|
Рабочая программа элективного курса «Подготовка к гиа по русскому языку» в 9 б классе (вторая ступень обучения)
Муниципальное бюджетное образовательное учреждение
«Средняя общеобразовательная школа № 17»
Рузаевского муниципального района
Рассмотрена и одобрена на Рассмотрена и одобрена на Утверждена руководителем
заседании методического заседании научно- образовательного
объединения учителей методического совета учреждения
филологических дисциплин
Руководитель МО ________ Руководитель НМС _______ ______/Сарайкина О.В./
/ Зимина С.Ш. / /Сарайкина О.В./ «____» _______ 20___г.
«_____» __________20___г. «_____» _________ 20___ г.
Рабочая программа
элективного курса «Подготовка к ГИА по русскому языку»
в 9 Б классе
(вторая ступень обучения)
Составитель: Габдуллина Наталья Германовна
учитель русского языка и литературы
первой квалификационной категории
2014 г.
Пояснительная записка Целью настоящего курса является систематизация знаний и умений по курсу русского языка, а также отработка навыков решения тестовых заданий итоговой аттестации.
Задачи:
Для реализации поставленной цели необходимо решить следующие задачи:
• сформировать:
положительное отношение к процедуре контроля в формате тестовых заданий;
представление о структуре и содержании тестовых материалов по предмету; назначении заданий различного типа (с выбором ответа, с кратким ответом, с развернутым ответом);
• сформировать умения:
работать с инструкциями, регламентирующими процедуру проведения экзамена в целом;
овладеть комплексом умений, определяющих уровень языковой и лингвистической компетенции 9-классников;
научиться грамотно писать сжатое изложение публицистического стиля;
владеть формами обработки информации исходного текста;
работать с тестовыми заданиями: понимать формулировку задания и вникать в её смысл;
сосредоточенно и эффективно работать в течение экзамена.
Общая характеристика учебного курса.
В структуре изучаемого курса выделяются следующие разделы: «Тренировочные материалы экзаменационных работ для проведения ГИА по русскому языку в новой форме», тематические блоки: «Сжатое изложение» и «Сочинение-рассуждение», тренировочные блоки: «Задания типа «А» и «Задания типа «В», «Тренировочные работы».
Изучение тестовых материалов позволит учащимся не только познакомиться со структурой и содержанием экзамена в новой форме, но и произвести самооценку своих знаний на данном этапе, выбрать темы, требующие дополнительного изучения, спланировать дальнейшую подготовку к ГИА по русскому языку.
Содержание раздела «Тематические блоки» включают основные приёмы сжатия текста и структуру сочинения-рассуждения.
Тренировочные блоки включают основные правила русской орфографии, пунктуации и применение их на практике.
Последний раздел посвящен тренингу учащихся по вариантам из методических пособий для подготовки к ГИА. Важным моментом данной работы является анализ полученных результатов. Рабочая программа элективного курса рассчитана на 18 часов, 0,5 часа в неделю. Имеются некоторые отличия. При составлении программы элективного курса учитывалась логика построения курса русского языка в 9 классе. Информационный материал сочетается с такими формами работы, которые позволят учащимся повысить уровень ЗУН, необходимых для успешной сдачи экзаменов. Формы текущего контроля:
лекции учителя с различными видами заданий;
составление обобщающих таблиц и схем;
самостоятельная работа учащихся (наблюдения над языковым материалом, их анализ, выводы);
самостоятельный отбор материала
работа в группах;
урок-практикум;
работа с пакетами КИМов;
написание изложений и сочинений.
Курс завершается итоговым контрольным тестированием.
Место учебного курса в учебном плане.
В последние годы сдача государственной итоговой аттестации за курс основной средней школы во всех регионах проходит в новой форме и представляет собой написание сжатого изложения (часть1) и сочинения-рассуждения (часть 3), тестовые задания, содержащие задания с выбором ответа (задания типа «А»), задания с кратким ответом (задания типа «Б»).
Программа учебного курса «Подготовка к ГИА по русскому языку» направлена на систематизацию знаний и умений по курсу русского языка, а также на тренировку и отработку навыка решения тренировочных вариантов экзаменационных работ для проведения итоговой аттестации в 9 классах в новой форме. Это позволит учащимся сформировать положительное отношение к ГИА по русскому языку, выявить темы для дополнительного повторения, почувствовать уверенность в своих силах перед сдачей ГИА.
Курс рекомендован учащимся 9-х классов образовательных школ, сдающих ГИА по русскому языку.
Результаты освоения курса.
Личностные: готовность и способность обучающихся к саморазвитию и личностному самоопределению.
Метапредметные: самостоятельность в планировании и осуществлении учебной деятельности и организации учебного сотрудничества с педагогами и сверстниками.
Предметные: знать/ понимать/ уметь
знать трудные случаи правописания;
понимать их роль в общекультурном развитии человека;
объяснять языковое явление;
уметь применять знания при тестировании;
формировать гражданскую идентичность посредством языкового материала;
формирование научного типа мышления, владение научной терминологией, ключевыми понятиями, методами и приёмами;
активно прослушивать текст, анализировать его содержание и лингвистические компоненты, структурировать информацию, интерпретировать чужой и создавать собственный текст, аргументировать, писать сжатое изложение;
определять лексическое значение слова по различению контекстных значений многозначных слов, познакомиться с нормами лексической сочетаемости, принципами синонимической замены;
работать над расширением словарного запаса;
опознавать средства выразительности русской речи и их функции в тексте;
работать с тестовыми заданиями (внимательно читать формулировку задания и понимать её смысл (без возможности обратиться за четкое следовать инструкциям, сопровождающим задание;
выполнять различные типы тестовых заданий;
самостоятельно распределять время на выполнение заданий;
четко писать печатные буквы в соответствии с образцом, указанным в бланке;
хорошо ориентироваться в полях заполняемого на экзамене бланка;
правильно отмечать в бланке вариант ответа;
вносить исправления в бланк экзаменационной работы;
сосредоточенно работать в течение временного интервала, превышающего 45 минут;
определять синтаксические конструкции.
Тематическое планирование
элективного курса «Подготовка к ГИА по русскому языку»
в 9 «Б» классе
№
п/п
|
Наименование
разделов
и тем
| Макси-
мальная
нагрузка
учащего-
ся,
ч.
| Из них
| Теоретическое
обучение,
ч.
| Практическое занятие,
ч.
| Уроки
контроля, ч.
| Экскурсии,
ч.
|
I.
|
Введение. Тренировочные варианты экзаменационных работ для проведения ГИА по русскому языку.
|
1 ч.
|
1 ч.
|
-
|
-
|
-
|
II.
|
Сжатое изложение.
|
5 ч.
|
4 ч.
|
1 ч.
|
-
|
-
|
III.
|
Сочинение-рассуждение.
|
4 ч.
|
1 ч.
|
3 ч.
|
-
|
-
|
IV.
|
Задания типа «А».
|
4 ч.
|
-
|
4 ч.
|
-
|
-
|
V.
|
Задания типа «Б».
|
4 ч.
|
-
|
4 ч.
|
-
|
-
|
|
Итого:
|
18 ч.
|
6 ч.
|
12 ч.
|
-
|
-
|
Содержание элективного курса (18 часов) Раздел 1. Введение. Тренировочные варианты экзаменационных работ для проведения ГИА по русскому языку (1 ч.)
ГИА в новой форме – независимая оценка уровня учебных достижений выпускников 9 класса. Особенности проведения ГИА по русскому языку в новой форме. Специфика тестовой формы контроля. Виды тестовых заданий. Структура и содержание тренировочных вариантов экзаменационных работ для проведения государственной итоговой аттестации в новой форме. Основные термины ГИА. Раздел 2. Сжатое изложение (5 ч.)
Содержательные и языковые способы сокращения текста. Построение сжатого изложения. Редактирование изложения.
Учащиеся должны знать:
основные правила работы с текстом.
Учащиеся должны уметь:
точно определять круг предметов и явлений действительности, отражаемой в тексте;
адекватно воспринимать авторский замысел;
вычленять главное в информации;
сокращать текст различными способами;
правильно, точно и лаконично излагать содержание текста;
находить и уместно использовать языковые средства обобщенной передачи содержания.
Контроль знаний: построение сжатого изложения.
Основные термины по разделу: сжатое изложение, исключение, обобщение, упрощение, редактирование изложения. Раздел 3. Сочинение-рассуждение (4 ч.)
Сочинение-рассуждение на лингвистическую тему. Разработка содержания. Подбор обоснования лингвистического положения. Подбор примеров для обоснования лингвистического положения.
Сочинение-рассуждение, связанное с анализом содержания текста. Понимание смысла текста и его фрагмента. Примеры-аргументы, доказывающие правильность понимания текста. Композиционное оформление сочинения. Речевое оформление сочинения.
Учащиеся должны знать:
правила построения рассуждения на лингвистическую тему и рассуждения на основе анализа текста.
Учащиеся должны уметь:
подбирать примеры для обоснования лингвистического положения;
подбирать примеры-аргументы, доказывающие правильность понимания текста;
правильно оформлять сочинение в композиционном и речевом отношении.
Контроль знаний: тренировочные упражнения; практические работы, построение сочинения-рассуждения.
Основные термины по разделу: сочинение-рассуждение на лингвистическую тему, содержание текста, смысл текста, фрагмент, примеры-аргументы, композиционное оформление сочинения, речевое оформление сочинения. Раздел 4. Задания типа «А» (4 ч.)
Семь заданий группы «А» проверяют глубину и точность понимания экзаменуемыми содержания исходного текста, выявляют уровень лингвистических навыков. В разделе повторяются следующие темы:
- Текст как речевое произведение. Смысловая и композиционная целостность текста.
- Лексическое значение слова.
- Выразительные средства лексики и фразеологии.
- Фонетика. Звуки и буквы. Фонетический анализ слова.
- Правописание корней. Правописание словарных слов.
- Правописание приставок. Слитное, дефисное, раздельное написание.
- Правописание суффиксов различных частей речи. Правописание –Н-/-НН- в различных частях речи. Правописание личных окончаний глаголов и суффиксов причастий настоящего времени.
Учащиеся должны знать:
основные правила работы с текстом;
основные средства выразительности;
основные сведения по стилистике русского языка;
орфографические правила.
Учащиеся должны уметь:
эффективно распределять время на выполнение заданий различных типов;
оформлять решение заданий с выбором ответа и кратким ответом на бланках ответа в соответствии с инструкцией;
оформлять решение заданий с развернутым ответом в соответствии с требованиями инструкции по проверке;
различать средства выразительности;
находить в тексте средства выразительности;
анализировать текст с точки зрения средств выразительности;
определять стилистическую принадлежность слов и выражений;
работать со стилистическими синонимами;
использовать знания по орфографии при анализе предложенного текста.
Контроль знаний: тренировочные упражнения, практические работы.
Основные термины по разделу: текст как речевое произведение, смысловая и композиционная целостность текста; лексическое значение слова, выразительные средства лексики и фразеологии; фонетика, звуки и буквы, фонетический анализ слова; правописание корней, правописание словарных слов, правописание приставок; слитное, дефисное, раздельное написание; правописание суффиксов различных частей речи, правописание –Н-/-НН- в различных частях речи, правописание личных окончаний глаголов и суффиксов причастий настоящего времени. Раздел 5. Задания типа «Б» (4 ч.)
Девять заданий группы «В» проверяют комплекс умений определяющих уровень языковой и лингвистической компетенции 9-классников. Все задания имеют практическую направленность, так как языковые явления, проверяемые ими, составляют необходимую лингвистическую базу владения орфографическими и речевыми нормами. В раздел для повторения включены следующие темы:
- Лексика и фразеология. Синонимы. Фразеологические обороты. Группы слов по происхождению и употреблению.
- Словосочетание.
- Предложение. Грамматическая основа предложения. Подлежащее и сказуемое как главные члены предложения.
- Простое осложненное предложение.
- Пунктуационный анализ. Знаки препинания в предложениях со словами и конструкциями, грамматически не связанными с членами предложения.
- Синтаксический анализ сложного предложения.
- Знаки препинания в сложносочиненном и сложноподчиненном предложении.
- Синтаксический анализ сложного предложения.
- Сложные предложения с разными видами связи между частями.
Учащиеся должны знать:
синтаксические и пунктуационные нормы.
Учащиеся должны уметь:
эффективно распределять время на выполнение заданий различных типов;
оформлять решение заданий с выбором ответа и кратким ответом на бланках ответа в соответствии с инструкцией;
оформлять решение заданий с развернутым ответом в соответствии с требованиями инструкции по проверке;
использовать знания по синтаксису и пунктуации при анализе предложенного текста.
Контроль знаний: тренировочные упражнения, практические работы.
Основные термины по разделу: лексика и фразеология, синонимы, фразеологические обороты; словосочетание, предложение, грамматическая основа предложения, подлежащее и сказуемое как главные члены предложения, простое осложненное предложение, пунктуация, сложносочиненные и сложноподчиненные предложения, сложные предложения с разными видами связи между частями.
Календарно-тематический план
№
п/п
| Наименование разделов и тем
| Вид занятия
| Количество часов
| Виды
самостоятельной
работы
| Дата
проведения занятия
| планируемая
| фактическая
| 1
| 2
| 3
| 4
| 5
| 6
| 7
| 1.
| Введение. Тренировочные варианты экзаменационных работ для проведения ГИА по русскому языку
|
| 1 ч.
|
|
|
| 1.1
| Структура экзаменационной работы в формате ГИА. Число и вид заданий. Знакомство с демонстрационным вариантом 2013. Особенности заполнения бланков экзаменационной работы.
Знакомство с критериями оценки выполнения заданий с развернутым ответом. Требования к полноте и правильности записи развернутого ответа.
| Мини-лекция.
| 1 ч.
| Работа с демонстрационным вариантом, бланками ответов, работа в группах, анализ сочинения.
|
|
| 2.
| Сжатое изложение
|
| 5 ч.
|
|
|
| 2.1
| Задание С1. Сжатое изложение. Что такое микротема. Учимся находить микротемы исходного текста. Абзацное членение текста.
| Мини-лекция, практикум.
| 1 ч.
| Работа с текстом, создание текста.
|
|
| 2.2
| Задание С1. Сжатое изложение. Что такое сжатие (компрессия) текста. Приемы сжатия текста. Отработка приёма ИСКЛЮЧЕНИЕ.
| Мини-лекция, практикум.
| 1 ч.
| Работа с текстом, создание текста.
|
|
| 2.3
| Задание С1. Сжатое изложение. Приемы сжатия текста. Отработка приёма ОБОБЩЕНИЕ.
| Мини-лекция, практикум.
| 1 ч.
| Работа с текстом, создание текста.
|
|
| 2.4
| Задание С1. Сжатое изложение. Приемы сжатия текста. Отработка приема УПРОЩЕНИЕ.
| Мини-лекция, практикум.
| 1 ч.
| Работа с текстом, создание текста.
|
|
| 2.5
| Задание С1. Выбор приемов сжатия.
| Урок-практикум.
| 1 ч.
| Написание изложения, оценивание.
|
|
| 3.
| Сочинение-рассуждение
|
| 4 ч.
|
|
|
| 1
| 2
| 3
| 4
| 5
| 6
| 7
| 3.1
| Задание С2.2. Сочинение-рассуждение. Критерии оценивания.
| Мини-лекция, практикум.
| 1 ч.
| Элементы сочинения, анализ текстов.
|
|
| 3.2
| Задание С2.2. Учимся формулировать тезис сочинения-рассуждения.
| Урок-практикум.
| 1 ч.
| Самостоятельная работа.
|
|
| 3.3
| Задание С2.2. Учимся аргументировать.
| Урок-практикум.
| 1 ч.
| Элементы сочинения, анализ текстов.
|
|
| 3.4
| Задание С2.2. Учимся писать вывод сочинения-рассуждения.
| Урок-практикум.
| 1 ч.
| Самостоятельная работа.
|
|
| 4.
| Задания типа «А»
|
| 4 ч.
|
|
|
| 4.1
| Понимание смысла текста. Задание А1, А2, А3, А4.
| Урок-практикум.
| 1 ч.
| Работа с тестом, заполнение бланков.
|
|
| 4.2
| Понимание смысла текста. Задание А5, А6, А7.
| Урок-практикум.
| 1 ч.
| Работа с тестом, заполнение бланков.
|
|
| 4.3
| Понимание смысла текста. Задание А7.
| Урок-практикум.
| 1 ч.
| Работа с тестом, заполнение бланков.
|
|
| 4.4
| Понимание смысла текста. Задание А7.
| Урок-практикум.
| 1 ч.
| Работа с тестом, заполнение бланков.
|
|
| 5.
| Задания типа «Б»
|
| 4 ч.
|
|
|
| 5.1
| Лексика и фразеология.
Стилистическая принадлежность слов. Задание В1.
Словосочетание. Подчинительная связь слов в словосочетании. Задание В2.
| Урок-практикум.
| 1 ч.
| Работа с тестом, заполнение бланков.
|
|
| 5.2
| Грамматическая основа предложения. Способы выражения главных членов предложения. Задание В3.
Простое осложненное предложение. Задание В4.
Пунктуационный анализ простого осложненного предложения. Вводные слова и предложения, вставные конструкции, обращения, междометия. Задание В5.
| Урок-практикум.
| 1 ч.
| Работа с тестом, заполнение бланков.
|
|
| 1
| 2
| 3
| 4
| 5
| 6
| 7
| 5.3
| Типы сложных предложений. Задание В6.
Знаки препинания в сложносочиненном и сложноподчиненном предложении. Задание В7.
Знаки препинания в сложноподчиненном предложении с несколькими придаточными. Задание В8.
| Урок-практикум.
| 1 ч.
| Работа с тестом, заполнение бланков.
|
|
| 5.4
| Сложные предложения с различными видами связи.
Синтаксический анализ сложного предложения. Задание В9.
Тренировочное выполнение заданий ГИА.
| Урок-практикум.
| 1 ч.
| Работа с тестом, заполнение бланков.
|
|
|
| Итого:
|
| 18 ч.
|
|
|
|
| теория – 6 ч.
|
|
|
|
|
|
| практические занятия – 12 ч.
|
|
|
|
|
|
Учебно-методическое обеспечение курса
Для полного усвоения курса необходимо следующее учебно-методическое обеспечение:
учебник:
С.В. Драбкина, Д.И. Субботин. Государственная итоговая аттестация выпускников 9 классов в новой форме. Русский язык. 2014. Успешная подготовка. Разбор заданий. Алгоритм. Тесты. Учебное пособие. – М.: «Интеллект-Центр», 2014.
методические пособия для учителя:
М.В. Козулина. Подготовка к экзамену по русскому языку. – Саратов: «Лицей», 2012.
М.В. Козулина. Русский язык, 9 класс. Подготовка к экзамену. Практикум. – Саратов: «Лицей», 2012.
Контрольно-измерительные материалы ГИА.
Материалы сайта ФИПИ.
Тексты аудиозаписи. ГИА. 9 класс.
для учащихся:
М.В. Козулина. Подготовка к экзамену по русскому языку. – Саратов: «Лицей», 2013.
М.В. Козулина. Русский язык, 9 класс. Подготовка к экзамену. Практикум. – Саратов: «Лицей», 2013.
Контрольно-измерительные материалы ГИА.
Материалы сайта ФИПИ.
Тексты аудиозаписи. ГИА. Изложение. 9 класс.
Словари, справочники.
|
Интернет-ресурсы для ученика и учителя:
Грамота.Ру: справочно-информационный портал «Русский язык» https://gramota.ru
Крылатые слова и выражения http://slova.ndo.ru
Культура письменной речи http://www.gramma.ru
Мир слова русского http://www.rusword.org
Основные правила грамматики русского языка https://stihi-rus.ru/pravila.htm
Российское общество преподавателей русского языка и литературы: портал «Русское слово» https://ropryal.ru
fcior.edu.ru
school-collection.ru
Бесплатные интерактивные курсы для подготовки к ГИА
"Интернет-школа Просвещение.RU"
Диск «Репетитор по русскому языку КиМ, 2013, 2014».
Диск «Русский язык. 9 класс. Интерактивный курс для школьников».
Диск "Интенсивный курс подготовки к ГИА по русскому языку – части А-В".
Он-лайн тренажер по подготовке к ГИА .www.hi-edu.ru
Материалы сайта ФИПИ. https://fipi.ru/
|
|
|