Главная страница

Рабочая программа элективного курса «Подготовка к гиа по русскому языку» в 9 б классе (вторая ступень обучения)



Скачать 251.12 Kb.
НазваниеРабочая программа элективного курса «Подготовка к гиа по русскому языку» в 9 б классе (вторая ступень обучения)
Дата07.04.2016
Размер251.12 Kb.
ТипРабочая программа








Муниципальное бюджетное образовательное учреждение

«Средняя общеобразовательная школа № 17»

Рузаевского муниципального района


Рассмотрена и одобрена на Рассмотрена и одобрена на Утверждена руководителем

заседании методического заседании научно- образовательного

объединения учителей методического совета учреждения

филологических дисциплин

Руководитель МО ________ Руководитель НМС _______ ______/Сарайкина О.В./

/ Зимина С.Ш. / /Сарайкина О.В./ «____» _______ 20___г.

«_____» __________20___г. «_____» _________ 20___ г.


Рабочая программа

элективного курса «Подготовка к ГИА по русскому языку»

в 9 Б классе

(вторая ступень обучения)


Составитель: Габдуллина Наталья Германовна

учитель русского языка и литературы

первой квалификационной категории

2014 г.


Пояснительная записка
Целью настоящего курса является систематизация знаний и умений по курсу русского языка, а также отработка навыков решения тестовых заданий итоговой аттестации.

Задачи:

Для реализации поставленной цели необходимо решить следующие задачи:

сформировать:

  • положительное отношение к процедуре контроля в формате тестовых заданий;

  • представление о структуре и содержании тестовых материалов по предмету; назначении заданий различного типа (с выбором ответа, с кратким ответом, с развернутым ответом);

сформировать умения:

  • работать с инструкциями, регламентирующими процедуру проведения экзамена в целом;

  • овладеть комплексом умений, определяющих уровень языковой и лингвистической компетенции 9-классников;

  • научиться грамотно писать сжатое изложение публицистического стиля;

  • владеть формами обработки информации исходного текста;

  • работать с тестовыми заданиями: понимать формулировку задания и вникать в её смысл;

  • сосредоточенно и эффективно работать в течение экзамена.




  1. Общая характеристика учебного курса.

В структуре изучаемого курса выделяются следующие разделы: «Тренировочные материалы экзаменационных работ для проведения ГИА по русскому языку в новой форме», тематические блоки: «Сжатое изложение» и «Сочинение-рассуждение», тренировочные блоки: «Задания типа «А» и «Задания типа «В», «Тренировочные работы».

Изучение тестовых материалов позволит учащимся не только познакомиться со структурой и содержанием экзамена в новой форме, но и произвести самооценку своих знаний на данном этапе, выбрать темы, требующие дополнительного изучения, спланировать дальнейшую подготовку к ГИА по русскому языку.

Содержание раздела «Тематические блоки» включают основные приёмы сжатия текста и структуру сочинения-рассуждения.

Тренировочные блоки включают основные правила русской орфографии, пунктуации и применение их на практике.

Последний раздел посвящен тренингу учащихся по вариантам из методических пособий для подготовки к ГИА. Важным моментом данной работы является анализ полученных результатов.
Рабочая программа элективного курса рассчитана на 18 часов, 0,5 часа в неделю.
Имеются некоторые отличия. При составлении программы элективного курса учитывалась логика построения курса русского языка в 9 классе.
Информационный материал сочетается с такими формами работы, которые позволят учащимся повысить уровень ЗУН, необходимых для успешной сдачи экзаменов.
Формы текущего контроля:

  • лекции учителя с различными видами заданий;

  • составление обобщающих таблиц и схем;

  • самостоятельная работа учащихся (наблюдения над языковым материалом, их анализ, выводы);

  • самостоятельный отбор материала 

  • работа в группах;

  • урок-практикум;

  • работа с пакетами КИМов;

  • написание изложений и сочинений.



Курс завершается итоговым контрольным тестированием.


  1. Место учебного курса в учебном плане.

В последние годы сдача государственной итоговой аттестации за курс основной средней школы во всех регионах проходит в новой форме и представляет собой написание сжатого изложения (часть1) и сочинения-рассуждения (часть 3), тестовые задания, содержащие задания с выбором ответа (задания типа «А»), задания с кратким ответом (задания типа «Б»).

Программа учебного курса «Подготовка к ГИА по русскому языку» направлена на систематизацию знаний и умений по курсу русского языка, а также на тренировку и отработку навыка решения тренировочных вариантов экзаменационных работ для проведения итоговой аттестации в 9 классах в новой форме. Это позволит учащимся сформировать положительное отношение к ГИА по русскому языку, выявить темы для дополнительного повторения, почувствовать уверенность в своих силах перед сдачей ГИА.

Курс рекомендован учащимся 9-х классов образовательных школ, сдающих ГИА по русскому языку.


  • Результаты освоения курса.

Личностные: готовность и способность обучающихся к саморазвитию и личностному самоопределению.

Метапредметные: самостоятельность в планировании и осуществлении учебной деятельности и организации учебного сотрудничества с педагогами и сверстниками.

Предметные: знать/ понимать/ уметь

  • знать трудные случаи правописания;

  • понимать их роль в общекультурном развитии человека;

  • объяснять языковое явление;

  • уметь применять знания при тестировании;

  • формировать гражданскую идентичность посредством языкового материала;

  • формирование научного типа мышления, владение научной терминологией, ключевыми понятиями, методами и приёмами;

  • активно прослушивать текст, анализировать его содержание и лингвистические компоненты, структурировать информацию, интерпретировать чужой и создавать собственный текст, аргументировать, писать сжатое изложение;

  • определять лексическое значение слова по различению контекстных значений многозначных слов, познакомиться с нормами лексической сочетаемости, принципами синонимической замены;

  • работать над расширением словарного запаса;

  • опознавать средства выразительности русской речи и их функции в тексте;

  • работать с тестовыми заданиями (внимательно читать формулировку задания и понимать её смысл (без возможности обратиться за четкое следовать инструкциям, сопровождающим задание;

  • выполнять различные типы тестовых заданий;

  • самостоятельно распределять время на выполнение заданий;

  • четко писать печатные буквы в соответствии с образцом, указанным в бланке;

  • хорошо ориентироваться в полях заполняемого на экзамене бланка;

  • правильно отмечать в бланке вариант ответа;

  • вносить исправления в бланк экзаменационной работы;

  • сосредоточенно работать в течение временного интервала, превышающего 45 минут;

  • определять синтаксические конструкции.


Тематическое планирование

элективного курса «Подготовка к ГИА по русскому языку»

в 9 «Б» классе






п/п


Наименование

разделов

и тем

Макси-

мальная

нагрузка

учащего-

ся,

ч.

Из них

Теоретическое

обучение,

ч.

Практическое занятие,

ч.

Уроки

контроля, ч.

Экскурсии,

ч.


I.


Введение. Тренировочные варианты экзаменационных работ для проведения ГИА по русскому языку.


1 ч.


1 ч.


-


-


-


II.


Сжатое изложение.



5 ч.


4 ч.


1 ч.


-


-


III.


Сочинение-рассуждение.



4 ч.


1 ч.


3 ч.


-


-


IV.


Задания типа «А».



4 ч.


-


4 ч.


-


-


V.


Задания типа «Б».



4 ч.


-


4 ч.


-


-





Итого:


18 ч.


6 ч.


12 ч.


-


-


Содержание элективного курса (18 часов)
Раздел 1. Введение. Тренировочные варианты экзаменационных работ для проведения ГИА по русскому языку (1 ч.)

ГИА в новой форме – независимая оценка уровня учебных достижений выпускников 9 класса. Особенности проведения ГИА по русскому языку в новой форме. Специфика тестовой формы контроля. Виды тестовых заданий. Структура и содержание тренировочных вариантов экзаменационных работ для проведения государственной итоговой аттестации в новой форме. Основные термины ГИА.
Раздел 2. Сжатое изложение (5 ч.)

Содержательные и языковые способы сокращения текста. Построение сжатого изложения. Редактирование изложения.

Учащиеся должны знать:

  • основные правила работы с текстом.

Учащиеся должны уметь:

  • точно определять круг предметов и явлений действительности, отражаемой в тексте;

  • адекватно воспринимать авторский замысел;

  • вычленять главное в информации;

  • сокращать текст различными способами;

  • правильно, точно и лаконично излагать содержание текста;

  • находить и уместно использовать языковые средства обобщенной передачи содержания.

Контроль знаний: построение сжатого изложения.

Основные термины по разделу: сжатое изложение, исключение, обобщение, упрощение, редактирование изложения.
Раздел 3. Сочинение-рассуждение (4 ч.)

Сочинение-рассуждение на лингвистическую тему. Разработка содержания. Подбор обоснования лингвистического положения. Подбор примеров для обоснования лингвистического положения.

Сочинение-рассуждение, связанное с анализом содержания текста. Понимание смысла текста и его фрагмента. Примеры-аргументы, доказывающие правильность понимания текста. Композиционное оформление сочинения. Речевое оформление сочинения.

Учащиеся должны знать:

  • правила построения рассуждения на лингвистическую тему и рассуждения на основе анализа текста.

Учащиеся должны уметь:

  • подбирать примеры для обоснования лингвистического положения;

  • подбирать примеры-аргументы, доказывающие правильность понимания текста;

  • правильно оформлять сочинение в композиционном и речевом отношении.

Контроль знаний: тренировочные упражнения; практические работы, построение сочинения-рассуждения.

Основные термины по разделу: сочинение-рассуждение на лингвистическую тему, содержание текста, смысл текста, фрагмент, примеры-аргументы, композиционное оформление сочинения, речевое оформление сочинения.
Раздел 4. Задания типа «А» (4 ч.)

Семь заданий группы «А» проверяют глубину и точность понимания экзаменуемыми содержания исходного текста, выявляют уровень лингвистических навыков. В разделе повторяются следующие темы:

- Текст как речевое произведение. Смысловая и композиционная целостность текста.

- Лексическое значение слова.

- Выразительные средства лексики и фразеологии.

- Фонетика. Звуки и буквы. Фонетический анализ слова.

- Правописание корней. Правописание словарных слов.

- Правописание приставок. Слитное, дефисное, раздельное написание.

- Правописание суффиксов различных частей речи. Правописание –Н-/-НН- в различных частях речи. Правописание личных окончаний глаголов и суффиксов причастий настоящего времени.

Учащиеся должны знать:

  • основные правила работы с текстом;

  • основные средства выразительности;

  • основные сведения по стилистике русского языка;

  • орфографические правила.

Учащиеся должны уметь:

  • эффективно распределять время на выполнение заданий различных типов;

  • оформлять решение заданий с выбором ответа и кратким ответом на бланках ответа в соответствии с инструкцией;

  • оформлять решение заданий с развернутым ответом в соответствии с требованиями инструкции по проверке;

  • различать средства выразительности;

  • находить в тексте средства выразительности;

  • анализировать текст с точки зрения средств выразительности;

  • определять стилистическую принадлежность слов и выражений;

  • работать со стилистическими синонимами;

  • использовать знания по орфографии при анализе предложенного текста.

Контроль знаний: тренировочные упражнения, практические работы.

Основные термины по разделу: текст как речевое произведение, смысловая и композиционная целостность текста; лексическое значение слова, выразительные средства лексики и фразеологии; фонетика, звуки и буквы, фонетический анализ слова; правописание корней, правописание словарных слов, правописание приставок; слитное, дефисное, раздельное написание; правописание суффиксов различных частей речи, правописание –Н-/-НН- в различных частях речи, правописание личных окончаний глаголов и суффиксов причастий настоящего времени.
Раздел 5. Задания типа «Б» (4 ч.)

Девять заданий группы «В» проверяют комплекс умений определяющих уровень языковой и лингвистической компетенции 9-классников. Все задания имеют практическую направленность, так как языковые явления, проверяемые ими, составляют необходимую лингвистическую базу владения орфографическими и речевыми нормами. В раздел для повторения включены следующие темы:

- Лексика и фразеология. Синонимы. Фразеологические обороты. Группы слов по происхождению и употреблению.

- Словосочетание.

- Предложение. Грамматическая основа предложения. Подлежащее и сказуемое как главные члены предложения.

- Простое осложненное предложение.

- Пунктуационный анализ. Знаки препинания в предложениях со словами и конструкциями, грамматически не связанными с членами предложения.

- Синтаксический анализ сложного предложения.

- Знаки препинания в сложносочиненном и сложноподчиненном предложении.

- Синтаксический анализ сложного предложения.

- Сложные предложения с разными видами связи между частями.

Учащиеся должны знать:

  • синтаксические и пунктуационные нормы.


Учащиеся должны уметь:

  • эффективно распределять время на выполнение заданий различных типов;

  • оформлять решение заданий с выбором ответа и кратким ответом на бланках ответа в соответствии с инструкцией;

  • оформлять решение заданий с развернутым ответом в соответствии с требованиями инструкции по проверке;

  • использовать знания по синтаксису и пунктуации при анализе предложенного текста.

Контроль знаний: тренировочные упражнения, практические работы.

Основные термины по разделу: лексика и фразеология, синонимы, фразеологические обороты; словосочетание, предложение, грамматическая основа предложения, подлежащее и сказуемое как главные члены предложения, простое осложненное предложение, пунктуация, сложносочиненные и сложноподчиненные предложения, сложные предложения с разными видами связи между частями.

Календарно-тематический план




п/п

Наименование разделов и тем

Вид занятия

Количество часов

Виды

самостоятельной

работы

Дата

проведения занятия

планируемая

фактическая

1

2

3

4

5

6

7

1.

Введение. Тренировочные варианты экзаменационных работ для проведения ГИА по русскому языку




1 ч.










1.1

Структура экзаменационной работы в формате ГИА. Число и вид заданий. Знакомство с демонстрационным вариантом 2013. Особенности заполнения бланков экзаменационной работы.

Знакомство с критериями оценки выполнения заданий с развернутым ответом. Требования к полноте и правильности записи развернутого ответа.

Мини-лекция.

1 ч.

Работа с демонстрационным вариантом, бланками ответов, работа в группах, анализ сочинения.







2.

Сжатое изложение




5 ч.










2.1

Задание С1. Сжатое изложение. Что такое микротема. Учимся находить микротемы исходного текста. Абзацное членение текста.

Мини-лекция, практикум.

1 ч.

Работа с текстом, создание текста.







2.2

Задание С1. Сжатое изложение. Что такое сжатие (компрессия) текста. Приемы сжатия текста. Отработка приёма ИСКЛЮЧЕНИЕ.

Мини-лекция, практикум.

1 ч.

Работа с текстом, создание текста.







2.3

Задание С1. Сжатое изложение. Приемы сжатия текста. Отработка приёма ОБОБЩЕНИЕ.

Мини-лекция, практикум.

1 ч.

Работа с текстом, создание текста.







2.4

Задание С1. Сжатое изложение. Приемы сжатия текста. Отработка приема УПРОЩЕНИЕ.

Мини-лекция, практикум.

1 ч.

Работа с текстом, создание текста.







2.5

Задание С1. Выбор приемов сжатия.

Урок-практикум.

1 ч.

Написание изложения, оценивание.







3.

Сочинение-рассуждение




4 ч.










1

2

3

4

5

6

7

3.1

Задание С2.2. Сочинение-рассуждение. Критерии оценивания.

Мини-лекция, практикум.

1 ч.

Элементы сочинения, анализ текстов.








3.2

Задание С2.2. Учимся формулировать тезис сочинения-рассуждения.

Урок-практикум.

1 ч.

Самостоятельная работа.







3.3

Задание С2.2. Учимся аргументировать.

Урок-практикум.

1 ч.

Элементы сочинения, анализ текстов.







3.4

Задание С2.2. Учимся писать вывод сочинения-рассуждения.

Урок-практикум.

1 ч.

Самостоятельная работа.







4.

Задания типа «А»




4 ч.










4.1

Понимание смысла текста. Задание А1, А2, А3, А4.

Урок-практикум.

1 ч.

Работа с тестом, заполнение бланков.







4.2

Понимание смысла текста. Задание А5, А6, А7.

Урок-практикум.

1 ч.

Работа с тестом, заполнение бланков.







4.3

Понимание смысла текста. Задание А7.

Урок-практикум.

1 ч.

Работа с тестом, заполнение бланков.







4.4

Понимание смысла текста. Задание А7.

Урок-практикум.

1 ч.

Работа с тестом, заполнение бланков.







5.

Задания типа «Б»




4 ч.










5.1

Лексика и фразеология.

Стилистическая принадлежность слов. Задание В1.

Словосочетание. Подчинительная связь слов в словосочетании. Задание В2.

Урок-практикум.

1 ч.

Работа с тестом, заполнение бланков.







5.2

Грамматическая основа предложения. Способы выражения главных членов предложения. Задание В3.

Простое осложненное предложение. Задание В4.

Пунктуационный анализ простого осложненного предложения. Вводные слова и предложения, вставные конструкции, обращения, междометия. Задание В5.

Урок-практикум.

1 ч.

Работа с тестом, заполнение бланков.







1

2

3

4

5

6

7

5.3

Типы сложных предложений. Задание В6.

Знаки препинания в сложносочиненном и сложноподчиненном предложении. Задание В7.

Знаки препинания в сложноподчиненном предложении с несколькими придаточными. Задание В8.

Урок-практикум.

1 ч.

Работа с тестом, заполнение бланков.







5.4

Сложные предложения с различными видами связи.

Синтаксический анализ сложного предложения. Задание В9.

Тренировочное выполнение заданий ГИА.

Урок-практикум.

1 ч.

Работа с тестом, заполнение бланков.










Итого:




18 ч.













теория – 6 ч.



















практические занятия – 12 ч.

















Учебно-методическое обеспечение курса


Для полного усвоения курса необходимо следующее учебно-методическое обеспечение:



учебник:

С.В. Драбкина, Д.И. Субботин. Государственная итоговая аттестация выпускников 9 классов в новой форме. Русский язык. 2014. Успешная подготовка. Разбор заданий. Алгоритм. Тесты. Учебное пособие. – М.: «Интеллект-Центр», 2014.



методические пособия для учителя:


  1. М.В. Козулина. Подготовка к экзамену по русскому языку. – Саратов: «Лицей», 2012.

  2. М.В. Козулина. Русский язык, 9 класс. Подготовка к экзамену. Практикум. – Саратов: «Лицей», 2012.

  3. Контрольно-измерительные материалы ГИА.

  4. Материалы сайта ФИПИ.

  5. Тексты аудиозаписи. ГИА. 9 класс.


для учащихся:


  1. М.В. Козулина. Подготовка к экзамену по русскому языку. – Саратов: «Лицей», 2013.

  2. М.В. Козулина. Русский язык, 9 класс. Подготовка к экзамену. Практикум. – Саратов: «Лицей», 2013.

  3. Контрольно-измерительные материалы ГИА.

  4. Материалы сайта ФИПИ.

  5. Тексты аудиозаписи. ГИА. Изложение. 9 класс.

  6. Словари, справочники.




Интернет-ресурсы для ученика и учителя:


  1. Грамота.Ру: справочно-информационный портал «Русский язык» https://gramota.ru

  2. Крылатые слова и выражения http://slova.ndo.ru

  3. Культура письменной речи http://www.gramma.ru

  4. Мир слова русского http://www.rusword.org

  5. Основные правила грамматики русского языка https://stihi-rus.ru/pravila.htm

  6. Российское общество преподавателей русского языка и литературы: портал «Русское слово» https://ropryal.ru

  7. fcior.edu.ru

  8. school-collection.ru

  9. Бесплатные интерактивные курсы для подготовки к ГИА

  10. "Интернет-школа Просвещение.RU"

  11. Диск «Репетитор по русскому языку КиМ, 2013, 2014».

  12. Диск «Русский язык. 9 класс. Интерактивный курс для школьников».

  13. Диск "Интенсивный курс подготовки к ГИА по русскому языку – части А-В".

  14. Он-лайн тренажер по подготовке к ГИА .www.hi-edu.ru

  15. Материалы сайта ФИПИ. https://fipi.ru/