Главная страница

Рабочая программа по биологии на 2012/2013 уч год класс: 6 учитель: Котлярова А. А. количество часов



Скачать 240.07 Kb.
НазваниеРабочая программа по биологии на 2012/2013 уч год класс: 6 учитель: Котлярова А. А. количество часов
Дата17.04.2016
Размер240.07 Kb.
ТипРабочая программа

Утверждаю Согласовано Директор школы _______Т.А.Малышева Зам.директора по УВР _______Н.В.Бойко

Рабочая программа

по БИОЛОГИИ

на 2012/2013 уч.год

класс: 6

учитель: Котлярова А.А.

количество часов:

- на учебный год - 87

- в неделю – 2,5

2012

Пояснительная записка

(6 класс, 87 часов)

Рабочая программа по биологии для 6 класса составлена в полном соответствии с Федеральным компонентом Государственного стандарта основного общего образования, на основе авторской программы В.В.Пасечника.

Цели обучения:

  • освоение знаний о строении, жизнедеятельности и средообразующей роли растений;

  • овладение умениями применять биологические знания для объяснения процессов и явлений живой природы; работать с биологическими приборами, инструментами, справочникам; проводить наблюдения за растениями;

  • развитие познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей в процессе проведения наблюдений за растениями, постановки биологических экспериментов, работы с различными источниками информации;

  • воспитание позитивного ценностного отношения к растениям;

  • использование приобретенных знаний и умений в повседневной жизни для ухода за растениями.

Рабочая программа для 6-х классов включает в себя сведения о строении и жизнедеятельности бактерий, грибов, растений, их индивидуальном и историческом развитии; структуре и функционировании фитоценозов, их изменении под влиянием деятельности человека.
Принципы отбора основного содержания связаны с преемственностью целей образования на различных ступенях и уровнях обучения, логикой внутрипредметных связей, а также обусловлены возрастными особенностями развития учащихся.

Изучение биологического материала позволяет решать задачи экологического, эстетического, патриотического воспитания школьников.

Для приобретения практических навыков и повышения уровня знаний в рабочую программу включены лабораторные работы, демонстрации опытов, проведение наблюдений, экскурсии. Все лабораторные работы являются этапами комбинированных уроков.
Программа рассчитана в соответствии с учебным планом школы и особенностями класса (50% класса слабо усваивают материал) на 87 часов, 2,5 часа в неделю.

Учебно-методическая литература

1. Пасечник В.В. Биология. 6 класс. Бактерии. Грибы. Растения: Учебник для общеобразовательных учебных заведений. М.: Дрофа, 2009.

2. Рабочая тетрадь к учебнику Пасечника В.В. « Биология. 6 класс. Бактерии. Грибы. Растения». М.: Дрофа, 2009.

Требования к уровню подготовки обучающихся 6 класса

В результате изучения предмета учащиеся должны
знать/понимать:

  • признаки биологических объектов: растений, грибов и бактерий; растений и грибов своего региона;

  • сущность биологических процессов: обмен веществ, питание, дыхание, транспорт веществ, рост, развитие, размножение растений, грибов, бактерий.

уметь:

  • наблюдать влияние факторов среды на растительные организмы;

  • объяснять роль биологии в формировании современной естественнонаучной картины мира, в практической деятельности людей и самого ученика; общность происхождения и эволюцию растений (на примере сопоставления отдельных групп); роль бактерий, грибов, растений в жизни человека; взаимосвязи организмов и окружающей среды; биологическое разнообразие в сохранении биосферы; актуальность проблемы сохранения биологического разнообразия популяций, видов, сообществ в природе;

  • изучать биологические объекты и процессы описывать и объяснять результаты опытов; наблюдать за ростом и развитием растений, сезонными изменениями растений; рассматривать на готовых микропрепаратах и описывать биологические объекты;

  • распознавать и описывать на таблицах и живых объектах органы цветкового растения; растения разных отделов; наиболее распространенные виды растений своей местности, культурные растения, съедобные и ядовитые грибы, опасные для человека растения;

  • приводить примеры редких и охраняемых растений, грибов, лишайников;

  • сравнивать биологические объекты: клетки растений, бактерий, грибов; растения различных отделов, экологические группы лишайников и делать выводы на основе этого сравнения;

  • определять принадлежность биологических объектов к определенной систематической группе (классификация);

  • давать характеристику растениям различных систематических групп;

  • проводить самостоятельный поиск биологической информации: находить в тексте учебника отличительные признаки основных систематических групп; в биологических словарях и справочниках значения биологических терминов; в различных источниках необходимую информацию о растениях (в том числе с использованием информационных технологий);

  • анализировать и оценивать воздействие факторов окружающей среды на растения;

  • оформлять результаты экскурсий с помощью графиков, таблиц, диаграмм;

  • формулировать выводы на основе собранного материала;

  • прогнозировать последствия воздействия антропогенных факторов на биологическое разнообразие растений.

Список рекомендуемой учебно-методической литературы

Пособия для учителя

  1. Панфилова Л.Д. Биология: 6-й кл.: Тематическое и поурочное планирование к учебнику «Биология- 6: Бактерии, грибы, растения: Учебник для общеобразовательных учебных заведений / В.В. Пасечник. – 6-е изд., стереотип. – М.: Дрофа, 2002»: Метод, пособие. / Л.Д. Панфилова. – Мл Издательство «Экзамен», 2004. – 126 с.

  2. Н.В. Дубинина, В.В. Пасечник Тематическое и поурочное планирование к учебнику Биология – 6: Бактерии. Грибы. Растения, М.: Дрофа, 2000

  3. Программы для общеобразовательных учреждений к комплекту учебников, созданных под руководством В.В. Пасечника. Биология 5-11 классы, М.: Дрофа, 2010

  4. Программы для общеобразовательных школ, гимназий, лицеев. Биология. – М.: Дрофа, 2002.

  5. Программы для общеобразовательных учреждений. Биология. 6–9 классы. – М.: Просвещение, 2002.

  6. Сборник нормативных документов. Биология / сост. Э.Д.Днепров, А.Г.Аркадьев. – М.: Дрофа, 2006. – 166 с.

  7. А.В. Марина Конспекты уроков для учителя биологии-6кл.Уроки ботаники., изд. Владос, Москва, 2003

  8. Н.И. Сонин Биология – 6. Лучшие нестандартные уроки.Изд.Айрис Пресс, Москва,2003

  9. Биология: Ботаника – 6 класс из серии «Я иду на урок биологии», изд.Первое сентября, Москва, 2002

  10. А.Е. Богоявленская Активные формы и методы обучения биологии. Растения. Бактерии. Грибы. Лишайники, изд. Просвещение, Москва, 1996

  11. А.А. Калинина Поурочные разработки по биологии – 6кл. Бактерии. Грибы. Растения. Изд. «Вако», Москва, 2007

  12. Г.П. Яковлев, Л.В. Аверьянов Ботаника для учителя в 2-ух частях, изд.Просвещение, Москва, 1997

  13. В.Г. Хржановский, С.Ф. Пономаренко Ботаника, учебник для техникумов,Москва ВО « Агропромиздат», 1988


Пособия для учащихся

  1. В.В. Петров Растительный мир нашей Родины, Москва «Просвещение», 1991

  2. Д.И. Трайтак Книга для чтения по биологии. Растения, Москва «Просвещение», 1996

  3. Д.И. Трайтак, Н.Д. Трайтак Сборник задач и упражнений по биологии растений, бактерий, грибов и лишайников – 6-7 кл., изд. Мнемозина, Москва, 1998

  4. О.Н. Дронова Хрестоматия по биологии. Бактерии. Грибы. Растения., Саратов, изд. «Лицей», 2002

  5. Л.А. Багрова Я познаю мир. Растения, Москва, ТКО « АСТ», 1995

  6. В. Рохлов, А. Теремов, Р. Петросова Занимательная ботаника, Москва, «АСТ-ПРЕСС», 1998

  7. Е.Н. Демьянков Биология. Мир растений. Задачи, дополнительные материалы – 6 кл.. изд Владос, Москва, 2004.

  8. А.М. Былова, Н.И.Шорина Экология растений – 6кл, Изд. Вентана-Граф, Москва, 2007.



Учебно-тематический план

п/п

Тема

Всего часов

В том числе

Экскурсий

Практических работ

Лабораторных работ

Контрольных работ




Введение

3

1

1







1.

Клеточное строение растений

7







3

1

2.

Царство Бактерии

4







1

1

3.

Царство Грибы

6




1

2

1

4.

Царство Растения

9







6

1

5.

Строение и многообразие покрытосеменных растений

16







5

1

6.

Жизнь растений

17

1

2

2

1

7.

Классификация растений

10

1

1

1

1

8.

Природные сообщества

8

1




3

1

9.

Развитие растительного мира

2
















Обобщение

5
















Итого за учебный год:

87

4

5

23

8

Календарно-тематический план

Дата

урока

темы

Название темы

Требования к уровню подготовки

Кол-во

часов

Краеведческий компонент

Введение







1.




Биология – наука о живой природе

- называть основные царства живых организмов;

- приводить примеры значения биологических знаний;

- давать определение термину биология;

- называть важнейшие научные центры г. Новосибирска

1







2.




Связь организмов со средой обитания. Взаимосвязь организмов в природе. Влияние человека на природу, ее охрана

- называть основные среды обитания;

- анализировать роль человека в природе

1







3.




Экскурсия «Многообразие живых организмов, осенние явления в жизни растений и животных»

Пр. р. № 1 «Наблюдение за сезонными изменениями в жизни растений»

- наблюдать на сезонными изменениями растении

- проводить самостоятельные наблюдения за ростом и развитием растений

1

Используются сведения о изучаемых природных объектах (представители различных отделов царства растений), произрастающих в Новосибирской области










Итого:




3




Раздел 1. Клеточное строение растений







4.

1.

Устройство увеличительных приборов

Л.р. 1 № «Устройство микроскопа и приемы работы с ним»

- знать правила работы с микроскопом;

- называть основные элементы микроскопа

1







5.

2.

Клетка и ее строение

Л. р. № 2 «Приготовление микропрепаратов растительных клеток и рассматривание их под микроскопом»

- называть клеточные структуры и их значения;

- распознавать и описывать клеточное строение кожицы лука, мякоти листа;

- сравнивать строение клетки кожицы лука, мякоти листа;

1







6.

2.

Состав клетки: вода. Минеральные и органические вещества

- называть основные минеральные и органические вещества клетки и их роль

1







7.

3.

Жизнедеятельность клетки

Называть:

- структуры клетки, участвующие в делении;

- роль хромосом;

- распознавать о описывать последовательность стадий деления клетки

1







8.

4.

Ткани растений и их виды. Л.р. № 3 «Изучение клеток и тканей растений на готовых микропрепаратах и их описание»

- давать определение термину ткань;

- приводить примеры разных видов тканей;

- распознавать и описывать строение тканей растения;

- объяснять последствия для растения нарушения человеком покровной ткани

1







9.




Обобщающий урок по теме «Клеточное строение растений»




1







10.




Контрольная работа по теме «Клеточное строение растений»




1













Итого по разделу 1:




7




Раздел 2. Царство Бактерии







11.

5.

Строение и жизнедеятельность бактерий. Размножение бактерий.

Л.р. № 4 «Изучение клеток бактерий»

- распознавать и описывать строение бактериальной клетки;

- выделять отличительные особенности бактерий;

- объяснять, что бактерии – живые организмы

1







12.

6.

Роль бактерий в природе и жизни человека

- приводить примеры положительного и отрицательного значения бактерий;

- объяснять роль бактерий в природе и жизни человека

1

Используется образовательный ресурс микробиологического центра «Вектор» при освещении вопроса о роли и значении бактерий в жизни человека




13.




Разнообразие бактерий, их распространение в природе

- называть местообитания бактерий

1







14.




Контрольно-обобщающий урок по теме «Царство Бактерии»




1













Итого по разделу 2:




4




Раздел 3. Царство Грибы







15.

7-8

Общая характеристика грибов. Шляпочные грибы.

Л.р. № 5 «Изучение строения тел шляпочных грибов»


- выделять признаки царства Грибы;

- давать- определения терминам мицелий, микориза;

- распознавать и описывать строение шляпочных грибов;

- приводить примеры шляпочных грибов, произрастающий в Новосибирской области

1

На территории Сибири и Новосибирской области встречаются многочисленные представители царства грибов, что обеспечивает возможность рассмотрения таких вопросов как общая характеристика, разнообразие и значение изучаемых природных объектов на краеведческом материале




16.

7-8

Съедобные и ядовитые грибы. Роль грибов в природе и жизни человека.

Пр.р. № 2 «Распознавание съедобных и ядовитых грибов»

- различать ядовитые и съедобные грибы;

- объяснять роль грибов в природе и жизни человека

1







17.

9.

Плесневые грибы и дрожжи.

Л.р. № 6 «Рассматривание дрожжей и мукора под микроскопом»

- распознавать и описывать строение мукора и пиницилла

1







18.

10.

Грибы-паразиты

- давать определение термину паразиты;

- распознавать представителей грибов-паразитов

- выявлять влияние грибов-паразитов на растения

1







19.

13.

Лишайники, их строение, разнообразие, среда обитания

- распознавать и описывать строение лишайников;

- называть их среду обитания

1

На территории Сибири и Новосибирской области встречаются многочисленные представители симбиотических организмов – лишайников, что обеспечивает возможность рассмотрения таких вопросов как общая характеристика, разнообразие и значение изучаемых природных объектов на краеведческом материале




20.




Контрольно-обобщающий урок по теме «Царство Грибы»



















Итого по разделу 3:




6




Раздел 4. Царство Растения







21.

11.

Разнообразие, распространение, значение растений

- перечислять основные группы растений;

- выделять особенности строения низших и высших растений

1

На территории Западной Сибири и Новосибирской области произрастают представители почти всех отделов царства растений, что обеспечивает возможность рассмотрения таких вопросов, как общая характеристика, разнообразие и значение изучаемых природных объектов на краеведческом материале




22.




Основные группы растений

- распознавать и описывать на таблицах и живых объектах растения разных отделов;

- сравнивать растения разных отделов

1




23.

12.

Водоросли. Общая характеристика.

Л.р. № 7 «Изучение внешнего строения водорослей»

- распознавать и описывать внешнее строение водорослей

1




24.

12.

Многообразие водорослей. Роль в природе и жизни человека

- распознавать водоросли различных отделов;

- объяснять роль водорослей в природе и жизни человека

1




25.

14.

Мхи. Многообразие, строение мхов, их значение

Л.р. № 8 «Изучение строения мха»

- распознавать и описывать внешнее строение мхов;

- распознавать растения отдела Моховидные

1




26.

15.

Папоротники, хвощи, плауны. Строение, многообразие и значение

Л.р. № 9 «Изучение строения спороносящего папоротника»

- распознавать и описывать внешнее строение папоротника;

- распознавать растения отдела Папоротникообразные;

- объяснять роль папоротников в природе и жизни человека

1




27.

16.

Голосеменные, их строение и разнообразие

Л.р. № 10 «Изучение строения и многообразия голосеменных растений»

- распознавать растения отдела Голосеменные;

- выделять приспособления голосеменных растений для жизни в условиях дефицита влаги;

- распознавать и описывать наиболее известных представителей голосеменных растений своей местности

1




28.

17.

Цветковые растения, их строение и многообразие.

Л.р. № 11 «Изучение строения и многообразия покрытосеменных растений».

Л.р. № 12 «Распознавание растений разных отделов»

- распознавать растения отдела Покрытосеменные растения;

- распознавать и описывать жизненные формы растения;

- выделять особенности строения покрытосеменных растений

1




29.




Контрольно-обобщающий урок по теме «Царство Растения»




1













Итого по разделу 4:




9




Раздел 5. Строение и многообразие покрытосеменных растений




30.

18.

Строение семян однодольных и двудольных растений.

Л.р. № 13 «Изучение строения семян однодольных и двудольных растений»

- распознавать и описывать строение семян однодольных и двудольных растений;

- сравнивать семена однодольных и двудольных растений

1







31.




Условия прорастания семян

- объяснять факторы, влияющие на прорастание семян

1

Тема рассматривается подробно в курсе «Природоведение . 5 класс», поэтому актуализируем, углубляем и обобщаем знания о факторах, влияющих на прорастание семян. Рассматриваем климатические условия Новосибирской области как определяющие факторы для развития растениеводства




32.

19.

Виды корней и типы корневых систем

Л.р. № 14 «Виды корней, стержневые и мочковатые корневые системы»

- распознавать виды корней и типы корневых систем;

- объяснять функции корня

1







33.

20.

Строение корня

- описывать зоны корня

1







34.

21.

Видоизменение корней

- устанавливать соответствие между видоизменениями корня и его функциями

1







35.

22.

Побег. Листорасположение. Почки и их строение

- распознавать и описывать строение побега и почки;

- объяснять, что почка-видоизмененный побег

1







36.

23.

Внешнее строение листа. Жилкование

- распознавать и описывать строение листа;

- определять тип жилкования листа;

- объяснять роль жилок

1







37.

24.

Клеточное строение листа

- описывать клеточное строение листа

1







38.

25.

Видоизменения листьев

- объяснять, что строение листа связано с условиями обитания растений;

- называть видоизменения листьев

1







39.

26.

Строение стебля. Многообразие стеблей

- распознавать и описывать клеточное строение стебля;

- называть функции слоев стебля;

- приводить примеры тканей, расположенных в стебле

1







40.

27.

Видоизменение побегов.

Л.р. № 15 «Изучение видоизмененных побегов»

- описывать видоизменения побегов

1







41.

28.

Цветок и его строение.

Л.р. № 16 «Изучение строения цветка и органов цветкового растения»

- описывать строение цветка

1







42.

29.

Соцветия

- приводить примеры растений, имеющих разные соцветия;

- называть типы соцветий;

- называть биологическое значение соцветий

1







43.

30.

Плоды и их классификация

- называть функции плодов;

- распознавать и описывать строение плодов

1







44.

31.

Распространение плодов и семян

Л.р. № 17 «Распознавание органов растений»

- называть способы распространения плодов и семян;

1







45.




Контрольно-обобщающий урок по теме «Строение и многообразие покрытосеменных растений»




1













Итого по разделу 5:




16




Раздел 6. Жизнь растений




46

32-33

Корневое питание растений

- объяснять способы корневого питания растений

1







47.

34.

Воздушное питание растений. Фотосинтез

- описывать механизм фотосинтеза;

- объяснять космическую роль растений

1







48.

35.

Дыхание растений и обмен веществ

- выделять приспособления растений для дыхания

1







49.

36.

Испарение воды растениями. Листопад

- объяснять влияние условий окружающей среды на испарение воды листьями;

- объяснять значение листопада в жизни растений

1







50.

37.

Передвижение воды и питательных веществ в растении.

Л.р. № 18 «Передвижение воды и минеральных веществ по древесине»

1







51.

38.

Прорастание семян.

Л.р. № 19 «Определение всхожести семян растений и их посев»

  • описывать условия прорастания семян

  • объяснять целесообразность использования правил посева семян

1







52.

39.

Рост и развитие растений.

Пр.р. № 3 «Наблюдение за ростом и развитием растений»

  • стадии развития растения

  • объяснять механизм верхушечного роста и минерального питания

1







53.

40.

Способы размножений растений

- распознавать и описывать этапы размножения и развития растений

1







54.




Экскурсия «Зимние явления в жизни природы»




1







55.

41.

Размножение споровых растений

  • условия размножения споровых растений

  • распознавать и описывать этапы размножения и развития споровых растений

1







56.

42.

Размножение голосеменных растений

  • условия размножения голосеменных растений

  • распознавать и описывать этапы размножения и развития голосеменных растений в связи с условиями жизни

1







57.

43.

Вегетативное размножение покрытосеменных растений.


- объяснять суть вегетативного размножения покрытосеменных растений

1







58.




Использование вегетативного размножения человеком. Пр.р. № 4 «Вегетативное размножение комнатных растений»

- объяснять роль вегетативного размножения растений в жизни человека

1

Целесообразно систематизировать и закрепить знания на основе флористического материала новосибирской области и Западной Сибири




59.

44.

Половое размножение покрытосеменных растений

  • описывать механизм двойного оплодотворения цветковых растений;

  • распознавать и описывать этапы размножения цветковых растений

1







60.




Зависимость роста и развития растений от условий окружающей среды

- объяснять зависимость роста и развития растений от условий окружающей среды

1







61.




Обобщающий урок по теме «Жизнь растений»




1







62.




Контрольная работа по теме «Жизнь растений»




1













Итого по разделу 6:




17




Раздел 7. Классификация растений




63.

45-46

Основы систематики растений. Знакомство с классификацией цветковых растений

- распознавать растения отдела покрытосеменные

ч.

1







64.

47.

Класс Двудольные. Семейство Крестоцветные

  • распознавать растение семейства крестоцветные,

  • характерные признаки семейства

1







65.

48.

Класс Двудольные. Семейство Розоцветные

- распознавать растение семейства розоцветные - характерные признаки семейства

1







66.

49.

Класс Двудольные. Семейство Пасленовые

  • распознавать растение семейства пасленовые

  • характерные признаки семейства

1







67.

50.

Класс Двудольные. Семейство Мотыльковые

1







68.

51.

Класс Двудольные. Семейство Сложноцветные

  • распознавать растение семейства сложноцветные

  • характерные признаки семейства

1







69.

52.

Класс Однодольные. Семейство Лилейные

  • распознавать растение семейства лилейные

  • характерные признаки семейства

  • определять принадлежность к классу Однодольные

1







70.

53.

Класс Однодольные. Семейство Злаки.

Л.р. № 20 « Распознавание важнейших сельскохозяйственных культур»

  • распознавать растение семейства злаки

  • характерные признаки семейства

определять принадлежность к классу Однодольные

1







71.




Экскурсия «Ознакомление с «Ознакомление с выращиванием растений в защищенном в грунте».

Пр.р. № 5 «Определение принадлежности растений к определённой систематической группе»




1







72.




Контрольно-обобщающий урок по теме «Классификация растений»




1













Итого по разделу 7:




10




Раздел 8. Природные сообщества




73.

54.

Основные экологические факторы и их влияние на растения.

Л.р. № 21 «Влияние роли света и воды в жизни растений»

- описывать факторы, влияющие на растения

1







74.

55.

Характеристика основных экологических групп.

Л.р. № 22 «Изучение особенностей строения растений различных экологических групп»

- описывать и характеризовать основные экологические группы растений

1







75.

56.

Растительные сообщества и их типы

  • приводить примера растительных сообществ

  • описывать видовой состав растений лесного сообщества

1







76.

57.

Развитие и смена растительных сообществ.

Л.р. № 23 «Распознавание наиболее распространенных растений своей местности»

- распознавать последовательность этапов смены растительного сообщества

1







77.

59.

Влияние деятельности человека на растительные сообщества и влияние природной среды на человека

-описывать влияние человека на растительные сообщества;

- объяснять влияние окружающей среды на человека

1







78.




Экскурсия «Природное сообщество и человек. Фенологические наблюдения за весенними явлениями в природных сообществах»




1







79.




Обобщающий урок по теме «Природные сообщества»




1







80.




Контрольная работа по теме «Природные сообщества»




1













Итого по разделу 8:




8




Раздел 9. Развитие растительного мира




81-82

58.

Многообразие растений и их происхождение. Основные этапы в развитии растительного мира

- описывать основные этапы в развитии растений

2













Итого по разделу 9:




2







83-87




Обобщение




5













Итого за учебный год




87