№
| Тема урока
| Время на изучение
| Основное содержание
| Виды деятельности
| Дата кал.
| Дата фак.
|
Сказочные секреты (4 часа)
|
1
| Что такое сказка?
| 1
| История происхождения сказки..
|
|
|
|
2
| Сказочные жанры.
| 1
| Классификация сказок.
| Вопросы учителя. Коллективное обсуждение.
|
|
|
3
| Миф и сказка.
| 1
| Выражение народного взгляда в сказках и в мифах. Понятие сюжета и композиции.
| Чтение мифов народов Австралии.
|
|
|
4
| Народные сказки.
| 1
| Исторические корни народных сказок. Отражение жизни народа, его понимание добра и зла, справедливости и чести в произведениях устного народного творчества.
| Привести примеры из татарских, русских народных сказок.
|
|
|
Сказки народов Азии (3 часа + 1 час развития речи)
|
5
| В гостях у сказок народов Азии. Индийские сказки: «Братец Амбе и братец Рамбе», «Жил-был воробей».
| 1
| Сказки народов Азии, особенности их построения, язык, герои; Отражение реальной действительности в сказках о животных, герои сказки, их характеры. Художественные особенности сказок о животных.
| Выступление учителя о сказках народов Азии. Словарная работа. Инсценирование отдельных эпизодов сказок; выразительное чтение.
|
|
|
6
| Вьетнамская сказка «Ворон на дереве».
Китайская сказка «Скряги».
| 1
| Отражение народной жизни в бытовых сказках. Герои бытовых сказок; язык и построение бытовых сказок. Герои, пострадавшие из-за своей жадности. Обличение в сказке коварств и предательство, осуждение зависти и жадности.
| Словарная работа. Нарисовать иллюстрации к сказкам; выразительное чтение.
|
|
|
7
| Монгольская сказка «Старик и Тигр».
Вьетнамская сказка «Ваш слуга это знает».
| 1
| Отражение народной мудрости в сказках «Старик и Тигр» и «Ваш слуга это знает». Находчивость, решительность главных героев.
| Словарная работа. Подбор пословиц и поговорок о мудрости.
|
|
|
8
| Развитие речи. Сочинить новую сказку об одном из героев прочитанных сказок.
| 1
| Композиция сказки: зачин, концовка, сказочные повторы.
| Словарная работа. Выступления учащихся в роли автора-сказочника.
|
|
|
Сказки народов Европы (3 часа + 1 час развития речи)
|
9
| В гостях у сказок народов Европы. Венгерская сказка «Самый сильный зверь».
| 1
| Сказки народов Европы, особенности их построения, языке герои; Сила человека, превосходство его над живыми существами на земле.
| Выступление учителя о сказках народов Европы. Словарная работа.
Чтение по ролям.
|
|
|
10
| Шведская сказка «Замухрышка».
| 1
| Осуждение жестокости и коварства. Тема всепобеждающей силе доброты.
| Словарная работа. Составление дневника Замухрышки, главного героя сказки.
|
|
|
11
| Греческая сказка «Змеиное деревце».
| 1
| Прославление в сказке лучших качеств человека: доброты, верности, мудрости, трудолюбия; волшебные события в сказке. Язык, композиция.
| Словарная работа. Подбор пословиц и поговорок о доброте, верности, труде.
|
|
|
12
| Развитие речи. Сочинить продолжение сказки «Змеиное деревце» (какие еще добрые дела совершил Костакис в своей жизни).
| 1
|
| Словарная работа. Выступления учащихся с собственными сочинениями, сопровождаемые иллюстрациями.
|
|
|
Сказки народов Африки (3 часа + 1 час развития речи)
|
13
| В гостях у сказок народов Африки.
Сказка чокве «Хамелеон и древесная ящерица».
| 1
| Сказки народов Африки, особенности их построения, язык, герои;
Отражение народной мудрости в сказке «Хамелеон и древесная ящерица», вера народа в добро и справедливость.
| Выступление учителя о сказках народов Африки. Словарная работа. Инсценирование отдельных эпизодов.
|
|
|
14
| Сказка эве «Падчерица».
| 1
| Тема всепобеждающей силы дружбы и любви. Осуждение таких качеств как черствость, бездушие и эгоизм, воплощенных в образе мачехи и ее дочерей. Внутренняя и внешняя красота Акосиуы.
| Словарная работа. Составление сравнительной характеристики.
|
|
|
15
| Сказка чокве «Как мангуст перехитрил крокодила и леопарда».
| 1
| Отражение реальной действительности в сказках о животных, герои сказки, их характеры. Художественные особенности сказок о животных.
| Словарная работа. Подробный пересказ сказки.
|
|
|
16
| Развитие речи. Составить устный портрет героев (собаки мангуста, падчерицы Акосиуа и царевича Кетоуогло Сильного…)
| 1
|
| Словарная работа. Выступления учащихся с собственными сочинениями, сопровождаемые иллюстрациями.
|
|
|
Сказки народов Америки (3 часа + 1 час развития речи)
|
17
| В гостях у сказок народов Америки. Сказка североамериканских индейцев «Ахайюта и Пожиратель Туч».
| 1
| Обобщить и систематизировать знания учащихся о сказках народов Америки, особенностях их построения, языке, героях;
особенности сказок народов Америки; Образ смелого Ахайюты и его друга крота.
| Выступление учителя о сказках народов Америки. Словарная работа. Выборочное чтение, сопровождаемое анализом текста.
|
|
|
18
| Эскимосская сказка «Ворон-обманщик».
| 1
| Черты некоторых людей в образе ворона-обманщика, наказуемость обмана.
| Словарная работа. Чтение по ролям.
|
|
|
19
| Сказка североамериканских индейцев «Добрый охотник».
| 1
| Сила добрых поступков; достижение спокойствия в жизни благодаря добрым поступкам.
| Словарная работа. Выборочное чтение, сопровождаемое анализом текста.
|
|
|
20
| Развитие речи. Сочинить новую сказку об одном герое из прочитанных сказок народов Америки
| 1
|
| Словарная работа. Выступления учащихся в роли автора-сказочника.
|
|
|
Сказки разных народов со сходными сюжетами (4 часа + 2 часа развития речи)
|
21
| Сказки разных народов со сходными сюжетами. Индийская сказка «Золотая рыба». Сопоставительный анализ индийской сказки «Золотая рыба» и «Сказки о рыбаке и рыбке» А. С. Пушкина.
| 1
| Похожесть, близость сказок народов, живущих на разных континентах.
Разновидность сюжетов, особенности вымысла индийской сказки «Золотая рыба» и «Сказки о рыбаке и рыбке» А. С. Пушкина. Яркие художественные образы, выразительность и эмоциональность языка.
| Выступление учителя о сказках разных народов со сходными сюжетами. Словарная работа. Ответы на вопросы учителя. Просмотр эпизодов мультипликацион-ного фильма по «Сказке о рыбаке и рыбке»
А. С. Пушкина.
|
|
|
22
| Монская (Бирма) сказка «Принцесса-лягушка». Сопоставительный анализ Монской (Бирма) сказки «Принцесса-лягушка» и русской народной сказки «Царевна-лягушка».
| 1
| Разновидность сюжетов, особенности вымысла; всепобеждающая сила любви, разрушающая препятствия на пути к счастью; яркие художественные образы, выразительность языка.
| Словарная работа. Иллюстрирование эпизодов сказок.
Ответы на вопросы учителя.
|
|
|
23
| Сопоставительный анализ словацкой, русской народных сказок «Двенадцать месяцев» и пьесы С. Маршака «Двенадцать месяцев».
| 1
| Расхождения в содержании, обрисовке образов в сказках, что связано с особенностями быта, фольклорных традиций каждого народа.
| Словарная работа.
Просмотр эпизодов мультипликацион-ного фильма по пьесе С. Маршака «Двенадцать месяцев».
|
|
|
24
| Выполнение афиши к пьесе С.Маршака «Двенадцать месяцев».
| 1
| Требования к оформлению афиши.
| Коллективная творческая работа.
|
|
|
25
| Английская народная сказка «Тростниковая Шапка». Сопоставительный анализ английской народной сказки «Тростниковая Шапка» и сказки Ш. Перро «Золушка».
| 1
| Близость основных идей сказок разных народов мира; душевная красота главных героинь, их стойкость, умение прощать жестокость и предательство. Волшебные события в сказках.
| Словарная работа.
Выступления отдельных учащихся по схожим сказкам: «Золотая туфелька» (Вьетнам) и «Кхончхи и Пхатчхи» (Корея)
|
|
|
26
| Развитие речи. Диалог схожих по сюжету сказок.
| 1
|
| Выступления учащихся парами, инсценировать (по возможности).
|
|
|
Арабская сказка «Тысяча и одна ночь» (5 часов + 1 час развития речи)
|
27
| История создания книги «Тысяча и одна ночь». Сказка о царе Шахрияре.
| 1
| Занимательность фабулы, романтическая фантастичность, увлекательное сплетение элемента волшебного с действительным, описание удивительных стран и приключений в сказках «Тысячи и одной ночи». Популярность произведения в Европе.
| Выступление учителя об истории создания книги «Тысяча и одна ночь». Словарная работа. Комментированное чтение сказки о царе Шахрияре, сопровождаемое симфонической сюитой Римского-Корсакова «Шахерезада».
|
|
|
28
29
| Сказка «Алладин и волшебная лампа».
| 2
| Волшебное и реальное в сказке «Алладин и волшебная лампа». Язык и построение сказок; поступки, характер героев, определяющие их судьбы; симпатия автора-рассказчика к Аладдину.
| Словарная работа. Пересказ понравившихся эпизодов. Диалог с Алладином.
|
|
|
30
31
| Сказка «Али–Баба и сорок разбойников».
| 2
| «Али–Баба и сорок разбойников» — сказка о верности, долге, красоте души человека. Воспроизведение в сказке гуманной морали народа. Герои сказки. Обличение в сказке коварства и предательства, осуждение зависти и жадности, хвала трудолюбию, доброте.
| Ответить на вопросы:
- какова основная мысль сказки?
- Чему учит эта сказка?
- Вспомните татарские сказки, где рассказывается о доброте, трудолюбии и жадности.
|
|
|
32
| Развитие речи по книге «тысяча и одна ночь». Монолог сказочных предметов (лампа Алладина и др.)
| 1
|
| Выступления учащихся (приветствуется соответствующий костюм или какой-либо атрибут)
|
|
|
Повторение (2 часа)
|
33
| Сочинение сказки по пословице. «Благородный человек не помнит старого зла» (китайская пословица)
| 1
| Пословица – произведение устного народного творчества.
| Выступления учащихся, выявление лучшего сочинения.
|
|
|
34
| Викторина «Что за прелесть эти сказки!»
| 1
| В игровой форме повторить тему "Сказки народов мира".
| Урок –викторина.
|
|
|
35
| Урок – обобщения «До свидания, сказка!»
| 1
|
| Беседа.
|
|
|