Главная страница

Рабочая программа по биологии (наименование учебного курса, предмета, дисциплины, модуля) для 5 класса



Скачать 359.12 Kb.
НазваниеРабочая программа по биологии (наименование учебного курса, предмета, дисциплины, модуля) для 5 класса
Дата17.04.2016
Размер359.12 Kb.
ТипРабочая программа

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

«Хову-Аксынская средняя общеобразовательная школа»

 

 

Рассмотрено

       Руководитель

методического

объединения учителей _______________________

 

________/______________/

                            ФИО

Протокол №_______

от «___» __________201_ г

Согласовано

   Заместитель

директора по УВР

 

_________/____________/

                            ФИО

 

 «___» ___________201_ г

Утверждаю

     Директор школы

 

 

__________/_____________/

                            ФИО

 

Приказ №______

от «___» ___________201_ г

 

 

 

 

 

 

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

 

по биологии

(наименование учебного курса, предмета, дисциплины, модуля)

 

для   5 класса

 

НА 201_/201_ УЧЕБНЫЙ ГОД

 

 

Составитель программы

Дирчин Сайзана Андреевна

Учитель биологии 1 категории

(Ф.И.О. учителя-составителя программы,

квалификационная категория)

 

  

 

 

 

201_г.
Рабочая программа по  биологии 5 класс
2014-2015 учебный год

Пояснительная записка

Рабочая программа по биологии составлена на основе

  • Фундаментального ядра содержания общего образования и Требований к результатам основного общего образования, представленных в федеральном государственном образовательном стандарте общего образования второго поколения.

  • Сборника программ по биологии для общеобразовательных учреждений к комплекту учебников, созданных под руководством В.В. Пасечника ( автор – составитель Г.М. Пальдяева, М.: Дрофа, 2010).

  • Учебного плана МБОУ «Хову-Аксынская СОШ» Чеди-Хольского кожууна РТ на 2014-2015 учебный год

  • «Положения о рабочей программе учебного предмета согласно требованиям ФГОС ООО» муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения «Хову-Аксынская средняя общеобразовательная школа» Чеди-Хольского кожууна Республики Тыва.

Рабочая программа разработана на 34 часа в год из расчета 1 час в неделю. Обучение проводится на базовом уровне.

Для реализации рабочей программы используется УМК, в состав, которого входит:

  1. В.В.Пасечник. Биология. Бактерии, грибы, растения. 5 кл.: учеб. Для общеобразоват. учреждений / В. В. Пасечник. – М.: Дрофа, 2012.

  2. В.В. Пасечник. Биология. Бактерии, грибы, растения. 5 класс: рабочая тетрадь к учебнику В.В. Пасечника « Биология. Бактерии, грибы, растения. 5класс»/ В.В. Пасечник.- М.: Дрофа, 2012.

Преобладающей формой контроля является контрольная работа.

Цели и задачи обучения:

Целью изучения биологии в 5 классе является осознание единства и целостности окружающего мира, возможности его познаваемости и объяснимости на основе достижений науки для формирования осознанного отношения к сохранению окружающей среды и ценности здоровья человека.

Задачами курса является:

  • выяснение, чем живая природа отличается от неживой;

  • формирование общих представлений о структуре биологической науки, ее истории и методах исследования, царствах живых организмов, средах обитания организмов, нравственных нормах и принципах отношения к природе;

  • получение сведения о клетке, тканях и органах живых организмов

  • углубление знаний об условиях жизни и разнообразии, распространении и значении бактерий, грибов и растений, о значении этих организмов в природе и жизни человека.


Содержание программы

Введение (5 часов)

Биология — наука о живой природе. Методы исследования в биологии. Царства бактерий, грибов, растений и животных. Отличительные признаки живого и неживого. Связь организмов со средой обитания. Взаимосвязь организмов в природе. Экологические факторы и их влияние на живые организмы. Влияние деятельности человека на природу, ее охрана.

Раздел 1. Клеточное строение организмов (8 часов)

Устройство увеличительных приборов (лупа, световой микроскоп). Клетка и ее строение: оболочка, цитоплазма, ядро, вакуоли, пластиды. Жизнедеятельность клетки: поступление веществ в клетку (дыхание, питание), рост, развитие и деление клетки. Понятие «ткань».
Демонстрации

Микропрепараты различных растительных тканей.

Лабораторные работы:

  1. Устройство лупы и светового микроскопа. Правила работы с ними.

  2. Приготовление препарата кожицы чешуи лука, рассматривание его под микроскопом.


Раздел 2. Царство Бактерии (2часа)

Строение и жизнедеятельность бактерий. Размножение бактерий. Бактерии, их роль в природе и жизни человека. Разнообразие бактерий, их распространение в природе.
Раздел 3. Царство Грибы (5часов)

Грибы. Общая характеристика грибов, их строение и жизнедеятельность. Шляпочные грибы. Съедобные и ядовитые грибы. Правила сбора съедобных грибов и их охрана. Профилактика отравления грибами. Дрожжи, плесневые грибы. Грибы-паразиты. Роль грибов в природе и жизни человека.

Демонстрация

Муляжи плодовых тел шляпочных грибов. Натуральные объекты (трутовик, ржавчина, головня, спорынья).

Лабораторные работы

  1. Строение плодовых тел шляпочных грибов.

  2. Строение плесневого гриба мукора.

  3. Строение дрожжей.

Раздел 4. Царство Растения (12 часов)

Растения. Ботаника — наука о растениях. Методы изучения растений. Общая характеристика растительного царства. Многообразие растений, их связь со средой обитания. Роль в биосфере. Охрана растений.

Основные группы растений (водоросли, мхи, хвощи, плауны, папоротники, голосеменные, цветковые).

Водоросли. Многообразие водорослей. Среда обитания водорослей. Строение одноклеточных и многоклеточных водорослей. Роль водорослей в природе и жизни человека, охрана водорослей.

Лишайники, их строение, разнообразие, среда обитания. Значение в природе и жизни человека.

Мхи. Многообразие мхов. Среда обитания. Строение мхов, их значение.

Папоротники, хвощи, плауны, их строение, многообразие, среда обитания, роль в природе и жизни человека, охрана.

Голосеменные, их строение и разнообразие. Среда обитания. Распространение голосеменных, значение в природе и жизни человека, их охрана.

Цветковые растения, их строение и многообразие. Среда обитания. Значение цветковых в природе и жизни человека.

Происхождение растений. Основные этапы развития растительного мира.

Демонстрации.

Гербарные экземпляры растений. Модели и муляжи органов растений. Микропрепараты, натуральные объекты.

Лабораторные работы:

  1. Строение зеленых водорослей.

  2. Строение мха.

  3. Строение спороносящего хвоща.

  4. Строение спороносящего папоротника

  5. Строение хвои и шишек хвойных (на примере местных видов)

  6. Отличительные признаки покрытосеменных растений.



Учебно-тематический план

п/п

Название темы

Всего часов

Количество лабораторных работ

Контрольно-обобщающий урок

1

Введение

5







2

Раздел 1. Клеточное строение организмов

8

2

1

3

Раздел 2. Царство Бактерии

2







4

Раздел 3. Царство Грибы

5

3

1

5

Раздел 3. Царство Растения

12

6

1




Всего:

34 ч

11

3


Требования к уровню подготовки учащихся

Предметные результаты обучения:

Учащиеся должны знать:

  • О многообразии живой природы

  • Царства живой природы: бактерии, грибы, растения, животные

  • Основные методы исследования в биологии: наблюдение, эксперимент, измерение

  • Признаки живого: клеточное строение, питание, дыхание, обмен веществ, раздражимость, рост, развитие, размножение

  • Экологические факторы

  • Основные среды обитания живых организмов: водная, наземно-воздушная, почвенная, другой организм

  •  Правила работы с микроскопом

  • Правила техники безопасности при проведении наблюдений и лабораторных опытов в кабинете биологии

  • Строение клетки

  • Химический состав клетки

  • Основные процессы жизнедеятельности клетки

  • Характерные признаки различных растительных тканей

  • Строение и основные процессы жизнедеятельности бактерий и грибов

  • Роль бактерий и грибов в природе и жизни человека

  • Основные методы изучения растений

  • Основные группы растений (водоросли, мхи, хвощи, плауны, папоротники, голосеменные, цветковые), их строение и многообразие

  • Особенности строения и жизнедеятельности лишайников

  • Роль растений в биосфере и жизни человека

  • Происхождение растений и основные этапы развития растительного мира

Учащиеся должны уметь:

  • Определять основные биологические понятия: «биология», «экология», «биосфера», «царства живой природы», «экологические факторы», «клетка» и т.д.

  • Отличать живые организмы от неживых

  • Пользоваться простыми биологическими приборами, инструментами, оборудованием

  • Характеризовать среды обитания организмов, экологические факторы

  • Проводить фенологические наблюдения

  • Соблюдать правила техники безопасности при работе в кабинете

  • Готовить микропрепараты и рассматривать их под микроскопом

  • Распознавать различные виды тканей

  • Давать общую характеристику растений, их основных групп

  • Объяснять роль растений в биосфере, их происхождение и основные этапы развития


Метапредметные результаты обучения:

Учащиеся должны уметь:

  • Составлять план текста

  • Владеть таким видом изложения текста, как повествование

  • Проводить наблюдения под руководством учителя

  • Оформлять отчет под руководством учителя

  • Получать биологическую информацию из различных источников

  • Определять отношения объекта с другими объектами

  • Определять существенные признаки объекта

  • Анализировать, сравнивать объекты под микроскопом с их изображением на рисунках и определять их

  • Оформлять результаты лабораторной работы в рабочей тетради

  • Работать  с текстом и иллюстрациями учебника, дидактическим материалом, рабочей тетрадью

  • Составлять сообщения на основе обобщения материала учебника и дополнительной литературы

  • Оценивать с эстетической точки зрения представителей растительного мира


Личностные результаты обучения:

  • Воспитание в учащихся чувства гордости за российскую биологическую науку

  • Знание правил поведения в природе

  • Понимание учащимися основных факторов, определяющих взаимоотношения человека и природы

  • Умение реализовывать теоретические познания на практике

  • Понимание социальной значимости и содержания профессий, связанных с биологией

  • Воспитание в учащихся любви к природе

  • Признание права каждого на собственное мнение

  • Готовность учащихся к самостоятельным поступкам и действиям на благо природы

  • Умение отстаивать свою точку зрения

  • Критичное отношение учащихся к своим поступкам, осознание ответственности за последствия своих поступков


Учебно-методическое обеспечение

Литература для учащихся:

  1. В.В.Пасечник. Биология. Бактерии, грибы, растения. 5 кл.: учеб. Для общеобразовательных учреждений / В. В. Пасечник. – М.: Дрофа, 2012.

  2. В.В. Пасечник. Биология. Бактерии, грибы, растения. 5 класс: рабочая тетрадь к учебнику В.В. Пасечника « Биология. Бактерии, грибы, растения. 5класс»/ В.В. Пасечник.- М.: Дрофа, 2012.

Литература для учителя:

  1. Биология. Бактерии, грибы, растения. 5 кл.: учеб. Для общеобразовательных учреждений / В. В. Пасечник. – М.: Дрофа, 2012.- 141, (3) с.

  2. Биология. Бактерии, грибы, растения: 5 класс. Рабочая тетрадь. К учебнику В. В. Пасечника. Тестовые задания ЕГЭ: Вертикаль, 2012 г. Издательство Дрофа

  3. Пальдяева Г.М. «Программы для общеобразовательных учреждений. Биология 5-11 кл». Сборник программ. Издательство Дрофа 2012г.

  4. Электронное приложение к учебнику Биология. Бактерии, грибы, растения. 5 кл.: учеб. Для общеобразовательных учреждений / В. В. Пасечник. – М.: Дрофа, 2012.- 141, (3) с.

  5. ФГОС второго поколения. [Электронный ресурс]. – Режим доступа:  https://standart.edu.ru/

Ресурсы интернета:

  1. http://www.floranimal.ru/ Портал о растениях и животных

  2. http://www.plant.geoman.ru/ Занимательно о ботанике. Жизнь растений

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

«Хову-Аксынская средняя общеобразовательная школа»

 

    СОГЛАСОВАНО                                                    

Заместитель директора по УВР:

 ___________        ______________

(подпись)                (расшифровка)

 «____» _____________201_ г.

 

 

 

 

КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ

ПЛАНИРОВАНИЕ

 

по биологии

(указать предмет, курс)
Класс 5 «б», «в».

 

Учитель Дирчин Сайзана Андреевна

 

Количество часов: 

       всего _____68______ часов;          

       в неделю ____2____ часов;

Плановых контрольных уроков _____4_____________________________________

Количество контрольных уроков____4______________________________________

Тестовых работ _________________________________________________________

Практических и лабораторных работ _______________________________________

Планирование составлено на основе рабочей программы

Рабочая программа составлена на основе авторской программы Пасечника В.В., Пакуловой В.М., Латюшина В.В. «Программа для общеобразовательных школ, гимназий, лицеев. Биология 5-11 кл.», издательства «Дрофа», 2009 г.

Календарно – тематическое планирование по биологии «Бактерии, грибы, растения» (ФГОС ООО)

Автор В.В. Пасечник 5 класс 34 часа 1 час в неделю.

Учитель: Дирчин Сайзана Андреевна

Всего по плану – 34 часа 



Тема урока

Тип урока

Элементы содержания

Требования к уровню подготовки

Домаш. задание

Кол-во часов

Дата проведения по плану

Фактич. пров.

Введение (5 часов)

1

Инструктаж по ТБ.

Биология — наука о живой природе

УИНМ

Определяют понятия «биология», «биосфера», «экология». Раскрывают значение биологических знаний в современной жизни. Оценивают роль биологической науки в жизни общества

Метапредметные: Учащиеся должны уметь: составлять план текста; владеть таким видом изложения текста, как повествование; под руководством учителя проводить непосредственное наблюдение

Предметные: Учащиеся должны знать: о многообразии живой природы;

Личностные: Учащиеся должны: испытывать чувство гордости за российскую биологическую науку;

знать правила поведения в природе; понимать основные факторы, определяющие взаимоотношения человека и природы

§1, вопрос 3

1 ч







2

Методы исследования в биологии


КУ

Определяют понятия «методы исследования», «наблюдение», «эксперимент», «измерение», «фенология». Характеризуют основные методы исследования в биологии. Изучают правила техники безопасности в кабинете биологии


М: Учащиеся должны уметь:

под руководством учителя оформлять отчет, включающий описание наблюдения, его результаты, выводы;— получать биологическую информацию из различных источников;

П: Учащиеся должны знать:

правила техники безопасности при проведении наблюдений и лабораторных опытов в кабинете биологии; основные методы исследования в биологии: наблюдение, эксперимент, измерение;

Л: Учащиеся должны: уметь реализовывать теоретические познания на практике; понимать социальную значимость и содержание профессий, связанных с биологией;

§2, оформление фенол. наблюдений

1 ч







3

Разнообразие живой природы. Царства живых организмов. Отличительные признаки живого от неживого

КУ

Определяют понятия «Царство Бактерии», «Царство Грибы», «Царство Растения» и «Царство Животные». Анализируют признаки живого: клеточное строение, питание, дыхание, обмен веществ, раздражимость, рост, развитие, размножение. Составляют план параграфа

М: Учащиеся должны уметь: определять отношения объекта с другими объектами; определять существенные признаки объекта.

П: Учащиеся должны знать: царства живой природы: Бактерии, Грибы, Растения, Животные; признаки живого: клеточное строение, питание, дыхание, обмен веществ, раздражимость, рост, развитие, размножение.

Л: Учащиеся должны: испытывать любовь к природе;

признавать право каждого на собственное мнение

§3, работа с инструк.карточкой

1 ч







4

Среды обитания живых организмов.

КУ

Определяют понятия «водная среда», «наземно-воздушная среда», «почва как среда обитания», «организм как среда обитания». Анализируют связи организмов со средой обитания. Характеризуют влияние деятельности человека на природу

М: Учащиеся должны уметь: определять отношения объекта с другими объектами; определять существенные признаки объекта; сравнивать условия существования живых организмов и их приспособления к разным условиям обитания; аргументировать насыщенность жизни в наземно-воздушной среде.

П: Учащиеся должны знать: основные среды обитания живых организмов: водную среду, наземно-воздушную среду, почву как среду обитания, организм как среду обитания; экологические факторы;

Л: Учащиеся должны: проявлять готовность к самостоятельным поступкам и действиям на благо природы;

§4, заполнить таблицу в рабочих тетрадях

1 ч







5

Экологические факторы и их влияние на живые организмы.

КУ

Анализируют и сравнивают экологические факторы. Отрабатывают навыки работы с текстом учебника

М: Учащиеся должны уметь: определять отношения объекта с другими объектами; определять существенные признаки объекта.

П: Учащиеся должны знать: экологические факторы; анализировать и оценивать значение экологических факторов среды на живые организмы и их приспособленность к условиям среды обитания

Л: Учащиеся должны: уметь отстаивать свою точку зрения;

 критично относиться к своим поступкам, нести ответственность за последствия; уметь слушать и слышать другое мнение.

§5, решить кроссворд

1 ч







Раздел 1. Клеточное строение организмов (8 часов)

1

Устройство увеличительных приборов.

ЛР№1 «Устройство лупы и светового микроскопа. Правила работы с ними»


КУ

Определяют понятия «клетка», «лупа», «микроскоп», «тубус», «окуляр», «объектив», «штатив». Работают с лупой и микроскопом, изучают устройство микроскопа. Отрабатывают правила работы с микроскопом

М: Учащиеся должны уметь: анализировать объекты под микроскопом; сравнивать объекты под микроскопом с их изображением на рисунках и определять их;

П: Учащиеся должны знать: и уметь работать с лупой и микроскопом;

Л: Учащиеся должны: уметь отстаивать свою точку зрения;

 критично относиться к своим поступкам, нести ответственность за последствия; уметь слушать и слышать другое мнение; уметь оценивать свои результаты деятельности

§6, задание 22 в рабочих тетрадях

1 ч







2

Строение клетки

КУ

Выделяют существенные признаки строения клетки. Различают на таблицах и микропрепаратах части и органоиды клетки

М: Учащиеся должны уметь: оформлять результаты лабораторной работы в рабочей тетради;

П: Учащиеся должны знать: строение клетки;

Л: Учащиеся должны: уметь отстаивать свою точку зрения;

 критично относиться к своим поступкам, уметь слушать и слышать другое мнение, задавать вопросы; вырабатывать бережное отношение к оборудованию, соблюдение ТБ.

§7, вопрос 1, 2

1 ч







3

ЛР№2 «Приготовление микропрепарата кожицы чешуи лука»

КУ

Учатся готовить микропрепараты. Наблюдают части и органоиды клетки под микроскопом, описывают и схематически изображают их. Учатся работать с лабораторным оборудованием

М: Учащиеся должны уметь: работать с текстом и иллюстрациями учебника.

П: Учащиеся должны знать: и уметь готовить микропрепараты и рассматривать их под микроскопом;

Л: Учащиеся должны: уметь отстаивать свою точку зрения;

уметь слушать и слышать другое мнение.

§7, сделать вывод по ЛР

1 ч







4

Химический состав клетки: неорганические и органические вещества

КУ

Объясняют роль минеральных веществ и воды, входящих в состав клетки. Различают органические и неорганические вещества, входящие в состав клетки.

М: Учащиеся должны уметь: работать с текстом и иллюстрациями учебника.

П:Уметь устанавливать причинно-следственные связи

Л:Осознавать единство и целостность окружающего мира.

§8, задание 29 в раб.тетрадях

1 ч







5

Жизнедеятельность клетки, ее деление и рост


КУ

Выделяют существенные признаки процессов жизнедеятельности клетки. Обсуждают биологические эксперименты по изучению процессов жизнедеятельности организмов и объясняют их результаты

М:Объяснять значение дыхания и питания для растения

П:Уметь обобщать факты и явления

Л:Осознавать возможность познаваемости окружающего мира.

§9, задание 31 в раб.тетрадях

1 ч







6

Деление клетки

КУ

Выделяют существенные признаки процессов жизнедеятельности клетки

П:Уметь объяснять процесс деления клетки и его биологическое значение

Л:Уметь строить рассуждения, делать выводы

§9, рисунок 25

1 ч







7

Понятие «ткань». Виды тканей.

КУ

Определяют понятие «ткань». Выделяют признаки, характерные для различных видов тканей. Учатся определять различные растительные ткани на микропрепаратах

П:Уметь анализировать и сравнивать предсказывать функции ткани

Л:Уметь сравнивать и доказывать

§10, решить кроссворд

1 ч







8

Обобщающий урок.

УКИСЗ

Работают с учебником, рабочей тетрадью и дидактическими материалами. Заполняют таблицы. Демонстрируют умение готовить микропрепараты и работать с микроскопом

М: Уметь делать выводы по анализу и аргументировать свою позицию, сравнивать разные точки зрения

П: Учащиеся должны уметь: определять понятия: «клетка», «оболочка», « цитоплазма», « ядро», «ядрышко», «вакуоли»,

« пластиды», « хлоропласты», «пигменты», «хлорофилл»;

Л:Уметь делать выводы по анализу и аргументировать свою позицию, сравнивать разные точки зрения

Повторить §6-10

1 ч







Раздел 2. Царство Бактерии (2 часа)

1

Бактерии, их разнообразие, строение и жизнедеятельность

УИНМ

Определяют понятия «сапротрофы», «паразиты», «спора». Выделяют существенные признаки бактерий

М: Учащиеся должны уметь: работать с учебником, рабочей тетрадью и дидактическими материалами; составлять сообщения на основе обобщения материала учебника и дополнительной литературы.

П: Учащиеся должны знать: строение и основные процессы жизнедеятельности бактерий; разнообразие и распространение бактерий

Л:Воспитывать в себе заботу о своем здоровье и здоровье окружающих

§11, задание 41,42 в раб.тетрадях

1 ч







2

Роль бактерий в природе и жизни человека

КУ

Определяют понятия «клубеньковые (азотфиксирующие) 

бактерии», «симбиоз», «болезнетворные бактерии», «эпидемия». Объясняют роль бактерий в природе и жизни человека

М: Учащиеся должны уметь: работать с учебником, рабочей тетрадью и дидактическими материалами; составлять сообщения на основе обобщения материала учебника и дополнительной литературы.

П: Учащиеся должны знать: роль бактерий в природе и жизни человека. Учащиеся должны уметь:

давать общую характеристику бактериям отличать бактерии от других живых организмов; объяснять роль бактерий в природе и жизни человека.

Л: Воспитывать в себе заботу о своем здоровье и здоровье окружающих

§12, заполнить таблицу

1 ч







Раздел 3. Царство Грибы (5 часов)

1

Грибы, их общая характеристика, строение и жизнедеятельность.

КУ

Определяют понятия «хитин», «мицелий». Различают на живых объектах и таблицах съедобные и ядовитые грибы.

М: Учащиеся должны уметь: работать с учебником, рабочей тетрадью и дидактическими материалами; составлять сообщения на основе обобщения материала учебника и дополнительной литературы.

П: Учащиеся должны знать: строение и основные процессы жизнедеятельности грибов; роль грибов в природе и жизни человека.

Л: Воспитывать в себе заботу о своем здоровье и здоровье окружающих

§13, вопрос 3,4

1 ч







2

Шляпочные грибы

ЛР№3 «Строение плодовых тел шляпочных грибов»

КУ

Определяют понятия «микориза». Различают на живых объектах и таблицах съедобные и ядовитые грибы.

М: Учащиеся должны уметь: работать с учебником, рабочей тетрадью и дидактическими материалами; составлять сообщения на основе обобщения материала учебника и дополнительной литературы.

П: Учащиеся должны знать и уметь: отличать съедобные грибы от ядовитых;

Л: Воспитывать в себе заботу о своем здоровье и здоровье окружающих

§14, оформление вывода

1 ч







3

Плесневые грибы и дрожжи

ЛР№4 «Строение плесневого гриба мукора». «Строение дрожжей».


КУ

Определяют понятия «спорангии». Готовят микропрепараты и наблюдают под микроскопом строение мукора и дрожжей. Сравнивают увиденное под микроскопом с приведённым в учебнике изображением

М: Учащиеся должны уметь: работать с учебником, рабочей тетрадью и дидактическими материалами; составлять сообщения на основе обобщения материала учебника и дополнительной литературы.

П: Учащиеся должны знать: разнообразие и распространение грибов;

Л: Воспитывать в себе заботу о своем здоровье и здоровье окружающих

§15, вопросы 1,4,6

1 ч







4

Грибы-паразиты

КУ

Определяют понятие «грибы-паразиты». Объясняют роль грибов-паразитов в природе и жизни человека


М: Учащиеся должны уметь: работать с учебником, рабочей тетрадью и дидактическими материалами; составлять сообщения на основе обобщения материала учебника и дополнительной литературы.

П: Учащиеся должны знать: роль грибов-паразитов в природе и жизни человека

Л: Воспитывать в себе заботу о своем здоровье и здоровье окружающих

§16, заполнить таблицу

1 ч







5

Обобщающий урок

УКИСЗ

Работают с учебником, рабочей тетрадью и дидактическими материалами. Заполняют таблицы.

М:Уметь работать с разными источниками биологической информации (текст учебника, научно-популярная литература, словари и справочники, интернет)

П: Уметь выделять существенные признаки биологических объектов на примере грибов

Л:Мотивировать значение биологических фактов и их роль в природе и жизни человека

Повторить §13-16

1 ч







Раздел 4. Царство Растения (12 часов)

1

Ботаника – наука о растениях. Разнообразие, распространение, значение растений.

УИНМ

Определяют понятия «ботаника», «низшие растения», «высшие растения», слоевище», «таллом». Выделяют существенные признаки растений. Выявляют на живых объектах и таблицах низших и высших растений наиболее распространённых растений, опасных для человека растений. Сравнивают представителей низших и высших растений. Выявляют взаимосвязи между строением растений и их местообитанием.

М: Учащиеся должны уметь: выполнять лабораторные работы под руководством учителя; сравнивать представителей разных групп растений, делать выводы на основе сравнения; оценивать с эстетической точки зрения представителей растительного мира; находить информацию о растениях в научно-популярной литературе, биологических словарях и справочниках, анализировать и оценивать её, переводить из одной формы в другую.

П: Учащиеся должны знать: основные методы изучения растений; основные группы растений (водоросли, лишайники, мхи, хвощи, плауны, папоротники, голосеменные, цветковые), роль растений в биосфере и жизни человека. Учащиеся должны уметь: давать общую характеристику растительного царства; объяснять роль растений биосфере; давать характеристику основным группам растений

Л:Воспитывать в себе эстетическое отношение к живым объектам

§17, задание 58 в раб.тетрадях

1 ч







2

Водоросли, их многообразие, строение, среда обитания

ЛР№5 «Строение зеленых водорослей»


КУ

Определяют понятия «хроматофор», «ризоиды». Выделяют существенные признаки водорослей, объясняют роль водорослей в природе и жизни человека

М: Учащиеся должны уметь: выполнять лабораторные работы под руководством учителя; сравнивать представителей разных групп растений, делать выводы на основе сравнения; оценивать с эстетической точки зрения представителей растительного мира; находить информацию о растениях в научно-популярной литературе, биологических словарях и справочниках, анализировать и оценивать её, переводить из одной формы в другую.

П: Учащиеся должны знать: водоросли, их строение и многообразие; особенности строения и жизнедеятельности

Л: Воспитывать в себе эстетическое отношение к живым объектам

§18, вопросы 1,7,8,9

1 ч







3

Роль водорослей в природе и жизни человека. Охрана водорослей

КУ

Объясняют роль водорослей в природе и жизни человека.

М: Учащиеся должны уметь: выполнять лабораторные работы под руководством учителя; сравнивать представителей разных групп растений, делать выводы на основе сравнения; оценивать с эстетической точки зрения представителей растительного мира; находить информацию о растениях в научно-популярной литературе, биологических словарях и справочниках, анализировать и оценивать её, переводить из одной формы в другую.

П: Учащиеся должны знать: роль водорослей в биосфере и жизни человека;

Л: Воспитывать в себе бережное отношение к окружающей среде

§18, задание 64 в раб. тетрадях

1 ч







4

Лишайники

КУ

Определяют понятия «кустистые лишайники», «листоватые лишайники», «накипные лишайники». Находят лишайники в природе

М: Учащиеся должны уметь: выполнять лабораторные работы под руководством учителя; сравнивать представителей разных групп растений, делать выводы на основе сравнения; оценивать с эстетической точки зрения представителей растительного мира; находить информацию о растениях в научно-популярной литературе, биологических словарях и справочниках, анализировать и оценивать её, переводить из одной формы в другую.

П: Учащиеся должны знать: лишайники, их строение и многообразие; особенности строения и жизнедеятельности

Л: Воспитывать в себе бережное отношение к окружающей среде

§19, задание 65,66 в раб. тетрадях

1 ч







5

Мхи ЛР №6 «Строение мха»

КУ

Выделяют существенные признаки высших споровых растений. Объясняют роль мхов в природе и жизни человека

М: Учащиеся должны уметь: выполнять лабораторные работы под руководством учителя; сравнивать представителей разных групп растений, делать выводы на основе сравнения; оценивать с эстетической точки зрения представителей растительного мира; находить информацию о растениях в научно-популярной литературе, биологических словарях и справочниках, анализировать и оценивать её, переводить из одной формы в другую.

П: Учащиеся должны знать: мхи, их строение и многообразие; особенности жизнедеятельности,

Л: Воспитывать в себе бережное отношение к окружающей среде

§20, задание 70 в раб. тетрадях

1 ч







6

Плауны. Хвощи. Папоротники,

ЛР№7 «Строение спороносящего хвоща» ЛР №8 «Строение спороносящего папоротника»

КУ

Выделяют существенные признаки высших споровых растений. Сравнивают разные группы высших споровых растений и находят их представителей на таблицах и гербарных образцах. Объясняют роль папоротников, хвощей и плаунов в природе и жизни человека

М: Учащиеся должны уметь: выполнять лабораторные работы под руководством учителя; сравнивать представителей разных групп растений, делать выводы на основе сравнения; оценивать с эстетической точки зрения представителей растительного мира; находить информацию о растениях в научно-популярной литературе, биологических словарях и справочниках, анализировать и оценивать её, переводить из одной формы в другую.

П: Учащиеся должны знать: хвощи, плауны, папоротники их строение и многообразие; особенности строения и жизнедеятельности,

Л: Воспитывать в себе бережное отношение к окружающей среде

§21, оформление выводов по ЛР

1 ч







7

Голосеменные растения

ЛР№9 «Строение хвои и шишек хвойных (на примере местных видов)»


КУ

Выделяют существенные признаки голосеменных растений. Описывают представителей голосеменных растений с использованием живых объектов, таблиц и гербарных образцов. Объясняют роль голосеменных в природе и жизни человека

М: Учащиеся должны уметь: выполнять лабораторные работы под руководством учителя; сравнивать представителей разных групп растений, делать выводы на основе сравнения; оценивать с эстетической точки зрения представителей растительного мира; находить информацию о растениях в научно-популярной литературе, биологических словарях и справочниках, анализировать и оценивать её, переводить из одной формы в другую.

П: Учащиеся должны знать: голосеменные, их строение и многообразие; особенности строения и жизнедеятельности

Л: Воспитывать в себе бережное отношение к окружающей среде

§22, заполнить таблицу

2 ч







8

Покрытосеменные растения

ЛР№10 «Отличительные признаки покрытосеменных растений»


КУ

Выделяют существенные признаки покрытосеменных растений. Описывают представителей покрытосеменных растений с использованием живых объектов, таблиц и гербарных образцов. Объясняют роль покрытосеменных в природе и жизни человека

М: Учащиеся должны уметь сравнивать представителей разных групп растений, делать выводы на основе сравнения; оценивать с эстетической точки зрения представителей растительного мира; находить информацию о растениях в научно-популярной литературе, биологических словарях и справочниках, анализировать и оценивать её, переводить из одной формы в другую.

П: Учащиеся должны знать: цветковые, их строение и многообразие; особенности строения и жизнедеятельности

Л: Воспитывать в себе бережное отношение к окружающей среде

§23, задания 76,77 в раб. тетрадях

2 ч







9

Происхождение растений

КУ

Определяют понятия «палеонтология», «палеоботаника».

М: Уметь выстраивать эволюцию развития растительного мира

П: Учащиеся должны знать: происхождение растений ,выдвигать версии, свои гипотезы о происхождении растений.

Л: Уметь рассуждать и доказывать, отстаивать свои суждения

§24

1 ч







10

Основные этапы развития растительного мира

КУ

Характеризуют основные этапы развития растительного мира

М: Самостоятельно формулировать учебную проблему, определять цель учебной деятельности.

П: Находить черты усложнения живых организмов по сравнению с предками и давать им объяснение.

Л: Уметь рассуждать и доказывать, отстаивать свои суждения

§24, сообщения по Красной книге РТ

1 ч







11

Охрана растений

КУ

Оценивают с эстетической точки зрения представителей растительного мира. Находят информацию о растениях в научно-популярной литературе, биологических словарях и справочниках, анализируют и оценивают её, переводят из одной формы в другую

М:Уметь оценивать свою деятельность и поступки других людей с точки зрения сохранения окружающей среды.

П:Объяснять значение живых организмов в жизни и хозяйстве человека

Л.Формировать экологическое мышление, оценивать риск взаимоотношений человека и природы.


§24

1 ч







12

Обобщающий урок

УКИСЗ

Работают с учебником, рабочей тетрадью и дидактическими материалами. Заполняют таблицы.

М:Уметь строить логические рассуждения, устанавливать причинно-следственные связи.

П:Определять роль в природе различных групп организмов.

Л:Оценивать жизненные ситуации с точки зрения безопасного образа жизни и сохранения здоровья.

Повторить §17-24

1 ч







Всего по плану

34 ч