| ТРЕБОВАНИЯ К УРОВНЮ ПОДГОТОВКИ УЧАЩИХСЯ Я К УРОВНЮ ПОДГОТОВКИ ВЫУСКНИКОВ
 
 В результате изучения химии ученик должен
 
 знать/понимать
 
 химическую символику: знаки химических элементов, формулы химических веществ и уравнения химических реакций;
 
 важнейшие химические понятия: химический элемент, атом, молекула, относительные атомная и молекулярная массы, ион, химическая связь, вещество, классификация веществ, моль, молярная масса, молярный объем, химическая реакция, классификация реакций, электролит и неэлектролит, электролитическая диссоциация, окислитель и восстановитель, окисление и восстановление;
 
 основные законы химии: сохранения массы веществ, постоянства состава, периодический закон;
 
 уметь
 
 называть: химические элементы, соединения изученных классов;
 
 объяснять: физический смысл атомного (порядкового) номера химического элемента, номеров группы и периода, к которым элемент принадлежит в периодической системе Д.И. Менделеева; закономерности изменения свойств элементов в пределах малых периодов и главных подгрупп; сущность реакций ионного обмена;
 
 характеризовать: химические элементы (от водорода до кальция) на основе их положения в периодической системе Д.И.Менделеева и особенностей строения их атомов; связь между составом, строением и свойствами веществ; химические свойства основных классов неорганических веществ;
 
 определять: состав веществ по их формулам, принадлежность веществ к определенному классу соединений, типы химических реакций, валентность и степень окисления элемента в соединениях, тип химической связи в соединениях, возможность протекания реакций ионного обмена;
 
 составлять: формулы неорганических соединений изученных классов; схемы строения атомов первых 20 элементов периодической системы Д.И.Менделеева; уравнения химических реакций;
 
 обращаться с химической посудой и лабораторным оборудованием;
 
 распознавать опытным путем: кислород, водород, углекислый газ, аммиак; растворы кислот и щелочей, хлорид-, сульфат-, карбонат-ионы;
 
 вычислять: массовую долю химического элемента по формуле соединения; массовую долю вещества в растворе; количество вещества, объем или массу по количеству вещества, объему или массе реагентов или продуктов реакции;
 
 использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:
 
 безопасного обращения с веществами и материалами;
 
 экологически грамотного поведения в окружающей среде;
 
 оценки влияния химического загрязнения окружающей среды на организм человека;
 
 критической оценки информации о веществах, используемых в быту;
 
 приготовления растворов заданной концентрации.
 
 ПРИЛОЖЕНИЕ
 Практическая работа №1
 
 Правила техники безопасности при работе в химическом кабинете. Приёмы обращения с лабораторным оборудованием и нагревательными приборами
 
 Цель: познакомиться с правилами техники безопасности при работе в химической лаборатории и лабораторным оборудованием.
 
 Оборудование: лабораторный штатив, спиртовка, держатель, пробирка, круглодонная и коническая колбы, спички.
 
 Инструкция по технике безопасности:
 
 Если зажечь спиртовку сразу же после снятия колпачка, загорается плёнка спирта на горлышке спиртовки как раз на том месте, где колпачок прилегает к горлышку. Пламя проникает под диск с трубкой, и пары спирта внутри резервуара загораются. Может произойти взрыв и выброс диска вместе с фитилём. Чтобы избежать этого, приподнимите на несколько секунд диск с фитилём для удаления паров. Если случится воспламенение паров, быстро отставьте в сторону предметы (тетрадь для практических работ) и позовите учителя.
 
 Зажжённую спиртовку нельзя переносить с места на место, нельзя также зажигать одну спиртовку непосредственно от другой. Для зажигания спиртовки пользуйтесь спичками.
 
 Гасить спиртовку можно только одним способом – накрыть пламя фитиля колпачком. Колпачок должен находиться всегда под рукой.
 
 Опыт №1. Знакомство с лабораторным оборудованием. а) Устройство лабораторного штатива\ б) Приёмы работы со спиртовкой
 Практическая работа №2
 
 Наблюдение за изменениями, происходящими с горящей свечой, их описание
 
 Цель: наблюдать физические и химические явления при горении свечи.
 
 Оборудование: предметное стекло, свеча, спички, сухая пробирка, держатель.
 
 Инструкция по технике безопасности:
 
 Стекло – хрупкий материал, имеющий малое сопротивление при ударе и незначительную прочность при изгибе. Категорически запрещается использовать посуду, имеющую трещины и отбитые края.
 
 Пробирку закрепляют в держателе так, чтобы от горлышка пробирки до держателя было расстояние 1 – 1, 5 см.
 
 Предметное стекло вначале прогревают полностью, а затем вносят в зону тёмного конуса горящей свечи.
 
 Первая помощь при ожогах:
 
 Ожог первой степени обрабатывают этиловым спиртом, затем, для снятия болевых ощущений, глицерином и накладывают сухую стерильную повязку. Во всех остальных случаях накладывают стерильную повязку после охлаждения места ожога и обращаются в медпункт.
 
 Первая помощь при порезах:
 
 а) в первую очередь, необходимо остановить кровотечение (давящая повязка, пережатие сосуда);
 
 б) если рана загрязнена, грязь удаляют только вокруг неё, но ни в коем случае – из глубинных слоёв раны. Кожу вокруг раны обеззараживают йодной настойкой или раствором бриллиантовой зелени;
 
 в) после обработки рану закрывают стерильной салфеткой так, чтобы перекрыть края раны, и плотно прибинтовывают обычным бинтом;
 
 г) после получения первой помощи обратиться в медпункт.
 
 Опыт №1. Физические явления при горении свечи.
 
 Зажгите свечу. Вы увидите, как начинает таять парафин около фитиля, образуя круглую лужицу. Какой процесс здесь имеет место?
 
 Опыт №2. Обнаружение продуктов горения в пламени.
 
 Возьмите предметное стекло, закрепите в держателе (т/б), внесите в зону тёмного конуса горящей свечи и подержите 3 – 5 с. Быстро поднимите стекло, посмотрите на нижнюю плоскость. Объясните, что там появилось.
 
 Сухую пробирку закрепите в держателе (т/б), переверните вверх дном и держите над пламенем до запотевания. Объясните наблюдаемое явление.
 Практическая работа №3
 
 Анализ почвы и воды
 
 Цель: определить состав почвы, научиться фильтровать и выпаривать жидкость.
 
 Оборудование: две пробирки, воронка, бумажный фильтр, стеклянная палочка, предметное стекло, спиртовка, стеклянный цилиндр с водой, пробка, универсальная индикаторная бумага.
 
 Инструкция по технике безопасности:
 
 Если зажечь спиртовку сразу же после снятия колпачка, загорается плёнка спирта на горлышке спиртовки как раз на том месте, где колпачок прилегает к горлышку. Пламя проникает под диск с трубкой, и пары спирта внутри резервуара загораются. Может произойти взрыв и выброс диска вместе с фитилём. Чтобы избежать этого, приподнимите на несколько секунд диск с фитилём для удаления паров. Если случится воспламенение паров, быстро отставьте в сторону предметы (тетрадь для практических работ) и позовите учителя.
 
 Зажжённую спиртовку нельзя переносить с места на место, нельзя также зажигать одну спиртовку непосредственно от другой. Для зажигания спиртовки пользуйтесь спичками.
 
 Гасить спиртовку можно только одним способом – накрыть пламя фитиля колпачком. Колпачок должен находиться всегда под рукой.
 
 Предметное стекло закрепляется в держателе у одного из его краёв аккуратно. При этом учитывается, что стекло – хрупкий материал и может треснуть, если на него сильно надавить.
 
 В процессе выпаривания воды из почвенной вытяжки вначале прогревается всё предметное стекло, а затем капля жидкости на нём.
 
 Первая помощь при порезах:
 
 а) в первую очередь, необходимо остановить кровотечение (давящая повязка, пережатие сосуда);
 
 б) если рана загрязнена, грязь удаляют только вокруг неё, но ни в коем случае – из глубинных слоёв раны. Кожу вокруг раны обеззараживают йодной настойкой или раствором бриллиантовой зелени;
 
 в) после обработки рану закрывают стерильной салфеткой так, чтобы перекрыть края раны, и плотно прибинтовывают обычным бинтом;
 
 г) после получения первой помощи обратиться в медпункт.
 
 Первая помощь при ожогах:
 
 Ожог первой степени обрабатывают этиловым спиртом, затем, для снятия болевых ощущений, глицерином и накладывают сухую стерильную повязку. Во всех остальных случаях накладывают стерильную повязку после охлаждения места ожога и обращаются в медпункт.
 
 Опыт №1. Механический анализ почвы.
 
 В пробирку помещена почва. Прилейте к ней воду, объём которой должен быть в 3 раза больше объёма почвы. Закройте пробирку пробкой и тщательно встряхивайте 1 – 2 минуты. Наблюдайте за осадком частиц почвы и структурой осадков. Опишите и объясните свои наблюдения.
 
 Опыт №2. Получение почвенного раствора и опыты с ним.
 
 Приготовьте бумажный фильтр, вставьте его в чистую пробирку и профильтруйте полученную в первом опыте смесь почвы и воды. Перед фильтрованием смесь не следует встряхивать. Почва останется на фильтре, а собранный в пробирке фильтрат представляет собой почвенную вытяжку (почвенный раствор).
 
 Несколько капель этого раствора с помощью стеклянной палочки поместите на предметное стекло и подержите его над пламенем спиртовки (т/б) до выпаривания воды. Что наблюдаете? Объясните.
 
 Возьмите универсальную индикаторную бумагу, нанесите на неё стеклянной палочкой почвенный раствор. Сделайте вывод по результатам своих наблюдений.
 
 Опыт №3. Определение прозрачности воды.
 
 Практическая работа №5
 
 Признаки химических реакций
 
 Цель: рассмотреть примеры химических реакций и выявить их признаки.
 
 Оборудование: пробирки, медная проволока, спиртовка, оксид меди (II), раствор серной кислоты, мрамор, раствор соляной кислоты, растворы хлорида железа (III) и роданида калия, растворы сульфата натрия и хлорида бария.
 
 Инструкция по технике безопасности:
 
 Если зажечь спиртовку сразу же после снятия колпачка, загорается плёнка спирта на горлышке спиртовки как раз на том месте, где колпачок прилегает к горлышку. Пламя проникает под диск с трубкой, и пары спирта внутри резервуара загораются. Может произойти взрыв и выброс диска вместе с фитилём. Чтобы избежать этого, приподнимите на несколько секунд диск с фитилём для удаления паров. Если случится воспламенение паров, быстро отставьте в сторону предметы (тетрадь для практических работ) и позовите учителя.
 
 Зажжённую спиртовку нельзя переносить с места на место, нельзя также зажигать одну спиртовку непосредственно от другой. Для зажигания спиртовки пользуйтесь спичками.
 
 Гасить спиртовку можно только одним способом – накрыть пламя фитиля колпачком. Колпачок должен находиться всегда под рукой.
 
 Кислоты – едкие вещества. Разрушают и раздражают кожу, слизистые оболочки.
 
 Наливать кислоту надо так, чтобы при наклоне склянки этикетка, во избежание её порчи, оказывалась сверху.
 
 Соединения меди в виде пыли при попадании на кожу, особенно в местах микротравм, могут вызвать раздражения, привести к аллергии в лёгкой форме.
 
 Работать с соединениями бария нужно так, чтобы не допустить попадания их в рот, так как они токсичны. Для получения тяжёлого отравления достаточно дозы массой менее 0,5г. После завершения работы тщательно помыть руки с мылом под проточной водой.
 
 Первая помощь при порезах:
 
 а) в первую очередь, необходимо остановить кровотечение (давящая повязка, пережатие сосуда);
 
 б) если рана загрязнена, грязь удаляют только вокруг неё, но ни в коем случае – из глубинных слоёв раны. Кожу вокруг раны обеззараживают йодной настойкой или раствором бриллиантовой зелени;
 
 в) после обработки рану закрывают стерильной салфеткой так, чтобы перекрыть края раны, и плотно прибинтовывают обычным бинтом;
 
 г) после получения первой помощи обратиться в медпункт.
 
 Первая помощь при ожогах:
 
 Ожог первой степени обрабатывают этиловым спиртом, затем, для снятия болевых ощущений, глицерином и накладывают сухую стерильную повязку. Во всех остальных случаях накладывают стерильную повязку после охлаждения места ожога и обращаются в медпункт.
 
 Первая помощь при попадании кислоты на кожу рук:
 
 Попавшие на кожу капли кислоты стряхните и тщательно смойте большим количеством воды, а затем обработайте поражённую поверхность 2% раствором питьевой соды.
 
 Первая помощь при отравлении солями бария:
 
 Промыть желудок 1% раствором сульфата натрия или сульфата магния.
 
 Работаете по инструкции, приведённой в учебнике.
 
 Практическая работа №4
 
 Приготовление раствора сахара и определение массовой доли его в растворе
 
 Цель: приготовить раствор  сахара
 
 Оборудование: сахар, вода, цилиндр, лабораторные весы.
 
 Практическая часть выполняется по инструкции в учебнике (стр. 185)
 
 Практическая работа: №6 по инструкции учебника (стр: 237), №7 (стр.240)
 
 
 
 |