|
Рабочая программа по элективному учебному курсу «Решение задач егэ на программирование» Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
средняя общеобразовательная школа № 10 «Успех» г. о. Самара
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
по элективному учебному курсу
«Решение задач ЕГЭ на программирование»
10 класс (17 ч.) (базовый уровень)
2013 - 2014 учебный год
Учитель информатики: Калюжная И. А.
Самара,
2014 г.
Пояснительная записка
Цель курса: получение представления о сложности заданий ЕГЭ по информатике и наработка опыта решения задач на программирование.
Задачи курса. Для реализации поставленной цели необходимо решить следующие задачи:
сформировать:
положительное отношение к процедуре контроля в формате единого государственного экзамена;
представление о структуре и содержании контрольных измерительных материалов по предмету; назначении заданий различного типа (с выбором ответа, с кратким ответом, с развернутым ответом);
сформировать умения:
работать с инструкциями, регламентирующими процедуру проведения экзамена в целом;
эффективно распределять время на выполнение заданий различных типов;
правильно оформлять решения заданий с развернутым ответом.
Программа данного элективного курса (курса по выбору учащихся) ориентирована на систематизацию знаний и умений по курсу информатики и информационно-коммуникационных технологий (ИКТ) для подготовки к сдаче единого государственного экзамена.
Поскольку курс предназначен для тех, кто определил информатику как сферу своих будущих профессиональных интересов либо в качестве основного направления, либо в качестве использования прикладного назначения курса, то его содержание представляет собой самостоятельный модуль, изучаемый в определенное время учебного года.
Количество часов в неделю: 1 час в неделю в течение полугода, всего 17 учебных часов.
Проверка знаний: тестирование по каждому разделу курса.
Итоговая аттестация проводится в форме тестирования с использованием тестовых материалов ЕГЭ по информатике.
Требования к знаниям и умениям учащихся.
В результате изучения курса учащиеся должны иметь представление о следующих понятиях:
о существующих методах измерения информации;
о моделировании, как методе научного познания.
Владеть фундаментальными знаниями по таким темам, как:
принципы кодирования;
понятие алгоритма, его свойств, способов записи;
основные алгоритмические конструкции;
основные элементы программирования.
В результате изучения курса учащиеся должны уметь:
использовать стандартные алгоритмические конструкции при программировании;
использовать необходимое программное обеспечение при решении задачи;
уметь писать программы, используя следующие стандартные алгоритмы:
суммирование массива;
проверка упорядоченности массива;
слияние двух упорядоченных массивов;
сортировка;
поиск заданной подстроки в последовательности символов;
поиск корня делением пополам;
поиск наименьшего делителя целого числа;
разложение целого числа на множители (простейший алгоритм);
умножение двух многочленов;
знать базовые механизмы работы в данной программной среде (язык программирования, интерфейс с операционной системой) и уметь их использовать в простейших ситуациях:
нарисовать на экране график синуса;
нарисовать на экране окружность;
подсчитать число символов и строк в файле;
подсчитать число файлов в данной директории (каталоге, папке);
реализовывать сложный алгоритм с использованием современных систем программирования.
Тематика занятий разработана по основным темам курса информатики и информационных технологий, объединенных в следующие тематические блоки: "Алгоритмизация и программирование" и «Технология программирования». Курс предусматривает отработку теоретических знаний, умений и навыков учащихся. Наибольшее внимание необходимо уделить отработке у учащихся навыков работы с тестами и тестовыми заданиями различных видов.
Содержание учебного курса I. Контрольно-измерительные материалы ЕГЭ по информатике ЕГЭ как форма независимой оценки уровня учебных достижений выпускников. Особенности проведения ЕГЭ по информатике. Специфика тестовой формы контроля. Виды тестовых заданий. Структура и содержание КИМов по информатике. Основные термины ЕГЭ. Классификация задач на программирование.
II. Алгоритмизация и программирование
Программирование в среде Turbo Pascal: инструментарий среды; информационная модель объекта; программы для реализации типовых конструкций алгоритмов (последовательного, циклического, разветвляющегося); понятия процедуры и модуля; процедура с параметрами; функции; инструменты логики при разработке программ, моделирование системы.
III. Технология программирования
Решение тренировочных задач на поиск и исправление ошибок в небольшом фрагменте программы. Решение задач средней сложности на составление собственной эффективной программы (30-50 строк).
УЧЕБНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН
№
п/п
| Название темы
| Количество часов
| Примечание
|
| I. Контрольно-измерительные материалы ЕГЭ по информатике
|
|
| 1
| Основные подходы к разработке контрольных измерительных материалов ЕГЭ по информатике.
| 1
|
|
| II. Алгоритмизация и программирование (9 часов)
|
|
| 2
| Алгоритмы, виды алгоритмов, описание алгоритмов. Формальное исполнение алгоритма.
| 1
|
| 3
| Использование основных алгоритмических конструкций: следование, ветвление.
| 1
|
| 4
| Использование основных алгоритмических конструкций: цикл.
| 1
|
| 5
| Работа с массивами (заполнение, считывание, поиск, сортировка, массовые операции и др.)
| 2
|
| 6
| Вспомогательные алгоритмы: функции и процедуры.
Файлы.
| 2
|
| 7
| Тренинг по решению задач частей А и В.
| 2
|
|
| III. Технология программирования
|
|
| 8
| Разбор заданий части С повышенного и высокого уровня сложности.
| 2
|
| 9
| Решение тренировочных задач
| 2
|
| 10
| Оценивание и выставление баллов
| 1
|
| 11
| Контрольная работа по решению одной из демонстрационных версий части С.
| 2
|
|
| Всего:
| 17 ч.
|
|
Список литературы
«Готовимся к ЕГЭ по информатике»: учебное пособие / Н.Н. Самылкина. – 3-е издание - М.:Бином. Лаборатория знаний, 2009.г.;
«Информатика и ИКТ»: учебник для 8 класса / Н.Д.Угринович. - 2-е изд.,-М.:Бином. Лаборатория знаний, 2012 г.;
«Информатика и ИКТ»: учебник для 9 класса / Н.Д.Угринович. - 2-е изд.,-М.:Бином. Лаборатория знаний, 2012 г.;
«Информатика и ИКТ. Базовый уровень»: учебник для 10 класса / Н.Д.Угринович. - 5-е изд.,-М.:Бином. Лаборатория знаний, 2012 г.;
«Информатика и ИКТ. Базовый уровень»: учебник для 11 класса / Н.Д.Угринович. - М.:Бином. Лаборатория знаний, 2012 г.;
«Преподавание курса “Информатика и ИКТ” в основной и старшей школе»/Методическое пособие для учителей /Н. Д. Угринович. - 2-е изд.,-М.:Бином. Лаборатория знаний, 2012 г;
Демонстрационный вариант ЕГЭ по информатике (2012 - 2013 г.г.).
«ЕГЭ. Информатика. Типовые тестовые задания.»: раздаточный материал/ П.Я. Якушкин – Экзамен, Москва, 2012 – 2013 гг.
Тренинг №1
Вариант 1
Часть 1
При выполнении заданий этой части в бланке ответов № 1 под номером выполняемого вами задания (А1–А18) поставьте знак « × » в клеточку, номер которой соответствует номеру выбранного вами ответа.
A6
Определите значение целочисленных переменных a и b после выполнения фрагмента программы (ниже представлена одна и та же программа, записанная на разных языках программирования):
Бейсик
| Паскаль
| Алгоритмический
| a=42 b=14 a=a\b b=a*b a=b\a
\ — стандартная операция, вычисляющая результат деления нацело первого аргумента на второй
| a:=42;
b:=14; a:=a div b; b:=a*b; a:=b div a; {div —
стандартная операция, вычисляющая результат деления нацело первого аргумента на второй}
| a:=42
b:=14 a:= div(a, b) b:= a*b a:= div(b, a) | div —
стандартная функция, вычисляющая результат деления нацело первого аргумента на второй|
|
1)
| a = 42, b = 14
| 2)
| a = 1, b = 42
| 3)
| a = 0, b = 588
| 4)
| a = 14, b = 42
|
A7
Значения двух массивов А[1..200] и В [1..200] задаются с помощью следующего фрагмента программы: Бейсик
| Паскаль
| Алгоритмический
| FOR n = 1 TO 200
A(n)=n+100
NEXT n
FOR n = 1 TO 200
B(n)=2*A(n)-500
NEXT n
| For n:=1 to 200 do
A[n]:=n+100;
for n:=1 то 200
B(n):=2*A[n]-500;
| нц для n от 1 до 200
A[n]=n+100
кц
нц для n от 1 до 200
B[n]=2*A(n)-500
кц
|
Сколько элементов массива В будут иметь положительный значения?
-
1)
| 50
| 2)
| 51
| 3)
| 149
| 4)
| 150
|
A12
Для составления цепочек разрешается использовать бусины 5 типов, обозначаемых буквами А, Б, В, Е, И. Каждая цепочка должна состоять из трех бусин, при этом должны соблюдаться следующие правила:
1)
| на первом месте стоит одна из букв: А, Е, И,
| 2)
| после гласной буквы в цепочке не может снова идти гласная, а после согласной – согласная,
| 3)
| последней буквой не может быть А.
| Какая из цепочек построена по этим правилам?
1)
| АИБ
| 2)
| ЕВА
| 3)
| БИВ
| 4)
| ИБИ
|
A19
Определите значение переменной a после выполнения фрагмента алгоритма:
Примечание: знаком * обозначено умножение, знаком := обозначена операция присваивания.
А20
В приведенном ниже фрагменте алгоритма, записанном на алгоритмическом языке, переменные a, b, c имеют тип «строка», а переменные i, k – тип «целое». Используются следующие функции:
Длина (a) – возвращает количество символов в строке a. (Тип «целое»)
Извлечь (a, i) – возвращает i-тый (слева) символ в строке a. (Тип «строка»)
Склеить (a, b) – возвращает строку, в которой записаны сначала все символы строки a, а затем все символы строки b. (Тип «строка»)
Значения строк записываются в одинарных кавычках (Например, a := ‘дом’).
Фрагмент алгоритма:
i := Длина (a)
k := 2
b := ‘А’
пока i > 0
нц
c := Извлечь (a, i)
b := Склеить (b, c)
i := i – k
кц
b := Склеить (b, ‘Т’)
| Какое значение будет у переменной b после выполнения вышеприведенного фрагмента алгоритма, если значение переменной a было ‘ПОЕЗД’?
1)
| ‘АДЕПТ’
| 2)
| ‘АДЗЕОП’
| 3)
| ‘АДТЕТПТ’
| 4)
| ‘АДЗОТ’
| Часть 2
Ответом к заданиям этой части (В1–В8) является набор символов, которые следует записать в бланк ответов № 1 справа от номера соответствующего задания, начиная с первой клеточки. Каждый символ пишите в отдельной клеточке в соответствии с приведенными образцами.
B3
У исполнителя Утроитель две команды, которым присвоены номера:
1. вычти 1
2. умножь на 3
Первая из них уменьшает число на экране на 1, вторая – увеличивает его в три раза.
Запишите порядок команд в программе получения из числа 3 числа 16, содержащей не более 5 команд, указывая лишь номера команд.
(Например, программа 21211 это программа)
умножь на 3
вычти 1
умножь на 3
вычти 1
вычти 1
которая преобразует число 1 в 4.)
B6
Строки (цепочки символов) создаются по следующему правилу.
Первая строка состоит из одного символа — цифры «1». Каждая из последующих цепочек создается такими действиями: в очередную строку дважды записывается предыдущая цепочка цифр (одна за другой, подряд), а в конец приписывается ещё одно число — номер строки по порядку (на i-м шаге дописывается число «i»).
Вот первые 4 строки, созданные по этому правилу:
(1) 1
(2) 112
(3) 1121123
(4) 112112311211234
Сколько раз в общей сложности встречаются в восьмой строке нечётные цифры (1, 3, 5, 7, 9)? Не забудьте перенести все ответы в бланк ответов № 1. Вариант 1
Инструкция по проверке и оценке работ учащихся
по информатике и ИКТ
ЧАСТЬ 1 ЧАСТЬ 2
№ задания
| Ответ
| № задания
| Ответ
| А1
| 4
| А11
| 3
| А2
| 1
| А12
| 4
| А3
| 3
| А13
| 2
| А4
| 3
| А14
| 3
| А5
| 3
| А15
| 3
| А6
| 4
| А16
| 2
| А7
| 1
| А17
| 1
| А8
| 4
| А18
| 3
| А9
| 1
| А19
| 2
| А10
| 2
| А20
| 1
|
№
| Ответ
| В1
| 3
| В2
| 3
| В3
| 12211
| В4
| Коля
| В5
| 60
| В6
| 170
| В7
| ГВЖЕДБА
| В8
| 4231
|
Вариант 2
Часть 1
При выполнении заданий этой части в бланке ответов № 1 под номером выполняемого вами задания (А1–А18) поставьте знак « × » в клеточку, номер которой соответствует номеру выбранного вами ответа.
A6
Определите значение целочисленных переменных a и b после выполнения фрагмента программы:
Бейсик
| Паскаль
| Алгоритмический
| a = 1819 b = (a \ 100) * 10 + 9 a = (10*b – a) MOD 100 '\ и MOD – операции, вычисляющие результат деления нацело первого аргумента на второй и остаток от деления соответственно
| a:= 1819; b:= (a div 100)*10+9; a:= (10*b–a) mod 100; {div и mod – операции, вычисляющие результат деления нацело первого аргумента на второй и остаток от деления соответственно}
| a:= 1819 b:= div(a,100)*10+9 a:= mod(10*b – a,100) |div и mod – функции, вычисляющие результат деления нацело первого аргумента на второй и остаток от деления соответственно|
|
1)
| a = 81, b = 199
| 2)
| a = 81, b = 189
| 3)
| a = 71, b = 199
| 4)
| a = 71, b = 189
| A7
Значения двух массивов А[1..300] и В [1..300] задаются с помощью следующего фрагмента программы:
Бейсик
| Паскаль
| Алгоритмический
| FOR n = 1 TO 300
A(n)=100-n
NEXT n
FOR n = 1 TO 300
B(n)=2*A(n)+1
NEXT n
| For n:=1 to 300 do
A[n]:=100-n;
for n:=1 то 300
B(n):=2*A[n]+1;
| нц для n от 1 до 300
A[n]=100-n
кц
нц для n от 1 до 300
B[n]=2*A(n)+1
кц
|
Сколько элементов массива В будут иметь положительный значения?
-
1)
| 99
| 2)
| 100
| 3)
| 200
| 4)
| 201
| A12
Для составления цепочек используются бусины, помеченные буквами: A, B, C, D, E. На первом месте в цепочке стоит одна из бусин A, C, E. На втором – любая гласная, если первая буква согласная, и любая согласная, если первая гласная. На третьем месте – одна из бусин C, D, E, не стоящая в цепочке на первом месте.
Какая из перечисленных цепочек создана по этому правилу?
1)
| CBE
| 2)
| ADD
| 3)
| ECE
| 4)
| EAD
|
A19
Определите значение переменной c после выполнения фрагмента алгоритма: Примечание: знаком * обозначено умножение, знаком := обозначена операция присваивания.
А20
В приведенном ниже фрагменте алгоритма, записанном на алгоритмическом языке, переменные a, b, c имеют тип «строка», а переменные i, k – тип «целое». Используются следующие функции:
Длина (a) – возвращает количество символов в строке a. (Тип «целое»)
Извлечь (a, i) – возвращает i-тый (слева) символ в строке a. (Тип «строка»)
Склеить (a, b) – возвращает строку, в которой записаны сначала все символы строки a, а затем все символы строки b. (Тип «строка»)
Значения строк записываются в одинарных кавычках (Например, a := ‘дом’).
Фрагмент алгоритма: n := Длина (a)
k := 2
b := ‘Р’
пока i < n
нц
c := Извлечь (a, i)
b := Склеить (b, c)
i := i + k
кц
b := Склеить (b, ‘ДА’)
|
Какое значение будет у переменной b после выполнения вышеприведенного фрагмента алгоритма, если значение переменной a было ‘МОТОР’?
1)
| ‘РМТДА’
| 2)
| ‘РОТОДА’
| 3)
| ‘РОТОМДА’
| 4)
| ‘РОТОНДА’
| Часть 2
Ответом к заданиям этой части (В1–В8) является набор символов, которые следует записать в бланк ответов № 1 справа от номера соответствующего задания, начиная с первой клеточки. Каждый символ пишите в отдельной клеточке в соответствии с приведенными образцами.
B3
У исполнителя Квадратор две команды, которым присвоены номера:
1. возведи в квадрат;
2. прибавь 1.
Первая из них возводит число на экране в квадрат, вторая – увеличивает его на 1.
Запишите порядок команд в программе получения из числа 1 числа 10, содержащей не более 4 команд, указывая лишь номера команд.
(Например, программа 12122 это программа:
возведи в квадрат;
прибавь 1
возведи в квадрат;
прибавь 1
прибавь 1
которая преобразует число 1 в 6.)
B6
Цепочки символов (строки) создаются по следующему правилу.
Первая строка состоит из одного символа — цифры «1».
Каждая из последующих цепочек создаётся следующими действиями: в начало записывается число — номер строки по порядку (для i й строки записывается число «i»), далее дважды подряд записывается предыдущая строка.
Вот первые 4 строки, созданные по этому правилу:
1
211
3211211
432112113211211
Сколько раз встречаются в восьмой строке чётные цифры (суммарно)?
Не забудьте перенести все ответы в бланк ответов № 1. Инструкция по проверке и оценке работ учащихся
по информатике и ИКТ
ЧАСТЬ 1
ЧАСТЬ 2 №
| Ответ
| В1
| 4
| В2
| 9
| В3
| 2212
| В4
| 1423
| В5
| 2400
| В6
| 85
| В7
| ЖГДВАБЕ
| В8
| 2314
|
№ задания
| Ответ
| № задания
| Ответ
| А1
| 3
| А11
| 4
| А2
| 3
| А12
| 2
| А3
| 3
| А13
| 4
| А4
| 1
| А14
| 3
| А5
| 4
| А15
| 2
| А6
| 4
| А16
| 2
| А7
| 2
| А17
| 2
| А8
| 2
| А18
| 4
| А9
| 4
| А19
| 3
| А10
| 4
| А20
| 1
|
Тренинг №2
Часть 1
При выполнении заданий этой части в бланке ответов № 1 под номером выполняемого вами задания (А1 – А20) поставьте знак « » в клеточку, номер которой соответствует номеру выбранного вами ответа.
A6
Определите значение переменной m после выполнения фрагмента алгоритма. Примечание: знаком := обозначена операция присваивания.
A7
Определите значение целочисленных переменных a и b после выполнения фрагмента программы:
Бейсик
| Паскаль
| Алгоритмический
| a = 3 + 8 * 4 b = (a \ 10) + 14 a = (b MOD 10) + 2 '\ и MOD – операции, вычисляющие результат деления нацело первого аргумента на второй и остаток от деления соответственно
| a:= 3 + 8*4; b:= (a div 10) + 14; a:= (b mod 10) + 2; {div и mod – операции, вычисляющие результат деления нацело первого аргумента на второй и остаток от деления соответственно}
| a:= 3 + 8*4 b:= div(a,10) + 14 a:= mod(b, 10) + 2 |div и mod – функции, вычисляющие результат деления нацело первого аргумента на второй и остаток от деления соответственно|
|
1)
| a = 0, b = 18
| 2)
| a = 11, b = 19
| 3)
| a = 10, b = 18
| 4)
| a = 9, b = 17
|
A8
Значения двух массивов A[1..100] и B[1..100] задаются с помощью следующего фрагмента программы: Бейсик
| Паскаль
| Алгоритмический
| FOR n=1 TO 100 A(n)=(n-80)*(n-80) NEXT n FOR n=1 TO 100 B(101-n)=A(n) NEXT n
| for n:=1 to 100 do A[n]:= (n-80)*(n-80); for n:=1 to 100 do B[101-n]:=A[n];
| нц для n от 1 до 100 A[n]=(n-80)*(n-80) кц нц для n от 1 до 100 B[101-n]=A[n] кц
| Какой элемент массива B будет наибольшим?
1)
| B[1]
| 2)
| B[21]
| 3)
| B[80]
| 4)
| B[100]
|
В формировании цепочки из четырех бусин используются некоторые правила: в конце цепочки стоит одна из бусин Р, N, Т, O. На первом – одна из бусин P, R, T, O, которой нет на третьем месте. На третьем месте – одна из бусин O, P, T, не стоящая в цепочке последней. Какая из перечисленных цепочек могла быть создана с учетом этих правил?
1)
| PORT
| 2)
| TTTO
| 3)
| TTOO
| 4)
| OOPO
| A20
Система команд исполнителя РОБОТ, «живущего» в прямоугольном лабиринте на клетчатой плоскости:
вверх
| вниз
| влево
| вправо
| При выполнении любой из этих команд РОБОТ перемещается на одну клетку соответственно: вверх ↑, вниз ↓, влево ←, вправо →.
Четыре команды проверяют истинность условия отсутствия стены у каждой стороны той клетки, где находится РОБОТ:
|
| сверху свободно
| снизу свободно
| слева свободно
| справа свободно
| Цикл ПОКА < условие > команда
выполняется, пока условие истинно, иначе происходит переход на следующую строку.
Сколько клеток лабиринта соответствуют требованию, что, выполнив предложенную программу, РОБОТ остановится в той же клетке, с которой он начал движение?
НАЧАЛО
ПОКА < справа свободно > вправо
ПОКА < сверху свободно > вверх
ПОКА < слева свободно > влево
ПОКА < снизу свободно > вниз
КОНЕЦ
Часть 2 Ответом к заданиям этой части (В1 – В8) является набор символов, которые следует записать в бланк ответов № 1 справа от номера соответствующего задания, начиная с первой клеточки. Каждый символ пишите в отдельной клеточке в соответствии с приведенными образцами.
B3
У исполнителя Утроитель две команды, которым присвоены номера:
1. вычти 2
2. умножь на три
Первая из них уменьшает число на экране на 2, вторая – утраивает его. Запишите порядок команд в программе получения из 11 числа 13, содержащей не более 5 команд, указывая лишь номера команд. (Например, 21211 – это программа:
умножь на три
вычти 2
умножь на три
вычти 2
вычти 2,
которая преобразует число 2 в 8).
(Если таких программ более одной, то запишите любую из них.)
B6
Цепочки символов (строки) создаются по следующему правилу:
Первая строка состоит из одного символа – цифры «1».
Каждая из последующих цепочек создается такими действиями: в начало записывается число – номер строки по порядку (для i-й строки ставится число «i»), далее дважды подряд записывается предыдущая строка.
Вот первые 4 строки, созданные по этому правилу:
(1) 1
(2) 211
(3) 3211211
(4) 432112113211211 Сколько раз встречается цифра «1» в первых семи строках (суммарно)?
Инструкция по проверке и оценке работ учащихся по информатике ЧАСТЬ 1 ЧАСТЬ 2
№
| Ответ
| В1
| 3,7,21
| В2
| 10
| В3
| 11121
| В4
| 3124
| В5
| 625
| В6
| 127
| В7
| ЖГБВАЕД
| В8
| БВАГ
|
№ задания
| Ответ
| № задания
| Ответ
| А1
| 1
| А11
| 1
| А2
| 3
| А12
| 3
| А3
| 1
| А13
| 2
| А4
| 4
| А14
| 4
| А5
| 3
| А15
| 2
| А6
| 2
| А16
| 1
| А7
| 4
| А17
| 3
| А8
| 4
| А18
| 2
| А9
| 2
| А19
| 4
| А10
| 4
| А20
| 4
|
|
|
|