|  | Рабочая программа по элективному учебному курсу «Решение задач егэ на программирование»| 
 Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
 
 средняя общеобразовательная школа № 10 «Успех» г. о. Самара
 
 РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
 
 по элективному учебному курсу
 
 «Решение задач ЕГЭ на программирование»
 
 10 класс (17 ч.)
 (базовый уровень)
 
 2013 - 2014 учебный год
 
 Учитель информатики: Калюжная И. А.
 
 Самара,
 
 2014 г.
 
 Пояснительная записка
 
 Цель курса: получение представления о сложности заданий ЕГЭ по информатике и наработка опыта решения задач на программирование.
 
 Задачи курса. Для реализации поставленной цели необходимо решить следующие задачи:
 
 сформировать:
 
  положительное отношение к процедуре контроля в формате единого государственного экзамена;
 
представление о структуре и содержании контрольных измерительных материалов по предмету; назначении заданий различного типа (с выбором ответа, с кратким ответом, с развернутым ответом);
 
 сформировать умения:
 
  работать с инструкциями, регламентирующими процедуру проведения экзамена в целом;
 
эффективно распределять время на выполнение заданий различных типов;
 
правильно оформлять решения заданий с развернутым ответом.
 
 Программа данного элективного курса (курса по выбору учащихся) ориентирована на систематизацию знаний и умений по курсу информатики и информационно-коммуникационных технологий (ИКТ) для подготовки к сдаче единого государственного экзамена.
 
 Поскольку курс предназначен для тех, кто определил информатику как сферу своих будущих профессиональных интересов либо в качестве основного направления, либо в качестве использования прикладного назначения курса, то его содержание представляет собой самостоятельный модуль, изучаемый в определенное время учебного года.
 
 Количество часов в неделю: 1 час в неделю в течение полугода, всего 17 учебных часов.
 
 Проверка знаний: тестирование по каждому разделу курса.
 
 Итоговая аттестация проводится в форме тестирования с использованием тестовых материалов ЕГЭ по информатике.
 
 Требования к знаниям и умениям учащихся.
 
 В результате изучения курса учащиеся должны иметь представление о следующих понятиях:
 
  о существующих методах измерения информации;
 
о моделировании, как методе научного познания.
 
 Владеть фундаментальными знаниями по таким темам, как:
 
  принципы кодирования;
 
понятие алгоритма, его свойств, способов записи;
 
основные алгоритмические конструкции;
 
основные элементы программирования.
 
 В результате изучения курса учащиеся должны уметь:
 
  использовать стандартные алгоритмические конструкции при программировании;
 
использовать необходимое программное обеспечение при решении задачи;
 
уметь писать программы, используя следующие стандартные алгоритмы:
 
  суммирование массива;
 
проверка упорядоченности массива;
 
слияние двух упорядоченных массивов;
 
сортировка;
 
поиск заданной подстроки в последовательности символов;
 
поиск корня делением пополам;
 
поиск наименьшего делителя целого числа;
 
разложение целого числа на множители (простейший алгоритм);
 
умножение двух многочленов;
 
  знать базовые механизмы работы в данной программной среде (язык программирования, интерфейс с операционной системой) и уметь их использовать в простейших ситуациях:
 
  нарисовать на экране график синуса;
 
нарисовать на экране окружность;
 
подсчитать число символов и строк в файле;
 
подсчитать число файлов в данной директории (каталоге, папке);
 
  реализовывать сложный алгоритм с использованием современных систем программирования.
 
 Тематика занятий разработана по основным темам курса информатики и информационных технологий, объединенных в следующие тематические блоки: "Алгоритмизация и программирование" и «Технология программирования». Курс предусматривает отработку теоретических знаний, умений и навыков учащихся. Наибольшее внимание необходимо уделить отработке у учащихся навыков работы с тестами и тестовыми заданиями различных видов.
 
 Содержание учебного курса
 I. Контрольно-измерительные материалы ЕГЭ по информатике
 ЕГЭ как форма независимой оценки уровня учебных достижений выпускников. Особенности проведения ЕГЭ по информатике. Специфика тестовой формы контроля. Виды тестовых заданий. Структура и содержание КИМов по информатике. Основные термины ЕГЭ. Классификация задач на программирование.
 
 II. Алгоритмизация и программирование
 
 Программирование в среде Turbo Pascal: инструментарий среды; информационная модель объекта; программы для реализации типовых конструкций алгоритмов (последовательного, циклического, разветвляющегося); понятия процедуры и модуля; процедура с параметрами; функции; инструменты логики при разработке программ, моделирование системы.
 
 III. Технология программирования
 
 Решение тренировочных задач на поиск и исправление ошибок в небольшом фрагменте программы. Решение задач средней сложности на составление собственной эффективной программы (30-50 строк).
 
 
 
 
 УЧЕБНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН
 
 
       | №
 
 п/п
 
 | Название темы
 
 | Количество часов
 
 | Примечание
 
 |   | 
 
 
 | I. Контрольно-измерительные материалы ЕГЭ по информатике
 
 
 | 
 
 
 | 
 
 
 |   | 1
 
 | Основные подходы к разработке контрольных измерительных материалов ЕГЭ по информатике.
 
 | 1
 
 | 
 
 
 |   | 
 
 
 | II. Алгоритмизация и программирование (9 часов)
 
 
 | 
 
 
 | 
 
 
 |   | 2
 
 | Алгоритмы, виды алгоритмов, описание алгоритмов. Формальное исполнение алгоритма.
 
 | 1
 
 | 
 
 
 |   | 3
 
 | Использование основных алгоритмических конструкций: следование, ветвление.
 
 | 1
 
 | 
 
 
 |   | 4
 
 | Использование основных алгоритмических конструкций: цикл.
 
 | 1
 
 | 
 
 
 |   | 5
 
 | Работа с массивами (заполнение, считывание, поиск, сортировка, массовые операции и др.)
 
 | 2
 
 | 
 
 
 |   | 6
 
 | Вспомогательные алгоритмы: функции и процедуры.
 
 Файлы.
 
 | 2
 
 | 
 
 
 |   | 7
 
 | Тренинг по решению задач частей А и В.
 
 
 | 2
 
 | 
 
 
 |   | 
 
 
 | III. Технология программирования
 
 
 | 
 
 
 | 
 
 
 |   | 8
 
 | Разбор заданий части С повышенного и высокого уровня сложности.
 
 | 2
 
 | 
 
 
 |   | 9
 
 | Решение тренировочных задач
 
 
 | 2
 
 | 
 
 
 |   | 10
 
 | Оценивание и выставление баллов
 
 
 | 1
 
 | 
 
 
 |   | 11
 
 | Контрольная работа по решению одной из демонстрационных версий части С.
 
 | 2
 
 | 
 
 
 |   | 
 
 
 | Всего:
 
 
 | 17 ч.
 
 | 
 
 
 |  
 Список литературы
 
  «Готовимся к ЕГЭ по информатике»: учебное пособие / Н.Н. Самылкина. – 3-е издание - М.:Бином. Лаборатория знаний, 2009.г.;
 
«Информатика и ИКТ»: учебник для 8 класса / Н.Д.Угринович. - 2-е изд.,-М.:Бином. Лаборатория знаний, 2012 г.;
 
«Информатика и ИКТ»: учебник для 9 класса / Н.Д.Угринович. - 2-е изд.,-М.:Бином. Лаборатория знаний, 2012 г.;
 
«Информатика и ИКТ. Базовый уровень»: учебник для 10 класса / Н.Д.Угринович. - 5-е изд.,-М.:Бином. Лаборатория знаний, 2012 г.;
 
«Информатика и ИКТ. Базовый уровень»: учебник для 11 класса / Н.Д.Угринович. - М.:Бином. Лаборатория знаний, 2012 г.;
 
«Преподавание курса “Информатика и ИКТ” в основной и старшей школе»/Методическое пособие для учителей /Н. Д. Угринович. - 2-е изд.,-М.:Бином. Лаборатория знаний, 2012 г;
 
Демонстрационный вариант ЕГЭ по информатике (2012 - 2013 г.г.).
 
«ЕГЭ. Информатика. Типовые тестовые задания.»: раздаточный материал/ П.Я. Якушкин – Экзамен, Москва, 2012 – 2013 гг.
 
 
 Тренинг №1
 
 Вариант 1
 
 Часть 1
 
 При выполнении заданий этой части в бланке ответов № 1 под номером выполняемого вами задания (А1–А18) поставьте знак « × » в клеточку, номер которой соответствует номеру выбранного вами ответа.
 
 A6
 
 Определите значение целочисленных переменных a и b после выполнения фрагмента программы (ниже представлена одна и та же программа, записанная на разных языках программирования):
 
 
      | Бейсик
 
 | Паскаль
 
 | Алгоритмический
 
 |   | a=42
 b=14
 a=a\b
 b=a*b
 a=b\a
 
 \ — стандартная операция, вычисляющая
 результат деления нацело первого аргумента на второй
 
 | a:=42;
 
 b:=14;
 a:=a div b;
 b:=a*b;
 a:=b div a; {div —
 
 стандартная операция, вычисляющая результат деления нацело первого аргумента на второй}
 
 | a:=42
 
 b:=14
 a:= div(a, b)
 b:= a*b
 a:= div(b, a) | div —
 
 стандартная функция, вычисляющая результат деления нацело первого аргумента на второй|
 
 |  
 
 
           | 1)
 
 | a = 42, b = 14
 
 | 2)
 
 | a = 1, b = 42
 
 | 3)
 
 | a = 0, b = 588
 
 | 4)
 
 | a = 14, b = 42
 
 |  
 A7
 
 Значения двух массивов А[1..200] и В [1..200] задаются с помощью следующего фрагмента программы:
 
      | Бейсик
 
 | Паскаль
 
 | Алгоритмический
 
 |   | FOR n = 1 TO 200
 
 A(n)=n+100
 
 NEXT n
 
 FOR n = 1 TO 200
 
 B(n)=2*A(n)-500
 
 NEXT n
 
 
 | For n:=1 to 200 do
 
 A[n]:=n+100;
 
 for n:=1 то 200
 
 B(n):=2*A[n]-500;
 
 
 | нц для n от 1 до 200
 
 A[n]=n+100
 
 кц
 
 нц для n от 1 до 200
 
 B[n]=2*A(n)-500
 
 кц
 
 |  
 Сколько элементов массива В будут иметь положительный значения?
 
 
               | 1)
 
 | 50
 
 | 2)
 
 | 51
 
 | 3)
 
 | 149
 
 | 4)
 
 | 150
 
 |  
 A12
 
 Для составления цепочек разрешается использовать бусины 5 типов, обозначаемых буквами А, Б, В, Е, И. Каждая цепочка должна состоять из трех бусин, при этом должны соблюдаться следующие правила:
 
 
     | 1)
 
 | на первом месте стоит одна из букв: А, Е, И,
 
 |   | 2)
 
 | после гласной буквы в цепочке не может снова идти гласная, а после согласной – согласная,
 
 |   | 3)
 
 | последней буквой не может быть А.
 
 |  Какая из цепочек построена по этим правилам?
 
 
           | 1)
 
 | АИБ
 
 | 2)
 
 | ЕВА
 
 | 3)
 
 | БИВ
 
 | 4)
 
 | ИБИ
 
 |  
 
 A19
 
 Определите значение переменной a после выполнения фрагмента алгоритма:
 
 
  
 Примечание: знаком * обозначено умножение, знаком := обозначена операция присваивания.
 
 
 
 А20
 
 В приведенном ниже фрагменте алгоритма, записанном на алгоритмическом языке, переменные a, b, c имеют тип «строка», а переменные i, k – тип «целое». Используются следующие функции:
 
 Длина (a) – возвращает количество символов в строке a. (Тип «целое»)
 
 Извлечь (a, i) – возвращает i-тый (слева) символ в строке a. (Тип «строка»)
 
 Склеить (a, b) – возвращает строку, в которой записаны сначала все символы строки a, а затем все символы строки b. (Тип «строка»)
 
 Значения строк записываются в одинарных кавычках
 (Например, a := ‘дом’).
 
 Фрагмент алгоритма:
 
    | i := Длина (a)
 
 k := 2
 
 b := ‘А’
 
 пока i > 0
 
 нц
 
 c := Извлечь (a, i)
 
 b := Склеить (b, c)
 
 i := i – k
 
 кц
 
 b := Склеить (b, ‘Т’)
 
 
 |  Какое значение будет у переменной b после выполнения вышеприведенного фрагмента алгоритма, если значение переменной a было ‘ПОЕЗД’?
 
 
           | 1)
 
 | ‘АДЕПТ’
 
 | 2)
 
 | ‘АДЗЕОП’
 
 | 3)
 
 | ‘АДТЕТПТ’
 
 | 4)
 
 | ‘АДЗОТ’
 
 |  Часть 2
 
 Ответом к заданиям этой части (В1–В8) является набор символов, которые следует записать в бланк ответов № 1 справа от номера соответствующего задания, начиная с первой клеточки. Каждый символ пишите в отдельной клеточке в соответствии с приведенными образцами.
 
 B3
 
 У исполнителя Утроитель две команды, которым присвоены номера:
 
 1. вычти 1
 
 2. умножь на 3
 
 Первая из них уменьшает число на экране на 1, вторая – увеличивает его в три раза.
 
 Запишите порядок команд в программе получения из числа 3 числа 16, содержащей не более 5 команд, указывая лишь номера команд.
 
 (Например, программа 21211 это программа)
 
 умножь на 3
 
 вычти 1
 
 умножь на 3
 
 вычти 1
 
 вычти 1
 
 которая преобразует число 1 в 4.)
 
 B6
 
 Строки (цепочки символов) создаются по следующему правилу.
 
 Первая строка состоит из одного символа — цифры «1». Каждая из последующих цепочек создается такими действиями: в очередную строку дважды записывается предыдущая цепочка цифр (одна за другой, подряд), а в конец приписывается ещё одно число — номер строки по порядку (на i-м шаге дописывается число «i»).
 
 Вот первые 4 строки, созданные по этому правилу:
 
 (1) 1
 
 (2) 112
 
 (3) 1121123
 
 (4) 112112311211234
 
 Сколько раз в общей сложности встречаются в восьмой строке нечётные цифры (1, 3, 5, 7, 9)?
 Не забудьте перенести все ответы в бланк ответов № 1.
 Вариант 1
 
 Инструкция по проверке и оценке работ учащихся
 
 по информатике и ИКТ
 
 ЧАСТЬ 1 ЧАСТЬ 2
 
 
       | № задания
 
 | Ответ
 
 | № задания
 
 | Ответ
 
 |   | А1
 
 | 4
 
 | А11
 
 | 3
 
 |   | А2
 
 | 1
 
 | А12
 
 | 4
 
 |   | А3
 
 | 3
 
 | А13
 
 | 2
 
 |   | А4
 
 | 3
 
 | А14
 
 | 3
 
 |   | А5
 
 | 3
 
 | А15
 
 | 3
 
 |   | А6
 
 | 4
 
 | А16
 
 | 2
 
 |   | А7
 
 | 1
 
 | А17
 
 | 1
 
 |   | А8
 
 | 4
 
 | А18
 
 | 3
 
 |   | А9
 
 | 1
 
 | А19
 
 | 2
 
 |   | А10
 
 | 2
 
 | А20
 
 | 1
 
 |  
 
     | №
 
 | Ответ
 
 |   | В1
 
 | 3
 
 |   | В2
 
 | 3
 
 |   | В3
 
 | 12211
 
 |   | В4
 
 | Коля
 
 |   | В5
 
 | 60
 
 |   | В6
 
 | 170
 
 |   | В7
 
 | ГВЖЕДБА
 
 |   | В8
 
 | 4231
 
 |  
 
 
 Вариант 2
 
 Часть 1
 
 При выполнении заданий этой части в бланке ответов № 1 под номером выполняемого вами задания (А1–А18) поставьте знак « × » в клеточку, номер которой соответствует номеру выбранного вами ответа.
 
 A6
 
 Определите значение целочисленных переменных a и b после выполнения фрагмента программы:
 
      | Бейсик
 
 | Паскаль
 
 | Алгоритмический
 
 |   | a = 1819
 b = (a \ 100) * 10 + 9
 a = (10*b – a) MOD 100
 '\ и MOD – операции, вычисляющие результат деления нацело первого аргумента на второй и остаток от деления соответственно
 
 | a:= 1819;
 b:= (a div 100)*10+9;
 a:= (10*b–a) mod 100;
 {div и mod – операции, вычисляющие результат деления нацело первого аргумента на второй и остаток от деления соответственно}
 
 | a:= 1819
 b:= div(a,100)*10+9
 a:= mod(10*b – a,100)
 |div и mod – функции, вычисляющие результат деления нацело первого аргумента на второй и остаток от деления соответственно|
 
 |  
 
 
     | 1)
 
 | a = 81, b = 199
 
 |   | 2)
 
 | a = 81, b = 189
 
 |   | 3)
 
 | a = 71, b = 199
 
 |   | 4)
 
 | a = 71, b = 189
 
 |  A7
 
 Значения двух массивов А[1..300] и В [1..300] задаются с помощью следующего фрагмента программы:
 
      | Бейсик
 
 | Паскаль
 
 | Алгоритмический
 
 |   | FOR n = 1 TO 300
 
 A(n)=100-n
 
 NEXT n
 
 FOR n = 1 TO 300
 
 B(n)=2*A(n)+1
 
 NEXT n
 
 
 | For n:=1 to 300 do
 
 A[n]:=100-n;
 
 for n:=1 то 300
 
 B(n):=2*A[n]+1;
 
 
 | нц для n от 1 до 300
 
 A[n]=100-n
 
 кц
 
 нц для n от 1 до 300
 
 B[n]=2*A(n)+1
 
 кц
 
 |  
 Сколько элементов массива В будут иметь положительный значения?
 
 
               | 1)
 
 | 99
 
 | 2)
 
 | 100
 
 | 3)
 
 | 200
 
 | 4)
 
 | 201
 
 |  A12
 
 Для составления цепочек используются бусины, помеченные буквами: A, B, C, D, E. На первом месте в цепочке стоит одна из бусин A, C, E. На втором – любая гласная, если первая буква согласная, и любая согласная, если первая гласная. На третьем месте – одна из бусин C, D, E, не стоящая в цепочке на первом месте.
 
 Какая из перечисленных цепочек создана по этому правилу?
 
           | 1)
 
 | CBE
 
 | 2)
 
 | ADD
 
 | 3)
 
 | ECE
 
 | 4)
 
 | EAD
 
 |  
  
 
 A19
 
 Определите значение переменной c после выполнения фрагмента алгоритма:
 Примечание: знаком * обозначено умножение, знаком := обозначена операция присваивания.
 
 
 
 А20
 
 В приведенном ниже фрагменте алгоритма, записанном на алгоритмическом языке, переменные a, b, c имеют тип «строка», а переменные i, k – тип «целое». Используются следующие функции:
 
 Длина (a) – возвращает количество символов в строке a. (Тип «целое»)
 
 Извлечь (a, i) – возвращает i-тый (слева) символ в строке a. (Тип «строка»)
 
 Склеить (a, b) – возвращает строку, в которой записаны сначала все символы строки a, а затем все символы строки b. (Тип «строка»)
 
 Значения строк записываются в одинарных кавычках
 (Например, a := ‘дом’).
 
 Фрагмент алгоритма:
    | n := Длина (a)
 
 k := 2
 
 b := ‘Р’
 
 пока i < n
 
 нц
 
 c := Извлечь (a, i)
 
 b := Склеить (b, c)
 
 i := i + k
 
 кц
 
 b := Склеить (b, ‘ДА’)
 
 
 |  
 
 
 
 Какое значение будет у переменной b после выполнения вышеприведенного фрагмента алгоритма, если значение переменной a было ‘МОТОР’?
 
 
           | 1)
 
 | ‘РМТДА’
 
 | 2)
 
 | ‘РОТОДА’
 
 | 3)
 
 | ‘РОТОМДА’
 
 | 4)
 
 | ‘РОТОНДА’
 
 |  Часть 2
 
 Ответом к заданиям этой части (В1–В8) является набор символов, которые следует записать в бланк ответов № 1 справа от номера соответствующего задания, начиная с первой клеточки. Каждый символ пишите в отдельной клеточке в соответствии с приведенными образцами.
 
 B3
 
 У исполнителя Квадратор две команды, которым присвоены номера:
 
 1. возведи в квадрат;
 
 2. прибавь 1.
 
 Первая из них возводит число на экране в квадрат, вторая – увеличивает его на 1.
 
 Запишите порядок команд в программе получения из числа 1 числа 10, содержащей не более 4 команд, указывая лишь номера команд.
 
 (Например, программа 12122 это программа:
 
 возведи в квадрат;
 
 прибавь 1
 
 возведи в квадрат;
 
 прибавь 1
 
 прибавь 1
 
 которая преобразует число 1 в 6.)
 
 B6
 
 Цепочки символов (строки) создаются по следующему правилу.
 
 Первая строка состоит из одного символа — цифры «1».
 
 Каждая из последующих цепочек создаётся следующими действиями: в начало записывается число — номер строки по порядку (для i й строки записывается число «i»), далее дважды подряд записывается предыдущая строка.
 
 Вот первые 4 строки, созданные по этому правилу:
 
  1
 
211
 
3211211
 
432112113211211
 
 Сколько раз встречаются в восьмой строке чётные цифры (суммарно)?
 
 Не забудьте перенести все ответы в бланк ответов № 1.
 Инструкция по проверке и оценке работ учащихся
 
 по информатике и ИКТ
 
 ЧАСТЬ 1
 
 ЧАСТЬ 2
 
     | №
 
 | Ответ
 
 |   | В1
 
 | 4
 
 |   | В2
 
 | 9
 
 |   | В3
 
 | 2212
 
 |   | В4
 
 | 1423
 
 |   | В5
 
 | 2400
 
 |   | В6
 
 | 85
 
 |   | В7
 
 | ЖГДВАБЕ
 
 |   | В8
 
 | 2314
 
 |  
 
       | № задания
 
 | Ответ
 
 | № задания
 
 | Ответ
 
 |   | А1
 
 | 3
 
 | А11
 
 | 4
 
 |   | А2
 
 | 3
 
 | А12
 
 | 2
 
 |   | А3
 
 | 3
 
 | А13
 
 | 4
 
 |   | А4
 
 | 1
 
 | А14
 
 | 3
 
 |   | А5
 
 | 4
 
 | А15
 
 | 2
 
 |   | А6
 
 | 4
 
 | А16
 
 | 2
 
 |   | А7
 
 | 2
 
 | А17
 
 | 2
 
 |   | А8
 
 | 2
 
 | А18
 
 | 4
 
 |   | А9
 
 | 4
 
 | А19
 
 | 3
 
 |   | А10
 
 | 4
 
 | А20
 
 | 1
 
 |  
 
 
 Тренинг №2
 
 Часть 1
 
 При выполнении заданий этой части в бланке ответов № 1 под номером выполняемого вами задания (А1 – А20) поставьте знак «  » в клеточку, номер которой соответствует номеру выбранного вами ответа.
 
 
 A6
 
 
 
 Определите значение переменной m после выполнения фрагмента алгоритма.
 Примечание: знаком := обозначена операция присваивания.
 
 
 
 A7
 
 
 Определите значение целочисленных переменных a и b после выполнения фрагмента программы:
 
 
      | Бейсик
 
 | Паскаль
 
 | Алгоритмический
 
 |   | a = 3 + 8 * 4
 b = (a \ 10) + 14
 a = (b MOD 10) + 2
 '\ и MOD – операции, вычисляющие результат деления нацело первого аргумента на второй и остаток от деления соответственно
 
 | a:= 3 + 8*4;
 b:= (a div 10) + 14;
 a:= (b mod 10) + 2;
 {div и mod – операции, вычисляющие результат деления нацело первого аргумента на второй и остаток от деления соответственно}
 
 | a:= 3 + 8*4
 b:= div(a,10) + 14
 a:= mod(b, 10) + 2
 |div и mod – функции, вычисляющие результат деления нацело первого аргумента на второй и остаток от деления соответственно|
 
 |  
 
 
     | 1)
 
 | a = 0, b = 18
 
 |   | 2)
 
 | a = 11, b = 19
 
 |   | 3)
 
 | a = 10, b = 18
 
 |   | 4)
 
 | a = 9, b = 17
 
 |  
 
 A8
 
 
 
 Значения двух массивов A[1..100] и B[1..100] задаются с помощью следующего фрагмента программы:
 
      | Бейсик
 
 | Паскаль
 
 | Алгоритмический
 
 |   | FOR n=1 TO 100
 A(n)=(n-80)*(n-80)
 NEXT n
 FOR n=1 TO 100
 B(101-n)=A(n)
 NEXT n
 
 | for n:=1 to 100 do
 A[n]:= (n-80)*(n-80);
 for n:=1 to 100 do
 B[101-n]:=A[n];
 
 | нц для n от 1 до 100
 A[n]=(n-80)*(n-80)
 кц
 нц для n от 1 до 100
 B[101-n]=A[n]
 кц
 
 |  Какой элемент массива B будет наибольшим?
 
 
           | 1)
 
 | B[1]
 
 | 2)
 
 | B[21]
 
 | 3)
 
 | B[80]
 
 | 4)
 
 | B[100]
 
 |  
 
 
  В формировании цепочки из четырех бусин используются некоторые правила: в конце цепочки стоит одна из бусин Р, N, Т, O. На первом – одна из бусин P, R, T, O, которой нет на третьем месте. На третьем месте – одна из бусин O, P, T, не стоящая в цепочке последней. Какая из перечисленных цепочек могла быть создана с учетом этих правил?
 
 
           | 1)
 
 | PORT
 
 | 2)
 
 | TTTO
 
 | 3)
 
 | TTOO
 
 | 4)
 
 | OOPO
 
 |  
 A20
 
 
 
 Система команд исполнителя РОБОТ, «живущего» в прямоугольном лабиринте на клетчатой плоскости:
 
                   | вверх
 
 | вниз
 
 | влево
 
 | вправо
 
 |   | При выполнении любой из этих команд РОБОТ перемещается на одну клетку соответственно: вверх ↑, вниз ↓, влево ←, вправо →.
 
 Четыре команды проверяют истинность условия отсутствия стены у каждой стороны той клетки, где находится РОБОТ:
 
 | 
 
 
 |   | сверху свободно
 
 | снизу свободно
 
 | слева свободно
 
 | справа свободно
 
 |  Цикл
 ПОКА < условие > команда
 
 выполняется, пока условие истинно, иначе происходит переход на следующую строку.
 
 Сколько клеток лабиринта соответствуют требованию, что, выполнив предложенную программу, РОБОТ остановится в той же клетке, с которой он начал движение?
 
 НАЧАЛО
 
 
 
 ПОКА < справа свободно > вправо
 
 ПОКА < сверху свободно > вверх
 
 ПОКА < слева свободно > влево
 
 ПОКА < снизу свободно > вниз
 
 КОНЕЦ
 
 
 
 
 Часть 2
 Ответом к заданиям этой части (В1 – В8) является набор символов, которые следует записать в бланк ответов № 1 справа от номера соответствующего задания, начиная с первой клеточки. Каждый символ пишите в отдельной клеточке в соответствии с приведенными образцами.
 
 
 B3
 
 
 
 У исполнителя Утроитель две команды, которым присвоены номера:
 
 1. вычти 2
 
 2. умножь на три
 
 Первая из них уменьшает число на экране на 2, вторая – утраивает его. Запишите порядок команд в программе получения из 11 числа 13, содержащей не более 5 команд, указывая лишь номера команд. (Например, 21211 – это программа:
 
 умножь на три
 
 вычти 2
 
 умножь на три
 
 вычти 2
 
 вычти 2,
 
 которая преобразует число 2 в 8).
 
 (Если таких программ более одной, то запишите любую из них.)
 
 
 B6
 
 
 
 Цепочки символов (строки) создаются по следующему правилу:
 
 Первая строка состоит из одного символа – цифры «1».
 
 Каждая из последующих цепочек создается такими действиями: в начало записывается число – номер строки по порядку (для i-й строки ставится число «i»), далее дважды подряд записывается предыдущая строка.
 
 Вот первые 4 строки, созданные по этому правилу:
 
 (1) 1
 
 (2) 211
 
 (3) 3211211
 
 (4) 432112113211211
 Сколько раз встречается цифра «1» в первых семи строках (суммарно)?
 
 Инструкция по проверке и оценке работ учащихся по информатике
 ЧАСТЬ 1 ЧАСТЬ 2
 
 
     | №
 
 | Ответ
 
 |   | В1
 
 | 3,7,21
 
 |   | В2
 
 | 10
 
 |   | В3
 
 | 11121
 
 |   | В4
 
 | 3124
 
 |   | В5
 
 | 625
 
 |   | В6
 
 | 127
 
 |   | В7
 
 | ЖГБВАЕД
 
 |   | В8
 
 | БВАГ
 
 |  
 
       | № задания
 
 | Ответ
 
 | № задания
 
 | Ответ
 
 |   | А1
 
 | 1
 
 | А11
 
 | 1
 
 |   | А2
 
 | 3
 
 | А12
 
 | 3
 
 |   | А3
 
 | 1
 
 | А13
 
 | 2
 
 |   | А4
 
 | 4
 
 | А14
 
 | 4
 
 |   | А5
 
 | 3
 
 | А15
 
 | 2
 
 |   | А6
 
 | 2
 
 | А16
 
 | 1
 
 |   | А7
 
 | 4
 
 | А17
 
 | 3
 
 |   | А8
 
 | 4
 
 | А18
 
 | 2
 
 |   | А9
 
 | 2
 
 | А19
 
 | 4
 
 |   | А10
 
 | 4
 
 | А20
 
 | 4
 
 |  
 
 
 
 
 | 
 |  |