Главная страница


Рабочая программа основного общего образования по химии 8 9 класс Учитель химии 1 кв категории



Скачать 394.82 Kb.
НазваниеРабочая программа основного общего образования по химии 8 9 класс Учитель химии 1 кв категории
страница3/3
Дата18.04.2016
Размер394.82 Kb.
ТипРабочая программа
1   2   3
тематического планирования;

  • контрольно-измерительные материалы;

  • требований к уровню подготовки выпускников основной школы по биологии;

  • списка рекомендуемой литературы.

    Основными проблемами химии являются изучение состава и строения веществ, зависимости их свойств от строения, конструирование веществ с заданными свойствами, исследование закономерностей химических превращений и путей управления ими в целях получения веществ, материалов, энергии. Поэтому, как бы ни различались авторские программы и учебники по глубине трактовки изучаемых вопросов, их учебное содержание должно базироваться на содержании примерной программы, которое структурировано по шести блокам: Методы познания веществ и химических явлений. Экспериментальные основы химии; Вещество; Химическая реакция; Элементарные основы неорганической химии; Первоначальные представления об органических веществах; Химия и жизнь. Содержание этих учебных блоков в авторских программах может структурироваться по темам и детализироваться с учетом авторских концепций, но должно быть направлено на достижение целей химического образования.
    Цели

    Изучение химии в основной школе направлено на достижение следующих целей:

    • освоение важнейших знаний об основных понятиях и законах химии, химической символике;

    • овладение умениями наблюдать химические явления, проводить химический эксперимент, производить расчеты на основе химических формул веществ и уравнений химических реакций;

    • развитие познавательных интересов и интеллектуальных способностей в процессе проведения химического эксперимента, самостоятельного приобретения знаний в соответствии с возникающими жизненными потребностями;

    • воспитание отношения к химии как к одному из фундаментальных компонентов естествознания и элементу общечеловеческой культуры;

    • применение полученных знаний и умений для безопасного использования веществ и материалов в быту, сельском хозяйстве и на производстве, решения практических задач в повседневной жизни, предупреждения явлений, наносящих вред здоровью человека и окружающей среде.

    Место предмета в базисном учебном плане

    Для обязательного изучения учебного предмета «Химия» на этапе основного общего образования федеральный базисный учебный план для образовательных учреждений Российской Федерации отводит 140 часов. В том числе по 70 часов в VIII и IX классах, из расчета – 2 учебных часа в неделю.

    Общеучебные умения, навыки и способы деятельности

    Примерная программа предусматривает формирование у учащихся общеучебных умений и навыков, универсальных способов деятельности и ключевых компетенций. В этом направлении приоритетами для учебного предмета «Химия» на ступени основного общего образования являются: использование для познания окружающего мира различных методов (наблюдения, измерения, опыты, эксперимент); проведение практических и лабораторных работ, несложных экспериментов и описание их результатов; использование для решения познавательных задач различных источников информации; соблюдение норм и правил поведения в химических лабораториях, в окружающей среде, а также правил здорового образа жизни.

    Результаты обучения

    Результаты изучения курса «Химия» приведены в разделе «Требования к уровню подготовки выпускников», который полностью соответствует стандарту. Требования направлены на реализацию деятельностного, практикоориентированного и личностно ориентированного подходов; освоение учащимися интеллектуальной и практической деятельности; овладение знаниями и умениями, востребованными в повседневной жизни, позволяющими ориентироваться в окружающем мире, значимыми для сохранения окружающей среды и собственного здоровья.

    Рубрика «Знать/понимать» включает требования к учебному материалу, который усваивается и воспроизводится учащимися.

    Рубрика «Уметь» включает требования, основанные на более сложных видах деятельности, в том числе творческой: объяснять, характеризовать, определять, составлять, распознавать опытным путем, вычислять.

    В рубрике «Использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни» представлены требования, выходящие за рамки учебного процесса и нацеленные на решение разнообразных жизненных задач.
    2. Основное содержание

    Тема 1. Электролитическая диссоциация (10 ч)

    Электролиты и неэлектролиты. Электролитическая диссоциация веществ в водных растворах. Ионы. Катионы и анионы. Гидратная теория растворов. Электролитическая диссоциация кислот, щелочей и солей. Слабые и сильные электролиты. Степень диссоциации. Реакции ионного обмена. Окислительно-восстановительные реакции. Окислитель, восстановитель. Гидролиз солей.

    Демонстрации. Испытание растворов веществ на электрическую проводимость. Движение ионов в электрическом поле.

    Лабораторные опыты. Реакции обмена между растворами электролитов.

    Практическая работа. Решение экспериментальных задач по теме «Электролитическая диссоциация».
    Тема 2. Кислород и сера (9 ч)

    Положение кислорода и серы в периодической системе химических элементов, строение их атомов. Аллотропия кислорода — озон.

    Сера. Аллотропия серы. Физические и химические свойства. Нахождение в природе. Применение серы. Оксид серы(IV). Сероводородная и сернистая кислоты и их соли. Оксид серы(VI). Серная кислота и ее соли. Окислительные свойства концентрированной серной кислоты.

    Понятие о скорости химических реакций. Катализаторы.

    Демонстрации. Аллотропия кислорода и серы. Знакомство с образцами природных сульфидов, сульфатов.

    Лабораторные опыты. Распознавание сульфид-, сульфит- и сульфат-ионов в растворе.

    Практическая работа. Решение экспериментальных задач по теме «Кислород и сера».

    Расчетные задачи. Вычисления по химическим уравнениям реакций массы, количества вещества или объема по известной массе, количеству вещества или объему одного из вступающих или получающихся в реакции веществ.
    Тема 3. Азот и фосфор (10 ч)

    Положение азота и фосфора в периодической системе химических элементов, строение их атомов. Азот, физические и химические свойства, получение и применение. Круговорот азота в природе. Аммиак. Физические и химические свойства аммиака, получение, применение. Соли аммония. Оксиды азота(II) и (IV). Азотная кислота и ее соли. Окислительные свойства азотной кислоты.

    Фосфор. Аллотропия фосфора. Физические и химические свойства фосфора. Оксид фосфора(V). Ортофосфорная кислота и ее соли.

    Минеральные удобрения.

    Демонстрации. Получение аммиака и его растворение в воде. Ознакомление с образцами природных нитратов, фосфатов.

    Лабораторные опыты. Взаимодействие солей аммония со щелочами. Ознакомление с азотными и фосфорными удобрениями.

    Практические работы

    1. Получение аммиака и изучение его свойств.

    2. Определение минеральных удобрений.


    Тема 4. Углерод и кремний (7 ч)

    Положение углерода и кремния в периодической системе химических элементов, строение их атомов. Углерод, аллотропные модификации, физические и химические свойства углерода. Угарный газ, свойства и физиологическое действие на организм. Углекислый газ, угольная кислота и ее соли. Круговорот углерода в природе.

    Кремний. Оксид кремния(IV). Кремниевая кислота и ее соли. Стекло. Цемент.

    Демонстрации. Кристаллические решетки алмаза и графита. Знакомство с образцами природных карбонатов и силикатов. Ознакомление с различными видами топлива. Ознакомление с видами стекла.

    Лабораторные опыты. Ознакомление со свойствами и взаимопревращениями карбонатов и гидрокарбонатов. Качественные реакции на карбонат- и силикат-ионы.

    Практическая работа. Получение оксида углерода(IV) и изучение его свойств. Распознавание карбонатов.
    Тема 5. Общие свойства металлов (14 ч)

    Положение металлов в периодической системе химических элементов
    Д. И. Менделеева. Металлическая связь. Физические и химические свойства металлов. Ряд напряжений металлов.

    Понятие о металлургии. Способы получения металлов. Сплавы (сталь, чугун, дюралюминий, бронза). Проблема безотходных производств в металлургии и охрана окружающей среды.

    Щелочные металлы. Положение щелочных металлов в периодической системе и строение атомов. Нахождение в природе. Физические и химические свойства. Применение щелочных металлов и их соединений.

    Щелочноземельные металлы. Положение щелочноземельных металлов в периодической системе и строение атомов. Нахождение в природе. Кальций и его соединения. Жесткость воды и способы ее устранения.

    Алюминий. Положение алюминия в периодической системе и строение его атома. Нахождение в природе. Физические и химические свойства алюминия. Амфотерность оксида и гидроксида алюминия.

    Железо. Положение железа в периодической системе и строение его атома. Нахождение в природе. Физические и химические свойства железа. Оксиды, гидроксиды и соли железа(II) и железа(III).

    Демонстрации. Знакомство с образцами важнейших солей натрия, калия, природных соединений кальция, рудами железа, соединениями алюминия. Взаимодействие щелочных, щелочноземельных металлов и алюминия с водой. Сжигание железа в кислороде и хлоре.

    Лабораторные опыты. Получение гидроксида алюминия и взаимодействие его с кислотами и щелочами. Получение гидроксидов железа(II) и (III) и взаимодействие их с кислотами и щелочами.

    Практические работы

    1. Решение экспериментальных задач по теме «Элементы IА—IIIА-групп периодической таблицы химических элементов».

    2. Решение экспериментальных задач по теме «Металлы и их соединения».

    Расчетные задачи. Вычисления по химическим уравнениям массы, объема или количества вещества одного из продуктов реакции по массе исходного вещества, объему или количеству вещества, содержащего определенную долю примесей.

    Органическая химия

    Тема 6. Первоначальные представления об органических веществах (2 ч)

    Первоначальные сведения о строении органических веществ. Основные положения теории строения органических соединений А. М. Бутлерова. Изомерия. Упрощенная классификация органических соединений.
    Тема 7. Углеводороды (4 ч)

    Предельные углеводороды. Метан, этан. Физические и химические свойства. Применение.

    Непредельные углеводороды. Этилен. Физические и химические свойства. Применение. Ацетилен. Диеновые углеводороды.

    Понятие о циклических углеводородах (циклоалканы, бензол).

    Природные источники углеводородов. Нефть и природный газ, их применение. Защита атмосферного воздуха от загрязнения.

    Демонстрации. Модели молекул органических соединений. Горение углеводородов и обнаружение продуктов их горения. Качественные реакции на этилен. Образцы нефти и продуктов их переработки.

    Лабораторные опыты. Этилен, его получение, свойства.

    Расчетная задача. Установление простейшей формулы вещества по массовым долям элементов.
    Тема 8. Спирты (2 ч)

    Одноатомные спирты. Метанол. Этанол. Физические свойства. Физиологическое действие спиртов на организм. Применение.

    Многоатомные спирты. Этиленгликоль. Глицерин. Применение.

    Демонстрации. Количественный опыт выделения водорода из этилового спирта. Растворение этилового спирта в воде. Растворение глицерина в воде. Качественные реакции на многоатомные спирты.
    Тема 9. Карбоновые кислоты. Жиры (3 ч)

    Муравьиная и уксусная кислоты. Физические свойства. Применение.

    Высшие карбоновые кислоты. Стеариновая кислота.

    Жиры — продукты взаимодействия глицерина и высших карбоновых кислот. Роль жиров в процессе обмена веществ в организме. Калорийность жиров.

    Демонстрации. Получение и свойства уксусной кислоты. Исследование свойств жиров: растворимость в воде и органических растворителях.
    Тема 10. Углеводы (2 ч)

    Глюкоза, сахароза — важнейшие представители углеводов. Нахождение в природе. Фотосинтез. Роль глюкозы в питании и укреплении здоровья.

    Крахмал и целлюлоза — природные полимеры. Нахождение в природе. Применение.

    Демонстрации. Качественные реакции на глюкозу и крахмал.
    Тема 11. Белки. Полимеры (5 ч)

    Белки — биополимеры. Состав белков. Функции белков. Роль белков в питании. Понятие о ферментах и гормонах.

    Полимеры — высокомолекулярные соединения. Полиэтилен. Полипропилен. Поливинилхлорид. Применение полимеров.

    Химия и здоровье. Лекарства.

    Демонстрации. Качественные реакции на белок. Ознакомление с образцами изделий из полиэтилена, полипропилена, поливинилхлорида.


    3. Календарно-тематический план

    Темы учебной программы

    Количество часов

    Кол-во практических работ

    Кол-во контрольных работ

    НЕОРГАНИЧЕСКАЯ ХИМИЯ

    Тема №1 Электролитическая диссоциация

    10

    Л/О -1

    П/Р – 1

    1

    Тема №2 Кислород и сера

    9

    Л/О-3

    П/Р – 1




    Тема №3 Азот и фосфор

    10

    Л/О-1

    П/Р - 2




    Тема №4 Углерод и кремний

    7

    Л/О – 3

    П/Р - 1

    1

    Общие свойства металлов

    14

    Л/О – 2

    П/Р - 2

    1

    ОРГАНИЧЕСКАЯ ХИМИЯ

    Тема №первоначальные сведения об органических соединениях

    2

    -




    Тема №7 Углеводороды

    4

    Л/О - 1




    Тема №8 Спирты

    2

    -




    Тема №9 Карбоновые кислоты. Жиры

    3

    -




    Тема №10. Углеводы

    2

    -




    Тема №11 Белки. Полимеры

    5

    -

    1



    5. Требования к уровню подготовки выпускников

    В результате изучения химии ученик должен
    знать/понимать:

    химическую символику: знаки химических элементов, формулы химических веществ и уравнения химических реакций;

    важнейшие химические понятия: химический элемент, атом, молекула, относительные атомная и молекулярная массы, ион, химическая связь, вещество, классификация веществ, моль, молярная масса, молярный объем, химическая реакция, классификация реакций, электролит и неэлектролит, электролитическая диссоциация, окислитель и восстановитель, окисление и восстановление;

    основные законы химии: сохранения массы веществ, постоянства состава, периодический закон;

    уметь:

    называть химические элементы, соединения изученных классов;

    объяснять физический смысл атомного (порядкового) номера химического элемента, номеров группы и периода, к которым элемент принадлежит в периодической системе Д. И. Менделеева; закономерности изменения свойств элементов в пределах малых периодов и главных подгрупп; сущность реакций ионного обмена;

    характеризовать химические элементы (от водорода до кальция) на основе их положения в периодической системе Д. И. Менделеева и особенностей строения их атомов; связь между составом, строением и свойствами веществ; химические свойства основных классов неорганических веществ;

    определять состав веществ по их формулам, принадлежность веществ к определенному классу соединений, типы химических реакций, валентность и степень окисления элемента в соединениях, тип химической связи в соединениях, возможность протекания реакций ионного обмена;

    составлять формулы неорганических соединений изученных классов; схемы строения атомов первых 20 элементов периодической системы
    Д. И. Менделеева; уравнения химических реакций;

    обращаться с химической посудой и лабораторным оборудованием;

    распознавать опытным путем кислород, водород, углекислый газ, аммиак; растворы кислот и щелочей, хлорид-, сульфат- и карбонат-ионы;

    вычислять массовую долю химического элемента по формуле соединения; массовую долю вещества в растворе; количество вещества, объем или массу по количеству вещества, объему или массе реагентов или продуктов реакции;

    использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни с целью:

    • безопасного обращения с веществами и материалами;

    • экологически грамотного поведения в окружающей среде;

    • оценки влияния химического загрязнения окружающей среды на организм человека;

    критической оценки информации о веществах, используемых в быту;

    • приготовления растворов заданной концентрации.
    6. Перечень рекомендуемой литературы

    Дополнительная литература для учителя

    1. Алексинский Занимательные опыты по химии. – М.: Просвещение 1995г.

    2. Ахметов Н.С. Актуальные вопросы курса неорганической химии: Книга для учителя. – М.: Просвещение, 1991г.

    3. Ахметов Н.С. Общая и неорганическая химия. – М.: Высшая школа», 1998г.

    4. БраунТ., Лемей Г.Ю. Химия в центре наук. – М.: Мир, 1983г.

    5. Горковенко М.Ю. Химия. 8 класс. Поурочные разработки к учебникам О.С.Габриеляна; Л.С.Гузея; Г.Е.Рудзитиса, Ф.Г.Фельдмана. – М.: «ВАКО», 2004г.

    6. Ковальчукова О.в. Учись решать задачи по химии, - М.: Поматур, 1999г.

    7. Корольков Д.В. основы неорганической химии. – М.: Просвещение, 1982г.


    Дополнительная литература для учащихся

    1. Зоммер К. и др. Химия: Справочник школьника и студента; пер. с нем. – М.: Дрофа, 1999г.

    2. Слета Л.А., Черный А.В., Холин Ю.В. 1001 задача по химии с ответами, указаниями, решениями. – Харьков: Ранок, 2000г.

    3. Смолеговский А.М. и др. Школьная энциклопедия химических элементов. – м.: Дрофа, 2000г.

    4. Хомченко И.Г. Сборник задач и упражнений по химии для средней школы, - М.: РИА «Новая волна», 2008г.
  • 1   2   3