|
Рабочая программа основного общего образования учебного курса «Русский язык» Муниципальное общеобразовательное учреждение Одоевская средняя общеобразовательная школа Шарьинского муниципального района Костромской области
Рассмотрено на заседании РМО учителей русского языка и литературы
| Согласовано заместитель директора по УВР ____________ Е.Н.Тюшина
| Утверждено директор школы ____________ О.Л.Сазанова
| Рабочая программа основного общего образования учебного курса «Русский язык».Рабочая программа разработана на основе Федерального компонента государственного образовательного стандарта общего образования.срок освоения 5 лет 1.Пояснительная записка Рабочая программа основного общего образования по учебному предмету «Русский язык» составлена на основе следующих документов и материалов:
Федеральный компонент государственного образовательного стандарта 2004 года, приказа Министерства образования и науки РФ от 05.03.2004 года №1089 «Об утверждении федерального компонента государственных образовательных стандартов начального общего, основного общего и среднего (полного) общего образования.
Федерального базисного учебного плана для образовательных учреждений РФ, реализующих программы общего образования.
Учебный план Одоевской средней школы на текущий учебный год.
Программа для общеобразовательных учреждений: Русский язык.. 5-9 классы. Авторы программы: В.В. Бабайцева, А.Ю. Купалова, Е.И. Никитина, Т.М. Пахнова, С.Н. Пименова, Л.Д. Чеснокова. – М. : Дрофа, 2010.
Цель: курс русского языка направлен на достижение следующих целей:
- приобретение и систематизация знаний о родном языке;
овладение функциональной грамотностью;
расширение активного и пассивного словарного запаса учащихся;
овладение навыками и умениями понимания и анализа текстов различных видов;
овладение орфографией и пунктуацией;
формирование через знания о русском языке как науке, о методах этой науки, о выдающихся ученых-лингвистах;
формирование знаний об истории языка и его месте среди других языков мира.
2.Общая характеристика учебного предмета
Русский язык является важнейшей частью национальной культуры русского народа. Как учебная дисциплина он имеет первостепенное значение, так как является не только предметом изучения, но и важнейшим средством познания других наук, средством интеллектуального, духовного, эстетического развития учащихся.
Класс
| Предмет
| Содержание
| Количество
часов
| К.р.
| Р.р.
| Всего
| 5
| Русский язык
| О языке
|
|
| 2
|
|
| Вводный курс
|
|
| 68
|
|
| Орфография
| 1
|
| 7
|
|
| Морфология и орфография
| 2
| 2
| 19
|
|
| Синтаксис и пунктуация
| 3
| 4
| 30
|
|
| Основной курс русского языка
|
|
| 92
|
|
| Фонетика. Орфоэпия. Графика
| 1
|
| 4
|
|
| Орфография
| 1
|
| 14
|
|
| Морфемика. Орфография
| 2
| 6
| 33
|
|
| Морфемика и словообразование
|
| 3
| 4
|
|
| Лексикология. Фразеология
| 1
| 3
| 20
|
|
| Систематизация и обобщение изученного в 5 классе
| 1
|
| 8
| Итого:
| 15
| 11
| 170
| 6
| Русский язык
| Общие сведения о языке
|
|
| 1
|
|
| Повторение изученного в 5 классе
| 1
| 1
| 3
|
|
| Морфология. Части речи
|
|
| 2
|
|
| Основной курс
|
|
| 173
|
|
| Имя существительное
| 1
|
| 17
|
|
| Глагол
| 4
| 8
| 35
|
|
| Имя прилагательное
| 2
| 6
| 30
|
|
| Имя числительное
| 2
| 1
| 15
|
|
| Наречие
| 2
| 4
| 22
|
|
| Местоимение
| 2
| 5
| 17
|
|
| Повторение и обобщение изученного за курс 6 класса
| 2
| 2
| 19
| Итого:
| 15
| 25
| 204
| 7
| Русский язык
| Общие сведения о русском языке
|
|
| 1
|
|
| Систематизация изученного в 5-6 классах
|
| 2
| 4
|
|
| Причастие
| 2
| 11
| 30
|
|
| Деепричастие
| 1
| 5
| 14
|
|
| Служебные части речи
|
|
| 56
|
|
| Предлог
| 1
| 4
| 11
|
|
| Союз
| 1
| 4
| 16
|
|
| Частица
| 1
|
| 12
|
|
| Междометие. Звукоподражательные слова
|
| 2
| 4
|
|
| Повторение и систематизация изученного в 7 классе
| 1
| 3
| 6
| Итого:
| 7
| 29
| 136
| 8
| Русский язык
| Общие сведения о языке
|
|
| 2
|
|
| Повторение изученного в 5–7 классах
| 1
| 2
| 6
|
|
| Синтаксис и пунктуация. Словосочетание
|
| 2
| 7
|
|
| Главные члены предложения
| 1
| 4
| 10
|
|
| Второстепенные члены предложения
| 1
| 1
| 8
|
|
| Односоставные предложения
| 1
| 1
| 10
|
|
| Простое осложнённое предложение
| 2
| 11
| 30
|
|
| Повторение и систематизация изученного в 8 классе
| 1
|
| 1
| Итого:
| 7
| 21
| 102
| 9
| Русский язык
| Общие сведения о языке
|
|
| 3
|
|
| Повторение изученного в 5-8 классах
|
| 3
| 4
|
|
| Сложное предложение
|
|
| 1
|
|
| ССП
| 1
| 2
| 6
|
|
| СПП
| 1
| 7
| 14
|
|
| Бессоюзное сложное предложение
| 1
| 2
| 5
|
|
| СП с разными видами связи
| 1
| 2
| 3
|
|
| Предложения с чужой речью
| 1
| 1
| 6
|
|
| Обобщение и систематизация изученного в 5-9 классах
|
| 2
| 2
| Итого:
| 5
| 16
| 66
| 3.Описание ценностных ориентиров содержания учебного курса
Цели обучения
Курс русского языка направлен на достижение следующих целей, обеспечивающих реализацию личностно-ориентированного, когнитивно-коммуникативного, деятельностного подходов к обучению родному языку:
• воспитание гражданственности и патриотизма, сознательного отношения к языку как явлению культуры, основному средству общения и получения знаний в разных сферах человеческой деятельности; воспитание интереса и любви к русскому языку;
• совершенствование речемыслительной деятельности, коммуникативных умений и навыков, обеспечивающих свободное владение русским литературным языком в разных сферах и ситуациях его использования; обогащение словарного запаса и грамматического строя речи учащихся; развитие готовности и способности к речевому взаимодействию и взаимопониманию, потребности к речевому самосовершенствованию;
• освоение знаний о русском языке, его устройстве и функционировании в различных сферах и ситуациях общения; о стилистических ресурсах русского языка; об основных нормах русского литературного языка; о русском речевом этикете;
• формирование умений опознавать, анализировать, классифицировать языковые факты, оценивать их с точки зрения нормативности, соответствия ситуации и сфере общения; умений работать с текстом, осуществлять информационный поиск, извлекать и преобразовывать необходимую информацию.
Задачи обучения
Эти цели обусловливают следующие задачи:
- дать учащимся представление о роли языка в жизни общества, о языке как развивающемся явлении, о месте русского языка в современном мире, о его богатстве и выразительности; обеспечить усвоение определенного круга знаний из области фонетики, графики, орфоэпии, орфографии, лексики, морфемики, словообразования, морфологии, синтаксиса, пунктуации, стилистики, а также формирование умений применять эти знания на практике;
- развивать речь учащихся: обогащать их активный и пассивный запас слов, грамматический строй речи; способствовать усвоению норм литературного языка, формированию и совершенствованию умений и навыков грамотного и свободного владения устной и письменной речью во всех основных видах речевой деятельности;
- формировать и совершенствовать орфографические и пунктуационные умения и навыки.
Формы обучения: урок-беседа, урок-лекция, урок-диалог, урок-зачет. Основные формы организации учебного процесса в 5 классе - традиционный урок. Преобладающие формы текущего контроля знаний и умений - словарный диктант, диктант, сочинение, изложение, зачет, тест, проверочная работа
Методы и приёмы обучения:
обобщающая беседа по изученному материалу;
различные виды разбора (фонетический, лексический, словообразовательный, морфологический, синтаксический, лингвистический, речеведческий);
виды работ, связанные с анализом текста, с его переработкой (целенаправленные выписки, составление плана, тезисов, конспекта);
составление учащимися авторского текста в различных жанрах ( подготовка реферата, доклада, написание анализа, рецензии, творческих работ в жанре эссе, очерка, рассказа и т.д);
наблюдение за речью окружающих, сбор соответствующего речевого материала с последующим его использованием по заданию учителя;
изложения на основе текстов типа описания, рассуждения;
комментирование орфограмм и пунктограмм.
Технологии обучения
Элементы: технология проблемного обучения, развивающее обучение, дифференциация, личностно-ориентированное обучение, проблемно-поисковое обучение, компьютерные технологии.
Место предмета «Русский язык» в базисном учебном плане
Федеральный базисный учебный план для образовательных учреждений Российской Федерации предусматривает обязательное изучение русского языка на этапе основного общего образования. 5 класс
| 170 часа
| 6 класс
| 204 часа
| 7 класс
| 136 часов
| 8 класс
| 102 часа
| 9 класс
| 66 часов
| Общие учебные умения, навыки и способы деятельности
Направленность курса на интенсивное речевое и интеллектуальное развитие создает условия и для реализации над предметной функции, которую русский язык выполняет в системе школьного образования. В процессе обучения ученик получает возможность совершенствовать общеучебные умения, навыки, способы деятельности, которые базируются на видах речевой деятельности и предполагают развитие речемыслительных способностей. В процессе изучения русского языка совершенствуются и развиваются следующие общеучебные умения:
- коммуникативные (владение всеми видами речевой деятельности и основами культуры устной и письменной речи, базовыми умениями и навыками использования языка в жизненно важных для учащихся сферах и ситуациях общения);
- интеллектуальные (сравнение и сопоставление, соотнесение, синтез, обобщение, абстрагирование, оценивание и классификация);
- информационные (умение осуществлять библиографический поиск, извлекать информацию из различных источников, умение работать с текстом);
- организационные (умение формулировать цель деятельности, планировать ее, осуществлять самоконтроль, самооценку, самокоррекцию).
|
|
|