча и одна ночь»

5

1

8

Повторение




2

9

Итоговый урок

1




Всего: 35 часов

Календарно-тематический план.




Тема урока

Время на изучение

Основное содержание

Виды деятельности

Дата кал.

Дата фак.

Сказочные секреты (4 часа)

1

Что такое сказка?

1

История происхождения сказки..










2

Сказочные жанры.

1

Классификация сказок.

Вопросы учителя. Коллективное обсуждение.







3

Миф и сказка.

1

Выражение народного взгляда в сказках и в мифах. Понятие сюжета и композиции.

Чтение мифов народов Австралии.







4

Народные сказки.

1

Исторические корни народных сказок. Отражение жизни народа, его понимание добра и зла, справедливости и чести в произведениях устного народного творчества.

Привести примеры из татарских, русских народных сказок.







Сказки народов Азии (3 часа + 1 час развития речи)

5

В гостях у сказок народов Азии. Индийские сказки: «Братец Амбе и братец Рамбе», «Жил-был воробей».


1

Сказки народов Азии, особенности их построения, язык, герои; Отражение реальной действительности в сказках о животных, герои сказки, их характеры. Художественные особенности сказок о животных.

Выступление учителя о сказках народов Азии. Словарная работа. Инсценирование отдельных эпизодов сказок; выразительное чтение.







6

Вьетнамская сказка «Ворон на дереве».

Китайская сказка «Скряги».

1

Отражение народной жизни в бытовых сказках. Герои бытовых сказок; язык и построение бытовых сказок. Герои, пострадавшие из-за своей жадности. Обличение в сказке коварств и предательство, осуждение зависти и жадности.


Словарная работа. Нарисовать иллюстрации к сказкам; выразительное чтение.







7

Монгольская сказка «Старик и Тигр».

Вьетнамская сказка «Ваш слуга это знает».

1

Отражение народной мудрости в сказках «Старик и Тигр» и «Ваш слуга это знает». Находчивость, решительность главных героев.

Словарная работа. Подбор пословиц и поговорок о мудрости.







8

Развитие речи. Сочинить новую сказку об одном из героев прочитанных сказок.

1

Композиция сказки: зачин, концовка, сказочные повторы.

Словарная работа. Выступления учащихся в роли автора-сказочника.







Сказки народов Европы (3 часа + 1 час развития речи)

9

В гостях у сказок народов Европы. Венгерская сказка «Самый сильный зверь».

1

Сказки народов Европы, особенности их построения, языке герои; Сила человека, превосходство его над живыми существами на земле.

Выступление учителя о сказках народов Европы. Словарная работа.

Чтение по ролям.








10

Шведская сказка «Замухрышка».

1

Осуждение жестокости и коварства. Тема всепобеждающей силе доброты.

Словарная работа. Составление дневника Замухрышки, главного героя сказки.







11

Греческая сказка «Змеиное деревце».

1

Прославление в сказке лучших качеств человека: доброты, верности, мудрости, трудолюбия; волшебные события в сказке. Язык, композиция.

Словарная работа. Подбор пословиц и поговорок о доброте, верности, труде.







12

Развитие речи. Сочинить продолжение сказки «Змеиное деревце» (какие еще добрые дела совершил Костакис в своей жизни).

1




Словарная работа. Выступления учащихся с собственными сочинениями, сопровождаемые иллюстрациями.







Сказки народов Африки (3 часа + 1 час развития речи)

13

В гостях у сказок народов Африки.

Сказка чокве «Хамелеон и древесная ящерица».

1

Сказки народов Африки, особенности их построения, язык, герои;

Отражение народной мудрости в сказке «Хамелеон и древесная ящерица», вера народа в добро и справедливость.

Выступление учителя о сказках народов Африки. Словарная работа. Инсценирование отдельных эпизодов.







14

Сказка эве «Падчерица».

1

Тема всепобеждающей силы дружбы и любви. Осуждение таких качеств как черствость, бездушие и эгоизм, воплощенных в образе мачехи и ее дочерей. Внутренняя и внешняя красота Акосиуы.

Словарная работа. Составление сравнительной характеристики.







15

Сказка чокве «Как мангуст перехитрил крокодила и леопарда».

1

Отражение реальной действительности в сказках о животных, герои сказки, их характеры. Художественные особенности сказок о животных.

Словарная работа. Подробный пересказ сказки.







16

Развитие речи. Составить устный портрет героев (собаки мангуста, падчерицы Акосиуа и царевича Кетоуогло Сильного…)

1




Словарная работа. Выступления учащихся с собственными сочинениями, сопровождаемые иллюстрациями.







Сказки народов Америки (3 часа + 1 час развития речи)

17

В гостях у сказок народов Америки. Сказка североамериканских индейцев «Ахайюта и Пожиратель Туч».



1

Обобщить и систематизировать знания учащихся о сказках народов Америки, особенностях их построения, языке, героях;

особенности сказок народов Америки;
Образ смелого Ахайюты и его друга крота.

Выступление учителя о сказках народов Америки. Словарная работа. Выборочное чтение, сопровождаемое анализом текста.







18

Эскимосская сказка «Ворон-обманщик».

1

Черты некоторых людей в образе ворона-обманщика, наказуемость обмана.

Словарная работа. Чтение по ролям.







19

Сказка североамериканских индейцев «Добрый охотник».

1

Сила добрых поступков; достижение спокойствия в жизни благодаря добрым поступкам.

Словарная работа. Выборочное чтение, сопровождаемое анализом текста.







20

Развитие речи. Сочинить новую сказку об одном герое из прочитанных сказок народов Америки


1




Словарная работа. Выступления учащихся в роли автора-сказочника.







Сказки разных народов со сходными сюжетами (4 часа + 2 часа развития речи)

21

Сказки разных народов со сходными сюжетами. Индийская сказка «Золотая рыба». Сопоставительный анализ индийской сказки «Золотая рыба» и «Сказки о рыбаке и рыбке» А. С. Пушкина.

1

Похожесть, близость сказок народов, живущих на разных континентах.

Разновидность сюжетов, особенности вымысла индийской сказки «Золотая рыба» и «Сказки о рыбаке и рыбке» А. С. Пушкина. Яркие художественные образы, выразительность и эмоциональность языка.

Выступление учителя о сказках разных народов со сходными сюжетами. Словарная работа. Ответы на вопросы учителя. Просмотр эпизодов мультипликацион-ного фильма по «Сказке о рыбаке и рыбке»

А. С. Пушкина.







22

Монская (Бирма) сказка «Принцесса-лягушка». Сопоставительный анализ Монской (Бирма) сказки «Принцесса-лягушка» и русской народной сказки «Царевна-лягушка».

1

Разновидность сюжетов, особенности вымысла; всепобеждающая сила любви, разрушающая препятствия на пути к счастью; яркие художественные образы, выразительность языка.

Словарная работа. Иллюстрирование эпизодов сказок.

Ответы на вопросы учителя.







23

Сопоставительный анализ словацкой, русской народных сказок «Двенадцать месяцев» и пьесы С. Маршака «Двенадцать месяцев».

1

Расхождения в содержании, обрисовке образов в сказках, что связано с особенностями быта, фольклорных традиций каждого народа.


Словарная работа.

Просмотр эпизодов мультипликацион-ного фильма по пьесе С. Маршака «Двенадцать месяцев».







24

Выполнение афиши к пьесе С.Маршака «Двенадцать месяцев».

1

Требования к оформлению афиши.

Коллективная творческая работа.







25

Английская народная сказка «Тростниковая Шапка». Сопоставительный анализ английской народной сказки «Тростниковая Шапка» и сказки Ш. Перро «Золушка».

1

Близость основных идей сказок разных народов мира; душевная красота главных героинь, их стойкость, умение прощать жестокость и предательство. Волшебные события в сказках.

Словарная работа.

Выступления отдельных учащихся по схожим сказкам: «Золотая туфелька» (Вьетнам) и «Кхончхи и Пхатчхи» (Корея)







26

Развитие речи. Диалог схожих по сюжету сказок.

1




Выступления учащихся парами, инсценировать (по возможности).







Арабская сказка «Тысяча и одна ночь» (5 часов + 1 час развития речи)

27

История создания книги «Тысяча и одна ночь». Сказка о царе Шахрияре.

1

Занимательность фабулы, романтическая фантастичность, увлекательное сплетение элемента волшебного с действительным, описание удивительных стран и приключений в сказках «Тысячи и одной ночи». Популярность произведения в Европе.

Выступление учителя об истории создания книги «Тысяча и одна ночь». Словарная работа. Комментированное чтение сказки о царе Шахрияре, сопровождаемое симфонической сюитой Римского-Корсакова «Шахерезада».







28

29

Сказка «Алладин и волшебная лампа».

2

Волшебное и реальное в сказке «Алладин и волшебная лампа». Язык и построение сказок; поступки, характер героев, определяющие их судьбы; симпатия автора-рассказчика к Аладдину.

Словарная работа. Пересказ понравившихся эпизодов. Диалог с Алладином.







30

31

Сказка «Али–Баба и сорок разбойников».

2

«Али–Баба и сорок разбойников» — сказка о верности, долге, красоте души человека. Воспроизведение в сказке гуманной морали народа. Герои сказки. Обличение в сказке коварства и предательства, осуждение зависти и жадности, хвала трудолюбию, доброте.

Ответить на вопросы:

- какова основная мысль сказки?

- Чему учит эта сказка?

- Вспомните татарские сказки, где рассказывается о доброте, трудолюбии и жадности.







32

Развитие речи по книге «тысяча и одна ночь». Монолог сказочных предметов (лампа Алладина и др.)

1




Выступления учащихся (приветствуется соответствующий костюм или какой-либо атрибут)







Повторение (2 часа)

33


Сочинение сказки по пословице. «Благородный человек не помнит старого зла» (китайская пословица)

1

Пословица – произведение устного народного творчества.

Выступления учащихся, выявление лучшего сочинения.







34

Викторина «Что за прелесть эти сказки!»

1

В игровой форме повторить тему "Сказки народов мира".

Урок –викторина.







35

Урок – обобщения «До свидания, сказка!»

1




Беседа.







  1   2   3   4