Дата
| № урока
| № темы
| Название темы
| Требования к уровню подготовки
| Кол-во
часов
| Краеведческий компонент
|
Введение
|
|
| 1.
|
| Биология – наука о живой природе
| - называть основные царства живых организмов;
- приводить примеры значения биологических знаний;
- давать определение термину биология;
- называть важнейшие научные центры г. Новосибирска
| 1
|
|
| 2.
|
| Связь организмов со средой обитания. Взаимосвязь организмов в природе. Влияние человека на природу, ее охрана
| - называть основные среды обитания;
- анализировать роль человека в природе
| 1
|
|
| 3.
|
| Экскурсия «Многообразие живых организмов, осенние явления в жизни растений и животных»
Пр. р. № 1 «Наблюдение за сезонными изменениями в жизни растений»
| - наблюдать на сезонными изменениями растении
- проводить самостоятельные наблюдения за ростом и развитием растений
| 1
| Используются сведения о изучаемых природных объектах (представители различных отделов царства растений), произрастающих в Новосибирской области
|
|
|
| Итого:
|
| 3
|
|
Раздел 1. Клеточное строение растений
|
|
| 4.
| 1.
| Устройство увеличительных приборов
Л.р. 1 № «Устройство микроскопа и приемы работы с ним»
| - знать правила работы с микроскопом;
- называть основные элементы микроскопа
| 1
|
|
| 5.
| 2.
| Клетка и ее строение
Л. р. № 2 «Приготовление микропрепаратов растительных клеток и рассматривание их под микроскопом»
| - называть клеточные структуры и их значения;
- распознавать и описывать клеточное строение кожицы лука, мякоти листа;
- сравнивать строение клетки кожицы лука, мякоти листа;
| 1
|
|
| 6.
| 2.
| Состав клетки: вода. Минеральные и органические вещества
| - называть основные минеральные и органические вещества клетки и их роль
| 1
|
|
| 7.
| 3.
| Жизнедеятельность клетки
| Называть:
- структуры клетки, участвующие в делении;
- роль хромосом;
- распознавать о описывать последовательность стадий деления клетки
| 1
|
|
| 8.
| 4.
| Ткани растений и их виды. Л.р. № 3 «Изучение клеток и тканей растений на готовых микропрепаратах и их описание»
| - давать определение термину ткань;
- приводить примеры разных видов тканей;
- распознавать и описывать строение тканей растения;
- объяснять последствия для растения нарушения человеком покровной ткани
| 1
|
|
| 9.
|
| Обобщающий урок по теме «Клеточное строение растений»
|
| 1
|
|
| 10.
|
| Контрольная работа по теме «Клеточное строение растений»
|
| 1
|
|
|
|
| Итого по разделу 1:
|
| 7
|
|
Раздел 2. Царство Бактерии
|
|
| 11.
| 5.
| Строение и жизнедеятельность бактерий. Размножение бактерий.
Л.р. № 4 «Изучение клеток бактерий»
| - распознавать и описывать строение бактериальной клетки;
- выделять отличительные особенности бактерий;
- объяснять, что бактерии – живые организмы
| 1
|
|
| 12.
| 6.
| Роль бактерий в природе и жизни человека
| - приводить примеры положительного и отрицательного значения бактерий;
- объяснять роль бактерий в природе и жизни человека
| 1
| Используется образовательный ресурс микробиологического центра «Вектор» при освещении вопроса о роли и значении бактерий в жизни человека
|
| 13.
|
| Разнообразие бактерий, их распространение в природе
| - называть местообитания бактерий
| 1
|
|
| 14.
|
| Контрольно-обобщающий урок по теме «Царство Бактерии»
|
| 1
|
|
|
|
| Итого по разделу 2:
|
| 4
|
|
Раздел 3. Царство Грибы
|
|
| 15.
| 7-8
| Общая характеристика грибов. Шляпочные грибы.
Л.р. № 5 «Изучение строения тел шляпочных грибов»
| - выделять признаки царства Грибы;
- давать- определения терминам мицелий, микориза;
- распознавать и описывать строение шляпочных грибов;
- приводить примеры шляпочных грибов, произрастающий в Новосибирской области
| 1
| На территории Сибири и Новосибирской области встречаются многочисленные представители царства грибов, что обеспечивает возможность рассмотрения таких вопросов как общая характеристика, разнообразие и значение изучаемых природных объектов на краеведческом материале
|
| 16.
| 7-8
| Съедобные и ядовитые грибы. Роль грибов в природе и жизни человека.
Пр.р. № 2 «Распознавание съедобных и ядовитых грибов»
| - различать ядовитые и съедобные грибы;
- объяснять роль грибов в природе и жизни человека
| 1
|
|
| 17.
| 9.
| Плесневые грибы и дрожжи.
Л.р. № 6 «Рассматривание дрожжей и мукора под микроскопом»
| - распознавать и описывать строение мукора и пиницилла
| 1
|
|
| 18.
| 10.
| Грибы-паразиты
| - давать определение термину паразиты;
- распознавать представителей грибов-паразитов
- выявлять влияние грибов-паразитов на растения
| 1
|
|
| 19.
| 13.
| Лишайники, их строение, разнообразие, среда обитания
| - распознавать и описывать строение лишайников;
- называть их среду обитания
| 1
| На территории Сибири и Новосибирской области встречаются многочисленные представители симбиотических организмов – лишайников, что обеспечивает возможность рассмотрения таких вопросов как общая характеристика, разнообразие и значение изучаемых природных объектов на краеведческом материале
|
| 20.
|
| Контрольно-обобщающий урок по теме «Царство Грибы»
|
|
|
|
|
|
| Итого по разделу 3:
|
| 6
|
|
Раздел 4. Царство Растения
|
|
| 21.
| 11.
| Разнообразие, распространение, значение растений
| - перечислять основные группы растений;
- выделять особенности строения низших и высших растений
| 1
| На территории Западной Сибири и Новосибирской области произрастают представители почти всех отделов царства растений, что обеспечивает возможность рассмотрения таких вопросов, как общая характеристика, разнообразие и значение изучаемых природных объектов на краеведческом материале
|
| 22.
|
| Основные группы растений
| - распознавать и описывать на таблицах и живых объектах растения разных отделов;
- сравнивать растения разных отделов
| 1
|
| 23.
| 12.
| Водоросли. Общая характеристика.
Л.р. № 7 «Изучение внешнего строения водорослей»
| - распознавать и описывать внешнее строение водорослей
| 1
|
| 24.
| 12.
| Многообразие водорослей. Роль в природе и жизни человека
| - распознавать водоросли различных отделов;
- объяснять роль водорослей в природе и жизни человека
| 1
|
| 25.
| 14.
| Мхи. Многообразие, строение мхов, их значение
Л.р. № 8 «Изучение строения мха»
| - распознавать и описывать внешнее строение мхов;
- распознавать растения отдела Моховидные
| 1
|
| 26.
| 15.
| Папоротники, хвощи, плауны. Строение, многообразие и значение
Л.р. № 9 «Изучение строения спороносящего папоротника»
| - распознавать и описывать внешнее строение папоротника;
- распознавать растения отдела Папоротникообразные;
- объяснять роль папоротников в природе и жизни человека
| 1
|
| 27.
| 16.
| Голосеменные, их строение и разнообразие
Л.р. № 10 «Изучение строения и многообразия голосеменных растений»
| - распознавать растения отдела Голосеменные;
- выделять приспособления голосеменных растений для жизни в условиях дефицита влаги;
- распознавать и описывать наиболее известных представителей голосеменных растений своей местности
| 1
|
| 28.
| 17.
| Цветковые растения, их строение и многообразие.
Л.р. № 11 «Изучение строения и многообразия покрытосеменных растений».
Л.р. № 12 «Распознавание растений разных отделов»
| - распознавать растения отдела Покрытосеменные растения;
- распознавать и описывать жизненные формы растения;
- выделять особенности строения покрытосеменных растений
| 1
|
| 29.
|
| Контрольно-обобщающий урок по теме «Царство Растения»
|
| 1
|
|
|
|
| Итого по разделу 4:
|
| 9
|
|
Раздел 5. Строение и многообразие покрытосеменных растений
|
| 30.
| 18.
| Строение семян однодольных и двудольных растений.
Л.р. № 13 «Изучение строения семян однодольных и двудольных растений»
| - распознавать и описывать строение семян однодольных и двудольных растений;
- сравнивать семена однодольных и двудольных растений
| 1
|
|
| 31.
|
| Условия прорастания семян
| - объяснять факторы, влияющие на прорастание семян
| 1
| Тема рассматривается подробно в курсе «Природоведение . 5 класс», поэтому актуализируем, углубляем и обобщаем знания о факторах, влияющих на прорастание семян. Рассматриваем климатические условия Новосибирской области как определяющие факторы для развития растениеводства
|
| 32.
| 19.
| Виды корней и типы корневых систем
Л.р. № 14 «Виды корней, стержневые и мочковатые корневые системы»
| - распознавать виды корней и типы корневых систем;
- объяснять функции корня
| 1
|
|
| 33.
| 20.
| Строение корня
| - описывать зоны корня
| 1
|
|
| 34.
| 21.
| Видоизменение корней
| - устанавливать соответствие между видоизменениями корня и его функциями
| 1
|
|
| 35.
| 22.
| Побег. Листорасположение. Почки и их строение
| - распознавать и описывать строение побега и почки;
- объяснять, что почка-видоизмененный побег
| 1
|
|
| 36.
| 23.
| Внешнее строение листа. Жилкование
| - распознавать и описывать строение листа;
- определять тип жилкования листа;
- объяснять роль жилок
| 1
|
|
| 37.
| 24.
| Клеточное строение листа
| - описывать клеточное строение листа
| 1
|
|
| 38.
| 25.
| Видоизменения листьев
| - объяснять, что строение листа связано с условиями обитания растений;
- называть видоизменения листьев
| 1
|
|
| 39.
| 26.
| Строение стебля. Многообразие стеблей
| - распознавать и описывать клеточное строение стебля;
- называть функции слоев стебля;
- приводить примеры тканей, расположенных в стебле
| 1
|
|
| 40.
| 27.
| Видоизменение побегов.
Л.р. № 15 «Изучение видоизмененных побегов»
| - описывать видоизменения побегов
| 1
|
|
| 41.
| 28.
| Цветок и его строение.
Л.р. № 16 «Изучение строения цветка и органов цветкового растения»
| - описывать строение цветка
| 1
|
|
| 42.
| 29.
| Соцветия
| - приводить примеры растений, имеющих разные соцветия;
- называть типы соцветий;
- называть биологическое значение соцветий
| 1
|
|
| 43.
| 30.
| Плоды и их классификация
| - называть функции плодов;
- распознавать и описывать строение плодов
| 1
|
|
| 44.
| 31.
| Распространение плодов и семян
Л.р. № 17 «Распознавание органов растений»
| - называть способы распространения плодов и семян;
| 1
|
|
| 45.
|
| Контрольно-обобщающий урок по теме «Строение и многообразие покрытосеменных растений»
|
| 1
|
|
|
|
| Итого по разделу 5:
|
| 16
|
|
Раздел 6. Жизнь растений
|
| 46
| 32-33
| Корневое питание растений
| - объяснять способы корневого питания растений
| 1
|
|
| 47.
| 34.
| Воздушное питание растений. Фотосинтез
| - описывать механизм фотосинтеза;
- объяснять космическую роль растений
| 1
|
|
| 48.
| 35.
| Дыхание растений и обмен веществ
| - выделять приспособления растений для дыхания
| 1
|
|
| 49.
| 36.
| Испарение воды растениями. Листопад
| - объяснять влияние условий окружающей среды на испарение воды листьями;
- объяснять значение листопада в жизни растений
| 1
|
|
| 50.
| 37.
| Передвижение воды и питательных веществ в растении.
Л.р. № 18 «Передвижение воды и минеральных веществ по древесине»
| | 1
|
|
| 51.
| 38.
| Прорастание семян.
Л.р. № 19 «Определение всхожести семян растений и их посев»
| описывать условия прорастания семян
объяснять целесообразность использования правил посева семян
| 1
|
|
| 52.
| 39.
| Рост и развитие растений.
Пр.р. № 3 «Наблюдение за ростом и развитием растений»
| стадии развития растения
объяснять механизм верхушечного роста и минерального питания
| 1
|
|
| 53.
| 40.
| Способы размножений растений
| - распознавать и описывать этапы размножения и развития растений
| 1
|
|
| 54.
|
| Экскурсия «Зимние явления в жизни природы»
|
| 1
|
|
| 55.
| 41.
| Размножение споровых растений
| условия размножения споровых растений
распознавать и описывать этапы размножения и развития споровых растений
| 1
|
|
| 56.
| 42.
| Размножение голосеменных растений
| условия размножения голосеменных растений
распознавать и описывать этапы размножения и развития голосеменных растений в связи с условиями жизни
| 1
|
|
| 57.
| 43.
| Вегетативное размножение покрытосеменных растений.
| - объяснять суть вегетативного размножения покрытосеменных растений
| 1
|
|
| 58.
|
| Использование вегетативного размножения человеком. Пр.р. № 4 «Вегетативное размножение комнатных растений»
| - объяснять роль вегетативного размножения растений в жизни человека
| 1
| Целесообразно систематизировать и закрепить знания на основе флористического материала новосибирской области и Западной Сибири
|
| 59.
| 44.
| Половое размножение покрытосеменных растений
| описывать механизм двойного оплодотворения цветковых растений;
распознавать и описывать этапы размножения цветковых растений
| 1
|
|
| 60.
|
| Зависимость роста и развития растений от условий окружающей среды
| - объяснять зависимость роста и развития растений от условий окружающей среды
| 1
|
|
| 61.
|
| Обобщающий урок по теме «Жизнь растений»
|
| 1
|
|
| 62.
|
| Контрольная работа по теме «Жизнь растений»
|
| 1
|
|
|
|
| Итого по разделу 6:
|
| 17
|
|
Раздел 7. Классификация растений
|
| 63.
| 45-46
| Основы систематики растений. Знакомство с классификацией цветковых растений
| - распознавать растения отдела покрытосеменные
ч.
| 1
|
|
| 64.
| 47.
| Класс Двудольные. Семейство Крестоцветные
| распознавать растение семейства крестоцветные,
характерные признаки семейства
| 1
|
|
| 65.
| 48.
| Класс Двудольные. Семейство Розоцветные
| - распознавать растение семейства розоцветные - характерные признаки семейства
| 1
|
|
| 66.
| 49.
| Класс Двудольные. Семейство Пасленовые
| распознавать растение семейства пасленовые
характерные признаки семейства
| 1
|
|
| 67.
| 50.
| Класс Двудольные. Семейство Мотыльковые
| | 1
|
|
| 68.
| 51.
| Класс Двудольные. Семейство Сложноцветные
| распознавать растение семейства сложноцветные
характерные признаки семейства
| 1
|
|
| 69.
| 52.
| Класс Однодольные. Семейство Лилейные
| распознавать растение семейства лилейные
характерные признаки семейства
определять принадлежность к классу Однодольные
| 1
|
|
| 70.
| 53.
| Класс Однодольные. Семейство Злаки.
Л.р. № 20 « Распознавание важнейших сельскохозяйственных культур»
| распознавать растение семейства злаки
характерные признаки семейства
определять принадлежность к классу Однодольные
| 1
|
|
| 71.
|
| Экскурсия «Ознакомление с «Ознакомление с выращиванием растений в защищенном в грунте».
Пр.р. № 5 «Определение принадлежности растений к определённой систематической группе»
|
| 1
|
|
| 72.
|
| Контрольно-обобщающий урок по теме «Классификация растений»
|
| 1
|
|
|
|
| Итого по разделу 7:
|
| 10
|
|
Раздел 8. Природные сообщества
|
| 73.
| 54.
| Основные экологические факторы и их влияние на растения.
Л.р. № 21 «Влияние роли света и воды в жизни растений»
| - описывать факторы, влияющие на растения
| 1
|
|
| 74.
| 55.
| Характеристика основных экологических групп.
Л.р. № 22 «Изучение особенностей строения растений различных экологических групп»
| - описывать и характеризовать основные экологические группы растений
| 1
|
|
| 75.
| 56.
| Растительные сообщества и их типы
| приводить примера растительных сообществ
описывать видовой состав растений лесного сообщества
| 1
|
|
| 76.
| 57.
| Развитие и смена растительных сообществ.
Л.р. № 23 «Распознавание наиболее распространенных растений своей местности»
| - распознавать последовательность этапов смены растительного сообщества
| 1
|
|
| 77.
| 59.
| Влияние деятельности человека на растительные сообщества и влияние природной среды на человека
| -описывать влияние человека на растительные сообщества;
- объяснять влияние окружающей среды на человека
| 1
|
|
| 78.
|
| Экскурсия «Природное сообщество и человек. Фенологические наблюдения за весенними явлениями в природных сообществах»
|
| 1
|
|
| 79.
|
| Обобщающий урок по теме «Природные сообщества»
|
| 1
|
|
| 80.
|
| Контрольная работа по теме «Природные сообщества»
|
| 1
|
|
|
|
| Итого по разделу 8:
|
| 8
|
|
Раздел 9. Развитие растительного мира
|
| 81-82
| 58.
| Многообразие растений и их происхождение. Основные этапы в развитии растительного мира
| - описывать основные этапы в развитии растений
| 2
|
|
|
|
| Итого по разделу 9:
|
| 2
|
|
| 83-87
|
| Обобщение
|
| 5
|
|
|
|
| Итого за учебный год
|
| 87
|
|